ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ КАК НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА, ТАК И НА УРОВНЕ РЕГИОНА

ENTREPRENEURSHIP IN THE RECREATIONAL SPHERE UNDER RESTRICTIONS AT THE STATE LEVEL AND AT THE REGIONAL LEVEL

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (55), 2021

Section Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

 

UDK: 338.48

AUTHORS:

Polskaya Svetlana Igorevna,

Assistant of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Kozin Maksim Vladimirovich,

graduate student,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-2-185-192

PAGES: from 185 to 192

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: restrictions; recreational sphere; factors limiting activity; support measures; development prospects; state regulation.

ABSTRACT (ENGLISH):

Recreational entrepreneurship is one of the dynamically developing areas. Entrepreneurship of this area has faced various risks and restrictions associated with the spread of the new coronavirus infection. In the conditions of an unfavorable epidemiological situation, the development of entrepreneurship in the recreational sphere was under threat. The analysis of the factors limiting activities in the recreational sphere, the analysis of measures of state support for small, medium, individual entrepreneurs and large businesses carried out, as well as the directions of business development in the recreational sphere are given in the article. It was concluded that the entrepreneurship of the recreational sector was one of the first to suffer from the new coronavirus infection, since the demand for these services has rapidly decreased as a result of restrictive measures. Directions for restoring the activities of enterprises in the recreational sector and overcoming the crisis are proposed, including the need to study the experience of other countries, introduce new digital technologies. This experience can be applied to other economic areas as well.

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство в рекреационной сфере являлось одним из наиболее динамично развивающихся направлений реального сектора экономики [1,2], но в новых реалиях эпидемии коронавирусной инфекции стало одной из тех сфер, которая первая пострадала от условий ограничений [3,4]. Резкое падение экспортных доходов только от туризма может снизить мировой уровень ВВП на 2,8 %, а более 100 миллионов рабочих мест данной сферы окажутся под угрозой [6].

Важно отметить, что в данных условиях в результате распространения новой коронавирусной инфекции пострадали все направления рекреационной сферы: авиаперевозки, транспорт, гостиничный бизнес, культурно-досуговая, развлекательная, оздоровительная сферы, общественное питание.

Без мер государственной поддержки сложно представить дальнейшие перспективы данного направления.

Развитие предпринимательства в рекреационной сфере исследователи известные ученые: А.А. Адаменко [9], Д.Д. Буркальцева [4, 5], И.А. Букреев [11], О.А. Гук [7, 18, 20], В.Д Малыгина [12], И.Г. Павленко [13], М.А. Морозов [14]. Влияние пандемии на экономику отражено в работах ученых: В.В. Печаткин [1], С. А. Широковских [2]. Анализ цифровых технологий, применяемых в рекреационной сфере, исследовали Е.В. Реутов [16], Д.Д. Буркальцева [19]. Однако развитие предпринимательства в рекреационной сфере в условиях распространения СOVID-19 недостаточно исследованы и требуют уточнений.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В современных реалиях вопросы влияния новой коронавирусной инфекции на экономику и предпринимательство, в частности, недостаточно и всесторонне изучено. Целью исследования является анализ состояния предпринимательства в условиях ограничений и распространения новой коронавирусной инфекции, а также сравнение мер государственной поддержки для малого, среднего и крупного бизнеса рекреационной сферы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предпринимательство рекреационной сферы российской экономики одним из первых ощутило значительные убытки от условий ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Причиной вспышки и распространения инфекции в РФ стало возвращение туристов из зарубежных стран. Финансовый удар данная сфера ощутила по всему миру, текущие путешествия пришлось экстренно прерывать, а запланированные поездки отдыха и оздоровления переносить или отменять на неопределенное время [7].

Рекреационный бизнес в данных реалиях оказался парализован. После закрытия международных границ спрос на туристические услуги приблизился к нулю. В первый месяц пандемии (март, 2020 г.), когда еще был не понятен реальный масштаб ситуации, спрос по всем выездным направлениям сократился на 25%.

Обострение финансово-экономической ситуации произошло тогда, когда бизнес столкнулся с кассовым разрывом. Спрогнозировать столь стремительное развитие ситуации и жестких мер ограничений было практически невозможно. По всему миру были выплачены предоплаты и крупные налоговые суммы по разным рекреационным услугам, бизнес столкнулся с ситуацией, когда одновременно появились требования от многочисленных туристов по возврату депозитов по турам [9]. На рисунке 1 проанализированы факторы, оказывающие наибольшее влияние и ограничивающие деятельность в данной сфере до ужесточения мер ограничений.

Рис. 1. Основные факторы, ограничивающие деятельность предприятий в сфере рекреации в I квартале 2020 года (Составлено на основании [8])

Рисунок 1 показывает, что ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, являются не единственным фактором, сдерживающим развитие и ограничивающим данную сферу деятельности.

