ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A KEY FACTOR OF MAINTAINING LONG-TERM ECONOMIC GROWTH OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (55), 2021

Section  Investments

Publication text (PDF):Download

UDK: 338.47

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Pavliv Anastasiya Ivanovna,

Lecturer at the Department of Management and Trade,

Krasnodar Cooperative Institute (branch),

Russian University of Cooperation,

Krasnodar, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-2-93-102

PAGES: from 93 to 102

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: investments, transport infrastructure, economic growth, highways, seaports, air transportation, railway modernization, efficiency.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article shows the importance of transport infrastructure as a key factor in long-term economic growth in the region. The analysis of investment in the transport infrastructure of the Republic of Crimea is presented and the main directions of investment of financial resources are determined. The general features of significant conditions in the formation and maintenance of infrastructure facilities are highlighted. One of the basic industries of the Republic of Crimea, transport infrastructure, has been investigated, in the context of which the state and prospects for the development of automobile, sea, air, and railway infrastructure have been assessed. The automotive transport sector is analyzed in more depth as the most significant for the Republic of Crimea. For the further progressive development of the region, tools are outlined that can be used for the development of transport infrastructure, ensuring the long-term economic growth of the region.

ВВЕДЕНИЕ

Многие ученые и эксперты полагают, что инвестирование в транспортную инфраструктуру с целью достижения экономического роста в регионе представляет собой наиболее действенное направление в решении задач социально-экономического развития региона в целом [3–6, 8, 10–14]. Инвестиции в транспортную инфраструктуру в краткосрочной перспективе способствуют созданию новых рабочих мест, а также решению социальных вопросов так как стимулируют экономическую активность населения, которая всегда сопровождается ростом его доходов, в среднесрочной перспективе стимулируют экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создают такой эффект, при котором заметно сокращаются издержки в целом, а экономика имеет достаточно высокие показатели роста, способствуя тем самым улучшению качества жизни населения.

Влияние негативных внешних факторов на национальную экономику вызывает необходимость развития внутренней рыночной системы, что возможно только в том случае, если в стране достаточно развита инфраструктура. Вложения в транспортную инфраструктуру способствуют более быстрой диверсификации экономики, поэтому участие и поддержка государства в данном направлении являются необходимым условием успешного социально-экономического развития страны в целом и регионов, в частности.

В национальном проекте «Безопасные качественные дороги» обоснована целесообразность всестороннего развития транспортной инфраструктуры и определены основные направления её развития с учётом поэтапного финансового обеспечения. В рамках данного проекта выполняется федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть», в котором в 2021 году запланированы работы почти на 5,7 тыс. объектов, включая объекты строительства и реконструкцию. Куратором национального проекта в феврале 2020 года назначен вице-премьер Марат Хуснуллин. Персональная ответственность за эффективность реализации национального проекта куратора и других лиц должна способствовать рациональному использованию финансовых средств, а соответственно и качественному проведению комплекса мероприятий в рамках проекта.

Значение транспортной инфраструктуры и развитие инвестиционного процесса в данной сфере рассматривались многими учёными. Однако в контексте исследования транспортной составляющей в обеспечении экономического роста в регионах с учётом их специфических особенностей данная тема проработана недостаточно.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование транспортной сети Республики Крым, возможности инвестирования в региональную транспортную структуру, выявление резервных возможностей для повышения эффективности инвестиций в эту сферу, а также обоснование развития инвестиционного процесса как основы для экономического роста в стране.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В нашей стране формирование и поддержка инфраструктурных объектов всегда сталкивались с определенными трудностями. В рыночных условиях, как и в советское время, финансирование осуществляется в большей степени за счет государства и размер этих средств, поступающих из бюджета, недостаточен. Объекты, которые были построены столетия назад, заметно стареют, изнашиваясь и требуя модернизации. При этом мы можем наблюдать нехватку вложений в высокотехнологичные и специализированные комплексы, а также в авто- и железнодорожную инфраструктуру, что может заметно увеличивать транспортные издержки и способствовать нерациональному задействованию мощностей. В России один из самых низких показателей инвестирования в транспортную инфраструктуру. Инвестиции в строительство и модернизацию автомобильных дорог составляют не более 40–45 % от общего объёма вложений в инфраструктуру. В Канаде, США, Франции, Австралии эти показатели намного выше. Около 70–80 % инвестиций направляются на строительство новых дорог. Поскольку развитие инфраструктуры способно оказывать положительное влияние на рыночную конкуренцию, экономический рост территориальных образований, а также развитие предпринимательской деятельности, внедрение инновационных технологий, то требуется разработка методов решения указанных задач главным образом за счет инвестиций [9].

