АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

CURRENT PROBLEMS OFFINANCE UNDER THE CONDITIONS OF IMPACT OF GLOBALRISKS ON THE NATIONALECONOMY

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (51), 2020

Section  Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,
Doctor  of  Economic  Sciences,  Professor,
Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-40-46

PAGES: from 40 to 46

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: finance, topical problems of finance, global risks, financial methods of economic regulation.

ABSTRACT (ENGLISH):

In modern conditions of increasing impact of global risks on the national economy, the role of financial support for the socio-economic development of the state is increasing. Financial problems are generated largely by the external environment. Consequently, in order to fulfill the tasks set by the government of the Russian Federation, it is necessary to develop a financial strategy that will allow, taking into account the highest external and internal risks, to ensure the development of the economy and social sphere.

The article examines topical problems of finance in the context of economic globalization and the emergence of new challenges and threats at the mega-level, in other words, for all of humanity. Based on statistical data, expert assessments, analysis of scientific literature, the article proposes a set of measures to reduce the high level of global risks, and also considers the possibilities of ensuring an acceptable level of internal risks in the country.

The study identified problems at all stages of the financial process, namely, in the formation, distribution and use of financial resources. On the basis of the analysis, conclusions were drawn and ways were proposed for solving urgent financial problems in the Russian Federation.

ВВЕДЕНИЕ

Достижение финансовой устойчивости государства в условиях высоких глобальных рисков на современном этапе развития мировой экономики имеет первостепенное значение, так как любая деятельность, сфера жизни, выполнение правительством своих обязательств невозможно без финансовой основы.

Глобальные риски, вызванные пандемией коронавируса, негативно повлияли на мировую экономику в целом. Однако, следует отметить, что риски активизировали поиск новых путей развития экономики в экстремальных условиях, а в Российской Федерации привели к корректировке национальных проектов и более строгому контролю над использованием бюджетных средств.

На этапе формирования бюджетных средств федерального, регионального и муниципального уровней разработаны мероприятия, позволяющие с помощью налоговых и неналоговых методов обеспечить финансирование экономики и социальной сферы Российской Федерации. Однако, предложенные мероприятия еще недостаточно проработаны и значительная часть экономики еще остается в «теневом» секторе, а наполняемость федерального бюджета в высокой степени зависит от мировых цен на сырье. Поэтому исследование формирования финансовых ресурсов, предложение продуманного и эффективного их распределения и использования являются важнейшими составляющими успешной реализации стратегии социально-экономического развития государства.

Вопросы различных аспектов актуальных проблем финансов рассматривались в исследованиях отечественных ученых, таких как А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, О.Г. Блажевич [1], Е.И. Воробьева [6], Г.А. Буряков, Т.В. Симонян, В.Е. Реутов [5], М.С. Оборин [13], Л.А. Кравченко, Е.Г. Гиндес, М.С. Абибуллаев [10].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является определение актуальных проблем финансов в условиях повышения влияния глобальных рисков на национальную экономику, а также исследование особенностей финансовых процессов в Российской Федерации и предложение мероприятий, снижающих влияние глобальных и внутренних рисков.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На современном этапе взаимопроникновения экономик различных стран друг в друга возникают определенные финансовые проблемы, вызванные противоречиями в интересах государств, а особенно в интересах мировых держав, экономических лидеров. В данных условиях важно определить приоритеты развития национальной экономики и обеспечить их финансирование с учетом влияния глобальных рисков. Рассмотрим этап формирования финансовых ресурсов и выявим резервы, позволяющие противостоять негативным факторам объективного характера, в последнее время — это пандемия коронавируса.

Если рассматривать бюджетные средства, то в последние годы их формирование было достаточным, даже наблюдалось формирование излишков — профицит бюджета. Однако нельзя назвать саму систему формирования бюджетных средств эффективной.

