СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

IMPROVEMENT OF THE ACTIVITY OF THE GOVERNMENT AUTHORITY OF THE STATE AUTHORITY ON THE EXAMPLE OF THE COMMITTEE ON NATURE USE, ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENVIRONMENTAL SAFETY OF ST. PETERSBURG

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (52), 2020

Section Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 331.104

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

Sobol Tatyana Sergeevna,

PhD, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economy of Municipal Economy and Services Industry,

S.U. Vitte Moscow University, Russian Federation.

Moscow, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-3-141-152

PAGES: from 141 to 152

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: public authorities, public administration, public service, nature management committee, environmental policy; environmental Safety; environmental protection; nature management.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the problems of the state administration apparatus, using the example of the Committee on Environmental Management, Environmental Protection and Environmental Safety of St. Petersburg.The subject of the study is the activities of the Committee on Natural Use, Environmental Protection and Environmental Safety in St. Petersburg. The Committee on Environmental Management, Environmental Protection and Environmental Safety of St. PetersburgOffice of The Environment, Use, Conservation and Reproduction of Natural Resources.The Committee’s tools include: legislative activities, organizing events, ensuring the organization of monitoring, organization and control, informing the population, legal entities in the field of environmental protection. The Committee’s main activity is to implement the «Environmental Policy of St. Petersburg for the period up to 2030.»From 2013 to 2019, measures to reduce negative impacts and pollution in the environment, air and water resources have been implemented.Despite the large number of activities implemented, achieving the Committee’s objectives and environmental policies presents a number of challenges. This article aims to develop proposals to improve the stimulation of the population and business community, to ensure a favorable state of the environment, as well as to preserve natural ecological systems and natural resources to meet the needs of future generations, to realize the right of every person to a favorable environment and to ensure the environmental safety of St. Petersburg.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях большое значение имеет успешность работы государственного аппарата. Четкая структуризация органов государственной власти является гарантом эффективной реализации основных задач и функций государства, с ее помощью возможно упорядочить и организовать средства государства, позволяющие достичь целей, поставленный представителями власти. Кроме того, решающее значение приобретает идея совершенствования структуры органов государственной власти, потому что это позволяет укрепить ее и обеспечить формирование устойчивых отношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Продолжающийся процесс реформирования государственного аппарата побуждает научное сообщество к осмыслению достигнутых результатов. Одной из особенностей последних десятилетий стала всеобщая неудовлетворенность существующей деятельность аппарата управления системами государственного управления, свидетельствующая о снижении эффективности всей властно — управленческой вертикали. Обозначенная ситуация обусловила необходимость поиска адекватных вызовам быстро меняющегося мира моделей функционирования государственного сектора, применения гибких административных инструментов и новых форм работы деятельности аппарата управления органа государственной власти.

Перспектива развития российского общества и административное управление требуют дополнительных ресурсов не только экономического и материального характера, но социального, интеллектуального, полезного. Динамика в этом направлении невозможна без адекватных управленческих решений и поиска новых моделей, современных и гибких инструментов государственного управления, которые позволили бы не только решить существующие структурные и институциональные проблемы, но и учесть современные тенденции XXI века [7, с. 11].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Орган государственной власти — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке. В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. В качестве отличительных признаков государственных органов выделяются следующие качественные характеристики: публично-правовой характер; нормативный порядок формирования и функционирования; обладание специальными правомочиями.

Основной целью деятельности органов государственной власти является целенаправленная, организующая и регулирующая деятельность по реализации общественно значимых потребностей, интересов. Деятельность органов государственной власти тесно связана с участием в разработке проектов, законодательных актов, программ развития по реализации внутренней и внешней политики страны. В их компетенцию также входит реализация внутренних решений по организации работы

Предметом исследования является деятельность Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по Санкт-Петербургу. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга осуществляет управление в области охраны окружающей среды, в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Инструментами деятельности Комитета являются: законодательная деятельность, организация мероприятий, обеспечение организации мониторинга, организации и контроля, информирования населения, юридических лиц в области охраны экологии. Основной деятельности Комитета является реализации «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период до 2030 года». С 2013 по 2019 годы реализованы мероприятия по снижению негативного воздействия и загрязнения в окружающей среде, атмосферного воздуха, водных ресурсов.

