ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОН: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ

INVESTMENTS IN THE REGION: PROBLEMS OF EVALUATION AND ATTRACTION

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 2 (51), 2020
Section Investments

Publication text (PDF):Download

UDK: 330.1
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Bugaeva Tatyana
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-95-103
PAGES: from 95 to 103
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: investment, investment activity, investment process, investment potential, investment climate of the region, investment development strategy of the region
ABSTRACT (ENGLISH):
The need to create conditions for attracting capital, which is the basis of economic growth in modern conditions, is particularly important. The improvement of mechanisms for reinvesting capital in economic growth and development is directly related to the macroeconomic mechanism itself. At the same time, the state is both the main initiator of investment policy and an investor. In this regard, the direct availability of an effective investment strategy and its high-quality implementation can significantly increase investment attractiveness at the level of the state, as well as at the level of the region or any subject. The systematic and systematic nature of investment activity implies the existence of mechanisms for attracting and implementing investments that significantly increase their effectiveness. The most complete and effective implementation of the capabilities of any subject is possible only with a systematic strategic approach. The state of the investment climate of the Republic of Crimea is the basis for decision-making by investors, so one of the main tasks of the region is to create a favorable investment environment by implementing a long-term investment development strategy. By implementing an investment policy, the state and the regions, including Crimea, strive to achieve economic security, rationally deploy productive forces, strengthen their own industrial base as a whole, and structurally restructure the regional economy, thereby ensuring sufficient capital inflows for economic sectors and increasing their own competitiveness.

ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития экономики Республики Крым проблемы и перспективы привлечения инвестиций, направленных на подъем производства являются крайне важными и актуальными. В зависимости от успешного решения данного вопроса, определяется и дальнейшее потенциальное социально-экономическое развитие Республики Крым. Следует обратить внимание, что вопросы привлечения инвестиций в регионах страны требуют эффективной организации инвестиционного процесса и целевого использования инвестируемых средств.
Катализатором развития экономики любого государства являются инвестиции. Инвестиционный процесс задает вектор стратегического развития и формирует основу для успешного экономического и социального развития страны и ее регионов. Решение текущих и долгосрочных задач социально- экономических реформ требует взвешенной, всесторонне обоснованной инвестиционной политики. Только при условии формирования адекватных методов и действенных механизмов государственного регулирования инвестиционного процесса с учетом особенностей текущего состояния хозяйственного развития регионов можно создать условия для их устойчивого развития.
Актуальность научных исследований по управлению инвестиционной деятельностью в регионе обусловлена рядом факторов, среди которых можно выделить необходимость:

  • интенсификации инвестиционных процессов;
  • усовершенствования механизма управления финансовыми ресурсами в направлении нормализации экономических процессов;
  • решения значительного круга государственных задач, направленных на реструктуризацию экономической системы, а также совершенствования технологической, структурной и информационной составляющих экономики регионов, и Российской Федерации в целом.

