STATE FINANCIAL STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL ASPECTS AND IMPLEMENTATION PRACTICE

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (68), 2024

Section Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336.1

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Сredit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-3-17-33

PAGES: from 17 to 33

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

state financial strategy, national projects, socio-economic development, financial risks.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the essence of the state financial strategy, the specifics of its formation and its importance in ensuring the financial security of the Russian Federation. The authors define the most effective directions for achieving strategic goals of the socio-economic development of the state and solving tactical problems in the process of practical implementation of the state financial strategy. Based on the analysis of project financing of the national economy, the formation of strategic goals taking into account external and internal risks, the authors propose financial methods for the optimal implementation of state programs of national projects. The article focuses on identifying financial risks and organizing measures to reduce the negative impact of external factors on the domestic economy and social sphere.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире стратегические направления социально-экономического развития государства являются наиболее важными, так как эффективная государственная политика и оперативное управление социально-экономическими процессами возможны только на основе оптимального стратегического управления.

Государственная финансовая стратегия Российской Федерации, как составляющая государственной стратегии развития национальной экономики и социальной сферы, должна обеспечить формирование эффективной системы формирования, распределения и использования бюджетных средств. Активная глобализация социально-экономических систем различных стран способствует как позитивным для национальных экономик интеграционным процессам, так и появлению новых видов внешних рисков. Разрабатывая государственную финансовую стратегию, органам власти необходимо учитывать совокупность внешних и внутренних рисков, воздействующих на экономику и социальную среду, чтобы объективно оценить возможности достижения плановых результатов. Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня: федеральный, региональный (уровень субъектов Российской Федерации) и местный (муниципальный уровень). Создавая единую государственную финансовую стратегию, органам власти необходимо учитывать региональные и муниципальные особенности социально-экономического развития страны, её адаптивность к изменениям во внешней среде и, особенно, в определении возможностей наиболее полного использования ресурсного потенциала в сочетании с отечественными инновационными технологиями.

В трудах отечественных и зарубежных учёных рассматривались отдельные составляющие государственной финансовой стратегии, однако, её комплексный анализ с учётом изменений в мировой финансовой практике, создания новых финансовых технологий и цифровых финансовых инструментов, не проводился, что определило выбор авторами тематики статьи, актуальность научного исследования в которой была обоснована необходимостью формирования новых подходов в определении национальных стратегических целей и разработки финансовых механизмов их достижения.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование сущности государственной финансовой стратегии, определении её роли в обеспечении финансовой безопасности государства, обосновании наиболее эффективных финансовых методов практической реализации стратегических задач.

МЕТОДЫ

При написании статьи использовались следующие методы.

Метод дедукции применялся с целью исследования сущности государственной финансовой стратегии, определении направлений её реализации;

Метод анализа применялся для определения целесообразности проектного финансирования, повышения качества управления внешними и внутренними рисками;

Метод сравнения использовался при сопоставлении плановых показателей и фактических результатов в процессе реализации национальных проектов;

Метод синтеза применялся для обобщения результатов научного исследования и разработки рекомендации для обеспечения эффективного формирования государственной финансовой стратегии и её рациональной реализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Финансовая стратегия в широком понимании этой экономической категории представляет собой постановку долговременных, наиболее важных целей в обеспечении эффективности формирования. распределения и использования финансовых ресурсов в различных социально-экономических системах и выбор оптимальных направлений их достижения.

Государственная финансовая стратегия — это главное перспективное направление финансового обеспечения социально-экономических процессов в стране, которое объединяет в единую систему все уровни экономики и социальной сферы, создавая финансовую основу для экономического роста и повышения качества жизни населения. Как правило, в стратегии преобладают качественные показатели, но финансовая наука предполагает использование больших объёмов цифрового материала и, соответственно, прогнозные количественные показатели должны определяться с применением новых цифровых технологий, которые учитывают воздействие внешних и внутренних факторов на национальную экономику. Обработка цифровых данных, их анализ и выявление закономерностей с использование технологии Big data, применение искусственного интеллекта для принятия оптимальных решений в сфере распределения и перераспределения денежных потоков, использование квантовых технологий для вычислений и обеспечения кибербезопасности позволяют включать в государственную финансовую стратегию количественные показатели достаточного финансирования экономических процессов, социальной сферы, а также определять объёмы финансовых средств, которые необходимо направить в резервные фонды.

Формирование и реализация финансовых стратегии каждого уровня социально- экономической системы имеют свои особенности, но в совокупности они представляют собой последовательное осуществление единой государственной финансовой стратегии.

В научной литературе понимание финансовой стратегии микроуровня раскрыто наиболее полно (табл. 1). В предложенных определениях показана сущность финансовой стратегии предприятий и её значение.