С 2001 года в Российской Федерации действует плоская шкала 13 % налога НДФЛ. Но является ли справедливым такое налогообложение и среднего класса, и людей со сверхдоходами. О малообеспеченных здесь речь не идет. Они ни в одной стране не играют никакой роли в формировании доходной части бюджета. Введение же прогрессивной шкалы налогообложения приведет к двойному экономическому эффекту. Для экономического роста нужны инвестиции и платежеспособный спрос. Если же будут установлены высокий налог на сверхдоходы и налог на роскошь (у нас в Российской Федерации пока есть только на дорогие автомобили), то эти средства можно будет инвестировать в реальный сектор экономики, а произведенную продукцию и услуги можно будет направить на внутренний рынок. Надо отметить, что в настоящее время система отслеживания денежных потоков стала более совершенной и позволяет препятствовать незаконному выводу финансового капитала за рубеж.

Прогрессивная шкала налогообложения будет препятствовать возникновению избыточного неравенства. Термин «избыточное неравенство» был введен ученым, бывшим директором Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А.Ю. Шевяковым, который математически доказал, что оно вредит не только социальной сфере, но и тормозит инвестиционную активность бизнеса, тем самым снижая экономический рост. «В нормальных условиях оно создает стимулы для продуктивной конкуренции и полного использования потенциальных возможностей социально-экономического развития. В этих условиях масштабы общего неравенства близки к масштабам нормального неравенства. Но в условиях, когда избыточные преимущества одних слоев населения обеспечиваются за счет ограничения возможностей других, более многочисленных слоев, неравенство препятствует социально-экономическому развитию. В этих условиях общее неравенство значительно превышает нормальное, то есть имеется высокое избыточное неравенство, которое отражает неспособность общества в равной степени использовать экономические потенциалы всех трудоспособных групп населения и обеспечивать приемлемый уровень жизни группам населения, нуждающимся в социальной поддержке» [16].

Если сравнивать с зарубежными странами, то при самой либеральной политике в экономике, например, у М. Тетчер в Великобритании налог на сверхдоходы был снижен с 83 % до 60 %, а в США Р. Рейган снизил аналогичные налоги с 70 % до 28 %. Но ведь это никак не 13 % при таком росте доходов у сверхбогатых людей в нашей стране, причем довольно часто за счет продажи природных ресурсов.

Компания Boston Consulting Group подсчитала, что с 1999 по 2019 год совокупное финансовое состояние населения Российской Федерации увеличилось со 100 млрд до 1,6 трлн. долл. Если сравнить со средними мировыми показателями роста доходов, то у россиян финансовые активы выросли намного больше. Однако это касается очень ограниченного круга людей. В 2019 году 56 % объема всех частных состояний принадлежало 200 000 долларовым миллионерам, а доля суперсостояний (более 100 млн долл.) была в 4 раза выше, чем в среднем по миру.

Остальная часть населения не только не увеличивает свои доходы, а наоборот, теряет свои возможности. Если в годы экономического подъема средний класс в России, составляя примерно 20 %, то сейчас его доля не превышает 15 %. Самая распространенная зарплата в Российской Федерации — 23,5 – 30 тысяч рублей.

При сравнении с суперзарплатами и бонусами руководителей госкомпаний зарплаты обычных людей невозможно даже назвать вознаграждением за трудовую деятельность (табл. 1).

Таблица 1. Заработок топ-менеджеров в 2019 году *

Название корпорации Количество членов правления Суммарная годовая зарплата за 2019 год
«Транснефть» 10 1,34 млрд. руб.
«Газпром» 14 1,33 млрд. руб.
«Лукойл» 14 1,68 млрд. руб.
РЖД 24 3,07 млрд. руб.

(включая трехлетнее вознаграждение)

* По данным отчетности компаний

Если сопоставить такие фантастические зарплаты руководителей госкорпораций с общественной полезностью от их работы, то несоответствие становится очевидным.

Руководителей, зарабатывающих больше миллиона долл. в год, в стране несколько тысяч и большинство из них работает в государственном секторе, составляющем 70 % экономики.

В свою очередь, многие российские госкорпорации — это естественные монополии, где высокая доходность уже гарантирована.

