БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ

BUSINESS SIMULATION AS AN INTERACTIVE METHOD FOR TRAINING ECONOMISTS

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 1 (54), 2021

Section  Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 378.147

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Reutov Viktor Yevgeniyevich,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Head of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Director of the Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Reutova Viktoriya Vladimirovna.

Ph.D. in Pedagogy,

Associate Professor of the Department of Pedagogy

Taurida Academy (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Kravchenko Larisa Аnatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Troyan Irina Аnatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-1-162-171

PAGES: from 162 to 171

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: simulation, modeling, business simulation, educational technology, information technology, economic education, efficiency of the national economy.

ABSTRACT (ENGLISH):

In the article, the authors identified the essence of the main categories of research: simulation, computer simulation, business simulation. Business simulation is viewed as an interactive method for training economists, which has a system of rules and objectives and is aimed at forming a set of competencies that will help the student in subsequent economic activities. Business simulation has a clearly defined educational goal — the development of practical skills and competencies by the participants. The authors identified the key advantages of using business simulation, including: differentiation and adaptability of model changes; an integrated approach to the study of an object, verifiability of various approaches, the possibility of solving a variety of problems. The authors noted the disadvantages of using business simulation: psychological characteristics of the transition to innovative methods of training students, poor awareness, lack of digital competencies, low motivation of teachers, problems with access to resources and tools. With the use of a systematic analysis of the advantages and disadvantages, the expediency of introducing business simulation into the educational process in higher educational institutions for students of economic training is substantiated. The authors analyzed the experience of using business simulations popular in foreign universities and business schools, including Blue Ocean Strategy Simulation (BOSS), Capsim Capstone Business Simulation, Capsim Foundation, Cesim, Edumundo, Online Simulations Harvard Business Publishing Reality Works Business Education Simulations, Traction. The authors considered Russian projects of business simulations: Business course: Corporation Plus, Nixdorf «Exchange», Nixdorf «Delta», ViAL +. The authors identified economic disciplines, in teaching which business simulation should be used (accounting and audit, economic theory, finance, enterprise economics, management, trade, investment analysis, marketing). This will allow updating education and bringing new business graduates to the market and, as a consequence, increasing the efficiency of the national economy. It was emphasized that further research requires studying the experience of using business simulation games in universities and business schools.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью современного этапа развития мировой экономики является чрезвычайно большое количество изменений разного качества, которые проходят почти одновременно на всех уровнях хозяйствования и так быстро, что ни участникам экономических отношений, ни ученым не остается времени на размышления и соответствующие выводы. Сегодня типична ситуация, когда рекомендации, которые казались эффективными еще несколько лет назад в экономике одной страны, показывают свою нежизнеспособность в условиях другой национальной экономики.

В настоящее время формируется новая экономическая реальность, во многом связанная с наложением двух процессов: нестабильностью мировой экономической системы и попаданием российской экономики в режим санкций со стороны западных стран. Кроме того, что в экономике возникли глубокие перекосы воспроизводственной структуры, в новых геополитических реалиях действующая модель стала продуцировать реальные угрозы для экономической и финансовой безопасности. Современный кризис выявил противоречия и диспропорции не только в развитии экономики, но и в системе образования при подготовке специалистов для реального сектора экономики.

В современных условиях конкурентоспособным становится университет, в котором переплетаются возможности для привлечения талантливых преподавателей и студентов, есть значительные финансовые возможности, а также применяется оптимальная университетская модель, включающая предвидение стратегической цели, гибкость принятия решений, оперативную управленческую деятельность и инновационные подходы в обучении. Использование в учебном процессе интерактивных методов обучения является непременным условием подготовки компетентного экономиста. Образовательная среда, в рамках которой функционирует любое высшее образовательное учреждение, помимо того, что она призвана обеспечивать доступ к любой информации, еще и полностью трансформирует роль самого студента в учебном процессе. Сегодня преподаватель, профессор утратили свое право быть единственным источником информации. Им приходится завоевывать внимание студентов, доказывать, что они этого внимания стоят.