Таблица 1. Сущность финансовой стратегии *

Автор Определение
Ансофф И. «Набор конкретных правил для принятия финансовых решений, которыми руководствуется предприятие в своей деятельности» [1].
Баранов В.В. «Детально проработанная концепция привлечения и использования финансовых ресурсов, включая механизм формирования объёма финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в активы» [2].
Бланк И.А. «Один из главных видов функциональных стратегий предприятия, которая обеспечивает все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовые отношения путем формирования финансовых целей долгосрочного характера, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов в условиях изменяющейся внешней среды» [3].
Бочаров В.В. «Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации» [4].
Власова К.Э. «Долговременный курс целенаправленного управления финансами, с помощью которого достигаются общеорганизационные стратегические цели» [5].
Гениберг Т.В

Иванова Н.А. Полякова

О.В.

«План действий, связанный с риском и неопределенностью, цель которого — эффективное развитие в рамках сформированной миссии, долгосрочных финансовых целей, разработанных стратегий, который представляет собой финансирование путём формирования, координации, распределения и использования финансовых ресурсов» [10].
Давыдова

Л.В. Ильминская С.А.

«Финансовая стратегия является рычагом для экономического роста компании, и при ее разработке необходимо выделять приоритетные направления развития финансовой деятельности корпоративного предприятия, такие как: формирование необходимого объема финансовых ресурсов, выбор направлений инвестиционной деятельности, обеспечение финансовой стабильности. Данные направления должны конкретизироваться в целевых стратегических нормативах: рентабельность собственного капитала, структура активов, период оборота дебиторской и кредиторской задолженностей и другие [12]»
Ковалёва

А.М. и др.

«Генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами, охватывающий вопросы формирования, планирования о обеспечения финансов и направленный на обеспечение финансовой устойчивости предприятия» [24].
Лысенко Д.В. «Набор принципов и правил, определяющих финансовые потоки предприятия, границы финансовых рисков, а также финансовые цели, которые сформулированы в виде набора показателей и правил их формирования» [16].
Найденова Р.И., Виноходова А.Ф., Найденов А.И. «Финансовая стратегия направлена на достижение долгосрочных целей предприятия в соответствии с ее миссией путем обеспечения формирования и использования финансовых ресурсов, т.е. управления финансовыми потоками предприятия, обеспечения ее конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Финансовая стратегия — основа общей экономической стратегии предприятия» [18].
Полюшко

Ю.Н.

«Генеральный план действий, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия» [19].
Почитаев А.Ю. «Комплекс взаимосвязанных действий в рамках повышения рыночной стоимости компании, который выражается в стратегическом системном управлении ее финансами с использованием матричного инструментария» [21]
Сергеева А.С., Мелай Е.А. «Эластичная, обобщенная модель финансового развития компании, которая направлена на корпоративное развитие и формирование рациональных финансовых отношений с контрагентами, содержащая в себе определенные долгосрочные финансовые цели, технологии (инструменты достижения), ресурсы и систему управления, что обеспечивает ее работоспособность и адаптацию к изменению условий внешней и внутренней среды» [23].
Хоминич

И.П.

«Обобщающая модель действий, которая необходима для достижения поставленных целей в рамках заявленной миссии путем координации, распределения и использования финансовых ресурсов» [25].
Ярыгина Н.С. «Одна из функциональных стратегий компании, представляет направления стратегических действий в области финансов, связанных с мобилизацией финансовых ресурсов со всех возможных источников и их эффективным использованием» [26]

* Составлено на основании изучения научной литературы

Во всех представленных определениях финансовой стратегии предприятия отмечается определение долгосрочных целей в финансовой деятельности и выбор путей их достижения. Однако, в современных условиях санкционного воздействия на экономику Российской Федерации необходимо отметить роль финансовых технологий, позволяющих не только нейтрализовать влияние негативных внешних факторов, но и повысить уровень доходности субъекта хозяйствования за счёт рационального использования финансовых инструментов, сокращения непроизводительных затрат, организации эффективной инвестиционной деятельности. На основании вышеизложенного можно предложить следующее определение финансовой стратегии предприятия.

Финансовая стратегия предприятия — это определение долгосрочных целей финансового обеспечения экономического развития предприятия, повышения его доходности с применением инновационных финансовых технологий и обоснованный выбор направлений достижения целевых показателей с использованием эффективных финансовых механизмов.

На региональном уровне (уровень субъектов Российской Федерации) государственная финансовая стратегия формируется и исполняется посредством реализации национальных проектов, в которых определены не только стратегические цели социально-экономического развития регионов, но и разработаны направления последовательного решения социально-экономических задач, обозначены все источники финансирования проектов и государственных программ, обоснованы ожидаемые результаты.

Национальные проекты, финансирование которых предполагает достижение определённых экономических результатов в стоимостном выражении и получение социального эффекта, преимущественно выраженного посредством качественных показателей, сгруппированы по трём основным направлениям.

I направление: Человеческий капитал

  • национальный проект «Демография» (1 января 2019 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Здравоохранение» (1 января 2019 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Культура» (1 января 2019 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Образование» (1 января 2019 года — 31 декабря 2024 года) [22].

