ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ГОСУДАРСТВА ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЛИНГА

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF MANAGING TAX REVENUES AND EXPENDITURES OF THE STATE BY IMPROVING THE SYSTEM OF STATE TAX CONTROLLING

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (51), 2020

Section  Taxes

Publication text (PDF): Download

UDK: 338

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Deeva Tatyana Vladimirovna,

Ph.D. in Economics,
|doctoral candidate,
Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences (MEI RAS),
Moscow, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-14-20

PAGES: from 14 to 20

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Tax revenues, tax expenses, remote tax controlling, management process, budget

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discusses issues of improving the efficiency of the process of managing tax revenues and state expenditures, describes the composition of tax expenditures and state revenues. The article also provides data on tax expenditures and federal budget revenues, identifies shares by type of tax, and identifies shares for the distribution of tax expenses in the context of the functional classification of expenses. The key aspects for improving the process of budget execution through the introduction of remote tax controlling are highlighted. The blocks included in the remote tax control are reviewed and the improvements for tax administration are characterized. The article also describes what is better for managing tax revenues and expenses using a remote form of tax controlling. The positive effects of the introduction of the tax controlling tool in its improved format — remote.

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы бюджетная система Российской Федерации развивалась максимально стабильно важно акцентировать внимание на усилении эффективности проводимых процессов по управлению налоговыми доходами и расходами государства. На пути к указанной цели государственные органы применяют в своей работе стратегические и действующие инструменты, среди которых встречаются и такие, которые необходимо чаще обновлять. В современных условиях безусловно первостепенное значение в системе повышения процесса пополнения доходов бюджета принадлежит отстранению от бесплодных налоговых преференций [2].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — рассмотреть сущность процесса повышения эффективности процесса управления налоговыми доходами и расходами государства путем совершенствования системы государственного налогового контроллинга.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время задача эффективности использования финансовых ресурсов государства остается актуальной. Необходимость совершенствования в процессе бюджетирования систем учета, анализа и контроля налоговых доходов и расходов государства вызвано их ценностью при достижении целей социально-экономической политики, а также важностью оценки всего объема располагаемых бюджетных средств, ориентированных на достижение данных целей. [6]

Можно обозначить также, что эффективность управления налоговыми доходами и расходами государства можно добиться путем соблюдения таких принципов, как:

  • комплексный подход в процессе выработки решений в сфере налогообложения;
  • большая подвижность управления налоговыми доходами и расходами;
  • ориентация на стратегические цели государства;
  • интеграция с общей системой бюджетно-финансовой и налоговой политики.

Мероприятия, ориентированные на повышение эффективности управления налоговыми потоками реализуются при помощи выработки и практического применения инструментов налогового менеджмента.

Так как процесс управления налоговыми доходами и расходами представляет собой систему налогового менеджмента, то стоит обозначить функции, относящиеся к субъекту и объекту налогообложения.

В состав функций субъекта налогообложения входят организация налогового процесса, а также налоговое планирование, регулирование и контроль.

Инструмент налогового контроллинга представляет собой нечто среднее и собирательное ото всех перечисленных выше функций, применение которого является довольно удобным и многогранным.

Использование инструмента налогового контроллинга как в масштабах государства, так и в рамках отдельно взятой организации позволяет также предотвращать налоговые нарушения, так как применение налогового контроллинга влечет за собой использование законных методов расчетов налоговых баз. Использование налогового контроллинга позволяет грамотно управлять налоговыми доходами и расходами системы. [3]

Рассмотрим в таблице 1, что входит в состав налоговых доходов и расходов государства.

Таблица 1. Состав налоговых доходов и расходов государства

Бюджетный процесс
 
Налоговые доходы государства

характеризуются в качестве доходов от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, а также от налогов, установленных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, пеней и штрафов по ним

  Налоговые расходы государства

являются разницей между доходами бюджета с использованием «базовой» структуры налогов и фактически закрепленной в законодательстве

  • Подоходный налог / налог на прибыль;
  • Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • Налоги на собственность;
  • Косвенные налоги на товары и услуги;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Прочие налоги, сборы и пошлины
 
  • Льготы и преференции по налогам, сборам и таможенным платежам, выступающим как оказание государственной поддержки бизнесу, социально-ориентированным некоммерческим организациям, социально незащищенным гражданам и другим категориям

* Составлено на основании [3]

В целях формирования более четкой картины о составе и количестве в таблице 2 приведем данные о налоговых доходах и расходах Федерального бюджета за 2017–2019 годы.

