ОПЫТ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ВО ФРАНЦИИ

EXPERIENCE WITH TAX CRIMES IN FRANCE

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (55), 2021

Section Taxes

Publication text (PDF):Download

UDK: 343.359.3

AUTHORS:

Voroshilo Viktoria Viktorovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-2-31-39

PAGES: from 31 to 39

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: tax crimes, fraud, struggle against tax crimes, tax legislation

ABSTRACT (ENGLISH):

The article considers the tax legislation of France aimed at combating tax crimes. The author’s research conducted in relation to tax violations in France shows interest in the selected study. The fight against tax crimes is of great importance for the economy of any state, including the positive experience of foreign countries. An algorithm of interaction between tax authorities and tax payers in the detection of tax offenses has been developed. The types of tax violations in France and the consequences of their detection for taxpayers are considered. The influence of the adopted tax legislation on the collection of taxes is studied. Namely, an increase in the recovered amounts to the state’s budget based on the results of tax investigations. The analysis of statistical data of tax offenses, tax investigations, which allowed to argue the consequences of the introduced norms, was carried out. The structure of tax crimes by the nature of their implementation over 5 years in France is considered and it is revealed that in recent years crimes of hiding income and undeclared income prevail. The structure of tax crimes, which were carried out in different spheres of the economy, where the most prone to crime is the service sector, is studied. Over a two-year period, the fines received based on the results of the sentences imposed in quantitative and qualitative composition were studied. The interrelation of the recovery of funds from the fight against tax crimes in favor of the state for the period 2010-2018 is studied. The main instruments were one-time fines and recoveries of amounts in accordance with the adopted tax legislation.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговые преступления являются одним из самых распространенных экономических преступлений в каждом государстве. Из-за них государство теряет часть финансовых ресурсов, которые могли быть направлены на социальную сферу и т.п. Опасность данного вида преступления оценила межправительственная организация Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая внесла изменения в рекомендации и добавила налоговые преступления в перечень предикатных преступлений при отмывании доходов, полученных преступным путем [9].

Среди стран, чей европейский опыт борьбы с налоговыми преступлениями интересен, можно выделить Францию.

За последнее десятилетие Франция активно начала борьбу с налоговыми преступлениями. Стоит отметить, что данная борьба была подкреплена рядом принятых нормативно-правовых актов. Так, в 2013 году во Франции был принят закон, который регулирует отношения государства с налогоплательщиками по поводу уклонения от налогообложения — Закон № 2013-1117 от 6 декабря 2013 года о борьбе с уклонением от уплаты налогов и великой экономической и финансовой преступностью [7]. Данный документ состоит из положения, усиливающее преследование и наказание за экономические, финансовые и налоговые правонарушения; предотвращения мошенничества, финансовых и налоговых преступлений. В 2018 году был принят Закон № 2018-898 от 23 октября 2018 года о борьбе с мошенничеством [8]. Положениями данного Закона предусмотрено финансирование, направленное на укрепление борьбы с налоговыми преступлениями, усиление санкций за уклонение от уплаты налогов, социальное и таможенное мошенничество.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Опыт Франции в борьбе с налоговыми преступлениями интересен отечественным ученым, что видно из проведенных и опубликованных исследований.

Проблема соблюдения налогового законодательства постоянно находится в рамках исследования. Такая проблема несоблюдения налогового законодательства присуща всем странам мира. Большинство авторов рассматривают неуплату налогов с точки зрения ответственности налогового, уголовного законодательства.

Так, Семенова Н.Ф. рассматривает опыт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в зарубежных странах, в том числе во Франции. Выделяет особенности законодательства в части ответственности за налоговые правонарушения [10]. Бутузова А.С., Королева С.П. также анализирует ответственность за налоговые правонарушения [4].

Дрожжина И.А. более детально исследует правовую сторону борьбы с уклонением от налогообложения во Франции. Автор рассматривает не только законодательно установленные виды ответственности за налоговые правонарушения, но и способы уменьшения налоговых платежей, которые способствуют ей и виды налогового контроля [5].

Однако, данные исследования заканчиваются анализом законодательства и не раскрывают анализ статистических данных, который ярко показывает, как применяется на практике действие закона.