Исследованию вопросов региональной инвестиционной политики и формирования инвестиционного климата посвящены работы ученых, среди которых можно выделить Л.М. Борщ, Е.И. Воробьеву, Джалал А.К, С.В. Климчук, О.С. Сиваш и др.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью настоящей работы является исследование социально-экономических преобразований в Республике Крым, которые обусловили необходимость изменения принципов организации и функционирования инвестиционных процессов в регионе. Объектом исследования являются основы формирования инвестиционной деятельности, а также процессы ее развития и трансформации в современных условиях. Значимость углубленного исследования проблем регионального инвестирования основывается на том, что управление инвестиционными процессами представляет собой важнейшее средство структурного преобразования всех видов потенциалов региона, и прежде всего это касается производственного и социального потенциала.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие инвестиционных процессов и активизация инвестиционной деятельности в значительной степени зависят от политики государства в этой сфере и обеспечения соблюдения норм права для отечественных и зарубежных инвесторов. Однако, как в практике государственного управления в инвестиционной сфере, так и в теоретических исследованиях не существует однозначного подхода к пониманию категории инвестиционный процесс и определения отличий его от понятия инвестиционная деятельность. При этом совершенно очевидно, что развитие регионов требует существенных материальных затрат, и необходимых для этого финансовых ресурсов. И именно привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности региона, создают оптимальные условия для возможности их использования с одновременным созданием максимального экономического и социального эффекта от их реализаций, с учетом определенного заданного уровня инвестиционного риска.
Таким образом, все эти составляющие действия в сфере инвестирования объединены в научных трудах в категорию «инвестиционные процессы». Проблемы и возможности привлечения инвестиций в регион тесно связаны с целым комплексом, стратегических задач социально-экономического развития. Поскольку именно направленность инвестиционных потоков способствует структурным изменениям на отраслевом и на региональном уровнях.
Республика Крым использует весь спектр возможных рычагов, направленных на регулирование инвестиционных процессов, находящихся в ее распоряжении, а также осваивает принципиально новые возможности их совершенствования. Инвестиционный климат в регионе возможно охарактеризовать как достаточно привлекательный (не смотря на существующие санкции). Законодательная база регулирования инвестирования практически сформирована. Инструменты, используемые с целью регулирования инвестиций, возможно считать еще недостаточно эффективными, поскольку требует совершенствования система страхования от инвестиционных рисков, также существует необходимость расширения процессов использования отдельных рычагов оживления инвестиционной деятельности [3].
Следует отметить, что основой оценки эффективности процесса инвестиционной деятельности региона как правило является наиболее часто используемый методологический принцип от более общего к более конкретному уровню, иными словами от абстрактного макроэкономического уровня к конкретному региональному. В этом случае можно говорить о том, что каждая конкретная система каждого уровня будет представляет собой своеобразную общность двух основных подсистем, а именно территориальную и производственную [5]. Взаимозависимость и взаимовлияние вышеуказанных подсистем отражается сложившимися показателями национального богатства и размером произведенного валового внутреннего продукта. Причем на уровне субъекта Федерации, то есть непосредственно Республика Крым такими характеристиками являются региональное богатство и региональный валовый продукт. Региональное национальное богатство возможно рассматривать как ресурс, а величину регионального валового продукта в качестве результата его использования. Таким, образом, в региональном разрезе эффективность представляет собой определенное соотношение между величиной произведенного регионального валового продукта и величиной регионального богатства. Это безусловно согласовывается с общепринятой моделью расчета эффективности определяемого как отношение результата на единицу