Неоспоримым является то, что чрезвычайно актуальной задачей, которая стоит перед специалистами в сфере профессионального экономического образования, является поиск инновационных подходов в обучении и развитии, которые, с одной стороны, соответствовали бы современным вызовам, с другой — обеспечивали высококачественную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и развитие специалистов и руководителей, их ключевых и профессиональных компетенций на современном уровне. Для решения вышеизложенных задач целесообразным является внедрение в практику обучения инновационной педагогической технологии — бизнес-симуляций.

Некоторые ученые [1, 2] видят решение проблем и противоречий высшего образования в трансформации процесса образования на качественно новый высокий уровень за счет активизации научных исследований. Это находит свое отражение в увлечении анализом различных наукометрических баз данных. По мнению авторов [3], основанная на их практическом опыте разработки новых учебных программ, образовательных стандартов, решить эту проблему могут только новые педагогические методы и инструменты, кардинально отличающиеся по своей логике, форме организации образовательного процесса, [3, 4]. Зарубежные ученые в своих работах отмечают, что способствует развитию навыков критического мышления и самостоятельного обучения, эмпирическое обучение в виде бизнес-симуляции и моделирования [5].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является анализ развития метода симуляций в университетах и бизнес-школах России и за рубежом, обоснование его эффективности и целесообразности внедрения. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по теории экономического образования, в том числе с помощью симуляционных технологий. Ключевыми методами настоящего исследования стали анализ научной литературы по заявленной проблеме для рассмотрения основных категорий, метод аналогии и обобщения научно-теоретических положений и эмпирических данных для выявления черт, проблем и преимуществ использования бизнес-симуляции в получении экономического образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодняшние студенты сталкиваются с очень реальной проблемой конкуренции за рабочие места на глобальном рынке, где языки, культура и практический опыт имеют решающее значение для успешного приема на работу. Бизнес-симуляции поощряют активное обучение, что влечет за собой любой тип обучения, при котором участники поведенчески и когнитивно активны и вовлечены в процесс.

Бизнес-образование в настоящее время подвергается критике за то, что оно в основном базируется на теории и не содержит компонент, стимулирующий критическое мышление, творчество и инновации. Эти характеристики часто отсутствуют у многих выпускников, что в настоящее время считается серьезной проблемой в образовании университетского уровня. Однако недостаточно только реагировать на возникающие проблемы, необходимо также предвидеть будущие экономические изменения.

По мнению отдельных ученых [3] современному профессиональному образованию, в частности в вузах экономического профиля, необходима разработка новых учебных программ, образовательных стандартов, которые кардинально отличаются по своей логике, применяемым педагогическим методам и инструментам.

Конус опыта («Dale’s cone of experience»), созданный на базе исследований профессора Эдгара Дейла и его последователей, наглядно иллюстрирует эффект от различных образовательных технологий и показывает в каком направлении необходимо развивать обучение (рис.1).

Рис. 1. Конус опыта Э. Дейла [6].

Конус опыта наглядно демонстрирует, что «активное обучение» обеспечивает получение более высоких достижений в образовательном процессе [7]. При этом, отмечается, что лекция является наиболее эффективным методом обучения (эффективность на уровне 5%).

Различные исследователи по-разному смотрят на интерпретацию этой модели. Одни считают, что именно анализ свойств этой модели может стать «ключом» к пониманию необходимости изменения самой модели обучения — «от объяснения к действию» к модели «от действия к объяснению» [3]. Другие считают, что организация учебного процесса с использованием новейших информационных технологий и максимальным привлечением студентов является одной из первоочередных задач в преподавании любой дисциплины [8].

Как известно, активные методы обучения делятся на неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа) и имитационные (анализ конкретных ситуаций, кейсовый метод, упражнения-действия с инструкции и т.д.). Бизнес-симуляция может быть отнесена к категории имитационных игровых активных методов обучения.

