DEVELOPMENT OF THE PENSION saving MARKET: BEHAVIORAL ASPECT OF GENERATION Z
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 2 (55), 2021
Section Financial markets
Publication text (PDF):Download
UDK: 336.7
AUTHORS:
Gorlovskaya Irina Georgiyevna,
Doctor of Economy Sciences, Associate Professor,
Professor of Department of Economy and Financial Policy,
F.M. Dostoevsky Omsk State University,
Omsk, Russian Federation.
Reutova Irina Mikhaylovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of Department of Economy and Financial Policy,
F.M. Dostoevsky Omsk State University,
Omsk, Russian Federation.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-2-103-110
PAGES: from 103 to 110
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: pension saving, pension saving market, state regulation, generation Z
ABSTRACT (ENGLISH):
The article deals with the development of the pension savings market in the Russian Federation. The population is one of the key participants in the pension savings market. The authors investigate the factors, conditions and incentives for the development of the pension savings market. Factors and conditions form the preconditions for the development of the Russian market for pension savings. The conditions for the functioning of participants in the pension savings market are formed by the state. Market prospects are linked to Generation Z. Factors and conditions, together with incentives, create incentives for Generation Z to accumulate retirement. The study includes some statistical data on key indicators of the Russian pension savings market and some results of a study of the behavior and attitudes of generation Z to the pension savings market. Analysis of statistical data showed a decrease in institutional participants in the pension savings market, which is due to objective and subjective factors, as well as the tightening of conditions for the functioning of participants in the pension savings market. The results of the study make it possible to reveal the reasons for the emerging vector of development of the pension savings market, to determine the level of financial literacy of generation Z in relation to the pension savings market, and to determine the attitude towards this market. The study shows that without the activation of factors, incentives and conditions, generation Z will not begin to form a demand for the services of non-state pension funds. Economic and institutional factors influence Gen Z’s attitudes towards retirement savings. The behavioral aspect of generation Z in the pension savings market should be taken into account by the state when creating conditions for the development of the pension savings market.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития рынка пенсионных накоплений является актуальной для России [1]. Основными причинами этого является старение населения и невозможность сохранения солидарной пенсионной системы в прежнем формате.
Условия функционирования участников на рынке пенсионных накоплений устанавливает государство. В Российской Федерации до 2002 года господствующим принципом пенсионной системы был принцип PAYG (pay-as-you-go). В ходе пенсионной реформы 2002 года принцип солидарности поколений дополнился принципом PAYE (pay-as-you-earn). Население получило возможность формировать пенсионные накопления как в рамках государственной компоненты пенсионной системы (обязательного пенсионного страхования), так и в рамках негосударственной компоненты (негосударственного добровольного пенсионного обеспечения).
При этом, условия развития рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации следует охарактеризовать как часто изменяющиеся. Как было отмечено, в Российской Федерации до 2002 года господствующим принципом пенсионной системы был принцип солидарности поколей. Несмотря на то, что в 1998 году был принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», накопительный принцип не играл ведущей роли. В ходе пенсионной реформы 2002 года акценты сместились: принцип солидарности поколений дополнился накопительным принципом, население получило возможность формировать пенсионные накопления как в рамках государственной компоненты пенсионной системы (обязательного пенсионного страхования), так и в рамках негосударственной компоненты (негосударственного добровольного пенсионного обеспечения). Ключевыми моментами в развитии российской пенсионной системы и рынка пенсионных накоплений следует считать:
- 2004 год — с этого года формируют накопительную часть пенсий только граждане начиная с 1967 года рождения и младше; граждане с 1953 года по 1996 рождения могли формировать пенсионные накопления в рамках обязательного пенсионного страхования только с 2002 по 2003 год;
- 2014 год — введён мораторий на формирование пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования; создание комплексной системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений;
- 2015 год — внесены изменения в состав пенсий, условия их получения и формулы расчёта;
- 2018 год — увеличение пенсионного возраста, для женщин он увеличился с 55 лет до 60, для мужчин — с 60 лет до 65.