Цель статьи — изучить законодательство Франции по борьбе с налоговыми преступлениями и его влияние на налоговые расследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Закон о борьбе с уклонением от уплаты налогов и великой экономической и финансовой преступностью способствовал во Франции, начиная с 2014 года, усиленно бороться с налоговой преступностью и разного рода налогового мошенничества. Данные взысканных сумм в пользу государства с ведением нового закона представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Взысканные суммы денежных средств в пользу государства в результате борьбы с налоговыми преступлениями (Составлено на основе данных [6]).

В 2015 году борьба с мошенничеством позволила взыскать более 10 млрд евро, что на 20 % больше, чем в 2014 году. Кроме того, налогоплательщики активно уплачивали налоги. Так, 44 894 запросов начисления налогов были зарегистрированы в центре предоставления услуг по обработке заявлений, с момента ее создания в июне 2013 года.

В 2015 году, данная кампания позволила собрать 2,65 млрд евро налоговых поступлений, в том числе 900 миллионов евро пени и штрафов. Для 2016 года, цель сбора была предусмотрена в размере 2,4 млрд евро [6].

В 2019 по итогам налогового контроля было восстановлено 12 миллиардов евро, что на 50 % больше, чем в 2018, и на 2 миллиарда больше, чем в 2015 г. Эти исключительные результаты обусловлены, в частности, укреплением инструментов борьбы с уклонением от уплаты налогов, таких как возможность обнародовать имена мошенников и создание в 2018 году налоговой полиции. Вырученные от налогового контроля суммы составили почти 11 миллиардов евро. К этому добавляется миллиард евро от службы исправительных заявлений и штрафов. Это соглашение позволяет компаниям, чтобы закрыть свои налоговые споры, договориться о штрафе с государством без судебного разбирательства [11].

Алгоритм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков при выявлении налоговых преступлений следующий: налоговые органы выявляют незадекларированные доходы либо имущество и выписывают налогоплательщику штраф в размере 80 % от налога, если задекларированы налогоплательщиком доходы или имущество в неполном объеме, то сумма штрафа варьируется от 40 % до 80 % от суммы налога, а также применяется пеня в размере 0,20 % за каждый просроченный месяц; если налоговые органы в ходе налоговой проверки выявляют сумму неуплаченного налога в размере свыше 100000 евро, то дело автоматически передается в прокуратуру и возбуждается уголовное дело; если налоговые органы выявляет мошеннические действия, в том числе организованной группой — дело передается в прокуратуру и возбуждается уголовное дело, по итогам которого выносится штраф в размере от 500 тыс. евро до 3 млн. евро либо лишение свободы от 5 до 7 лет (рисунок 2).

.

Рис. 2. Алгоритм взаимоотношений фискальных органов Франции и налогоплательщиков при налоговых правонарушениях (Составлено автором).

Сбор статистических данных по налоговым расследованиям представлен по нескольким направлениям: по характеру преступлений и по сферам деятельности.

По данным статистики Франции за период 2014–2019 годы были выявлены следующие налоговые преступления, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Анализ распределения количества расследований по уклонению от уплаты налогов по характеру преступления за 2014–2018 гг. *

Преступления Периоды  Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018
Незадекларированные доходы и нелегальная деятельность 410 453 437 424 383 865 43 -16 -13 -41 482 110,5 96,5 97,03 90,3 225,8
Сокрытие доходов 426 413 358 409 390 682 -13 -55 51 -19 292 96,9 86,7 114,3 95,4 174,8
Фиктивные операции 49 15 26 58 33 19 -34 11 32 -25 -14 30,6 173,3 223,1 56,9 57,5
Другие способы мошенничества 184 146 176 53 17 112 -38 30 -123 -36 95 79,4 120,6 30,1 32,1 658,8
Количество расследований 1069 1027 997 944 823 1678 -42 -30 -53 -121 855 96,1 97,1 94,7 87,1 203,8

* Составлено и рассчитано на основе [1, 2, 3]

Исходя из анализа распределений количества налоговых преступлений по характеру, было выявлено, что за анализируемый период времени нет постоянной тенденции в видах налоговых преступлений, в разные периоды времени количество то увеличивается, то уменьшается. Однако, общее количество расследований за данный период времени снижается: в 2017 году на 125 по сравнению с 2014 годом. В 2019 году количество расследований по налоговым преступлениям выросло в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом, из которых на незадекларированные доходы и нелегальную деятельность приходится основная доля налоговых преступлений. Также выросли в 2 раза преступления по сокрытию доходов, а именно тех средств, что поступают из-за границы, а также путем внесения неправильных записей.

