Оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта, судостроительной отрасли в судоходной системе страны

ASSESSMENT OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE ECONOMIC ENTITY OF WATER TRANSPORT, THE SHIPBUILDING INDUSTRY IN THE COUNTRY’S SHIPPING SYSTEM

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА, СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СУДОХОДНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 1 (66), 2024

Section Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation

Shepelin Gennady Ilyich,

PhD in Economics, Associate Professor,

Applicant,

Institute of economics and management.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economics, Docent,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of economics and management,

Director of the South-Eastern Academy (branch),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of economics and management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-1-18-39

PAGES: from 18 to 39

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

financial condition, financial development, assessment, economic entity, water transport, shipbuilding enterprise, shipping system of the country.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article provides a comprehensive assessment of the financial condition of the economic entity of water transport, the shipping industry in the country’s shipping system. Assessing the financial condition of an economic entity in water transport, the shipbuilding industry in the country’s shipping system allows us to determine the degree of financial development of the organization at the current time, as well as assess the dynamics of its condition and development over a long time series. The article shows the importance of a systematic approach in assessing the financial condition of an enterprise, which determines its monetary component, which is the basis not only for the current activities of a business entity, but also for determining the possibilities for its subsequent development, including using innovations.

The authors noted the role of the shipbuilding industry in the development of the national economy. An assessment of the financial condition of the enterprise using the methodology proposed by the authors was carried out using the example of JSC «Kostroma Ship Mechanical Plant» It should be noted that the financial condition of JSC Kostroma Ship Mechanical Plant was negatively affected, first of all, by indicators characterizing the level of financial results.

Also, coefficients reflecting the state of cash flows in the organization had a significant impact on the formation of the resulting indicator.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации «судоходство — деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей» [1].

«Развитие судостроительной отрасли, как важнейшей составляющей водного транспорта является одной из главных стратегических задач. Ее развитие влечет за собой, в первую очередь, рост и развитие национальной экономики» [22].

При этом, «Судостроительная отрасль входит в состав машиностроительной отрасли РФ, обеспечивая основными средствами труда множество предприятий транспорта. Учитывая значительную территорию, имеющую слабую автомобильную и железнодорожную инфраструктуру, водный транспорт обеспечивает выживание судостроительной отрасли и его рациональное функционирование» [5].

Исследованиями в области судоходной системы страны занимались многие авторы, в частности, о корпоративном налогообложении судоходной отрасли (Филобокова Е.А., Польский В.Д.), современном состоянии, проблемах, перспективах морского транспорта Республики Корея (Воронцов А.В.), первичном публичном предложении судоходных компаний как методе финансирования и приватизации (Шевченко И.В., Хубутия Н.В.), формировании механизма инвестиционного обеспечения отечественных предприятий судоходной отрасли (Шевченко И.В., Хубутия Н.В.), о роли высокотехнологичного производства в обеспечении ускоренного развития региона: судостроение на Дальнем востоке России и реализации закона о свободном порте Владивосток (Гриванов Р.И., Гу Ф.), проблемах оперативного управления и планирования работы флота в современных судоходных компаниях (Китов А.Г., Самсонов Р.И., Чуплыгин Г.Н.), сравнительном анализе компаний внутреннего водного транспорта Китайской народной республики и Российской Федерации и их перспективы устойчивого развития (Удалова Д.В.) [7, 9, 12, 18, 19, 20, 21].

Оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта важна для принятия верных управленческих решений в процессе повышения финансовой устойчивости предприятия, увеличения его доходности, определения направлений дальнейшего экономического развития на основе более полного использования потенциала предприятия, включая применение инновационных технологий. Эффективная финансовая стратегия может быть сформирована только с учётом данных оценки финансового состояния предприятия, в которой выявлены резервы для повышения качества его функционирования, нейтрализации внутренних рисков и разработки адаптационного механизма к воздействию на хозяйствующий субъект внешних негативных факторов. Обеспечение системности и комплексности в оценке финансового состояния предприятия является необходимым условием его экономического развития. Однако, предприятия, которые относятся к различным сферам деятельности, отличаются не только особенностями производственных процессов либо способами предоставления услуг, соответствующих их деятельности, но и спецификой финансовых отношений, следовательно, конкретизация оценки финансового состояния субъекта хозяйствования определённой сферы деятельности является целесообразной [3, 4, 6, 8, 10, 11, 13–17].