II направление: Комфортная среда для жизни

  • национальный проект «Безопасные качественные дороги» (3 декабря 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Жилье и городская среда» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Экология» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года) [22].

III направление: Экономический рост

  • национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (1 января 2024 года — 31 декабря 2030 года);
  • национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Наука и университеты» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (15 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Международная кооперация и экспорт» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Производительность труда» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (1 января 2021 года — 31 декабря 2024 года);
  • национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» (1 октября 2018 года — 31 декабря 2024 года) [8, 22].

Инициативы каждого национального проекта представлены в таблице 2.

Таблица 2. Инициативы национальных проектов Российской Федерации *

Национальные проекты Инициативы
1 2
Демография

с 2019 г.

1. Помощь семьям при рождении детей.

2. Содействие занятости.

3. Старшее поколение.

4. Общественное здоровье.

5. Спорт — норма жизни.

Здравоохранение

с 2019 г.

1. Поликлиники и фельдшерские пункты.

2. Борьба с онкозаболеваниями.

3. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

4. Здоровье детей.

5. Подготовка врачей.

6. Экспорт медицинских услуг.

7. Умное здравоохранение.

8. Инновационная медицина.

9. Модернизация первичного звена здравоохранения.

1 2
Туризм и индустрия гостеприимства

с 2019 года

1. Развитие туристской инфраструктуры.

2. Повышение доступности туристских услуг.

3. Совершенствование управления в сфере туризма.

Образование

с 2019 года

1. Строительство школ.

2. Выявление талантов.

3. Умная школа.

4. Престиж рабочих профессий.

5. Волонтерство.

6. Социальные лифты для каждого.

7. Патриотическое воспитание.

Малое и среднее предпринимательство

с 2019 года

1. Поддержка самозанятых.

2. Поддержка начинающих предпринимателей.

3. Помощь в развитии бизнеса.

4. Цифровая платформа с механизмом адресного подбора мер поддержки.

Жилье и городская среда

с 2019 года

1. Жилье.

2. Благоустройство.

3. Расселение аварийных домов.

4. Чистая вода.

Модернизация транспортной инфраструктуры

с 2019 года

1. Железные дороги между городами.

2. Европа — Западный Китай.

3. Морские порты России.

4. Региональные аэропорты.

5. Северный морской путь.

6. Железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна

7. Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна.

8. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог.

9. Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

Международная кооперация и экспорт

с 2019 года

1. Промышленный экспорт.

2. Экспорт сельхозпродукции.

3. Поддержка экспортеров.

Производительность труда

с. 2019 года

1. Эффективный труд.

2. Бережливое производство

Цифровая экономика

с 2019 года

1. Регулирование цифровой среды.

2. Информационная инфраструктура.

3. Кадры для цифровой экономики.

4. Информационная безопасность.

5. Цифровые технологии.

6. Цифровое государственное управление.

7. Искусственный интеллект.

8. Развитие Центра технологического лидерства.

9. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли.

Наука и университеты

с 2019 года

1. Интеграция.

2. Исследовательское лидерство.

3. Инфраструктура.

4. Кадры.

5. Кампусы.

Экология

с 2019 года

1. Ликвидация свалок.

2. Утилизация и переработка мусора.

3. Обезвреживание опасных отходов.

4. Чистый воздух.

5. Оздоровление Волги.

6. Сохранение озера Байкал.

7. Сохранение рек и озер.

8. Национальные парки и заповедники.

9. Сохранение лесов.

Безопасные качественные дороги (с 2019 года) 1. Региональная и местная дорожная сеть.

2. Передовые дорожные технологии.

3. Безопасность на дорогах.

4. Автодороги Минобороны.

5. Обновление пассажирского транспорта.

6. Строительство и ремонт магистралей.

Культура

с 2019 года

1. Культурная среда.

2. Творческие люди.

3. Цифровая культура.

4. Строительство домов культуры.

5. Строительство центров культурного развития.

6. Реконструкция театр кукол и ТЮЗов.

7. Создание модельных библиотек.

8. Реконструкция детских школ искусств.

9. Реконструкция музеев.

10. Создание мультимедиа гидов по экспозициям.

11. Оцифровка книжных памятников.

12. Оцифровка фильмов на цифровых носителях Госфильмофонда.

13. Проведение онлайн-трансляций мероприятий на портале «Культура.рф».

14. Создание виртуальных концертных залов.

15. Создание центра непрерывного образования и повышения квалификации.

16. Повышение квалификации.

17. Патриотическое воспитание.

18. Волонтерство.

19. Создание культурно-образовательных и музейных комплексов.

* Составлено на основании [22]

Рассмотрим основные характеристики реализации национальных проектов Российской Федерации за 2021-2023 годы и за 1 полугодие 2024 года.

На рисунке 1 представлена динамика финансовых ресурсов, использованных в процессе реализации национальных проектов в Российской Федерации за 2021-2023 годы.