затрат при его получении. Обычно основные сложности, связанные с оценкой эффективности инвестиционного процесса наиболее существенно заметны непосредственно на региональном уровне. Также необходимо обратить внимание, что исходным пунктом подобных оценок на общегосударственном и региональном уровнях является эффективность формирования и использования национального богатства. Региональная статистика зачастую фиксирует лишь отдельные некоторые элементы национального богатства, и это не позволяет делать репрезентативные межрегиональные сопоставления. В подобном случае явной информационной недостаточности приходится применять годовые показатели производства и использования экономических благ [6].
Большинство современных экономических методик для непосредственной оценки деятельности региона предлагают использовать различного рода рейтинги, шкалы рейтингов, основанные на исчислении определенных потенциалов. Формируется мнение экспертов относительно связанности шкал экономического, трудового, инвестиционного, производственного, маркетингового, налогового и других видов потенциала. В этом случае непосредственно категория «потенциал» применяется для обозначения средств, которые могут быть использованы для достижения определенной цели общества или региона. В таком случае национальное богатство возможно считать главным потенциалом, и он будет представлять собой сумму определенных составляющих, включающий экономический потенциал, природно-ресурсный потенциал, человеческий капитал.
В процессе экономического роста величина национального богатства может увеличиваться и уменьшаться. Однако, следует обратить внимание, что одним из основных источников экономического роста выступает природно-ресурсный потенциал. И могут возникать ситуации, при которых в определенных условиях, существует вероятность его уменьшения гораздо быстрее, нежели увеличение экономического потенциала. Также в случае уменьшения численности экономически активного населения может сокращаться и человеческий капитал. Очевидно, что вопросы и проблемы экономического роста являются частью более сложной и многогранной задачи. А ее решением является создание основ конкурентоспособности страны или региона, что, однако, не должно сопровождаться уменьшением национального богатства. Также следует не допускать возникновения противоречий в способах разрешения экономических вопросов и связанных с ними социальных последствий. Именно подобная тактика позволит сформировать стратегию развития каждого отдельного региона исходя непосредственно из общей задачи роста национального богатства страны [8].
Современные политические и экономические условия, в которых оказалась Россия, обусловливают совершенно новые условия инвестирования, от результативности которых зависит состояние производственного потенциала промышленности каждого отдельного региона. Реальное положение и перспективы развития производственного потенциала региона определяют инвестиционную политику, межотраслевые пропорции, масштабы и темпы развития отдельных отраслей, направления инвестирования отраслей региональной экономики. В связи с этим возникает комплекс проблем связанных с определением объемов и направлений инвестиций, выбором оптимальных вариантов вложений, активизации инвестиционных процессов и совершенствования управления ими на региональном уровне.
Вышеизложенные факты еще раз подтверждают актуальность исследования вопросов привлечения инвестиций в Республику Крым, в современных условиях экономического развития.
Необходимо отметить, что за пять лет правительство Российской Федерации уделяло большое внимание развитию региона и вопросами привлечения инвестиций. Приоритетными секторами инвестирования Крыма являются: промышленный комплекс, который является бюджетообразующей сферой экономики республики: транспортная инфраструктура, особенности которой позволяют создавать новые логистические центры, активизировать торгово-экономические связи, а также интегрироваться в международные транспортные коридоры; организация туристической и лечебно-оздоровительной деятельности; аграрный сектор, так, как биоклиматический потенциал региона способствует формированию мощной сырьевой базы для роста сельскохозяйственной отрасли, повышению экспортного потенциала перерабатывающих областей (виноградарство, виноделие, садоводство).
За последние 5 лет (2014–2018 гг.) в Республику Крым привлечены существенные объемы инвестиций.

