CURRENT TAX ISSUES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 1 (54), 2021
Section Taxes
Publication text (PDF):Download
UDK: 336
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Ryabova Svetlana Sergeevna
Ph.D in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of State Economic Policy,
Academy of Management under the President of the Republic of Belarus,
Minsk, Republic of Belarus.
Melnikova Natalia Aleksandrovna,
Ph.D in Economics, Associate Professor,
Associate professor of the Department of Corporate Finance,
Belarusian State University,
Minsk, Republic of Belarus.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-1-47-55
PAGES: from 47 to 55
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: taxation, tax burden, direct and indirect taxes, income tax, real estate tax, tax preferences, tax policy.
ABSTRACT (ENGLISH):
According to actual conditions of national economies development, the main objective is the formation and execution of state budget revenues with the aim of deficit-free budget. Also, the task is to find out and receive in the current situation additional sources of financing costs, primarily compensation-related costs due COVID-19, costs of affected industries and services, social security costs. The main tool for achieving these goals is the tax system.
The scientific article focused on the issues of tax development system in the Republic of Belarus, influence of growth ratio revenue from taxation on the state budget in 2016-2020 and the level of the tax burden. Though, in the article the problems of the functioning of the national tax system are specified and the directions of its reforming are determined. In particular, the procedures of calculating and collection of income tax and tax on property, application of tax holiday are considered as the directions of reforming. Data research is generated by means of the economic methods of analysis.
The paper also identifies the conclusions and suggests the choices for determining the cadastral value of real estate, the application of tax preferences for organizations that employ disabled people.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое развитие связано с доходами бюджета, основу которых составляют налоги. Налогообложение на разных этапах развития экономики меняется, в зависимости от выбранных государством приоритетов. Первостепенное значение приобретает система налогообложения и налоговые методы формирования доходов бюджета для решения актуальных вопросов функционирования и развития национальной экономики многих стран в условиях борьбы с короновирусом и поддержки производства.
Вопросам налогообложения посвящены многочисленные труды белорусских исследователей и российских авторов, где рассматриваются проблемы реформирования налоговой системы государства, направления совершенствования налогообложения организаций и физических лиц, эффективность налоговых инструментов и проводимой налоговой политики [1, 2, 3, 4, 5].
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Научная статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов налогообложения в Республике Беларусь, результатов проведения изменений в национальном налоговом законодательстве. Цель исследования заключается в проведении анализа налоговой системы и отдельных направлений налоговой политики государства. Задачи исследования связаны с конкретизацией направлений налогового реформирования стимулирующего и фискального характера, проблем реализации отдельных мероприятий в системе налогообложения собственности, прибыли организаций, предоставления налоговых льгот.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Налоговая система Республики Беларусь трансформировалась с 1992 года, когда произошёл переход на налогообложение в условиях перехода к рынку. Тогда появились налог на добавленную стоимость и налог на прибыль и упразднен налог с оборота. Налоговое законодательство постепенно стало обрастать множеством подзаконных актов вслед за развивающимися рыночными отношениями. Стройная система налогообложения выстроилась только к 2010 году, когда была принята Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Практически тот же состав налогов, но измененные принципы налогообложения появились в новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 2019 года. В Налоговом кодексе 2019 заложены принципы налогообложения в Республике Беларусь: законность, обязательность, справедливость и равенство налогообложения, презумпция добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), стабильность и гласность налогового законодательства, экономическая обоснованность налогообложения.
Изменение Налогового кодекса преследовала такие цели, как совершенствование налогового администрирования, простота, понятность, легкость восприятия законодательных норм, возможность уменьшения налоговой нагрузки [1].
В настоящий период времени в Республике Беларусь сформирована система налогообложения, включающая прямые, косвенные и смешанные налоги. Структура и виды применяемых в настоящее время налогов представлены в таблице 1.
Прямые налоги взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности (налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли).
К косвенным налогам относят налоговые платежи, включаемые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы).
Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. В число таких налогов включают экологический и земельный налоги, налог на недвижимость.