Если рассматривать структуру налоговых преступлений во Франции, то ее динамику можно проследить на рисунке 3.

Рис. 3. Структура налоговых преступлений во Франции в 2014-2018 гг. (Составлено на основании [1, 2, 3])

Как видно из рисунка 3, основную долю налоговых преступлений занимают «сокрытие доходов» и «незадекларированные доходы и нелегальная деятельность», каждый из которых занимает свыше 30 %. Если в 2014 году сокрытие доходов занимало наибольшую долю, то в последующие годы ситуация меняется и незадекларированные доходы в структуре имеют наибольший удельный вес. Также в 2017 году резко уменьшилась доля других способов мошенничества — на 10 % по сравнению с 2016 годом.

В 2019 году увеличивается доля незадекларированных доходов и других видов мошенничества за счет уменьшения доли фиктивных операций и сокрытия доходов. Но, также сокрытие доходов и незадекларированные доходы являются основными видами преступлений во Франции, посредством которых бюджет теряет значительные суммы налогов. Франция — страна, где самое тяжеловесное бремя налогов. Ставки налогов ежегодно пересматриваются Парламентом. Подоходный налог имеет прогрессивную шкалу налогообложения и максимальная ставка достигает 45 %. Соответственно при такой налоговой нагрузке часть граждан и скрывает свои доходы либо ведет незаконную предпринимательскую деятельность.

Кроме того, статистическим органом Франции представлены данные о налоговых расследованиях в разрезе отраслей, анализ которых представлен в таблице 2.

Таблица 2. Анализ распределение финансовых расследований по уклонению от уплаты налогов в разрезе отраслей *

Сфера экономики Периоды  Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
2014 2015 2016 2017 2018 2019

 

2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018
Сельское хозяйство 8 5 6 5 1 9 -3 1 -1 -4 8 62,5 120 83,3 20 900
Промышленность 23 27 20 4 4 18 4 -7 -16 0 14 117,3 74 20 100 450
Строительство и общественные работы 246 261 241 208 183 431 15 -20 -33 -25 248 106,1 92,3 86,3 87,98 235,5
Торговля 271 222 225 204 192 393 -49 3 -21 -12 201 81,9 101,3 90,6 94,12 204,6
Услуги 232 225 205 277 269 502 -7 -20 72 -8 233 96,8 91,1 135,1 97,11 186,6
Свободные профессии 94 115 81 44 35 72 21 -34 -37 -9 37 122,3 70,4 54,3 79,55 205,7
Руководители компаний и наемные работники 195 172 219 202 139 253 -23 47 -17 -63 114 88,2 127,3 92,2 68,81 182
Всего 1069 1027 997 944 823 1 678 -42 -30 -53 -121 855 96 97 94,6 87,2 203,8

* Составлено и рассчитано на основе [1, 2, 3]

Количественная характеристика налоговых расследований в разрезе отраслей показала, что общее количество расследований уменьшалось до 2018 года, а с 2019 года произошел резкий скачек в 2 раза, что говорит о усиленном налоговом контроле. Однако, такая тенденция в разрезе отраслей не везде сохранилась. Так, к 2017 году уменьшилось количество расследований по таким отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство и общественные работы, торговля, свободные профессии. И увеличилось к 2017 году расследований в сфере услуг и по доходам руководителей компаний и наемных работников. К 2019 году ситуация меняется: на фоне общего роста налоговых расследований наибольшее количество расследований приходится на сферу услуг, на втором месте строительство и на третьем — торговля.

Качественная характеристика налоговых расследований представлена в виде наложенных штрафов и денежных взысканий на основе вынесенных приговоров.

В таблице 3 представлена количественная характеристика наложенных штрафов и вынесенных денежных взысканий во Франции.