Многие вузы работают над созданием собственной интерактивной образовательной среды, где наряду с классическими методами (лекциями и семинарами), применялись бы также и иные формы и методы обучения такие, например, как деловые игры, в ходе которых моделируется поведение в различных типовых ситуациях, анализ ролевых ситуаций из практической деятельности компаний, разработка сценариев; проектная работа, направленная на решение практических задач (применение симуляторов). По нашему мнению, метод симуляций должен стать достаточно популярным в российском экономическом образовании, таким, каким он является в системе образования на западе, где часто используется не только для обучения студентов, но и в процессе подготовки управленческих кадров.

Бизнес-симуляция имеет четко сформированную образовательную цель — выработка участниками практических навыков и компетенций. Следует отметить, что бизнес-симуляции также позволяют применять в обучении элементы игрового процесса, при правильном балансе с учебными задачами повышают эффективность образовательных результатов. Именно это позволяет выделить бизнес-симуляцию в отдельную категорию. Это качественно отличает ее от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве относятся к сфере развлечений.

Основной составляющей большинства игр является симуляция экосистемы. Они моделируют реалии делового мира, создавая базовые, а в некоторых случаях продвинутые, бизнес-теории и практики в контролируемых игровых средах. Образовательная технология бизнес-симуляции предусматривает погружение обучающихся в такие условия, которые имитируют реальные бизнес ситуации.

В научных кругах существуют разные подходы к определению метода симуляций. При этом ключевая идея сводится к тому, что это сценарий, который разработан определенным образом, имеющий свою систему правил и задач. Главной целью этого метода должно стать формирование такого набора компетенций, которые помогут обучающемуся в последующей экономической деятельности. Отличительными признаками образовательной симуляции являются: моделирование определенной части окружающего мира, недоступной для непосредственного изучения из-за требований; безопасность, высокая стоимость или сложность технической реализации; возможность наглядного представления абстрактных понятий; возможность изучения объекта с помощью изменения его параметров; сокращение реальных сроков исследуемых процессов.

Развитие и использование информационных технологий в образовании привели к появлению метода компьютерной симуляция. Моделирование задач с помощью метода компьютерной симуляции позволяет изменять параметры системы в режиме реального времени и следить за изменением результата. В качестве дополнительных свойств компьютерной симуляции можно выделить: анализ ситуаций по принципу «что, если…», при этом сохраняются различные сценарии; визуальное представление явлений процессов. Возможность реализации дифференцированного подхода в обучении является важным достоинством компьютерной симуляции. Обычно компьютерные симуляции, используются в учебном процессе в рамках работы в малых группах. При этом обучающиеся осваивают материал в удобном для них темпе, делая акцент на сложных элементах и полностью погружаясь в суть исследуемого процесса.

Средствами метода компьютерной симуляции могут являться как виртуальная лаборатория, так и компьютерный тренажер. Компьютерная симуляция может быть реализована посредством внедрения ее таких составляющих компонентов: модели определенной профессиональной среды, которая в своей основе имитирует различные сценарии коммуникации действующих субъектов; сценарии поведения, для использования которых требуется применение определенных знаний, умений и навыков, что может даже развивать интуицию с помощью поиска нетрадиционных способов решения профессиональных задач.

Основными и неоспоримыми преимуществами компьютерной симуляции как метода обучения являются:

  • дифференцированность изменения модели за счет меняющихся условий и ограничений и отработка умений быстрого реагирования на изменение ситуации;
  • формирование комплексного подхода к результату оценки объекта изучения; отработка навыков коллективной работы и коллективной ответственности за результат;
  • проверка разных подходов, позволяющих оценить вероятность ошибки при принятии решения или с уверенностью утверждать о правильности выбранных решений.

Реальность такова, что метод компьютерных симуляций получает все большее распространение при исследовании экономических процессов.

