НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

SOME ASPECTS OF REGIONAL FINANCIAL SECURITY DIAGNOSTICS

 JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 4 (53), 2020

Section  Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336.051

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Smirnova Elena Aleksandrovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Mashyanova Elena Evgenevna,

Senior Lecturer of the Department of Finance and Credit,

Institute of еconomics and management (SP)

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-4-37-46

PAGES: from 37 to 46

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: region, financial security, diagnostics, indicator

ABSTRACT (ENGLISH):

In modern conditions, the achievement of dynamic growth of the real sector of the economy is a condition for ensuring financial security, both for the state and the region, since it is directly related to filling the budget from the profits of material production industries. The article defines various interpretations of the concept of «financial security» by scientists. Given the theoretical analysis suggested that the financial security of the region should be understood such as financial, budgetary, banking, insurance, currency, tax, investment systems in the region, which creates a high level of protection of all financial interests and minimize external and internal threats with the help of special tools. Indicators of diagnostics of financial security of the region are presented, which will help to identify the most critical threats and develop measures to improve and overcome the current situation, as well as the main directions of assessing the financial security of the region. Scientific studies have shown that certain requirements are necessary for the qualitative characteristics of financial security indicators. The set of indicators should be comprehensive and consistent and should help to analyze the regional financial system from the point of view of its economic security. For these purposes, a block of basic indicators should be formed, which will provide a foundation for conducting an analysis of the financial security of the region, which allows us to formulate that the indicators of financial security indicators should be combined into a two-level system. Based on the study, a system of principles for selecting indicators of financial security in the region is defined.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях достижение динамичного роста реального сектора экономики является условием обеспечения финансовой безопасности, как государства, так и региона, поскольку напрямую связано с наполнением бюджета от прибыли отраслей материального производства. Система финансовой безопасности должна сочетать достижения современной экономической науки и действовать на предупреждение возникновения кризиса, а не по факту его наступления. Данная система выступает действенным инструментом предотвращения кризисов в реальном секторе экономики, и будет способствовать обеспечению стабильной и эффективной финансовой деятельности субъектов хозяйствования, высоко оценивая их вклад в исследование теоретических и практических перспектив обеспечения финансовой безопасности региона.

Исследование финансовой безопасности реального сектора экономики в региональном измерении должно проводиться на стыке таких научных направлений, как финансовая безопасность государства, финансовая безопасность субъектов хозяйствования, региональная и национальная экономика. Рассмотрим такую безопасность как составляющую финансовой безопасности региона.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является определение некоторых аспектов диагностики финансовой безопасности региона.

Основными задачами исследования являются:

  • рассмотреть теоретические аспекты финансовой безопасности;
  • определить индикаторы для оценки диагностики финансовой безопасности региона

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для того чтобы оценить любую экономическую деятельность необходимо наличие понятийного аппарата и методического инструментария, которые должны основываться на терминологии исследуемого понятия. Категория «финансовая безопасность» не закреплена на законодательном уровне, однако в экономической литературе она очень широко обсуждается и имеет неоднозначное определение. Варианты трактовки данного термина представлены в таблице 1.

Таблица 1. Трактовки понятия «финансовая безопасность» *

Автор Определение
Финансовая безопасность как состояние финансовой системы
Сенчагов В.К. «Такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в установленных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов» [1, с. 39]
Гапоненко В.Ф. «Такое состояние финансово-кредитной сферы, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным последствиям, способностью этой сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост» [2, с. 166]
Клоков Е.А. «Состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы государства» [3, с. 44]
Финансовая безопасность как способность органов государственной власти к обеспечению
Кондрат Е.Н. «Способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами, безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы» [4, с. 32]
Беркимбаев Р.Б. «Способность сохранять и наращивать финансовый потенциал, используемый для решения его стратегических целей и задач, а также обеспечивать независимость и стабильность государственной финансовой системы и прежде всего бюджетной системы» [5, с. 199]
Бурцев В.В. «Способность его органов власти обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых агентов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, бегство капитала из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях» [6, с. 3–4]
Финансовая безопасность как защищенность и обеспеченность финансовой системы
Каранина Е.В. «Это защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание» [7, с. 78]
Губин Б.В. «Обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере» [8]
Чичканов В.П. «Состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности» [9]