Таблица 3. Штрафы и денежные взыскания на основе вынесенных приговоров в 2017–2019 гг. *

Виды штрафов и приговоров 2017 2018 2019 Абсолютное отклонение
Количество Суммы, млн. евро Количество Суммы, млн. евро Количество Суммы, млн. евро 2018/2017 2019/2018
Количество Сумм а, млн, евро Количество Сумм а, млн, евро
Увеличенные единовременные штрафы (автоматизированный контроль) 3193427 761 3023171 729 2860125 682 -170256 -32 -163046 -47
из которых AFM отправлены в иностранные долги 812536 180 620995 139  

736088

 

 

163

 

-191541 -41 115093 24
Повышенные единовременные штрафы 2337593 509 1926297 403  

1911472

 

397 -411296 -106 -148250 -6
Другие единовременные штрафы 7844305 960 6332690 1662 5106765  

1396

 

-1511615 702 -6332690 -266
Уголовные постановления 275230 58 1921089 152 281125  

65

 

1645859 94 -1921089 -87
Решение Апелляционного суда 25428 154 269383 61 24712  

45

 

243955 -93 -16 -24671
Решение суда присяжных 2167 2 27767 42 1784 4

 

25600 40 -25983 -38
Решение исправительного суда 488112 341 1839 11 497061 338

 

-486273 -330 495222 327
Решение суда полиции 82624 24 499269 837 67036 24

 

416645 813 -432233 -813
Другие приговоры 3490 17 66782 20 3409 14 63292 3 -63373 -6
Судебные издержки 10 3128 6 13 3128 -4
Всего 14252376 2836 14 071415 12 14290378 3256 -180961 -2824 218 963 3244

* Составлено и рассчитано на основе [1, 2, 3]

В таблице 3 представлен анализ количества вынесенных приговоров, а также сумм денежных взысканий за трехлетний период. Исходя из проведенного анализа в таблице 3 видны такие тенденции:

  • наблюдается тенденции по снижению количества выписанных единовременных штрафов, как повышенных, так и других, в том числе снизились и суммы по данным штрафам, за исключением иностранных долгов;
  • в 2019 году уменьшилось количество денежных взысканий по другим приговорам, решению суда полиции, решению суда присяжных, решению апелляционного суда и уголовных постановлений, в этот период в наибольшей степени уменьшилась сумма взысканных средств по решению суда полиции, поскольку их можно оспорить в установленные законодательством сроки;
  • основную долю в количестве наложенных штрафов и приговоров составляют именно наложенные штрафы. Доля полученных денежных средств по средствам наложенных штрафов занимает наибольшую долю в общем количестве собранных средств. Среди вынесенных приговоров — наибольшую долю занимают решения исправительного суда.

Единовременные штрафы начисляются в полном объеме и взыскиваются в пользу государственного казначейства в случае неисполнения платежа или по ходатайству, поданному в течение 45 дней. Подлежащее исполнению право на наложенные единовременные штрафы выдается сотрудником прокуратуры, который передает их главному бухгалтеру казначейства.

Рассмотрим, как за 2010–2019 годы изменилась качественная характеристика финансовых расследований налоговых преступлений (табл. 4).

При изучении общей суммы полученных денежных средств от штрафов и взысканных денежных средств стоит сказать, что к 2017 году данная сумма выросла на 17 %.

Таблица 4. Изменение числа штрафов и денежных взысканий во Франции *

Годы Единовременные штрафы, млн. евро Изменение к предыдущему году В структуре, % Подлежит возврату, млн. евро Изменение к предыдущему году В структуре, % Всего
2010 11181 92 955 8 12136
2011 11024 -158 92 942 -13 8 11965
2012 12795 1771 93 965 23 7 13760
2013 12401 -394 93 972 7 7 13373
2014 11600 -801 92 951 -21 8 12551
2016 11803 203 92 968 17 8 12771
2017 13375 1572 94 877 -91 6 14252
2018 11282 -2093 80 2789 1912 20 14071
2019 9142 -2140 64 5148 2359 36 14290

* Составлено и рассчитано автором на основе данных [1, 2, 3]

Однако, если проследить структуру за 2010–2019 годы, то необходимо отметить следующие изменения: 1) свыше 90 % в общем количестве полученных государством средств от расследований занимают единовременные штрафы, за исключением 2018–2019 годов, где доля единовременных штрафов опустилась до 64 %; 2) с 2010 по 2017 год менее 10 % занимают денежные средства, которые по приговору необходимо вернуть в пользу государства, но с 2018 года ситуация меняется и к 2019 году данная доля составляет 36 %.

Таким образом, Франция осуществляет усиленную борьбу с налоговыми преступлениями, по результатам которых вынесены приговоры и наложены штрафные санкции, которые являются одним из источников налоговых поступлений в бюджет.