Ограничение «космических» окладов уже обсуждается в правительстве. Президент В. Путин тоже признал, что его «коробят сверхвысокие зарплаты топ-менеджеров госкорпораций». Реформа оплаты труда руководителей необходима и как решение — введение прогрессивного налога [11].

Важной составляющей эффективных финансовых процессов в стране является распределение финансовых ресурсов.

Финансирование определенных государством национальных проектов было скорректировано с учетом последствий пандемии. Проработка направлений финансового обеспечения и выполнения национальных проектов продолжается, включая комплекс мероприятий, снижающих уровень глобальных рисков.

Министр финансов А. Силуанов подчеркнул, что в тех случаях, когда из-за объективных причин невозможна реализация каких-либо мероприятий в рамках национальных проектов, то деньги должны перераспределяться на другие приоритетные направления, а не оставаться неиспользованными. В связи с пандемией правительству предоставили возможность в 2020 году перераспределять средства без внесения поправок в закон о бюджете.

Кроме того, общий объем запланированных на национальные проекты средств как минимум не уменьшится. Правительство готово к дефициту федерального бюджета в размере почти 6 % ВВП (свыше 6 трлн. руб.). Но это допустимый дефицит, который относится к виду «активного» дефицита, направленного на инвестирование и социальное развитие.

В настоящее время правительство дорабатывает уточненные в связи с пандемией паспорта национальных проектов и в их основе заложена обязательность исполнения на запланированном уровне.

Рассмотрим распределение и использование бюджетных средств с корректировкой влияния пандемии.

Ключевые для граждан национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение» ощутили влияние пандемии в разной степени.

На реализацию национального проекта «Здравоохранение» в 2020 году заложено более 187 млрд рублей. Его реализация идет по графику, так как к 1 июня уже освоено 39,7 млрд рублей. Сейчас проект, как сообщили в минздраве, дорабатывается, вносятся поправки. Возможно, они будут направлены на усиление целенаправленности вложения средств. Например, практикующие врачи обращают внимание, что часто закупается очень дорогое оборудование, а потом средств не хватает на недорогие, но необходимые препараты. Очень важна согласованность работы правительства с трудовыми коллективами, осуществляющими непосредственно реализацию национальных проектов.

На национальный проект «Демография» пандемия коронавируса повлияла сильнее. Наблюдается отставание по проектам, связанным с диспансеризацией, работой организаций социального обслуживания, строительством спортивных объектов. Это отставание от графика связано с объективными причинами, вызванными режимом самоизоляции.

Однако, из 738,5 млрд рублей, предусмотренных на 2020 год, к середине июня все же освоено 246,5 млрд рублей. Кроме того, проводится корректировка показателей с учетом федеральных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Спорт — норма жизни», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и другие [12].

Реализация национального проекта «Безопасность и качественные автомобильные дороги» (БКАД) идет с опережением — на 11 % к 2019 коду. Сейчас кассовое исполнение составляет 17 % от годового объема. В целом, кассовое исполнение транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в этом году в июне достигло четверти годового бюджета. Создание новой транспортной системы улучшит показатели мобильности населения и создаст благоприятные условия для бизнеса [7].

В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» до конца года откроется «Одно окно» для экспортеров. В режиме онлайн можно будет взаимодействовать с таможенной и налоговой службами, оформлять документы, получать аналитику, осуществлять поиск партнеров за рубежом, а также получать на цифровой платформе другие услуги.

Всего в этом году на этот национальный проект предусмотрено 79,4 млрд рублей. Сейчас, в июне, освоено 12,5 % выделенных средств.

Еще весной в антикризисном плане правительства были скорректированы отдельные подходы к поддержке экспорта. Также министерство внесло изменения в постановления, определяющие порядок предоставления и освоения субсидий. Они будут выплачиваться ежеквартально, и таким образом будет обеспечиваться ритмичность финансирования.