Рис. 1. Динамика финансовых ресурсов, использованных в процессе реализации национальных проектов в Российской Федерации за 2021-2023 годы, тыс. руб. (Составлено на основании [13])

На рисунке 2 представлена структура финансовых ресурсов каждого национального проекта в общей сумме средств, использованных в процессе реализации всех национальных проектов.

Рис. 2. Структура финансовых ресурсов конкретного национального проекта в общей сумме средств, использованных в процессе реализации всех национальных проектов, за 2021-2023 годы (Составлено на основании [13])

В таблице 3 представлен процент выполнения национальных проектов.

Таблица 3. Процент выполнения национальных проектов Российской Федерации за 2021-2023 годы *

Национальные проекты 2021 год 2022 год 2023 год
Всего в рамках национальных проектов 93,231% 94,470% 96,053%
Культура 97,068% 97,365% 96,359%
Цифровая экономика Российской Федерации 96,445% 97,799% 93,954%
Образование 88,176% 95,046% 94,698%
Жилье и городская среда 88,609% 83,687% 92,522%
Экология 97,411% 98,878% 98,738%
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 99,463% 99,721% 99,774%
Туризм и индустрия гостеприимства 74,092% 97,999% 96,989%
Производительность труда 99,801% 99,814% 100,000%
Здравоохранение 89,588% 92,840% 94,898%
Демография 94,622% 98,377% 97,252%
Безопасные качественные дороги 97,928% 98,549% 98,246%
Наука и университеты 100,000% 100,000% 97,459%
Международная кооперация и экспорт 98,845% 99,173% 99,801%
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 98,467% 99,464% 99,536%

Примечание:

Зеленый цвет обозначает более высокую степень выполнения по сравнению с общей величиной выделенных средств на реализацию всех национальных проектов

Красный цвет обозначает меньшую степень выполнения по сравнению с общей величиной выделенных средств на реализацию всех национальных проектов

* Составлено на основании [13]

В целом в течение 2021-2023 годов общая сумма использованных средств на реализацию национальных проектов в Российской Федерации постоянно увеличивалась. Если в 2021 году было использовано 1529,2 млрд. руб., то в 2023 году — 2104,4 млрд. руб. При этом основной рост освоенных средств произошел в 2022 году по сравнению с 2021 годом. В 2022 и 2023 годах величина использованных средств для реализации национальных проектов незначительно отличалась. В целом за 2021-2023 годы общая сумма освоенных средств в результате реализации национальных проектов в Российской Федерации составил 5721,8 млрд. руб.

Наибольшая величина финансовых ресурсов государства была использована в процессе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», которая составила 1432,4 млрд. руб. При этом ежегодная сумма для реализации данного проекта увеличивалась с 362,3 млрд. руб. в 2021 году до 630,2 млрд. руб. в 2023 году. Доля финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта незначительно колебалась: 21,545 % (2022 г.) — 29,472 % (2023 г.). В 2023 году доля финансовых ресурсов, использованных для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» была наибольшей в структуре использованных финансовых ресурсов в рамках всех национальных проектов. Степень выполнения данного проекта всегда превышала уровень выполнения национальных проектов в целом. При этом наибольшая степень выполнения была зафиксирована в 2022 году (98,549 %).

На реализацию национального проекта «Демография» было использовано 1191,0 млрд. руб. При этом в 2022 году по сравнению с 2021 годом незначительно выросла (с 448,4 млрд. руб. до 467,5 млрд. руб.), а в 2023 году практически на 40 % снизилась, составив 275,1 млрд. руб. При таких колебаниях использованных сумм для реализации данного проекта стоит обратить внимание на долю финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта, в их величине в рамках реализации всех национальных проектов. В 2021 и 2022 годах доля финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта, была наибольшей в общей величине финансовых ресурсов, использованных для реализации всех национальных проектов (соответственно, 29,121 % и 22,387 %), а в 2023 году составила 13,073 % (4-е место в структуре финансовых ресурсов в рамках всех национальных проектов). Степень выполнения данного проекта всегда превышала уровень выполнения национальных проектов в целом. При этом наибольшая степень выполнения была зафиксирована 2022 году (98,377 %).

На реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» было использовано 1020,8 млрд. руб. При этом ежегодная сумма для реализации данного проекта увеличивалась с 257,2 млрд. руб. в 2021 году до 406,6 млрд. руб. в 2023 году. Доля финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта незначительно колебалась: 16,817 % (2021 г.) — 19,323 % (2023 г.). Степень выполнения данного проекта всегда была ниже уровня выполнения национальных проектов в целом. В наименьшей степени проект был выполнен в 2022 году, когда уровень выполнения составил 83,687 %. Положительным моментом является тот факт, что процент выполнения данного проекта в 2023 году был наибольшим. Следует отметить, что именно проценты выполнения по годам проекта «Жилье и городская среда» оказали наибольшее влияние на процент выполнения национальных проектов в целом.

