ECONOMIC CRIME: SOCIO—ECONOMIC CONDITIONS
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (52), 2020
Section Economics and management of national economy
Publication text (PDF):Download
UDK: 330; 336; 343.
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
Reutov Viktor Yevgeniyevich,
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Head of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,
Director of the Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
Burkaltseva Diana Dmitrievna,
Doctor of Economics, Docent,
Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-3-118-129
PAGES: from 118 to 129
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: economic crimes, economic security, socio-economic conditions, public administration, cultural politics, art, personality of the criminal.
ABSTRACT (ENGLISH):
Of course, in any country, including Russia, the relevance of research to prevent an increase in the level of economic crime is important. Moreover, its level is an indicator of the country’s economic security. Accordingly, in the conditions of restrictions, the consequences of the pandemic associated with an increase in unemployment, a decrease in the income of the population, the factors affecting an increase in this indicator — the level of crime in the economic sphere — are increasing.
The article provides a forecast of socio-economic indicators: the development of the social sphere, the level and quality of life. The decomposition of institutionalization of preventive measures aimed at counteracting the commission of economic crime is built. A portrait of a criminal in cybercrime conditions is highlighted and the dynamics of registered crimes is considered.
At the same time, in the institutional structure of the decomposition of preventive measures aimed at counteracting the commission of economic crime, a component of socio-economic conditions is highlighted, contributing to the increase in the commission or reduction of this type of economic crime.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований по предупреждению роста уровня экономической преступности является важной, тем более, что ее уровень является основным показателем экономической безопасности страны, утвержденный в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1].
На законодательном уровне экономические преступления закреплены в разделе VIII «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса Российской Федерации [2].
Эксперты в области права и экономики изучают вопросы международного опыта определения преступного предпринимательского поведения, статистической оценки преступлений в сфере экономической деятельности, правовые и социально-психологические факторы профилактики экономической преступности, институт самозащиты в контексте уголовно-процессуального механизма противодействия экономической преступности, квалификации экономических преступлений по уголовному законодательству, проблемы и перспективы совершенствования законодательства и правоприменительной практики в борьбе с экономическими преступлениями, организованную преступность как угрозу экономической безопасности страны, общественно опасные последствия в нормах о преступлениях в сфере экономической деятельности, факторы, обуславливающие эффективность прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях экономической направленности, вопросы отнесения преступлений к категории экономической направленности, уголовную политику по противодействию преступлениям в сфере экономической деятельности, также экономические преступления в разрезе отраслей хозяйственной деятельности, более того предоставляются обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям, утвержденные Президиумом Верховного Суда [3–28].
При этом данная тема остается не столько не изученной, сколько требующей внимания с учетом изменений социально-экономических факторов и условий, способствующих росту уровня экономический преступлений и роли государственного регулирования.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Цель статьи — формирование социально-экономических условий для снижения роста экономических преступлений.
В процессе написания статьи были решены задачи:
- проведен прогноз социально-экономических показателей: развития социальной сферы, уровня и качества жизни.
- построена декомпозиция институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности, с выделением составляющей социально-экономических условий.
- выделен портрет преступника в условиях киберпреступлений и рассмотреть динамику зарегистрированных преступлений.
Методы. Использовался институциональный подход при построении декомпозиции институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности. Также были использованы методы сравнения, монографический метод, а также методы анализа, синтеза.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности в отдельных странах бывшего СССР, включая Россию, имеет более комплексную иерархическую структуру и формирует целостную систему обеспечения экономической безопасности как государства, так и регионов.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 20 мая 2009 [29], пункты 63-65 посвящены перспективам и механизмам обеспечения безопасности на региональном уровне, подчеркивая необходимость «разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля … для сбалансированного территориального развития … путем формирования перспективных территориально-промышленных районов» в разных регионах страны. Акцент на сотрудничестве центра и регионов в обеспечении безопасности в различных сферах (организационная, правовая, финансовая) позволяет сформировать целостную мощную систему взаимодействия, координации обязанностей и ответственности на различных уровнях иерархии управления экономикой. В подтверждение системно-структурной целостности государственной безопасности в Российской Федерации принимаются стратегии обеспечения безопасности регионов.
