EXPERIMENTAL LEGAL REGIME: CONTENT AND MAIN TASKS IN THE FIELD OF FINANCIAL TECHNOLOGIES
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (68), 2024
Section Economics and management of national economy
Publication text (PDF):Download
UDK: 338.28; 336.02; 004; 351
AUTHORS:
Kravchenko Larisa Anatolyevna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Economic Theory,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Troyan Irina Anatolyevna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Economic Theory,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Liu Xiaoyin,
Ph.D. in Economics, Associate professor,
The Deputy Director, Institute of Management and Customs,
Shanghai Customs University,
Shanghai, People’s Republic of China.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-3-184-195
PAGES: from 184 to 195
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
Keywords:
experimental legal regime, financial sector, financial technology, digital innovations, public administration.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article defined the content of the experimental legal regime (hereinafter referred to as the ELR). The authors emphasized that the scientific understanding of the content of the ELR can only be complete when considering it as a structural element of the entire economic mechanism. This mechanism has evolved in conjunction with market self-regulation, adequately responds to changes in the economic environment through the use of more advanced tools of influence, rational choice of priorities and goals in each specific historical period of development of the national economy. The areas of development, testing and implementation of digital innovations where the ELR can be established were considered. Foreign experience in using «regulatory sandboxes» as a management tool aimed at creating an environment favorable for obtaining and implementing digital innovations and developing the financial sector was analyzed. The positions of government institutions and the business community regarding the practice of implementing experimental legal regimes were outlined. The areas of development, testing and implementation of financial technologies where the ELR can be established were noted. The possibility of using the ELR was substantiated and those already operating in the financial sector of the economy were considered. The features, principles, shortcomings and risks of the experimental legal regime as a regulatory mechanism in the field of digital innovations were also highlighted. The need to improve and increase the efficiency of the EPR was emphasized, and the main tasks of the EPR in the field of financial technologies as a new instrument of public administration were outlined.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях быстрое внедрение цифровых инноваций, смена технологических укладов приводят к трансформации социально-экономического развития и вызывают необходимость разработки адекватных инструментов регулирования. Качественно новый механизм государственного регулирования должен учитывать следующие факторы: технологические, которые связаны с обновлением технологий и оборудования, инновационные, обусловленные внедрением результатов научных исследований, финансовые, влияющие на инвестиции, рыночные конкурентные, а также правовые, формирующие регулятивную среду [1]. «При этом процедуры принятия управленческих решений должны не только охватывать весь цикл процесса создания «специальных» правил, но и выбор критериев и показателей эффективности, а также создание адекватной методики ее оценки» [2]. Это обусловило необходимость глубокого пересмотра Российской Федерацией действующего механизма государственного управления с целью противодействия санкционному давлению и стимулирования активного внедрения цифровых технологий. В современных условиях одним из приоритетных направлений развития экономики России является формирование технологического суверенитета, что приведет к укреплению экономической самостоятельности страны, технологической и финансовой свободы. В связи с этим для обеспечения устойчивой траектории развития цифровой экономики государству необходимо максимально эффективно урегулировать процессы создания и внедрения финансовых технологий, что предполагает цифровую трансформацию финансового сектора. В поисках решения данной проблемы государство активно использует экспериментальные правовые режимы.
В последние годы активно ведутся научные исследования, основанные на результатах мировой практики, о необходимости и возможности использования ЭПР в различных сферах. Проблемы изучения внедрения ЭПР носят междисциплинарный характер и достаточно часто рассматриваются в экономических, политических, юридических и других научных исследованиях. В экономической и юридической науках в настоящее время имеется ряд исследований, посвященных анализу механизма действия, правовым аспектам специальных режимов, рассмотрению зарубежного опыта их внедрения, а также другим экономическим проблемам установления ЭПР [1, 2, 3, 4, 5]. При этом следует отметить недостаток внимания к исследованию особенностей применения ЭПР в финансовом секторе и сфере финансовых технологий.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В условиях стремительного технологического развития механизмом разработки и внедрения необходимых технических решений, ключевым инструментом оценки рисков применения цифровых инноваций, является проведение технологических испытаний в условиях экспериментальных правовых режимов, в том числе и в финансовом секторе экономики.
Целью статьи является исследование теории и практики использования экспериментальных правовых режимов и ключевых задач внедрения цифровых инноваций и финансовых технологий, где может устанавливаться ЭПР.