Об адаптации рекреационного бизнеса к новым экономическим условиям говорить сложно, так как нет ясности в вопросе стабилизации процесса заболеваемости, а, следовательно, невозможно прогнозировать даты снятия ограничений. Поэтому у бизнеса в сфере рекреации вопросы планирования дальнейшей работы остаются открытыми [1].

Понимая, что рекреационному бизнесу самостоятельно непросто преодолеть возникшие трудности, государство предприняло реализовать ряд мер в поддержку малого, среднего бизнеса, ИП и крупного бизнеса для всех отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии [7]. В таблице 1 проанализированы представляемые меры государственной поддержки в 2020 году.

Таблица 1. Анализ актуальных и принятых мер поддержки для предприятий туристской отрасли малого и среднего бизнеса, ИП и крупного бизнеса *

Меры Для предприятий рекреационной сферы малого и среднего бизнеса, ИП Для предприятий рекреационной сферы крупного бизнеса
1 2 3
Субсидии на покрытие убытков туроператорам при вывозе туристов из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой +
Доступ к фонду персональной ответственности туроператора для возврата денежных средств туристам [10] +
Субсидии организациям воздушного транспорта для возмещения затрат на вывоз граждан из зарубежья + +
Возврат средств при отмене и переносе зрелищных и культурных мероприятий +
Продление срочных лицензий и разрешений на 12 месяцев + +
Финансовая помощь гражданам РФ имеющим на руках проездные документы для возвращения в РФ из-за рубежа +
Беспроцентные кредиты на выплату зарплат до 6 месяцев [10] + +
Гранты на коммунальные платежи и заработную плату, неотложные нужды, коммунальные платежи[10] +
Субсидирование доступа малому и среднему бизнесу к заёмным средствам по сниженной процентной ставке +
Отсрочка в 2020 г. по платежам к договорам аренды госимущества, заключенным с субъектами малого и среднего бизнеса [17] +
Мораторий сроком на 6 месяцев на банкротство с принадлежностью + +
Мораторий на налоговые санкции за несвоевременную подачу документов [10] + +
Мораторий до 30.06.2020 г. на налоговые, таможенные, выездные проверки за исключением внеплановых проверок, основанием которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [10] + +
В 2020 году введены налоговые каникулы для предприятий наиболее пострадавших отраслей от распространения коронавируса, предполагающие отсрочку по налогам, авансовым платежам, кроме НДС, НДПИ, акцизов и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья + +
Освобождение от налога на субсидии предполагает предоставление субъектам малого и среднего бизнеса возможности не учитывать в составе доходов для целей налога на прибыль организаций субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией на фоне коронавируса [10] +
Приостановка мер взыскания налоговой задолженности для наиболее пострадавших отраслей [10] +
Продление сроков уплаты практически всех налогов (кроме НДС) +
Снижение страховых взносов совокупный объем с 30 до 15% для части зарплат, превышающей МРОТ. Ставка взносов в ПФР составит 10%, в ФОМС — 5%. Взносы в ФСС не уплачиваются [10] +
Доходы в виде субсидии ИП, полученные из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией на фоне коронавируса, освобождаются от обложения НДФЛ +
Учет нерабочих дней в налоговых целях — это относится не только к учету дней, признанных выходными или праздничными, но и дней, признанных актом Президента РФ нерабочими днями + +
Установлении максимального размера кредита, по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств +
Исполнение обязательств по кредитам и займам в связи с днями, объявленными нерабочими, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день + +
Субсидирование на возобновление предпринимательской деятельности и сохранение занятости. При соответствии заданным условия кредит становится субсидией + +
Единоразовая субсидия на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирус инфекции [17] +

* Составлено на основании [10, 17]

Как видим из таблицы 1 мероприятий для малого и среднего бизнеса больше, чем для крупного, однако бизнес считает, что принятых мер недостаточно и продолжает сталкиваться с рядом проблем.

Перспективы развития рекреационной сферы после пандемии пока неоднозначны. Предполагается, что восстановительный период продлится от полутора до двух лет [11]. При этом операционные расходы бизнеса возрастут в связи с новыми санитарными требованиями в РФ.

Для возобновления работы гостиницами, санаторно-курортными организациями, предприятиями сферы общественного питания должен быть выполнен ряд требований: допуск к работе персонала при наличии отрицательного теста на коронавирусную инфекцию, соблюдение мер санитарной дистанции, обработка воздуха рециркуляторами, дезинфекация.

