ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ

TECHNOLOGY OF INNOVATIVE ACTIVITIES: FORMATION OF A NEW PARADIGM

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (52), 2020

Section Investments

Publication text (PDF):Download

UDK: 330.34

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

Borsh Lyudmila Mihaylovnа,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-3-80-93

PAGES: from 80 to 93

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: technological innovation, technological paradigm, resource potential mobilization, approaches, knowledge economy.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article is devoted to the study of the topical scientific and practical problem of the macroeconomic theory of innovation, which has a significant impact on technological development and the formation of a new paradigm, ensuring the stability of the development of high-tech industries. The purpose of this article is to determine the technology of innovation and the formation of a new technological paradigm.

To achieve this goal, the following tasks were completed: scientific approaches to the development of innovation technologies and the formation of a new technological paradigm were analyzed, the role of investments in innovative activities was determined. The scientific discussion is assessed in accordance with the state policy of innovative development, the fundamental differences in the theoretical argumentation of the supporters of neoliberalism, liberalism and classicism are revealed. The position of economists who support the monetarist theory and evaluate it from the point of view of an effective regulator is analyzed. Innovative technological development is determined by qualitative changes in the institutional framework and timely, high-quality transformation processes in the public administration system; depends on the chosen vector of economic theory based on knowledge and practical experience. The definition of the technological paradigm as the foundation of evolutionary transformations based on methodology, methodology, technologies, general strategy of socio-economic development and formed approaches is given. The state policy of innovative and technological development is a methodological basis for economic development using various theories of attracting investment in innovation. The effectiveness of innovation in technological development has been proven throughout the entire historical development of the Russian economy and directly depends on the fundamental prerequisites for the effective use of new knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного ускоренного развития мировой экономики формируется технология инновационной деятельности, создавая новую парадигму в российской экономике. Данные процессы основаны на стратегии инновационного развития, внедрении новых наукоемких технологий, на постоянном мониторинге рынков товаров и услуг для поиска будущих трансформаций, способных находить неожиданные решения «первыми». На уровне государства приходится проводить мобилизацию ресурсного потенциала, создавая будущее социально-экономическому развитию. В условиях современного перехода на инновационное развитие экономики формируются новые технологии инновационной деятельности, на переднем плане находится инновационная трансформация, основу которой составляют когнитивные, информационно-коммуникационные, нано-, биотехнологии, формируя новую траекторию развития шестого технологического уклада. В данных условиях технологии инновационной деятельности требуют специалистов новой формации, владеющих многими компетенциями для успешного перехода в новую реальность.

Развитие государства определяется качественными изменениями в системе институциональных основ и своевременных трансформационных процессах в системе государственного управления. В российской экономике государственная политика большое значение уделяет монетаристкой и кейнсианской теории, которые при различных состояниях экономического развития могут давать различные результаты, однако эффективность их применения может иметь противоречивый результат. Монетаристская теория имеет циклический характер, предположительно базируется на приоритетах Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, целенаправленных государственных программах для обеспечения социально-экономического развития общества в конкретных ситуациях. Для этих целей разрабатывается конкретная экономическая теория с целенаправленным комплексом мер для их реализации.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи заключается в определении технологии инновационной деятельности и формировании новой технологической парадигмы.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать научную дискуссию о технологии инновационной деятельности и формирование новой технологической парадигмы; определить роль инвестиций в инновационной деятельности; проанализировать научную дискуссию в отношении проводимой государственной политики инновационного развития; выявить принципиальные отличия теоретической аргументации сторонников неолиберализма, либерализма и классицизма; рассмотреть позицию экономистов, поддерживающих монетаристскую теорию и оценивающих ее с точки зрения эффективного регулятора; проанализировать качественные изменения относительно инновационного технологического развития; определить качественные изменения институциональных основ своевременных, качественных трансформационных процессов; определить вектор выбранной экономической теории, который основан на знаниях и практическом опыте; охарактеризовать основы эволюционных трансформаций; сформировать подходы и определить формирование технологической парадигмы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Современный мир живет во времена больших вызовов и неизвестных ранее тенденций, которые усиливают непредсказуемость социально-экономического развития в будущих периодах. Выбор теории экономического развития, о которой рассуждают экономисты и практики-производители, формирующие систему рыночных отношений в Российской Федерации, существенно влияет на технологию инновационной деятельности и формирование новой инновационно-технологической парадигмы на основе рынка и рыночных отношений [9].

Зарождение рыночных отношений в российской экономике берет свое начало с 1991 года. Именно тогда назрела необходимость определения теоретической базы стабилизационной государственной политики. В процессе либеральных преобразований в российской экономике была выбрана монетаристкая теория. Характерной чертой данной теории является ограничение денежной массы в обращении. В тот период эта политика была оправданной и актуальной [14].

На современном этапе технологии инновационной деятельности раскрываются в трудах Воробьевой Е.И. [11]. Создаются эффективные механизмы в системе бизнес-планирования по реализации инвестиционной деятельности [7]. В российской экономике государственная политика большое значение уделяет монетаристкой и кейнсианской теории, которые при различных состояниях экономического развития могут давать различные результаты, а эффективность применения их может иметь противоречивый результат. Монетаристкая теория имеет циклический характер, предположительно базируется на целенаправленных программах для обеспечения социально-экономического развития, обеспечения общества в конкретных ситуациях. В таких условиях разрабатывается конкретная экономическая теория с целенаправленным комплексом мер [14].