* Систематизировано авторами

Зарубежные исследователи понятие «финансовая безопасность» в основном анализируют на микроуровне и рассматривают ее как благополучие домохозяйств. Так как происходит старение населения, усиливается нагрузка на пенсионные системы, особое внимание ими уделяется финансовой безопасности пенсионеров. С развитием процессов глобализации возникают новые риски, включая риски финансовой безопасности. В связи с этим появляются и новые направления исследования, связанные с финансовой безопасностью информационного пространства [9, с. 2106–2107].

К основным характеристикам финансовой безопасности относятся следующие:

  • гарантии общеэкономических условий;
  • сбалансированность экономических процессов;
  • устойчивость к внешним и внутренним факторам;
  • целостность финансовой системы.

Без этих перечисленных признаков невозможно представить устойчивым развитие территорий. Однако если рассмотреть представленные подходы и трактовки, то можно заметить, что в них не отражена такая составляющая как страхование, но именно страхование является главным инструментом защиты интересов общества, включая и регионы.

Группа ученных [9–12] при определении понятия «финансовая безопасность» основывается на следующих положениях.

Во-первых, финансовую безопасность рассматривают как одну из составляющих экономической безопасности, в которой является главным условием способности любого государства проводить финансово-экономическую политику согласно национальным интересам.

Как утверждает Осипов Ю.М. «…учитывая господствующее положение финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в своей основе через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях» [13, с. 235].

Во-вторых, согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., главным в политике государства в сфере безопасности должна быть защищенность от угроз интересов общества.

В-третьих, так как основной задачей финансовой системы с точки зрения обеспечения ее безопасности «является способность обеспечивать устойчивое функционирование и дальнейшее развитие территориального образования, то концептуально формирование эффективной финансовой системы должно опираться на создание комплексного мониторинга состояния сфер финансовой системы»[14, с. 37].

По мнению Чичканова В.П. необходимо из всех сфер финансовой безопасности особо выделить страховую систему. «В сложных экономических реалиях существенным инструментом финансовой безопасности может стать страхование, обеспечивающее финансовую защищенность населения и производства. При наступлении страхового случая медицинское страхование позволит покрыть расходы на дорогостоящее лечение или операции. В сельском хозяйстве страхование также является важной поддержкой. Начиная с 2014 г. существенно расширился перечень механизмов обеспечения исполнения обязательств застройщиков. Помимо традиционных механизмов в виде неустойки или залога, появились новые финансовые механизмы — страхование ответственности застройщиков и поручительства кредитной организации» [9, 15–16].

С учетом проведенного теоретического анализа можно предложить следующее определение: финансовая безопасность региона — это такое состояние финансовой, бюджетной, банковской, страховой, валютной, налоговой, инвестиционной систем региона, при котором достигается высокий уровень защищенности всех финансовых интересов общества, и минимизируются внешние и внутренние угрозы с помощью специальных инструментов.

Многие экономисты при оценке финансовой безопасности не выделяют ее обособленно, а рассматривают как неотъемлемую часть общей экономической безопасности. Однако такой подход не позволяет достоверно получить оценку всем составляющим финансовой безопасности. Таким образом, целесообразно выделить отдельно те составляющие, которые представляют собой финансовые индикаторы безопасности. В связи с этим целесообразно финансовую безопасность региона представить в следующем виде (рис. 1).

 

Рис. 1. Индикаторы диагностики финансовой безопасности региона [17, с. 38]

Если применять те модули, которые представлены на рисунке 1, то оценка финансовой безопасности региона будет полной и точной. При проведении, таким образом, диагностики получится выявить наиболее критичные угрозы и разработать мероприятия на улучшение и преодоление сложившейся ситуации.