Таким образом, условия развития рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации следует охарактеризовать как нестабильные.
В целом доля пенсионных накоплений в ВВП остаётся низкой, пенсионная нагрузка постоянно растёт. Рынок пенсионных накоплений в России характеризуют данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Ключевые показатели рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Количество НПФ, ед. | 133 | 118 | 120 | 102 | 74 | 66 | 52 | 49 | 43 |
Пенсионные накопления в системе ОПС, в НПФ, млрд. руб. | 669,3 | 1 088,4 | 1 132,4 | 1 719,5 | 2 129,9 | 2 435 | 2 582,3 | 2 787,6 | 2 046,1 |
Число застрахованных лиц по ОПС, млн. чел. | 16,57 | 22,19 | 22,07 | 27,03 | 29,84 | 34,32 | 36,97 | 37,35 | 37,14 |
Пенсионные резервы (накопления) в системе НПО, млрд. руб. | 758,1 | 831,6 | 900,1 | 991,6 | 1096,8 | 1184,1 | 1268 | 1363,4 | 1 474, 0 |
Число участников НПФ, млн. чел. | 6,78 | 6,77 | 6,37 | 5,81 | 5,28 | 6,01 | 6,13 | 6,18 | 6,18 |
Трудоспособное население млн. чел. | 87,1 | 86,1 | 85,2 | 85,4 | 84,2 | 83,2 | 82,2 | 76,1 | 75,2 |
* Составлено на основе [13, 14]
Анализ статистических данных показал сокращение институциональных участников рынка пенсионных накоплений, что обусловлено объективными и субъективными факторами, а также ужесточением условий функционирования участников на рынке пенсионных накоплений. За рассматриваемый период число застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию выросло в 2,2 раза, а пенсионные накопления увеличились почти в 3 раза. Число участников негосударственных пенсионных фондов сокращалось в 2014–2016 гг. связи с аннулированием лицензий у более, чем 20 негосударственных пенсионных фондов. В 2018 г. наблюдается незначительный рост участников по сравнению с предыдущими периодами. Пенсионные резервы с 2012 по 2020 гг. увеличились в 1,94 раза. Доля населения, участвующего в системе обязательного пенсионного страхования в 2012 г. составляла 19,0 % трудоспособного населения, в 2015 г. — 31,7 %, и увеличилась 2020 г. до 49,4 % на фоне тенденции уменьшения трудоспособного населения (на 13,6 %), роста численности населения, старше трудоспособного возраста и увеличения пенсионной нагрузки.
Всё это свидетельствует о необходимости и возможности развития рынка пенсионных накоплений в России. Многие страны осознают необходимость стимулирования участия в пенсионном обеспечении, чтобы обеспечить подготовку своих граждан к выходу на пенсию. Выявление потенциальных групп присоединяться к пенсионным планам поможет правительствам нацелить стратегии на повышение осведомленности о пенсиях и их участия [6]. Потенциал развития рынка пенсионных накоплений России связан с молодым поколением, которое ещё только начинает формировать свои пенсионные установки и пенсионное поведение.
Постановка задачи
При смене поколений изменяются приоритеты и механизмы пенсионной системы. И это происходит не только под влиянием изменения количественных пропорций (изменения соотношения, работающего (трудоспособного) и нетрудоспособного населения), но качественных факторов, таких как глобализация, диджитализация, развитие социальных сетей, улучшение качества жизни. В трудоспособный возраст вступает новое поколение, названное поколением Z, которое активно пользуется мультимедийными технологиями, информацией из интернета. Они уверенны в своих взглядах, которые далеко не всегда бывают правильными, индивидуальны в своих предпочтениях [5]. Существует мнение, что они мыслят фрагментарно, их поведение определяется фактором виртуализации и, поэтому они более склонны к неоправданному риску [7]. Между тем, исследователи определяют это поколение как поколение опытных потребителей, быстро взрослеющее поколение, занимающееся самообразованием, новые технологии являются для них естественной средой [11].
