СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

COMPONENTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 2 (51), 2020

Section Economics and management of regional economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 332.012.23

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Timofeev Roman Andreevich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management,

Institute of Digital Technologies and Economics,

Kazan State Energy University,

Kazan, Russian Federation.

Yachmenev Evgeny Fedorovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Timaev Ruslan Abdurashidovich,

Assistant Professor of the Department of Management,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-232-237

PAGES: from 232 to 237

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS sustainability, institutional subsystem, management, development, socio-economic system.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article identifies the main problems of sustainable development of modern Russian society (quality of life, demography, spatial development, welfare of the population, etc.). The key subsystems of sustainable development of regional socio-economic systems (economic, social, environmental, institutional) are analyzed. The role and significance of the institutional subsystem in the sustainable development of regional socio-economic systems is substantiated. The main reasons for the instability of the institutional subsystem of regional development are identified and a number of measures that need to be taken to improve the efficiency of the domestic economy are indicated. The author’s definition of the category “sustainable development of regional socio-economic systems” is presented. Based on the analysis, a graphical model of the interaction of key subsystems of sustainable development of the region is built. Based on the author’s interpretation of the classical production function, a functional dependence of the sustainable development of the regional socio-economic system on the combination of factors of key subsystems is proposed.

ВВЕДЕНИЕ

Только сегодня мы приходим к пониманию, того факта, что системные меры структурного реформирования российской экономики, ее диверсификации, выбор в пользу интенсивного пути развития, внедрение «прорывных» инноваций нужно было начинать в 2000-е годы. В то время национальная экономика развивалась благодаря «сверхдоходам» от высоких цен на углеводороды, а интенсивное инновационное развитие страны было отдано на откуп «западным партнерам», чья лояльность благодаря известным события 2014 года, вскоре обернулась целым комплексом санкций, применяемых по разнообразным «надуманным» причинам. И несмотря на то, что в целом отечественная экономика достойно отреагировала на применяемые контрпродуктивные меры, все это крайне негативно повлияло на уровень устойчивости социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов, а это в свою очередь отразилось на уровне благосостояния населения.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью настоящей работы является идентификация ключевых подсистем устойчивого развития региональной социально-экономической системы, обоснование роли и значимости институциональной подсистемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях глобализации экономики главным принципом развития российской экономики должен стать принцип долгосрочного стратегирования, основанный на концепциях сбалансированного устойчивого и инновационного развития современного общества. При этом, необходимо четко понимать, что под вопросами устойчивого развития, помимо эколого-экономических, необходимо не «забыть» и вопросы сбалансированного развития самого общества (человека), в разрезе его потребностей как настоящих, так и будущих.

Проблемам устойчивого развития современного общества посвящено много научных исследований, среди которых можно выделить первоочередные [1]:

  • обеспечение эффективной реализации национальных проектов в качестве инновационных факторов дальнейшего роста российской экономики;
  • обеспечение целенаправленной переоценки основных индикаторов качества жизни, в соответствии с возникающими современными потребностями общества;
  • системное изучение демографических проблем в рамках пространственного развития российской экономики;
  • проведение более масштабных исследований в области взаимной связи между темпами роста ВВП и уровнем благосостояния населения (полагаем, что не всегда рост ВВП обеспечивает рост благосостояния населения страны);
  • идентификация основных составляющих устойчивого развития региональных социально-экономических систем с возможной количественной и качественной их оценкой.

Вопрос количественной и качественной оцени основных составляющих устойчивого развития региональных систем является темой отдельного исследования, здесь же позволим себе остановиться на процессе идентификации ключевых составляющих (подсистем) регионального устойчивого развития. Наиболее часто встречающиеся мнения научного сообщества относительно вопроса исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Интерпретация понятий «устойчивое развитие региональной системы» *

Авторы

Ключевые подсистемы устойчивости

Шаталова О. И.,
Тельнова Н. Н.,
Щеховцова С. Р.

Рассматривая классификацию факторов, формирующих устойчивость регионального развития, наиболее обоснованным считается деление устойчивости регионального развития на три главные составляющие: экономическую, социальную и экологическую [2]

Пашкевич М. С.,
Шаповал В. М.

Анализируя предпосылки формирования концепции устойчивого развития предлагается выделять следующие классы: экономический, экологический, социальный [3]

Цапиева О. К.

Устойчивость развития региона рассматривается как зависимость экологической, социальной и экономической устойчивости [4]

Иванов П. М.

