О состоянии инвестиционной среды в телекоммуникационной отрасли

14.08.2024 | by gudilin gudilin |

О СОСТОЯНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

ON THE STATE OF THE INVESTMENT ENVIRONMENT IN THE TELECOMMUNICATION INDUSTRY

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 1 (66), 2024

Section Investments

Publication text (PDF): Download

UDK: 33.332.146: 338.47

AUTHORS:

Sobolev Dmitry Mikhailovich,

Postgraduate,

Institute of Public Service and Management,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Moscow, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-1-121-135

PAGES: from 121 to 135

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

investment environment, investment project, financial instruments, telecommunications industry.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discusses the issues of transformation of the investment environment in the telecommunications industry of the Russian Federation in modern conditions. An analysis of external factors influencing the development of the telecommunications industry in the Russian Federation was carried out, and global trends in the development of the industry were identified. Based on statistical analysis, the main participants in the global telecommunications services market were identified, as well as market features, namely the growth of mergers and acquisitions and the prevalence of venture capital.

The domestic market for telecommunications services has been studied, the main participants and market volume have been identified. The main factors for the development of the telecommunications services market in the Russian Federation have been identified. The main methods of financing investment programs of the main market participants have been identified, including companies’ own funds (net profit, depreciation charges), bonds, project financing through the instruments of the Project Finance Factory, trade financing from telecommunications equipment manufacturers.

Current areas of investment in the telecommunications industry are summarized, including the creation of digital assets, deployment of services based on the 5G generation network, big data analysis tools, modernization and expansion of infrastructure, and compliance with legal requirements. An analysis of the investment strategies of the main market players was carried out.

The main directions for transforming the investment environment of the telecommunications industry of the Russian Federation in modern conditions have been identified in the form of focusing on domestic investors, using IPOs on the Moscow Exchange, and intensifying project financing programs.

ВВЕДЕНИЕ

Телекоммуникационная отрасль играет ключевую роль в современном постиндустриальном мире, обеспечивая связь между людьми, компаниями, государством и непосредственно электронными устройствами. Телекоммуникационные компании также способствуют экономическому развитию через расширение доступа к современным сетям связи, поддержку бизнес-коммуникаций и развитие инфраструктуры для цифровой экономики. В наше время телекоммуникации являются основой для множества инновационных технологий, таких как Интернет вещей, облачные вычисления и big data. Инвестиционная среда в телекоммуникационной отрасли остается актуальной и важной для развития технологий связи и цифровой экономики. С развитием интернета вещей, мобильной связи пятого поколения (5G), облачных технологий и повышения спроса на широкополосный доступ к сети, инвесторы все более заинтересованы в телекоммуникационных компаниях и их инновационных проектах.

Роль телекоммуникационной отрасли исследовалась такими учеными как В. В. Глухов, А. Е. Логинов, которые выделили три направления результативности телекоммуникационной инфраструктуры (прямое макроэкономическое, косвенное макроэкономическое, вторичное через показатели качества жизни) и определили способы ее оценки [1]; проектные риски телекоммуникационных компаний в инвестиционных проектах исследовались С. В. Гришуниным, И. Ю. Пищалкиной, С. Б. Сулоевой, которые обосновывали потребность в применении контроллинга проектов и инвестиционного контроллинга [2]; С. П. Кирильчук, Е. В. Шевченко, которые разрабатывали проектирование компаний информационно-телекоммуникационной сферы в цифровой экономике [3].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является выявление особенностей инвестиционной среды в телекоммуникационной отрасли путем анализа состояния самой телекоммуникационной отрасли и потребностей и способов инвестирования в данной отрасли для дальнейшего обоснования приоритетных способов инвестирования в телекоммуникационной отрасли.

МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

  • метод анализа был использован для раскрытия теоретических и практических предпосылок функционирования телекоммуникационной отрасли в России и мире, оценки различными способами тенденций по ее изменению;
  • метод синтеза применяется с целью получения обобщенных результатов исследования состояния как отрасли в целом, так и в частности инвестиционной среды, формулировки выводов и общих заключений по особенностям формирования инвестиционной среды в телекоммуникационной отрасли;
  • метод сравнения используется с целью раскрытия и обоснования тенденций, специфики, направлений и условий, влияющих на инвестиционную среду в телекоммуникационной отрасли.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для определения состояния инвестиционной среды в телекоммуникационной отрасли определим состояние и тенденции развития отрасли в мире и объем торгов данными услугами. Развитость торговых отношений определяет возможность реализации инвестиционных программ за счет собственных средств и условия доступа к кредитным ресурсам. Анализ мирового рынка телекоммуникационных услуг позволит определить внешние факторы формирования инвестиционной среды на отечественном рынке.

К телекоммуникационным услугам согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности относятся:

  1. телекоммуникационные проводные и беспроводные услуги: фиксированной и подвижной телефонной связи, услуги операторов связи в сфере проводных и беспроводных телекоммуникаций; услуги по передаче данных по проводным и беспроводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные и беспроводные услуги в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее — ИКС Интернет); услуги связи для целей кабельного и эфирного вещания;
  2. услуги спутниковой связи, в том числе для целей телевизионного и радиовещания;
  3. прочие услуги: по предоставлению специализированных телекоммуникационных приложений; по управлению спутниковыми терминалами и сопутствующим оборудованием; по предоставлению доступа к ИКС Интернет через сети, установленные между клиентом и провайдером услуг ИКС Интернет, не принадлежащие провайдеру услуг ИКС Интернет или не находящиеся под его контролем; по предоставлению телефонной связи и доступа к ИКС Интернет в общественных зданиях; телекоммуникационные услуги посредством существующих телекоммуникационных соединений; по предоставлению каналов связи; услуги телеграфной связи, факсимильной связи, конференц-связи по телефонному каналу [4].

В международной статистике их включают в состав группы телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг или услуг связи, к которым также относятся почтовые и курьерские услуги. В свою очередь телекоммуникации способствуют торговле другими товарами и услугами, обеспечивая доступность, обработку и распространение информации в электронной форме, упрощая таким образом рекламные услуги и общение с клиентами, внутрифирменные и межфирменные коммуникации, сбор, анализ и обмен данными.

Развитие телекоммуникационных услуг привело к тому, что они охватили многие стороны повседневной жизни: «образование, исследования, здравоохранение, бизнес, банковское дело, развлечения и социальные сети»[5] и сейчас постоянно используются почти каждым человеком.