МЕТОДЫ
В процессе научного исследования применялись следующие методы: анализа — при изучении теоретических воззрений для определения содержания и особенностей ЭПР; синтеза — для установления основных принципов экспериментального правового режима как механизма регулирования, обобщения результатов исследования и обоснования их практического применения; сравнения — для разработки предложений на основе рассмотрения зарубежного опыта внедрения экспериментальных правовых режимов; индукции и дедукции — для характеристики отдельных элементов ЭПР при разработке основных задач в сфере финансовых технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В последнее время эксперименты с законами и государственной политикой стали напрямую связывать с продвижением технологических инноваций [6], разработкой новых методов обеспечения соблюдения законов о конкуренции и регулирования рынка [7], созданием альтернативных сценариев, которые помогают учреждениям разрабатывать упреждающую политику для неопределенного будущего [8].
Экспериментальные правовые режимы предоставляют возможность апробировать различные инновационные решения, создают условия для их широкой реализации и развития цифровых финансовых технологий. В 2021 году вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», закрепляющий понятие ЭПР в сфере цифровых инноваций, цели, задачи, принципы, а также регулирование отношений, связанных с его установлением. ЭПР определяется как система инструментов, с помощью которых установлен особый порядок в регулировании отдельно взятой узкой сферы экономических отношений на отдельно взятой ограниченной территории и/или в отношении отдельно взятого ограниченного круга лиц по организации социальных связей, сопряженных с внедрением и апробацией инновационных разработок и технологий в цифровой сфере [9].
Экспериментальные правовые режимы могут устанавливаться по следующим направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций: фармацевтическая и медицинская деятельность, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан; проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания; промышленное производство; сельское хозяйство; финансовая деятельность; продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом; архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт; предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В рамках таких режимов в сфере цифровых инноваций направлениями также могут быть нейротехнологии, искусственный интеллект, системы распределённого реестра, технологии работы с большими данными, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности, робототехники, квантовые технологии и другие. В августе 2024 года подписан Федеральный закон № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым устанавливается возможность использования цифровой валюты при осуществлении расчётов во внешнеторговой деятельности в рамках экспериментального правового режима [10].
Экспериментальный правовой режим — это широкий термин, используемый для обозначения всех форм экспериментов с законами и правилами, обычно принимает форму временного отступления от общих правил [11]. В научной литературе существует различные определения ЭПР, под которым понимается система инструментов, с помощью которых установлен особый порядок в регулировании отдельно взятой узкой сферы экономических отношений на отдельно взятой ограниченной территории и/или в отношении отдельно взятого ограниченного круга лиц по организации социальных связей, сопряженных с внедрением и апробацией инновационных разработок и технологий в цифровой сфере [2].
Ученые рассматривают ЭПР как возможность экономических субъектов, которые ведут инновационную деятельность, внедрять эксперименты в сфере цифровых технологий без угрозы нарушения действующего нормативно-правового регулирования. ЭПР в сфере цифровых инноваций — это применение специального регулирования в отношении участников эксперимента на определенный период времени в сферах разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций. «Также экспериментальный правовой режим подразумевает применение в отношении его участников специального регулирования, упрощающего внедрение цифровых инноваций. К числу особенностей ЭПР можно отнести: возможность отменять действие норм общего регулирования и временно устанавливать вместо них специальные правила; распространение на приоритетные сферы экономической деятельности и органов государственного и муниципального управления; добровольное участие в нем субъектов. ЭПР устанавливаются на определенной территории, где действуют нормативные правовые акты, которые так или иначе запрещают, ограничивают или препятствуют внедрению цифровых инноваций, но существуют технологические возможности их для применения, а также определяются угрозы причинения вреда здоровью и имуществу граждан. Кроме того, применение таких режимов должно способствовать доступности товаров и услуг, совершенствованию рыночных механизмов, созданию условий для развития научной и социальной сфер и обеспечения экономической безопасности» [1].
Следует подчеркнуть, что научное представление о содержании ЭПР может быть полным лишь при рассмотрении его в качестве структурного элемента всего хозяйственного механизма, эволюционно развивающегося во взаимосвязи с рыночным саморегулированием, адекватно реагирующего на изменения экономической среды за счет использования более совершенных инструментов воздействия, рационального выбора приоритетов и целей в каждом конкретно-историческом периоде развития национальной экономики.