В основе исследуемой нами образовательной технологии бизнес-симуляции находится модель, которая строится по нормам и правилам настоящей экономической деятельности, а это помогает обучающимся сформировать профессиональные компетенции на основе реальных примеров и дает возможность дать представление об определенных сферах экономической деятельности. Наибольшее распространение получили бизнес-симуляторы — компьютерные программы, моделирующие деятельность предприятия, банка или любого другого учреждения, руководителями которой становятся студенты. В основной своей массе они оптимизируют главные бизнес-процессы позволяют вывести фирму в число лидеров при конкурентных преимуществах, в отличии от других фирм, на примере которых работают другие участники процесса обучения.

Ведущие учебные заведения и компании за рубежом уже давно используют бизнес-симуляторы для обучения своих студентов и сотрудников. Это обеспечивает повышение уровня их профессиональной подготовки и минимизирует затраты на обучение. Популярность бизнес-симуляторов стремительно растет. По данным исследования компании SIMFORMER за 2016 г. рост рынка бизнес-симуляторов в мире составило 19% [9]. Главная причина популярности бизнес-симуляций, как считают разработчики, заключается в том, что они могут научить тем вещам, которые нельзя овладеть с помощью лекций, кейсов или даже посещение реальных компаний. В играх студенты погружаются в неоднозначные и(или) противоречивые ситуации, которые заставляют их мыслить стратегически, принимать решения и видеть последствия действий, а, следовательно, учиться «на собственных ошибках».

В процессе внедрения бизнес-симуляций в образовательный процесс именно социальное взаимодействие и психологически безопасная командная среда помогают студентам развивать синергетические знания. Также из плюсов данного метода можно выделить многообразие задач, которые решаются с помощью бизнес-симуляции, начиная от приобретения конкретных знаний и навыков в области понимания основ бизнес-процессов, и заканчивая выбором стратегии кампании и развитием навыков командной проектной работы. Одним из главных достоинств бизнес-игры является эмоциональное переживание за результат.

Общеизвестно, что запоминается лишь не более 20% из того, что было прочитано, и до 90% из того, что было применено через действие. Такое обучение получило название «learning by doing», то есть обучение через действие. Бизнес симуляционные игры являются практическим методом обучения экономике студентов европейских университетов. Классический учебный процесс, используемый в западных университетах, заключается в том, что в течение периода обучения в одном семестре одно занятие соответствует, например, одному финансовому году или другому временному интервалу. Между занятиями обучающиеся получают задания, прорабатывают кейсы и т. п. Используя такие методы обучения, у студентов есть возможность глубоко проработать материал, погрузиться в понимание игры и на более высоком уровне освоить материал.

Эффективность бизнес-симуляций как образовательной технологии доказана опытом внедрения в ведущих высших учебных заведениях мира. Она связана, в первую очередь, с сочетанием динамики обучения, интеграции знаний, полученных при изучении различных ситуаций, и выстраиванием целостной картины коммуникаций с субъектами экономической деятельности. Рассмотрим наиболее известные бизнес-симуляции, применяемые за рубежом.

Baton Simulations, игры ERPsim — это серия бизнес-симуляций, которые работают на установленной системе SAP. В отличие от других пошаговых имитаций, используемых для бизнес-обучения, игры ERPsim дают возможность участникам работать в системе быстрее, чем в режиме реального времени. Это дает возможность принимать решения, касающиеся продаж, ценообразования, компонентов продуктов, маркетинговых инвестиций, управление денежными потоками, производством и т.п., благодаря использованию отчетов и соглашений, которые хранятся в SAP. Blue Ocean Strategy Simulation (BOSS) является симуляцией бизнес стратегии, которая позволяет участникам испытать новые стратегии и мероприятия по рыночным реалиям. Это эффективное средство обучения для подготовки себя к реальному миру бизнеса.

Capsim Capstone Business Simulation — это сложная бизнес-симуляция, которая учит стратегии, конкурентному анализу финансов, кросс-функциональному регулированию и выбору тактики построения успешной и целенаправленной компании. Участники должны пройти очень сложные и ситуации, в которых тестируется и повышается деловая хватка путем моделирования, анализа и стратегического планирования.