В настоящее время в мире выделяют ряд трендов развития телекоммуникаций:

  • — «сближение телекома с контентом: видео и игры;
  • — смещение роста в смежные направления: информационная безопасность, ЦОД и IoT;
  • — работа с новыми для телекома отраслями: финтех, умный дом, цифровая медицина и образование;
  • — развитие новых направлений вокруг потребностей клиента: дом, мобильность, безопасность, работа, общение»[6].

В 2020 г. число действующих абонентов мобильной связи в мире составило около 7,9 млрд, а абонентов фиксированной широкополосной связи — свыше 1,1 млрд (рост с 2015 г. на 32 %) [6].

В числе крупнейших мировых телекоммуникационных компаний отметим следующие: Verizon Communications Inc. (США), AT & T Inc. (США), China Mobile Ltd (Китай), SoftBank Group Corp. (Япония), Nippon Telegraph and Telephone (Япония), Crown Castle International Corp (США), Deutsche Telekom AG (Германия), KDDI Corp. (Япония), Saudi Telecom Co. (Саудовская Аравия), América Móvil (Мексика), Vodafone Group plc (Великобритания), Bharti Airtel Ltd (Индия), Emirates Telecommunications Group Co. PJSC (ОАЭ), BCE, Inc. (Канада), Singapore Telecommunications Ltd (Сингапур), Orange S.A. (Франция), SBA Communications Corp. (США), Liberty Broadband Corp. (США), Chunghwa Telecom Co. Ltd (Тайвань), China Telecom Corp. Ltd (Китай) [7].

Как видно, основные телекоммуникационные компании находятся в Европе, США и Азии, что определяет эти регионы как лидирующие на мировом рынке телекоммуникаций. Такое географическое распределение связано с историческим развитием данной отрасли в разных странах, технологическим развитием и новаторством в сфере телекоммуникаций, развитой международной торговлей и международным сотрудничеством в данной области, процентом владения мобильными телефонами среди населения, уровнем покрытия мобильной и интернет-связью, туристическим потоком [5].

Основные тенденции развития мировых компаний в сфере телекоммуникаций следующие:

  • «рост спроса на цифровые (ИКТ) сервисы в постковидной реальности;
  • сближение фиксированного и мобильного доступа — конвергенция; рост спроса на вертикальные (отраслевые) решения и частные сети (LTE, а затем и 5G);
  • активная цифровизация государственных органов управления;
  • снижение доходности на инвестиции (ROIC) и усиливающееся давление на затраты»[6].

Величина мирового экспорта телекоммуникационных услуг в 2021 г. составила 98 096 млн долл. США (рост за год на 7,69 %) [8, 9].

На мировом рынке телекоммуникационных услуг (табл. 1) доминируют ЕС (49,3 % в экспорте ТОП-10 стран и 57,9 % в импорте ТОП-10 стран), Великобритания (15,9 % и 12,2 % соответственно) и США (11,5 % и 9,1 % соответственно). Также в число ключевых экспортеров входят: Кувейт (6,3 %), Индия (4 %), Сингапур (3,8 %), Гонконг (3,4 %), ОАЭ (2,4 %), Канада и Бахрейн (по 1,7 %). С 2020 г. по 2021 г. основное увеличение экспорта произошло из ЕС (на 21,71 %), ОАЭ (на 16,67 %), Бахрейна (на 16,15 %), Индии (на 12,19 %), Канады (на 11,96 %). При этом произошло значительное снижение экспорта телекоммуникационных услуг из Сингапура (на 18,36 %). Также сократился экспорт из США (на 3,5 %) и Кувейта (на 3,41 %).

Таблица 1. Топ-10 мировых экспортеров и импортеров телекоммуникационных услуг, 2020–2021 гг., млн долл. США, % *

№ п/п Государство Стоимость Доля в ТОП-10 Годовое процентное изменение
2020 2021 2020 2010-20 2019 2020 2021
Экспортеры
1 Евросоюз 33 534,42 40 814,49 49,30 -1,93 -10,67 -2,44 21,71
— Экспорт за пределы ЕС 17 526,09 21 439,95 25,80 -2,60 -12,98 -4,59 22,33
2 Великобритания 10 808,98 10 855,98 15,90 5,52 -11,16 17,16 0,43
3 США 7 837,00 7 563,00 11,50 -3,26 -11,21 -1,90 -3,50
4 Кувейт 4 292,53 4 146,10 6,30 1,89 33,97 -1,85 -3,41
5 Индия 2 736,03 3 069,62 4,00 6,11 18,74 -4,04 12,19
6 Сингапур 2 599,33 2 122,17 3,80 16,05 41,60 -18,36
7 Гонконг, Китай 2 282,77 3,40 9,22 6,30 13,53
8 ОАЭ 1 633,76 1 906,06 2,40 2,99 -13,04 16,67
9 Канада 1 134,10 1 269,70 1,70 -3,98 -6,73 -6,54 11,96
10 Бахрейн 1 132,73 1 315,68 1,70 3,55 -3,95 32,92 16,15
Первая 10 67 991,65 100,00
Импортеры
1 Евросоюз 33 229,00 37 817,80 57,90 -0,27 -10,09 0,49 13,81
— Импорт за пределы ЕС 16 164,36 18 187,90 28,20 -0,78 -9,51 -4,66 12,52
2 Великобритания 6 992,31 6 524,86 12,20 2,48 -8,72 17,58 -6,69
3 США 5 193,00 5 607,00 9,10 -4,32 -11,85 3,61 7,97
4 ОАЭ 2 722,94 2 641,25 4,70 3,96 -4,76 -3,00
5 Сингапур 2 179,32 2 311,23 3,80 10,22 31,45 6,05
6 Япония 1 606,30 1 513,28 2,80 4,59 -2,45 -9,73 -5,79
7 Индия 1 389,56 1 259,59 2,40 2,51 21,26 8,40 -9,35
8 Канада 1 372,70 1 463,53 2,40 -1,53 -8,27 0,57 6,62
9 Малайзия 1 351,04 1 522,71 2,40 4,76 12,74 19,41 12,71
10 Австралия 1 332,30 951,91 2,30 6,71 -1,39 9,46 -28,55
Первая 10 57 368,47 61 613,17 100,00

Примечание: на основе информации, имеющейся в Секретариате (ВТО). Поскольку некоторые крупные торговцы телекоммуникационными услугами не отчитываются по этому пункту отдельно, они могут не отображаться в списке. Операции по телекоммуникационным услугам часто отражаются на чистой, а не на валовой основе.

