OF PROJECT MANAGEMENT FORMATIONAND FACTORS INFLUENCINGTHE
PERFORMANCE OF STATE PROGRAMS OFTHE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 2 (51), 2020
Section Economics and management of national economy
Publication text (PDF):Download
UDK: 338.242
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Kumpekeev Anuar Kairgeldyevich,
Doctoral student,
E. Turkebaev Project Management Institute,
K. Satpayev Kazakh national research technical University,
Almaty, Republic of the Kazakhstan.
Ryspekova Madina Orazovna,
Ph.D. in Economics,
Acting Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship,
L.N. Gumilyov Eurasian National University,
Nur–Sultan, Republic of the Kazakhstan.
Niyazbekova Shakizada Uteulievna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
Moscow Witte University,
Moscow, Russian Federation.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-175-179
PAGES: from 175 to 179
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS project management, state program, akimat, stage, effectiveness.
ABSTRACT (ENGLISH):
The relevance of the chosen topic is beyond doubt, since the development of project management in state bodies of the Republic of Kazakhstan plays an important role in increasing the effectiveness of the implementation of state programs.
In the context of globalization, which generates the growth of competitive advantages, the state is set clear strategic goals for the real development of the main directions of the economy in a certain time frame, which largely depend on state management.
The implementation of strategies for the development of territories to improve the sustainable growth of the well-being of the population and improve the economy of an innovative type presuppose the strengthening of state management for the development of entrepreneurship, as well as the implementation of effective managerial modifications that will help overcome challenges and adapt in a changing economic environment.
At the present stage, the expert community and international organizations believe that one of the deepest problems that hinder the development of the Kazakh economy, improve the well-being of the population, as well as the economic security of the state, is the low level of state management.
The fruitful implementation of our own strategic priorities is possible only with the application of new approaches to high-quality public administration, which will enable the growth of the country’s economy, strengthen the image, geopolitical and economic positions of the Republic of Kazakhstan.
In recent years, in Kazakhstan, in public administration, one can single out positive aspects in the framework of various reforms, namely, various legal, standard-regulatory documents were introduced and used with the improvement of the mechanisms of public administration tools that must be used in performance-based budgeting (hereinafter — RBB) and targeted approach of government programs.
Despite the implemented reforms, the quality of public administration of programs remains at a low level, which is associated with a number of problems, such as irrational and inappropriate use of funds, corruption and others. The formed financial situation, improving the economy and giving it innovative trends, implementing strategies for economic development, increasing the level and quality of life of the population, selecting and introducing effective modifications of government management that meet the challenges and specifics of management, stimulate the introduction of the project approach as an innovative direction in public administration.
The result of the article is the consideration of effective mechanisms in the management of projects of state programs and the solution of problems to increase their effectiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Действующие правила приняты в целях гарантирования общего расклада по разработке и исполнению государственных программ в стране, включают направления и методические основы, принципы при внедрении проектного менеджмента, последовательность их осуществления, согласования и утверждения, а также проведение постоянного контроля над их исполнением.
Государственные программы устанавливают комплекс мероприятий, направленных на осуществление наиболее важных экономических, финансовых, общественных преобразований и решение наиболее острых проблем. Они содержат концепцию, скоординированную со сроками реализации, ресурсами, исполнителями и прогнозами, обеспечивающими достижение поставленной цели с учетом стратегических и индикативных планов, проектов социально–экономического развития государства. Руководство страны, включая Президента, уполномоченный орган Правительство РК устанавливают в государственных программах определенные компетенции, которые включают:
- реализацию методологического менеджмента госорганов согласно разработанным программам;
- осуществление формирования, а также последующее управление действиями, способствующими результативному исполнению программ;
- выполнение комплексного контроля над их исполнением;
- осуществление экспертизы и оценивание итогов эффективности выполнения проектных показателей государственных программ.
Основные критерии к государственным программам должны быть согласованы с положениями, указанными в Конституции Республики Казахстан.
Государственные программы разрабатываются и реализуются для решения вопросов развития государственного управления по разным направлениям, а также определение сроков их исполнения:
- межотраслевой значимости;
- территориально-областные;
- социальные программы;
- среднесрочные, не менее 3–5 лет;
- долгосрочные, более 3–5 лет.
Для эффективного внедрения, отдачи, своевременного и качественного программного обеспечения государственные программы должны соответствовать требованиям и иметь следующие качественные характеристики:
- четкость определения целей, механизмов и вариантов их возможного осуществления;
- адресность программных разделов, мер, заданий с определенным календарным планом, последовательностью мероприятий, исполнителями, возможными ресурсами с привязкой к срокам исполнения работ;
- достижимость, связанная с согласованностью, неповторяемостью решаемых целей и задач с иными программами;
- реальность предоставления финансов и материально–технических ресурсов.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Цель статьи заключается в исследовании методологических подходов, практического состояния, оценке проектного управления, выявлении проблем и факторов, влияющих на результативность проектного управления при разработке и реализации государственных программ органами власти Республики Казахстан.
