СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

SOCIO-ECONOMIC IMPORTANCE OF THE SPHERE OF TOURISM IN THE SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC RELATIONS

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (55), 2021

Section Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 338.486.1.025

AUTHORS:

Dyshlovoy Igor Nikolaevich,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of Personnel Management

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Filatova Maria Sergeevna,

Ph.D. in Economics,

Head of the Department of Tourism,

Institute of Economics and Culture,

Moscow, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-2-150-158

PAGES: from 150 to 158

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: tourism, tourism, socio-economic indicators, tourist services, tourist image

ABSTRACT (ENGLISH):

Tourism, at the present stage of development of economic systems, is one of the most dynamically developing areas. Its growth rates are almost twice as high as those of other sectors of the world economy. With the change in the needs of tourists, the concept of tourism itself will also change, but at the same time the opinion remains that tourism is the movement of a person from his usual environment in order to satisfy his needs (health, spiritual, cognitive, etc.) to other conditions. Changing needs of tourists contributes to the development of the tourism industry.

Under the current conditions, tourism enterprises cannot independently attract tourists, which justifies the need to develop the tourism sector as a combination of interacting elements of state and commercial structures, various industries located on the same territory, the purpose of which is to form a positive tourist image of the country and / or to make a profit. The interaction of tourism participants should be carried out in several stages: in the development of tourism policies and in the direct provision of services to tourists.

To ensure the development of the country’s tourism sector, it is necessary to develop a static accounting methodology that takes into account all the factors influencing it, the data of which will be the basis for the development of state policy in the field of tourism. In order to increase the efficiency of interaction between participants in the tourism sector, it becomes necessary to develop a mechanism for the interaction of all participants in the tourism sector.

The development of the tourism sector will ensure the growth of a number of socio-economic indicators of the country’s development, as well as will allow to neutralize the influence of negative factors. The development of the tourism sector will contribute to the formation of a positive image of the country, improve the quality of tourist services, which will attract tourists, as well as have a positive effect on the socio-economic indicators of the country’s development.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и изменение потребностей современного общества сказываются на всех сферах деятельности экономических агентов, и как следствие на благополучии страны. Одной из наиболее динамически развивающихся сфер деятельности экономических субъектов в современных рыночных и политических условиях является сфера туризма, включающая предприятия различных направлений деятельности, объеденных общей целью — удовлетворение потребностей заказчиков. При этом зависимость от заказчиков услуг обуславливает существенные неопределенности данных и информации, зависимые от поведения потребителей, экономической, политической и эпидемиологической ситуации в стране, что формирует разного рода риски для предприятий сферы туризма. Кроме того, деятельность в сфере туризма может быть подвержена внешним воздействиям и ограничениям разного рода (законодательным, политическим, экономическим и т.п.); состоять из подсистем различной природы со сложными взаимосвязями между ними, как количественного, так и качественного характера, что так же может отрицательно сказаться на результатах деятельности данной сферы. Но, при правильной организации деятельности всех участников сферы туризма возможно обеспечение роста социальных и экономических показателей данной сферы для страны, региона, муниципалитета. Поэтому необходимо понимать место сферы туризма в современных социально-экономических отношениях и ее социальное и экономическое значение как для страны вцелом, так и для отдельного региона.

В современных исследованиях сфера туризма представлена как системный объект, изучение которого с одной стороны предполагает анализ туризма как специфического социально-экономического явления и вида предпринимательской деятельности, а с другой позволяет выявить его структуру с многообразием внутренних связей и определить характер взаимодействия с внешней средой [3, 10, 15]. Авторы подчеркивают значение сферы туризма для социально-экономического развития отдельных регионов страны [6, 9, 16, 17], указывают на необходимость осуществления разработки и реализации региональной политики развития данной сферы [7, 8], но при этом в научных исследованиях внимание уделяется только отдельным составляющим сферы туризма (санаторно-курортным учреждениям, предпринимательской деятельности в туристской отрасли), которые оказывают наибольшее влияние как на развитие отрасли, так и на развитие региона. Недостаточно внимания уделяется исследованию отраслей и направлений деятельности, которые косвенно влияют на развитие туризма (торговли товаров, оказание сопутствующих услуг), отдельного внимая требуют вопросы взаимодействия всех участников сферы туризма, направленные на формирование положительного имиджа страны.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Для определения значения сферы туризма в системе социально-экономических отношений страны в современных условиях необходимо исследовать особенности взаимодействия всех участников сферы туризма, и их влияние на экономические и социальные показатели развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Туризм, на современном этапе развития экономических систем, является одной из наиболее динамично развивающихся сфер. Темпы его роста почти в два раза превышают темпы роста других отраслей мирового хозяйства. Туризм как сектор экономики способствует активному преодолению диспропорций экономического и социального развития отдельных регионов, оказывает положительное влияние на хозяйственную деятельность, решение социальных и демографических проблем страны, обеспечивает сохранность традиций населений отдельных регионов, интеграцию экономики страны в мировые взаимоотношения. Все выше сказанное находит отражение в большом количестве научных работ, посвященных туризму, при этом несмотря на множество работ по вопросам развития данной отрасли нет единой трактовки отдельных дефиниций и терминов. На протяжении последних двадцати лет развития отрасли туризма некоторые определения претерпевают корректировку, вводятся новые понятия, требующие дополнительных разъяснений.