В этот период времени 90-х годов монетаристская политика носила актуальность и своевременность, это был период начала зарождения рыночных отношений во всех государствах бывшего Советского Союза, к которым относилась и Россия. В период начала рыночных преобразований преобладала инфляция спроса. В этот период был переизбыток денег на руках. Данная государственная политика впервые сталкивалась с данным феноменом и принимала рекомендации Международного валютного фонда в соответствии с разработанной концепцией для стран с развивающейся экономикой — проведение либерализации, приватизации, по замыслу разработчиков концепции должна наступить стабилизация при условии использования жестких методов по ограничению денежной массы. На наш взгляд, данная радикальная либерализация не создавала конкурентную среду до проведения приватизации, но по-прежнему, сохраняла высокий уровень монополизации экономики, что со временем привело к гиперинфляции, которая в 1992 г. по некоторым данным составила 2510 %, а в 1993 г. — 840 %. В течение 1991–1992 гг. реальные денежные доходы граждан уменьшились в два раза, сбережения граждан в банках и страховых компаниях практически были уничтожены в результате галопирующей инфляции, на этом этапе говорить и думать о технологии инновационной деятельности не приходилось.

Проводимая жесткая монетаристская политика позволила сократить совокупный спрос на основе снижения потребительских, инвестиционных и общегосударственных расходов. Темпы инфляции к 1993 году стали снижаться, и в данном снижении стали проявляться немонетарные макроэкономические и микроэкономические основы инфляционных процессов. Данное состояние экономики, требует смены государственной экономической политики, направленной на изменение системы антикризисных мер, которые способны сохранять некоторое время свою инерционность. В тоже время на уровне правительства по-прежнему продолжала осуществляться монетаристская политика, которая объективно вела к сокращению совокупного спроса экономики до простого воспроизводства, а также инвестиций в основной капитал [17].

Следует учитывать, что проявилась определенная зависимость «зарождающейся» рыночной российской экономики «от конъюнктуры мировых сырьевых цен на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы» [14]. В те 90-е годы некоторое время на первый взгляд казалось, что государство живет в своем определенном мире и идет своим, неведомым для народа путем. Россияне выживали как могли, а государственная политика не могла принять решение перехода на кейнсианскую теорию и теорию предложения. После финансового кризиса 1998 г. в начале 2000 года государственная политика перешла на кейнсианскую теорию, что резко отразилось на повышении цен на товары импортного происхождения. Эта реальность повлияла на темпы роста инфляции, снизились доходы населения. В тоже время это повлияло на формирование конкурентоспособных преимуществ для российских товаропроизводителей. В результате кейнсианская теория оказала позитивное влияние на развитие отраслевых производств, которые обеспечивали определенный экономический рост. Это были временные явления, поскольку относительно невысоких темпов социально-экономического развития в последние пять лет наблюдается неправильная расстановка приоритетов, которые могут повлиять на экономический рост [25].

Учитывая вышеизложенное, авторское видение анализа прожитого и пройденного пути, свидетельствует о том, что институциональная среда должна способствовать развитию макроэкономики. В первую очередь, это отражается в том, что в российской экономической политике снова в приоритете применение монетаристской теории, которая применяется Банком России и поддерживается Правительством РФ, что влияет на замедление темпов роста совокупного спроса. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ применяет меры по снижению процентных ставок. Один из создателей неокейнсианской теории динамики [28] доказал, что понижение процентной ставки «служит необходимым условием развития экономики темпами, соответствующими ее потенциальным возможностям». Поэтому сокращение процентной ставки служит одним из важнейших условий развития экономики, второй фактор который повлиял на темпы экономического развития это увеличение Правительством РФ повышения процентной ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 % [10].

Развитие российской экономики шестого технологического уклада не представляется без развития цифровой экономики, инфраструктуры, инновационного развития, институциональной среды, развитых социальных институтов, именно эти составляющие формируют новую парадигму инновационного технологического развития [24].

Основную роль в экономическом развитии играет государственная экономическая политика, основанная на разработке Стратегии развития Российской Федерации до 2030 года. Данное развитие экономики зависит от выбора направления экономической теории, основанной на наукоемких технологиях и новы знаниях. Наибольшее прикладное значение экономической теории базируется на кейнсианской, монетаристской теориях, а также теории экономики предложения, при которых возникает ряд особенностей, основанных на практическом опыте в процессе формирования цифровой экономики [6].

Исследование современной парадигмы инновационного технологического развития национальной экономики фокусируется на разработке и формировании мероприятий инновационной системы, которая имеет существенные особенности и этим обусловлено проведение собственной государственной макроэкономической политики [20]. Рассматривая технологию инновационной деятельности, как социально-экономическое понятие, мы осуществляем оценку инновационных решений во вложенные инвестиции и получение эффективного результата. В высокотехнологичной экономике инновации играют огромное значение, меняя структуру экономики с целью обеспечения технологического прорыва. Многие ученые разрабатывали инновационные теории в динамическом, эволюционном направлениях экономического развития [5]. Й. Шумперер [31] описывает и обосновывает, что технологии инновационной деятельности, как производственных технологий, подвластны цикличности. Инновационное развитие наукоемких технологий играет огромную роль в конкурентоспособности и характеризуется широкой сферой применения, основано на сложных структурных элементах, формировании множества подходов для эффективного взаимодействия [1, 2, 3].