В связи с этим, особое внимание должно быть направлено на разработку и внедрение предложений по улучшению стимулирования населения и представителей бизнеса к деятельности по сохранению окружающей среды, создания благоприятных условий для гармоничного развития экологических систем с целью обеспечения прав и свобод народа, защиты будущих поколений от природных катаклизмов, а также обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Целью статьи является оценка деятельности органов государственной власти на примере Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и разработку направлений ее совершенствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятельность Комитета осуществляется в рамках законодательства РФ, г. Санкт-Петербурга. Непосредственно деятельность Комитета регулируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 г. № 127 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга». Данный документ определяет цели и задачи деятельности Комитета.

Инструментами деятельности Комитета являются: законодательная деятельность, организация мероприятий, обеспечение организации мониторинга, организации и контроля, информирования населения, юридических лиц в области охраны экологии.

Основной деятельности Комитета является реализации «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период до 2030 года», а также Программа «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге» до 2023 года [3].

На международном уровне осуществляется организующая и информационная работа. На текущий период осуществляется тесная работа с городами Хельсинки, Турку, Таллином, а также с секретариатом Комиссии по устойчивому развитию городов Союза Балтийских городов.

Стороны постоянно обмениваются информацией и опытом решения экологических проблем в городах, экологического просвещения населения. С 2014 года в апреле-мае в Санкт-Петербурге, Хельсинки, Турку, Таллине проходит экологическая акция «Чистый берег», в программу которой входит уборка береговой зоны, сопровождаемая эколого-просветительской кампанией (квесты, конкурсы, выступления). К этому проекту планируют присоединиться и другие города региона Балтийского моря.

Ежегодно в марте в Санкт-Петербурге при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) проводится Международный форум «День Балтийского моря». В программу Форума включены пленарные и секционные заседания, на которых рассматриваются самые актуальные проблемы, связанные с экологическим состоянием акватории и прибрежных территорий Балтийского моря. Ежегодно в Форуме принимают участие более 500 специалистов (представителей органов власти стран и городов Балтийского региона, международных организаций, научного сообщества, общественных организаций), в том числе более 100 представителей стран Балтийского региона и субъектов Российской Федерации [3].

Продолжается взаимодействие с организациями Финляндии в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия — Юго-Восточная Финляндия». Приняты к финансированию и, начиная с 2019 года, реализуются следующие проекты:

  1. Повышение адаптационной способности в управлении водопроводными сетями (RAINMAN) с Геологической службой Финляндии, городами Миккели, Лахти, Управлением службами охраны окружающей среды региона Хельсинки, ГГО имени А.И. Воейкова, ФГБУ «Государственный гидрологический институт», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Цель проекта — решение проблемы воздействия климатических изменений и городского развития на водные ресурсы.
  2. Оценка воздействия полигона опасных отходов «Красный Бор» на окружающую среду (EnviTox). С участием ГГУП «Минерал», Геологической службы Финляндии, Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, Института озероведения РАН. Основная цель проекта — собрать самую актуальную информацию о состоянии окружающей среды вблизи территории Полигона. Будет обследовано состояние окружающей среды (вода, почвы, воздух) вблизи Полигона.

Правительством города в 2013 году разработан документ под названием «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период до 2030 года» [1]. В нем в качестве основной цели «экологической политики города» определено «обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга» [1].

Определены задачи по проведению мониторинга окружающей среды города; развитию системы управления; принятию и реализации мероприятий для снижения уровня загрязнения, предотвращения возникновения новых неблагоприятных фактов, восстановлению разрушенных экологических систем; формирование экологической культуры, развитие сотрудничества с заинтересованными сторонами. Текст документа содержит механизмы для решения поставленных задач.

Для реализации экологической политики, а также в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года в 2014 году разработана программа «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге». [2]. Программа была рассчитана на период 2015–2020 годы, впоследствии в 2017 году продлена до 2023 года. В соответствии со Стратегией целью программы является — обеспечение экологического благополучия и благоустройство городских территорий [2].