В настоящее время в Республике Беларусь взимаются следующие основные налоги и сборы.
Таблица 1. Структура налогов, сборов (пошлин), применяемых в Республике Беларусь в 2020 году *
Виды налогов | ||
Республиканские налоги, сборы (пошлины) | Местные налоги и сборы | Особые режимы налогообложения |
налог на добавленную стоимость; акцизы;
налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы, таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования; утилизационный сбор. |
налог за владение собаками;
курортный сбор; сбор с заготовителей. |
налог при упрощенной системе налогообложения; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; налог на игорный бизнес; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр; сбор за осуществление ремесленной деятельности; сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; единый налог на вмененный доход. |
* [6].
Проанализируем поступление налогов с 2016 г. по октябрь 2020 г., которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Поступление налогов за 2016 г. – октябрь 2020 г. *
Налог | Поступления, млн. рублей | ||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
янв.-окт. |
|
НДС | 5 248,4 | 5 667,1 | 6 461,7 | 6 887,3 | 7 180,3 |
Подоходный налог с физических лиц | 3 937,9 | 4 338,6 | 5 162,7 | 5 915,7 | 5 446,5 |
Налог на прибыль | 2 325,0 | 2 915,1 | 3 277,7 | 3 799,4 | 2 260,7 |
Акцизы | 2 125,5 | 2 260,9 | 2 519,1 | 2 630,8 | 2 409,5 |
Налог на недвижимость
|
975,8 | 1 024,7 | 1 061,3 | 1 083,1 | 740,6 |
Земельный налог | 616,2 | 590,8 | 675,9 | 524,3 | 293,9 |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов | 478,6 | 541,3 | 668,7 | 757,7 | 568,9 |
Налог при упрощенной системе налогообложения | 424,7 | 450,1 | 555,7 | 672,2 | 716,2 |
Налог на доходы | 241,3 | 268,8 | 300,5 | 277,1 | 353,3 |
Экологический налог
(включая утилизационный сбор) |
102,7 | 120,8 | 128,6 | 140,3 | 205,9 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции | 91,6 | 105,0 | 113,5 | 122,7 | 117,9 |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц | 86,5 | 103,8 | 116,5 | 111,1 | 77,5 |
Налог на игорный бизнес | 45,4 | 44,8 | 47,3 | 47,2 | 32,4 |
Прочие налоги, сборы, пошлины | 551,9 | 579,5 | 576,9 | 591,5 | 442,0 |
Налоговые доходы | 17251,5 | 19 011,3 | 21 666,2 | 23 560,4 | 20 845,6 |
* [6].
Как видно из таблицы 2 в 2016 г. – октябре 2020 г. наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета составляли НДС (29,8–34 %), подоходный налог (22,9–26,1 %), налог на прибыль (10,8–16,1 %) и акцизы (11,1–12,3 %), а среди особых режимов налогообложения — налог при упрощенной системе налогообложения (2,4–3,4 %). На остальные налоги приходилось от 14,4 % до 17,8 %. На косвенные налоги период с 2016 г. по октябрь 2020 г. приходилось основные поступления от 40,9 % до 46,3 %. Налоговые доходы за 2016 – 2019 гг. имеют тенденцию роста. Поступления за 2020 год получены не в полном объёме, и если учесть динамику за 10 месяцев, должны превысить налоговые доходы 2019 года примерно на 6 %.
Для более детального анализа поступлений доходов в разрезе налогов, обратимся к их темпам роста с 2016 по 2020 годы (табл. 3).