Большая часть определений, касающихся сферы туризма разъясняется в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [11]. С 1996 г. данный закон дополнялся, в него вносилось ряд изменений, но некоторые термины, используемые в современных рыночных условиях, трактуются отлично от закона или не разъясняются. Так в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [11] указывается, что «туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [11]. Винокуров М. А. в своем исследовании (2004 г.) рассматривает туризм как «путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях» [1], а Т.Е. Растегаева и И.С. Казаков в своем исследовании (2016 г.) отмечают, что «туризм — это многогранное социально-экономическое явление, правильное понимание которого возможно только при определении взаимосвязи экономической, социальной, гуманитарной, экологической, политической и технологической роли в современном обществе» [15, с. 114].

То есть можно отметить, что с изменением потребностей туристов изменятся и непосредственно понятие самого туризма, но при этом сохраняется мнение, что туризм — это перемещение человека из его обычной среды пребывания с целью удовлетворения своих потребностей (оздоровительных, духовных, познавательных и др.) в другие условия.

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [11] так же приводится определение понятия «туристская индустрия», под которым понимается «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [11]. С данным определением соглашается Винокуров М. А., который указывает, что «индустрия туризма охватывает предприятия различных отраслей, из продукции и услуг которых туроператор создает привлекательный для потребителя туристский продукт» [1]. Немного шире трактует данное понятие Лазарев В. А. где отмечает, что это «комплекс отраслей, предприятий и индивидуальных предпринимателей, выпускающих сырье, полуфабрикаты и готовые изделия для предприятий инфраструктуры туризма и розничной торговли для производства и реализации услуг туристам» [4]. То есть можно сделать вывод, что в туристскую индустрию входят предприятия (предприниматели), обеспечивающие производство и реализацию туристских услуг.

Изменение потребностей туристов способствует развитию туристкой отрасли. На сегодня для привлечения туриста формировать предложение туристических услуг должны осуществлять не только туристические предприятия, но предприятия сопутствующих отраслей (транспорта, торговли, сферы развлечения и др.), что отмечают в своем исследовании А.Н. Гончарова, В.В. Хубулова [2]. Авторы указывают, что предоставление туристских услуг на современном этапе развития рынка должно осуществляться комплексно, а обеспечить привлечение туристов в регион можно достичь при условии организованной туристической системы. Под туристической системой авторы понимают «комплекс элементов и видов деятельности, которые прямо или косвенно участвуют в производстве товаров для удовлетворения многочисленных потребностей туристов и которые в соответствии с эволюцией социально-экономических и политических отношений все время трансформируются в новый профиль» [2]. Данное определение не находит свое отражения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Лазарев В.А. отмечает, что развитие туризма требует развитие инфраструктуры туризма, некоего «конгломерата самостоятельных хозяйствующих субъектов, объединенных полностью или частично общей задачей предоставления услуг туристу, со своими специфическими особенностями» [3].

Согласимся с мнением Лазарев В.А. в том, что обеспечить привлечение туристов туристические предприятия самостоятельно не могут, должны быть развита инфраструктура, на высоком уровне работать предприятия сопутствующих отраслей. Разработка туристических продуктов должна осуществляться не на уровне предприятия, а на уровне отдельной территории (региона, страны). Портрет современного туриста дает возможность говорить о том, что направляясь на отдых, турист стремится получить как можно больше положительных эмоций (отдохнуть, изучить территорию, восстановиться физически и пр.) и обеспечить удовлетворение данного спроса возможно только при осуществлении совместной деятельности предприятий разных направлений деятельности объединенных одной целью — удовлетворение спроса туриста. Все это диктует необходимость развития сферы туризма в стране в целом.

