БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ КАК АДЕКВАТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

BUSINESS SIMULATION AS AN EDUCATIONAL TECHNOLOGY ADEQUATE TO ECONOMIC REALITY

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (55), 2021

Section  Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 378.147

AUTHORS:

Reutov Viktor Yevgeniyevich,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Head of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Director of the Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Reutova Viktoriya Vladimirovna,

Ph.D. in Pedagogy,

Associate Professor of the Department of Pedagogy

Taurida Academy (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Kravchenko Larisa Аnatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Troyan Irina Аnatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-2-140-149

PAGES: from 140 to 149

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: simulation, modeling, business simulation, educational technology, information technology, educational process, economic education.

ABSTRACT (ENGLISH):

The authors proposed to consider business simulation as a modern educational technology adequate to economic reality, as an interactive model of the economic system, which, by its internal conditions, is as close as possible to the corresponding institutional unit: a division or an entire enterprise, industry, country. Based on the expert analysis, it was revealed that employers and students in universities have different assessments of the skills required for employment. This gap in the assessment of competencies can be partially leveled through the implementation of business simulation. The authors gave an analysis of the business simulation from the point of view of a competency-based approach. They identified groups of tasks that can be solved with the help of this educational technology, and formed the corresponding general cultural, general professional and professional competencies of students in economic areas of training. The authors identified the advantages of using business simulation in teaching, which lay the foundation for the formation of competencies: the possibility of using it in a distance form, activation of creative abilities, the development of creative thinking, independence and self-discipline of students, great interest of students in the learning process due to gamification, applied nature and a high degree proximity to economic reality, the ability to simultaneously solve many problems. The disadvantages of using business simulation were also considered: a lack of contact work between a teacher and a student, an increase in the time spent in front of the screen, the need for special training of teachers, excessive involvement in the game part of a business simulation, financial costs for technical development and the creation of the necessary infrastructure. Foreign business simulations are characterized, the use of which makes it possible to hone the skills of doing business and making optimal economic decisions. The problems and prospects of development in Russia of training based on business simulation were identified. It was emphasized that further research requires studying the experience of using business simulation games in universities and business schools.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир живет в условиях непрерывных и быстрых трансформаций, адаптация к которым требует принятия оперативных и эффективных управленческих экономических решений. Системообразующим социальным институтом, обеспечивающим решение поставленных задач, является высшее образование, которое следует рассматривать в качестве интеллектуальной основы для экономического прорыва. Непременным условием подготовки компетентного специалиста по экономике является использование в учебном процессе интерактивных методов обучения.

В сегодняшней динамичной бизнес-среде и меняющихся экономических условиях требуется переориентация и модификация образовательных программ, при этом процесс обучения должен быть сосредоточен на формировании крепких экономических знаний, навыков и поведения в соответствии с потребностями рынка. Для студентов с предпринимательскими намерениями важно иметь глубокое понимание динамики рынка, навыки ведения финансовых операций и принятия управленческих решений. В этой связи бизнес-симуляции могут сыграть важную роль как истинное представление рыночных операций в виртуальной среде.

Многие исследователи согласны, что имеется прямая существенная связь между внедрением интерактивных форм обучения и формированием необходимых навыков у обучающихся [1, 2]. Анализируется высокий социальный контекст геймификации в целом и бизнес-симуляции в частности, что качественно и количественно усиливает эффект обучения [3]. Более продолжительный и обширный опыт применения бизнес-симуляций в учебных курсах высшего образования за рубежом позволил систематизировать преимущества и проблемы, которые освещены в работах ученых [4].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В последнее время усиливается тенденция к использованию бизнес-симуляторов на всех уровнях образования в учебных заведениях. Они используют бизнес-симуляторы в качестве усовершенствования традиционной учебной среды.