Таблица 3. Темпы роста поступления налогов (за 2016 год – октябрь 2020 года), % *
Налог | Темпы роста | ||||
2016 к 2017 | 2017 к 2018 | 2018 к 2019 | 2019 к 10 месяцу 2020 | 2016 к 10 месяцу 2020 | |
НДС | 108 | 114 | 106,6 | 104,3 | 136,8 |
Подоходный налог с физических лиц | 110,2 | 119 | 114,6 | 92,1 | 138,3 |
Налог на прибыль | 125,4 | 112,4 | 115,9 | 59,5 | 97,2 |
Акцизы | 106,4 | 111,4 | 104,4 | 91,6 | 113,4 |
Налог на недвижимость
(включая налог на незавершенное строительство) |
105,0 | 103,6 | 102,1 | 68,3 | 75,9 |
Земельный налог | 95,9 | 114,4 | 77,6 | 56,1 | 47,7 |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов | 113,1 | 123,5 | 113,3 | 75,1 | 118,9 |
Налог при упрощенной системе налогообложения | 106 | 123,5 | 121,0 | 106,5 | 168,6 |
Налог на доходы | 111,4 | 111,8 | 92,2 | 127,5 | 146,4 |
Экологический налог
(включая утилизационный сбор) |
117,6 | 106,5 | 109,1 | 146,8 | 200,5 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции | 114,6 | 108,0 | 108,1 | 96,1 | 128,7 |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц | 120,0 | 112,2 | 95,4 | 69,8 | 89,6 |
Налог на игорный бизнес | 98,7 | 105,6 | 99,8 | 68,6 | 71,4 |
Прочие налоги, сборы, пошлины | 105,0 | 99,6 | 102,5 | 74,7 | 80,1 |
Налоговые доходы | 110,2 | 114,0 | 108,7 | 88,5 | 120,8 |
* Источник: [7].
Анализ таблицы 3 показал, что НДС, подоходный налог, акцизы, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, налог на доходы, экологический налог имеют положительные темпы роста за октябрь 2020 к 2016 году. При этом если проводить анализ по годам, то наиболее устойчивая ситуация с НДС и экологическим налогом, по которому устойчивый тренд с 2016 по октябрь 2020 года и наибольший темп роста (200,5 %). Налог на прибыль за 10 месяцев 2020 года просел и скорее всего покажет отрицательную динамику, как к 2019 году, так и к 2016 году. Это связано с ухудшением финансового состояния организаций.
Неустойчивую динамику поступлений с отрицательным трендом имеют налоги на собственность (налог на недвижимость и земельный налог), особенно земельный налог. Такая динамика обусловлена:
- снижением по сравнению с 2018 годом налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в отношении земель общественно-деловой зоны в среднем на 25 % (по данным Национального кадастрового агентства), вследствие установления с 1 января 2019 г. нового порядка определения кадастровой стоимости земель, относимых к данной зоне;
- снижением ставки налога на земельные участки для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций с 3 % до 2 %;
- отменой с 1 января 2019 г. коэффициента 2 к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства;
- отменой с 1 января 2019 г. налога на недвижимость на незавершенное строительство;
- сокращением (с 2,5 до 2,4) повышающих коэффициентов к налогу на недвижимость в соответствии с решениями местных органов власти для отдельных категорий плательщиков (например, для организаций, предоставляющих отсрочку оплаты за отгружаемое сырье поставщикам минеральных удобрений для сельскохозяйственных организаций);
- отменой с 1 января 2019 г. права областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым капитальным строениям и земельным участкам, занятым неиспользуемым имуществом, а также предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным в соответствии с законодательством, самовольно занятым, используемым не по целевому назначению;
- применением с 1 января 2019 г. организациями цементной отрасли освобождения от уплаты имущественных налогов в соответствии с Указом Главы государства от 16 мая 2019 г. № 181.
- введение отсрочки с последующей рассрочкой и налоговым кредитом в отношении имущественных налогов и арендной платы за земельные участки.
По особым режимам налогообложения положительный тренд поступлений сохраняется по налогу при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Хотя темпы роста по данным налогам в 2019г. ниже, чем в 2018г. Поступления по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и налогу на игорный бизнес имеют устойчивую отрицательную динамику. Это связано прежде всего с видами деятельности, которые больше всего пострадали от эпидемиологической обстановки в стране.
Таким образом, основные налоги, составляющие налоговые доходы бюджета — НДС, подоходный налог, акцизы, налог при упрощенной системе налогообложения, за исключением налога на прибыль, имеют положительную динамику.