Построение модели системы управления процессом устойчивого регионального развития обусловлена тремя взаимодействующими подсистемами: природной (ресурсной), экономической (производство, инфраструктура), общественной (социальной) [5]

Прокопенко З. В.

Устойчивое развитие региона — баланс в развитии экономической, социальной и геоэкологической подсистем региона [6]

Киркорова Л. А.,
Тимофеева Р. А.

Сбалансированное устойчивое развитие — это согласованное развитие трех компонент — экономической, социальной, экологической [7]

Жукова В. В.

Устойчивое развитие региона рассматривается с позиции взаимодействия природно-экологических, общественно-политических, экономических и социальных факторов [8]

Турганова Л. В.,
Савенкова О. Ю.,
Морозова Н. С.

Устойчивое развитие обусловлено сбалансированностью четырех важнейших групп факторов: экономических, экологических, политико-правовых, социокультурных [9]

Балакина Г. Ф.,
Ойдуп Т. М.

Формирование системы устойчивого развития региона включает: блоки исследование внешних условий (экология); анализ развития экономики и социальной сферы региона; институциональные условия реализации приоритетов устойчивого развития региона [10]

* Составлено по материалам [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

Безусловно можно ещё привести порядка тридцати научных источников, посвященных идентификации ключевых подсистем устойчивого развития региона. Сегодня недостатка информации в этой области нет. Однако, в рамках нашего исследования, считаем делать это нецелесообразно, поскольку данные представленные в таблице 1 показывают, что многие авторы в этом вопросе практически солидарны, и на практике при анализе устойчивого развития региона рекомендуют проводить этот процесс в разрезе трех основных подсистем — экономической, экологической и социальной.

Экономическая подсистема — это совокупность процессов жизнеобеспечения государства, региона, предприятия, общества, направленных на решение задач производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для сохранения баланса интересов всех участников процесса как по иерархии, так и по гетерархии. Социальная подсистема дает нам общее представление о социальной структуре общества региона, заботе о неимение защищенных слоях общества, решает проблемы расслоения общества, обеспечивает социальное равенство за счет предоставления равного доступа к медицине, образованию, пенсионному обеспечению, занятости, способствует формированию определенного уровня продолжительности и качества жизни, а также ментальности и духовности общества. Экологическая подсистема направляет свои действия на обеспечение экологической и техногенной безопасности; качества окружающей среды, рационального природопользования, контроля за чистотой воздуха, снижением парникового эффекта, занимается мониторингом природно-климатических изменений.

Но нельзя игнорировать и мнение ученых, которые делают акцент на четырех подсистемах, расширяя классическую триаду четвертой — институциональной подсистемой [8; 9; 10]. Можно долго дискутировать по вопросу включения институциональной подсистемы в обеспечение устойчивого развития региона, но события последних лет подтверждают актуальность исследований относительно важности формирования адекватных институциональных условий устойчивого развития региона. Помимо имеющихся сегодня представлений, авторы предлагают рассматривать общественно-политические, политико-правовые, институциональные условия обеспечения устойчивого развития региона. Другими словами, помимо экономической, экологической и социальной подсистем, особое внимание необходимо уделить подсистеме институционального развития региона, характеризующейся институциональной устойчивостью (рис. 1).

Рис. 1. Графическая модель динамически устойчивого развития региональной социально-экономической системы (Составлено авторами)

Институциональная устойчивость определена рядом факторов, обуславливающих взаимодействие общественных институтов (государство, семья, политико-правовые нормы и т. д.) в рамках сложившихся правил, традиций, норм поведения и т. д. Совершенствование институциональной подсистемы обеспечения устойчивого развития способствует адаптации нормативно-правовой (законодательной) базы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, существенно оказывая влияние на все остальные подсистемы устойчивого развития региона. Все процессы, происходящие в разных подсистемах устойчивого развития региона, обладают свойствами взаимопроникновения и взаимообусловленности (рис. 1). Формирование устойчивой институциональной подсистемы способствует формированию действенных и результативных взаимоотношений между подсистемами региона. Раскручивая «маховик институциональной устойчивости» в правильном направлении (зеленые стрелки на рис. 1) дается импульс по созданию качественно нового процесса взаимосвязи государства, бизнеса и общества, взаимодействие которых должно быть направлено на удовлетворение совместных интересов. И наоборот, влияние негативных факторов внешней и внутренней среды приводят к сдерживанию динамики развития региональной экономики и как следствие к неустойчивости институциональной подсистемы, которая на практике вызывает резкое снижение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики, снижая уровень устойчивости экономической, социальной и экологической подсистем региона (красные стрелки на рис. 1). Иными словами, приводит к разбалансированности региональной социально-экономической системы и замедляет динамику ее устойчивого развития.