С другой стороны, данная сфера предпринимательства остро нуждаются хоть в каком-то денежном потоке. Возможно, какое-то время придется работать без прибыли, по принципу «хотя бы не в убыток», так как период простоя не прошел бесследно. Одной из особенностей предпринимательства в рекреационной сфере является комплексность предоставления услуг, стоит помнить, что снижение клиентского потока отражаются сразу и на других предприятиях данной сферы. Негативные последствия вынужденного простоя ощутили на себе все представители рекреационной сферы, но тенденция к постепенному снижению заболеваемости в России дает надежду на снятие ограничительных мер. А развитие внутреннего туризма в связи с закрытыми границами добавит клиентский поток. Необходимо также использовать опыт других стран в борьбе с короновирусом, в особенности Китая, раньше всех стабилизировавшего ситуацию внутри страны. При этом целесообразно ставить целью сосредоточить свои усилия на тех направлениях, где у России есть конкурентные преимущества, а это, прежде всего, речной, морской, пеший туризм, санаторно-курортные здравницы по восстановлению здоровья [12, 15].

Для поддержки и выхода на новый уровень предприятиям рекреационной сферы необходимо:

  • формирование и внедрение новых услуг, привлекательных для потенциальных клиентов;
  • внедрение комплексных услуг постковидной реабилитации;
  • внедрение новых инновационных цифровых технологий [16, 19];
  • освоение интернет пространства, поиск и внедрения новых инструментов для привлечения потенциальных клиентов [20];
  • повысить качество предоставляемых услуг;
  • поддержка и развитие новых направлений внутреннего туризма и рекреации;
  • развитие в рекреации и туризме таких видов жилья для отдыха на природе, как глэмпинги, которые позволят социально дистанцироваться;
  • усилить свою конкурентную позицию, разработать и внедрить стратегию развития — освоение новых рынков сбыта для услуг, поиск путей привлечения клиентов из других регионов [13, 14].

Для поиска оптимальных путей выхода из кризиса государство, в свою очередь, предприятиям рекреационной сферы может оказать дополнительную поддержку:

  • активизацией и разработкой программ внутреннего туризма;
  • помощь госзаказами сфере рекреации и туризма;
  • программными мероприятиями господдержки;
  • поддержкой и развитием дополнительной или новой инфраструктуры [15, 18];
  • снижением мер ограничений [17];
  • послабление ограничительных мер для санаториев с медицинской лицензией [20];
  • в вакцинирование населения, для снижения уровня заболеваемости;
  • в повышении квалификации кадров.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате исследования выявлено, что предпринимательство рекреационной сферы одним из первых пострадало от новой коронавирусной инфекции, спрос на данные услуги стремительно сократился до нуля в результате ограничительных мер. Выявлены факторы, имеющие наибольший вес и ограничивающие деятельность предприятий сферы рекреации, среди которых: недостаточный спрос на данный вид услуг, недобросовестная конкуренция со стороны других организаций, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств и другие[8]. Проведено сравнение мер государственной поддержки малого, среднего и крупного бизнеса предприятий туристической отрасли, однако выявлено, что данных мер недостаточно для отрасли наиболее пострадавшей от пандемии. Были предложены направления по восстановлению деятельности предприятий рекреационной сферы, в том числе необходимо изучать опыт других стран, внедрять новые цифровые технологии для преодоления кризиса.

В рамках дальнейшего исследования предпринимательства в рекреационной сфере интересно отследить динамику изменений и эффективность введенных мер государственной поддержки и их последствий.