* Составлено на основе [9]

В мировом импорте телекоммуникационных услуг также лидируют: ОАЭ (4,7 %), Сингапур (3,8 %), Япония (2,8 %), Индия, Канада и Малайзия (по 2,4 %), Австралия (2,3 %). Больше всего за период 2020-2021 гг. увеличился импорт в ЕС (на 13,81 %), Малайзию (на 12,71 %), США (на 7,97 %), Канаду (на 6,62 %) и Сингапур (на 6,05 %). Наибольшее снижение импорта телекоммуникационных услуг произошло в Австралии — на 28,55 %. Кроме того, снижение импорта отмечено в Индии (на 9,35 %), Великобритании (на 6,69 %), Японии (на 5,79 %) и ОАЭ (на 3 %).

К телекоммуникационному рынку также можно отнести мировой рынок телекоммуникационного оборудования, на котором лидируют Китай и ЕС (табл. 2). Мировой экспорт офисного и телекоммуникационного оборудования в 2021 г. вырос на 20,5 % [9]. Мировой экспорт телекоммуникационного оборудования за 2020-2021 гг. вырос на 14,8 % и составил 732 982 млн долл. США [8].

Лидерами в мировом экспорте являются: Китай, ЕС, Гонконг, Тайвань, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, Малайзия, Мексика с суммарной долей в экспорте в размере 87,02 %. Величина экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования стран первой десятки равна 2 224,35 млрд долл. США в 2021 г. За 20 лет возросла доля экспорта из Китая, Тайваня и Вьетнама в мировом. С 2020 г. по 2021 гг. больше всего увеличился экспорт из Гонконга (на 28,67 %), Сингапура (на 26,83 %) и Тайваня (на 19,93 %).

Таблица 2. Топ-10 мировых экспортеров и импортеров офисного и телекоммуникационного оборудования в 2021 г., млрд долл. США, % *

№ п/п Государство Стоимость Доля в мировом экспорте/ импорте Годовое процентное изменение
2021 2000 2005 2010 2021 2010-21 2019 2020 2021
Экспортеры
1 Китай (1) 811,65 4,51 17,72 27,79 31,75 5,52 -2,32 5,82 17,61
2 Евросоюз 414,57 24,06 25,18 21,41 16,22 1,65 -1,76 1,18 12,61
— Экспорт за пределы ЕС 123,89 10,20 9,96 7,43 4,85 0,28 0,09 -1,09 6,51
3 Гонконг, Китай 398,61 7,90 -3,01 5,56 28,67
— Внутренний экспорт 0,20 0,41 0,26 0,11 0,01 -18,13 22,10 18,33 -2,72
— Реэкспорт 398,41 8,00 -3,03 5,55 28,70
4 Тайбэй (Тайвань), Китай 213,75 5,99 4,44 5,37 8,36 8,53 7,61 19,82 19,93
5 Республика Корея 166,36 6,08 6,51 5,97 6,51 5,07 -20,89 5,37 17,47
6 Сингапур 161,76 7,65 7,98 7,86 6,33 2,22 -5,62 10,09 26,83
7 США 161,05 15,90 9,82 8,34 6,30 1,62 -2,13 -5,28 14,54
8 Вьетнам (2) 128,00 0,07 0,11 0,35 5,01 32,68 11,61 17,00 18,87
9 Малайзия 93,53 5,43 4,73 4,16 3,66 3,05 -5,89 5,53 12,29
10 Мексика (1) 73,47 3,53 2,98 3,74 2,87 1,79 0,10 -3,12 8,73
Первая 10 2 224,35 73,63 79,73 85,12 87,02
Импортеры
1 Китай (1) 623,71 4,39 11,78 15,70 21,93 7,62 -3,57 10,92 23,75
2 Евросоюз 556,89 26,05 27,59 25,59 19,58 1,89 -1,85 2,93 15,79
— Импорт за пределы ЕС 286,39 14,47 14,65 13,44 10,07 1,69 -2,20 3,84 15,10
3 США 412,24 21,28 17,11 16,07 14,50 3,43 -6,08 3,07 17,53
4 Гонконг, Китай 405,19 7,56 -7,11 4,90 26,40
— Нераспределенный импорт (2) 67,00 1,31 0,44 0,61 2,36 -21,70 2,00 16,66
5 Сингапур 134,59 5,34 5,46 4,98 4,73 3,91 -2,34 12,20 20,85
6 Тайбэй (Тайвань), Китай 109,62 3,82 2,83 2,63 3,85 8,10 6,03 17,23 26,84
7 Япония 101,51 6,01 4,92 4,65 3,57 1,91 -0,49 1,11 11,99
8 Республика Корея 94,24 3,36 2,76 2,71 3,31 6,31 6,92 4,12 14,59
9 Вьетнам (2) 92,00 0,10 0,17 0,41 3,23 25,90 15,44 23,44 18,11
10 Мексика (1), (3) 76,19 2,86 2,65 3,22 2,68 2,68 3,37 -10,52 22,15
Первая 10 2 267,98 74,52 75,70 76,57 79,75

Примечания: (1) Включает значительные поставки через зоны переработки; (2) Оценки Секретариата;

(3) Импорт оценивается на условиях ФОБ.

* Составлено на основе [9]

Мировой импорт телекоммуникационного оборудования с 2020 г. по 2021 г. вырос на 15,05 % до 789 152 млн долл. США [8].

В импорте офисного и телекоммуникационного оборудования лидируют почти те же государства: Китай, ЕС, США, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония, Республика Корея, Вьетнам, Мексика с суммарной долей в мировом импорте в размере 79,75 %. Общая стоимость импорта офисного и телекоммуникационного оборудования указанных десяти стран в 2021 г. составила 2 267,98 млрд долл. США. За 20 лет отмечается рост доли импорта в Китай, Гонконг (нераспределенный импорт), Тайвань и Вьетнам. Наибольший рост импорта офисного и телекоммуникационного оборудования за период 2020-2021 гг. отмечается в Тайвань (на 26,84 %), Гонконг (на 26,4 %), Китай (на 23,75 %), Мексику (на 22,15 %) и Сингапур (на 20,85 %).

В целом за 2020-2021 гг. наблюдается рост объемов экспорта и импорта офисного и телекоммуникационного оборудования по всем странам-лидерам, входящим в ТОП-10.

Основные факторы, влияющие на развитие рынка телекоммуникационного оборудования, следующие: состояние рынка телекоммуникационных услуг, государственное регулирование, потребительские предпочтения и спрос, конкуренция поставщиков телекоммуникационных услуг, технические характеристики оборудования, макроэкономическая ситуация, рост спроса на сети стандартов 3G/4G (а в перспективе — и 5G) [10].