Факторы и условия, совместно с стимулами, создают мотивацию поколения Z к пенсионным накоплениям, формируют их пенсионные установки и пенсионную стратегию. В качестве факторов развития рынка пенсионных накоплений исследователи выделяют объективные и субъективные факторы, внешние и внутренние. В целях данного исследования были выделены экономические, институциональные и поведенческие факторы. К экономическим факторам отнесены уровень и источники доходов, расходы, их планирование и учёт; финансовые услуги и финансовые продукты, предлагаемые на финансовых рынках; уровень финансовой грамотности. Институциональные факторы включают тенденции развития финансовых институтов, правовые нормы, уровень доверия к финансовым институтам, семейные стандарты финансового поведения. В составе поведенческих факторов выделены целевые жизненные установки, желание делать или не делать сбережения, выбор финансовых инструментов, способ выбора информации.
Для оценки отношения молодого поколения к негосударственным пенсионным фондам, услугам и продуктам, предлагаемым фондами, был проведен опрос молодёжи от 18 до 24 лет.
Результаты
В настоящее время именно поколение Z формирует вектор массового поведения в отношении пенсионных накоплений и развития рынка пенсионных накоплений на ближайшие десятилетия (рис. 1).
Рис. 1. Схема влияния поколения Z на развитие рынка пенсионных накоплений (Cоставлено авторами)
В российской и зарубежной литературе специальные исследования отношения молодого поколения к негосударственным пенсионным фонда и пенсионным программам не встречаются. Исследования в российской и зарубежной практиках в большинстве своем посвящены анализу факторов и условий принятия решений по индивидуальным сбережениям и инвестициям [6; 8; 9]. Отдельные работы освещают вопросы влияния государства на стимулирование выбора пенсионных планов [10; 12].
Методология исследования основывалась на системном подходе к рынку пенсионных накоплений [2; 4] и выделении в субъектной компонент поколения Z, как субъекта, определяющего вектор развития данного рынка. В соответствии с этим был сформулирован исследовательский вопрос: «Каково отношение молодого поколения к формированию негосударственной пенсии и обращение к услугам негосударственных пенсионных фондов?», а также предпринята попытка установления причинно-следственных связей между факторами, условиями и установками потенциальных пенсионеров. Дополнительно были сформулированы субвопросы:
- Формирует ли поколение Z пенсионную стратегию?
- Влияет ли семейные стандарты финансового поведения на формирование пенсионной стратегии?
- Влияет ли финансовая грамотность на формирование пенсионной стратегии?
- Влияет ли государственные условия на формирование пенсионной стратегии?
- Влияют ли современные технологии на формирование пенсионной стратегии?
В рамках исследования были поставлены задачи:
- Уточнить представления поколения Z о негосударственных пенсионных фондах и рынке пенсионных накоплений;
- Определить уровень финансовой грамотности поколения Z в отношении рынка пенсионных накоплений;
- Выявить влияние внешних и внутренних факторов (экономических, институциональных и поведенческих) на формирование финансовых (пенсионных) установок поколения Z;
- Сформулировать предпочтительные пенсионные установки поколения Z.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что без активизации факторов, стимулов и условий поколение Z не начнет формировать спрос на услуги негосударственных пенсионных фондов.
Данное исследование отношения молодого поколения (поколения Z) к развитию рынка пенсионных накоплений представлено на материалах Омской области. Омская область занимает 25 место в Российской Федерации по численности населения. С точки зрения основных возрастных групп численность населения, которая может быть отнесена к поколению Z составляет 28,24 %, в том числе 15-19 летние составляют 15,8 % поколения Z в Омской области, а 20-24 летние — 18 %, то есть третью часть поколения Z.
Исследование отношения молодого поколения (поколения Z) к развитию рынка пенсионных накоплений проводилось в форме социологического опроса в период январь-март текущего года. В выборку были включены обучающиеся высших учебных заведений в возрасте от 18 до 24 лет, всего 482 человека.