Таблица 1. Основные показатели инвестиционной деятельности за 2014–2018 гг. *

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

26446,8

47582,3

74795,3

196193,0

296423,1

Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему год

134,3

136,3

235,7

134,3

Инвестиции в основной капитал в расчёте на 1 жителя, рублей

14034,1

25023,5

39167,3

102560,5

154970,2

* Составлено на основе [13]
Проблема привлечения инвестиционных вложений является одной из важнейших в современных условиях. Реализация инвестиционной деятельности непосредственно на каждом уровне финансово-экономической системы определяется эффективностью использования инвестиционных ресурсов. Решающее значение в этих случаях имеют конкретные результаты хозяйственной деятельности производства, непосредственно обеспечивающего инвестиционный процесс, его технический уровень, организацию производства, развитие предпринимательской активности, способность к освоению инноваций, что на современном этапе как никогда оказывает существенное влияние на инвестиционный цикл, окупаемость и отдачу инвестиционных ресурсов.

Таблица 2. Динамика инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций за 2015–2019 гг. *

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Инвестиции, тыс. рублей (в действующих ценах)

26 265 764

45 893 951

118 374 070

207 167 281

139 652 923

Инвестиции в % к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах)

161,0

151,5

231,7

155,5

65,2

* Составлено на основе [12]
В целом в экономику республики в 2019 году вложено в фактических ценах 199,8 млрд рублей инвестиций в основной капитал организациями всех форм собственности за счет всех источников финансирования. Основным источником инвестиционного финансирования являются бюджетные средства — 75 % всего объёма. Каждый десятый рубль освоен предприятиями промышленных видов деятельности (9,9 % инвестиций в основной капитал), объемы которых составили 13,8 млрд рублей.
По итогам января-декабря 2019 года рост объёма промышленного производства Республики Крым к соответствующему периоду предыдущего года составил 17,4 %, который обеспечен работой предприятий обрабатывающих производств (на 2,7 %), обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (на 47,1 %), водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (на 20,7 %). Снижение объемов производства к соответствующему периоду прошлого года наблюдалось в отрасли добычи полезных ископаемых на 7,8 % [13].
Крым — это один из наиболее динамично развивающихся регионов, где наблюдаются положительные тенденции и в развитии банковской сферы, в том числе интенсивно развивается инфраструктура, что, в свою очередь, позитивно влияет на экономику республики. За пять лет экономика Крыма получила рекордную финансовую поддержку из федерального и республиканского бюджетов, что позволило в 1,5 раза увеличить валовый региональный продукт. В том числе на поддержку малого и среднего бизнеса, доля которого в Крыму больше чем в других регионах страны, за пять лет было выделено почти 1,8 миллиарда рублей. Предпринимательская активность в Крыму растет от года в год, открываются новые предприятия, в том числе благодаря мерам господдержки. В Республике Крым представлены такие механизмы государственной и финансовой поддержки субъектов МСП, как микрозаймы, оформляемые Фондом микрофинансирования, предоставление поручительства Крымским гарантийным фондом для получения банковского кредита, финансовая поддержка через механизм удешевления кредитов, финансовой аренды (лизинга). В 2018 году финансовая поддержка оказана из бюджета республики 29-ти крымским предприятиям на общую сумму 114,6 млн руб. Также при поддержке Минэкономразвития России специально для представителей малого и среднего бизнеса создана «Программа 8,5», две организации включены в состав уполномоченных банков (АО «ГЕНБАНК» и РНКБ Банк) для участия в программе льготного кредитования для субъектов МСП в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В начале года начала свою работу Региональная лизинговая компания, создание которой предусмотрено национальным проектом по поддержке малого и среднего предпринимательства, которая даст возможность предпринимателям получать оборудование в лизинг по льготной ставке 6 % для отечественного оборудования и 8 % на иностранное оборудование. С марта 2019 года в рамках программы субсидирования кредитования субъекты МСП получают кредиты по ставке 8,5 % годовых, без дополнительных комиссий. Льготные кредиты могут быть выданы на пополнение оборотных средств в сумме не более 100 млн руб., а также на инвестиционные цели до 1 млрд руб. [12].
В результате успешной реализации региональной политики государства за последние годы существенно вырос экономический потенциал региона и его вклад в развитие национальной экономики, о чем свидетельствует рост валового регионального продукта (ВРП) регионов Республики.

Таблица 3. Объем и динамика валового регионального продукта Республики Крым за 2014–2018 гг. *

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Валовой региональный продукт в текущих основных ценах; млн. рублей

189439,2

265970,6

327739,3

346100,4

391299,0

Индекс физического объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году

108,5

106,0

104,0

105,1

Индекс дефлятор валового регионального продукта, в % к предыдущему году

120,7

112,0

105,4

107,6

Валовой региональный продукт на душу населения, рублей

100526,4

139873,3

171623,8

180925,0

204571,4

* Составлено на основе [12]
Абсолютный объем валового регионального продукта в 2018 году по Республике Крым составил 391,3 млрд рублей в текущих ценах, что на 5,1 % больше по сравнению с предыдущим годом. В течение 2018 года наибольший вклад в прирост ВРП Республики Крым внесли предприятия промышленности, где было создано 17,5 % всей валовой добавленной стоимости. Вклад отрасли розничной и оптовой торговли в формирование ВРП республики составил 17,1 %, отрасли сельского хозяйства — 6,7 %.
Объем производства продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями в 2019 году в действующих ценах по предварительным данным составил 56212,9 млн рублей, что на 18,7 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в т. ч. растениеводство — 32492,4 млн рублей (на 29,8 %), а животноводство — 23720,5 млн рублей (на 4,9 %). [13]

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-декабре 2019 года предприятиями и организациями республики составил 137397,0 млн рублей, или 78,5 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду прошлого года.