Создание целостной институционализации системы по обеспечению экономической безопасности требует выработки единой политики на основе совершенствования каждой из подсистем: принятие решений — по совокупности институционально-правовых принципов распределения полномочий субъектов различных уровней системы, информационной — через создание институтов осуществления мониторинга государственной политики в сфере экономической безопасности, мотивационной — через разработку правил и механизмов реализации решений [30].
Учитывая общепризнанный системный методологический подход к пониманию элементов и уровней (микроэкономического, субрегионального, регионального, макроэкономического, международного, глобального) институционально-правовой базис экономической безопасности должен формироваться с заделом параметров, позволяющих оптимизировать ее структуру. Без учета этого аспекта, без концентрации на построении внутренне согласованных элементов развить надлежащую институционально-правовую базу безопасности национального хозяйства невозможно.
Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1] уровень преступности в сфере экономики является одним из основных показателей состояния экономической безопасности. Соответственно, в условиях ограничений, последствий пандемии, связанных с ростом безработицы, уменьшением доходов населения, возрастают факторы, влияющие на повышение этого показателя — уровень преступности в сфере экономики.
Прогноз социально-экономических показателей: развития социальной сферы, уровня и качества жизни.
Приведем расчет прогнозных значений показателей по развитию социальной сферы.
Таблица 1. Прогнозные значения показателей по развитию социальной сферы на 2019–2021 гг. *
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Расходов социальной сферы |
82754,8 |
89621,6 |
96488,4 |
Численности пенсионеров |
44,6 |
45,2 |
45,7 |
Численности трудоспособного населения |
110333,8 |
110393,1 |
110452,4 |
Среднего размера заработной платы |
59566,4 |
63851,0 |
68443,7 |
Средний размера пенсии |
15136,2 |
15798,4 |
16460,6 |
Величина прожиточного минимума |
10609 |
11241,81 |
11665,04 |
МРОТ |
11280 |
12662,6 |
13934,7 |
* [31, 32]
В таблице 1 представлены прогнозные значения показателей по развитию социальной сферы. В прогнозных периодах все показатели будут увеличиваться. Так, расходы на социальную сферу за 2019–2021 гг. увеличатся на 13733,6 млрд руб. и составят на конец 2021 г. 96488,4 млрд руб. Численность пенсионеров и численность трудоспособного населения также увеличится на 1,1 тыс. чел. и 118,6 тыс. чел. и составят на конец прогнозируемого периода 45,7 тыс. чел. и 110 452 тыс. чел. соответственно. Рост числа пенсионеров является негативным явлением для экономики. Средний размер пенсии и средний размер заработной платы имеет аналогичную динамику, однако стоит отметить, что рост показателей соотношения среднего размера пенсии и заработной платы не достигают порогового значения (40 %), а значит, что пенсионерам не компенсируется утраченный заработок в должном объеме. Величина прожиточного минимума за 2019–2021 гг. увеличится на 1056 руб., а МРОТ — 2654,7 руб.
В таблице 2 представлены прогнозные значения показателей по уровню и качеству жизни.