ЭПР должен быть контролируемым, проанализированы риски его введения, а также описаны отрасли, институты и правовые нормы, где применение «регуляторной песочницы» не вносит ограничения эффективного внедрения цифровых инноваций в предпринимательской деятельности. «Регуляторная песочница» — это правовой инструмент, который способствует развитию экспериментов с новыми продуктами. Известно, что Британское управление по финансовому поведению (FCA) ввело этот термин для своей проактивной политики в отношении технологических инноваций в сфере финансов. Конкуренция в инновационной экономике активно использует этот инструмент, и сейчас он вышел за рамки инноваций финансовых услуг. Например, экономики Азии подключили инструмент «песочницы» к инновациям в здравоохранении и агробизнесе [12]. Ученые также отмечают, что «регулирующие органы, ориентированные на инновации, рассматривают песочницы как средство, а не как цель» [13]. Сферами применения «регуляторных песочниц», как правило, выступают цифровые финансовые технологии. Это характерно для Австралии, Великобритании, Сингапура, США, где были созданы первые «регуляторные песочницы», направленные на развитие робоконсультирования, доступа к большим данным, оборота цифровой валюты, технологии блокчейн, кибербезопасности, предоставления государственных услуг, а также на решение современных финансовых проблем в экономике.
«Пример привлечения технологических инноваций в финансовый сектор Австралии показывает, что эффективность внедрения инноваций зависит не только от формального установления ЭПР, но и от способности постоянно обмениваться информацией с регулирующим органом и получать обратную связь, а также от способности регулятора прогнозировать развитие финансовых технологий. Технологические инновации в сфере финансов относятся к одним важным факторам экономического роста и предполагают расширенный доступ к данным, развитие краудфандинга, цифровой валюты, технологии блокчейна, кибербезопасности, режима налогообложения товаров и услуг, страхования, кредитной отчетности, а также нормативно-правовую базу, позволяющую внедрять инновации, технологическую нейтральность в финансовом регулировании, роботизированное консультирование, государственные закупки и предоставление услуг. В Великобритании действует широкая, но фрагментированная экспериментальная система регулирования. ЭПР включает экспериментальные положения в основном законодательстве; экспериментальные приказы; экспериментальные механизмы принятия решений; «экспериментальные зоны»; специальные частные исключения из законодательства для организаций, использующих экспериментальные схемы; нормативные «песочницы» в финансовом секторе, здравоохранении и энергетике» [14].
В Сингапуре различные инициативы по созданию ЭПР исходят от Денежно-кредитного управления Сингапура, которое стремится создать развитую экосистему в сфере финансовых услуг, для достижения чего в конце 2016 года создана «регуляторная песочница» классического формата — FinTech Sandbox, в 2019 году альтернативная форма — Sandbox Express, а в 2022 года — третья форма Sandbox Plus, которая предполагает расширение критериев отбора для включения первых пользователей технологических инноваций, упрощение процедур получения финансового гранта для создателей новых технологий. Успешная реализация ЭПР в Сингапуре во многом обусловлена действием принципа «мягкого права», то есть рекомендации и концепции государственных регуляторных органов создают контекст для применения новых технологий, функционирование которых не регулируется в силу качественно нового характера данных технологий.
В Китае в ответ на быстрое развитие новых технологий сложилась устоявшаяся многолетняя практика и активная поддержка технологического развития финансового сектора. Основа для последующего формирования финтех-индустрии была заложена на этапе реформирования финансовой системы, которое предусматривало расширение использования электронных технологий в финансовом секторе. Активному развитию этого направления способствуют, высокие требования к безопасности онлайн-платежей, наличие развитого рынка электронной коммерции, развитая нормативно-правовая среда, а также самое большое в мире количество пользователей онлайн-платежей. «Для дальнейшего развития отрасли планируется принять комплекс мер, а именно: совершенствовать систему управления; стимулировать разработку собственных технологических решений; повысить гибкость и адаптивность организационных структур; развивать сотрудничество с другими странами. При принятии решений государство руководствуется принципами приоритетных инноваций, развития рыночной экономики обеспечения безопасности и открытого сотрудничества. Кроме того, целями являются: привлечение и развитие талантов, использование финансовых технологий для улучшения управления городами, оптимизация экосистемы финтех-индустрии. Отдельные «регуляторные песочницы» Китая в свою очередь создаются в целях развития не только финтех-инноваций, но и рынка InsurTech (цифровых инноваций в области страхования). Особенностью ЭПР в Китае является тот факт, что все эксперименты инициируются только государством в любых секторах экономики и распространяются на всю его территорию. Целью такой политики является снижение зависимости Китая от импорта зарубежных технологий, увеличение инвестиций в развитие собственных инноваций и создание предприятий, способных конкурировать как на внутреннем, так и на международном рынках» [14].