Результаты исследования показали, что у поколения Z имеется фрагментарное представление о негосударственных пенсионных фондах и рынке пенсионных накоплений (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Собираетесь ли Вы формировать дополнительную (негосударственную) пенсию в негосударственном пенсионном фонде?» *
Возраст
Варианты ответов |
18–19 | 20–21 | 22–24 |
Да, я буду формировать в НПФ | 3,4 | 11,5 | 28,6 |
Нет, я не буду формировать пенсию вообще | 5,9 | 7,7 | 9,0 |
Да, я буду формировать пенсию, но не в НПФ, а с помощью других финансовых инструментов | 9,3 | 13,9 | 12,5 |
Еще не задумывался об этом | 74,6 | 61,5 | 42,9 |
Мне это неинтересно | 6,8 | 5,4 | 7,1 |
* Cоставлено по результатам опроса
Исследование показало низкий уровень финансовой грамотности поколения Z в отношении рынка пенсионных накоплений. Так на вопрос «Зачем нужны негосударственные пенсионные фонды в России?» Абсолютно правильный ответ дал только 26 % респондентов, затруднились с ответом также 26 %. На вопрос о том, какие средства подлежат государственному страхованию в России, правильно ответили только 14 % респондентов. Правильный ответ о соотношении доходности и риска, связанных с пенсионными накоплениями, дали примерно половина опрошенных — 51 % респондентов, при этом 22 % не смогли ответить на этот вопрос. Это означает, что в программы финансовой грамотности необходимо включать вопросы, касающиеся рынка пенсионных накоплений, тем более на это надо обратить внимание мегарегулятору в связи с частыми внесениями изменений в действующую пенсионную систему.
Полученные данные об оценке достаточности будущей пенсии несколько пессимистичны. Доля респондентов, которые считают, что страховой пенсии в будущем будет достаточно для жизни, составляет 0,7 %. Доля респондентов, которые считают, что в будущем страховой пенсии будет недостаточно, поэтому необходимо использовать источники дополнительных накоплений, составляет 62 %. При этом всего 12 % респондентов собираются формировать свою пенсию в негосударственном пенсионном фонде, 63 % еще не задумывались об этом, 13 % не собираются вообще формировать свою пенсию, 12 % собираются формировать пенсионные накопления при помощи альтернативных финансовых инструментов и финансовых институтов.
Можно сравнить эти данные с результатами других исследований. По данным НИУ ВШЭ (2011 г.). доля респондентов в возрасте 18-25 лет, которые считали, что пенсии будет достаточно для того, чтобы жить на свою пенсию, составила 6 %, а доля тех, кто считает, что пенсии не хватит (скорее всего не хватит) составила 49 % [3]. Мы полагаем, что пессимизм поколения Z в нашем исследовании можно объяснить отсутствием постоянных источников доходов у молодого поколения, нестабильностью законодательной базы и фрагментарностью представлений о рынке пенсионных накоплений.
В исследовании была сделана попытка выявить влияние условий и факторов (экономических, институциональных и поведенческих) на формирование пенсионных установок поколения Z. Проведённый анализ ответов респондентов позволил сделать следующие предположения и выводы:
- Государство создаёт условия функционирования рынка пенсионных накоплений, регламентирует виды пенсий, пенсионных планов и программ. Однако частая смена «пенсионных правил» в России приводит к тому, что поколение Z слабо ориентируется в них. Так, только 45 % респондентов знают, что отчисления для формирования негосударственной пенсии могут делать не только сами граждане, но и их работодатели; 26 % респондентов имеют представление о функциях российских негосударственных пенсионных фондов.