Целью статьи является исследование развития бизнес-симуляции как образовательной технологии, применяемой в высших экономических учебных заведениях и бизнес-школах в современных условиях. Основная гипотеза данной статьи — обоснование целесообразности внедрения бизнес-симуляции в образовательный процесс для обучающихся экономического направления подготовки.

Методы научного поиска предусматривают применение анализа монографической, периодической педагогической литературы для определения основных категорий, концепций исследования; сравнительного анализа сайтов, блогов, на которых ученые, педагоги обмениваются опытом использования компьютерных симуляций в образовании, что позволило обобщить информацию о состоянии развития метода симуляций в профессиональном образовании России и за рубежом.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На макроуровне развитие сферы информационных корпоративных технологий и инкорпорирования ее в частную жизни (в виде широкого использования программных продуктов, современных гаджетов, усиление вовлеченности людей в виртуальные формы взаимодействия) формируют специфические «патeрны», действие которых неизбежно распространяется и на профессиональный контекст, в частности на бизнес-процесс «обучение — развитие». Кроме того, некоторые учебные технологии, в частности игровое имитационное моделирование, приобрели широкую популярность в высшей профессиональной школе, а также в корпоративном обучении, часто демонстрируют определенный разрыв между имитируемой действительностью и реальными компетенциями участников обучения, что снижает их мотивацию к изучению и использования на практике полученных экономических знаний и приобретенных навыков.

Повышение интереса к использованию бизнес-симуляции в образовательном процессе обусловлено некоторыми факторами: переходом на дистанционную форму обучения, ростом количества студентов, разнообразием курсов экономического направления, повышением доступности информационных технологий, растущей популярностью нетрадиционных методов обучения.

Бизнес-симуляция как форма экспериментального обучения направлены на улучшение принятия деловых решений, развитие навыков, используя естественные цифровые способности и мотивации студентов к технологиям, ведь в наши дни компетенции студентов формируются в среде информационных технологий.

Проведенный анализ позволил установить основные преимущества и недостатки внедрения бизнес-симуляции в процесс образования в высших учебных заведениях, в том числе экономического направления подготовки (табл. 1).

Таблица 1. Преимущества и недостатки применения бизнес-симуляции в образовательном процессе *

Бизнес-симуляции в образовательном процессе
Преимущества Недостатки
Возможность использования в дистанционной форме Наличие дефицита контактной работы с преподавателем, повышение вероятности формирования неверных выводов или анализа ситуации
Активизация творческих способностей, развитие креативного мышления, Увеличение времени, проводимого перед экраном, нагрузка на зрительные органы и опорно-двигательный аппарат человека
Меньшая нагрузка на обучающихся, большая самостоятельность и самодисциплина Необходимость специальной подготовки преподавателей и времени на освоение новыми технологиями
Повышение интереса у обучающихся и степени освоения материала за счет разнообразия изложения и элементов геймификации образовательного процесса Финансовые расходы на технические разработки и внедрение бизнес-симуляций
Прикладной характер и высокая степень приближенности к экономической реальности, что формирует практические навыки и компетенции у обучающегося Создание необходимой инфраструктуры (техническое оснащение), а именно: программы, приложения, компьютерные тренажеры, лаборатории
Возможность заключения многообразия задач в бизнес-симуляции Чрезмерная вовлеченность в игровую часть бизнес-симуляции и отвлечение от решения учебной задачи

* Составлено авторами

Ценность внедрения бизнес-моделирования в учебный процесс заключается в развитии следующих компетенций для непрерывного обучения: предпринимательской и цифровой. При этом рассматривая бизнес-симуляцию как образовательную технологию, целесообразно выявить задачи и компетенции, которые могут быть реализованы с ее помощью в процессе получения высшего образования (рис. 1).

Рис. 1. Компетентностный подход к анализу бизнес-симуляции (Составлено на основе [5; 6]).