Проведенный анализ позволяет выделить основные причины возникновения неустойчивости институциональной подсистемы регионального развития. Мы солидарны с мнением профессора Киркоровой Л. А. и профессора Тимофеевой Р. А. относительно основных причин возникновения институциональной неустойчивости в современной российской экономике [7].

Во-первых, как отмечают авторы, это высокий уровень региональной монополизации ключевых рынков в регионах-реципиентах. Безусловно, этому явлению есть простое объяснение. Сложившаяся ситуация обусловлена не столько ненасыщенностью рынков региональными товарами и услугами, а сколько простой политикой протекционизма региональных властей. Вход на региональный рынок «чужим» производителям-конкурентам блокируется, с целью поддержи «местных» производителей для роста уровня налогооблагаемой базы местных бюджетов и снижения регионального уровня безработицы.

Во-вторых, одна из острейших проблем современной российской экономики — низкий уровень развития малого и среднего бизнеса реального сектора отечественной экономики. Причины достаточно тривиальны — высокие ставки по кредитам и налогам; существенное административное давление; высокий уровень неопределенности экономической ситуации и налогового законодательства; отсутствие полной прозрачности в госзакупках, а также отсутствие высококвалифицированных кадров и низкий уровень управленческих компетенций у многих региональных предпринимателей.

Для решения обозначенных проблем, мы бы отдельно хотели обратить внимание на работы академика РАН, экс советника президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции — Глазьева С. Ю. В своей работе «Экономика будущего. Есть ли у России шанс?» ученый отмечает, что сегодня для повышения эффективности отечественной экономики, необходимо предпринять ряд ключевых мер, таких как [11]: настройка денежно-кредитной системы на цели развития и расширение возможностей кредитования реального сектора; стабилизация работы банковской системы; создание необходимых условий для увеличения мощности российской финансовой системы; формирование системы стратегического управления развитием экономики и т. д. Не претендуя на универсальность, все же полагаем, что в работах академика Глазьева С. Ю. представлено достаточно много интересных и действенных путей для дальнейшего стратегического развития современной российской экономики.

Также существует проблема коррупции и неэффективного расходования выделенных бюджетных средств. Данной проблеме можно посвятить отдельное исследование, и скорее всего не одно. Тем не менее, здесь мы бы хотели отметить, что во многом «закрытость органов исполнительной власти, низкая степень информированности населения, недостаточный уровень экономической свободы превращает процесс борьбы с коррупцией в процесс с отсутствием рациональности и эффективности» [11], а также обуславливает высокий уровень нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Таким образом, с учетом вышесказанного, мы полагаем, что категорию «устойчивое развитие региона» как социально-экономической системы можно рассматривать как совокупность социально-экономических, политических и прочих взаимоувязанных процессов, позволяющих последовательно накапливать, увеличивать и реализовывать комплексный потенциал для удовлетворения возрастающих потребностей общества. Или другими словами, устойчивое развитие региональной социально-экономической системы — способность ее ключевых подсистем (экономической, экологической, социальной, институциональной) активно и системно поддерживать процессы накопления, сохранения и обеспечения эффективного использования во времени и пространстве их комплексного потенциала, мотивации экономических агентов на основе принципов гибкости и адаптивности к сбалансированному воспроизводству, а также поступательному подъему качественного уровня жизни общества, без экстенсивного использования ресурсов будущих поколений.

Основываясь на формулировке понятия «устойчивое развитие региональной социально-экономической системы» и графической модели (рис. 1), мы можем представить устойчивое развитие региональной социально-экономической системы в виде функциональной зависимости, используя классическую производственную функцию: f(x) = (x1, x2, x3, … xn), интерпретируя ее следующим образом:

УРРСЭС = f (П1, П2, П3, П4),

где УРРСЭС — устойчивое развитие региональной социально-экономической системы; П1 — совокупность факторов экономической подсистемы; П2 — совокупность факторов социальной подсистемы; П3 — совокупность факторов экологической подсистемы; П4 — совокупность факторов институциональной подсистемы.

Для того чтобы устойчивое развитие российских регионов не превратилось в утопию, а стало реальностью, необходимо, с одной стороны обеспечить развитие действенного адаптационного механизма его экономической, социальной, экологической и институциональной подсистем к изменяющимся условиям глобальной экономики с целью формирования наиболее результативных инструментов реагирования, а с другой стороны — обеспечить сохранение социокультурной и геополитической целостности государства. Сегодня ключевыми принципами национальной экономики должны стать принципы гибкости и адаптируемости к окружающему миру, для обеспечения устойчивого развития и выработки наиболее адекватных инструментов реагирования на любые изменения принципов и правил глобальной экономики.