С позиций макроэкономической теории автором произведен анализ дискуссий точек зрения отечественных и зарубежных экономистов, предметом которых стали разные взгляды относительно вышеуказанного вопроса, выбора и применения экономической теории. Автором исследования изучались научные диалоги макроэкономистов, аргументы которых принципиально отличаются относительно инновационной политики, технологического развития, однако все они делают акценты на увеличении финансирования на науку и технологии. Подводя итоги можно утверждать, что большое прикладное значение макроэкономической теории базируется на кейнсианской, монетаристской теории, а также на теории экономики предложения, при которых возникает ряд особенностей, основанных на практическом опыте, в процессе формирования цифровой экономики и способствует продуцированию, удерживая баланс при помощи формирования различных подходов. Следует отметить, что именно подходы в технологии инновационной деятельности формируют технологическую парадигму, которая не определена, как экономическая категория. Данная парадигма формируется при помощи сложных структурных элементов, имеющих множество подходов для эффективного взаимодействия, формируя подходы влияющие на ускорение развития науки и технологий — технологической парадигмы. Формирование данной парадигмы берет свои истоки из смены воспроизводственных процессов по внедрению инноваций, способных продуцировать через механизм технологий инновационной деятельности внедрения наукоемких технологий в производственные процессы. Существует множество отраслей в российской экономике, которые внедряют инновации во все сферы деятельности: образование, производственные процессы, сельское хозяйство, медицина, нано- и биотехнологии, финансовая сфера, туристическая отрасль, управление и другие. Инновационное технологическое развитие формируется на основе ускорения развития науки и технологий. Данные процессы влияют на скорость инновационного развития, и на фазе пика определенного цикла инновационной волны происходит смена технологического уклада. В развитых странах инновационная система и экономика знаний определяется развитием венчурного бизнеса, как базиса [9].

В российской экономике определяется значительным объемом рынка высокотехнологической продукции. Эти составляющие в нашей стране выступают базисом формирования модели инновационного развития, где инновационная политика замещается технологической. Сложившаяся ситуация в мировой экономике поспособствовала национальной экономике переориентироваться на импортозамещение, во многих отраслях народного хозяйства, в том числе биомедицине. Данное направление является перспективным. Инновации, основанные на экономике знаний, играют огромную роль в обеспечении конкурентоспособности отраслевой экономики, хозяйствующих субъектов, регионального развития.

Формирование новой парадигмы инновационного технологического развития происходит при помощи классического и прикладного подходов [19].

Рассмотрим классический подход в технологии инновационной деятельности. Не исключено, что скоро российские ученые и предприниматели будут определять ландшафт глобального рынка, хай-тек технологической инновационной деятельности. Именно от процессов деятельности берет свое начало формирование новой технологической парадигмы. Этот процесс можно и нужно рассматривать как экономическую категорию экономической деятельности, основанной на новых технологиях, методах и подходах, способности генерировать, продуцировать и продвигать конкурентоспособную продукцию на рынок с целью формирования инновационного общества способного создавать новые качества, находить новые источники ресурсов, влиять на своевременную трансформацию институциональных основ и социальных институтов. В результате инновационной технологической трансформации, достигая вершины, происходит начало нового цикла исходной позиции макроэкономической теории инноваций, как синтеза теории циклов, моделей экономического роста и формирования новой траектории инновационного технологического развития, формируя новую парадигму и определяя ее четкие ориентиры.

В основе второго прикладного подхода раскрывается более расширенное содержание развития технологии инновационной деятельности. Данная деятельность, рассматривается с нескольких сторон для каждого отдельного процесса. Исследуется продукт научно-технического прогресса, основанный на использовании открытий. С другой стороны инновации сами по себе способствуют ускорению НТП и способствуют повышению конкурентоспособности предприятий и экономическому росту. Прикладной подход объединяет часть экономических, наукоемких, производственных, социальных, культурных отношений, напрямую связанных с системой производства, реализацией, распределением продукции, а также формирует всю цепочку замкнутого промышленного цикла производства.

Авторское определение технологической парадигмы состоит из создания на основе планирования технологий инновационной деятельности, построения системы нововведений в области техники, технологии, построения системы обновления, проектирования всех последовательных изменений в технологическом аспекте, формирования подходов по внедрению каждого блока в отдельности с проектированием их траектории для каждого в отдельности. Следующий шаг — построение траектории для комплекса нововведений, определяя и фиксируя новый вид продукта, разработки алгоритмов управления, повышения качественной эффективности производственной системы, продукта. Технологическая парадигма представлена, как практически форма технологических изменений, которая определяется взаимосвязью производственного, финансового, человеческого капитала в разных периодах технологической инновационной деятельности. На определенном отрезке внедрения достигается пик, изменяется волна, тем самым и технологическая парадигма. Технологическая парадигма формирует глобальное технологическое пространство, как фактор повышения качества жизни общества. Таким образом, это часть экономических, наукоемких, производственных, социальных, культурных отношений, напрямую связанных с системой производства, реализацией, распределением и обмена. Формирование всей цепочки замкнутого промышленного цикла производства, цикла с выпуском конкурентоспособной продукции ориентированно на потребительские рынки товаров и услуг.

Инвестиции в инновации и наукоемкие производства. Теоретические основы развития макроэкономической науки базируются на основных постулатах экономического развития, в том числе на цифровой экономике [24].