Словосочетание «сфера туризма» встречается в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [11], но его значение не раскрывается. Отдельные авторы [10, 14] отождествляют понятия «отрасль туризма» и «сфера туризма», что, по нашему мнению, не правильно. Отрасль туризма включает государственные и коммерческие учреждения, реализующие услуги туристам, тогда как понятие «сфера туризма» намного шире и кроме государственных и коммерческих учреждений, реализующие услуги туристам включает учреждения, занимающиеся другими видами деятельности и косвенно влияющие на туристическую деятельность.

Если рассматривать понятие «сфера туризма», то необходимо отметить, что понятие «сфера» подразумевает область, пределы распространения чего-либо. Понятие «туризм» нами приведено выше. Швец Ю.Ю. [21] раскрывает понятие «сфера туризма» с позиции региона и раскрывает его как «открытую социально-экономическую систему, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов элементов» [21]. Мы же под сферой туризма будем понимать комбинацию взаимодействующих элементов государственных и коммерческих структур различных отраслей, расположенных на одной территории, целью деятельности которых является формование положительного туристического имиджа страны и/или получение прибыли. Взаимодействие в сфере туризма можно представить в виде рисунка 1.

Рис. 1. Взаимодействие участников сферы туризма (Составлено авторами)

Каждый отдельный участник сферы туризма преследуя свои цели деятельности будет способствовать достижению общей цели сферы туризма — формирование положительного имиджа региона/страны.

Для понимания особенностей взаимодействия участников сферы туризма рассмотрим цели, к которым может стремиться каждый участник в отдельности:

  1. Обеспечение сохранности ресурсов страны.
  2. Эффективное использование имеющихся ресурсов.
  3. Обеспечение сохранности культурного наследия.
  4. Получение прибыли / увеличение прибыли.
  5. Формирование имиджа страны.
  6. Формирование имиджа отдельной территории (региона, города).
  7. Расширение производства.
  8. Повышение конкурентных преимуществ.
  9. Реализация доступных туристских продуктов.
  10. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.
  11. Развитие круглогодичного туризма на территории.
  12. Повышение безопасности на территории.
  13. Развитие инфраструктуры региона
  14. Привлечение инвестиций.
  15. Рост поступлений в бюджет.
  16. Создание новых организаций в сфере обслуживания.
  17. Возможность обучения и /или повышения квалификации.

Распределение целей между участниками сферы туризма приведено на рисунке 2.

Разработка политики в сфере туризма на уровне государственных органов, при непосредственном участии экономических субъектов. — оказывают непосредственное воздействие на достижение цели;

— достижение целей способствует притоку туристов.

Рис. 2. Баланс интересов взаимодействия участников сферы туризма (Составлено авторами)

Как видно из рисунка 2 большая часть целей развития сферы туризма переплетается между государственными органами и экономическими субъектами, кроме того в развитии данной сферы заинтересовано местное население, которое получает не только рабочие места, но комфортную среду территории, в которой они проживают. При этом достижение ряда целей положительно скажется на потоке туристов в страну уже на первоначальном этапе развития сферы туризма, что будет способствовать достижению своих первостепенных целей деятельности каждым участником сферы туризма.

Как видим основными участниками, оказывающими непосредственное развитие на сферу туризма, являются государственные органы и экономические субъекты, деятельность которых взаимозависима. Считаем, что для более стремительного и эффективного развития сферы туризма страны взаимодействие участников сферы туризма должно осуществляться в несколько этапов:

  1. Разработка и предложение туристских услуг, соответствующих современным требованиям туристов.
  2. Повышение качества предоставляемых услуг, в соответствии с мировыми стандартами.

При разработке политики в сфере туризма, где на государственном уровне определяются основные цели деятельности по формированию положительного имиджа страны. Данный этап работы должен осуществляться при непосредственном участии экономических субъектов, с учетом особенностей их деятельности и возможностей, предпочтений туристов и влияния внешней среды. Одним из проблемных моментов при разработке политики в сфере туризма может стать недостаточность статистических данных. Современный статистический учет в отрасли туризма осуществляется только по зарегистрированным средствам размещения и предприятиям услуг данной отрасли, при этом не учитывается учет влияния сопутствующих производств на развитие туризма. В сложившихся условиях возникает необходимость разработки методики статического учета, учитывающей все факторы влияния на сферу туризма.