ВЫВОДЫ

В заключении необходимо отметить, что задача устойчивого развития региональной социально-экономической системы, как и в целом всей российской экономики, является уникальной как по уровню своей сложности, так и по практической значимости, уникальной в своей постановке по масштабу охватываемых проблем в сфере управления как регионом, так и страной, и обществом в целом. Устойчивость ключевых подсистем (экономической, социальной, экологической, институциональной) региональной социально-экономической системы, является гарантом устойчивости всей системы. Достижение такой устойчивости является приоритетной задачей, которая требует для своего решения мобилизации всего интеллектуального потенциала национальной экономики, что является уже темой отдельного исследования.

REFERENCES

  1. Timofeyev R.A. K voprosu o genezise kontseptsii ustoychivogo razvitiya / R.A. Timofeyev, R.A. Timayev, Ye.F. Yachmenev // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. — 2019. — № 4. — S. 61–66. — ISSN 1998-5533. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=41830141 (data obrashcheniya: 22.01.2020).
  2. Modernizatsiya metodicheskikh podkhodov k issledovaniyu urovnya ustoychivogo razvitiya regional’nykh sistem / O.I. Shatalova Ye.P. Lebedeva, A.K. Kobozev, Ye.V. Shekhovtsov, N.V. Snegireva // V mire nauchnykh otkrytiy. — 2015. — № 9-4 (69). — S. 1538–1547.
  3. Pashkevich M.S. Predposylki formirovaniya, sushchnost’ i evolyutsiya kontseptsii ustoychivogo razvitiya / M.S Pashkevich, V.M. Shapoval // Nauka i mir. — 2014. — T. 2, № 2 (8). — S. 40–45.
  4. Tsapiyeva O.K. Ustoychivoye razvitiye regiona: teoreticheskiye osnovy i model’ / O.K. Tsapiyeva // Problemy sovremennoy ekonomiki. — 2010. — № 2. — S. 307–311. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-regiona-teoreticheskie-osnovy-i-model (data obrashcheniya: 22.01.2020).
  5. Ivanov P.M. Ustoychivoye razvitiye regiona: kontseptsiya, model’ upravleniya, strategiya: monografiya / P.M. Ivanov. — M.: OOO «EKTS «Professor», 2016. — 254 s.
  6. Prokopenko Z.V. Sistema ustoychivogo regional’nogo razvitiya i osnovy yeyo formirovaniya: kontseptual’nyy aspekt / Z.V. Prokopenko // Internet-zhurnal «Naukovedeniye». — 2017. — T. 9, № 6. — Rezhim dostupa: naukovedenie.ru/PDF/36EVN617.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2020).
  7. Kirkorova L.A. K voprosu ustoychivogo sbalansirovannogo razvitiya regionov / L.A. Kirkorova, R.A. Timofeyeva // Problemy sovremennoy ekonomiki. — 2016. — № 4 (60). — S. 132–134. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ustoychivogo-sbalansirovannogo-razvitiya-regionov (data obrashcheniya: 22.01.2020).
  8. Zhukova T.V. Ekonomicheskaya ustoychivost’ rossiyskikh vuzov / T.V. Zhukova // Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. — 2008. — № 6. — S. 62–68. — Rezhim dostupa: www.umj.ru/jour/article/view/766 (data obrashcheniya: 22.01.2019).
  9. Turganova L.V. Sistematizatsiya podkhodov k opredeleniyu ustoychivogo razvitiya regiona / L.V. Turganova, O.Yu. Savenkova, N.S. Morozova // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. — 2014. — № 3. — Rezhim dostupa: www.science-education.ru/ru/article/view?id=13379 (data obrashcheniya: 17.02.2020).
  10. Oydup T.M. Sotsial’nyy tip ustoychivogo razvitiya regiona / T.M. Oydup, G.F. Balakina // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 11. — S. 11–15. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-tip-ustoychivogo-razvitiya-regiona (data obrashcheniya: 22.01.2020).
  11. Glaz’yev S. Ekonomika budushchego. Yest’ li u Rossii shans? / S. Glaz’yev. — M.: Knizhnyy mir, 2016. — 640 s. — Rezhim dostupa: glazev.ru/images/books/Ekonomika budushchego. Yest’ li u Rossii shans.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2020).