Развитие экономики основано на методологии, методике, технологиях, общей стратегии социально-экономического развития. Государственная политика является методологической базой, основанной на теории экономического развития с использованием различных теорий по привлечению инвестиций в инновации. Одним из основных факторов, который повлиял за последние пять лет на структурные изменения в российской экономике, является повышение роли инвестиций и инноваций [30] Следует отметить, что эти изменения возможно сгруппировать в две основные группы: первая относится к инвестиционно-инновационному восприятию предприятий и организаций, другая относится к политике государства. В этих двух группах сгруппированы актуальные проблемы выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса. Выделенные проблемы подлежат решению формирования новых, а также полной модернизации старых социальных, экономических и политических институтов.

Важным звеном в системе бюджетирования являются внебюджетные инновационные фонды, при помощи которых происходит перераспределение национального дохода в пользу проведения финансирования инвестиционной и инновационной деятельности. Именно эти фонды используются в процессах расширенного воспроизводства.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации в первом квартале 2019 года на фоне дефицита совокупного спроса российская экономика снова показала рост ВВП на 1,3 %. Произошло восстановление конечного спроса, структурные изменения в экономике, началось ускорение темпов роста ВВП до 1,7 %, а в 2020 году ожидается рост ВВП на 3,1–3,2 %. Следует отметить, что инфляция в 2019 году по состоянию на 26 августа составила 3,8 %. Нефтяные цены 2019 года закрепились ниже уровня в 60 долл./баррель, что соответствует текущему плановому уровню. Курс рубля вернулся к своим фундаментальным значениям.

Российская экономика под влиянием монетаристской экономической теории намерена в 2020-2021 годах сменить фазы кредитных циклов после вклада потребительского кредита в прирост конечного спроса в 1,7 трлн. рублей, что составит в текущем году 3,3 % всего потребления домохозяйств. Планируется резкое замедление потребительского спроса до 0,6 %, произойдет усиление дезинфляционного тренда. Инфляция в 2020 году опустится ниже 3 %, под воздействием денежно-кредитной политики может произойти замещение потребительского кредита на ипотечный и корпоративный. Учитывая вышеизложенное, планируется ожидать роста реальных доходов населения на фоне увеличения процентных платежей и ослаблении совокупного спроса по состоянию 2019 года. В 2020 году на фоне экономического роста и инвестиционной активности совокупный спрос составит 1,5 %. Исходя из изложенного, можно предположить, что на фоне послабления потребительского спроса, неустойчивости мировой и российской экономики основным драйвером экономического роста будут инвестиции, которые по прогнозам должны увеличится на 5 % в 2020 году [21].

Напряженная геополитическая ситуация, сложившаяся в мире, стала стимулятором быстрой переориентации всей образовательной сферы школьного и университетского образования, в сжатые сроки была создана образовательная платформа. Под воздействием глобализационных процессов происходит переориентация национальной экономики, основанной на стратегии импортозамещения во многих сферах деятельности [8, 9]. Развитие новых продуктов, которых уже ждут потребители на рынках, подталкивает на технологическую инновационную деятельность. Формирование новых подходов определят пути для достижения цели и поставленных задач.

Инновационный бизнес нанотехнологии, цифровая медицина, цифровая трансформация, лунный реактор, инновационный бизнес робототехника, развитие VS технологий — это только часть перечисленных технологий, которые изменят нашу жизнь и социально-экономическое развитие [7].

На острие эпохи семь российских инноваций, которые изменят будущее. Россия долгие годы не считалась технологическим государством и тем более инновационным мировым лидером, несмотря на одну из сильнейших в мире научно-технических школ. Но ситуация меняется: в 2019 году есть уже минимум семь результатов этого в глобальном инновационном индексе. Россия расположилась на 46 месте из 129 стран мира. При этом эксперты признают, что наша страна — один из лидеров по активности в сфере технологий инновационной деятельности.

Следует отметить, хай-тек среди стран с низким и средним доходом. Не исключено, что скоро российские ученые и предприниматели будут определять ландшафт глобального рынка хай-тек. По данным НИУ ВШЭ, по интенсивности затрат на технологии в инновационной деятельности со стороны отраслевых предприятий Россия в числе передовиков в мире.

Крупнейшие корпорации, акционерные общества с государственным участием финансирования реализуют новые программы технологических инноваций со своей деятельности, что повлияло на увеличение финансирования исследований и разработок. Проанализируем разработанные передовые производственные технологии по степени новизны за 2015-2017 годы (табл. 1).

Анализируя таблицу 1, мы наблюдаем, что передовые производственные технологии всего на инжиниринговое проектирование имеют динамику роста в 2016 году на 11,9 %, в 2017 году — на 3,7 %. В производстве, обработке и сборке наблюдается динамика снижения: в 2016 году — на 7,1 %, в 2017 году — на 4,7 в сравнении с 2016 года. По направлению разработки передовой автоматизированной транспортировки материалов и деталей, а также осуществление автоматизированных погрузочно-разгрузочных операций показатель в 2016 году вырос на 183 %. Производственные технологии аппаратуры автоматизированного наблюдения и контроля в 2016 году по отношению 2015 года возросло на 36,7 %, в 2017 году по отношению к 2016 году динамика находится в минусе на 12,3 %. Применение разработанных передовых производственных технологий в связи и управлении в 2016 году по отношению 2015 года — рост составил 22,3 %, в 2017 году динамика имеет отрицательный показатель — минус 33,5 %. Производственная информационная система имеет отрицательную динамику: в 2016 году минус 1.2 %, в 2017 году минус 47 %. Применение передовых производственных технологий по степени новизны всего в интегрированное управление и контроль имеет положительную динамику — в 2016 году по отношению 2015 показатель вырос на 32,6 %, в 2017 году по отношению к 2016 рост составил 14,8 % [21].