В России общий размер инвестиций в инфраструктуру составляет в среднем 2,2 % от ВВП, что ниже среднемирового уровня. Указанных средств недостаточно даже для умеренного развития инфраструктуры и поступательного улучшения ее качества, тем более для опережающего развития. Однако, следует отметить, что в 2020 году вложения в инфраструктуру составили 2,36 трлн. рублей, что на 10,5 % больше по сравнению с 2019 годом. В том числе были увеличены инвестиции в транспорт [15].

Взамен крупным проектам, к примеру, подобно строительству инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи, появляются менее капиталоемкие и масштабные: строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Южный поток», строительство платных дорог (дорога Москва-Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр и др.) на основе концессии.

По оценкам экспертов, объем частных инвестиций в инфраструктуру до 2021 года может увеличиться до 25–40 млрд долл. Безусловно, самой популярной и капиталоемкой сферой здесь является транспорт. При этом основная нагрузка ложится на дорожное строительство (45 %), железнодорожный транспорт и метро (20 %), трубопроводный транспорт (30 %) и порты и аэропорты (5 %) [9].

Подобные тенденции наблюдаются и в Республике Крым, однако в указанном регионе присутствуют и значительные отличия.

Так, согласно положениям федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» в качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития определены:

  • недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов;
  • отсутствие международного авиасообщения;
  • неравномерность размещения, имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий [1].

Указанные ограничения напрямую связаны с состоянием инфраструктуры и впоследствии окажут существенное влияние на социально-экономическое развитие региона и привлечение новых инвесторов на полуостров.

Для Республики Крым одной из базовых отраслей традиционно является транспортная инфраструктура, что связано с наличием физико-географических, природно-климатических и исторических особенностей развития полуострова. Однако, опыт летних сезонов последних лет вскрыл недостаток имеющихся мощностей. Определяющими факторами были невысокая плотность и низкое качество автомобильных и железных дорог, требующих капитального ремонта, а также физически изношенная и морально устаревшая техника, не способная отвечать современным требованиям инфраструктуры морских портов и аэропортов. Даже с учётом введённых ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции недостаточное развитие транспортной инфраструктуры негативно повлияло на качественные показатели курортного сезона и на экономику региона в целом.

Для Республики Крым важную роль играет транспортная инфраструктура. Туристская деятельность как одна из наиболее доходных сфер экономики региона требует совершенствование инфраструктуры для обеспечения высокого уровня пассажиропотока, большая часть средств — 416,5 млрд. рублей из Федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» — была направлена именно на модернизацию транспортной инфраструктуры.

Сейчас в регионе происходит развитие транспортной сферы с поддержкой федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» и Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [1, 2].

Большое значение для Республики Крым имеют морские порты, которые по большей части занимаются транспортировкой различных грузов. Севастопольский и Ялтинский морские торговые порты в качестве основной специализации обслуживают пассажирские суда, включая также и круизные. Кроме того, Ялтинский порт является самым крупным на полуострове по пассажирообороту. В настоящее время по сравнению со временами Советского Союза в связи с санкциями и пандемией пассажирооборот портов значительно сократился.

В настоящее время Ялтинский порт включает пассажирский комплекс, который находится в черте Ялты, а также иные пассажирские причалы: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, санаторий Донбасс, санаторий им. Мориса Тореза, Гурзуф, Партенит, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак. Основное назначение порта состоит в осуществлении перевозок между населенными пунктами Южного берега Крыма, а также прием туристических круизных судов. В порты Крыма заходят суда из 24 стран мира и это несмотря на усложнение внешнеполитической обстановки [6].

Реконструкция и модернизация инфраструктуры требуются во всех портах. Наибольшее значение имеет Керчь, что связано со строительством транспортного моста через Керченский пролив, который в настоящее время активно используется и позволил в несколько раз увеличить имеющуюся пропускную способность грузов и туристского пассажиропотока.