Рассмотрим налоговую нагрузку на экономику за период последнюю пятилетку. Для стабилизации налоговой нагрузки на экономику Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018 – 2020 годы предусмотрено поддержание налоговой нагрузки на экономику на уровне не более 26 % к ВВП. Эта норма должна была стимулировать экономическую и инвестиционную привлекательность страны. Показательно налоговой нагрузки на экономику с 2009 по 2019 год представлен в таблице 4 [7].
Таблица 4. Совокупная налоговая нагрузка в Республике Беларусь (% от ВВП) *
Показатель | 2009 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Налоговая нагрузка на экономику (без ФСЗН) | 30,1 | 25,1 | 25 | 25,8 | 25 |
Платежи в ФСЗН | 11,8 | 12,4 | 10,7 | 10,6 | 11,2 |
Совокупная налоговая нагрузка (с учетом отчислений в ФСЗН) | 41,9 | 37,7 | 35,7 | 36,4 | 36,2 |
* [7].
Совокупная налоговая нагрузка на экономику с учетом ФСЗН снизилась по сравнению с 2009 годом и в период с 2016 по 2019 год колебалась в пределах 37,7–36,2 %. Это величина больше, чем в странах Таможенного союза. Так в России эта величина в 2019 году составляет 31,6 %, а Казахстане 23,8 %. За последнюю пятилетку есть стабильность в показателе налоговой нагрузки на экономику, что соответствует направлениям налоговой политики Республики Беларусь.
Проанализируем положение Республики в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по показателю «Налогообложение». Так, в отчете за 2009 год республика занимала последнее 183 место, а за период с 2016 по 2020 год занимала 99 место в 2017, 2019 и 2020 годах, 96 место — в 2018 году. Снижение места с 63 в 2016 году до 99 в 2017 году связано с изменением методики расчета показателя. Существенное усиление позиций в рейтинге связано, прежде всего, с уменьшением количества взимаемых основных налогов до 7, что значительно ниже чем среднемировой показатель — 24, и ниже чем показатель Евросоюза — 12. Также определенные подвижки произошли в количестве часов, необходимых для исчисления и уплаты всех налогов в год. Если в 2009 году показатель «количества времени для уплаты налогов» 1188 часов в год, то в период с 2016 по 2020 год этот показатель колеблется в промежутке 170–184 часов год. Общая налоговая ставка в 2009 году составляла 144,4 %, в 2016–2020 годах значительно ниже, но имеет повышательную динамику с 51,8 % до 53,3 %. (табл. 5) [7].
Таблица 5. Показатели «Налогообложение» Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» *
Показатель | 2009 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Количество налогов | 124 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Общая налоговая ставка (% от прибыли) | 144,4 | 51,8 | 52,7 | 52,9 | 52,9 | 53,3 |
Количество времени для уплаты налогов (часы в год) | 1188 | 176 | 176 | 184 | 184 | 170 |
Место в рейтинге | 183 | 63 | 99 | 96 | 99 | 99 |
* [7].
Налогообложение в Республике Беларусь постоянно совершенствуется. В 2019 году была принята новая редакция Налогового кодекса. С 2019 по 2020 год в системе налогообложения внесены определенные стимулирующие нормы.
- Изменение ставок в налоге на прибыль. Стимулирование инвестиционной привлекательности страны за счет налогообложения было сделано в Налоговом кодексе 2019 в отношении введение дифференциации размеров ставок налога на прибыль. Ставка налога на прибыль в отношении дивидендов, основной размер которой составляет 12 %, может уменьшаться на 6 % или 12 % при условии отсутствия ее распределения, соответственно, в течение 3 лет и 5 лет.
- Изменения в налогах на собственность с 2019 года.
- Изменение объектов налогообложения. Налогом на недвижимость не облагаются здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.
- Изменение повышающих коэффициентов. Упразднен повышающий коэффициент 10 к ставке налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям. Ограничение прав местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставку налога на недвижимость и земельного налога не более чем в 2 раза вместо 2,5 раз.