На реализацию национального проекта «Образование» было использовано 716,4 млрд. руб. При этом ежегодная сумма для реализации данного проекта увеличивалась с 175,1 млрд. руб. в 2021 году до 282,6 млрд. руб. в 2023 году. Доля финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта незначительно колебалась: 11,452 % (2021 г.) — 13,431 % (2023 г.). Степень выполнения данного проекта в 2021 и 2023 годах была ниже уровня выполнения национальных проектов в целом, а в 2022 — выше. Наименьший уровень выполнения данного проекта был зафиксирован в 2021 году.

На реализацию национального проекта «Здравоохранение» было использовано 666,2 млрд. руб. При этом в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросла более чем в 2 раза (с 130,6 млрд. руб. до 277,2 млрд. руб.), а в 2023 году незначительно снизилась, составив 258,4 млрд. руб. Доля финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта в 2021 году составляла 8,5 %, в 2022 и 2023 годах — 12,5–13,5 %. Степень выполнения данного проекта в 2021–2023 годах была ниже уровня выполнения национальных проектов в целом. Наименьший уровень выполнения данного проекта был зафиксирован в 2021 году. Положительным моментом является тот факт, что процент выполнения данного проекта в 2023 году был наибольшим.

На реализацию национального проекта «Экология» было использовано 269,6 млрд. руб. При этом в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросла практически в 2 раза (с 56,8 млрд. руб. до 107,4 млрд. руб.), а в 2023 году незначительно снизилась, составив 105,4 млрд. руб. Доля финансовых ресурсов, использованных для реализации данного проекта в течение анализируемого периода составляла в пределах 3–5 %. Степень выполнения данного проекта в 2021–2023 годах была выше уровня выполнения национальных проектов в целом. Наибольший уровень выполнения данного проекта был зафиксирован в 2023 году.

По остальным проектам в течение 2021-2023 годов были использованы следующие суммы:

  • национальный проект «Культура» — 95,3 млрд. руб.;
  • национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 88,5 млрд. руб.
  • национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 80,0 млрд. руб.;
  • национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» — 68,6 млрд. руб.
  • национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» — 42,4 млрд. руб.;
  • национальный проект «Международная кооперация и экспорт» — 31,2 млрд. руб.
  • национальный проект «Наука и университеты» — 11,9 млрд. руб.;
  • национальный проект «Производительность труда» — 7,5 млрд. руб. [13].

По половине из перечисленных национальных проектов наибольшие суммы были использованы в 2023 году, а по национальным проектам «Цифровая экономика Российской Федерации», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Производительность труда» — в 2022 году. Следует обратить внимание на использованные суммы двух национальных проектов. У национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» наибольшая сумма была использована в 2022 году, которая в 2,7-3 раза превышали уровень 2021 и 2023 годов. У национального проекта «Наука и университеты» использование финансовых ресурсов было скачкообразным. При этом в целом использованные суммы выросли в 191 раз (с 48,6 млн руб. в 2021 году до 9,3 млрд. руб. в 2023 году). У этих национальных проектов процент выполнения был выше уровня реализации национальных проектов в целом, за исключением 2021 года у национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

В результате проведенного анализа можно отметить, что ни в одном из периодов не была достигнута полная степень выполнения реализации национальных проектов. При этом ситуация из года в год улучшалась. Если в 2021 году степень выполнения национальных проектов составила 93,231 %, то в 2023 году — 96,053 %. Наибольшая степень выполнения была зафиксирована у Национального проекта «Производительность труда», при этом полное выполнение данного проекта было достигнуто в 2023 годы. Также достаточно высокая степень выполнения (более 99 %) была отмечена у национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (в течение 2021-2023 годов), «Наука и университеты» (в 2021 и 2022 годах; при этом в эти периоды зафиксировано полное выполнение данного национального проекта), «Международная кооперация и экспорт» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (в 2022 и 2023 годах). Наименьший уровень выполнения в 2021 году зафиксирован у национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (74,092 %), однако данный уровень невыполнения на общий результат выполнения национальных проектов повлиял незначительно, так как в структуре общей величины использованных средств на реализацию всех национальных проектов, финансовые ресурсы этого проекта составили 0,538 %. Стоит обратить внимание на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда». В 2022 и 2023 годах у него был наименьший процент выполнения. С учетом того, что в общей сумме освоенных средств данный проект занимает 3 место, именно уровень выполнения данного проекта повлиял на степень выполнения национальных проектов в целом.

Если рассмотреть 1 полугодие 2024 года, то общая сумма использованных средств на реализацию национальных проектов составила 719,8 млрд. руб. Использованные суммы на реализации национальных проектов были следующими:

  • национальный проект «Безопасные качественные дороги» — 192,3 млрд. руб.;
  • национальный проект «Образование» — 128,2 млрд. руб.;
  • национальный проект «Здравоохранение» — 108,9 млрд. руб.;
  • национальный проект «Демография» — 105,7 млрд. руб.;
  • национальный проект «Жилье и городская среда» — 96,4 млрд. руб.;
  • национальный проект «Экология» — 26,3 млрд. руб.;
  • национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 13,3 млрд. руб.;
  • национальный проект «Культура» — 13,2 млрд. руб.;
  • национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» — 9,0 млрд. руб.
  • национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 6,1 млрд. руб.
  • национальный проект «Наука и университеты» — 5,5 млрд. руб.;
  • национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» — 4,7 млрд. руб.;
  • национальный проект «Производительность труда» — 2,3 млрд. руб.;
  • национальный проект «Международная кооперация и экспорт» — 2,2 млрд. руб. [13].