В последние годы на телекоммуникационном рынке происходит значительный рост числа абонентов, а, следовательно, расширяются зоны сетевого покрытия, увеличивается скорость передачи данных, расширяется спектр предоставляемых услуг и возможных тарифных планов [9]. Частым явлением становятся слияния и поглощения в отрасли, функционирование компаний в контексте экосистем, включающих «производителей и поставщиков оборудования, системные интеграторы, поставщиков цифровых услуг и небольшие инновационные компании-стартапы»[10].

Состояние и общие тренды развития отрасли в мире непосредственно влияют на отечественный рынок телекоммуникационных услуг.

Объем телекоммуникационного рынка в России в 2020 г. составил 1,73 трлн руб. (снижение за год на 0,7 %). Основное снижение произошло по услугам фиксированной телефонной связи (на 11,6 %) и межоператорским услугам (на 5,8 %) одновременно с незначительным годовым ростом по сравнению с прошлогодними показателями доходов от услуг мобильной связи (на 0,3 %), интернета (на 1,1 %) и платного телевидения (на 1,5 %). Услуги мобильной связи занимают наибольшую долю на рынке телекоммуникаций в РФ — 57 %, интернет доступ — 12 %, почтовая связь — 10 %, платное телевидение — 6 %, фиксированная телефонная связь — 4 %, межоператорские услуги — 3 % [6].

За 2020 г. число абонентов мобильной связи в России составило 257 млн (сокращение на 1,3 % или на 3,5 млн пользователей). Средняя выручка на одного абонента мобильной связи за год практически не изменилась и составила 320 руб./абонент. Основную роль в снижении числа абонентов сыграло введение карантинных мер в связи с пандемией COVID-19 (закрытие границ, режим самоизоляции) [6].

Ключевые операторы мобильной связи в России: МТС (78,5 млн абонентов в 2020 г.), «Мегафон» (70,4 млн абонентов), «Билайн» (49,9 млн абонентов), «Теле2» (46,6 млн абонентов). За 2020 г. рост доходов произошел только у МТС (рост на 4,53 % до 334,5 млрд руб.) и Теле2 (рост на 8,39 % до 177 млрд руб.). Прогнозируется сохранение высоких темпов роста оператора Теле2 «за счет лучшего в отрасли индекса потребительской лояльности, высокого качества сетевой инфраструктуры и оригинального продуктового предложения»[6].

Рынок услуг по широкополосному доступу (далее — ШПД) к ИКС Интернет в 2020 г. в России составил 201,1 млрд руб. Число пользователей ШПД составило 36,1 млн человек (рост на 2,1 %), а средняя выручка на одного пользователя — 475 руб./пользователь [6].

Уровень проникновения ШПД в интернет в 2020 г. вырос до 61 %, благодаря расширению покрытия и подключению новых клиентов в период самоизоляции. Неблагоприятное влияние карантинных мер в основном сказалось на сегменте B2B из-за перевода сотрудников на дистанционный режим работы и сокращения расходов на связь; на B2C-сегменте негативное воздействие практически не сказалось. В 2020 г. рост рынка ШПД произошел за счет сегмента домохозяйств — «почти 96 % абонентской базы услуги ШПД пришлось на долю населения, доля частного сегмента в доходах составила 73 %»[6].

Крупнейшие провайдеры ШПД в Интернет в России: ПАО «Ростелеком» (12 365 абонентов в 2020 г., рост на 2,2 %), ЭР-телеком (3880 абонентов, рост на 0,8 %), МТС (3839 абонентов, рост на 10,3 %) [6].

Рынок платного телевидения в России, включающий в себя услуги спутникового, кабельного и интерактивного телевидения, сохранил в 2020 г. положительную динамику на фоне мирового снижения за счет роста числа пользователей в период режима самоизоляции до 46,1 млн человек (рост на 1,8 %). Уровень проникновения услуг платного ТВ в 2020 г. в России достиг 81 % [6].

Объем рынка платного ТВ в России в 2020 г. составил 104,6 млрд руб. (рост на 2 %). Количество IPTV-пользователей увеличилось на 700 тыс. человек (рост на 7,7 %), в то время как число абонентов кабельного ТВ сократилось на 0,8 %, а спутникового ТВ — на 0,1 % [6].

Среди российских компаний на рынке лидирует ПАО «Ростелеком» (в 2020 г. 57 % новых подключений к IPTV; 36 % в структуре рынка доходов платного телевидения). Доля доходов Триколор ТВ составила 17 %, Эр-Телеком — 10 %, МТС — 9 %, прочих компаний — 28 % [6].

Объем российского рынка фиксированной телефонной связи в 2020 г. составил 95,7 млрд руб. (снижение на 11,6 % за счет перевода сотрудников на дистанционный режим работы и использование аудио и видео-конференц-связи). Лидирует на рынке Ростелеком (56 %), на втором месте — МТС (18 %), на третьем — Вымпелком (5 %). Доля прочих компаний составила 21 % [6].

В 2021 г. российский телекоммуникационный рынок составил свыше 1,8 трлн руб. (рост на 4,05 %) [11]. После роста подключений к ШПД и платному ТВ в 2020 г. на фоне карантинных мер, в 2021 г. темпы роста количества абонентов значительно сократились; но сохранился рост числа подключений к мобильной связи.

Число абонентов мобильной связи в 2021 г. выросло до 259 млн (рост с 2020 г. на 0,78 %) за счет притока клиентов в салоны мобильной связи после снятия карантинных ограничений, а также притока трудовых мигрантов после открытия границ. Кроме того росту доходов способствовало восстановление выездного туризма (доходы от роуминга) и предоставление дополнительных услуг в сегменте В2В [11].

Отмена режима самоизоляции положительно сказалась на услугах предоставления широкополосного доступа в ИКС Интернет — прирост абонентской базы на 0,8 %, а доходов — на 3,0 % за счет роста числа абонентов, подключения третьей очереди социально значимых объектов к ИКС Интернет, роста спроса на услуги ШПД со стороны средних и малых предприятий [11].

Количество абонентов платного телевидения в России за 2021 г. выросло всего на 0,5 % и составило 46,4 млн. Уровень проникновения услуг платного ТВ увеличился незначительно — с 81 % до 82 %. Основной спрос сохранился на тарифы с IPTV. Одновременно с этим возросла конкуренция с не операторскими видеосервисами. Объем рынка платного ТВ в 2021 г. составил 106,1 млрд руб. (рост на 1,5 %). Замедление темпов роста доходов связано с проведением акций и льготных периодов, а также замедленным повышением цен на тарифы [11].