Акцентируя внимание на вышеизложенном, необходимо отметить, что оценку финансовой безопасности региона необходимо проводить по следующим направлениям:

  • формирование предварительного реестра исследуемых объектов;
  • определение индикаторов при оценке финансовой безопасности региона;
  • выбор исходных показателей для расчета индикаторов финансовой безопасности;
  • расчет значений каждого показателя для отдельно взятого объекта исследования;
  • оценка состояния каждого индикатора финансовой безопасности региона;
  • проведение оценки потребительского рынка региона на основе расчетных показателей;
  • разработка программно-целевых мероприятий, направленных на уменьшение угроз финансовой безопасности региона.

Угрозы и риски имеют объективно-субъективную природу, так как экономическая система региона действует во внешней среде и на ее реализацию оказывает влияние совокупность различных факторов, не зависящих от субъективных мнений, но с другой стороны, эффективность управления финансовыми ресурсами зависит от внутренних управленческих решений и эти решения носят субъективный характер.

Все это вызывает необходимость диагностики и оценки потенциальных внутренних и внешних угроз финансовому благополучию регионам, а также выделения отдельных факторов, которые представляют большую опасность для жизненно важных экономических региональных интересов.

Рассмотрим, какие могут использоваться индикаторы, для оценки финансовой безопасности региона.

Так, экономист Сенчагов В.К. предлагает установить критические (пороговые) значения отдельных индикаторов, что способствует появлению разнообразных подходов к оценке финансовой безопасности региона. Ученый утверждает, что «…отклонение фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывает степень угроз финансовой безопасности и очередность их устранения» [1, с. 87].

Однако исследования показывают, что методология оценки пороговых значений имеют большие различия в зависимости от вида выбранного индикатора. Таким образом, можно предложить следующую методологию:

  • метод аналогий — позволяет сравнивать показатели различных регионов за определенный промежуток времени (например, таким индикатором может служить региональный валовый продукт РВП);
  • метод анализа сложившейся практике в регионе — позволяет делать сравнения по таким показателям, как структура сбережений в регионе в национальной и иностранной валюте, безопасность банковской деятельности и др.;
  • метод сравнения индикаторов между собой — применяется расчет показателей рентабельности, который должен превышать уровень инфляции в регионе; расчет нелегального оттока капитала в регионе;
  • метод сравнения с идеальной экономической системой — проводится расчет средних сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов в регионе;
  • метод Парето 80/20 — производится расчет отношения объема производных финансовых инструментов к общему объему выпущенных финансовых инструментов.

Для определения критичных (пороговых) значений индикаторов финансовой безопасности можно воспользоваться методикой Елизаровой В.В. [18, с. 47], определяя следующие методы:

  • нормативный метод — согласно этому методу пороговое значение определяется специальными нормативными актами в соответствии с целями проводимой региональной политики;
  • метод аналогий — сравниваются индикаторы различных регионов или значение этого же индикатора в наиболее развитый период исследуемого региона;
  • экспертный метод — расчет порогового значения индикатора происходит на основе экспертных оценок.

Исследования Митякова Е.С. позволили систематизировать математические методы расчета параметров финансовой безопасности «…наличие пороговых значений индикаторов… выделяет «беспороговые», «однопороговые» и «двухпороговые» модели. В отсутствии порога значение индикатора сравнивается с соответствующим значением в базовом периоде или с его средним значением по группе аналогичных объектов. При наличии одного или двух порогов значение индикатора сравнивается с пороговыми значениями» [19, с. 15].

Таким образом, можно утверждать, что методологический подход к определению финансовой безопасности региона — это «…комплексность в подходе к построению системы индикаторов» [20, с. 21].

Однако появляется существенная проблема, которая заключается в том, что показатели финансовой безопасности объединяются разнородные группы даже без обоснования критерия их выделения.