Таблица 2. Прогнозные значения показателей по уровню и качеству жизни на 2019–2021 гг. *
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Качество жизни |
|||
Продолжительность жизни |
73,6 |
74,1 |
74,6 |
Доля бюджетных расходов на здравоохранение в ВВП |
6,48 % |
6,65 % |
6,75 % |
Доля расходов на культуру в ВВП |
1,11 % |
1,12 % |
1,12 % |
Общий уровень преступности |
2024,3 |
1931,48 |
1874,29 |
Уровень жизни |
|||
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
12,3 |
12,1 |
11,8 |
Индекс концентрации доходов |
41,3 |
41,3 |
41,3 |
Коэффициент фондов |
15,4 |
14,5 |
14,3 |
Отношение средней пенсии к средней заработной плате |
26 % |
25,2 % |
24,7 % |
Площадь жилья на 1 жителя |
26,3 |
26,8 |
27,3 |
Соотношение численности людей пенсионного и трудоспособного возраста |
0,41 |
0,41 |
0,42 |
Уровень покупательской способности |
3,262 |
3,298 |
3,336 |
Качество рынка труда |
|||
Коэффициент занятости |
95,03 |
95,12 |
95,22 |
Уровень безработицы по методологии МОТ |
4,60 |
4,58 |
4,42 |
Доля занятых в неформальном секторе экономике |
21,3 |
20,8 |
20,9 |
* [31, 32]
В результате проведенного прогноза показателей по уровню и качеству жизни можно сделать вывод, что в целом будет наблюдаться положительная динамика. Такие показатели, как доля бюджетных расходов на здравоохранение в ВВП, доля расходов на культуру в ВВП увеличатся в 2019–2021 гг. на 0,27 % и 0,1 %, а доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшится на 0,5 %. Данные изменения положительно скажутся на уровне и качестве жизни населения, а именно, улучшится качество предоставляемых услуг здравоохранением и снизится уровень расслоения общества по уровню доходов.
Данные прогнозные значения не учитывают условия пандемии, поэтому очевидно уже по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: уровень безработицы в России составил 4,7 % в начале пандемии 2020 г.
Свидетельствуют об ухудшении показатели Росстата. Согласно динамики уровня безработицы населения в Российской Федерации в % к численности рабочей силы в июне 2020 года численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше — 74,7 млн. чел., при этом из них классифицировались как занятые экономической деятельностью — 70,1 млн. чел. и классифицировались как безработные, соответствующие критериям МОТ (которые не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) – 4,6 млн. чел. В июне 2020 года уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) – 6,2% (рис. 1) [33].
Рис. 1. Динамика уровня безработицы населения в Российской Федерации в % к численности рабочей силы (2019–2020 гг.) [33].
Декомпозиция институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности.
На рис. 2 представлена декомпозиция институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности, выделяется составляющая социально-экономических условий, а также в условиях цифровизации портрет преступника, совершившего экономического преступление, роль культурной составляющей общества.
Культурная составляющая. Основные трудности в проведении исследований и расчета результатов влияния искусства на человека заключаются в специфике самого феномена искусства, критериям, по которым необходимо оценивать параметры самого искусства. А это не так просто, так как принципиальны отличием искусства от других видов человеческой деятельности является субъективность восприятия человеком произведения искусства. Также и субъективен посыл, который вложен в творчество творцом. К этим проблемам прибавляется еще одна актуальная проблема исследования искусства и его специфики, которая заключается в том, что искусство оперирует не столько к сознанию человека, сколько к его подсознанию или бессознательной сфере, которая по определению не доступна к пониманию разумом, а остается лишь на уровне чувства, ощущений и интуиции.
Рис. 2. Декомпозиция институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности (Составлено авторами)
При этом искусство помогает формированию не только психических познавательных процессов. Искусство влияет на эмоциональную сферу. Произведение искусства, которое человек глубоко переживал и прочувствовал способно коренным образом повлиять на жизненные взгляды и убеждения человека, на его систему ценностей и отношения с окружающим миром. Искусство влияет на социально-экономическую устойчивость человека и общества в целом. Искусство неоднозначно влияет на формирование личности. Из вышеизложенного не остается сомнений, что искусство колоссально влияет на все аспекты формирования и развития личности.
Но было бы несправедливо не отметить и другую сторону влияния искусства на личность, с такой же силой искусство может разрушающе влиять человека, если это искусство несет антигуманный смысл, пропагандирует насилие, хищения, показывая зло могущественным, а добро в искажающих красках, — целенаправленно направлено на ослабление духовного начала человека, особенно в среде подростков, которые в последствие формируют целое поколение общества с искаженным восприятием мира.
Построение культурной политики должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни, начиная с рождения. Здесь особенно важна роль государства, начиная с формирования образования уже в дошкольных учреждениях.