В январе-декабре 2019 года введено в эксплуатацию 57 многоквартирных домов. В республике построены новые дошкольные образовательные организации на 1280 мест, общеобразовательные организации — на 1900 ученических мест, гостиницы, дома отдыха на 86 мест и кемпинг на 147 мест.

По предварительным данным оборот розничной торговли за 2019 год составил 271,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,9 % больше, чем в 2018 году.

Сальдированный финансовый результат до налогообложения организаций Республики Крым в январе-декабре 2019 года в действующих ценах составил 11,4 млрд рублей прибыли. В январе-декабре 2019 года 64,6 % организаций республики работали с прибылью, общая сумма которой составила 19,2 млрд рублей, что на 3,3 % больше января-декабря 2018 года. [12]

Индекс потребительских цен в Республике Крым по итогам 2019 года составил 102,6 %. По предварительным данным среднемесячная номинальная начисленная заработная плата с дорасчётами до полного круга организаций за январь-декабрь 2019 года составила 32842 рубля. По сравнению с этим же периодом предыдущего года размер заработной платы увеличился на 12,1 %. В течение всего 2019 года наблюдалась тенденция к её повышению от 28117 рублей в январе до 42505 рублей в декабре.

По оценке численность постоянного населения Республики Крым на 01.01.2020 года составила 1912,7 тыс. человек. За январь-декабрь 2019 года в республике родилось 19214 человек, умерло 26823 человека. Коэффициент естественной убыли населения составил 4,0 в расчете на 1000 человек постоянного населения. По итогам января-декабря 2019 года уменьшилось как число родившихся, так и число умерших на 5,5 % и на 0,7 % соответственно. [14]

Также можно говорить о том, что Республика Крым за 5 лет полностью интегрировалась в правовое поле Российской Федерации в части бюджетной и налоговой систем. Следует отметить, что в 2014 году Крым столкнулся с экономическими вызовами, связанными с вхождением республики в состав Российской Федерации, особенностями переходного периода и введенными санкциями. Но на сегодня Республика Крым является одним из субъектов Российской Федерации, который демонстрирует стабильный рост во всех отраслях экономики. Экономика Республики Крым достаточно диверсифицирована — широко представлены промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг. В то же время, для достижения опережающих темпов роста, необходимо осуществить глубокую модернизацию существующих отраслей, обеспечить развитие отраслей «новой экономики». В настоящее время в республике созданы все условия необходимые для развития отраслей и направлений деятельности, которые в предшествующие периоды не могли развиваться в полной мере без поддержки государства. Это касается отдельных направлений деятельности и инвестирования в рамках свободной экономической зоны, реализация ФЦП по развитию Крыма, оказание господдержки сельхозтоваропроизводителям и бизнесу. В стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года в качестве основной цели государственной политики в приоритетных направлениях развития финансового сектора Республики Крым выступает формирование эффективной региональной финансовой инфраструктуры, предоставляющей организациям и населению Республики Крым достаточно полноценного набора продуктов и услуг, и содействующих скорейшей модернизации экономики республики. [14]