Таблица 1. Разработанные передовые производственные технологии по степени новизны, ед. *

Годы

Число технологий — всего

из них

Число технологий с использованием изобретений

Изменение в % соотношении

новые для России

принципиально новые

Проектирование и инжиниринг

2015

359

323

36

145

2016

402

352

50

149

+11,96

2017

417

358

59

163

+3,7

Производство, обработка и сборка

2015

548

471

77

247

2016

509

449

60

171

-7,1

2017

485

417

68

185

-4,7

Автоматизированная транспортировка материалов и деталей, а также осуществление автоматизированных погрузочно-разгрузочных операций

2015

12

10

2

6

2016

34

29

5

9

+1,83

2017

34

27

7

14

Аппаратура автоматизированного наблюдения и/или контроля

2015

117

82

35

53

2016

160

111

49

76

+36,7

2017

134

107

27

44

-12,25

Связь и управление

2015

232

218

14

92

2016

285

264

21

81

+22,8

2017

218

194

24

45

-33,5

Производственная информационная система

2015

84

78

6

33

2016

83

80

3

29

-1,2

2017

44

44

11

-47

Интегрированное управление и контроль

2015

46

41

5

13

2016

61

57

4

12

+32,6

2017

70

65

5

23

+14,8

Всего

2015

1398

1223

175

589

2016

1534

1342

192

527

+10,2

2017

1402

1212

190

485

-34,6

* Составлено на основании [21]

Рассматривая проблемы в развитии макроэкономической теории и давая теоретико-методологические обоснования научно-практического инновационного развития, проанализируем внутренние затраты на исследования и разработки по видам деятельности. Следует отметить, что затраты на оплату труда, начиная с 2015 года медленно растут: если в 2015 году она составляла 104,2 млрд. руб., то в 2017 году она составила 114,3 млрд. руб. Вместе с вышеизложенным значительно возросли материальные затраты на 8,5 %, имеют динамику роста и прочие затраты 11,4 %. Возрастают внутренние затраты на исследования по внутренним видам затрат, по социально-экономическим целям в млрд. руб. капитальные затраты (рис. 1, табл. 2).

Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки по видам затрат, млрд руб. (Составлено на основании [21])

затраты на приобретение оборудования

другие материальные затраты

прочие текущие затраты

капитальные затраты

Таблица 2. Внутренние затраты на исследования и разработки по социально-экономическим целям, млрд руб. *

2010

2015

2016

2017

Внутренние затраты на исследования и разработки

523,4

914,7

943,8

1019,2 (+1,1 %)

в том числе по социально-экономическим целям:

Развитие экономики

183,1

335,5

356,7

406,0

(+14 %)

  • Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство

12,1

20,5

19,8

22,2

(+12,1 %)

  • Производство, распределение и рациональное использование энергии

19,2

28,2

28,0

29,8

(+6,4 %)

  • Промышленное производство

126,1

247,2

267,2

310,8 (+16,4 %)

  • Строительство

5,5

4,1

4,5

4,5

  • Транспорт

12,7

28,9

28,9

29,0

(+0,1 %)

  • Связь

6,7

5,1

6,8

8,3

(+18,5 %)

  • Инфраструктура и планировка городских и сельских населенных пунктов

0,4

0,7

0,8

0,6

(-24 %)

  • Сфера услуг

0,6

0,7

0,7

0,7

Социальные цели

25,0

47,5

53,1

51,1

(-3,8 %)

  • Охрана окружающей среды

6,0

7,7

7,0

6,2

(-1,4 %)

  • Охрана здоровья населения

144

27,8

33,6

30,5

(-8,2 %)

  • Социальное развитие и общественные структуры

4,6

12,0

12,6

14,3

(+13,5 %)

Общее развитие науки

104,3

145,2

139,6

140,0

(+0,3 %)

Исследование и использование Земли и атмосферы

19,8

43,2

35,3

41,0

(+16,1 %)

Использование космоса в мирных целях

27,5

57,4

46,4

41,3

(-10 %)

Другие цели

163,7

285,8

312,8

339,9

(+8,7 %)

* Составлено на основании [21]

Наиболее важное условие развития экономического роста — вложение инвестиций в научные исследования, наукоемкие технологии, технологическое перевооружение с использованием имеющихся ресурсов, в том числе интеллектуальных, и уровня затрат на технологические инновации.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что перспективы технологической инновационной деятельности зависят от основных задач: эффективного использования имеющихся ресурсов и технологий; эффективного государственного регулирования; эффективной региональной системы управления ресурсами с использованием IT-технологий.

Инновационная политика замещается технологической. Эта активность в разных формах начала давать результаты: возникали проекты, создавались стартапы, целый ряд компаний сумели создать вполне успешный бизнес на основе оригинальных разработок. Россия несет внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ и областям науки (табл. 3).