Согласно Уголовного кодекса РФ выделяются виды экономических преступлений, а именно: в предпринимательской деятельности, выдачи кредита, монополизма и недобросовестной конкуренции, разглашении коммерческой тайны, оборота денежных средств, акций, незаконных валютных операций, таможенного контроля, в том числе уклонения от налоговых выплат.
Последнее, налоговые выплаты — являются основой налоговой безопасности в структуре экономической безопасности и национальной безопасности в целом.
На наш взгляд, рассматривая построение превентивных мер с институциональной точки зрения в борьбе с ростом экономической преступностью, необходимо выстраивать политику с точки зрения формальных методов и инструментов, которые на данном этапе используются государством в форме законодательных инициатив, деятельности органов Прокуратуры, контролирующих органов, предоставления статистической информации.
При этом остается не в полной мере задействованы неформальные методы и инструменты, которые не дают эффекта в быстром интервале времени, но являются мощнейшим инструментом при выстраивании стратегии безопасности страны в целом.
Выделение портрета преступника. Динамика зарегистрированных преступлений.
Исходя из условий, диктующих в процессе цифровизации, следует остановиться на личности преступника. С учетом декомпозиции институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности, выделение портрета преступника, его изучение даст возможность для проработки компетентными органами для недопущения роста экономических преступлений в кризисных условиях.
«Преступник, в уголовном законодательстве Российской Федерации, — здравомыслящий человек, достигший возраста, установленного уголовным правом, способный понести уголовную ответственность за совершенное им преступление, то есть быть субъектом этого преступления» [34].
В связи с опосредованностью восприятия происходящего и прочими особенностями киберпространства преступник не ощущает в полной мере всю степень причиняемого ущерба. Это обусловлено еще и определенной предсказуемостью действий, характерных работе программного обеспечения, что позволяет чувствовать преступнику относительную безопасность и возможность уклониться от наказания за совершенные действия. В то время как совершение финансового преступления в реальном мире порождает чувство неопределенности и непредсказуемости.
Проблема соотношения социального и биологического в изучении личности преступника до сих пор является одной из ключевых. От ее решения во многом зависят объяснение причин поведения преступника и определение главных направлений борьбы с преступностью. Отношение к биологическим факторам представляет собой основу некоторых криминологических теорий. В современной криминологии иногда высказываются утверждения, что биологические детерминанты играют столь же существенную роль, что и социальные.
Личность преступника занимает в юридической науке центральную роль, именно потому, что является носителем причин совершения преступления. Личность любого человека, в том числе и преступника, формируется в социуме, в котором на ее развитие оказывают влияние множество факторов: нравственных, моральных, этических, культурных, духовных. Поэтому, рассматривая личность преступника необходимо учитывать все ее аспекты и проявления, включая социальное окружение.
При этом, в описании портрета личности, совершающего экономические преступления, характеризуют высоким профессионализмом в той или иной сфере хозяйственной деятельности.
В процессе вторичной социализации продолжается неблагоприятное развитие личности в антиобщественных группах сверстников. Такие группы достаточно быстро формируются для защиты своих интересов и взглядов.
В процессе трансформации социально-экономических систем и перехода к цифровой экономике, а именно переход к виртуальной среде обитания, стал ключевым фактором возрастания киберпеступности.
В связи с отсутствием правового регулирования криптовалют правоприменительная практика в Российской Федерации выглядит гораздо более скромной по сравнению с зарубежными странами. До вступления в силу изменений в статью 128 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих новый объект гражданских прав — цифровые права, проблему привлечения к уголовной ответственности за хищение криптовалют, по мнению выступавших экспертов, можно решить, рассматривая криптовалюту как иное имущество — объект гражданских прав, предусмотренный действующей редакцией статьи 128 ГК РФ [35].
Отдельно стоит отметить успехи России в области киберпреступлений, это связано с тем, что в последние годы активно ведется информационная политика в области обеспечения кибербезапосности, а также разработка и внедрение программного обеспечения по защите корпоративной информации.
Считаем необходимым рассмотреть также количество зарегистрированных преступлений экономической направленности в разрезе Российской Федерации (рис. 3).