Таблица 2. Налоговые расходы и доходы Федерального бюджета за период 2017–2019 гг., млрд. рублей *

Налоговые расходы 2017 2018 2019
Налоговые расходы Федерального бюджета 2 377,2 3 101,7 3 203,2
Налоговые доходы Федерального бюджета 7 470,5 8 642,4 10 034,1

* Составлено на основании [6, 7, 8]

Как видно из таблицы 2 темп прироста по расходам в 2018 году составил 30 % по отношению к 2017 году, а в 2019 году уже всего 3 % по отношению к 2018 году. То есть благодаря использованию современных технологий ведения учета, анализа, планирования и контроля бюджетных потоков страны удалось в 10 раз снизить уровень общего количества налоговых расходов государства. Что же касается прироста налоговых доходов государства, то, как видно из таблицы 2, показатель составил 15 % по отношению к 2017 году, а в 2019 году — 16 % по отношению к 2018 году. Наблюдается небольшой рост показателя. Для того, чтобы понять, какой из видов налогов приносит наибольший доход представим на рисунке 1 долю налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2019 году (во время внедрения большинства удаленных программ для улучшения работы ФНС).

Рис. 1. Доля налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2019 г., в % (Составлено на основе изученных материалов).

Почти половина всех налоговых доходов приходится на внутренний налог на добавленную стоимость, что говорит о том, как совершенствование инструментов налогового контроля позволяет учитывать части стоимости производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

К слову, добавим, что показатель НДФЛ в 2019 году составил 12,5 % и был равен 3 956,4 млрд. рублей. Необходимость улучшения используемых механизмов, методов и инструментов диктуется веянием времени и является неотъемлемой частью развивающегося общества, где, в данном контексте, улучшается процесс бюджетного планирования и исполнения страны.

Теперь же, перейдем к рассмотрению долей налоговых расходов бюджета страны, для этого на рисунке 2 отображено каким образом происходит распределение налоговых расходов в разрезе функциональной классификации расходов в 2019 году.

Рис. 2. Распределение налоговых расходов в разрезе функциональной классификации расходов в 2019 году, в % (Составлено на основе изученных материалов).

Из данных рисунка 2 видно, что наибольшая доля налоговых расходов приходится на реализацию целей и задач национальной экономики. Это и логично, так как данные расходы покрывают нужды хозяйствующих субъектов и социально-экономических связей в РФ.

На современном этапе развития использование онлайн-платформ для развития методов, имеющих возможность комплексной оценки проводимых операций в рамках налогообложения является своего рода необходимостью. Мировая структура все больше переходит в интернет пространство, что диктует необходимость использование дистанционных методов налогового управления.

Цифровизация налогово-управленческих процессов для социально-экономического сектора страны имеет огромное значение, так как разрабатываемые и внедряемые инструменты, методы и алгоритмы по управлению налоговыми доходами и расходами приводят к решению таких задач, как повышение уровня налоговой культуры населения, содействие развитию цифровой трансформации, реализация решительных мер по противодействию «серой экономики».

Переход к автоматическому бесконтактному администрированию в условиях одной транзакционной интернет среды есть важная цель для ФНС РФ на пути становления адаптивной цифровой платформой.

Цифровизация влияет на формирование налоговой базы в части перехода к от стандартных ручных и очных процессов к процессам автоматизации и роботизации, позволяя дистанционно оказывать населению услуги по решению налоговых вопросов.

Процесс цифровизации процессов управления налоговыми доходами и расходами можно представить в трех этапах. Первый начальный этап характеризуется как модель «цифровой зрелости», в ходе которой реализуется разработка веб-сайтов, электронного документооборота, персональных электронных сервисов. На следующем — втором этапе — «Полностью цифровая организация» администрируемых процессов, происходит разработка, внедрение и использование мобильных приложений и индивидуальных сервисов. На финальном этапе — «Адаптивная платформа», позволяющая в режиме реального времени скооперировать налогоплательщиков с ИТ-платформами налоговых органов, происходит исполнение налоговых обязательств автоматически.

С каждым годом все более совершенствуются бизнес-модели, переходя в интернет-пространство, позволяющие осуществлять деятельность без регистрации и даже без фактического присутствия в государстве. Это обусловлено развитием информационных технологий, вызывающие рост налоговых рисков, которые связаны с уклонением от уплаты налогов, перешедшего в мировую паутину бизнеса. Цифровая хозяйственная деятельность тяжело контролируется и не отличается прозрачностью. Для минимизации негативных последствий от трансформации большинства процессов и перехода их на виртуальный уровень важно приспособить налоговое администрирование к условиям цифровой экономики. Переход на дистанционные методы работы позволит ускорить процессы администрирования и обеспечить прозрачность процесса налогообложения с уменьшением возможности уклонения от уплаты налогов.