Однако концептуальный подход в проведении комплексной оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта, судостроительной отрасли в судоходной системе страны в исследованиях ученых на данный момент не нашел отображение.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — формирование системы показателей для проведения оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта, судостроительной отрасли в судоходной системе страны.

МЕТОДЫ

В процессе научного исследования применялись следующие методы:

Метод анализа — для проведения оценки финансового состояния предприятия с применением комплексного подхода;

Метод сравнения — для обоснования эффективности предложенной методики, на основе формирования системы показателей, финансового состояния предприятий судостроительной отрасли в судоходной системе страны;

Метод синтеза — для обобщения результатов исследования и обоснования их практического применения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В качестве объекта исследования был выбран Костромской судомеханический завод (КСМЗ), который является промышленным судостроительным предприятием. Деятельность этого субъекта хозяйствования судостроительной отрасли имеет важное значение для эффективного функционирования водного транспорта, так как завод занимается производством современных высокоскоростных алюминиевых и стальных катеров различных видов: катера специального назначения, служебные катера, пожарные, буксирные, пассажирские, прогулочные катера, а также моторные лодки и моторные яхты. Продукция завода разрабатывается преимущественно на основе российских комплектующих, что способствует выполнению программы импортозамещения и снижению влияния внешних рисков. Предприятие имеет полный цикл производства катеров, в том числе конструкторское бюро и испытательный цех, что создаёт основу для эффективного планирования выпуска продукции, так как влияние внешних факторов незначительное.

В уже существующих методиках оценки финансового состояния предприятий рассматриваются различные группы показателей, однако, комплексный, системный подход в анализе финансового состояния не получил необходимого отражения.

Проведём расчет показателей финансового состояния, стоимостных показателей оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта в судоходной системе страны.

На рисунке 1 представлена схема методики оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта, судостроительной отрасли в судоходной системе страны.

Комплексная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта / судостроительной отрасли в судоходной системе страны

Расчет показателей финансового состояния, стоимостных показателей оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта / судостроительной отрасли в судоходной системе страны

Сформировать группы показателей.

1) Показатели развития хозяйствующего субъекта водного транспорта (темпы изменения):

— для оценки изменения капитала и имущества организации,

— для оценки изменения финансовых результатов организации,

— для оценки изменения денежных потоков организации.

2) Показатели состояния источников формирования хозяйствующего субъекта.

3) Показатели состояния направлений использования формирования хозяйствующего субъекта.

4) Показатели взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования хозяйствующего субъекта.

5) Показатели состояния формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

6) Показатели состояния денежных потоков хозяйствующего субъекта.

Расчет интегрального показателя финансового состояния:

— единичный показатель развития предприятия водного транспорта/ судостроительной отрасли;

— единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия водного транспорта / судостроительной отрасли;

— единичный показатель направлений использования финансовых ресурсов предприятия водного транспорта/ судостроительной отрасли;

— единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия водного транспорта;

— единичный показатель эффективности деятельности предприятия водного транспорта;

— единичный показатель состояния денежных потоков предприятия водного транспорта.

Рис. 1. Схема методики комплексной оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта / судостроительной отрасли в судоходной системе страны [2, 6, 16]

Система показателей представлена на базе данных оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта [2].

Следует отметить, что из системы показателей можно исключать факторы, которые будут искажать результаты оценки

Интегральный показатель финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта позволяет комплексно оценить состояние и развитие хозяйствующего субъекта в течение выбранного периода времени.

Сформируем систему показателей, необходимых для расчета интегрального показателя финансового состояния хозяйствующего субъекта водного транспорта (рис. 1).

Проведем оценку финансового состояния АО «Костромской судомеханический завод» [23]. Для этого рассчитаем единичные показатели деятельности организации водного транспорта.

Определим единичный показатель развития рассматриваемого предприятия.

ЕП_Р2018 = (0,7227 + 0,9638 + 0,9201 + 0,8710 + 0,9456 + 0,9227 + 0,9602 + 0,9334 + 0,9265 + 0,9625 + 1,1176 + 1,2822 + 1,5408 + 1,1573 + 1,5467 + 1,6757) / 16 = 17,4489 / 16 = 1,0906.

ЕП_Р2019 = (0,8835 + 0,9775 + 0,9142 + 0,7978 + 0,7994 + 1,1165 + 0,9823 + 0,7925 + 1,1160 + 0,9844 + 0,5970 + 0,8855 + 0,5684 + 0,6507 + 0,8408 + 0,5122) / 16 = 13,4186 / 16 = 0,8387.