Особое внимание в период пандемии было уделено национальному проекту «Цифровая экономика». Его бюджет на 2020 год равен 498,2 млн рублей. Основная часть средств выделена на подключение к интернету социально значимых объектов. В 2019 году подключено 17,8 тысячи — 26 % от заключенных госконтрактов. До конца 2020 года планируется подключить еще 32 %, а в 2021 году — оставшиеся объекты. Кроме того, к 2024 году в электронный вид планируется перевести документооборот бизнеса, государства и граждан, что значительно упростит многие процедуры, сократит время и снизит негативное влияние многих внешних и внутренних факторов [1].

Из-за пандемии была сильно задержана реализация проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости»

Всего в нацпроекте участвуют полторы тысячи предприятий. Ранее предполагалось, что новые предприятия тоже будут вступать в реализацию проекта. Однако из-за пандемии это не было осуществлено. Более того, часть предприятий приостановила работу. Ограничение доступа экспертов федерального и регионального центров компетенций также осложнило контроль над выполнением инновационных мероприятий и осуществлением программ повышения производительности труда. Однако создание платформы «Цифровые технологии производительности» позволит осуществить переход от физического присутствия экспертов по производительности труда на предприятии, где они могут находиться до полугода, к дистанционному формату контроля. По программе льготных займов под 1 % «Повышение производительности труда» одобрено пока лишь пять проектов на сумму 1,3 млрд рублей. Это, конечно, недостаточно. Фонд развития промышленности, который выдает льготные займы, имеет возможность финансировать гораздо большее число предприятий. В конце 2019 года право на льготные кредиты подтвердили 100 предприятий, которые наладили у себя производственный поток-образец. Стабилизация ситуации с коронавирусом позволит этим и новым предприятиям активно участвовать в национальном проекте.

За первые пять месяцев 2020 года кассовое исполнение по национальному проекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости» составило 1,9 млрд рублей или 24,3 %. В целом результат допустимый, учитывая объективные причины отставания от графика [9].

Реализация проекта «Жилье и городская среда» проходит достаточно успешно. С учетом дополнительной поддержки запланированный выход на строительство 120 млн квадратных метров жилья к 2024 году возможен, так как отставания от графика реализации проекта нет, а по переселению граждан из аварийного жилья наблюдается опережение. План нынешнего года по расселению выполнен уже к началу мая, а к июню — перевыполнен на 21,6 % по числу переселенных граждан и на 7,43 % по расселенной площади. Целевой показатель был превышен в 29 регионах.

К 10 июня из 112,5 млрд рублей, выделенных на национальный проект на этот год, кассовое исполнение составило 42,1 млрд рублей (37,3 %). Освоение средств идет по графику, а по расчетам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, большинство регионов программы по переселению из аварийного жилья завершат уже до конца 2023 года [15].

Недостаточное освоение средств наблюдается при осуществлении национального проекта «Экология». На середину июня 2020 года освоено всего 15,6 % средств, но по отдельным направлениям реализация проекта есть определенные успехи. Например, план по искусственному лесовосстановлению на 2020 год в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» выполнен на 72 %. По данным региональных лесных ведомств полностью выполнены запланированные на этот год восстановительные работы в Центральном федеральном округе (свыше 37 тысяч га, 105 % от плана). В Приволжском федеральном округе высажено свыше 30 тысяч га лесных культур (87 % от запланированного), в Сибирском федеральном округе высажено почти 29 тысяч га леса (81 % от плана). Это высокие показатели, которых удалось добиться при правильной организации использования финансовых ресурсов и качественной работе трудовых коллективов.

Основное кассовое исполнение проекта планируется в IV квартале 2020 года, что в значительной степени объясняется спецификой выполнения работ [4].

Проанализировав план расходования средств на национальные проекты в 2020 году (рис. 1) и фактическое исполнение можно наблюдать, что даже при высоких глобальных рисках умелая организация экономического и социального развития, своевременное финансовое обеспечение и его эффективное использование позволяют достичь высоких результатов.