Программа «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге» призвана была стать первым этапом по достижению стратегической цели. В документе отражены: описание текущего состояния; целевые индикаторы и их плановые значения по годам; источники финансирования программы.

В рамках реализации программы разработано 5 подпрограмм, каждая из которых содержит: целевые ориентиры, мероприятия по достижению.

Распределение финансирования по годам представлено в таблице 1.

Таблица 1. Объемы финансирования в соответствии с программой «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге», млн руб. [6].

Редакция программы

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Редакция 2014 г.

5879,4

5811

6273,1

6519,6

6732,0

Редакция 2017 г.

8659,4

12467,1

7097,6

8094,7

10280,8

10763,4

Общий объем финансирования на период 2015–2020 годов составил 36685,6 млн руб. В редакции 2017 г. объем финансирования за 2018–2023 гг. составляет 57393 млн руб. Реализация программы в первой редакции запланирована за счет средств городского бюджета, во второй — привлекаются средства федерального бюджета. Распределение финансирования по годам представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение финансирования по Программе «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге», млн руб. [6].

Представленные данные указывают, что в 2018–2019 гг. объемы финансирования программы в 2017 году существенно увеличены. Так в 2018 году превышение составило на 38 %, в 2019 году — 91,2 %. Изменения связаны с введением новых мероприятий [6].

В 2018 году был представлен отчет по «Реализации «Экологической политики Санкт-Петербурга на период до 2030 года», реализация которого с 2015 года проводится в рамках Программы «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге». Отчет содержит восемь направлений работы по реализации политики (рис. 2).

Рис. 2. Направления работы экологической политики [3]

Реализация Программы «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге» сопровождается сокращением темпов увеличения транспорта с экологическим классом ЕВРО-5. При этом доля безопасного общественного транспорта в городе ежегодно увеличивается (рис. 3).

Рис. 3. Доля безопасного общественного транспорта, % [6]

Осуществляется контроль реализации Программы «Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга», в итоге достигнуты результаты по полному доведению сбрасываемых в водоемы города и области промышленных и бытовых сточных вод до установленных норм очистки, за счет чего значительно снизилось загрязнение водного бассейна на северо-западе страны. Количество сточных вод ежегодно сокращается, а очистных сооружений (в т.ч. с приборами учета) — увеличивается (рис. 4).

Рис. 4. Динамика изменения количества очистных сооружений Санкт-Петербурга [6].

В целях выявления мест обитания исчезающих видов растений и животных, а так же предоставления им статуса охраняемых территорий за 2013-2017 гг. были реализованные комплексные экологические обследования 10 участков территорий города общей площадью 5 576,2 га, расположенных в 8 районах Санкт-Петербурга [6].

По итогам 2018 года общая площадь ООПТ составляет 6 142,7 га, или 4 % от площади Санкт-Петербурга ООПТ расположены в семи районах города, в т.ч. 65 % (3 979 га) площади всех ООПТ — в Курортном районе, около 25 % (1 448,2 га) — в Приморском районе и 7 % (426 га) — в Петродворцовом районе [6].

Ежегодно с 2014 года на территории Курортного лесопарка Комитетом провидятся общественные акции «Живи лес!», «Всероссийский день посадки леса». Организация мероприятий проводится совместного с Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному ФО. Цель мероприятий — воспитание бережного отношения населения к лесу, привлечение интереса к профессиям лесного хозяйства, а также привлечения внимания к проблеме сохранения лесов, их восстановление и увеличения объема лесов в стране.

С 2016 года в целях пресечения наиболее распространенных нарушений режима особой охраны государственные инспекторы ГКУ ДООПТ и Комитета совместно с РУВД Курортного района и Гостехнадзором проводят регулярные рейды, по результатам которых выносятся постановления об административных правонарушениях. За два года было проведено более 20 рейдов, вынесено 16постановлений о нарушении режима особой охраны. Всего за период 2012–2017 гг. с территорий 11 ООПТ, на которых ведутся работы по обслуживанию, собрано и вывезено на полигоны ТБО более 25 000 м3 различных видов отходов. С 2017 года внедряется опыт по раздельному сбору отходов, для чего на нескольких территориях установлены контейнеры для разного типа мусора [3, 6].