Следует отметить, что в 2024 году появился новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы», на который за первое полугодие было использовано 5,6 млрд. руб.

Уровень выполнения у общей суммы финансовых ресурсов, использованных для реализации национальных проектов, составил 38,383 %. У национальных проектов «Производительность труда», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Здравоохранение», «Демография» и «Образование» степень их выполнения была выше уровня выполнения национальных проектов в целом, а у остальных ниже. Наибольший уровень выполнения был зафиксирован у национального проекта «Производительность труда» (85,125 %), а наименьший — у национального проекта «Наука и университеты» (26,657 %).

Исследуя процессы реализации национальных проектов, можно отметить, что формат проектного финансирования достаточно эффективен, так как позволяет не только проводить поэтапный контроль использования финансовых ресурсов, но и определять новые направления достижения ключевых показателей социально-экономического развития государства, корректировать государственную финансовую стратегию с учётом изменений во внутренней структуре социально-экономической системы страны, а также обеспечивать взаимовыгодное международное сотрудничество, снижая негативное влияние внешних факторов.

Государственная финансовая стратегия, сохраняя основную целевую установку финансового обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения, включает промежуточные цели и задачи, которые конкретизируют с учётом изменений во внешней и внутренней средах направления наиболее полного использования ресурсного потенциала и достижения ключевых результатов, установленных Правительством Российской Федерации.

На основании анализа результатов реализации национальных проектов за период 2019-2024 года государственными органами власти, экспертами, финансистами была определена целесообразность формирования новых национальных проектов, которые логически продолжат осуществление стратегических направлений социально-экономического развития государства.

С 2025 года начинается реализация пяти новых национальных проектов.

  • национальный проект «Семья» (с 1 января 2025 года). Определён как проект, цели и задачи которого, дополняют и развивают основные положения, реализованные в национальном проекте «Демография»;
  • национальный проект «Кадры» (с 1 января 2025 года). Рассматривается, как продолжение национального проекта «Образование», так как кадровая составляющая была выделена как наиболее важная в повышении эффективности образовательных процессов;
  • национальный проект «Молодежь России» (с 1 сентября 2024 года), который выделен как самостоятельный, после реализации национального проекта «Образование»;
  • национальный проект «Экономика данных» (с 1 января 2025 года), в котором определены новые цели и задачи цифровой трансформации экономики и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Реализуется после завершения национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
  • национальный проект «Продолжительная и активная жизнь» (с 1 января 2025 года), который дополняет новыми положениями реализованный национальный проект «Здравоохранение».

Разрабатываются новые национальные проекты

  • национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»
  • национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии»
  • национальный проект «Инфраструктура для жизни» Продолжает национальный проект «Комфортная среда для жизни» [6, 11].

В процессе реализации национальных проектов необходимо создать эффективную систему управления финансовыми рисками. Финансовые риски в осуществлении государственной финансовой стратегии всегда связаны с выбором обоснованных альтернатив и вероятности их адаптации в изменяющихся условиях глобальной экономики. Целью определения финансовых рисков и управления ими, является повышение финансовой устойчивости государства, обеспечение финансовой основы его социально-экономического развития.

Важной составляющей в системе управления финансовыми рисками государства является подход на основе разделения собственно финансового риска и неопределенности, что чаще проявляется именно на макроуровне. При выявлении рисков исследуется сущность неопределенности, формируется количественная оценка, определяется уровень затрат на снижение негативного влияния финансовых рисков

Глобализация экономики создает новые риски для стабильного управления общественными финансами на национальном уровне, в частности, в результате влияния следующих факторов:

  • усиления санкционного давления на российскую экономику;
  • трансформации мировой финансовой системы, появление новых цифровых валют, неопределенности и резких изменений цен на сырьевые товары;
  • «климатических изменений и стихийных бедствий, включая новые угрозы для здоровья населения, таких, например, риск эпидемии;
  • базовых демографических тенденций (старение населения и т.д., что ведет к более высоким требованиям в отношении пенсионного обеспечения, социальной поддержки и здравоохранения)» [20].

Государственные финансовые риски имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при построении эффективной системы управления ими.

Во-первых, государственные финансовые риски серьезно влияют на интересы всех групп участников экономических отношений. Причем они носят глобальный характер, т.е. риски отдельно взятой страны могут иметь существенные последствия мирового масштаба.