Более 20 лет по проливу курсировали только автопаромы. После распада СССР и появления независимого государства Украина достаточно часто поднимался вопрос о строительстве мостового путепровода. Однако из-за неопределенности прохождения государственной границы по территории Керченского пролива его положительное решение осложнялось отношениями между странами.

Однако появившиеся возможности, которые были связаны с современным геополитическим положением, потребовали обеспечения высокоэффективной, бесперебойной и согласованной работы транспортной инфраструктуры, которая бы смогла обеспечить хорошую доступность к региону и сообщения внутри него. Кроме того, решение таких вопросов находит отражение в необходимости развития всех без исключения отраслей экономики, повышая тем самым их роль и значимость.

К таким проектам относятся: реконструкция дорог и подъездных путей, строительство керченского путепровода. Все они способствуют привлечению новых туристских потоков в Республику Крым, а также созданию новейших маршрутов и усилению туристской привлекательности региона, что благоприятно сказывается на общем социально-экономическом развитии крымских территорий. Такие мероприятия способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона, привлечению новых производств в Республику Крым и развитию малого и среднего бизнеса.

Характеристика состояния основных транспортных инфраструктурных объектов Республики Крым представлена в таблице 1.

Таблица 1. Состояние и перспективы развития основных транспортных инфраструктурных объектов Республики Крым *

Наименование Состояние Перспективы
Автомобильный транспорт Крымский мост – наиболее протяженный в России. В мае 2018 года с опережением графика была открыта автомобильная часть моста. Длина – 19 км. За 2020 год по мосту проехало 4,5 млн машин.

Трасса «Таврида» –четырёхполосная трасса открылась в августе 2020 года. Трасса соединяет города от Керчи до Севастополя. Всего на ней построено 93 моста и путепровода, 18 развязок, 30 надземных пешеходных переходов с лифтами для маломобильных групп граждан.

Завершение работ капитального ремонта на объекте «Таврида» до Севастополя, проведение сопутствующих работ на объекте по увеличению стоянок, путепроводов, заправочных станций.
Воздушный транспорт Международный аэропорт «Симферополь» имени И.К. Айвазовского – открыт в апреле 2018 года. В 2020 году аэропорт обслужил 4,63 млн пассажиров – выполнено строительство по международным стандартам. Крыму необходимо наладить регулярное международное авиасообщение. Рассматривается возможность организации гражданского авиасообщения с использованием аэродрома Бельбек в Севастополе.
Железнодорожный транспорт Крымская железная дорога – в декабре 2019 года состоялось открытие железнодорожной части Крымского моста. Рельсовые пути связывают не только города полуострова, но и ведут в города материковой части России.

В 2020 году железнодорожная маршрутная пригородная сеть оптимизирована и расширена. В настоящее время курсируют 80 поездов по 15 маршрутам. Также расширена маршрутная сеть пассажирских поездов дальнего следования 82 поезда по 16 маршрутам. Из них электрифицировано 52%.

Увеличить электрификацию железнодорожного сообщения. Строительство скоростных железнодорожных магистралей от аэропорта «Симферополь» до основных курортных центров побережья.
Водный транспорт В Крыму функционирует четыре морских торговых порта: Евпаторийский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский. После введения в эксплуатацию Крымского моста, паромные переправы: автомобильно-пассажирская «Керченская паромная переправа» и железнодорожная «ТИС-КРЫМ» утратили свое значение. Создание полномасштабного инфраструктурного внутреннего и международного сообщения с помощью учреждения на концессионной основе отдельной структуры в формате государственно-частного партнерства с соответствующим кредитным обеспечением крупнейших российских банков. Увеличение спроса на перевалку и транспортировку грузов для внутреннего потребления региона.

* Составлено на основании [6, 10, 12, 16]

Доминирующее место в системе транспортных перевозок Крыма на сегодняшний̆ день занимает автомобильный̆ транспорт. К 2018 году полуостров с материковой̆ Россией̆ связал автомобильный̆ переход через Керченский̆ пролив.

Среднегодовая интенсивность движения на транспортном переходе составляет 12000 автомобилей в сутки.