В трудах Н.А. Стефанова, ю.а. михаленко, Б.Л. Корсунский, А.С. Голик и многих других рассматриваются вопросы управления проектами.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Для своевременного реагирования на форс-мажорные обстоятельства государственные программы должны быть разделены на отдельные этапы реализации, которые можно разделить укрупненно на следующие:
- разработка государственных программ;
- реализация государственных программ;
- осуществление непрерывного контроля;
- проведение оценки результативности реализации государственных программ;
- утверждение постановления об окончании, либо их продолжении.
За исполнением каждой государственной программы необходимо основательное наблюдение и осуществление контроля, в связи с этим нужна обязательная процедура, т.е. процесс выполнения контроля над исполнением, который заключается в следующем:
- осуществление госорганом, отвечающим за разработку государственных программ, проведения непрерывного контроля над процессами реализации госпрограмм;
- представление отчетов организациями–соисполнителями по выполнению закрепленных за ними разделов государственных программ и пунктов плана мероприятий государственному органу, ответственному за разработку программы в строго определенные сроки;
- госорганам в конкретный срок, ответствечающим за разработку государственных программ, в случае необходимости ввести оперативное внесение изменений по исполнению работ на основании анализа и обработки, представленных сведений, докладов, информации о ходе выполнения работ.
Заключительный период стадийности государственных программ содержит:
- подготовительный период, в котором госорганы совместно с исполнителями проектов обязаны разработать окончательный отчет или доклад об осуществлении государственных программ, отображающий следующие моменты:
- степень достигнутых результатов в процессе реализации государственных программ;
- уровень исполнения спроектированных задач и индикаторов общегосударственных программ;
- мультипликативный результат осуществления, оказывающий значительное влияние на общественную и экономико–политическую, культурную и другие сферы деятельности в стране;
- представление исполнителями правительственным органам контрольного отчета с предложением об ее завершении или необходимости ее продолжения, или разработки новых программ;
- исследование и анализ отчета о реализации государственных программ;
- утверждение государственных программ и снятии их с контрольных функций госорганов или их дальнейшее продолжение, или, при неэффективности их действий и результатов, принятии новой государственной программы.
При оценке реализации государственных программ нами были выявлены следующие негативные стороны их осуществления:
- Во-первых, некачественное исполнение программ. При этом были выявлены причины, к которым можно отнести:
- недостаток опыта в разработке и низкая квалификация разработчиков государственных программ;
- отсутствие или недостаточное обсуждение в период разработки проекта государственных программ с общественностью и независимыми экспертами в области проектного управления;
- недостаток времени для разработки проектов государственных программ, который не позволяет сформировать качественный проект;
- для многих исполнителей и ответственных лиц со стороны госорганов государственные программы рассматриваются, как инструмент «наживы», «каждый ищет собственную выгоду», извлечение финансовых средств для удволетворения собственных интересов, а не для решения поставленных национальных вопросов развития экономики региона, общества и государства;
- отдельно взятые государственные программы не взаимосвязаны с отраслевыми (территориальными) программами развития и стратегическими установками развития страны;
- нет методической основы последовательности выполнения работ и процессного подхода к формированию и утверждению бюджета программ;
- существующие стандартно–правовые основы законодательства недостаточны для детализации проблем, поставленных в методологии оценки эффективности государственных программ в период создания и исполнения проекта.
Во–вторых, необоснованное составление плана реализации, распределения финансовых ресурсов, осуществление материально–трудовых затрат, сопряжено с низким качеством проведения исследований, анализа состояния и тенденций, развития при формировании разделов осуществления государственных программ.
В-третьих, низкое качество сопряжено с проектами, связанными с непроработанностью существующей нормативно–правовой основы для эффективной реализации государственных программ, к которым можно отнести несоблюдение, либо нечестное поведение при выполнении норм в процессе исполнения общереспубликанских или отраслевых программ. В некоторых государственных программах не учитываются конкретные характеристики программ, т.е. количественные и качественные показатели (индикаторы) как по выполнению определенных частей проектов, так и в целом по всей программе, что не дает возможности осуществить идентификацию проектных данных и фактического выполнения, а также объективно оценить результаты исполнения работ.
В-четвертых, некачественное (несвоевременное) заключение и предоставление соглашений из–за несвоевременного проведения или отсутствия (недостатков) тендеров по государственным закупкам, услуги определенных администраторов государственных программ ведут к нарушению времени проведения работ или мероприятий по государственным программам в требуемом объеме, неосуществление условий, кроме того, безответственное отношение всех возможных лиц (подрядчиков, исполнителей, госорганов, поставщиков, посредников, субподрядчиков и т.п.) к реализации целей, конкретных задач и проблем.