В 2015 году в целях обеспечения противопожарной безопасности на ООПТ была установлена система видео мониторинга и раннего обнаружения пожаров. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ведет Красную книгу Санкт-Петербурга. Работу по сбору данных, необходимых для ведения Красной книги, организует Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга».

21 декабря 2018 года Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности представил первое официальное печатное издание Красной книги Санкт-Петербурга. Представленное издание содержит сведения о 436 видах, в том числе 70 — грибов, 68 — лишайников, 19 — водорослей, 50 — мохообразных, 47 — сосудистых растений, 8 — моллюсков, 4 — пауков, 74 — насекомых, 3 — рыб, 2 — земноводных, 3 — рептилий, 71 — птиц, 17 — млекопитающих. [6].

В целях улучшения экологической ситуации в Санкт-Петербурге, в том числе исключения затоплений и подтоплений территорий Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности создана рабочая группа по разработке Концепции адаптивного управления водными ресурсами и системами водоотведения Санкт-Петербурга, утвержденная Распоряжением Комитета от 24.06.2016 г. № 152-р. В рабочую группу вошли представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, организации, занимающиеся водоотведением и ведущие научные института Санкт-Петербурга в данной области [3].

В 2017 году разработаны основные разделы Концепции адаптивного управления водными ресурсами и системами водоотведения Санкт-Петербурга. Возможность практического применения адаптивных мер Концепции будет рассмотрена в рамках Российско-Финского проекта «Повышение адаптационного потенциала в области управления водными ресурсами в городах», который запланирован на период 2018–2020 гг. на определенных (пилотных) территориях Санкт-Петербурга.

Разработан проект для производства работ по сохранению историко-культурной ценности объектов культурного наследия — Орлиного верхнего и нижнего прудов водоподводящей системы фонтанов г. Петергофа путем их очистки от донных отложений.

С 2013 по 2018 года экологическими аварийными службами было ликвидировано 120 нефтеразливов на территории, при этом собрано 214 814 кг нефтесодержащих отходов, осуществлен 1 101 выход на ликвидацию разливов нефтепродуктов на акватории Санкт-Петербурга, при этом собрано 187 635 кг нефтеводяной смеси [3].

В 2018 году госинспекторами Комитета выявлено 1486 нарушений природоохранного законодательства на территории Санкт-Петербурга.(рисунок 5)

Рис. 5. Нарушения, выявленные в 2018 году, ед. [6].

к другим нарушениям относят ст. 8.4, 8.5, 8.41, 8.46, 19.5, 19.7, 19.4, 19.4.1 КоАП РФ и др.

Наибольшее количество нарушений выявлено в области обращения с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ). К массовым нарушениям в области обращения с отходами относятся: несанкционированное размещение отходов; отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отсутствие паспортов на отходы I–IV класса опасности; отсутствие учета образования, использования, передачи отходов в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721.

Комитет уделяет большое внимание развитию движения экологических волонтеров. Осуществляется информационная и правовая поддержка, проводится работа по подготовке экологических волонтеров по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В настоящее время в базе экологических волонтеров насчитывается более 600 человек из 10 вузов Санкт-Петербурга. Комитетом проводится координирование работы Экологического совета, созданного в 2012 году как совещательного и консультативного органа при Правительстве Санкт-Петербурга, который осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Комитетом ежегодно организуется множество мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, экологическое образование и просвещение населения Санкт-Петербурга. Самые крупные и значимые мероприятия — Международный форум «Экология большого города», Международный экологический форум «День Балтийского моря», Международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд», Международная молодежная акция городов Балтийского региона «Чистый берег», Международный и межрегиональный Биос-форум и другие.

Комитет принимает участие в Невском международном экологическом конгрессе, который проходил в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце в 2013, 2015 и 2017 годах в соответствии с решениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. В рамках выставочной части конгресса Комитетом представляются лучшие экологические проекты Санкт-Петербурга, среди которых «Движение экологических волонтеров по ликвидации нефтеразливов», «Чистые игры», «Раздельный Сбор», «Я хочу сделать свой город лучше» и другие.

На протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса граждан к эколого-просветительским мероприятиям. Так, например, в 2013 году количество участников таких мероприятий не превышало 3 000 человек. В 2018 году в эколого-просветительских акциях приняли участие свыше 10 000 человек. В общей сложности в 2018 году в Санкт-Петербурге состоялось более 300 мероприятий, участие в которых приняли свыше 700 000 жителей и гостей города.

В соответствии с Программой по профилактике нарушений обязательных требований законодательства на 2017 год, утвержденной приказом Комитета по природопользованию от 21.03.2017 г. № 32-ОС, проводились информационные мероприятия для государственных и коммерческих предприятий и организаций по существующим проблемам в обеспечении охраны природы и ее целесообразного использования.

Продолжалось сотрудничество Комитета с Министерством окружающей среды Финляндии. Был завершен проект «Развитие мониторинга качества воздуха», партнером которого был Финский метеорологический институт — одна из ведущих европейских организаций в области разработки методик и ведения мониторинга.

Не смотря на большое количество реализованных мероприятий, достижение целей программы и экологической политики деятельности Комитета сопряжено с рядом проблем.

В качестве предложений по совершенствованию деятельности Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по Санкт-Петербургу предлагается:

а) разработать нормативно-правовую базу, способную обеспечить формирование рынка экологической продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг и социально ориентированных услуг в области охраны окружающей среды, а также по поддержке развития рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

б) принять меры по получению аккредитации на проведение экосертификации Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»;

в) повысить качество разработки проектов и программ: на этапе разработки привлекать научное и бизнес сообщество, население при определении целевых показателей, мероприятий по реализации и т.д.;

г) повысить качество взаимодействия с бизнесом по привлечению финансирования в рамках государственно-частного партнерства [4, с. 86];

д) повысить качество контроля за реализацией текущих мероприятий, в частности строительства завода на полигоне Красный бор;

е) увеличить меры по привлечению населения и бизнеса к снижению вредных выбросов в природу.

Реализация представленных мероприятий требует качественной проработки и согласования с аппаратами управления других органов государственной власти.

Изменения в деятельности аппарата государственной власти должны носить комплексный характер и реализовываться поэтапно:

Подготовительный этап — анализ исходного состояния экологической среды; первый этап реализации программы — подготовка нормативно-правовой базы реализации изменений; второй этап реализации программы — реализация и внедрение в практику основных правовых актов и мероприятий; завершающий этап — анализ полученных результатов.

Необходимо провести анализ существующих проблем и выяснение причин. Параллельно необходимо вести работу с населением и бизнес-сообществом по разработке проекта программы в рамках «Стратегии социального и экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года» с 2023 года.

Также необходимо разработать план по реализации дополнительных мероприятий (представленных на слайде выше) по достижению поставленных целей и раздела «Экология» Стратегии: определить круг ответственных подразделений и лиц; степень и вопросы взаимодействия с другими Комитетами, аппаратами государственного управления более высокого уровня [5, с. 49].

Взаимодействие с населением и бизнес-сообществом в рамках обеспечения контроля за выбросами вредных веществ будет осуществляться посредством Экологического портала, например в форме приема заявок и предложений по совершенствованию работы Комитета и подведомственных организаций.

При использовании практики государственно-частного партнерства (ГЧП) необходимо вести тесное взаимодействие с Комитетом по инвестициям [4, с. 87].

При организации мероприятий в области экологии привлекательным будет взаимодействие с представителями следующих отраслей: организациями, осуществляющими вторичную переработку товаров; организациями, осуществляющими производство экологически-чистой продукции, товаров, отвечающим высоким требованиям экологии; рекламных агентств для реализации информационной поддержки и т. д.

Для привлечения дополнительного финансирования рекомендуется применять практику государственно-частного партнерства. Как было отмечено, Санкт-Петербург находится в лидерах по привлечению бизнеса в такие проекты, но не в сфере экологии. При этом существуют довольно перспективные направления партнерства [4, с. 88].