В целом ЭПР позволяют смещать фокус внимания с точечных регуляторных вопросов отдельных компаний на решение комплексных отраслевых проблем. В настоящие время в России установлены и реализуются 16 действующих экспериментальных правовых режимов, участниками которых стали более 190 компаний и организаций, получивших возможность апробации цифровых технологий. Механизм ЭПР является оптимальным для апробации решений в области искусственного интеллекта (далее — ИИ). В большинстве текущих экспериментов, так или иначе, задействованы технологии ИИ, что позволяет не просто их использовать, а делать это экономически эффективно. Внедрение отечественных технологий ИИ в отрасли экономики уже дало экономического эффекта на более 1 трлн рублей, а к 2030 году этот показатель превысит 11 трлн рублей. Выйти на качественно новый уровень с помощью продуктов на основе ИИ смогут различные секторы экономики. В России в 2024 году подписана обновленная Национальная стратегия по развитию искусственного интеллекта (ИИ). Она включает меры по созданию инфраструктуры, поддержке кадров и по развитию науки. Использование стратегии должно обеспечить рост вычислительных мощностей и к 2030 году около 5 тысяч организаций смогут на льготной основе использовать вычислительные мощности для разработки ИИ. В 2024 году на поддержку развития искусственного интеллекта, который необходим для достижения цифрового суверенитета страны запланировано потратить 5,2 млрд рублей. При этом каждый эксперимент реализуется при государственном контроле за безопасностью технологии. Особое внимание следует уделять ответственности за причинение вреда в результате использования ИИ и определению правового статуса результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых ИИ.
Одним из самых популярных направлений ЭПР является тестирование беспилотных авиационных систем и в рамках девяти ЭПР порядка 118 компаний успешно апробируют возможности применения беспилотников в различных отраслях экономики, прежде всего, это логистика, сельское хозяйство, решения вопросов безопасности (мониторинг территории). Ожидается, что в будущем пройдет апробация в рамках реализации строительных проектов.
Другое не менее масштабное направление экспериментов — тестирование наземного беспилотного транспорта. Это четыре ЭПР, установленных на территории 38 регионов, участниками являются 15 компаний. В частности, беспилотным такси совершено порядка 70 тыс. поездок, грузовым транспортом перевезено более 20 тыс. тонн грузов, в Москве и Санкт-Петербурге осуществлен запуск первых беспилотных трамваев. Два ЭПР также реализуются и в медицине. В апробации телемедицинских технологий участвуют более 14 тыс. пациентов, с которыми были проведены медицинские онлайн-консультации. В эксперименте с персональными медицинскими помощниками личные устройства более 25 тыс. пациентов имеют возможность в режиме онлайн передавать информацию о самочувствии [15].
Таким образом, введение и использование цифровых инноваций в экономической деятельности приводит к структурным изменениям во многих сферах бизнеса, политики и общества. Говоря о цифровой трансформации в контексте ЭПР, следует также отметить, что эксперименты дают возможность бесшовного перехода от подтверждения эффективности правового механизма до изменения общего регулирования [16].
В России с опережением в сравнении с другими сферами экономики «регуляторная песочница» возникла в банковской сфере. В 2018 г. Центробанком был запущен ЭПР закрепляющий механизм по пилотированию инновационных финансовых технологий и сервисов, финансово-технических проектов с применением технологий распределенного реестра, а позже и блокчейн-платформы. Приоритетные финансовые технологии и сервисы для пилотирования на регулятивной площадке включают: технологии больших данных и машинного обучения; мобильные технологии; ИИ; биометрические технологии; технологии распределённых реестров; открытые интерфейсы; краудфандинг; криптотехнологии; первичное размещение токенов и др. Уже успешно завершилось пилотирование финансового продукта ПАО Сбербанк. Разработан сервис, который позволяет дистанционно управлять полномочиями по счетам корпоративных клиентов на совершение операций в отделениях банков. Внедрение данного сервиса было признано целесообразным [14].
Финтех-рынок России характеризуется такой особенностью, как сосредоточение технологических компетенций в сегменте крупных банков с мощной ресурсной базой (в частности, в Сбербанке, ВТБ и др.). Финансовые технологии — предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и др.
Банки, являющиеся одним из наиболее значимых драйверов развития финтех-отрасли в России, внедряют инновационные технологии, приобретают стартапы, формируют стратегические альянсы, создают акселераторы и инкубаторы. Сектор самостоятельных российских финтех-предприятий, развит значительно слабее, что обусловлено невысоким интересом инвесторов к российским стартапам. Банк России подразумевает использование механизма ЭПР для тестирования новых услуг на финансовом рынке и надеется, что в рамках такого режима протестируют механизм открытия счета дистанционно. По видеоидентификации уже несколько лет открывают полноценные банковские счета в Европе, а также такие услуги стали оказывать в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане.