- Изменение ставок. Для земельных участков, на которых размещены автомобильные заправочные и газонаполнительные станции, ставка снижена с 3 % до 2 % и повышена с 0,7 % до 3 % для земельных участков, на которых размещаются автомобильные рынки и игорные заведения.
- Дифференцированное налогообложение по вновь введенным объектам недвижимости. Ставка налога на недвижимость и земельного залога имеет прогрессивную шкалу и дифференцирована на пять лет от 0 до 0,8.
- Снижение критерия численности работников с инвалидностью для применения льгот по налогам. С 2020 года для льготирования НДС и налога на прибыль численность работников с инвалидностью должна составлять не менее 30 % от среднесписочного состава вместо 50 %.
Налоговая политика Республики Беларусь на 2021 год продолжает траекторию изменений, начатых в 2019 году и выполнять ряд функций как регулирующего, инвестиционного и фискального характера, так и стимулирующего и социального, с целью решения ряда возникших макроэкономических задач.
С целью нивелирования инфляционных процессов на 2021 год проиндексированы ставки налогов, зафиксированные в национальной валюте. Это такие налоги, как акциз, земельный налог, экологический налог, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Коррекции на инфляционные изменения подверглись и налоговые вычеты, предельные пороги валовой выручки для применения налога при упрощенной системе, что соответственно дает возможность проявить социальную и стимулирующую функцию налогов соответственно.
Наряду с мероприятиями стимулирующего и социального характера, налоговые нововведения 2021 г. демонстрируют и направления регулирующего и фискального характера, связанные с вопросами формирования доходов государственного бюджета (выполнения планов по исполнению бюджета, финансированию социальных программ и мероприятий, бюджетного дефицита, а также расходов для компенсации расходов из-за COVID-19). Это касается увеличения ставок по налогу на прибыль для отдельных категорий плательщиков и упразднения отдельных льгот по налогам.
Как отреагирует экономика на налоговые изменения, покажет реализация налоговой политики 2021 г. Предполагается при этом, что налоговая нагрузка увеличится.
Однако после внесенных изменений в систему налогообложения Республики Беларусь в 2019 году и в 2021 году остались неразрешенные вопросы и появились новые, проанализируем их и предложим их решение.
- Так и не удалось решить вопрос кадастровой оценки недвижимости.
Налогообложение земли происходит на основе кадастровой оценки, которая зафиксирована в Регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра. В качестве налогооблагаемой базы по налогу на недвижимости выступает остаточная стоимость капитальных строений, учитываемых в бухгалтерском учете в составе основных средств. При этом и земельный участок, и капитальное строение, стоящее на нем, является недвижимостью. В настоящее время сложилась ситуация, при которой для определения налоговой базы налога на недвижимость используется бухгалтерская оценка зданий и сооружений. А вот кадастровая оценка земли не производится самостоятельно предприятием, которое на данном земельном участке расположено, а осуществляется Национальным кадастровым агентством за счет средств бюджета. На лицо — диссонанс. Налогообложение земли — по кадастровой стоимости, а налогообложение капитальных строений, стоящих на ней, — по бухгалтерской оценке [2].
То есть сложилась ситуация, при которой закономерен переход к налогообложению объектов недвижимости, налогооблагаемая база которых будет определена как кадастровая стоимость. На сегодняшний день проводятся работы по кадастровой оценке капитальных строений, но сроки их точно не определены. Поэтому целесообразно упразднить налог на недвижимость до момента введения кадастровой оценки капитальных строений в пользу земельного налога, по которому возможно увеличение ставок. Это позволит применить единый подход к налогообложению недвижимости на основе рыночных принципов.
- Частично решен вопрос по снижению порога применения льгот по налогам для организаций, использующих труд инвалидов с 50 % до 30 %.
В рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов можно предложить совершенствования налоговых льгот для работодателей, использующих труд инвалидов. Вместо минимального удельного веса работников с инвалидностью в общей численности работников организации, дающее право на получение льгот по основным налогам применить дифференцированную систему налоговых льгот, начиная с одного работника с инвалидностью [3].