В 2020 году выполнен ремонт 203,192 км дорог (70 объектов ремонта и капитального ремонта). Кроме того, за счет средств резервного фонда Правительства РФ выполнен ремонт, протяженностью 219,015 км. (71 объект ремонта и капитального ремонта). Продолжаются работы по строительству и реконструкции трассы Симферополь – Евпатория – Мирный до села Скворцово. На данный момент выполнено 85 % работ.

Общее количество стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения от базового количества:

  • — плановое значение на 2020 год – 106 шт.
  • — фактически установлено на 31.12.2020 г. – 163 шт.

Возобновлена сезонная работа автостанционных пунктов в сельской̆ местности: «Новый̆ свет», «Малореченское», «Солнечногорское», «Приветное», «Судак Берег», что обеспечивает транспортную доступность жителям и гостям Республики Крым.

На базе ГУП РК «Крымавтотранс» создан Единый диспетчерский центр, запущен интернет-портал (bus4you.online/passengers), 1358 транспортных средств, обслуживающих маршруты регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении оснащено устройствами для осуществления бесконтактной̆ оплаты проезда.

Одновременно, в городах Симферополь, Ялта, Алушта функционируют 14 троллейбусных маршрутов в городском сообщении, 5 в пригородном и 3 в междугородном.

Продолжается работа по обновлению парка подвижного состава. В 2020 году приобретено 220 автобусов для обслуживания муниципальных и межмуниципальных маршрутов республики [17].

Основные показатели деятельности автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Крым отражены в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Крым за 2016–2020 гг.*

Показатели Годы Абсол. откл. (+;-) Относ. откл.

(%)

2016 2017 2018 2019 2020 2020 от 2016 2020 от 2016
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, км 9186,5 9291,2 9368,1 9333,6 9329,8 143,3 101,6
в том числе с твердым покрытием 6575,7 6762,1 6747,2 6758,9 6737,4 161,7 102,5
Удельный вес дорог с твердым покрытием, % 71,6 72,8 72,0 72,4 72,2 0,6 100,8
Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, % 30,6 42,1 45,0 65,1 67,5 36,9 220,6
Мосты, путепроводы и эстакады, единиц 220 225 233 259 253 33 115,0
Пешеходные переходы в разных уровнях, единиц 23 10 10 13 10 -13 43,5
Трубы, единиц 202 313 323 320 400 198 198,0
Автобусные остановки, единиц 1906 2231 2215 2253 2287 381 120,0
Протяженность линий освещения на автодорогах и искусственных сооружениях, км 2959,2 3435,8 3591,4 3907,9 3855,2 896 130,3
Автозаправочные станции, единиц 263 264 244 240 270 7 102,7
Число автобусных маршрутов регулярного сообщения в сельской местности, единиц 791 652 791 791 798 7 100,9

* Составлено на основании [7]

Таким образом, на основании проведенных расчетов по данным Крымстата, можно сделать вывод, что протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2020 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 143 км (1,6 %).

Удельный вес дорог с твёрдым покрытием увеличился на 0,6 % в 2020 г. по сравнению с 2016 г. При этом доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, увеличилась почти на 37 %, что связано с их высоким износом и недостаточным обновлением за исследуемый период.

Все сопутствующие автомобильные дорожные объекты, а именно, мосты, путепроводы, эстакады, трубы, автобусные остановки, линии освещения на автодорогах и искусственных сооружениях, автозаправочные станции в 2020 г. по сравнению с 2016 г., увеличились в своем количестве, при этом пешеходные переходы на разных уровнях 2020 г. сократились на 13 единиц (43,5 %) по сравнению с 2016 г. так как утратили свою необходимость.

Открыто 7 новых автобусных маршрутов регулярных перевозок: «Советский – Ялта», «Прибрежное – Симферополь», «Керчь – Армянск», «Судак – Керчь» и другие.

К концу осени 2021 года планируется завершить проектно- расчётные работы по строительству автомагистрали «Белогорск – Приветное». Магистраль протяженностью 35 километров свяжет федеральную трассу «Таврида» с южным побережьем, что не только обеспечит экономический эффект, но и будет способствовать социальному развитию региона. Работы планируется завершить к 2024 году.

Для более наглядной оценки, отразим на рисунке 1 транспортную сеть Республики Крым.