При непосредственном оказании услуг туристам на государственном уровне необходима поддержка отдельных предприятий сферы туризма, а со стороны коммерческих структур должна обеспечиваться реализация государственной политики и государственных целевых программ. Обеспечить взаимодействие государственных органов и экономических субъектом можно путем создания координационного центра при Министерстве туризма, в обязанности которого вменить взаимодействие с экономическими субъектами, направленное на реализацию государственной политики в сфере туризма. Кроме того, считаем необходимым обеспечить доведение целей государственных программ не только предприятиям туристкой отрасли, но предприятиям других видов производств. Понимание целей государственных программ в сфере туризма может как положительно сказаться на деятельности предприятий других видов производств, так и косвенно способствовать улучшению имиджа территории, что, в свою очередь, будет способствовать росту туристического потока.

С целью повышения качества предоставляемых услуг, в соответствии с мировыми стандартами на уровне экономических субъектов необходимо осуществлять обучение, мастер-классы.

Развитие сферы туризма обеспечит рост ряда социально-экономических показателей развития страны. Среди данным показателей можно выделить следующие: рост экономики, рост занятости, повышение роста доходов населения, повышение уровня благосостояния нации, содействие восстановлению здоровья населения, пополнение государственного и местных бюджетов, содействие улучшению инфраструктуры и благоустройства городов и поселков, развитие человеческого потенциала, рост иностранных инвестиций, диверсификация экономики и др.

Кроме того, развитие сферы туризма будет способствовать формированию имиджа страны, сохранности культурного наследия страны, созданию дополнительных мест (зон) отдыха. Так же позволит нивелировать влияние отрицательных факторов: снизить сезонные колебания, текучесть кадров, восполнить дефицит капитала и др.

Развитие сферы туризма может стать действенным фактором формирования положительного имиджа страны, что позволит привлечь туристов и оказать положительное влияние на социально-экономические показатели развития страны, в частности, будет способствовать росту качества жизни населения, повышению занятости, пополнению государственного и местных бюджетов и др.

ВЫВОДЫ

Развитие туристической отрасли на современном этапе рыночных отношений осуществляется стремительными темпами, что заставляет отдельные страны вступать в конкурентные отношения в борьбе за привлечение туриста. В сложившихся условиях обеспечить привлечение туристов туристические предприятия самостоятельно не могут, что обосновывает необходимость развития сферы туризма как комбинации взаимодействующих элементов государственных и коммерческих структур различных отраслей, расположенных на одной территории, целью деятельности которых является формование положительного туристического имиджа страны и/или получение прибыли. Взаимодействие участников сферы туризма должно осуществляться в несколько этапов: при разработке политики в сфере туризма и при непосредственном оказании услуг туристам.

Для обеспечения развития сферы туризма страны необходимо осуществить разработку методики статического учета, учитывающей все факторы влияния на нее, данные которой будут основной для разработки государственной политики в сфере туризма. С целью повышения эффективности взаимодействия участников сферы туризма возникает необходимость разработки механизма взаимодействия всех участников сферы туризма.