Таким образом, бизнес-симуляция как образовательная технология направлена не столько на получение предметных знаний, сколько на определенные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные с приобретением навыков, необходимых в реальной экономической деятельности. Среди них следует отметить:

  • инициативность и предпринимательство — планирование и реализация бизнес-стратегий, признание деловых возможностей, оценка и принятие риска, а также оценка собственных сильных и слабых сторон в ведении бизнеса, часто помогая студенту ответить на вопрос, есть ли у него / нее предрасположенность к ведению своего дела. ее бизнес;
  • умение искать, отбирать и критически анализировать информацию — анализируя результаты собственных и конкурирующих компаний, студенты учатся анализировать данные и делать на их основе выводы;
  • способность решать проблемы — студенты должны решать возникающие проблемы на постоянной основе, включая упущенные возможности, снижение удовлетворенности сотрудников или клиентов, уменьшение количества клиентов, реагирование на действия конкурентов;
  • умение работать в команде — благодаря групповой работе ученики должны постоянно сотрудничать друг с другом, высказывать свое мнение, согласовывать решения, разделять обязанности;
  • навыки математического мышления — использование математических навыков для решения бизнес-задач, например, расчет необходимого количества должностей, спроса на сырье, доходов и затрат;
  • ИТ-компетенции — использование электронной таблицы для расчета, например, требований к ресурсам, а также прогнозирования финансовых последствий принятых решений;
  • социальные компетенции — переговоры, преодоление стресса, принятие решений, работа в сжатые сроки, сотрудничество, напористость.

типа

бизнес-симуляции можно выделить:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов и
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию

история по управленческим решениям.

Два типа

бизнес-симуляции можно выделить:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов и
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию

история по управленческим решениям.

Два типа

бизнес-симуляции можно выделить:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов и
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию

история по управленческим решениям.

Два типа

бизнес-симуляции можно выделить:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов и
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию

история по управленческим решениям.

Два типа

бизнес-симуляции можно выделить:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов и
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию

история по управленческим решениям.

Два типа

бизнес-симуляции можно выделить:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов и
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию

история по управленческим решениям.

Можно выделять два типа бизнес-симуляции:

  1. Тематические исследования, которые представлены в форме примеров Excel для студентов.
  2. Моделирование, начиная с более или менее сложного начального состояния, превращается в компанию история по управленческим решениям.

Оба метода обучения служат для демонстрации практических теоретических знаний и формировании соответствующих компетенций. Тематические исследования могут использовать в данных таблиц Excel реальные экономические показатели для расчета баланса и убытков, отчеты о продажах и маркетинге, расчеты прибыли предприятия, так и вымышленные данные. Для анализа бизнес-ситуации студенты используют данные и расчеты из приведенных таблиц, а также разрабатывают соответствующие хозяйственные решения и стратегии развития бизнеса. Бизнес-симуляции как моделирование позволяют рассмотреть весь хронологический процесс развития предприятия в течение длительного периода. Модели могут включать несколько предприятий, которые конкурируют друг с другом. Студенты принимают решения как исполнительные менеджеры существующей компании. В любом случае, бизнес-симуляции предоставляют обучающимся достойную платформу для просмотра и анализа данных. Повторяемость процесса принятия решений позволяет производить умелые корректировки и повышать производительность. Использование бизнес-симуляций позволяет получить более практическое образование, в котором концепции могут применяться к реальным решениям. Они вызывают соревновательный дух внутри участников, эмоционально вовлекая их в процесс обучения. Цифровая среда в таком обучении способствует развитию навыков стратегического мышления; оценки вариантов и расчетно-аналитических навыков. Таким образом, студенты, могут играть роль предпринимателей, управляющих производственной, сервисной или торговой компанией в одной из выбранных отраслей. Они принимают реалистичные бизнес-решения, регулярно получают их результаты. Важно отметить, что студенты конкурируют друг с другом на одном рынке.