Налоговый контроллинг представляет собой составную часть общего процесса налогового администрирования, который в широком понимании координирует весь налоговый процесс и, входящие в его состав, элементы. В более же узком понимании налоговый контроллинг как составная часть налогового администрирования за процессом управления налоговыми доходами и расходами представляется как процесс организации исключительно процесса исполнения налогового бюджета как на страновом уровне, в целом, и на региональном уровне, в частности.

К организации процесса по управлению налоговыми потоками налоговый контроллинг раскрывается как набор действий по координации и принимаемым решениям налоговыми органами в части налогового планирования, регулирования и контроля. Кроме того, налоговый контроллинг позволяет формировать условия в целях оптимизации налоговых потоков в рамках налогового бюджетирования.

В работе налогового контроллинга также стоит упомянуть о способности формирования рекомендации, представляющегося в качестве формирования эффективного решения по управлению входящими налоговыми доходами и исходящими налоговыми расходами. Формирование подобных рекомендаций осуществляется за счет анализа экономической ситуации в стране, на базе поставленных плановых целей и имеющихся результатов работы по различным сферам общественной деятельности.

Совершенствование инструмента налогового контроллинга позволяет дистанционно выстроить взаимную связь со всей системой менеджмента экономики и финансов, формировать в комплексном и стратегическом контексте принимаемые административные налоговые решения, учитывать фактор возможных рисков в процессе принятия решения.

Удаленная форма налогового контроллинга способна за более короткие сроки, в автоматическом режиме, со всеми налаженными необходимыми для расчетов алгоритмами, без существенных затрат выполнять масштабные работы по сбору, распределению по группам, анализу и составлению выводов и отчетов необходимых налоговых данных и сопутствующих этим данным информационным потокам.

Для повышения эффективности процесса управления налоговыми доходами и расходами предлагается усовершенствовать инструмент налогового контроллинга и использовать его в формате удаленной работы.

Можно охарактеризовать инструмент удаленного налогового контроллинга, используемого в целях повышения эффективности процесса управления налоговыми доходами и расходами государства как дистанционную систему по цифровизации и интеграции всех информационных источников и одно единое информационное пространство с дальнейшей автоматизацией для ее анализа на базе интеграции современных технологий по обработке огромных массивов данных, предоставляющих возможность во много раз расширить возможности для налогового администрирования.

Удаленный налоговый контроллинг может являться своего рода индикатором по оценке применяемой системы управления налоговыми потоками с позиций соответствия реализуемых решений по поставленным задачам. Кроме того, данный инструмент полезен и в части проверки заданных частей отчетов по заданному периоду времени для определения наличия ошибок и нарушений.

Использование инструмента удаленного налогового контроллинга позволит минимизировать уровень затрат, реализовать регулирование процесса управления налоговыми доходами и расходами и усилить контроль за исполнением поставленных задач.

Выделим ключевые аспекты по улучшению процессов исполнения бюджета страны за счет внедрения удаленного налогового контроллинга:

  • выполняется качественный переход на обработку больших баз данных, позволяющих усиливать контроль по достижению национальных целей;
  • сокращение разрывов субъектов федерации по показателю валового регионального продукта в расчете на душу населения;
  • снизится количество ошибок при формировании баз данных и отчетов;
  • в рамках цифровой трансформации и информатизации технологических процессов внедрение удаленного налогового контроллинга позволит создавать и наполнять базы данных, знаний и иных документов, связанных с контрольной деятельностью государства и позволит более быстро и четче формировать потоки налоговых доходов и расходов;
  • обеспечение организации информационно-технического взаимодействия различных контроль-счетных органов РФ.

Для налогового администрирования переход на удаленный налоговый контроллинг может предоставить преимущества по отображению документов по заданной дате, визуально сравнивать произошедшие редактирования данных, помочь с поиском похожих по содержанию документов, а также моментально обменяться сообщениями с контрагентами в целях принятия решений по налоговым вопросам.

Удаленный налоговый контроллинг включает в себя блоки по всестороннему обеспечению реализации базы управления налоговыми потоками, информационно-сервисное обеспечение процесса координации налогов, а также функциональное обеспечение налогового администрирования. [2]

Чтобы переход от более привычных способов управления налоговыми доходами и расходами к усовершенствованным и дистанционным следует придерживаться решения следующих задач:

  • обеспечение согласованности вводимых мер и анализируемых данных на федеральном и региональном уровнях;
  • оптимизация формата вводимых мер и процедур их разработки;
  • информативное и наглядное руководство пользования для рядового налогоплательщиками сервисами и предлагаемыми инструментами;
  • включение в состав пакета программ функции уведомления налогоплательщика о проведенных операциях и имеющихся задолженностях с указанием того, как быстро их погасить [7].