Рис. 3. Динамика зарегистрированных преступлений [36]
Из рисунка 3 мы видим, что по Российской Федерации количество зарегистрированных правонарушений экономической направленности имеет устойчивую тенденцию к снижению. И в период с 2010 года по август 2019 г. снизилось в 3,5 раз. Это способствовало постепенному переходу на оцифровку всех операций, что повышает прозрачность системы в целом (например, введение системы электронных торгов и госзакупок). В связи с этим количество мошеннических схем сократилось, однако преступный мир и их методы адаптируются под современные реалии и количество преступлений все же имеет высокие показатели.
В разрезе субъектов, Российская Федерация имеет следующий вид (рис. 4) (состоянием на январь–август 2020 г.).
Рис. 4. В разрезе субъектов динамика зарегистрированных преступлений Российской Федерации [36]
Наибольшее количество преступлений приходится на Москву. За исследуемый период зарегистрировано 79 129 тыс. нарушений. Акцентируем внимание на том, что в этом 2020 году из-за COVID-19 были введены меры поддержки бизнеса, чем мошенники также смогли воспользоваться, и эти экономические преступления были раскрыты.
ВЫВОДЫ
Представленная декомпозиция институционализации превентивных мер, направленных на противодействие совершений экономической преступности, выделяется составляющая социально-экономических условий, а также в условиях цифровизации портрет преступника, совершившего экономического преступление, роль культурной и духовной составляющей общества.
При этом в описании портрета личности, совершающего экономические преступления, характеризуют высоким профессионализмом в той или иной сфере хозяйственной деятельности.
Согласно Уголовного кодекса РФ выделяются виды экономических преступлений, а именно: в предпринимательской деятельности, выдачи кредита, монополизма и недобросовестной конкуренции, разглашении коммерческой тайны, оборота денежных средств, акций, незаконных валютных операций, таможенного контроля, в том числе уклонения от налоговых выплат.
Последнее, налоговые выплаты — являются основой налоговой безопасности в структуре экономической безопасности и национальной безопасности в целом.
Дальнейшие исследования необходимо направить на исследование влияния киберпреступлений в теневом секторе экономики на налоговую устойчивость и экономическую безопасность в целом.
REFERENCES
1. O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
2. Razdel VIII. Prestupleniya v sfere ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996. № 63-FZ (redaktsiya ot 31.07.2020). — Rezhim dostupa: demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1391643705008409897107289&cacheid=07C3B11337E12A0AFCEC08AEFF874E8A&mode=splus&base=RZR&n=358826&dst=100891&rnd=AED434874075C129130680D50F760CE2#15ajfhcgs90 (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
3. Poyarkova Ye.D. Mezhdunarodnyy opyt opredeleniya prestupnogo predprinimatel’skogo povedeniya / Ye.D. Poyarkova // Novyy yuridicheskiy vestnik. — 2017. — № 1. — S. 117–121.
4. Molchanova T.V. Statisticheskaya otsenka prestupleniy v sfere ekonomicheskoy deyatel’nosti / T.V. Molchanova // Bezopasnost’ biznesa. — 2020. — № 3. — Rezhim dostupa: demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1391643705008409897107289&cacheid=07C3B11337E12A0AFCEC08AEFF874E8A&mode=splus&base=CJI&n=130736&rnd=AED434874075C129130680D50F760CE2#2d2kspwl0dv (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
5. Zuyeva Yu.V. Institut samozashchity v kontekste ugolovno-protsessual’nogo mekhanizma protivodeystviya ekonomicheskoy prestupnosti / Yu.V. Zuyeva // Ugolovnoye sudoproizvodstvo. — 2019. — № 4.
6. Dmitriyeva L.A. Pravovyye i sotsial’no-psikhologicheskiye faktory profilaktiki ekonomicheskoy prestupnosti / L.A. Dmitriyeva, V.A. Petrov // Rossiyskiy sledovatel’. — 2017. — № 23.