Рис. 1. Транспортная сеть Республики Крым [6]

Как видно на рисунке 1, крупнейший транспортный центр Крыма — его столица. Сеть существующих автомобильных дорог на территории полуострова представляет собой̆ радиальную структуру, с центром в Симферополе. Через столицу пролегают автодороги и железнодорожная трасса, связывающие все рекреационные центры южного и западного берега с материковой̆ Россией̆.

Таким образом, в Симферополе сформирован крупнейший транспортно-пересадочный узел, а в Республике Крым произведена масштабная модернизация всей̆ транспортной̆ инфраструктуры, а также вынос транзитных потоков личного и общественного транспорта за пределы городской̆ черты.

При этом, кроме замены устаревшего подвижного состава необходимо развивать транспортную инфраструктуру, способную организовать маршруты во все удаленные направления, а также развивать альтернативные виды общественного транспорта (например, легкорельсовый транспорт и другие, где это возможно и необходимо), организовывать комфортные узлы пересадки, места посадки/высадки пассажиров.

Обеспечив население удобным, дешевым, эффективным городским транспортом, стоит ограничивать использованье личного автотранспорта. Такое ограничение производится путем запрета въезда на определенные городские территории, организацией̆ платных парковок в нежелательных для движения личного автотранспорта территориях, строительством перехватывающих парковок, в которых можно бесплатно или по минимальной̆ оплате оставлять транспортное средство, используя проездные билеты на городской̆ транспорт (пример: перехватывающие парковки при некоторых станциях Московского метрополитена).

Применение инновационных подходов в развитии транспортной инфраструктуры позволит более рационально использовать финансовые ресурсы и повышать доходность от использования её объектов.

Следует отметить, что анализ состояния и перспективы развития транспортной инфраструктуры показал, что в Республике Крым применен грамотный̆ подход к планированию, который позволил эффективно организовать движение всех видов транспорта и логистику пассажиропотока вне зависимости от масштабов. Модернизация морской̆, авиационной̆, автомобильной̆, железнодорожной̆ инфраструктуры, повышение пропускной̆ способности системы внешнего транспорта — важнейший̆ этап в развитии Крыма. Не менее важным является взаимодействие всех типов транспорта и создание мультимодальных схем перевозок, которые дают возможность беспрепятственно передвигаться населению внутри региона, агломерационных центров и городских территорий. Необходимо создавать условия для опережающего развития транспортной̆ инфраструктуры в ключевых планировочных узлах полуострова, тем самым повышая эффективность привлечения инвестиций в регион.

ВЫВОДЫ

Проведённый анализ состояния транспортной инфраструктуры Республики Крым, а также инвестирования в эту сферу экономики показал, что финансовое обеспечение позволяет модернизировать дорожное хозяйство, морские порты, авиационное сообщение и другие составляющие инфраструктуры. Экономический рост в регионе возможен с обязательным условием опережающего развития транспортной инфраструктуры, так как она обеспечивает основные грузоперевозки, мобильность населения, создаёт благоприятные условия для ведения бизнеса, повышает инвестиционную привлекательность Республики Крым. Привлечение частного капитала в развитие транспорта будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий региона и улучшению качества жизни населения. Использование инновационных технологий позволит улучшить транспортную инфраструктуру и обеспечит социально-экономическое развитие региона. Увеличение грузопотока, расширение транспортной сети, а соответственно усиление социально-экономической активности будет способствовать более эффективному обеспечению экономического роста Республики Крым