«В рамках методологии оценки финансовой безопасности требуется определить индикаторы ее состояния, критически важные для безопасности финансовой системы, и обеспечить получение непосредственных результатов такой оценки» [21].

Научные исследования показали, что необходимы определенные требования к качественным характеристикам индикаторов финансовой безопасности. Набор индикаторов должен быть всесторонним и непротиворечивым и должен помогать проводить анализ региональной финансовой системы с точки зрения ее экономической безопасности. Для этих целей должен быть сформирован блок базовых индикаторов, который обеспечит фундамент для проведения анализа финансовой безопасности региона.

Все вышесказанное позволяет сформулировать положение о том, что индикаторы показателей финансовой безопасности должны объединиться в двухуровневую систему:

1 уровень — это базовый блок, индикаторы которого должны обеспечить сопоставимость различных характеристик оценки финансовой безопасности, присущих всем регионам страны;

2 уровень — это специфический блок, который учитывает только специфические факторы воздействия на финансовую безопасность отдельно взятого региона.

Можно утверждать, что «…такая стратификация индикаторов финансовой безопасности позволяет более точно идентифицировать угрозы и распределять ресурсы по обеспечению финансовой безопасности по уровням финансовой системы. Это, в свою очередь, позволит реализовать риск-ориентированный подход на основе выявления угроз, уязвимостей и последствий их реализации, что и формирует профиль риска региона в контексте финансовой безопасности на глобальном уровне финансовой системы» [20, с. 25].

Формирование индикаторов финансовой безопасности должно быть основано на определенных принципах. Такие индикаторы должны включать следующие принципы: «принципы отбора базового блока индикаторов финансовой безопасности региона и принципы отбора специфических индикаторов региональной финансовой безопасности» [20, с. 26].

Обобщение принципов для выбора индикаторов региональной финансовой безопасности представлено на рисунке 2.

 

Рис. 2. Система принципов отбора индикаторов финансовой безопасности региона (Систематизировано авторами)

Для выбора индикаторов, оценивающих финансовую безопасность региона необходимо дать оценку их сопоставимости на региональном уровне и определить их значимость для всех сфер и звеньев региональной финансовой системы.

Далее следует количественно измерить потенциальные финансовые угрозы, которые будут влиять на финансовое развитие региона. На фоне расчетных показателей полагается определить их чувствительность изменениям, происходящим в финансовой системе.

При выборе индикаторов необходимо отразить все взаимосвязи, которые происходят между всеми параметрами состояния и процесса формирования финансовой системы на региональном уровне.

Для построения методологии оценки региональной финансовой безопасности необходима классификация индикаторов, поэтому согласно системному подходу к выбору таких индикаторов можно предложить следующую систему критериев (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы для оценки и диагностики финансовой безопасности региона *

Сектор региональной экономики Индикаторы
Реальный сектор Объем регионального внутреннего продукта (РВП)
Реальные расходы населения
Фактические расходы местных бюджетов
Экспорт товаров и услуг
Импорт товаров и услуг
Темп роста населения
Финансовый сектор Объем выданных банками кредитов в регионе
Тип местных бюджетов
Внутренние долги по заработной плате
Чистое кредитование и заимствование к РВП
Рыночный сектор Индекс потребительских цен
Индекс цен производителей
Объемы производства в регионе
Розничный товарооборот
Состояние малого и среднего бизнеса

* Составлено авторами

Такая система критериев позволяет соединить двухуровневую систему индикаторов с системой принципов отбора этих индикаторов. Представленные индикаторы региональной финансовой безопасности позволяют сопоставить индикаторы на региональном уровне и провести сравнение различных регионов Российской Федерации.

В рамках выделенных индикаторов важно учитывать и отдельные сегменты для оценки финансовой безопасности региона — финансовый, бюджетный, производственный и социальный сегменты.