Участниками российского финтех-сектора являются также необанки — онлайн-банки, не имеющие филиальной сети, сформированные «с нуля» на базе новых технологических платформ [17]. Платформенные решения обеспечивают такие возможности, как оплата различными способами, принятие решений на основе данных, обслуживание клиентов с помощью чатботов, расчеты криптовалютами, предусматривают гиперперсонализированные сервисы на базе ИИ, которые учатся по шаблонам клиентов. Ярким примером финтеха является Сбербанк, который стал лидером по внедрению инноваций. Финтех-решения его экосистемы включают финансовые сервисы для бизнеса, виртуальных помощников и другие сервисы. Инновационные технологии широко используются бизнесом для получения доступа к финансовым услугам и сервисам [18].
Основными задачами ЭПР в сфере финансовых технологий являются: пилотирование финансовых сервисов путем установления «регуляторных песочниц»; анализ практики применения финансовых технологий в рамках ЭПР; формирование выводов о целесообразности закрепления подобных положений на уровне законодательства путем создания необходимых норм правового регулирования. Создание ЭПР в финансовом секторе основано на максимально гибком подходе: в зависимости от тестируемой финансовой услуги финансовый регулятор в индивидуальном порядке определяет конкретные нормативные требования, которые он готов ослабить или «заморозить» для каждого конкретного случая.
В августе 2024 года внесены существенные изменения в применение ЭПР на финансовом рынке. Такой режим будет действовать на базе программного обеспечения, утвержденного Банком России. Согласно новым правилам, регулятор может создавать программы ЭПР, которые позволят использовать цифровую валюту как средство платежа, в том числе в международной торговле. Эти программы также будут определять права и обязанности как российских, так и иностранных участников, работающих с цифровыми активами, а также обязанности контролирующих органов. Банк России станет главным органом, который будет следить за ходом ЭПР в сфере цифровых технологий и взаимодействовать с теми, кто запускает такие проекты, через свои информационные платформы. У регулятора будет доступ к специальному личному кабинету для взаимодействия с инициаторами. Согласовать решение Банк России об установлении ЭПР должны будут Минфин, ФСБ и Росфинмониторинг. Кроме того, Банк России должен будет сообщать ФСБ и Росфинмониторингу о выявленных рисках, связанных с деятельностью этих проектов [19].
Банк России будет уполномочен на установление ЭПР в сфере цифровых инноваций по осуществлению операций с цифровыми валютами. На время действия ЭПР может быть изменено или не применяться общее регулирование, затрагивающее:
- проведение операций с цифровыми валютами, в том числе при расчетах в рамках внешнеэкономической деятельности;
- определение понятий «электронная платформа», «валютные ценности» и «валютные операции»;
- требования к организаторам торгов (цифровыми валютами) к деятельности операторов электронной платформы;
- определение порядка допуска цифровых валют к организованным торгам в качестве товара.
В программе ЭПР по проведению организованных торгов цифровой валютой должны быть определены порядок допуска и прекращения допуска цифровых валют (как товара) к организованным торгам, требования к организаторам торговли, которые будут проводить организованные торги цифровой валютой. Программа ЭПР по расчетам цифровой валютой в рамках ВЭД должна содержать особенности использования ее как средства платежа по внешнеторговым договорам, права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении таких операций, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
Новый закон также позволит запустить ЭПР в целях проведения операций с цифровыми валютами в рамках Национальной платежной системы (НПС). Для этого Банку России будет нужно определить требования к деятельности оператора по оказанию услуг расчетов по сделкам с цифровой валютой на базе НПС. При этом важно отметить, что банк должен будет осуществлять мониторинг деятельности инициаторов ЭПР на финансовом рынке [20].
Одним из значимых принципов организации экспериментов является обеспечение прозрачности их проведения. Компании должны информировать потребителя, что они получают продукт или услугу в рамках эксперимента. Если в конце эксперимента выяснится, что инновация доказала свою успешность, государство может распространить ЭПР. В свою очередь, инициаторами тестирования задач в рамках эксперимента должны стать не только предприятия, но и профильные министерства, что ускорит распространение эффективных решений. Эффективность внедренной и протестированной цифровой инновации не только полностью оправдывает риски, но и служит доказательством и основанием для перевода ЭПР в общий режим для этой цифровой инновации [16].