- Семья как первичная среда формирования пенсионного поведения оказывает значительного влияния на формирование пенсионных установок поколения Z. В 37 % семей не обсуждаются вопросы, связанные с пенсией и негосударственными пенсионными фондами. В этих семьях 50 % респондентов еще не задумывались о своих пенсионных накоплениях, только 16 % готовы формировать пенсию в негосударственных пенсионных фондах. В тех семьях, где обсуждаются вопросы пенсионной системы (63 % семей), собираются формировать пенсию в негосударственных пенсионных фондах 32 % респондентов. В этой категории семей активно используются разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги (в том числе услуги негосударственных пенсионных фондов), тогда как в тех семьях, где не обсуждаются вопросы пенсионной системы, основными финансовыми инструментами являются банковские кредиты (65 % ответов), услуги страхования (30 % ответов), депозиты (26 % ответов), микрозаймы (5 % ответов), затруднились дать ответ 13 % респондентов.
- Наблюдается слабая информированность респондентов о перспективах развития рынка пенсионных накоплений со стороны государства. О том, что в России собираются вводить индивидуальный пенсионный капитал, знает 26 % респондентов, соответственно, не знает — 73 %. В то же время 48 % респондентов считают, что им не нужна дополнительная информация о негосударственных пенсионных фондах. На наш взгляд, это свидетельствует о незрелости поколения Z с точки зрения формирования собственного пенсионного поведения. Но то, что 24 % респондентов уже сейчас хотели бы получить квалифицированные консультации по вопросам негосударственных пенсионных фондов, а 62 %, возможно, со временем обратятся к таким консультациям, свидетельствует о том, что пенсионные установки находятся в стадии формирования.
- Интересен результат ответов на вопросы, связанные с целевыми установками респондентов. 42 % респондентов может для себя чётко сформулировать цель жизни, у 41 % есть текущие цели, 5 % не задумывались о цели своей жизни, и у 10 % респондентов нет целевой жизненной установки. Портрет респондента группы, не имеющей целевых жизненных установок, можно описать следующим образом: это — женщина 18-19 лет; основным источником доходов является помощь родных и близких людей; она не ведёт учёта доходов и расходов, не собирается формировать пенсию в негосударственном пенсионном фонде, с низким уровнем финансовой грамотности, проявляет склонность к сбережениям в форме депозитов (сберегательных вкладов). В группе респондентов с имеющимися целевыми установками 50 % составляют респонденты в возрасте 20-21 год, 18 % — 22-24 года. Основными источниками их доходов являются помощь родных и близких (31 % респондентов), постоянная заработная плата (29 % респондентов). При этом 17 % респондентов постоянно ведёт учет доходов и расходов, 24 % делает это время от времени, 34 % следит за расходами по отчётам по банковской карте. Склонность к сбережениям в форме депозитов (сберегательных вкладов) проявляет 52 % респондентов указанной группы, в форме ценных бумаг и индивидуальных инвестиционных счетов 30 % респондентов; при этом 18 % респондентов не проявляет склонность к сбережениям. Таким образом, чем старше респонденты, тем их чётче и осознаннее становятся их пенсионные установки.
- Поколение Z понимает проблему неразвитости рынка пенсионных накоплений в России. Причины неразвитости услуг негосударственных пенсионных фондов пенсионных накоплений в России показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Причины, по которым не развит рынок НПФ и пенсионных накоплений (Составлено по результатам опроса)
Основной причиной неразвитости рынка пенсионных накоплений молодое поколение видит в отсутствии у населения свободных денежных средств для пенсионных накоплений. 57 % респондентов считает, что у населения недостаточно информации о негосударственных пенсионных фондах. На вопрос об источниках достоверной информации о действующих пенсионных фондах и пенсионных программа респонденты 18–19 лет указывают в качестве наиболее достоверных источники, найденные, по ключевым словам, в интернете и социальные сети; респонденты 20-ти лет и старше — сайт Банка Росси и информационных агентств. Это вполне вписывается в характеристики поколения Z.
Поколение Z считается самым продвинутым поколением с точки зрения понимания и использования цифровых технологий. Однако полученные ответы свидетельствуют о поверхностном представлении молодого поколения относительно диджитализации рынка пенсионных накоплений. Так 14 % затрудняются ответить на вопрос «Как повлияют цифровые технологии на развитие пенсионных услуг негосударственных пенсионных фондов?», 55 % считают, что пенсионные услуги станут доступнее, 63 % считают, что станет удобнее получать пенсионные услуги, а 6 % считают, что между развитием рынка пенсионных накоплений и диджитализацией нет связи.