Общеизвестно, что экономический рост непосредственно в первую очередь, определяется тем уровнем инвестиций, которые направляются на увеличение производственного аппарата, модернизацию и реконструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также концентрированы во вложения в человеческий капитал. Поиск факторов, положительно влияющих на рост ВВП и способных вывести экономику на более высокий уровень. В марте 2019 года подписан план мероприятий («дорожная карта») по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей на территории Республики Крым на период 2019-2020 годов. Итогом реализации мероприятий указанной «дорожной карты» станет разработка совместных решений связанных с необходимостью открытия точек доступа к финансовым услугам; реализации программ повышения финансовой грамотности населения и субъектов МСП с учётом специфики Республики Крым; стимулирование развития финансовых продуктов и услуг, удовлетворяющих нужды населения с ограниченным доступом к финансовым услугам; проведение кампании по популяризации финансовых услуг страхования среди населения Республики Крым. [14]

На протяжении 2014–2019 гг. инвестиционный процесс в Республике Крым остается зависимым от бюджетных средств, поступающих в регион из бюджетов различных уровней. Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Данное определение термина бюджетные инвестиции приведено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ [10].

Таблица 4. Поступления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, млрд руб. *

Наименование трансферта

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Дотации

38,2

37,2

42,7

43, 1

Субсидии

34,7

38,2

71,6

77,6

Субвенции

2,7

2,7

3,7

4,6

Иные межбюджетные трансферты

4,1

,8

3,9

4,5

Итого

79,7

79,9

121,9

129,8

* Составлено на основе [12]

Следует отметить, что расходы, осуществляемые на финансирование бюджетных инвестиций, предусматриваются соответствующим бюджетом исключительно при условии их включения в федеральную целевую программу, либо региональную целевую программу, но в любом случае в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ.

Финансирование же федеральных целевых программ предполагает финансирование, которое имеет определенную увязку по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекса научно исследовательских, опытно конструкторских производственных, социально экономических, организационно хозяйственных и прочих мероприятий, направленных на эффективное решение задач в сфере государственного экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Возможность значительной экономии бюджетных ресурсов при достижении общественно значимых целей стимулирует административные государственные органы к участию в разного рода партнерских схемах с частным сектором.

Рост инвестиционной привлекательности позволит привлекать частных инвесторов, которые будут реализовывать инвестиционные проекты на территории республики, получая экономический и социальный эффект, а также давая возможность организациям увеличивать долю собственных средств, направляемых на инвестирование. Кроме того, повышение инвестиционной привлекательности региона будет способствовать росту показателей социально-экономического развития региона [1].

Российская Федерация уникальная страна, существенно разнообразная по своему региональному составу и с одной стороны, этот факт выступает значимым источником развития, поскольку разные регионы обладают различными уникальными ресурсами. Но с другой стороны, подобная асимметрия, существующая в развитии отдельных регионов, создает довольно значимую угрозу «разрыва» единого социально-экономического пространства. Зачастую именно анализ региональных бюджетов свидетельствует о том, что объем расходов на национальную экономику имеет тенденцию к сокращению, ограничивая тем самым возможности роста экономики субъектов Российской Федерации в перспективе. Региональные бюджеты безусловно нуждаются в реальных источниках финансирования необходимых для создания обновленных механизмов модернизации производства и строительства инфраструктуры, направленных на повышение инвестиционной привлекательности. Таким образом, одной из ключевых задач и приоритетов этой сферы деятельности является обеспечение уверенного роста инвестиционной активности регионов. Выявление механизмов, направленных на стимулирование функционирования региональной власти к осуществлению бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры, осуществление мероприятий по увеличению доли инвестиционных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Новые индустриальные модели, повышающие качество предложений для потенциальных инвесторов, а также целевой подход к реализации инвестиционных проектов с учетом технологических приоритетов и имеющихся в регионе кооперационных связей однозначно способствуют росту инвестиционной активности бизнеса в регионах. Одной из приоритетных задач повышения конкурентоспособности российской промышленности на внутреннем и внешних рынках является повышение уровня локализации технологий, оборудования и комплектующих. С этой целью необходимо вокруг отраслей или отдельных направлений создавать промышленные экосистемы, которые могли бы объединить промышленные предприятия, научно-исследовательские и образовательные организации, финансово-кредитные организации, объекты промышленной инфраструктуры (индустриальные парки, промышленные технопарки) и иных участников. В связи с этим все большую значимость приобретает экстерриториальный подход, который основан на межрегиональных кооперационных связях и использовании цифровых сервисов и платформ и на уровне разработки, и на уровне производства. Для этого необходимо формирование эффективных механизмов государственной поддержки проектов. Также существует необходимость «перезагрузки» некоторых региональных программ поддержки. Кроме того, важны меры поддержки, оказываемой управляющим компаниям и резидентам индустриальных парков и промышленных технопарков [3].