REFERENCES

  1. Ob utverzhdenii federal’noy tselevoy programmy «Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2025 goda» Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 09 iyulya 2019 g. № 874 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102357218&page=1&rdk=13#I0 (data obrashcheniya: 25.04.2021).
  2. Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda: Prilozheniye k Zakonu Respubliki Krym ot 09 yanvarya 2017 goda No352-ZRK/2017 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rk.gov.ru/file/strategiya_sotsialjno_ekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_krim_do_2030.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2021).
  3. Bugayeva T.N. Investitsii v region: problemy otsenki i privlecheniya / T.N. Bugayeva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 95–103.
  4. Vorobyоv Yu.N. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy finansovykh metodov regulirovaniya i stimulirovaniya ekonomiki strany i yeye regionov / Yu.N. Vorobyоv // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 3 (36). — S. 5–16.
  5. Vorobyоva Е.I. Organizatsionnyye aspekty realizatsii investitsionnykh proyektov v Krymu / Е.I. Vorobyоva // Finansy khozyaystvuyushchikh sub»yektov: sovremennyye problemy i puti ikh resheniya: Sbornik trudov prepodavateley, aspirantov, magistrantov, studentov po materialam IV Mezhkafedral’nogo nauchno-prakticheskogo seminara, Simferopol’, 19 fevralya 2020 goda. — Simferopol’: Krymskiy federal’nyy universitet im. V.I. Vernadskogo, 2020. — S. 52–54.
  6. Gayva Ye. Trassy stroyat po planu. Natsproyekty idut na popravku / Yevgeniy Gayva // Rossiyskaya gazeta. — 2020. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa.
  7. Grigor’ N.N. Respublika Krym v tsifrakh. 2020: Krat. stat. sb. / N.N. Grigor’, A.A. Myskov, L.N. Petrunenko i dr. // Krymstat. — Simferopol’, 2021. — 226 s.
  8. Kunakovskaya I.A. Instrumenty gosudarstvennogo upravleniya v konkurentnoy rynochnoy srede / I.A. Kunakovskaya, T.V. Sotskaya, T.L. Ishchenko, A.I. Pavliv // Upravlencheskiy uchet. — 2021. — № 3-1. — S. 177–186.
  9. Molchanov I.N. Finansovaya sistema kak instrument resheniya strategicheskikh zadach sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii / I.N. Molchanov // Drukerovskiy vestnik. — 2019. — № 3. — S. 80–91.
  10. Patrakeyeva O.Yu. Transportnaya infrastruktura Respubliki Krym: ogranicheniya i perspektivy razvitiya / O.Yu. Patrakeyeva, S.G. P’yankova [Elektronnyy resurs] // Regional’naya ekonomika. Yug Rossii. — 2019. — T. 7, № 4. — S. 148–156. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/item.asp?id=42314820 (data obrashcheniya: 27.04.2021).
  11. Primyshev I.N. Investitsionnaya privlekatel’nost’ Respubliki Krym i yeye otsenka / I.N. Primyshev [Elektronnyy resurs] // Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost’. — 2020. — Tom 5, № 4. — S. 113–121. — Rezhim dostupa: www.omgtu.ru/general_information/media_omgtu/journal_of_omsk_research_journal/files/arhiv/2020/T.%205,%20№%204%20(OIS)/113-121%20Primyshev%20I.%20N..pdf (data obrashcheniya: 27.04.2021).
  12. Racheyeva Ya.V. Infrastrukturnyye investitsii: problemy i perspektivy / Ya.V. Racheva [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiye nauki. — 2016. — № 40-1. — Rezhim dostupa: novainfo.ru/article/4190 (data obrashcheniya: 25.04.2021).
  13. Safonova N.S. Problemy investitsionnoy bezopasnosti gosudarstva / N.S. Safonova, O.G. Blazhevich // Finansovyye rynki i investitsionnyye protsessy: sbornik trudov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Simferopol’, 15 maya 2018) / pod red. Yu.N. Vorobyоva, M.Yu. Kussogo. — Simferopol’: KFU imeni V.I. Vernadskogo, 2018. — S. 41-43.
  14. Sivash O.S. Investitsionnaya privlekatel’nost’ Respubliki Krym kak opredelyayushcheye usloviye effektivnogo razvitiya investitsionnogo protsessa / O.S. Sivash // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 3 (40). — S. 57–62.
  15. Investitsiii v infrastrukturu: skol’ko vlozhili v otrasl’ federatsiya i regiony v 2020-m? [Elektronnyy resurs] // Weekly. — 2021. — №4 (52). — Rezhim dostupa: infraone.ru/sites/default/files/analitika/2021/infraone_research_weekly_04_52_02032021.pdf (data obrashcheniya: 26.04.2021).
  16. Na transportnuyu infrastrukturu Kryma vydelyat 136 mlrd rub. v ramkakh FTSP [Elektronnyy resurs] // Al’ta-soft: Vse dlya deklarantov i uchastnikov VED. — 2020. — 29 iyulya. — Rezhim dostupa: www.alta.ru/ufo_news/75628/ (data obrashcheniya: 26.04.2021).
  17. Novosti Kryma. Krymskaya sluzhba novostey: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: news.allcrimea.net/ (data obrashcheniya: 26.04.2021).