Во-вторых, целью государства является не только получение доходов в виде финансовых ресурсов, но и выполнение социальных обязательств по обеспечению достаточного уровня жизни населения;

В-третьих, государственные финансовые риски в большей степени могут быть вызваны политическими факторами (санкционное давление, осложнение некоторых направлений международного сотрудничества)

В-четвертых, государственные финансовые риски определяются конъюнктурой мировых рынков. В частности, с такими факторами сталкивается Россия при управлении нефтегазовыми доходами, подверженными колебаниям цены на сырье на мировых рынках.

В-пятых, государство не может принимать на себя высокие финансовые риски и, вырабатывая стратегию «риск — доходность», выбирает пониженную рискованность, несмотря на небольшую доходность, но достаточную для выполнения государством своих обязательств [20].

Управление государственными финансовыми рисками создаёт основу для обеспечения финансовой безопасности государства. Рассмотрим возможности противодействия угрозам финансовой стабильности государства.

1. Наличие сформированной системы органов власти, обеспечивающих финансовую стабильность государства, а также подготовленных специалистов в этой области позволит создать условия противодействия незаконному выводу финансовых средств из страны и их эффективному инвестированию в экономику Российской Федерации

2. Тенденция к повышению раскрытия информации также положительно отразится на теневом секторе экономики, поскольку все денежные потоки будут прозрачны, а несанкционированный отток капитала за рубеж при этом станет невозможным.

3. Дальнейшее развитие собственных платежных систем, положительно отразится на способности государства осуществлять все платежные операции внутри страны и в значительной степени в международном сотрудничестве самостоятельно, без необходимости использовать зарубежные платежные системы

4. Переход на расчеты в национальных валютах со странами, входящими в БРИКС, ЕАЭС, снизит зависимость российской экономики от доллара, тем самым приводя к ее дедолларизации.

5. Автоматизация процессов налогового администрирования и использование цифровых технологий будут способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.

6. Эффективная денежно-кредитная политика, которая включает рациональное таргетирование инфляции, позволит сохранить инвестированные активы и доходы населения от обесценивания, тем самым обеспечивая финансовую стабильность государства и его повышая инвестиционную привлекательность.

ВЫВОДЫ

На основании анализа теоретического материала раскрыта сущность государственной финансовой стратегии и сформулировано её определение.

Государственная финансовая стратегия –это перспективное направление финансового обеспечения социально-экономических процессов в стране, которое объединяет в единую систему все уровни экономики и социальной сферы, создавая финансовую основу для экономического роста и повышения качества жизни населения.

Выделение трех направлений национальных проектов: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» позволило определить целевые ориентиры каждой группы национальных проектов и обеспечить достижение ключевых результатов. Анализ плановых показателей и показателей фактической реализации поставленных задач позволил сделать вывод об эффективности проектного финансирования социально-экономического развития государства, так как многие национальные проекты были выполнены на высоком уровне.

Важной составляющей реализации государственной финансовой стратегии является управление финансовыми рисками. Учитывая глобализационные процессы в экономике, выделяя различное воздействие внешних и внутренних рисков на национальную экономику, необходимо применять системный подход в снижении негативного влияния внешних факторов, укрепляя экономический суверенитет государства.

REFERENCES

1. Ansoff I. Strategicheskoye upravleniye / I. Ansoff. — M.: Ekonomika, 1989. — URL: library.lgaki.info:404/2020/Ansoff_Strategicheskoye.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2024).

2. Baranov V.V. Finansovyy menedzhment. Mekhanizmy finansovogo upravleniya predpriyatiyem v traditsionnykh i naukoyemkikh otraslyakh. Ucheb. posobiye / V.V. Baranov. — M.: Delo, 2012. — 387 s.

3. Blank I.A. Finansovyy menedzhment / I.A. Blank. — K.: El’ga, Nika-Tsentr, 2007. — 521 s.

4. Bocharov V. V. Finansy / V.V. Bocharov. — 2-ye izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2008. — 190 s.

5. Vlasova K.E. Finansovaya strategiya: teoreticheskiye osnovy i metodiki razrabotki / K.E. Vlasova. — M.: Prospekt, 2014. — 256 s.

6. Vlasti obsudili spisok novykh natsional’nykh proyektov. Kak izmenitsya ikh konfiguratsiya do 2030 goda // RBK. — 2024. — 24 aprelya. — URL: www.rbc.ru/economics/24/04/2024/662795e89a794793fe357d59?ysclid=m56f3ppmrq881492745 (data obrashcheniya: 10.09.2024).

7. Vorobyova, E. I. Gosudarstvennyye finansy Rossii i realizatsiya natsional’nykh proyektov / E. I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 1(46). — S. 16-24. — EDN SWUPTT.

8. Vorobyova, E. I. Realizatsiya natsional’nykh proyektov, obespechivayushchikh ekonomicheskiy rost v Rossiyskoy Federatsii / E I. Vorobyova, O. G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 4(57). — S. 5-23. — EDN CCADYC.

9. Voronina, V. M. Opredeleniye sushchnosti finansovoy strategii v sisteme strategicheskogo upravleniya predpriyatiyem / V. M. Voronina, R. N. Aznabayeva // Vestnik nauki. — 2023. — T. 3, № 5(62). — S. 25-35. — EDN OZWDEG.