В форме государственно-частного партнерства, где Комитет будет выступать одной из сторон, рекомендуется осуществлять: строительство объектов инфраструктуры по переработке ТБО, очистных сооружений, станций по мониторингу окружающей среды; открытие научных лабораторий и станций по разработке и созданию экологической продукции, разработке экологических регламентов и паспортов производств; открытие организаций, осуществляющих разработку программ и комплексов по снижению вредных выбросов на промышленном предприятии.

Совершенствование процесса государственно-частного партнерства позволит привлечь бизнес к процессу благоустройства городов, утилизации мусора, совершенствованию системы очистных сооружений.

Проблемой является низкая информированность как со стороны бизнеса. Для повышения информированности и продвижения практики ГЧП необходимы следующие мероприятия посредством Координационного совета по экологическому просвещению:

  • разработать план работы по совершенствованию правовой базы (внесение предложений в городскую думу);
  • создать рекламные и методические материалы по продвижению практики государственно-частного партнерства на муниципальном уровне;
  • организовать консультационную поддержку по вопросам государственно-частного партнерства для представителей бизнеса.

В рамках законодательной деятельности Комитету необходимо разработать:

  • разработать нормативно-правовую базу по поддержке формирования рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг и социально ориентированных услуг в области охраны окружающей среды, а также по поддержке развития рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • определить нормативно-правовую базу и роль привлечения внешних субъектов к социальному проектированию;
  • разработать регламент и должностную инструкцию по реагированию на обращения граждан на Экологическом портале;
  • разработать предложения по льготам и возможностям реализации программ и товаров в области защиты природы и внести их на рассмотрение в городскую думу.

Совокупный социально-экономический эффект от реализации предложенных направлений, будет заключаться в улучшении стимулирования населения и представителей бизнеса к деятельности по сохранению окружающей среды, создания благоприятных условий для гармоничного развития экологических систем с целью обеспечения прав и свобод народа, защиты будущих поколений от природных катаклизмов, а также обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

К примеру, совершенствование системы раздельного сбора мусора, развитие практики вторичной переработки позволит снизить финансовую нагрузку с населения и государства.

Согласно мнения экспертов, экономия по переработке мусора в соответствии с текущей системой сбора мусора составляет 50-60 руб. за тонну. Всего объемы ТБО на 2018 год составили 8,26 млн. тонн в год. Тогда экономический эффект составит: 8,26 млн. 0,2 55 руб. = 90,86 млн руб.

Несомненно, рост уровня загрязнения существенно влияет на экологию и здоровье граждан. Продолжительность больничного листа, уровень продолжительности жизни и показатель общего бремени болезней характеризуют Россию в целом как одну из самых нездоровых стран в Европе. Потери экономики от заболевания населения составляют в среднем 1,2 % от ВВП. При этом стоит учитывать, что не все заболевания связаны с плохой экологией. Доклад ВОЗ показывает, что так или иначе, окружающая среда оказывает значительное воздействие в более чем в 80 % случав этих основных болезней. ВРП города за 2017 год составил 3866402 млн руб. Таким образом, потери ВРП Санкт-Петербурга составят: 3866402 млн. (0,012 0,8)=37117,5 млн руб. в год.

Кроме этого, отметим возможные социальные эффекты:

  1. Улучшение качества и числа природоохранных мероприятий, снижения уровня загрязнения приведет к росту численности населения, к повышению уровня здоровья, снижению заболеваемости.
  2. Распространение раздельного сбора мусора, его вторичная переработка будет формировать ответственное отношение населения к природе, уровню и формам потребления.
  3. Увеличение массовых и локальных мероприятий на уровне муниципальных образований в области экологии повысит уровень консолидации населения: формирование патриотизма, заинтересованность делами микрорайона.

ВЫВОДЫ

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по Санкт-Петербургу осуществляет управление в области охраны окружающей среды, в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Инструментами деятельности Комитета являются: законодательная деятельность, организация мероприятий, обеспечение организации мониторинга и контроля, информирования населения, юридических лиц в области охраны экологии. Основной деятельности Комитета на текущий период является реализации Стратегии «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период до 2030 года». С 2013 по 2018 годы реализованы мероприятия по снижению негативного воздействия и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, водных ресурсов.