В современных условиях развития анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с точки зрения предупреждения и прогнозирования, так и с точки зрения создания стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности внешнеэкономической деятельности достоверно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, формирование конкретных значений, которые вызывают снижение рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности [22].

ВЫВОДЫ

На основе проведенного теоретического анализа можно утверждать, что экономика региона является ответственной за все угрозы, которые направлены против сбалансированного экономического развития территории и может стать источником появления новых проблем.

Степень опасности, присущая любому объекту экономической деятельности, характеризуется понятием риска. Следовательно, понятие безопасности является противоположным понятию риска. Для понимания степени возникновения риска и выработки определенных решений и эффективных мероприятий необходима его количественная оценка.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо руководствоваться стратегическими задачами развития исследуемого региона. На финансовую безопасность региона большое влияние оказывают разработанные стратегии проводимых реформ, в которых особое место занимают финансовое состояние региона и его инвестиционная активность.

В свою очередь для оценки уровня финансовой безопасности региона требуется определенный набор индикаторов, способствующий оценить размер ущерба и влияние негативных факторов на развитие территории, а также количественно охарактеризовать степень этих угроз.

REFERENCES

  1. Senchagov V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii (obshchiy kurs): uchebnik / V.K. Senchagov. — 2-ye izd. — M.: Delo, 2015. — 896 s.
  2. Gaponenko V.F. Ekonomicheskaya i finansovaya bezopasnost’ kak vazhneyshaya funktsiya gosudarstva v sovremennykh usloviyakh / V.F Gaponenko, Z.V. Margiyev // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2013. — № 12. — S. 165–169.
  3. Klokov Ye.A. Finansovaya bezopasnost’ gosudarstva: sushchnost’ i sovremennyye ugrozy / Ye.A. Klokov // Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii. — 2010. — № 2. — S. 43–47.
  4. Kondrat Ye.N. Znacheniye finansovogo kontrolya i finansovoy bezopasnosti v sisteme natsional’noy bezopasnosti gosudarstva / Ye.N. Kondrat // Pravo i upravleniye. XXI vek. — 2012. — № 1. — S. 32–36.
  5. Berkimbayev R.B. Finansovaya bezopasnost’ mestnogo samoupravleniya — osnova natsional’noy bezopasnosti / R.B. Berkimbayev // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2017. — № 4. — S. 198–201.
  6. Burtsev V.V. Finansovyy kontrol’ v aspekte gosudarstvennoy ekonomicheskoy bezopasnosti / V.V. Burtsev // Finansy i kredit. — 2013. — № 19. — S. 2–8.
  7. Karanina Ye.V. Finansovaya bezopasnost’ (na urovne gosudarstva, regiona, organizatsii, lichnosti) / Ye.V. Karanina. — Kirov: FGBOU VO «VyatGU», 2015. — 239 s.
  8. Gubin B.V. Strategicheskiye ugrozy i riski v ekonomicheskoy sfere / B.V. Gubin, V.I. Pavlov, V.K. Senchagov, D.Ye. Sorokina [Elektronnyy resurs] // Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya. — 2013. — № 2 (5). T. 3. — S. 120–141. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-ugrozy-i-riski-v-ekonomicheskoy-sfere (data obrashcheniya: 03.12.2020).
  9. Chichkanov V.P. Finansovaya bezopasnost’ regiona: ponyatiye i dekompozitsiya / V.P. Chichkanov, A.A. Chuvashova, Ye.V. Chistova // Finansy i kredit. — 2018. — T. 24, № 9. — S. 2105–2119.