Практика использования бизнес-симуляций в корпоративном обучении за рубежом насчитывает более 40 лет. В 2008 году в сборнике «Simulations & Gaming» было опубликовано ретроспективный анализ развития указанной педагогической технологии. В частности, были отмечены такие важные вехи. В 1929 году в М. Берштейн возникла идея адаптировать концепцию военных симуляций (моделирование военных действий) к экономической действительности. Симуляция воспроизводила деятельность типографии и формировала у руководителей навыки решения сложных производственных ситуаций. С того периода в течение 8 лет было разработано более 40 подобных бизнес-симуляций для различных отраслей хозяйства. Первая бизнес-симуляция в Северной Америке была создана в 1955 году. Американская компания RAND Corporation разработала бизнес-симуляцию, моделирующего систему логистики в военно-воздушных войсках. В 1956 году в США была представлена бизнес-симуляция «Top Management Decision Simulation», впоследствии приобрела всемирную известность. В 1957 году аналогичная бизнес-симуляция была впервые внедрена в учебный процесс ряда американских университетов. Это стало отправной точкой стремительного роста популярности бизнес-симуляций как технологии в образовательном процессе [7].

Бизнес-симуляторы высоко ценятся в немецких университетах, особенно в сфере предпринимательства. Французские ученые (университет Савуа) считают, что обучение на основе компьютерной игры / симуляции может существенно изменить сам процесс обучения. Разработанная ими учебная игровая среда позволяет преподавателю любой дисциплины смоделировать процесс обучения через компьютерную игру [8]. Считаем, что успешный опыт применения бизнес-симуляций за рубежом может быть перенят в ведущих вузах Российской Федерации и приведет к улучшению качества экономического образования.

По нашему мнению, метод симуляций должен стать достаточно популярным в российском экономическом образовании, таким, каким он является в системе образования на западе, где часто используется не только для обучения студентов, но и в процессе подготовки управленческих кадров. Широкое распространение за рубежом бизнес-симуляции получили благодаря своему прикладному характеру и возможности решения региональных экономических проблем. Экономика быстро меняется, предъявляя к студентам все больше и больше требований с точки зрения развития способности быть умелыми, гибкими и адаптируемыми.

Эффективность развития современной экономической системы во многом зависит от уровня организации плановой работы, формирующейся на основе прогнозных социально-экономических сценариев и стратегий. Так, отмечается, что бизнес-моделирование может решить ключевые конкурентные проблемы для отраслей, формируя понимание экономической реальности и разрабатывая актуальные решение в рамках стратегического планирования [9].

Ряд исследователей отмечают, что сейчас существует насущная потребность включить процесс трудоустройства (этапы) в учебную программу, чтобы преодолеть разрыв между навыками, полученными при выпуске из высшего учебного заведения, и навыками, необходимыми для работы в отраслях экономики [10]. Следует отметить, что работодатели и обучающиеся в вузах по-разному оценивают ключевые качества и навыки, необходимые при трудоустройстве (табл. 2).

Таблица 2. Ранжирование важнейших качеств претендентов, необходимых при трудоустройстве *

Ранг Качества, отмеченные обучающимися Качества, выделенные работодателями
Вариант ответа % Вариант ответа %
1 Умение проявлять инициативу на работе 59,8 Хорошая компьютерная подготовка 80,95
2 Сильное базовое образование 51,5 Сильное базовое образование 76,19
3 Хорошая компьютерная подготовка 51,2 Знание новейших технологий по специальности 61,9
4 Знание иностранного языка 48,5 Знание иностранного языка 57,14
5 Знание новейших технологий по специальности 47,9 Умение проявлять инициативу на работе 33,33

* Составлено на основе [11].

Подобный разрыв в оценке компетенций может быть частично нивелирован через внедрение образовательной технологии бизнес-симуляции. Зарубежные ученые определяют бизнес-симуляторы как представление реальной ситуации с использованием упрощенной имитационной модели, представляющей некоторые бизнес-ситуации или процессы [12].