Один из вариантов такой дифференциации представлен в таблице 6.
Таблица 6. Расчет налоговых льгот на основе дифференциации удельного веса инвалидов в общей численности работников *
Удельный вес инвалидов в общей численности работников организации, % | Процент снижения налога на прибыль, % | Процент снижения НДС, % |
30 | 100 | 100 |
от 30 до 20 | 50 | 50 |
от 20 до 10 | 30 | 30 |
от 10 до 5 | 10 | 10 |
менее 5 | 5 | 5 |
* Составлено авторами
Данная методика может уточняться в части процента льготирования в зависимости от налогового планирования. При этом налоги будут более эффективно выполнять свою социальную функцию.
В качестве еще одного варианта дифференциации льгот по налогообложению организаций, имеющих в штате работников с инвалидностью, может быть предложено незначительное снижение налога на прибыль и НДС за каждого принятого на работу инвалида. При условии, что минимальный предельный уровень для получения общей льготы по освобождению от уплаты налогов еще не достигнут. Например, за каждого вновь принятого работника с инвалидностью можно предусмотреть снижение ставки налога на незначительную величину (0,05–0,1 %). Это величина может еще изменяться, тогда она дополнительно ограничивается удельным весом работников с инвалидностью в общей численности работающих, как это предлагается в таблице 6. Для разных отраслей могут использоваться разные схемы льготирования с учетом налогового планирования.
ВЫВОДЫ
Система налогообложения постоянно подвергается изменениям, но основополагающие налоги остаются неизменными. В налоговой системе Республики Беларусь используется общий режим налогообложения и особые режимы налогообложения. В общем режиме налогообложения налоги классифицированы на косвенные, прямые и смешанные. Наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета занимают косвенные налоги, в частности НДС. Среди особых режимов налогообложение наибольший вклад в налоговые доходы бюджета приносит упрощенная система налогообложения. Ситуация 2020 года повлияла на предпринимательскую активность и доходы населения, что более всего отразилось на поступлении прямых налогов (налог на прибыль и подоходный налог). Поступление косвенных налогов имеет положительный тренд в период с 2016 по октябрь 2020 года, что дает возможность исполнять бюджет.
Налоговая нагрузка на экономику в 2016–2019 годах находилась в запланированных пределах и не превышала 26%. Небольшой устойчивый рост в 2016–2020 годах наблюдается в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по показателю «Налогообложение», где данный показатель колеблется от 51,8–53,3 %. Налоговые изменения 2021 года могут привести к росту налоговой нагрузки.
В 2019 году принята новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которая преследовала цели совершенствования налогового администрирования и упрощение налогообложения, простота и понятность методик расчета налогов, легкость восприятия норм Налогового кодекса, небольшое снижение налоговой нагрузки на организацию. Активизация предпринимательской и инвестиционной активности была простимулирована дифференциацией ставок по налогу на прибыль в отношении дивидендов, а также налогу на недвижимость и земельному налогу на новые объекты, введенные в эксплуатацию. Однако не все цели были достигнуты в полной мере.
В 2021 году были приняты изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые продолжают логику изменений, начатых в 2019 году [8, 9]. Однако, исходя из проведенного анализа изменений налогового законодательства на 2021 год, очевидно, что, с одной стороны, налоговое давление на организации и физические лица возрастёт, с другой стороны, государство пытается сохранить социальный вектор развития национальной экономики, обеспечить равные налоговые условия для отдельных плательщиков налогов посредством налоговых льгот и дифференциации налоговых ставок.
На использование социальной направленности налогов работает снижение порогового значения по применению льготы в организациях, использующих труд инвалидов с 50 % до 30 %. В развитие этого направления может быть предложена система дифференцированного налогообложения для НДС и налога на прибыль, начиная с первого работника с инвалидностью. Это позволит заинтересовать бизнес в трудоустройстве людей с инвалидностью и даст возможность повысить их благосостояние.