Российский рынок фиксированной связи за 2021 г. сократился до 87,9 млрд руб. (на 8,1 %) в связи с распространением использования мессенджеров и мобильной связи. Количество абонентов сократилось на 8,5 % до 19,6 млн [11].

Ключевой фактор развития российского рынка в последующие годы — тарифная политика операторов (пересмотр стоимости тарифов и предлагаемых услуг, предложение дорогих тарифов с улучшенными характеристиками. Одновременно с восстановлением рынка после карантинных мер (за счет роста числа посещений салонов связи, притока мигрантов, увеличения роуминга), ожидается отключение от мобильной связи абонентов, не предоставивших сведений о себе (в соответствии с 533-ФЗ от 30.12.2020 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О связи»«), а также завершение активного подключения социального значимых объектов, что приведет к сокращению числа абонентов и выручки в данных сегментах [11].

По прогнозам, развитие рынка телекоммуникационных услуг будет связано с ростами рынка интернета вещей, облачных сервисов и технологий 5G, дополнительных ИКТ-сервисов [6, 11].

Анализ 30 российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникаций, за период 2008-2012 гг. показал, что собственный капитал (в первую очередь, нераспределенная прибыль) является основным источником финансирования данных предприятий, особенно средних и малых, а крупные компании привлекают больше заемных средств и имеют тенденцию к преобладанию заемного капитала в структуре источников финансирования. При этом привлекается как долгосрочный, так и краткосрочный заемный капитал в разном соотношении у разных компаний: где-то преобладают долгосрочные заемные средства, а где-то наоборот их не хватает и доминируют краткосрочные займы [12].

Среди российских телекоммуникационных корпораций достаточно распространенным источником финансирования являются облигации. Так, «облигационная масса телекоммуникационных корпораций составляет 40–60 % общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг» [13] на рынке российских корпоративных облигаций. Российские компании в сфере телекоммуникаций выпускают облигации с коротким (до 100 дней) и длительным (3-5 лет) сроком до их погашения.

В международный финансовый рынок отечественные телекоммуникационные компании (в частности, ПАО Мобильные ТелеСистемы» — ПАО «МТС» и ПАО «Вымпел-Коммуникации» — ПАО «ВымпелКом») тоже успешно интегрировались и успели «стать наиболее ликвидными компаниями в секторе корпоративных еврооблигаций» [13]. За период 2005-2010 гг. кредитный рейтинг ПАО «МТС» варьировался в разных агентствах от ВВ- (умеренно низкий уровень кредитоспособности) до АА (высокий уровень кредитоспособности), а прогноз был преимущественно стабильным или положительным [13–14].

Преимуществами облигационного финансирования по сравнению с акционерным являются: простота и прозрачность выпуска, возможность привлечения большего объема ресурсов, финансовая выгода (меньшая стоимость, беззалоговое заимствование, более длительный период привлечения средств), выстраивание публичной, в том числе международной, кредитной истории, гибкость параметров выпуска и другие [13, 15].

Инвестирование в инновации в сфере телекоммуникаций, как правило, осуществляется в форме акционерного или проектного финансирования. Также перспективной формой инвестиций в этой сфере является венчурное проектное инвестирование [16].

При проектном финансировании долговые обязательства, принятые для осуществления проекта, погашаются непосредственно и только за счет доходов от этого проекта. Нежелание инвесторов при таком финансировании идти на постоянные значительные риски стало причиной реализации при проектном финансировании в основном имитирующих инноваций, то есть копирующих и воспроизводящих ранее предложенные идеи. Для реализации более радикальных, рискованных и оригинальных инноваций обращаются к венчурному инвестированию, предполагающему отсутствие доходов в первые годы реализации проекта и даже убытки. При этом венчурный инвестор получает пакет акций в предприятии, реализующем инновационный проект при его поддержке, а впоследствии может стать его полноправным собственником [16].

В мире проектное финансирование в отрасли телекоммуникаций распространилось при строительстве сетей мобильной связи в 1990–2000-х гг. [17] В России проектное финансирование на проекты в сфере телекоммуникаций с 2018 г. можно получить в рамках программы Фабрика проектного финансирования при ВЭБ.РФ [18–20].

При реализации инвестиционного проекта телекоммуникационными компаниями с помощью проектного финансирования (далее — ПФ) могут заключаться следующие виды проектных контрактов или проектных соглашений с государственным сектором:

  1. соглашение о проекте в форме концессионного договора с представителем государственных органов власти или общественной организации — проектная компания получает право выполнять проект и получать прибыль, поставляя услуги государственному сектору (общественные здания) или общественности (платная автомобильная дорога). В качестве альтернативы проектная компания может иметь лицензию на производство работ согласно общепринятому законодательству (сеть мобильной связи);
  2. контракт на эксплуатацию и обслуживание (operation and maintenance — О&M contract) — третьи лица будут нести ответственность за управление проектом после того, как он будет построен;
  3. соглашение о правительственной помощи (в развивающихся странах) — обеспечивает разные виды поддержки (гарантии закупок, налоговые льготы) для инвестиций в проект;
  4. проекты на строительство — владение и управление (Build-own-operate (BOO) projects) — проекты, в которых права собственности на проект остаются в проектной компании в течение всего срока жизни проекта (электростанция в приватизированной электроэнергетике или сеть мобильной телефонии). Проектная компания получает прибыль от любой остаточной ценности проекта (проектные соглашения с частным сектором обычно тоже сюда относят) [4].

Как правило, проект по развитию сети мобильной телефонии строится без контракта с зафиксированной стоимостью проекта и сроками его строительства, не имеет контракта на покупку продукции [17].

Существует мнение, что финансирование проектов в сфере телекоммуникаций — это промежуточный вариант между финансированием дебиторской задолженности (когда займы предоставляются под денежный поток устоявшегося проекта в отличие от ПФ, где финансируется новый проект; средства привлекаются через похожий на проектную компанию инструмент, но денежный поток может быть рассчитан по основному бизнесу или с учетом специальных контрактов), и полноценным проектным финансированием, но займы в таких проектах обычно не выдаются, пока не определена выручка [17].

Проектное финансирование и его инструменты предполагают долгосрочный период реализации. В свою очередь, проекты в сфере телекоммуникаций более краткосрочные, поскольку используемые при их реализации технологии имеют относительно короткий срок жизни. Таким образом имеются определенные противоречия для применения проектного финансирования в сфере телекоммуникаций [17].