ЕП_Р2020 = (1,0736 + 0,9408 + 1,2059 + 0,8668 + 0,7373 + 1,2474 + 1,0122 + 0,7486 + 1,2045 + 1,0035 + 0,8792 + 1,2602 + 1,1912 + 1,1482 + 1,1020 + 1,1846) / 16 = 16,8061 / 16 = 1,0504.

ЕП_Р2021 = (1,4642 + 1,1000 + 1,0737 + 1,4065 + 1,3611 + 0,6918 + 1,0364 + 1,3288 + 0,6879 + 1,0175 + 1,6239 + 0,4280 + 0,7472 + 1,2617 + 0,6653 + 0,7858) / 16 = 16,6797 / 16 = 1,0425.

ЕПР2022 = (0,8560 + 1,0178 + 0,8861 + 1,0579 + 1,1566 + 0,7926 + 1,0089 + 1,1967 + 0,7647 + 1,0186 + 0,7822 + 1,1326 + 0,9525 + 0,7821 + 1,1496 + 0,8417) / 16 = 15,3967 / 16 = 0,9623.

На рисунке 2 представлена динамика составляющих, влияющих на формирование единичного показателя развития АО «Костромской судомеханический завод».

Рис. 2. Динамика составляющих, формирующих единичный показатель развития АО «Костромской судомеханический завод» за 2018–2022 годы (Составлено авторами)

Проведенная оценка развития АО «Костромской судомеханический завод» показала, что развитие рассматриваемого предприятия происходило с незначительными колебаниями. Рассматривая пятилетний период работы следует отметить, что в 2018, 2020 и 2021 годах уровень развития был выше, чем в среднем за 2018–2022 годы, а в 2022 и 2019 годах — ниже.

Наилучший уровень развития рассматриваемого предприятия был зафиксирован в 2018 году, когда единичный показатель развития составил 1,0906. В этом периоде 6 показателей позитивно отражали финансовую деятельность предприятия, а 10 — негативно. Следует обратить внимание на группу, характеризующую управление денежными потоками, в которой все 6 показателей положительно повлияли на формирование результирующего показателя. В двух других группах все показатели негативно влияли на формирование единичного показателя развития рассматриваемого предприятия (6 показателей, характеризующих изменение финансовых результатов, и 4 показателя, характеризующих изменение капитала и имущества). При этом наиболее негативное влияние оказали показатели, характеризующие формирование финансовых результатов. Наибольшее позитивное влияние на формирование единичного показателя развития оказало соотношение темпа изменения поступлений от операционной деятельности и платежей по ней, а наихудшее — темп изменения совокупного капитала.

В 2020 году уровень развития АО «Костромской судомеханический завод» был немного ниже, но превышал средний пятилетний уровень, когда единичный показатель развития составил 1,0504. В этом периоде 11 показателей позитивно отражали финансовую деятельность предприятия, а 5 — негативно. Наилучшая ситуация зафиксирована в группе, характеризующая управление денежными потоками, в которой, 5 показателей из 6 позитивно влияли на формирование результирующего показателя. В группе, характеризующей управление капиталом и имуществом, было равное влияние показателей, так как в этой группе 2 показателя позитивно повлияли на результирующий показатель и 2 — негативно. При этом позитивное влияние 2 показателей превысило негативное влияние остальных показателей, поэтому в целом, отмечено положительное влияние от изменения показателей данной группы. Показатели, отражающие управление финансовыми результатами, негативно повлияли на формирование единичного показателя развития. При этом в этой группе 4 показателя позитивно влияли на формирование результирующего показателя и только 2 негативно. Наибольшее позитивное влияние на формирование единичного показателя развития оказал темп изменения совокупных платежей, а наиболее негативное — темп изменения выручки.

В 2021 году уровень развития был еще ниже, но также превышал средний пятилетний уровень, когда единичный показатель развития составил 1,0425. В этом периоде 10 показателей позитивно отражали финансовую деятельность предприятия, а 6 — негативно. Наилучшая ситуация зафиксирована в группе, характеризующая управление капиталом и имуществом, в которой все 4 показателя позитивно влияли на формирование результирующего показателя. В группе, характеризующей управление финансовыми результатами, 4 показателя позитивно повлияли на результирующий показатель, а 2 — негативно. При этом позитивное влияние 4 показателей превысило негативное влияние остальных показателей, поэтому в целом, отмечено положительное влияние от изменения показателей данной группы. Показатели, отражающие управление денежными потоками, негативно повлияли на формирование единичного показателя развития, так как в этой группе 4 показателя негативно влияли на формирование результирующего показателя и только 2 позитивно. Наибольшее позитивное влияние на формирование единичного показателя развития оказал темп изменения совокупных поступлений, а наиболее негативное — темп изменения совокупных платежей.