На практике, как отмечают ученые, «существует риск того, что снятие правовых ограничений на использование цифровых инноваций в контексте экспериментов без соответствующей оценки их результативности и эффективности, без обеспечения взаимосвязи со стратегическим планированием, будет направлено на не повышение качества государственного регулирования, а на решение задач по получению дополнительных льгот для отдельных компаний в сфере цифровых технологий» [5]. Кроме того, возникает проблема, что слишком быстрые и радикально инновационные подходы на практике не всегда могут дать положительный результат. Такая ситуация во многом обусловлена внедрением подхода, который формулируется как «инновации без науки»«, поскольку многие решения принимаются без достаточной экспертной научной оценки. Зарубежные авторы отмечают, что экспериментальные правовые режимы, которые не являются научно обоснованными, вносят ограниченный вклад в развитие законотворчества, основанного на доказательствах, и рационализацию регулирования [21]. Очевидно, что справиться с подобными проблемами невозможно без использования современных цифровых технологий, включая цифровую экспертизу. Существенными недостатками ЭПР является слабая методическая проработка и отсутствие практики регулярного проведения оценки эффективности экспериментов [22].
Применение механизма ЭПР в России делает актуальным с одной стороны оценку его результативности и эффективности, а с другой, — дальнейшее совершенствование инструментов и характеристик качественного государственного управления. В России применяются меры по совершенствованию механизма применения института экспериментальных правовых режимов. Одно из ключевых изменений касается сокращения сроков установления ЭПР — инициативы федеральных органов и регионов планируется рассматривать 50 рабочих дней вместо 90. Кроме того, в определенных случаях возможно продление срока действия ЭПР с 1 года до 3 лет. Сокращение сроков рассмотрения позволит быстрее внедрять перспективные разработки во всех отраслях экономики, содействовать ее цифровой трансформации. Механизм ЭПР помогает крупному, малому и среднему бизнесу, индивидуальным предпринимателям снижать издержки и способствует запуску передовых проектов в разных сферах. В целях упрощения доступа бизнеса к программам ЭПР сокращаются перечень подаваемых документов и сроки их рассмотрения. Так, сроки рассмотрения инициативного предложения регулирующим органом сокращаются с 25 до 15 рабочих дней; организацией предпринимательского сообщества и высшим исполнительным органом власти субъекта России — до 10 рабочих дней, а срок рассмотрения инициативного предложения сокращается с 30 до 20 рабочих дней.
Изменения также коснутся нормы об указании в ЭПР порядка использования продукции, произведенной с применением ИИ (защита результатов интеллектуальной деятельности). Кроме того, предлагается прописывать порядок страхования гражданской ответственности участников ЭПР за причинение ущерба жизни, здоровью или имуществу других лиц в результате использования решений, созданных с использованием ИИ. С этой целью вводится обязанность субъектов ЭПР вести реестры, в которых будут отражены зоны ответственности сотрудников и лиц, использующих и работающих с ИИ, с указанием суммы страхования, а также информации о технологиях, созданных в ходе внедрения ЭПР. Каждый случай причинения вреда технологией ИИ будет рассматриваться специальной комиссией [16]. Она создается с участием органов власти и экспертов в случаях причинения вреда при применении технологий ИИ. Планируется, что в нее войдут представители госорганов, экспертного и бизнес-сообщества. Коллегиальное решение данных вопросов — одно из принципиальных новшеств. Установленные требования к содержанию выводов в заключении комиссии, способы информирования о них, дают возможность уполномоченному органу приостановить статус субъекта ЭПР на основании заключения комиссии. Также определены условия пролонгации действия эксперимента для более детального изучения апробируемой технологии. При этом каждый эксперимент реализуется при мониторинге и сопровождении органов власти. Порядок формирования и работы комиссии будет утверждать Минэкономразвития России, а по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в сфере финансового рынка — Банк России. Правительство Российской Федерации должно представлять ежегодный государственный доклад о деятельности в рамках реализации ЭПР [23].
Для недопущения возникновения возможных рисков нарушения прав и законных интересов граждан или же совершения финансовыми организациями недобросовестных действий в рамках ЭПР, в действующее законодательство введен ограниченный перечень норм соответствующих федеральных законов, которые не могут быть изменены или исключены положениями программы. К таким нормам относятся положения, регулирующие вопросы обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов и контроля за ее функционированием, вопросы организации и функционирования платежной системы Банка России, организации и функционирования национальной системы платежных карт, порядок разрешения споров по договору потребительского кредита (займа), положения, устанавливающие обязанности субъектов финансового рынка по ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, требования к деловой репутации. Кроме того, ЭПР не могут затрагивать вопросы стабильности финансового рынка и экономической безопасности. Вводится также обязательное требование по установлению Банком России ограничений объема отдельных финансовых операций и общего объема финансовых операций в рамках подобного режима, включая объем привлекаемых денежных средств.