Мы полагаем, что бизнес-симуляцию следует представить как образовательную технологию, в которой участники рассматривают последовательность задач, после чего им необходимо принять решения. Кроме того, бизнес-симуляция — это интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице: подразделению или всему предприятию, отрасли, стране. С одной стороны, симуляция обеспечивает обучение действием, предоставляет возможности для реализации деятельностного подхода в обучении [13]. С другой стороны, бизнес-симуляция — это модель экономической системы на основе интерактивных технологий, которая отражает реальную экономическую ситуацию на примере предприятия, отрасли или региона. При этом она дает возможность полностью погрузиться в реальность с законами настоящего бизнеса, что может включать как деловые игры, так и кейсы, и бизнес-игры, сохраняя при этом главный подход и принцип, основанный на реальных бизнес-процессах. В этом и заключается главное отличие бизнес-симуляции от тренинга.

Исследования показали, что среди коммерческих игр наиболее распространенными являются экономические симуляции SimCity (управление городом) и Tycoon (управление бизнесом) [14]. Всего за рубежом предлагается широкий спектр бизнес-симуляторов для высших учебных заведений и корпораций, применяя которые участники могут оттачивать навыки ведения бизнеса и принятия решений. Результаты свидетельствуют о том, что студенты лучше понимают цели финансового обучения после завершения бизнес-симуляции с финансовым содержанием [15]. Как часть компьютерных игр, бизнес-симуляторы поддерживают обучение, ориентированное на управление экономическими процессами. Они доказали свою полезность в расширении возможностей и посредничестве в обучении бизнес-контенту.

Технология реализации бизнес-симуляции предусматривает несколько этапов:

  • объединение участников в мини-команды (что позволяет воспользоваться еще одной ценностью этой педагогической технологии — моделирование рыночных условий и конкурентной среды: каждая из 5-6 команд представляет конкурирующее предприятие);
  • вступительная инструкция (в ходе которой участники знакомятся со спецификой предприятия);
  • реализация первого периода деятельности предприятия (предусматривает планирование производства, собственное производство продукции, оптимизацию расходной части, формирование рыночного предложения, выход на тендер);
  • тендер (форма моделирования рынка, при котором фирмы представляют на торги результаты своей экономической деятельности (товары, услуги);
  • подведение итогов первого периода (заполнение командами баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, отчета об исполнении планов производства, анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, анализ эффективности, выбранной в первом периоде стратегии производства, маркетинговой и финансовой деятельности).

Стоит отметить, что первый период, как правило, не является корректирующим. В случае необходимости между периодами, в зависимости от дидактических и учебно-познавательных целей, можно вводить информационные блоки, которые могут заложить когнитивную основу для дальнейшей трансформации стратегии управления предприятием (например, такими информационными блоками могут быть «Конкурентные стратегии предприятия», «Методы анализа внешней среды», «Оптимизация бизнес-процессов предприятия»). В следующем периоде участники могут протестировать эти инструменты и проанализировать их влияние на финансово-экономические показатели предприятия.

Игры-симуляторы управления привносят экспериментальный аспект в изучение сложных систем. Этот тип практического обучения оказывает большее влияние на студентов, чем просто прослушивание лекции или участие в обсуждении тематического исследования. Учащиеся, участвующие в моделировании, могут увидеть непосредственные последствия своих решений и узнать, каково на самом деле жонглировать конкурирующими приоритетами в условиях постоянного притока информации. Бизнес-симуляции имеют множество преимуществ перед настольными деловыми играми и ситуационными заданиями как методами образовательного процесса. Среди таких преимуществ следует отметить: возможность усложнять или упрощать бизнес-симуляцию, формируя разноуровневый компетентностный подход к обучению; высокая скорость анализа результатов деятельности, а значит экономия времени и обучающихся, и преподавателей; возможности автоматизированного анализа результатов бизнес-симуляции; значительная вовлеченность и заинтересованность студентов в обучении в комфортной для них среде.