ВЫВОДЫ

Те законодательные меры, которые предусмотрела Франция для борьбы с налоговыми преступлениями, нашли свое отражение в статистическом анализе снижения количества расследуемых налоговых преступлений. За период внедрения первого закона бюджет Республики получил достаточное количество финансовых ресурсов. Статистические исследования доказали, что усиления ответственности за налоговые преступления снижают количество осуществления преступлений. Однако, данная ситуация сохраняется ненадолго, поэтому государство вынуждено искать новые рычаги влияния в рамах внедрения новых законодательных норм, способствующих борьбе с налоговыми преступлениями граждан и юридически лиц.

REFERENCES

  1. Annuaire statistique 2019 de la Direction Gйnйrale des Finances Publiques (DGFiP) [Electronic Resource]. — Access Mode: www.data.gouv.fr/fr/datasets/annuaire-statistique/ (date of the application: 20.04.2021).
  2. Annuaire statistique 2018 de la Direction Gйnйrale des Finances Publiques (DGFiP) [Electronic Resource]. — Access Mode: www.data.gouv.fr/fr/datasets/annuaire-statistique/ (date of the application: 20.04.2021).
  3. Annuaire statistique 2017 de la Direction Gйnйrale des Finances Publiques (DGFiP) [Electronic Resource]. — Access Mode: www.data.gouv.fr/fr/datasets/annuaire-statistique/ (date of the application: 20.04.2021).
  4. Butuzova, A.S. Analiz otvetstvennosti za soversheniye nalogovykh pravonarusheniy v Rossiya, Frantsii, Germanii / A.S. Butuzova, S.P. Koroleva [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestest-vennykh nauk. — 2019. — № 5-4. — S. 165–167. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/analiz-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovyh-pravonarusheniy-v-rossiya-frantsii-germanii (data obrashcheniya: 27.02.2020).
  5. Drozhzhina, I.A. Pravovoy analiz frantsuzskogo opyta bor’by s ukloneniyem ot uplaty nalogovykh platezhey / I.A. Drozhzhina [Elektronnyy resurs] // Izvestiya orlovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. seriya: sotsial’no-ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. — Izdatel’stvo: Federal’noye gosudarstvennoye byud-zhetnoye obrazovatel’noye uchrezhdeniye vysshego professional’nogo obrazovaniya «Gosudarstvennyy uni-versitet — uchebno-nauchno-proizvodstvennyy kompleks» (Orel) — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/item.asp?id=13020793 (data obrashcheniya: 20.04.2021).
  6. La lutte contre la fraude et l’йvasion fiscales [Electronic Resource]. — Access Mode: www.gouvernement.fr/action/la-lutte-contre-la-fraude-et-l-evasion-fiscales (date of the application: 01.05.2021).
  7. LOI n° 2013-1117 du 6 decembre 2013 relative а la lutte contre la fraude fiscale et la grande delinquance economique et financiere (ZAKON № 2013-1117 ot 6 dekabrya 2013 goda o bor’be s ukloneniyem ot uplaty nalogov i velikoy ekonomicheskoy i finansovoy prestupnost’yu) [Elektronnyy resurs]. — Режим доступа: www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=D038DE1BF5D93C9A2F740964A36BEECB.tpdjo06v_1?cidTexte =JORFTEXT000028278976&categorieLien=id (data obrashcheniya: 27.02.2020).
  8. LOI n 2018-898 du 23 octobre 2018 relative а la lutte contre la fraude (ZAKON № 2018-898 ot 23 oktyabrya 2018 goda o bor’be s moshennichestvom) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2018/10/23/2018-898/jo/texte/ (data obrashcheniya: 27.02.2020).
  9. Standarty FATF. Ofitsial’nyy sayt FATF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html (data obrashcheniya: 27.02.2020).
  10. Semenova, N.F. Ugolovnaya otvetstvennost’ za nalogovyye prestupleniya po zakonodatel’stvu zarubezhnykh stran: komparativistskiy aspekt / N.F. Semenova [Elektronnyy resurs] // Vlast’. — 2010. — № 5. — S. 162–165. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/item.asp?id=14314189 (data obrashcheniya: 20.04.2021).
  11. Fraude fiscale en France: 12 milliards d’euros recuperes par l’Etat en 2019, un record [Electronic Resource]. — Access Mode: www.rtl.fr/actu/economie-consommation/fraude-fiscale-12-milliards-d-euros-recuperes-en-2019-un-nouveau-record-7800646630 (date of the application: 20.04.2021).