  10. Tatarkin A.I. Ekonomicheskaya bezopasnost’ regiona: yedinstvo teorii, metodologii issledovaniya i praktiki / A.I. Tatarkin, A.A. Kuklin, O.A. Romanova. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2017. — 240 s.
  11. Ekonomicheskaya bezopasnost’ Sverdlovskoy oblasti / pod nauch. red. G.A. Kovalevoy i A.A. Kuklina. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2013. — 450 s.
  12. Sidorova Ye.N. Optimizatsiya finansovykh potokov regionov kak faktor povysheniya ikh bezopasnosti / Ye.N. Sidorova, D.A. Tatarkin // Ekonomika regiona. — 2012. — № 2. — S. 94–105.
  13. Osipov Yu.M. Finansovaya ekonomika kak vysshaya forma bytiya ekonomiki / Yu.M. Osipov // Finansovaya ekonomika. Kontseptsiya, struktury, menedzhment. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. — M.: MGU, 2016. — S. 234–239.
  14. Sheveleva O.B. Vzaimosvyaz’ kategoriy «finansovaya sistema regiona» i «regional’naya finansovaya bezopasnost’» / O.B. Sheveleva, Ye.V. Slesarenko // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2013. — T. 11. Vyp. 20. — S. 35–45.
  15. Sosnenko L.S. Sravnitel’nyy analiz gosudarstvennoy podderzhki strakhovaniya i kreditovaniya sel’skogo khozyaystva v Ural’skom i Sibirskom federal’nom okrugakh / L.S. Sosnenko, A.A. Kopchenov // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. — 2015. — T. 14. Vyp. 41. — S. 2–13.
  16. Tsyganov A.A. Kon»yunkturnoye issledovaniye obshcherossiyskikh i regional’nykh aspektov strakhovaniya otvetstvennosti zastroyshchikov v 2014–2015 gg. / A.A. Tsyganov, D.V. Bryzgalov // Ekonomika regiona. — 2016. — T. 12. № 2. — S. 526–536.
  17. Sudakova A.Ye. Finansovaya bezopasnost’ v kontekste ustoychivogo razvitiya regiona / A.Ye. Sudakova, A.I. Sinenko // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2013. — № 24 (303). — S. 35–41.
  18. Yelizarova V.V. Mesto i rol’ finansovoy bezopasnosti v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii / V.V. Yelizarova // Ekonomika, Statistika i Informatika. — 2015. — № 2. — S. 45–48.
  19. Mityakov Ye.S. Razrabotka matematicheskikh metodov analiza i prognozirovaniya povedeniya indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti: Avtoref. diss. k.e.n. / Ye.S. Mityakov. — Nizhniy Novgorod, 2012. — 21 s.
  20. Razvitiye metodologii otsenki finansovoy bezopasnosti Rossii na osnove issledovaniya vozdeystviya makroekonomicheskikh shokov na dinamiku sberezheniy i operatsiy naseleniya na kreditnom i valyutnom rynkakh : monogr. / A.U. Al’bekov, L.I. Nivorozhkina, Ye.N. Alifanova, Yu.S. Yevlakhova, A.A. Tregubova ; pod nauch. red. d.e.n., prof. A.U. Al’bekova. — Rostov n/D: Izdatel’sko-poligraficheskiy kompleks RGEU (RINKH), 2017. — 188 s.
  21. Alifanova Ye.N. O sisteme indikatorov natsional’noy finansovoy bezopasnosti / Ye.N. Alifanova [Elektronnyy resurs] // Rossiya i YES: puti razvitiya i perspektivy: Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 17–18 noyabrya 2016 g. Rostov n/D: Izdatel’sko-poligraficheskiy kompleks RGEU (RINKH), 2016. — Rezhim dostupa: rsue.ru/rstv/sbornik.pdf (data obrashcheniya: 03.12.2020).
  22. Smirnova Ye.A. Analiz osnovnykh pokazateley finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii / Ye.A. Smirnova, A.V. Salimova // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. — 2020. — Tom 6 (16). Vyp. 1. — S. 109–118.
  23. Blazhevich O.G. Otsenka urovnya finansovoy bezopasnosti khimicheskoy otrasli Respubliki Krym / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 5–18.
  24. Mash’yanova Ye.Ye. Otsenka finansovoy bezopasnosti Respubliki Krym / Ye.Ye. Mash’yanova, Ye.A. Smirnova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 56–67.