7. Dlya ryada nalogovykh i ekonomicheskikh prestupleniy otmenen osobyy poryadok rassmotreniya ugolovnykh del po tyazhkim prestupleniyam // Yuridicheskaya firma «Shchekin i partnery». Podgotovlen dlya sistemy Konsul’tantPlyus, 2020.
8. Eminov Ye.V. Kvalifikatsiya ekonomicheskikh prestupleniy po ugolovnomu zakonodatel’stvu / Ye.V. Eminov, Yu.V. Logvinov, S.A. Bronnikov [Elektronnyy resurs]. — Norma. 2006. — Rezhim dostupa: www.lawmix.ru/commlaw/1246 (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
9. Perov V.A. Institut ugolovnoy otvetstvennosti yuridicheskikh lits kak sredstvo protivodeystviya ekonomicheskoy prestupnosti / V.A. Perov // Bezopasnost’ biznesa. — 2017. — № 3.
10. Medvedev Ye.V. Ugolovno-pravovyye sredstva v bor’be s ekonomicheskimi prestupleniyami: problemy i perspektivy sovershenstvovaniya zakonodatel’stva i pravoprimenitel’noy praktiki / Ye.V. Medvedev // Advokatskaya praktika. — 2019. — № 5.
11. Kolesnikova Ye.N. Osobennosti opredeleniya summy ushcherba, prichinennogo prestupleniyami ekonomicheskoy napravlennosti v agropromyshlennom komplekse / Ye.N. Kolesnikova // Aktual’nyye problemy rossiyskogo prava. — 2020. — № 7.
12. Marinkin D.N. O proyekte programmy obucheniya spetsial’nym znaniyam po bor’be s ekonomicheskimi prestupleniyami v sfere zhilishchno-kommunal’nogo kompleksa sovremennoy Rossii / D.N. Marinkin // Permskiy yuridicheskiy al’manakh. Yezhegodnyy nauchnyy zhurnal. — 2018. — № 1.
13. Kurdyukov S.I. Organizovannaya prestupnost’ kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii / S.I. Kurdyukov // Rossiyskiy sledovatel’. — 2019. — № 4.
14. Zinov’yev I.F. Dinamika markerov prestupleniy ekonomicheskoy napravlennosti Respubliki Krym / I.F. Zinov’yev, V.Ye. Reutov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 190–200.
15. Bezverkhov A.G. Bezvozmezdnost’ kak priznak ekonomicheskogo prestupleniya / A.G. Bezverkhov // Ugolovnoye pravo. — 2016. — № 5.
16. Babkin A.V. Initial Coin Offering (ICO) kak transformatsiya finansovogo instituta kollektivnogo investirovaniya / A.V. Babkin, D.D. Burkal’tseva, A.S. Tyulin, P.KH. Azimov, O.G. Blazhevich // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. — 2020. — № 1. — S. 81–103.
17. Vneseny izmeneniya v Ugolovnyy kodeks otnositel’no prestupleniy v sfere ekonomicheskoy deyatel’nosti // Yuridicheskaya firma «Shchekin i partnery». Podgotovlen dlya sistemy Konsul’tantPlyus, 2020.
18. Kameneva A.N. Obshchestvenno opasnyye posledstviya v normakh o prestupleniyakh v sfere ekonomicheskoy deyatel’nosti: problemy otrazheniya v zakone / A.N. Kameneva // Lex russica. — 2020. — № 5.
19. Reshnyak M.G. Sovremennyye problemy formirovaniya ugolovno-pravovoy osnovy protivodeystviya prestupleniyam v sfere tsifrovoy ekonomiki / M.G. Reshnyak, S.V. Borisov // Bezopasnost’ biznesa. — 2020. — № 3.
20. Korennaya A.A. Printsip ekonomii ugolovno-pravovogo vozdeystviya kak kontseptual’naya osnova formirovaniya sistemy otvetstvennosti za prestupleniya v sfere ekonomicheskoy / A.A. Korennaya // Rossiyskaya yustitsiya. — 2020. — № 4.