REFERENCES

  1. Pechatkin, V.V. Formirovaniye i razvitiye tsifrovoy ekonomiki v Rossii kak strategicheskiy prioritet razvitiya territoriy v usloviyakh pandemiy / V.V. Pechatkin // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2020. — T. 10, № 2. — S. 837–848.
  2. Shirokovskikh, S.A. Tendentsii razvitiya sistemy upravleniya chelovecheskimi resursami krupnoy promyshlennoy kompanii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki i bol’shikh vyzovov pandemii koronavirusnoy infektsii Covid-19 / S.A. Shirokovskikh // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 3 (52). — S. 112–117.
  3. Abdulgazis, V.S. Khronika pandemicheskogo krizisa mirovoy ekonomiki 2020 goda / V.S. Abdulgazis // Uchenyye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. — 2020. — № 2 (68). — S. 7–12.
  4. Analysis of the Functioning of the Tourist and Recreational Industry in Conditions of Restrictions / D. Burkaltseva, S. Tsohla, A. Yanovskaya [et al.] // Journal of Environmental Management and Tourism. — 2020. — Vol. 11, No 8 (48). — P. 1902–1914.
  5. Theoretical concepts of digital regulation of extreme vibrations in consumer demand on the market of services / N. Simchenko, D. Burkaltseva, S. Tsohla, A. Yanovskaya, S. Polskaya [et al.] // Journal of Environmental Management and Tourism. — 2020. — Vol. 12. — No 4 (52). — P. 1000–1015.
  6. Policy Brief: COVID-19 and Transforming Tourism. August 2020 [Electronic Resource]. — Access Mode: www.unwto.org/news/un-policy-brief-on-tourism-and-covid-19 (date of the application: 25.04.2021).
  7. Guk, O.A. Razvitiye industrii gostepriimstva kak vysokodokhodnogo vida predprinimatel’skoy deyatel’nosti: trendy turindustrii / O.A. Guk, S.I. Pol’skaya, A.U. Niyazbekova // Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. — 2020. — № 8 (343). — S. 54–64.
  8. Sotsial’no-ekonomicheskoye polozheniye respubliki Krym v yanvare-fevrale 2020 g. [Elektronnyy resurs] / Upravleniye federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po respublike Krym i g. Sevastopolyu (KRYMSTAT). — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/df (data obrashcheniya: 25.04.2021).
  9. Adamenko, A.A. Gosudarstvennaya podderzhka kak instrument razvitiya malogo biznesa / A.A. Adamenko, T.Ye. Khorol’skaya, D.V. Petrov // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskiye nauki. — 2020. — T. 13, № 3. — S. 57–67.
  10. Aktual’nyye mery podderzhki turistskoy otrasli [Elektronnyy resurs] / Federal’noye agentstvo po turizmu. — Rezhim dostupa: www.russiatourism.ru/contents/covid-19/ (data obrashcheniya: 25.04.2021).
  11. Bukreyev, I.A. Predprinimatel’skaya deyatel’nost’ kak ob”yekt strategicheskogo upravleniya v rekreatsionnoy sfere / I.A. Bukreyev // Vestnik OrelGIET. — 2019. — № 1 (47). — S. 174–177.
  12. Malygina V.D. Kontseptual’nyy podkhod k modelirovaniyu razvitiya rekreatsionnogo kompleksa / V.D. Malygina, N.N. Davidchuk // Korporativnoye upravleniye i innovatsionnoye razvitiye ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel’skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — № 2. — S. 86–95.
  13. Pavlenko I.G. Stimulirovaniye razvitiya innovatsionnogo predprinimatel’stva v usloviyakh globalizatsii / I.G. Pavlenko, E.U. Osmanova, S. Lin’shi, N.P. Ovcharenko // Voprosy regional’noy ekonomiki. — 2018. — № 3 (36). — S. 68–80.
  14. Morozov, M.A. Novaya paradigma razvitiya turizma i industrii gostepriimstva v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki / M.A. Morozov, N.S. Morozova // Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo. — 2018. — № 1. — S. 135–141.
  15. Vorobyоva, Е.I. Finansovoye obespecheniye ekonomicheskogo rosta na razlichnykh urovnyakh ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii / Е.I. Vorobyоva, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 4 (53). — S. 5–15.
  16. Reutova, E.V. K voprosu o tsifrovykh razryvakh v regional’nom razvitii / E.V. Reutova, Ye.V. Reutov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 4 (53). — S. 132–139.
  17. Shal’neva, V.V. Sistema antikrizisnogo finansovogo upravleniya predpriyatiyem / V.V. Shal’neva, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 37–46.
  18. Transformatsionnyye protsessy: innovatsionnyye preobrazovaniya / L.M. Borshch, S.V. Gerasimova, A.R. Zharova, O.A. Guk // Ustoychivoye razvitiye tsifrovoy ekonomiki, promyshlennosti i innovatsionnykh sistem: Sbornik trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii s zarubezhnym uchastiyem, Sankt-Peterburg, 20–21 noyabrya 2020 goda / Pod redaktsiyey D.G. Rodionova, A.V. Babkina. — Sankt-Peterburg: POLITEKH-PRESS, 2020. — S. 18–21.
  19. Burkal’tseva, D.D. Nauchnyy podkhod k proyektirovaniyu sistemy pokazateley tsifrovogo razvitiya territoriy v usloviyakh ekstremal’nykh kolebaniy sprosa na rekreatsionnyye uslugi / D.D. Burkal’tseva, S.I. Pol’skaya // Problemy informatsionnoy bezopasnosti sotsial’no-ekonomicheskikh sistem: VII Vserossiyskaya s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskaya konferentsiya, Gurzuf, 18–20 fevralya 2021 goda. — Simferopol’: Krymskiy federal’nyy universitet im. V.I. Vernadskogo, 2021. — S. 10–13.
  20. Pol’skaya, S.I. Analiz tsifrovykh tekhnologiy, primenyayemykh v turistsko-rekreatsionnoy sfere s tsel’yu strategicheskogo razvitiya / S.I. Pol’skaya, O.A. Guk // Strategicheskoye upravleniye razvitiyem tsifrovoy ekonomiki na osnove umnykh tekhnologiy / pod red. A. V. Babkina. — Sankt-Peterburg: POLITEKH-PRESS, 2021. — S. 555–569.