Информационность, визуализация, сравнительный анализ большого числа показателей и, что не маловажно, скорость обработки результатов позволяют сохранять большую вовлеченность обучающихся в течение всего периода работы в программе. Однако существует определенный риск захвата процессом игры, когда для участников важной становится только победа, а не решения учебной задачи. Такой риск бизнес-симуляций заключается в высокой степени вовлеченности участников в течение всего периода работы в программе, что может вызвать чрезмерного «захвата» внимания обучающегося процессом игры, когда для него важной становится только победа, а не решения учебной задачи.

Реализация в России обучения на основе бизнес-моделирования сопряжена с множеством проблем. Так, возникает необходимость обучать преподавателей новым технологиям и методам, чтобы они могли повысить творческий потенциал учащихся и их успеваемость. Кроме того, среди трудностей применения бизнес-симуляций как образовательной технологии следует отметить большие трудозатраты преподавателя на подготовку занятий в такой форме. К примеру, в США, где бизнес-моделирования наиболее популярное, к ведению семинаров на основе бизнес-симуляции Capstone допускаются только преподаватели со степенью Ph.D. Российским преподавателям и ученым не хватает цифровых компетенций [16]. Одной из важнейших проблем внедрения бизнес-симуляции в образовательный процесс является финансовая сторона. Разработка и даже покупка прав на применение бизнес-симуляций в образовательном процессе безусловно требуют серьезных инвестиционных затрат, что может стать серьезным препятствием для многих высших учебных заведений в России.

ВЫВОДЫ

Становление национальной инновационной экономики на основе ее цифровизации требует решения актуальной проблемы по формированию готовности адаптации молодежи и населения в целом к реалиям рыночных отношений в любой области выбранной ими профессиональной деятельности. Анализ мировых тенденций показывает, что университет перестал быть местом передачи знаний от преподавателя к студенту. Университеты мирового уровня становятся катализатором качественного устойчивого экономического роста, центрами формирования интеллектуального капитала в форме знаний, инноваций и компетенций.

Необходимость внедрения новых технологий в образовании обусловлена повышением уровня требований к качеству параметров высококвалифицированных экономистов для национального хозяйства. Речь идет о развитии навыков инициативности, творческого поиска при решении сложных экономических проблем, активного целенаправленного подхода к освоению практических предпринимательских задач, применении современных коммуникативных, технических способов работы, профессиональной ориентации в информационном пространстве и оптимальном использовании его преимуществ.

На наш взгляд, наиболее перспективной технологией построения бизнес-тренажеров с точки зрения масштаба привлечения в предпринимательскую деятельность является on-line технология специализированных экспертных (консультативных) систем и интерактивные бизнес-тренажеры.

Бизнес-симуляция — это эффективная образовательная технология, которая значительно сокращает расстояние между теорией и экономической практикой, дает возможность преподавателям и студентам выйти за рамки отдельных дисциплин, создает условия для рефлексивных практик, тем самым выступая новой моделью обучения в эпоху социальных и экономических преобразований, возникающих вследствие глобального распространения информационных технологий.

Таким образом, с учетом всех обозначенных преимуществ и социально-экономических вызовов внешней среды, следует отметить, что достаточно высоким является потенциал использования бизнес-симуляций как технологии подготовки будущих экономистов, что будет способствовать эффективному началу карьеры, реализации социальной значимости, общественно полезной модели поведения, формированию инновационных качеств личности и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