Для приведения к единообразию налогообложения собственности, предлагается упразднить налог на недвижимость до введения кадастровой оценки, заменив его увеличением ставок налога на землю, где расположены объекты недвижимости.
Таким образом, разработка новых методик, унификация налогов на собственность и совершенствование налогообложения организаций, использующих труд инвалидов, даст системе налогообложения Республики Беларусь более четкие, понятные и социально ориентированные нормы.
- Selitskaya, E. Kakiye izmeneniya v Nalogovyy kodeks predlagayetsya vnesti s 2019 goda / E. Selitskaya [Elektronnyy resurs] // Natsional’nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus’. — 2020. — Rezhim dostupa: www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/august/29909/ (data obrashcheniya: 10.01.2021).
- Ryabova, S.S. Stabil’nost’ i izmenchivost’ nalogooblozheniya v Respublike Belarus’ / S.S. Ryabova // Strategii i instrumenty upravleniya ekonomikoy : otraslevoy i regional’nyy aspekt: materialy IKH Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 15 maya 2020 g. / Pod obshch. red. prof. V.L. Vasilonka. — SPB.: Izdatel’stvo OOO «NPO PB AS», 2020. — S. 133–137.
- Ryabova, S.S. Nalogovoye l’gotirovaniye kak instrument podderzhki invalidov v Respublike Belarus’ / S.S. Ryabova // Nauchnyye trudy respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Filosofsko-gumanitarnyye nauki: Sbornik nauchnykh statey. Vypusk 17. — Minsk: RIVSH, 2018. — S. 381–387.
- Mel’nikova N.A. Kontseptual’nyye osnovy formirovaniya nalogovoy politiki gosudarstva i yeye vliyaniye na funktsionirovaniye sovremennykh integratsionnykh sistem / N.A. Mel’nikova [Elektronnyy resurs] // Formirovaniye makro- i mikroekonomicheskikh mekhanizmov monetarno-finansovoy politiki dlya effektivnogo funktsionirovaniya sovremennykh integratsionnykh sistem: sbornik nauchnykh statey / redkol.: N.A. Mel’nikova, T.G. Struk . — Minsk, BGU, Ekonomicheskiy fak., kaf. korporativnykh finansov. — Minsk: BGU, 2018. — 101 s. — Rezhim dostupa: elib.bsu.by/handle/123456789/196008 (data obrashcheniya: 11.01.2021).
- Mel’nikova N.A. Effektivnost’ nalogovoy politiki Respubliki Belarus’ i metody nalogovogo regulirovaniya / N.A. Mel’nikova // Ekonomika, modelirovaniye, prognozirovaniye: sb. nauchnykh trudov / red. kollegiya: M.K. Kravtsov (gl. red.). — Minsk: NIEI Min-va ekonomiki Resp. Belarus’, 2016. — Vyp.10. — S. 77–81.
- Nalogovyy kodeks Respubliki Belarus’ (Osobennaya chast’) [Elektronnyy resurs]: Kodeks Resp. Belarus’, 29 dek. 2009 g., №71-Z : v red. ot 30 dek. 2018 g., № 159-Z // Konsul’tant Plyus: Belarus’. Tekhnologiya 3000 / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus’. — Minsk, 2020.
- Analitika [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo po nalogam i sbora Respubliki Belarus’. — 2020. — Rezhim dostupa: www.nalog.gov.by/ru/analytics_ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2021).
- Kommentariy k Zakonu Respubliki Belarus’ 29 dekabrya 2020 g. № 72-Z «Ob izmenenii Nalogovogo kodeksa Respubliki Belarus’» [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo po nalogam i sboram Respubliki Belarus’. — Rezhim dostupa: nalog.gov.by/ru/nalogi-2021 (data obrashcheniya: 10.01.2021).
- Ob izmenenii Nalogovogo kodeksa Respubliki Belarus’: Zakon Respubliki Belarus’ ot 29.12.2020 № 72-Z [Elektronnyy resurs] // Natsional’nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus’, 01.01.2021, 2/2792. — Rezhim dostupa: pravo.by/document (data obrashcheniya: 10.01.2021).