Одним из рынков частного заимствования для проектного финансирования является торговое финансирование, означающее финансирование, обеспечиваемое с принятием риска продавцом, а не банком. В основном оно применяется для проектов по сооружению сетей мобильной связи.

Торговое финансирование может предложить продавец оборудования, ЕРС-подрядчик, поставщик услуг для проекта. Эти стороны могут быть лучше осведомлены об отраслевых и технических рисках проекта, иметь практический опыт их минимизации, быть готовы их принять в отличие от банковских и государственных структур. С помощью торгового финансирования продавец может выйти на новые рынки, поднять объем продаж. Торговое финансирование может предоставляться в форме займа (продажа оборудования в кредит), лизинга оборудования, гарантии для банковского финансирования. Такое финансирование часто рассматривается в качестве альтернативного финансирования [17].

Современные направления инвестирования в сфере телекоммуникаций следующие:

  1. создание цифровых активов (услуги, сервисы, платформы, экосистемы) — создание услуг с добавленной стоимостью, кроме мобильной связи, например онлайн-кинотеатр, телевидение, музыкальные сервисы и т.д.;
  2. создание сети поколения 5G — создание сети более высокой плотности покрытия, добавление спектра частот 5G, модернизация оборудования;
  3. выполнение законодательных требований — по противодействию угрозам функционирования на территории России сети Интернет и сети связи общего пользования (приобретение оборудования и программного обеспечения);
  4. модернизация и расширение инфраструктуры;
  5. капитальный ремонт программного обеспечения BSS / OSS — необходим аудит поддерживающих BSS / OSS систем, создание единой цифровой платформы;
  6. аналитика больших данных — сведений об абонентах и их перемещениях, данных мониторинга состояния инфраструктуры, нагрузки на сеть, пропускной способности по трафику и т.д. может использоваться для разработки прогнозных моделей, определения эффективных объектов для инвестиций, автоматизации процессов;
  7. прочие направления [14].

Основные цели и задачи финансирования инвестиционных проектов в крупнейших российских телекоммуникационных компаниях (ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «Ростелеком», ПАО «Вымпелком») представлены в таблице ниже. Данные компании финансируют инвестиционные проекты, направленные на обеспечение роста своей стоимости.

Таблица 3. Цели и задачи финансирования инвестиционных проектов в телекоммуникациях *

Цели Задачи
Обеспечение надежного качества и развития сети передачи данных Снижение доли инфраструктурных проектов как низкомаржинальных и сокращение их финансирования
Создание конкурентных цифровых преимуществ Приоритезация финансирования проектов цифровизации, что связано с перераспределением финансовых ресурсов
Осуществление деятельности в сфере передачи данных в рамках формируемого правового поля. Поиск дополнительных финансовых ресурсов для исполнения требований цифрового законодательства и(или) реализации проектов цифровизации

* Составлено на основе [14].

Инвестиционные стратегии данных компаний довольно схожи. Основная цель — осуществление капитальных затрат в инфраструктуру для повышения качества сети, соответствия ожиданиям абонентов (быстрая и устойчивая связь), сохранения конкурентоспособности [14].

Согласно планам ПАО «МТС» на 2020 г. предполагалось инвестирование в проекты:

  • развитие сетей LTE;
  • цифровые продукты;
  • внедрение коммерческих решений 5G и IoT (Интернет вещей) на российском рынке;
  • макроэкономические изменения и волатильность валют;
  • проекты по совместному использованию инфраструктуры и частотного спектра с другими операторами в России;
  • инвестиции в оборудование для исполнения «закона Яровой» [14].

В основном займы для ПАО «МТС» предоставляет ПАО «ВТБ» в форме кредитных линий. Также компания выпускает корпоративные облигации, в том числе еврооблигации, и самофинансируется за счет амортизационных отчислений и чистой прибыли. Инвестиционные проекты компании реализуются за счет собственных средств, преимущественно за счет амортизационных отчислений [14].

В числе основных проектов, реализованных ПАО «МегаФон» в 2018-2019 гг., отметим следующие: развертывание и повышение устойчивости сетей, повышение качества услуг, развитие клиентского опыта, реализация госпрограммы «Цифровая экономика» (запуск первых сегментов 5G). Компания финансируется за счет собственных средств (амортизационные отчисления и чистая прибыль), а также за счет кредитов и займов. Инвестиционные проекты реализуются в основном за счет амортизационных отчислений, а также чистой прибыли [14].

В 2019 г. ПАО «Вымпелком» увеличил число базовых станций 4G и соответственно покрытие абонентов. Также был объявлен старт создания пилотных зон внедрения 5G. Основной источник финансирования компании в отличие от других телекоммуникационных компаний — это заемные средства, предоставляемые материнской компанией (VEON Ltd). Другие компании внутри холдинга владеют значительным объемом облигаций ПАО «Вымпелком». Меньшая доля среди источников финансирования компании приходится на собственные средства. Инвестиционные проекты полностью финансируются за счет амортизационных отчислений [14].

ПАО «Ростелеком», изначально созданное как государственное предприятие, специализируется на фиксированной связи. Собственная сеть наиболее развита, но компания инвестирует средства в развитие сети дочерней компании ООО «Т2 РТК Холдинг». В 2019 г. в инвестиционном портфеле компании выделялось три вида инвестиционных программ: расширение существующего бизнеса, повышение эффективности и выпуск новых продуктов. Источники финансирования компании более разнообразны, по сравнению с остальными операторами: амортизационные отчисления, чистая прибыль, кредиты и займы, облигации и государственные субсидии. Благодаря обширным деловым связям значительное число проектов компании (наибольшее среди других операторов) реализуется путем совместного и государственно-частного партнерства. Инвестиционные проекты финансируются за счет собственных средств (амортизационных отчислений и чистой прибыли), а также государственных субсидий [14].

Таким образом, наиболее распространенным источником финансирования инвестиционных проектов телекоммуникационных компаний в России являются амортизационные отчисления. Преимущественное количество инвестиционных проектов связаны с инфраструктурой сети. При этом меньшее внимание уделяется проектам, связанным с цифровой составляющей бизнеса (программное обеспечение, цифровые сервисы и экосистемы).

Щелина А.В. в своей работе выделила пять типов инвестиционных программ телекоммуникационных компаний (табл. 4).