REFERENCES

  1. Kashinskaya, I.V. Issledovaniye vliyaniya interaktivnykh form obucheniya na razvitiye gibkikh navykov studentov / I.V. Kashinskaya, N.L. Korovkina, G.A. Levochkina // Prikladnaya informatika. — 2018. — T. 13. № 5 (77). — S. 20–32.
  2. Akmayeva, R.I. Novyye obrazovatel’nyye tekhnologii dlya predstaviteley pokoleniya «igrek» / R.I. Akmayeva, V.M. Zhukov, D.A. Lunev // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2016. — № 4. — S. 98–104.
  3. Lebedev, P.V. Geymifikatsiya v programmakh upravlencheskogo razvitiya: kompleksnyy podkhod na primere biznes-simulyatsiy CELEMI / P.V. Lebedev // Sbornik trudov po problemam dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya. — 2019. — № 37. — S. 96–101.
  4. Levanta Y. Business simulation as an active learning activity for developing soft skills / Yves Levanta, Michel Coulmontb and Raluca Sandua // ACCOUNTING EDUCATION. — 2016. — 25, 4. — 368–395.
  5. Costin Y. Using Simulation to Develop Entrepreneurial Skills and Mind-Set: An Exploratory Case Study / Yvonne Costin, Michael P. O’Brien, and Darina M. Slattery [Electronic Resource] // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. — 2018. — 30, 1. — 136–145. — Access Mode: www.isetl.org/ijtlhe/ ISSN 1812-9129 (date of the application: 19.03.2021).
  6. Polyakova E.I. Business simulation as a means of developing intercultural competence. Social and Behavioral Sciences / Elena I. Polyakova // International Conference on Communication in Multicultural Society. — 2016. — 236. — 289–294
  7. Kriz, W.C. 10 years of evaluation research into gaming simulation for German entrepreneurship and new study on its long-term effect / W.C. Kriz, E. Auchter // Simulation &Gaming. — 2016. — 47. — 179–205.
  8. Bodin, M. Specifying Collaborative Tools in Game-Based Learning Environments:Clues From the Trenches / M. Bodin, J. Marty and T. Carron // Proceedings of the 5th European Conference on Games-Based Learning, The National and Kapodistrian University of Athens, Greece. — UK: Academic Publishing Limited, 2011. — P. 5.
  9. Hanafiah, M.H. The Effectiveness of Business Simulation: A Longitudinal Study / Mohd Hizam Hanafiah // Jurnal Personalia Pelajar. — 2016. — 19. — 27–40.
  10. Chai-Lee Goi. The use of business simulation games in teaching and learning / Chai-Lee Goi // Journal of Education for Business. — 2019. — 94:5. — 342–349.
  11. Ashmarina, S.I. Vyyavleniye razryvov v ozhidaniyakh studentov vuzov i potentsial’nykh rabotodateley kak osnova dlya prinyatiya upravlencheskikh resheniy v sisteme vysshego obrazovaniya/ S.I. Ashmarina, Ye.A. Kandrashina, L.G. Lebedeva, A.M. Izmaylov // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 2019. — № 10 (180). — S. 27–31.
  12. Pasin F. The Impact of a simulation game on operations management education / Federico Pasin & Helene Giroux // Computers & Education. — 2011. — 57. — 1240–1254.
  13. Manyukova, N.V. Organizatsiya interaktivnogo obucheniya s pomoshch’yu MS EXCEL v kachestve instrumenta komp’yuternoy simulyatsii / N.V. Manyukova, Ye.Z. Nikonova // Sovremennyye issledovaniya sotsial’nykh problem. — 2017. — T. 8. № 4. — S. 101–112.
  14. Schmuck R. Teaching Strategic Management by Business Simulation Games / R. Schmuck // Studies from Education and Society, 2016. — Pp. 90–97. — Access Mode: www.irisro.org/edusoc2016nov/25SchmuckRoland.pdf (date of the application: 19.03.2021).
  15. Nugent, N. Using assessment to measure the effectiveness of a financial simulation / N. Nugent, S. Stoyanov // Developments in Business Simulation and Experiential Learning. — 2019. — 46. — 187–198.
  16. Pesha, A.V. Razvitiye nadprofessional’nykh kompetentsiy studentov v novoy onlayn-real’nosti 2020 goda / A.V. Pesha // Professional’noye obrazovaniye i rynok truda. — 2020. — № 2. — S. 85–86.