REFERENCES

  1. Vinokurov M.A. Chto takoye turizm? / M.A. Vinokurov [Elektronnyy resurs] // Izvestiya BGU. — 2004. — № 3. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-turizm (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).
  2. Goncharov A.N. Turizm kak perspektivnoye napravleniye modernizatsii sotsial’no-ekonomicheskogo uklada regiona. / A.N. Goncharov, V.V. Khubulova // Kavkazskiy mir: problemy obrazovaniya, yazyka, literatury, istorii i religii. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu FGBOU VO «Chechenskiy gosudarstvennyy universitet». Otvetstvennyy redaktor M.R. Nakhayev. — 2018. — S. 128–133.
  3. Korolova N.V. Sotsial’no-ekonomicheskaya sushchnost’ turizma i perspektivy yego razvitiya v Rossiyskoy Federatsii / N.V. Korolova [Elektronnyy resurs] // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. — 2012. — № 4. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskaya-suschnost-turizma-i-perspektivy-ego-razvitiya-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).
  4. Lazarev V.A. Sushchnostnoye soderzhaniye ponyatiy «Infrastruktura turizma» i «Industriya turizma» / V.A. Lazarev [Elektronnyy resurs] // Journal of new economy. — 2012. — № 1 (39). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/suschnostnoe-soderzhanie-ponyatiy-infrastruktura-turizma-i-industriya-turizma (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).
  5. Lebedeva Yu.A. Faktory razvitiya turizma na regional’nom i munitsipal’nom urovne / Yu.A. Lebedeva // Munitsipal’naya akademiya. — 2019. — № 4. — S. 144–149.
  6. Lepshokova A.A. Znacheniye turizma v razvitii regionov: ekonomicheskiy i sotsial’nyy aspekty. / A.A. Lepshokova // Vestnik SevKavGTI. — 2017. — № 1 (28). — S. 32–35.
  7. Maydanevich Yu.P. Osobennosti realizatsii gosudarstvennoy politiki razvitiya turistsko-rekreatsionnoy sfery na regional’nom urovne / Yu.P. Maydanevich, O.V. Nikitenkova // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. — 2020. — № 11. — S. 82.
  8. Maydanevich Yu.P. Upravleniye razvitiyem turistkoy otrasli: regional’nyy aspekt / Yu.P. Maydanevich // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2019. — T. 13. № 5 (87). — S. 125–139.
  9. Moroshkina M.V. Regional’naya dostupnost’ kak faktor razvitiya turistskogo napravleniya / M.V. Moroshkina, S.V. Kondrat’yeva // Regionologiya. — 2021. — T. 29. № 1 (114). — S. 60–81.
  10. Nachoyeva D.A. Sotsial’no-ekonomicheskaya sushchnost’ i znacheniye turizma v sfere uslug / D.A. Nachoyeva // Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i doktorantov. — 2014. — № 5 (95). — S. 9–10.
  11. Ob osnovakh turistskoy deyatel’nosti v Rossiyskoy Federatsii: Federal’nyy zakon ot 24 noyabrya 1996 g. N 132-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: ivo.garant.ru/#/document/136248/paragraph/22509:0 (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).
  12. Oborin M.S. Metodicheskiye podkhody k izucheniyu ekonomicheskoy stabil’nosti sanatorno-kurortnogo kompleksa / M.S. Oborin, I.V. Kozhushkina, T.Ye. Gvarliani // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2016. — T. 10. № 8 (69). — S. 143–158.
  13. Oborin M.S. Osobennosti dinamiki turistskikh potokov v Rossii / M.S. Oborin, A.A. Saryan // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2018. — T. 12. № 2 (80). — S. 75–89.
  14. Potapova K.K. Znacheniye sfery turizma v sotsial’no-ekonomicheskom znachenii Respubliki Komi / K.K. Potapova // Naukosfera. — 2016. — № 1. — S. 16–22.
  15. Rastegayeva T.Ye. Turizm kak sotsial’no-ekonomicheskoye yavleniye sovremennosti / T.Ye. Rastegayeva, I.S. Kazakov // Nauka Krasnoyar’ya. — 2016. — T. 5. № 1. — S. 107–118.
  16. Skornichenko N.N. Rol’ turistko-rekreatsionnogo klastera v ekonomike regiona (na primere Samarskoy oblasti). / N.N. Skornichenko // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye. — 2018. — T. 7. № 2 (23). — S. 291–294.
  17. Tleuberdinova A.T. Vliyaniye sotsial’no-ekonomicheskogo polozheniya regiona na ustoychivoye razvitiye turizma. / A.T. Tleuberdinova, D.K. Mukanova // Vestnik KazEU. — 2014. — № 3 (98). — S. 100–106.
  18. Turizm [Elektronnyy resurs] / Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/folder/23457 (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).
  19. Khasbulatova B.M. Sotsial’no-ekonomicheskiye imperativy razvitiya industrial’nogo sektora regional’noy ekonomiki / B.M. Khasbulatova // A-faktor: nauchnyye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnyye nauki). — 2019. — № 1. — S. 5.
  20. Shvets I.Yu. Sfera turizma vo vremya pandemii COVID-19 / I.Yu. Shvets [Elektronnyy resurs] // Fizicheskaya kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naya rekreatsiya. — 2020. — № 4. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/sfera-turizma-vo-vremya-pandemii-covid-19 (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).
  21. Shvets Yu.Yu. Osnovnyye podkhody k kharakteristike sfery turizma, kak sistemy / Yu.Yu. Shvets [Elektronnyy resurs] // Armiya i obshchestvo. — 2015. — № 1 (44). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-harakteristike-sfery-turizma-kak-sistemy (data obrashcheniya: 3–6.05.2021).