ВЫВОДЫ
Таким образом, изменяющиеся политические и экономические реалии обусловили необходимость глубокого пересмотра действующего механизма государственного регулирования с целью выработки активного противодействия нарастающему санкционному давлению. Применение ЭПР является актуальным и перспективным направлением государственного управления и одним из ключевых инструментов стимулирования цифрового развития. Сегодня данный инструмент активно применяется в России и за рубежом и обладает значительным потенциалом для разработки нового или модернизации существующего регулирования в целях создания благоприятной среды для инновационной экосистемы. Мы полагаем, что реализацию экспериментальных правовых режимов необходимо рассматривать, прежде всего, как возможность комплексной апробации технологий и инструментов государственного регулирования. ЭПР как коммуникационный механизм позволит получить практический опыт и предоставит возможность экономическим субъектам внедрять высокотехнологичные и цифровые инновации, подготовит основу для дальнейшего регулирования данного направления. Результаты мировой практики внедрения ЭПР позволяют говорить о необходимости и возможности их применения в финансовом секторе. В России механизм ЭПР направлен на тестирование инновационных решений и необходимых правовых механизмов, на создание благоприятных условий для получения и внедрения цифровых инноваций, финансовых технологий и развития финансового сектора. Для того чтобы нивелировать недоверие к данному режиму, необходимо создание таких моделей, которые бы обеспечивали баланс интересов государства, общества и бизнеса. При этом, опыт последних лет показал, что необходимо упростить порядок подготовки эксперимента, увеличить скорость рассмотрения и оптимизировать процедуры установления ЭПР. При взаимодействии ЭПР с другими инструментами стимулирования и развития инноваций можно добиться синергетического эффекта, что позволит сформировать эффективную цифровую экономику. В перспективе необходимо продолжение цифровизации финансового рынка на основе отечественных технологий, расширение использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав, создание условий для внедрения ЭПР на финансовом рынке, а также развитие независимой системы расчетов с дружественными странами.
1. Bochkova S.S. Eksperimental’nyy pravovoy rezhim kak mekhanizm vnedreniya tsifrovykh innovatsiy v predprinimatel’skuyu deyatel’nost’ //Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2021. — №14. — S. 147-156. — DOI 10.26794/1999-849X-2021-14-5-147-156. — EDN XHSSMB.
2. Smorchkova, L. N. Eksperimental’nyy pravovoy rezhim kak sredstvo administrativnogo regulirovaniya v ekonomicheskoy sfere / L. N. Smorchkova // Pravo i praktika. — 2021. — №3. — S. 10-15. — DOI 10.24412/2411-2275-2021-3-10-15. — EDN PFIIMY.
3. Tokolov, A. V. Eksperimental’nyy pravovoy rezhim informatsionnykh tekhnologiy / A. V. Tokolov, A. D. Ivanova // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. — 2023. — № 1. — S. 175-177. — DOI 10.24412/2414-3995-2023-1-175-177. — EDN BMICAD.
4. Savina A.V. Eksperimental’nyye pravovyye rezhimy v Rossii: osobennosti finansovo-pravovogo regulirovaniya // Agrarnoye i zemel’noye pravo. — 2023. — № 3(219). — S. 113-116. —doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_113.
5. Yefremov A. A. Eksperimental’nyye pravovyye rezhimy: zarubezhnyy opyt i rossiyskiy start / A. A. Yefremov, Ye. I. Dobrolyubova, E. V. Talapina, V. N. Yuzhakov // nauch. red. V. N. Yuzhakov. — M.: Izdatel’skiy dom «Delo» RANKhiGS, 2020. — 126 s. — EDN NWDPKB.
6. Crootof, R. Structuring techLaw / R. Crootof & B. J. Ard // Harvard Journal of Law & Technology, — 2021. — 34(2). — 348-417.
7. Svetiev, Y. Experimentalist competition law and the regulation of markets / Y. Svetiev. — London: Hart and Bloomsbury Publishing, 2020.
8. Campbell-Verduyn, M. Governing techno-futures: OECD anticipation of automation and the multiplication of managerialism / M. Campbell-Verduyn & M. Huetten // Global Society. — 2022. — 36(3).