Таблица 4. Типы инвестиционных программ телекоммуникационных компаний *

Тип инвестиционной программы Описание Характеристики и направления проектов
«Правовые риски и обязательства» Проекты по минимизации рисков и выполнению юридических и/или законодательных обязательств Проекты в основном затратные, направлены на снижение и устранение последствий негативных факторов отрасли
«Стратегические проекты / Новый бизнес» Новые направления бизнеса и проекты по реализации стратегических приоритетов компании Оценка проектов проводится на базе детального бизнес-кейса и оценки стратегической важности инициативы
«Основной бизнес» Проекты, направленные на поддержание, расширение и непрерывность существующего бизнеса на базе органического спроса. Могут выделяться подпрограммы по строительству новой сети, модернизации существующей инфраструктуры и капитализации заработной платы
«Оптимизация затрат / повышение качества» Проекты по оптимизации затрат или повышению качества оказываемых услуг Проекты в основном затратные, направлены на сокращение операционных издержек
«Элементы капитальных затрат» Капитальные вложения для поддержания деятельности компании в целом, не включаемые в инвестиционные проекты

* Составлено на основе [14].

Согласно приоритетности инвестиционных проектов и наличия свободных средств компании при управлении инвестиционным портфелем применяют бюджетирование, перераспределяя финансирование между разными инвестиционными программами и проектами. Таким образом определяется проект или проекты-доноры, служащие источником средств для проекта или проектов-реципиентов [14].

Современный процесс финансирования инвестиционного портфеля в телекоммуникационных компаниях можно представить в виде четырех этапов: сначала определяется объем финансирования инвестиционного портфеля на год в соответствии с предпочтениями и ожиданиями акционеров и имеющегося опыта, что служит основой для формирования инвестиционной политики компании, направленной либо на увеличение, либо на снижение уровня капитальных инвестиций. Одновременно анализируется объем доступных и необходимых финансовых ресурсов из внутренних и внешних источников.

Затем инвестиционные программы структурируются совместно с источниками и объемами их финансирования согласно установленным приоритетам и потребностям компании. Как правило, проекты по основному бизнесу финансируются за счет собственного капитала (амортизационных отчислений), а по новому бизнесу — за счет заемного (кредитной линии, облигаций, займа материнской компании и др.). Проекты в направлениях «Правовые риски и обязательства» и «Оптимизация затрат / повышение качества» осуществляются за счет смешанного финансирования.

Менеджер инвестиционной программы с учетом имеющегося объема финансовых ресурсов, показателей эффективности проектов и их соответствия стратегическим целям компании определяет их приоритетность и порядок реализации в рамках инвестиционной программы на текущий год. Для финансирования проектов сверх имеющегося бюджета для реализации инвестиционного портфеля компания привлекает внешнее финансирование, обычно раз в год, но при появлении новых рисков или возможностей — чаще [14].

При этом каждый инвестиционный проект и бюджет его финансирования рассматривается и согласовывается отдельно. При появлении проекта, превышающего имеющийся у компании объем финансирования, возникает потребность в привлечении дополнительного финансирования, пересмотре структуры источников и стоимости капитала, пересмотре очередности реализации инвестиционных проектов.

Щелиной А.В. также предложена классификация инвестиционных проектов в телекоммуникационных компаниях на два вида:

  1. непрерывные (по развитию инфраструктуры, поддержанию основного бизнеса за счет постоянного (ежегодного) вложения собственных средств, а именно — накопленной амортизации);
  2. дискретные (по созданию новых цифровых услуг и сервисов, развитию нового бизнеса за счет смешанного финансирования в течение реализации проекта) [14].

Непрерывные проекты по сравнению с дискретными отличаются однородностью данных в финансовой модели (статьи расходов, срок окупаемости, внутренняя норма доходности, рентабельность инвестиций), что позволяет создать по ним цифровую рекомендательную систему, прогнозные модели, автоматизировать процесс финансирования и придать ему автономность. Финансовые модели дискретных проектов не подлежат стандартизации и являются уникальными, поэтому требуют большей концентрации финансовых, временных и операционных ресурсов телекоммуникационной компании.

В соответствии с типами инвестиционных программ, непрерывным проектам соответствует тип «Основной бизнес», а дискретным — типы: «Правовые риски и обязательства», «Стратегические проекты / Новый бизнес», «Оптимизация затрат / повышение качества» [14].

Изменение финансового рынка и доступа к финансовым ресурсам после начала СВО побудило отечественные телекоммуникационные компании к изменению стратегии финансирования, что в свою очередь меняет саму инвестиционную среду.

Основным направлением трансформации становится подготовка к IPO, причем не на внешних рынках, а для внутреннего инвестора. Одной из основных площадок станет Московская биржа. В 2023 году на Московской бирже уже состоялись 9 IPO и 4 SPO на сумму более 140 млрд руб. отечественных технологичных компаний.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Основные факторы, влияющие на развитие рынка телекоммуникационного оборудования, следующие: состояние рынка телекоммуникационных услуг, государственное регулирование, потребительские предпочтения и спрос, конкуренция поставщиков телекоммуникационных услуг, технические параметры оборудования, макроэкономическая ситуация, рост спроса на сети стандартов 5G. На мировом рынке частым явлением становятся слияния и поглощения в отрасли, функционирование компаний в контексте экосистем, включающих «производителей и поставщиков оборудования, системные интеграторы, поставщиков цифровых услуг и небольшие инновационные компании-стартапы.

Основные источники финансирования инвестиционных проектов в отечественных телекоммуникационных компаниях включают: собственные средства (амортизационные отчисления и чистая прибыль), заёмные средства (банковские кредитные линии, облигационные, в том числе еврооблигационные займы, займы материнской компании), а также государственные субсидии. Кроме того, может применяться акционерное (выпуск акций), проектное или венчурное финансирование. В России проектное финансирование на проекты в сфере телекоммуникаций с 2018 г. можно получить в рамках программы Фабрика проектного финансирования при ВЭБ.РФ.

Инвестиционные стратегии телекоммуникационных компаний довольно схожи. Основная цель — осуществление капитальных затрат в инфраструктуру для повышения качества сети, соответствия ожиданиям абонентов (быстрая и устойчивая связь), сохранения конкурентоспособности.

Инвестиционная среда крупных отечественных телекоммуникационные компании (в частности, ПАО Мобильные ТелеСистемы» — ПАО «МТС» и ПАО «Вымпел-Коммуникации» — ПАО «ВымпелКом») ранее была интегрирована в европейский заемный рынок (привлечение средств по евроооблигациям позволяло получить конкурентное преимущество в виде более низкой ставки по заемному капиталу). Сейчас идет трансформация инвестиционной среды с ориентацией на внутреннего инвестора (путем выпуска IPO на Московской бирже).