Симуляция Capsim Foundation предоставляет привлекательную и среду для понимания основных бизнес-процессов. Симулятор Foundation позволяет моделировать влияние важнейших элементов бизнеса, таких как отношения между ключевыми направлениями исследований и разработок, маркетинга, производства и финансов, направлен на развитие у пользователей практических навыков управления, а также формирование универсальных компетенций в сфере предпринимательства. Участники запускают свои гостиничные и ресторанные процессы управления в условиях конкуренции с другими командами. Они могут попрактиковаться с различными сценариями, а также проанализировать результаты своих решений и прогнозов. Для каждого раунда симулятор формирует ряд подробных отчетов, которые помогают командам проанализировать результаты и сравнивать их со своими конкурентами.

Использование последних технологий в бизнес-симуляции Cesim помогает закрепить теоретические знания, усовершенствовать навыки принятия бизнес-решений и повысить эффективность работы в команде как студентов, так и сотрудников. Edumundo предлагает несколько интерактивных симуляторов управления и деловых игр, которые повышают знания студентов путем смешивания конкурентоспособности, принятия решений, интеллектуального обратной связи и развлечений. Флагманским продуктом компании является Prosim, но компания также предлагает симуляции управления велосипедной компанией, шоколадной фабрикой, туроператором и моделирования маркетинга для компании по выпуску джинсовой одежды.

Онлайн-симуляции Harvard Business Publishing используют ситуации реального мира для закрепления результатов обучения студентов. Reality Works Business Education Simulations предлагает три онлайн бизнес-симуляции, чтобы дать студентам практический опыт принятия бизнес-решений. Каждый симулятор позволяет участникам вести свой виртуальный бизнес. RealCareer Business Management дает студентам возможность испытать бизнес-сценарий, где они разрабатывают и продают новый продукт. RealCareer Entrepreneurship является ролевым сценарием управления бизнесом, который предоставляет углубленное понимание бизнеса, маркетинга и финансовых понятий. RealCareer Business Finance предлагает имитацию, позволяющую студентам окунуться в финансово неустойчивый бизнес и попытаться урегулировать его.

Traction — это игра стратегического моделирования. Студенты разрабатывают и запускают предприятие на двух этапах (убыточности и получения дохода). Внимание сосредотачивается на командах, финансировании, разработке продукта, бизнес-модели, внутренних процессах этого моделирования. Симуляция сочетает академические понятия и практический опыт.

В России таких проектов сравнительно мало. Самыми известными бизнес-симуляторами, представленными на российском рынке, являются [9]:

Бизнес-курс: Предприятие. Здесь пользователь может выполнять роль руководителя. Курс состоит из пяти этапов (условных лет). На каждом этапе игрок должен принять правильные управленческие решения по функционированию предприятия: приобретение оборудования, закупка сырья, оплата труда, производство продукции разных видов, каналы продвижения продукции и т.д. Программа предоставляет детальную управленческую, финансовую и налоговую отчетность, финансовые показатели. Цель игры заключается в овладении базовыми знаниями по экономике предприятия.

Бизнес-курс: Корпорация Плюс. В отличие от компьютерной игры «Предприятие» от того же разработчика в «Корпорации плюс» нужно быть руководителем ОАО, акции которого обращаются на фондовом рынке. Здесь уже можно осуществлять эмиссию ценных бумаг для роста компании. Главной целью игры является освоение основ управления и анализ влияющих на управленческо-финансовую деятельность предприятия факторов, а также понимание взаимосвязи между управленческими решениями и финансовыми результатами. Участникам необходимо читать финансовую отчетность, разрабатывать финансовые прогнозы и оценивать содержание финансовых решений. В программе множество практических задач, которые выполняются с помощью имитационной модели, контрольных вопросов и комментариев к ним. Ответы на эти вопросы позволяют проследить логику построения решений.

Никсдорф «Биржа» — это деловая игра, основанная на установлении курсов на бирже ценных бумаг. В процессе игры, участники знакомятся со значением информационной деятельности предприятия, осознают, что собственный опыт чрезвычайно важен в работе на бирже. Целью игры является приобретение практических знаний по дисциплинам «Ценные бумаги», «Биржевая деятельность» и др.