9. Ob eksperimental’nykh pravovykh rezhimakh v sfere tsifrovykh innovatsiy v Rossiyskoy Federatsii: Federal’nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. N 258-FZ. — URL: ivo.garant.ru/#/document/77311753/paragraph/1:0 (data obrashcheniya: 21.08.2024).
10. O vnesenii izmeneniy v otdel’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal’nyy zakon ot 08.08.2024 N 223-FZ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482453/ (data obrashcheniya: 21.08.2024).
11. Heldeweg, M. A. Legal regimes for experimenting with cleaner production — Especially in sustainable energy / M. A. Heldeweg // Journal of Cleaner Production. — 2017. — 169. — 48-60. — doi: 10.1016/j. jclepro.2016.11.127.
12. Philipsen S. Legal enclaves as a test environment for innovative products: Toward legally resilient experimentation policies / Stefan Philipsen, Evert F. Stamhuis, Martin de Jong // Regulation & Governance. — 2021. — 15. — 1128–1143. — doi: 10.1111/rego.12375.
13. Tarasenko O. A. Eksperimental’nyy pravovoy rezhim — poligon dlya innovatsiy i regulirovaniya / O. A Tarasenko // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. — 2023. — T. 14. Vyp. 1. — S. 45-55. — URL: cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-pravovoy-rezhim-poligon-dlya-innovatsiy-i-regulirovaniya (data obrashcheniya: 21.08.2024).
14. Opyt sozdaniya eksperimental’nykh pravovykh rezhimov v Rossii i inostrannykh gosudarstvakh. —URL: iclrc.ru/storage/publication_pdf/%D0%A6%D0%9C%D0%A1%D0%9F%D0%98_%D0%AD%D0%9F%D0%A0_1649171292.pdf (data obrashcheniya: 21.08.2024).
15. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. — URL: www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_do_konca_goda_planiruetsya_ustanovit_ne_menee_shesti_eksperimentalnyh_pravovyh_rezhimov.html (data obrashcheniya: 21.08.2024).
16. Eksperimental’nyye pravovyye rezhimy. — URL: www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/ (data obrashcheniya: 21.08.2024).
17. Kleyner G.B. Razvitiye ekosistem v finansovom sektore Rossii / G.B. Kleyner, M.A. Rybachuk, V.A. Karpinskaya // Upravlenets. — 2020. — T. 11. № 4. — S. 2-15. — DOI 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1 — EDN QKJHHC.
18. Platformennaya ekonomika v Rossii: potentsial razvitiya : analiticheskiy doklad / G. I. Abdrakhmanova, L. M. Gokhberg, A. V. Dem’yanova i dr.; pod red. L. M. Gokhberga, B. M. Glazkova, P. B. Rudnika, G. I. Abdrakhmanovoy; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : ISIEZ VSHE, 2023. — 72 s. — EDN QTKUZF.
19. Sovfed odobril zakon ob eksperimental’nom pravovom rezhime na finansovom rynke. — URL: www.pnp.ru/economics/sovfed-odobril-zakon-ob-eksperimentalnom-pravovom-rezhime-na-finansovom-rynke.html (data obrashcheniya: 21.08.2024).
20. TSB smozhet ustanovit’ eksperimental’nyy pravovoy rezhim po raschetam v kriptovalyute. — URL: email.nplaw.ru/blog/detail/tsb-smozhet-ustanovit-eksperimentalnyy-pravovoy-rezhim-po-raschetam-v-kriptovalyute/ (data obrashcheniya: 21.08.2024).
21. Ranchordas, S. Experimental Regulations and Regulatory Sandboxes: Law without Order? / Sofia Ranchordas // University of Groningen Faculty of Law Research Paper — 2021. — September 30, — No. 10/2021. — dx.doi.org/10.2139/ssrn.3934075.
22. Yefremov A.A. Eksperimenty v sfere gosudarstvennogo upravleniya: problemy rezul’tativnosti i effektivnosti / A.A. Yefremov // Gosudarstvennaya sluzhba. — 2022. — № 1. — S. 19-28. — DOI 10.22394/2070-8378-2022-24-1-19-28. — EDN IROCYZ.
23. Gosduma obyazala Pravitel’stvo RF predostavlyat’ yezhegodnyy otchet o realizatsii EPR. — URL: www.economy.gov.ru/material/news/gosduma_obyazala_pravitelstvo_rf_predostavlyat_ezhegodnyy_otchet_o_realizacii_epr.html (data obrashcheniya: 21.08.2024).