Рис. 1. План расходования финансовых ресурсов на национальные проекты в 2020 году до пандемии, млрд руб. (Составлено на основании [8])

С учетом корректировок реализации национальных проектов правительство разработало общенациональный план восстановления экономики. В этом плане выделены основные цели правительства:

  • Стабилизировать экономическую ситуацию — до конца сентября 2020 года;
  • Завершить процесс восстановления экономики — до конца II квартала 2021 года;
  • Добиться роста ВВП более 2,5 % в год — до конца декабря 2021 года.

Стоимость мероприятий по восстановлению экономики составляет 5 трлн. рублей [14].

Был составлен прогноз преодоления глубины экономического спада 2020 года.

  1. Снижение ВВП РФ на 9,5% во II квартале 2020 года по сравнению к тому же кварталу 2019 года.
  2. Снижение реальных располагаемых доходов населения на 6 % во II квартале 2020 года по сравнению к тому же кварталу 2019 года (денежные доходы за вычетом налогов, процентов по кредитам и других обязательных платежей, скорректированных на инфляцию).
  3. Дефицит бюджета составит 8,5 % от ВВП в 2020 году.

На первом этапе восстановительных мероприятий основное внимание уделяется прямым денежным выплатам пострадавшим. На втором — на создание стимулов повышения экономической активности граждан и компаний.

Одна из самых опасных угроз — рост безработицы. В марте ее уровень в России составлял 4,7 %, если считать всех, кто остался без работы. Для борьбы с безработицей в плане среди новшеств предлагается ввести минимальную почасовую оплату труда. Размер ее пока не объявлен, но по расчетам экспертов почасовая оплата может быть выгодна работнику только в том случае, если он будет получать не меньше МРОТ за 50 % месячного рабочего времени. Возвращение безработицы на докризисный уровень через 1,5 года достижимо, если предложенные меры приведут к запланированному экономическому росту. Полное восстановление ВВП на уровень прошлого года произойдет только в 2022-2023 годах. Реальные доходы населения вырастут позднее.

Добиться более быстрых темпов восстановления экономики и решения социальных задач можно было бы с помощью масштабных финансовых вливаний в экономику. Однако финансовые резервы страны из-за мировых кризисных явлений восполнять очень сложно, поэтому финансовые ресурсы надо использовать рационально.

Особое внимание сейчас уделяется стимулированию несырьевых отраслей экономики. Например, разработана и внедряется программа импортозамещения в радиоэлектронике. Минпромторг предлагает установить нулевой налог на добавленную стоимость (НДС) для российской электроники. Причём обнуление предлагается только на товары из Единого реестра радиоэлектронной продукции. Это перечень электроники, которая гарантированно является российской Нулевая ставка НДС, а также отмена ввозных пошлин на комплектующие для её производства создадут равные условия для ценовой конкуренции российской и зарубежной продукции. К 2030 году планируется увеличить долю гражданской электронной продукции в общем объёме производства промышленной продукции до 88 % [2, 13].

Вводятся квоты для отечественной машиностроительной продукции при осуществлении госзакупок. Осуществляется государственное инвестирование в крупные транспортные стройки. В частности, планируется ускорить строительство Центральной кольцевой автодороги в Московской области, скоростной автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань, объездных дорог в районах Хабаровска, Тольятти, Екатеринбурга, Кемерово. Кроме того, планируется реконструировать автодороги «Сибирь» от Новосибирска до Иркутска и «Дон» от Москвы до Новороссийска. Осуществляется модернизация аэропортов в Хабаровске, Норильске, Челябинске, Перми, Саратове, Иркутске.

Для экономического роста в государстве транспортная составляющая всегда играла ключевую роль. А для такой большой страны как Российская Федерация, роль транспортной системы является ведущей.

Рассматривая вложения финансовых ресурсов в различные отрасли народного хозяйства и уровень их отдачи, можно наблюдать противоречивую картину.

Во II квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года неожиданное падение показывают ряд добывающих отраслей и производства. Например, снизилась добыча алмазов, производство титана и магния. Но, с другой стороны, есть и положительные примеры. Увеличилась добыча гранита и песчаника, извлечение медных руд, производство компьютеров и спецодежды. И такое неоднозначное положение не только по отраслям, но и по регионам Российской Федерации.