Никсдорф «Дельта» — имитационная система управления деятельностью предприятия — деловая компьютерная игра с элементами конкуренции. Для успешного участия в этой игре необходимо наличие соответствующих знаний по управлению предприятием и экономики. Целью игры является отработка навыков принятия системных управленческих решений в области маркетинга, производства, сбыта, финансов, оценки эффективности деятельности предприятия в условиях конкуренции.

Задачами бизнес-симуляции ViAL+ являются: формирование прикладных экономических и управленческих компетенций участников через практическую бизнес-деятельность в конкурентной рыночной среде; развитие и совершенствование навыков анализировать, принимать решения, просчитывать последствия принимаемых решений и soft skills (управление временем, самодисциплины, самомотивации, презентации, коммуникации); всесторонняя подготовка к ведению собственного дела.

ViAL + реалистично отображает функционирования производственного предприятия, начиная с разработки и организации производства продукции и заканчивая сбытом произведенного товара в условиях различных типов рынка. Симуляции присущи все характерные признаки деловой игры и четкое воспроизведение реальных бизнес-процессов.

Установить адекватное сравнение между всеми ними и провести надлежащий обзор практически невозможно из-за расширяющегося списка бизнес-симуляций. Однако даже краткий их анализ актуализирует компьютерные бизнес-симуляции как метод образовательного процесса.

В современных условиях при организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий бизнес-симуляция становится альтернативой традиционным образовательным технологиям в аудиториях. Большинство симуляторов имеют широкий спектр задач, что делает процесс обучения более многогранным. Бизнес-симуляторы позволяют комплексно изучать основные экономические дисциплины и предоставляют возможность на практике проверить полученные профессиональные знания в области управления и экономики, поскольку стирают границы между теорией и практикой, тем самым внося элементы научного поиска в процесс обучения.

Считаем, что бизнес-симуляторы следует использовать в изучении ряда экономических дисциплин, в частности таких как: бухгалтерский учет и аудит, экономическая теория, финансы, экономика предприятия, менеджмент, торговое дело, инвестиционный анализ, маркетинг.

Следует отметить, что применение бизнес-симуляции как метода обучения будущих экономистов неизбежно сопряжено с рядом сложностей. Важно понимать, что этот метод обучения для экономического образования является в большей степени новаторским, а люди часто неохотно принимают новые способы ведения дел, поэтому существует потребность в информировании о внедрении системы моделирования и ее преимуществах как для студентов, так и для преподавателей [10]. Российские ученые также отмечают недостаток цифровых компетенций, низкая мотивация преподавателей, проблемы с доступом к ресурсам и инструментам [11].

ВЫВОДЫ

Одним из направлений решения проблемы развития экономических, предпринимательских способностей является поиск новых форм профессионального образования на основе использования бизнес-тренажеров. В значительной степени использование различных бизнес-симуляций сможет поднять качество практико-ориентированного обучения студентов. Сейчас во всем мире тренинги в формате бизнес-симуляции чрезвычайно популярны. Это обусловлено тем, что такой формат обучения предоставляет возможности, которых нет ни в одном другом виде тренинга. Считаем, что такой подход предоставляет возможности для решения комплекса образовательных проблем и противоречий в высших учебных заведениях, в частности, экономического профиля.

Таким образом, работа на опережение и регулярное использование учебных инноваций, в том числе в сфере применения новых методов в каждой экономической науке, позволит подготовить конкурентоспособных экономистов, которые владеют широким диапазоном современных экономических знаний и способных адаптироваться не только к рыночным условиям хозяйствования, а и к новому инновационному типу экономики. От этого во многом зависит развитие экономической науки, эффективность национальной экономики, ее отдельных регионов и отраслей.