21. Shiyan V.I. Osnovnyye sotsial’no-ekonomicheskiye faktory retsidivnoy prestupnosti v Moskovskoy oblasti / V.I. Shiyan // Rossiyskiy sledovatel’. — 2016. — № 15.
22. Konyakhin V.P. Informatsiya v strukture sostavov prestupleniy v sfere ekonomicheskoy deyatel’nosti (po zakonodatel’stvu Rossiyskoy Federatsii i inykh gosudarstv) / V.P. Konyakhin, R.G. Aslanyan // Mezhdunarodnoye ugolovnoye pravo i mezhdunarodnaya yustitsiya. — 2019. — № 3.
23. Konovalova A.B. K voprosu o vzaimodeystvii s predprinimatelyami v kontekste protivodeystviya prestupleniyam v sfere ekonomicheskoy deyatel’nosti / A.B. Konovalova, I.N. Mosechkin // Bezopasnost’ biznesa. — 2019. — № 2.
24. Sychev P.G. Proizvodstvo po ugolovnym delam o prestupleniyakh v sfere predprinimatel’skoy i inoy ekonomicheskoy deyatel’nosti: differentsiatsiya po predmetu ili sub»yektu? / P.G. Sychev // Zakon. — 2020. — № 2.
25. Bazhanov S.V. Faktory, obuslavlivayushchiye effektivnost’ prokurorskogo nadzora i sudebnogo kontrolya za protsessual’noy deyatel’nost’yu organov predvaritel’nogo rassledovaniya po ugolovnym delam o prestupleniyakh ekonomicheskoy napravlennosti / S.V. Bazhanov // Pravo i ekonomika. — 2016. — № 12.
26. Tekeyev V.A. Nekotoryye voprosy otneseniya prestupleniy k kategorii ekonomicheskoy napravlennosti / V.A. Tekeyev // Zakonnost’. — 2018. — № 7.
27. Kuzhikov V.N. Ugolovnaya politika po protivodeystviyu prestupleniyam v sfere ekonomicheskoy deyatel’nosti / V.N. Kuzhikov, R.L. Gabdrakhmanov, M.V. Denisenko // Rossiyskiy sledovatel’. — 2017. — № 1.
28. Obzor po otdel’nym voprosam sudebnoy praktiki, svyazannym s prinyatiyem sudami mer protivodeystviya nezakonnym finansovym operatsiyam, utverzhdennyy Prezidiumom Verkhovnogo Suda RF 08.07.2020 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1391643705008409897107289&cacheid=07C3B11337E12A0AFCEC08AEFF874E8A&mode=splus&base=RZR&n=356732&dst=100073&rnd=AED434874075C129130680D50F760CE2#1sn21j86u5s (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
29. O Strategii natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
30. Burkal’tseva D.D. Ínstitutsíonal’ne zabezpechennya yekonomíchnoí̈ bezpeki Ukraí̈ni / D.D. Burkal’tseva. — Kií̈v: Znannya Ukraí̈ni, 2012. — 347 c.
31. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Rosstat [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
32. Ministerstvo truda i sotsial’noy zashchity Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mintrud.gov.ru/ (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
33. Zanyatost’ i bezrabotitsa v Rossiyskoy Federatsii v iyune 2020 goda (po itogam obsledovaniya rabochey sily) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/140.htm (data obrashcheniya: 07–11.09.2020).
34. Bol’shoy yuridicheskiy slovar’ / avtor i sostavitel’ A.B. Borisov. — Moskva: Knizhnyy mir, 2010. — 848 s.
35. Ekonomicheskiye prestupleniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Elektronnyy resurs] // Federal’naya palata advokatov Rossiyskoy Federatsii. — 2019. — 1 iyulya. — Rezhim dostupa: fparf.ru/news/fpa/ekonomicheskie-prestupleniya-v-usloviyakh-tsifrovizatsii/ (data obrashcheniya: 17–21.08.2020).
36. Pokazateli prestupnosti Rossii [Elektronnyy resurs] // Portal pravovoy statistiki. General’naya Prokuratura Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: crimestat.ru/offenses_map (data obrashcheniya: 12.09.2020).