Становится очевидным, что необходимо усилить «управление по отклонениям», чтобы снизить управленческие ошибки в отношении использования финансовых ресурсов и обеспечить противодействие коррупции.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, актуальные проблемы финансов в условиях повышения влияния глобальных рисков состоят в стратегическом определении приоритетных направлений национальной экономики, финансирование которых позволит снизить воздействие мировых кризисных явлений.

Во-вторых, с помощью финансовых методов можно добиться высокого уровня импортозамещения и развития внутреннего рынка в целом.

В-третьих, исследования избыточного неравенства, которое увеличивается в Российской Федерации с каждым годом, показывает необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения и налога на роскошь.

В-четвертых, выявленная неоднородность эффективности вложения финансовых ресурсов по отраслям, показала необходимость «управления по отклонениям» для оперативного устранения влияния негативных внутренних факторов.

REFERENCES

  1. Alpatova I. Biznes zhdet onlayn-priyem. Natsproyekty idut na popravku / Irina Alpatova // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  2. Alpatova I. L’gota dlya chipa / Irina Alpatova // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 16 iyunya. — № 129 (8183). — 9 polosa
  3. Babkin A.V. Initial coin offering (ICO) kak transformatsiya finansovogo instituta kollektivnogo investirovaniya / A.V. Babkin, D.D. Burkal’tseva, A.S. Tyulin, P.KH. Azimov, O.G. Blazhevich // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. — 2020. — № 1. — S. 81–103.
  4. Berezina Ye. Musor, vozdukh i voda. Natsproyekty idut na popravku / Yelena Berezina // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  5. Buryakov G.A. Upravleniye protsessami finansovogo obespecheniya programm sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii i yeye regionov / G.A. Buryakov, T.V. Simonyan, V.Ye. Reutov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 138-150.
  6. Vorobyova E.I. Obespecheniye ustoychivosti finansovoy sistemy Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh globalizatsii / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 5-12.
  7. Gayva Ye. Trassy stroyat po planu. Natsproyekty idut na popravku / Yevgeniy Gayva // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  8. Zubkov I. Virus b’yet po pasportu. Natsproyekty idut na popravku / Igor’ Zubkov // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  9. Zubkov I. Kak vnedryayut berezhlivoye proizvodstvo. Natsproyekty idut na popravku / Igor’ Zubkov // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  10. Kravchenko L.A. Endogennaya paradigma gosudarstvennogo regulirovaniya sovremennoy ekonomiki / L.A. Kravchenko, Ye.G. Gindes, M.S. Abibullayev // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 230-238.
  11. Makurin A. Million v den’ / Aleksey Makurin // Argumenty i fakty. — 2020. — № 25. — 17 – 23 iyunya. — 8 polosa.
  12. Manukiyan Ye. Meditsina soblyudayet grafik. Natsproyekty idut na popravku / Yelena Manukiyan // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  13. Oborin M.S. Importozameshcheniye kak strategicheskoye napravleniye razvitiya mashinostroyeniya / M.S. Oborin // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 172-178.
  14. Smirnov K. «Finansovaya gazeta» poluchila tekst plana vosstanovleniya ekonomiki: vykhod iz krizisa uskoryat pri pomoshchi iskusstvennogo intellekta / Konstantin Smirnov [Elektronnyy resurs] // Finansovaya gazeta. — 2020. — 4 iyunya. — Rezhim dostupa: fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ekonomika/463389
  15. Trubilina M. Avariynyye doma rasselyat dosrochno. Natsproyekty idut na popravku / Marina Trubilina // Rossiyskaya gazeta. — 2020 god. — 23 iyunya. — № 135 (8189). — 4 polosa
  16. Shevyakov A.Yu. Mify i realii sotsial’noy politiki: monografiya / A.Yu. Shevyakov // Uchrezhdeniye Rossiyskoy akademii nauk Institut sotsial’no-ekonomicheskikh problem narodonaseleniya RAN. — M., 2011. — 76 s.