Таблица 3. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ и областям науки, млрд руб. *

Всего

Естественные

Технические

Медицинские

Сельскохозяйственные

Общественные

Гуманитарные

Фундаментальные исследования

2015

132,1

75,1

20,6

9,9

8,1

9,2

9,3

2016

132,6

75,6

20,0

10,0

8,1

9,5

9,4

2017

141,3

77,4

23,8

11,4

8,2

11,0

9,5

Итого

406,0

228,1

64,4

31,3

24,4

29,7

28,2

Прикладные исследования

2015

169,7

43,5

90,4

16,6

3,7

12,2

3,2

2016

181,2

42,2

99,0

20,8

4,0

12,6

2,5

2017

172,5

40,1

91,7

20,6

4,4

13,0

2,8

Итого

530,1

125,8

281,1

58,0

12,1

37,8

8,5

Разработки

2015

552,6

30,4

513,2

3,3

1,9

2,6

1,1

2016

560,1

32,2

520,4

3,2

1,8

1,7

0,7

2017

636,4

37,7

591,0

3,8

1,5

1,7

0,6

Итого

1749,1

100,3

1724,9

10,3

5,2

6,0

2,4

Всего по направлениям

2685,2

454,2

2070,4

99,6

41,7

73,5

39,1

* Составлено на основании [21]

Однако все это происходило явно не в тех масштабах, чтобы стать экономически значимым фактором развития страны — изменения структуры экономики и обеспечения технологического прорыва. Возможно, для появления эффектов необходимого масштаба российской инновационной стратегии не хватает времени и терпения, в некоторых узких местах структурно-институциональные подходы вступают в противоречия с изменившимся общим социально-экономическим вектором развития страны. Во всяком случае, ключевые показатели результативности инновационного развития России пока не достигнуты. Но дело даже не в срыве формальных показателей — сама идеология ставки на инновации как важный фактор экономического роста оказалась обесцененной. Все меньше возникает инициатив в этом. Одной из последних попыток запустить масштабный проект в этом идеологическом дискурсе была программа «Технологическое лидерство», родившаяся летом 2018 года в профильном департаменте Минэкономразвития России, но и она не нашла поддержки в правительстве, и «тихо ушла в никуда» в начале 2019-го года. Собственно, с этого фиаско и стартовал прошедший 2019 год. Дело даже не в срыве формальных показателей — как уже говорилось ранее, сама идеология ставки на инновации, как важного фактора экономического роста оказалась обесцененной.

Параллельно, еще с середины 2018-го года, начал набирать силу другой тренд. Речь идет об инициативах в области цифровизации и развития сквозных технологий [27, 33]. Выполняя майский указ президента о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, были определены основные направления развития сквозных цифровых технологий (сначала их было девять, потом стало семь). В марте 2019 года в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» были объявлены конкурсы на написание по каждому из этих направлений дорожных карт. В июле подвели итоги, и выяснилось, что Сбербанк стал ответственным за искусственный интеллект, «Ростех» — за квантовые сенсоры, блокчейн и интернет вещей, «Ростелеком» и «Ростех» — за беспроводные технологии связи (5G), «Росатом» — за квантовые вычисления, а РЖД — за квантовые коммуникации.

Фактически возникло то, что можно назвать попыткой сформулировать «технологическую политику с российской спецификой». Пусть сегодня она сосредоточена только на теме цифровых технологий, но это только начало. Несколько лет назад в государственном политическом лексиконе вообще отсутствовали понятия технологической и промышленной политики, которые определяли бы, какие технологии и отрасли мы развиваем, каким способом, что хотим получить на выходе [12, 32]. Уже сейчас эксперты признают, что формирование подходов к реализации нацпроекта «Цифровые технологии» сильно отличает его от других нацпроектов с точки зрения оригинальности, гибкости подходов и готовности их трансформировать по мере накопления понимания происходящих процессов. Отработав реализацию таких политик на примере «цифры», в последующем можно будет задуматься и о технологической политике в других секторах и на других направлениях [16, 18, 26]. Интересно, что на Международном экономическом форуме Владимир Владимирович Путин заявил о технологических решениях, как основы дальнейшего развития страны. Причем не только для повышения темпов экономического роста, но и для реформирования всей системы управления государством: «Необходимо в самые сжатые сроки обеспечить трансформацию системы государственного управления на основе цифровых технологий, таким образом, кардинально повысить эффективность всех уровней управления, скорость и качество принятия решений». Президент также назвал (и повторил этот тезис несколько раз в разных аудиториях) овладение искусственным интеллектом главным средством обретения глобальной гегемонии в будущем.

В каком-то смысле попытка реализовать инновационную политику прежде, чем были сформированы технологическая и промышленная политика, строилась исходя из ситуации эпидемии, короновируса, исходить начали из реальных развивающихся событий и в первую очередь государственной безопасности, потребностей населения, национальной экономики и промышленности все усилия поспособствовали преодолению эпидемии и поддержания стабильности в государстве [23].

Минувший 2019 год завершил целый этап в строительстве национальной инновационной системы, основным содержанием этого этапа было создание разнообразных инфраструктур и инструментов, стимулирующих развитие инноваций. Эта идеология была заложена в базовом документе, определившим характер этого этапа, — в стратегии «Инновационная Россия», принятой в 2011 году. Предполагается, что разнообразные команды разработчиков, стартапы и просто инновационно-активные компании вне зависимости от тематики развиваемых ими инноваций будут обращаться со своими проектами к этой инфраструктуре, получать необходимую поддержку, а затем реализовывать свои разработки на свободном конкурентном рынке.