Цели Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года по блоку «Экология» соотносятся с целями Программы «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге». Их достижению способствует широкий комплекс реализуемых мероприятий.

В результате деятельности Комитета, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по Санкт-Петербургу достигнуты следующие результаты: рост доли экологически безопасного общественного транспорта; увеличение очистных сооружений; увеличение доли сточных вод прошедших очистку; восстановление рыбных ресурсов ведется работа с нарушениями использования окружающей среды; осуществляется диагностика уровня загрязнений воздуха, воды, почв. Также достигнуты результаты по работе с населением, реализации международных проектов. Комитетом ежегодно организуется множество мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, образования и просвещения населения Санкт-Петербурга. Самые крупные и значимые мероприятия — «Международный форум «Экология большого города», «Международный экологический форум «День Балтийского моря», «Международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд», Международная молодежная акция городов Балтийского региона «Чистый берег», Международный и межрегиональный Биос-форум и другие.

Комитет уделяет большое внимание развитию движения экологических волонтеров. Осуществляется информационная и правовая поддержка, проводится работа по подготовке экологических волонтеров по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В настоящее время в базе экологических волонтеров насчитывается более 600 человек из 10 вузов Санкт-Петербурга. Комитетом проводится координирование работы Экологического совета, созданного в 2012 году как совещательного и консультативного органа при Правительстве Санкт-Петербурга, который осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Комитет принимает участие в Невском международном экологическом конгрессе.

Существенный рост расходов на проведение мероприятий (более чем на 50 %) не ведет к соответствующему росту показателей качества окружающей воды: снижается доля проб воды, соответствующей стандартам качества, доля использованных и обезвреженных отходов сокращается. Положительным является снижение выбросов в атмосферу.

Не смотря на большое количество реализованных мероприятий, достижение целей программы и экологической политики деятельности Комитета, в статье предложены направления для улучшения стимулирования населения и бизнес-сообщества, к обеспечению благоприятного состояния окружающей среды, а так же сохранения естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Совокупный социально-экономический эффект от реализации предложенных направлений, будет заключаться в улучшении стимулирования населения и представителей бизнеса к деятельности по сохранению окружающей среды, создания благоприятных условий для гармоничного развития экологических систем с целью обеспечения прав и свобод народа, защиты будущих поколений от природных катаклизмов, а также обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

REFERENCES

  1. Ob ekologicheskoy politike Sankt-Peterburga na period do 2030 goda: Postanovleniye Pravitel’stva Sankt-Peterburga ot 18.07.2013 № 400 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/537936986 (data obrashcheniya: 25.08.2020).
  2. O gosudarstvennoy programme Sankt-Peterburga «Blagoustroystvo i okhrana okruzhayushchey sredy v Sankt-Peterburge: Postanovleniye Pravitel’stva Sankt-Peterburga ot 17.06.2014 № 487 (s izmeneniyami ot 28.02.2019) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/822403594 (data obrashcheniya: 25.08.2020).
  3. Administratsiya Sankt-Peterburga: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/ (data obrashcheniya: 25.08.2020).
  4. Brodunov A.N. Problemy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF na sovremennom etape / A.N. Brodunov, K.I. Bulycheva // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.YU. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravleniye. — 2017. — № 1 (20). — S. 84–88.
  5. Burtseva T.A. Napravleniya sovershenstvovaniya metodik monitoringa realizatsii strategiy razvitiya regionov v usloviyakh tsifrovoy informatsionnoy sredy / T.A. Burtseva, I.A. Zuyeva // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.YU. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravleniye. — 2018. — № 4 (27). — S. 43–50.
  6. Upravleniye Federal’noy sluzhboy gosudarstvennoy statistiki po g. Sankt-Peterburgu i Leningradskoy oblasti [Elektronnyy resurs] / Rosstat. — Rezhim dostupa: petrostat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/grp/ (data obrashcheniya: 25.08.2020).