REFERENCES

1. Glukhov, V. V. Otsenka vliyaniya telekommunikatsionnoy infrastruktury na rost natsional’noy ekonomiki / V. V. Glukhov, A. Ye. Loginov // p-Economy. — 2024. — T. 17, № 1. — S. 55–69. — DOI 10.18721/JE.17104. — EDN FZLGXF.

2. Grishunin, S. V. Razrabotka reytinga proyektnykh riskov dlya telekommunikatsionnoy kompanii / S. V. Grishunin, I. YU. Pishchalkina, S. B. Suloyeva // Organizator proizvodstva. — 2022. — T. 30, № 1. — S. 60–72. — DOI 10.36622/VSTU.2022.16.95.006. — EDN AMZEHW.

3. Kiril’chuk, S. P. Proyektirovaniye funktsionirovaniya kompaniy informatsionno-telekommunikatsionnoy sfery v tsifrovoy ekonomike / S. P. Kiril’chuk, Ye. V. Shevchenko // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 2(43). — S. 98–103. — EDN XVLBYD

4. OK 034-2014 (KPES 2008). Obshcherossiyskiy klassifikator produktsii po vidam ekonomicheskoy deyatel’nosti [Elektronnyy resurs] / utverzhden Prikazom Rosstandarta ot 31.01.2014 N 14-st (red. ot 07.11.2022) // Konsul’tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163703/17b246231b3f52583c7d4b73ae9d75c7b682c301/ (data obrashcheniya: 05.01.2024).

5. Snezhko, M. A. Analiz mirovogo rynka telekommunikatsionnykh uslug / M. A. Snezhko // Nauchnyy aspekt. — 2021. — T. 1, № 2. — S. 34–41. — EDN NHMNKD.

6. Telekommunikatsionnyy rynok Rossii: vliyaniye pandemii i perspektivy razvitiya [Elektronnyy resurs] // Analiticheskoye issledovaniye. Telekommunikatsionnyy rynok Rossii (2021). — 13 s. — Rezhim dostupa: delprof.ru/upload/iblock/b92/DelProf_Analitika_Rynok-telekommunikatsiy.pdf (data obrashcheniya: 05.01.2024).

7. Krupneyshiye mirovyye kompanii rynka telekommunikatsionnykh uslug [Elektronnyy resurs] // Kholdingi.rf. — Rezhim dostupa: kholdingi.rf/industry/telecommunication-services/ (data obrashcheniya: 05.01.2024).

8. Statistics on trade in commercial services [Electronic Resource] // The World Trade Organization. — Access Mode: www.wto.org/english/res_e/statis_e/tradeserv_stat_e.htm (date of the application: 05.01.2024).

9. World Trade Statistical Review 2022 [Electronic Resource] // The World Trade Organization. — 132 s. — Access Mode: www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtsr_2022_e.htm (date of the application: 05.01.2024).

10. Rudnik, I. V. Mirovoy rynok telekommunikatsionnogo oborudovaniya: drayvery kon»yunkturnykh izmeneniy / I. V. Rudnik // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. — 2016. — № 2. — S. 113–117. — EDN VNXZRP.

11. TMT Konsalting: rossiyskiy rynok telekommunikatsiy 2021 [Elektronnyy resurs] // Kabel’shchik. — Rezhim dostupa: www.cableman.ru/article/tmt-konsalting-rossiiskii-rynok-telekommunikatsii-2021 (data obrashcheniya: 05.01.2024).

12. Goryacheva, Ye. V. Analiz osobennostey metodov finansirovaniya innovatsionnoy deyatel’nosti v sfere telekommunikatsiy / Ye. V. Goryacheva // Transportnoye delo Rossii. — 2009. — № 12S. — S. 77–79. — EDN SGHMOH.

13. Fokina, Ye. A. Instrumenty finansirovaniya telekommunikatsionnoy korporatsii / Ye. A. Fokina // Molodoy uchenyy. — 2010. — № 11-1. — S. 180–183. — EDN NUAUFL.

14. Shchelina, A. V. Formirovaniye strategii effektivnogo finansirovaniya investitsionnykh proyektov telekommunikatsionnykh kompaniy : spetsial’nost’ 08.00.10 «Finansy, denezhnoye obrashcheniye i kredit» : dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk / Shchelina Anzhelika Vladimirovna, 2022. — 157 s. — EDN HKYQVW.

15. Shchukina, T. V. Osobennosti formirovaniya struktury istochnikov finansiro¬vaniya rossiyskikh telekommunikatsionnykh kompaniy / T. V. Shchukina // Audit i finansovyy analiz. — 2014. — № 1. — S. 146–149. — EDN RVLJIX.

16. Yyeskomb, E. R. Printsipy proyektnogo finansirovaniya : prakticheskoye rukovodstvo / E. R. Yyeskomb. — Moskva : Al’pina Pablisher, 2015. — 408 s.

17. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo: Osnovnyye printsipy finansirovaniya / E. R. Yyeskomb ; Per. s angl. — M. : Al’pina Pablisher, 2015. — 457 s.

18. O programme «Fabrika proyektnogo finansirovaniya» (vmeste s «Pravilami predostavleniya subsidiy iz federal’nogo byudzheta v vide imushchestvennogo vznosa Rossiyskoy Federatsii v gosudarstvennuyu korporatsiyu razvitiya «VEB.RF» na vozmeshcheniye raskhodov v svyazi s predostavleniyem kreditov i zaymov v ramkakh realizatsii mekhanizma «fabriki» proyektnogo finansirovaniya») [Elektronnyy resurs]: Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 15.02.2018 N 158 (red. ot 04.05.2021) // Konsul’tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291117/ (data obrashcheniya: 06.12.2023).

19. Ministerstvo tsifrovogo razvitiya, svyazi i massovykh kommunikatsiy Rossiyskoy Federatsii: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs] // Natsional’naya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii», utverzhdennaya protokolom ot 4 iyunya 2019 g. № 7. — Rezhim dostupa: digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (data obrashcheniya: 08.01.2024).

20. Bank Rossii. Proyekt osnovnykh napravleniy tsifrovizatsii finansovogo rynka na period 2022-2024 godov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: docs.yandex.ru/docs/view?tm=1647181719&tl d=ru&lang=ru&name=oncfr_2022-2024.pdf (data obrashcheniya: 10.01.2024).