ВЫВОДЫ

В статье с позиций макроэкономической теории в условиях современного ускоренного развития научно-технического прогресса мировой экономики формируется новая парадигма экономического развития. Данные процессы в российской экономике основаны на стратегии инновационной деятельности инновационного развития, внедрении новых наукоемких технологий, постоянном мониторинге рынков товаров и услуг, поиске будущих трансформаций, способных находить неожиданные решения первыми для повышения конкурентоспособности, удовлетворяя потребности рынка и потребителей.

Автором исследован научный диалог, развернувшийся в российской научной литературе по отношению формирования новой инновационной парадигмы. Определено, что на уровне государственной инновационной политики приходится проводить мобилизацию ресурсного потенциала для создания будущего социально-экономического развития, обеспечивая инновационную трансформацию через механизм внедрения наукоемких технологий, основу которых составляют когнитивные, информационно-коммуникационные технологии, формируя новую траекторию развития шестого технологического уклада.

На современном этапе инновационного развития создаются эффективные механизмы в системе инновационного технологического развития, формируется новая парадигма, которая замыкается на совокупности финансовых институтов, связывающих систему этих звеньев, которая, по мнению многих экономистов, до конца не изучена. Позитивные результаты этой полемики углубляются в понимание макроэкономической политики государства, определяя качественные изменения в системе институциональных основ и своевременных, качественных трансформационных процессов в системе государственного управления. Желание российской экономики получить высокий уровень эффекта зависит напрямую от приоритетов выбранных направлений государственной политики, выбранного вектора экономической теории, основанной на знаниях и практическом опыте.

Приоритетным направлением развития российской экономики остается монетаристская и кейнсианская теории, которые при различных состояниях экономического развития могут давать различные результаты, однако эффективность применения их может иметь противоречивый результат. Монетаристская теория имеет циклический характер, предположительно базируется на целенаправленных государственных программах для обеспечения социально-экономического развития и общества в конкретных ситуациях. Отметим, что данные предложения и изменения, происходящие в макроэкономической теории по поводу формирования парадигмы инновационного технологического развития в современной экономической науке, должны быть отражены в содержании курсов изучаемых в высшей школе.