В марте 2019 года Крым занял 1-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности, который был разработан Агентством стратегических инициатив в сотрудничестве с компанией «Медиалогия» и коммуникационной группой Publicity. На втором месте — Московская область, третье место у Москвы. Замыкают первую пятерку Красноярский и Приморский края. В Минэкономразвития отметили, что объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Крым с 2014 года увеличился в 7,7 раза. По итогам 2018 года вложения в экономику региона составили 296 млрд рублей. Наиболее привлекательными для инвесторов является туристическая отрасль, санаторно-курортная сферы, развлечения и досуг, общественное питание [14].

На сегодняшний день в Республике Крым остаются по-прежнему не в полной мере разрешенными вопросы построения эффективной инвестиционной политики, которая явилась бы основой постоянного поступательного развития региона и создала условия активизации инвестиционного процесса, необходимого для наращивания экономического, финансового, производственного, инновационного и трудового потенциалов, а также существенного повышения конкурентоспособности предприятий Крыма. С целью обеспечения разработки эффективной инвестиционной политики необходимы условия, направленные на решение задач, связанных с повышением степени доверия инвесторов к органам власти, и как следствие — обеспечение стабильности и прогнозируемости экономической и политической ситуации, осуществления прозрачных рыночных преобразований, создания современной инфраструктуры, ускорение темпов экономического роста.

Активная государственная позиция и комплексный подход к решению существующих проблем, связанных с инвестиционной деятельностью на региональном уровне, позволит с максимальной эффективностью реализовать Республике Крым свой потенциал в инвестиционной сфере, что может стать одной из составляющих, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие региона в будущем.

ВЫВОДЫ

Подводя итог следует отметить, что стратегия управления инвестиционной деятельностью безусловно имеет целевой характер, предусматривает четкую постановку и необходимость достижения поставленных целей. Исключительно конкретно выраженные, стратегические цели могут стать действенным средством роста эффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе. И именно такие цели создадут возможности координации и контроля, станут надежной базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса. В настоящее время к основным задачам инвестиционной деятельности Республики Крым стоит отнести необходимость скорейшего выхода на устойчивую траекторию роста, а это безусловно даст возможность занять значимое место в региональной экономике России. Для достижения этих результатов ведется последовательная работа, связанная с внедрением передовых инновационных решений в механизмы экономического развития. Также важно закрепление наметившейся тенденции стабилизации экономических показателей деятельности региона. Выявление основных препятствий на пути создания условий ускорения экономического роста позволит значительно улучшить показатели деятельности региона. А интеграция наиболее успешного и передового опыт регионов в текущей экономической политики, реализация национальных проектов позволят определить приоритеты развития.

Республика Крым обладает большим человеческим, рекреационным, промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Однако, для развития и реализации данного потенциала необходимо сформировать долгосрочный план действий, подкрепленный финансовыми ресурсами. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что инвестиционная активность региона имеет большие перспективы роста. Инвестиционный потенциал является одной из составляющих инвестиционной привлекательности любого региона и Крыма в том числе. Основными направлениями развития инвестиционной деятельности являются: рекреационно-курортная сфера, инвестиции в совершенствование инфраструктуры, сельское хозяйство, промышленное и высокотехнологическое производство. При этом остается высокой потребность в инвестиционных ресурсах для улучшения материально-технической базы регионы, повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг с целью повышения их конкурентоспособности. Эффективное формирование долгосрочной инвестиционной стратегии, посредством определения основных инвестиционных приоритетов позволит нивелировать негативные экономические тенденции и в перспективе обеспечит положительный экономический и социальный результат.