Выводы
Таким образом, вектор развития рынка пенсионных накоплений формируется в условиях нестабильного пенсионного законодательства. Пенсионное поведение поколения Z пока не сформировано. На формирование пенсионных установок оказывают влияние экономические факторы (источники доходов, расходы, их планирование и учёт); институциональные факторы (семейные стандарты финансового поведения). Экономические и институциональные факторы, в свою очередь, детерминируют поведенческие факторы.
Поколение Z живет в мире цифровых технологий, социальных сетей, рекламы. Исходя можно предположить, что молодое поколение требует новых способов, технологий, методов повышения финансовой грамотности, освещения. Перспектива дальнейшего развития рынка пенсионных накоплений видится активизации факторов, стимулов и условий для формирования спроса на услуги негосударственных пенсионных фондов. Государство, в лице мегарегулятора, должно учитывать особенности поколения Z при формировании условий развития рынка пенсионных накоплений. В частности, расширять применение современных цифровых технологий в программах повышения финансовой грамотности, использовать социальные сети и Instagram для разъяснения законодательства; расширять публикуемые материалы о механизмах формирования негосударственных пенсии на информационно-просветительских ресурсах в удобном формате для поколения Z.
REFERENCES
- Vorobyоv Yu.N. Pensionnoye strakhovaniye v Rossii / Yu.N. Vorobyоv, Е.I. Vorobyоva // Nauchnyy vestnik: Finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 3 (44). — S. 45–57.
- Gorlovskaya I.G. Sistema rynka pensionnykh nakopleniy v Rossiyskoy Federatsii / I.G. Gorlovskaya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». — 2013. — Vypusk 2. — S. 13–29.
- Kuzina O.Ye. Dinamika pensionnykh strategiy naseleniya (2005–2011 gg.) / O.Ye. Kuzina // Pensionnoye obozreniye. — 2012. — № 3. — S. 1–34.
- Reutova I.M. Gosudarstvennoye regulirovaniye rynka pensionnykh nakopleniy v RF / I.M. Reutova // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». — 2019. — Vypusk 2. — S. 158–162.
- Sapa A.V. Pokoleniye Z — pokoleniye epokhi FFGOS / A.V. Sapa // Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii. — 2014. — № 14. — S. 24–30.
- Balasuriya, J. The role of personality traits in pension decisions: Findings and policy recommendations / J. Balasuriya, Y. Yang // Applied economics. — 2019. — № 51 (27). — Р. 2901–2920.
- Greenfield S. Influence of New Media on Human Brain / S. Greenfield // The Influence of New Media on Consciousness and Behavior of Youth. International Research and Practice Web-Conference Proceedings. — Tomsk State University, 2012. — Р.145–151.
- Kiraly B.A. Learning to save in a voluntary pension system: Toward an agent-based model / B. Kiraly, А. Simonovits // Journal of economic interaction and coordination. — 2019. — № 14 (1). — Р. 121–145.
- Ongena, S. Institutional and individual investors: Saving for old age / S. Ongena, A. Zalewska // Journal of banking & finance. — 2018. — № 92. — Р. 257–268.
- Pastorakova E. Proactive Approach to Private Pension Savings: Key Determinants / E. Pastorakova, Z. Brokesova, J. Peliova, // Politicka ekonomie. — 2017. — № 65 (6). — Р. 709–727.
- Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World / D. Tapscott. — New York: McGraw-Hill. — 2008. — 384 p.
- Shin I. Could pension system make us happier? / I. Shin // Cogent economics & finance. — 2018. — № 6 (1). — Р. 1–20.
- Bank Rossii: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/analytics/analytics (data obrashcheniya: 28.04.2021).
- Trudovyye resursy / Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/labour_force (data obrashcheniya: 28.04.2021).