REFERENCES

  1. Yefimova, G.Z. Innovatsionnyy potentsial professorsko-prepodavatel’skogo sostava vuza kak faktor konkurentosposobnosti vypusknikov / G.Z. Yefimova [Elektronnyy resurs] // Sovremennyye issledovaniya sotsial’nykh problem. — 2010. — № 2 (02). — S. 16–17. — Rezhim dostupa: cyberlenink3.ru/article/v/innov3tsionnyv-potentsial-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-vuza-kak-faktor-konkurentosposobnosti-vypusknikov-2 (data obrashcheniya: 28.01.2021).
  2. Bushuyev, S.D. Naukometricheskiye bazy: kharakteristika, vozmozhnosti i zadachi / S.D. Bushuyev, A.O. Beloshchitskiy, V.D. Gogunskiy // Upravleniye razvitiyem slozhnykh sistem. — 2014. — № 18. — S. 145–152.
  3. Luk’yanov, D.V. Ot kontseptsii «Konusa v obrazovanii» Yedgarz Deyla k modeli «Voronki znaniy» i gibkikh metodologiy upravleniya proyektami v obrazovanii / D.V. Luk’yanov, V.D. Gogunskiy, A.Ye. Kolesnikov // Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii, nauke i proizvodstve. — 2016. — № 2 (5). — S. 179–190.
  4. Kolesnikov A.E. Formirovaniye kompetentnosti pri avtomatizirovannom obuchenii na osnove znaniy /A.E. Kolesnikov, O.M. Mikolyuk, V.D. Gogunskiy // Materialy pervoy mezhdunarodnoy konferentsii po adaptivnym tekhnologiyam upravleniya obucheniyem ATL-2015 (23-25 sentyabrya 2015 g.). — 2015. — S. 37–41.
  5. Buil, I. Engagement in business simulation games: A self‐system model of motivational development / I. Buil, S. Catalán and E. Martínez. — Br J Educ Technol, 2020. — 51: 297–311. — DOI: doi.org/10.1111/bjet.12762
  6. Ken Masters. Edgar Dale’s Pyramid of Learning in medical education: A literature review / Masters Ken // Medical Teacher. — 2013. — 35:11. — e1584-e1593. — DOI: 10.3109/0142159X.2013.800636
  7. Tarasich, Yu.G. Organizatsiya seminarskikh zanyatiy studentov sredstvami IKPS / Yu.G. Tarasich, Ye.O. Spivakovskaya // Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii. — 2013. — № 17. — S. 131–141.
  8. Manyukova, N.V. Organizatsiya interaktivnogo obucheniya s pomoshch’yu MS EXCEL v kachestve instrumenta komp’yuternoy simulyatsii / N.V. Manyukova, Ye.Z. Nikonova // Sovremennyye issledovaniya sotsial’nykh problem. — 2017. — T. 8, № 4. — S. 101–112.
  9. Aksenov A.V. Obzor otechestvennykh biznes-simulyatorov v protsesse obucheniya spetsialistov ekonomicheskogo profilya / A.V. Aksenov, YU.V. Kiselev, B.C. Kireyev [Elektronnyy resurs] // Teoriya. Praktika. Innovatsii. — 2016. — № 12 (12). — S. 6–13. — Rezhim dostupa: www.tpinauka.ru/2016/12/Aksenov.pdf (data obrashcheniya: 28.01.2021).
  10. Salman Zulfiqar. An Analysis of Influence of Business Simulation Games on Business School Students. Attitude and Intention Toward Entrepreneurial Activities / Salman Zulfiqar, Binesh Sarwar, Saira Aziz, Khurram Ejaz Chandia, and Muhammad Kaleem Khan // Journal of Educational Computing Research. — 2019. — Vol. 57 (1). — 106–130. — DOI: 10.1177/0735633117746746 C/123
  11. Pesha, A.V. Razvitiye nadprofessional’nykh kompetentsiy studentov v novoy onlayn-real’nosti 2020 goda / A.V. Pesha // Professional’noye obrazovaniye i rynok truda. — 2020. — № 2. — S. 85–86. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10227.