REFERENCES

  1. Bugayeva T.N. Osobennosti investitsionnykh protsessov v sel’skom khozyaystve Respubliki Krym / T.N. Bugayeva, A.K. Dzhalal // Izvestiya sel’skokhozyaystvennoy nauki Tavridy. — 2017. — № 12. — S. 122–134.
  2. Dzhalal M.A.K. Formirovaniye investitsionnoy podderzhki agrosektora s ispol’zovaniyem tekhnologii blokcheyn / M.A.K. Dzhalal, S.V. Dodonov, M.V. Dodonova, N.A. Bunchuk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 67–74.
  3. Investirovaniye: monografiya / pod red. d.e.n., prof. L.M. Borshch. — Simferopol’: «DIAYPI», 2017. — 326 s.
  4. Klimchuk S.V. Svobodnaya ekonomicheskaya zona Respubliki Krym — potentsial razvitiya regiona i osobennosti nalogovogo administrirovaniya / S.V. Klimchuk // Institut finansovo-kreditnykh otnosheniy v usloviyakh rynochnykh transformatsiy: sbornik trudov Vnutrivuzovskogo VI-go nauchno-prakticheskogo seminara. — Simferopol’, 2019. — S. 134–140.
  5. Plakhova L.V. Investitsii v regione: problemy otsenki i privlecheniya / L.V. Plakhova // Obrazovaniye i nauka bez granits: fundamental’nyye i prikladnyye issledovaniya. — 2017. — № 5. — S. 48–52.
  6. Sivash O.S. Osobyye ekonomicheskiye zony i ikh vliyaniye na ustoychivoye razvitiye investitsionnogo protsessa / O.S. Sivash // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 4 (45). — S. 142–152.
  7. Il’in A.Ye. Sovremennyye tendentsii investirovaniya v regione / A.Ye. Il’in, I.V. Il’ina // Nauchnoye obespecheniye agropromyshlennogo proizvodstva: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Kursk, 2018. — S. 178–183.
  8. Sheremeta S.V. Analiz regional’nykh finansov Rossii i ustoychivost’ dolga regionov / S.V. Sheremeta // Voprosy ekonomiki. — 2020. — № 2. — S. 30–58.
  9. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 31.07.1998 № 145-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=11FEEC5EBA4811CF7304BAAC97EC9CC4&base=LAW&n=351031&dst=4294967295&cacheid=EEE214AE7DA8640CDBF579BB247E436B&mode=rubr&req=doc#05547426937415623 (data obrashcheniya: 22.04.2020).
  10. Investitsionnyy portal Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: invest-in-crimea.ru/homepage (data obrashcheniya: 22.04.2020).
  11. Ob investitsionnoy deyatel’nosti v Rossiyskoy Federatsii, osushchestvlyayemoy v forme kapital’nykh vlozheniy: Federal’nyy zakon Federal’nyy zakon ot 25.02.1999 № 39-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=13628434490350138672498042&cacheid=B91616A2DC565548FEC32CBEC60D4EDF&mode=splus&base=LAW&n=330924&rnd=11FEEC5EBA4811CF7304BAAC97EC9CC4#2nmuunm42t8 (data obrashcheniya: 22.04.2020).
  12. Territorial’nyy organ federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/stat_Crimea/enterprises/production/ (data obrashcheniya: 22.04.2020).
  13. Krymstat: Ofitsial’nyye statisticheskiye publikatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/folder/27359 (data obrashcheniya: 22.04.2020).
  14. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Kryma: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ru/index (data obrashcheniya: 22.04.2020).