В-пятых, использование неэффективных (нерезультативных) методов, способов, а также технологий реализации государственных программ, связано с отсутствием опыта практической деятельности в независимой оценке экспертов в соответствии с итогами реализации плана, а также непрофессиональное последующее влияние на экспертизу проектов, что не предоставляет возможности сделать вывод об эффективности способов, методов и технологий в региональных, отраслевых и прочих программ для конкретных областей страны и устранить замечания в дальнейших предлагаемых государственных и отраслевых программах.
В-шестых, в местных программах используется функционально–организационная структура управления. При ее использовании руководителям проще регулировать деятельность функциональных отделов. В данном случае любой работник, привлеченный к труду над проектом, имеет одного непосредственного руководителя и с ним взаимодействует, а его отдел выполняет часть мероприятий, задач, поставленных в государственных программах. Значимость и функции работника четко не определены, так главный менеджер реализует единую координацию работ.
Одним из ключевыхобстоятельствувеличения результативности проектно–целевого управления местныхпроектов считается трансформация отфункциональной структуры к матричнойорганизационной форме управления.
Опыт проектного менеджмента правительственного управления проектами государственных программ развитых стран демонстрирует практический переход от функциональной структуры к эффективной матричной или комбинированой функциональной и проектно–матричной структуре. Использование зарубежного передового опыта по изменению структуры управления проектами органами власти при выполнении государственных программ в Казахстане даст ощутимый результат.
Учитывая вышесказанное, на современном этапе проектный менеджмент для госорганов при реализации программ имеет множество недостатков и находится на стадии их преодоления и фактического формирования проектного менеджента нового типа. Реализация проектов с четким алгоритмом и определенными функциями приведет к результативности исполнения будущих программ в Республике Казахстан.
ВЫВОДЫ
На основании вышеизложенного по проведенному исследованию нами выявлено следующее:
- В Республике Казахстан разрабатываются и внедряются различные государственные программы — отраслевые, региональные, социальные и другие с различными сроками действия.
- При анализе существующих государственных программ и фактического процесса их исполнения были рассмотрены положительные и негативные стороны.
- К положительным сторонам можно отнести то, что государственные программы выполнялись, имеются результаты, кроме того, имеется алгоритм исполнения многих программ, исполнители, отвественные со стороны госорганов, договора на выполнение работ, отчетность, сроки исполнения, анализ исполнения.
- К негативным сторонам, можно отнести: некачественное, безответственное отношение к разработке и выполнению работ по госпрограммам. Многие рассматривают программы как возможность получения дохода, а не выполнения экономическо–социальных задач государства. Отрицательным является отсутствие четкого методического подхода, нет индентификации проектов с фактическими показателями действий, а также экспертной оценки по разработке и осуществлению работ, нет достаточного деления на стадии проектирования, что дало бы защиту от предотвращения нерациональности использования финансовых, других материально–технических средств. В некоторых программах не учтены количественные и качественные показатели и индикаторы, используется функциональная структура государственного управления проектами, что существенно снижает результативность исполнения.
- Системный анализ и устранение негативных сторон с применением организационных конкретных инструментов и механизмов при разработке и осуществлении государственных программ повысит их эффективность и отдачу.
Проект разработан рамках исследовательских работ согласно приказа № 1592 — д от 30.10.2017 года на тему: «Разработка организационного механизма, внедрение проектного управления в акиматах Республики Казахстан» докторанта Кумпекеева Ануара Каиргельдыевича, Института управления проектами им.Е.Туркебаева Казахского национальгого исследовательского технического университета им.К.Сатпаева, г. Алматы.
REFERENCES
- Stefanova N.A. Formirovaniye trebovaniy k otsenke effektivnosti deyatel’nosti proyektnykh ofisov v Rossii / N.A. Stefanova, Yu.A. Mikhalenko // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye. — 2019. — № 1 (26). T. 8. — S. 229–233.
- Korsunskiy B.L. Otsenka konkurentnykh preimushchestv regiona / B.L. Korsunskiy, A.S. Golik // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. — 2009. — № 1(56). Vyp. 9. — S. 180–188.
- Obzor proyektov, Reformy v Kazakhstane: uspekhi, zadachi i perspektivy, Sekretariat po mezhdunarodnym otnosheniyam Podrazdeleniye po rabote so stranami Yevrazii, 2017 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.oecd.org/eurasia/countries/Eurasia–Reforming–Kazakhstan–Progress–Challenges–Opport.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2020).
- Ratkovskaya I.A. Vozmozhnosti i ogranicheniya ispol’zovaniya proyektnogo upravleniya v gosudarstvennom sektore / I.A. Ratkovskaya // Ekonomicheskaya bezopasnost’: strategicheskiye riski i ugrozy: III Mezhvuzovskaya nauchno–prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiyem: sbornik statey pod red. T.I. Bezdenezhnykh, R.V. Dronova, V.V. Shapkina. — Sankt–Peterburg, 2016. — S. 101–104.