REFERENCES

  1. Anderson J.E. The gravity model / J.E. Anderson // Annual Review of Economics. — 2011. — Vol. 3. No. 1. — P. 133–160.
  2. Anderson J.E. Theoretical foundation for the gravity equation / J.E. Anderson // American Economic Review. — 1979. — Vol. 69. No. 1. — P. 106–116.
  3. Bergstrand J.H. The generalized gravity equation, monopolistic competition, and the factor-proportions theory in international trade / J.H. Bergstrand // Review of Economics and Statistics. — 1989. — Vol. 71. No. 1. — P. 143–153
  4. Blanutsa V.I. Regional information flows: existing and new approaches to geographical study / V.I. Blanutsa, K.A. Cherepanov // Regional Research of Russia. — 2019. — Vol. 9. No. 1. — P. 97–106.
  5. Buch C.M. The distance puzzle: On the interpretation of the distance coefficient in gravity equations / C.M. Buch, J. Kleinert, F. Toubal // Economics Letters. — 2004. — Vol. 83. No. 3. — P. 293–298
  6. Andiyeva Ye.Yu. Tsifrovaya ekonomika budushchego, Industriya 4.0 / Ye.Yu. Andiyeva, V.D. Fil’chakova // Prikladnaya matematika i fundamental’naya informatika. — 2016. — № 3. — S. 214–218.
  7. Borshch L.M. Modernizatsiya Ekonomiki: tekhnologii vs chelovek / L.M. Borshch // Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 2018. — T.19, № 3. — S. 42–55.
  8. Borshch L.M. O voprosakh transformatsii ekonomiki i modernizatsii tekhnologicheskikh protsessov v Rossii / L.M. Borshch, S.V. Gerasimova, A.S. Tyulin // Kreativnaya ekonomika. — 2018. — № 6. — S. 717–732. — DOI: 10.18334/ce.12.6.39206
  9. Borshch L.M. Transformatsionnyye protsessy v kontekste innovatsionnogo razvitiya / L.M. Borshch, A.R. Zharova // Kreativnaya Ekonomika. — 2020. — Tom 14, № 5. — DOI: 10.18334/Ce.14.5.110173.
  10. Burkal’tseva D.D. Evolyutsiya bankovskikh uslug v kontekste transformatsii sotsial’no-ekonomicheskikh sistem / D.D. Burkal’tseva, I.V. Kur’yanova, A.S. Tyulin // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 1 (46). — S. 63–68.
  11. Vorobyova E.I. Natsional’nyye proyekty Rossiyskoy Federatsii: prioritety i formy kontrolya nad ikh realizatsiyey / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 151–161.
  12. D’yachenko O.V. Definitsiya kategorii «tsifrovaya ekonomika» v zarubezhnoy i otechestvennoy ekonomicheskoy nauke / O.V. D’yachenko // Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii. — 2019. — № 1. — S. 86–98.
  13. Il’yashenko V.V. Makroekonomicheskiye i mikroekonomicheskiye faktory inflyatsii v transformiruyemoy ekonomike Rossii: dissertatsiya … d.e.n.: 08.00.05, 08.00.01 / Vladimir Vladimirovich Il’yashenko; [Mesto zashchity: Ur. gos. ekonom. un-t]. — Yekaterinburg, 2007. — 342 s.
  14. Il’yashenko V.V. Vzaimosvyaz’ ekonomicheskoy teorii i politiki rossiyskogo gosudarstva / V.V. Il’yashenko // Journal of New Economy, — 2019. — T.20. № 5. — S. 5–22. — DOI: 10.29141/2658-5081-2019-20-5-1
  15. Kuleshova G.I. Territorii v tsifrovoy ekonomike: tezisy k novomu diskursu v professional’noy diskussii / G.I. Kuleshova // Gradostroitel’stvo. — 2017. — № 4. — S. 11–16.
  16. Makogonova N.V. Riski realizatsii gosudarstvennoy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» / N.V. Makogonova // Upravlencheskiye nauki v sovremennom mire. — 2018. — T. 1. № 1. — S. 569–576.
  17. Mironov V. Ob ugrozakh mnimykh i real’nykh / Valeriy Mironov // Ekspert. — 2001. — № 29 (289). — S. 50.
  18. Petrov A.A. Tsifrovaya ekonomika: vyzov Rossii na global’nykh rynkakh / A.A. Petrov // Torgovaya politika. — 2017. — T 3. — S. 46–74.
  19. Podol’skiy A.G. Metodicheskiye podkhody k formirovaniyu stoimostnykh i vremennykh parametrov zhiznennogo tsikla vysokotekhnologicheskoy produktsii voyennogo naznacheniya / A.G. Podol’skiy, A.V. Babkin, A.A. Rodin // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2020. — Tom 10. № 3. — DOI: 10.18334/ vinek. 10.3.110599
  20. Popova L.V. Issledovaniye sovremennoy paradigmy innovatsionnogo razvitiya natsional’noy ekonomiki / L.V. Popova, I.A. Korostelkina, Ye.G. Detkova // Vestnik OmGU. Seriya: Ekonomika. — 2018. — № 4. — S. 44–55.
  21. Rossiya v tsifrakh 2018 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (data obrashcheniya: 24.06.2020).
  22. Rossiya i zarubezhnyye strany: sravneniye po osnovnym pokazatelyam (koeffitsiyent monetarizatsii i skorost’ denezhnogo obrashcheniya) // Voprosy ekonomiki. — 1996. — № 12. — S. 140–151.
  23. Saybel’ N.Yu. Faktory transformatsii sotsial’no-ekonomicheskoy sistemy / N.Yu. Saybel’, A.S. Kosarev // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal. — 2017. — № 12 (66). CH. 3. — S. 58–63.
  24. Sannikova T.D. Institutsional’nyye i resursnyye ogranicheniya na puti resheniya zadachi perekhoda k tsifrovoy ekonomike / T.D. Sannikova // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2019. — Tom 9. № 3. — S. 633–646. — DOI: 18334/vinec.9.3.41059.
  25. Silin Ya.P. Teorii ekonomicheskogo rosta i ekonomicheskogo tsikla v issledovanii regional’nykh protsessov novoy industrializatsii / Ya.P. Silin, Ye.G. Animitsa, N.V. Novikova // Journal of New Economy. — 2019. — T. 20. № 2. — RR. 5–29. — DOI: 10.29141/20731019-2019-20-2-1.
  26. Surinov A.Ye. Tsifrovaya ekonomika: vyzovy dlya rossiyskoy statistiki / A.Ye. Surinov // Voprosy statistiki. — 2018. — T. 25. № 3. — S. 3–14.
  27. Fil’kevich I.A. Tsifrovaya ekonomika v Rossii: mirovyye trendy i rossiyskiye vozmozhnosti / I.A. Fil’kevich, O.A. Igumnov // Idei i novatsii. — 2018. — T. 6. № 2. — S. 45–58.
  28. Kharrod R. K teorii ekonomicheskoy dinamiki / R. Kharrod // Klassiki keynsianstva: v 2 t. — T 1. — M.: Ekonomika, 1997. — S. 129–131.
  29. Chebotarev V.G. Evolyutsiya podkhodov k upravleniyu biznes-protsessami / V.G. Chebotarev, A.I. Gromov // Bizness-informatika. — 2010. — № 2.
  30. Shal’neva V.V. Biznes-plan realizatsii investitsionnogo proyekta / V.V. Shal’neva, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 82–93.
  31. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: Issledovaniye predprinimatel’skoy pribyli, kapitala, kredita i tsikla kon»yunktury / Y. Shumpeter. — M.: Progress, 1982. — 455 s.
  32. Shchukina A.Ya. Formatsionnyy i tsivilizatsionnyy podkhod k sotsial’no-ekonomicheskomu razvitiyu: obshcheye ponimaniye i ikh sootnosheniye / A.Ya. Shchukina, A.N. Vasil’yev, Ya.V. Orlov // Vestnik VUiT. — 2011. — № 23. — S. 106–109.
  33. Yakutin Yu.V. Rossiyskaya ekonomika: strategiya tsifrovoy transformatsii (k konstruktivnoy kritike pravitel’stvennoy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii») / Yu.V. Yakutin // Menedzhment i biznes-administrirovaniye. — 2017. — № 4. — S. 25–72.