Подобные меры позволят избежать лишней и ненужной нагрузки как для налогоплательщика, так и для налогово-административной системы, что даст возможность более плавного и ускоренного перехода к удаленным инструментам контроллинга [8–11].

Применение усовершенствованной формы налогового контроллинга — удаленной — позволит усовершенствовать процесс управления налоговыми доходами и расходами государства согласно следующим положительным эффектам от внедрения данного инструмента:

  • устойчивое развитие регионов, так как получится приблизиться к достижению сбалансированности территориальных бюджетов;
  • обеспечение бюджета налоговыми доходами при точном определении налогооблагаемой базы, выявления скрытых резервов, выведения бизнеса из тени;
  • эффективное использование бюджетно-налоговых ресурсов;
  • уменьшение налоговых рисков;
  • обеспечение бюджетно-налоговой безопасности государства и регионов [3].

ВЫВОДЫ

Совершенствование инструментов управления налоговыми доходами и расходами в целях повышения их эффективности основываются на модернизационных процессах, происходящих в налоговой системе Российской Федерации, вызванные изменяющимися целевыми приоритетами, а также структурными превращениями самой налоговой системы для наилучшей организации государственных финансовых потоков. Удаленная форма налогового контроллинга и есть тот самый усовершенствованный современный инструмент, позволяющий проводить на более качественном уровне процессы налогового планирования, анализа и контроля.

REFERENCES

  1. Barulin S.V. Nalogovyy kontrolling: uchebnik dlya studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyam podgotovki 38.04.08 «Finansy i kredit», 38.03.01 «Ekonomika» / S.V. Barulin, Ye.V. Barulina. — Saratov: Saratovskiy sotsial’noekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova, 2016. — 172 s.
  2. Pankov V.V. Transformatsiya instituta audita v usloviyakh primeneniya tsifrovykh tekhnologiy / V.V. Pankov // Auditor. — 2019. — № 12. — S. 4–7.
  3. Vasyunina M.L. Sovershenstvovaniye upravleniya dokhodami byudzhetov v Rossiyskoy Federatsii / M.L. Vasyunina // Finansy i kredit. — № 9 (633). — 2015. — S. 37–45.
  4. Tkacheva, T.Yu. Byudzhetno-nalogovyye mekhanizmy ustoychivogo razvitiya regionov: monografiya / T.Yu. Tkacheva. — Kursk: Yugo-Zap. gos. un-t., 2017. — 171 s.
  5. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145 – FZ (red. ot 08.06.2020) [Elektronnyy resurs] / Ofitsial’nyy sayt SPS Konsul’tant Plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/c5a5b77bd2e9718ef6faf32c062d3faeff632d8f/ (data obrashcheniya 19.06.2020).
  6. Yezhegodnaya informatsiya ob ispolnenii federal’nogo byudzheta [Elektronnyy resurs] / Ofitsial’nyy sayt Ministerstva finansov RF. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g. (data obrashcheniya 19.06.2020).
  7. Nalogovyye raskhody Rossiyskoy Federatsii 2015 – 2021 [Elektronnyy resurs] / Ofitsial’nyy sayt Ministerstva finansov RF. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/common/gen_html/?id=123007&fld=FILE_MAIN (data obrashcheniya 19.06.2020).
  8. Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2018 god i na planovyy period 2019 i 2020 godov [Elektronnyy resurs] / Ofitsial’nyy sayt Ministerstva finansov RF. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/common/module_router.php?id_57=119695&page_id=523&popup=Y&area_id=57 (data obrashcheniya 19.06.2020).
  9. Tsvetkov V.A. Sovershenstvovaniye nalogooblozheniya sub»yektov malogo predprinimatel’stva agropromyshlennogo sektora / V.A. Tsvetkov, O.D. Protsenko, M.N. Dudin, N.V. Lyasnikov // Finansy: teoriya i praktika. — 2018. — 22 (6). — S. 39-52.
  10. Tsvetkov V.A. Pyat’ problem ekonomicheskoy bezopasnosti i ekonomicheskogo rosta v sovremennoy Rossii / V.A. Tsvetkov // Vestnik Finansovogo universiteta. — 2016. — Tom 20, № 2 (92). — S. 6–15.
  11. Yur’yeva A.A. Razvitiye informatsionnogo obshchestva kak usloviye formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki / A.A. Yur’yeva // Problemy rynochnoy ekonomiki. — 2016. — № 3. — S. 14–20.