10. Geniberg T. V. Sushchnost’ i metodicheskiye osnovy razrabotki finansovoy strategii firmy / T. V. Geniberg, N. A. Ivanova, O. V. Polyakova // Nauchnyye zapiski NGUEU. — 2009. — № 4. — URL: nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=3344 (data obrashcheniya: 10.09.2024).

11. Golikova rasskazala o srokakh zapuska anonsirovannykh Putinym natsproyektov // RBK. — 2024. — 4 marta. — URL: www.rbc.ru/politics/04/03/2024/65e5b6b19a7947e0b6c775a9?ysclid=m56ew20tpx452985272 (data obrashcheniya: 10.09.2024).

12. Davydova, L. V. Finansovaya strategiya kak faktor ekonomicheskogo rosta predpriyatiya / L. V. Davydova, S. A. Il’minskaya // Finansy i kredit. — 2004. — № 30(168). — S. 5-8. — EDN HVHWZR.

13. Ispolneniye natsional’nykh proyektov / iMonitoring. — URL: www.iminfin.ru/areas-of-analysis/np/ispolnenie-natsionalnyh-proektov?territory=1 (data obrashcheniya: 19.09.2024).

14. Kalafatov, E. A. Rol’ finansovoy strategii dlya sel’skokhozyaystvennykh predpriyatiy v usloviyakh neopredelennosti vneshney sredy / E. A. Kalafatov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 4(53). — S. 27-36. — DOI 10.37279/2312-5330-2020-4-27-36. — EDN SHMMFP.

15. Labudin, A. V. Analiz i spetsifika soderzhatel’nogo potentsiala finansovoy strategii predpriyatiya / A. V. Labudin, A. D. Shmatko, D. M. Abdullayev // Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom (Sankt-Peterburg). — 2019. — № 7(9). — S. 45-52. — EDN JQJEEO.

16. Lysenko D.V. Finansovyy problemy menedzhment: formirovaniye. Uchebnoye posobiye / D.V. Lysenko. — M.: NITS, INFRA-M, — 2012. — 372 s.

17. Motkova, N. B. Finansovaya strategiya v realizatsii gosudarstvennykh programm: metody postroyeniya i otsenka effektivnosti / N. B. Motkova, Ye. A. Shaverskaya // Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravleniye. — 2019. — № 8(111). — S. 15-18. — EDN KDZCZR.

18. Naydonova R. I. Finansovyy menedzhment : ucheb. posobiye / R. I. Naydonova, A. F. Vinokhodova, A. I. Naydonov. — M. : KnoRus, 2009. — 208 s.

19. Polyushko, Yu. N. Rol’ i znacheniye finansovoy strategii v obshchey strategii organizatsii / Yu. N. Polyushko // Uchet i kontrol’. — 2020. — № 5(55). — S. 66-72. — EDN MJKNZP.

20. Popov, M. V. Finansovyye riski gosudarstva: sushchnost’, osobennosti, klassifikatsiya, sposoby upravleniya / M. V. Popov, Ye. A. Yermakova // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial’no-ekonomicheskogo universiteta. — 2014. — № 2(51). — S. 96-100. — EDN THHHKJ.

21. Pochitayev, A. Yu. Formirovaniye finansovoy strategii publichnoy kompanii na osnove matrichnogo podkhoda : spetsial’nost’ 08.00.10 «Finansy, denezhnoye obrashcheniye i kredit» : dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk / Pochitayev Aleksey Yur’yevich, 2018. — 248 s. — EDN WNIQRJ.

22. Proyekty 19-24 / Natsional’nyye proyekty Rossii. — URL: natsional’nyyeproyekty.rf/projects/ (data obrashcheniya: 10.09.2024).

23. Sergeyeva, A. S. Kriticheskiy analiz opredeleniy finansovoy strategii rossiyskikh avtorov / A. S. Sergeyeva, Ye. A. Melay // Vestnik Tul’skogo filiala Finuniversiteta. — 2022. — № 1. — S. 173-174. — EDN NTHYOE.

24. Finansovyy menedzhment : uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial’nosti «Menedzhment» / A. M. Kovaleva, N. B. Moskaleva, M. B. Trachenko [i dr.] ; pod obshch. red. A. M. Kovalevoy. — 2-ye izd., pererab. i dop.. — Moskva : INFRA-M, 2009. — 336 s. — (Vyssheye obrazovaniye). — ISBN 978-5-16-003524-6. — EDN QTFOMX.

25. Khominich I.P. Finansovaya strategiya kompanii / I.P. Khominich. — M.: Rossiyskaya ekonomicheskaya akademiya, 2010. — 346 s.

26. Yarygina, N. S. Nauchnyye vzglyady na soderzhaniye finansovoy strategii predpriyatiya korporativnogo tipa / N. S. Yarygina // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. — 2014. — № 6(38). — S. 145-152. — EDN TEWMDJ.