В 2022 году уровень развития рассматриваемого предприятия был ниже среднего пятилетнего уровня развития АО «Костромской судомеханический завод», когда единичный показатель развития составил 0,9623. Это свидетельствует, что приемлемый уровень развития не был достигнут. В этом периоде 8 показателей позитивно отражали финансовую деятельность предприятия, а 8 — негативно. Прежде всего необходимо обратить внимание на группу, характеризующую управление денежными потоками, в которой 4 показателя из 6 негативно влияли на формирование единичного показателя развития. В остальных группах количество позитивно и негативно влиявших на формирование результирующего показателя было одинаковым. В группе, отражающую формирование финансовых результатов, 3 показателя из 6 показателя негативно влияли на результирующий показатель, а группе, отражающая управление капиталом и имуществом, — 2 показателя из 4. Наибольшее негативное влияние на формирование единичного показателя развития оказал темп изменения совокупных расходов, а наиболее позитивное –темп изменения совокупных доходов.

Наиболее низкий уровень развития был зафиксирован в 2019 году, когда единичный показатель развития составил 0,8387. В этом периоде 14 показателей негативно повлияли на финансовую деятельность предприятия, и только 2 — позитивно. Наихудшая ситуация зафиксирована в группе, характеризующей управление денежными потоками, в которой все 6 показателей негативно влияли на формирование результирующего показателя. Также в группе, характеризующей управление капиталом и имуществом, все 4 показателя оказали негативное влияние на формирование результирующего показателя. И только в группе, характеризующей управление финансовыми результатами, было 2 показателя, позитивно повлиявших на формирование единичного показателя развития АО «Костромской судомеханический завод» в этом периоде. Наибольшее негативное влияние на формирование единичного показателя развития оказало соотношение темпа изменения поступлений от операционной деятельности и платежей по ней, а наилучшее — темп изменения операционных доходов.

Определим единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов.

ЕП_СИФФР2018 = (1,3491 + 0,9942 + 1,7584 + 0,7471 + 0,9514 + 0,7769 + 0,2640 + 0,1820) / 8 = 7,0231 / 8 = 0,8779.

ЕП_СИФФР2019 = (1,3845 + 0,9966 + 1,8618 + 0,7628 + 0,8170 + 0,6501 + 0,0832 + 0,0644) / 8 = 6,6206 / 8 = 0,8276.

ЕП_СИФФР2020 = (1,1254 + 0,9972 + 1,2281 + 0,8454 + 0,5326 + 0,5213 + 0,1526 + 0,0643) / 8 = 5,4670 / 8 = 0,6834.

ЕП_СИФФР2021 = (0,7843 + 1,0043 + 0,6857 + 0,6118 + 0,4699 + 0,6601 + 0,1815 + 0,2241) / 8 = 4,6216 / 8 = 0,5777.

ЕП_СИФФР2022 = (0,8651 + 1,0077 + 0,7937 + 0,6250 + 0,6027 + 0,7675 + 0,4686 + 0,4376) / 8 = 5,5678 / 8 = 0,6960.

На рисунке 3 представлена динамика составляющих, влияющих на формирование единичного показателя состояния источников формирования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

Рис. 3. Динамика составляющих, формирующих единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод» за 2018-2022 годы (Составлено авторами)

Следует отметить, что в течение всего анализируемого периода единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов не соответствовал нормативному значению, равному 1, и был достаточно низким.

Наилучшая ситуация была зафиксирована в 2018 году, когда единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов составил 0,8779. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель и только 2 оказало позитивное влияние. Наибольшее негативное влияние оказал показатель прибыльности собственного капитала, а соотношение собственного и заемного капитала оказало наибольшее позитивное влияние на формирование единичного показателя состояния источников формирования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

Немного ниже уровень состояния источников формирования финансовых ресурсов был зафиксирован в 2019 году, когда единичный показатель составил 0,8276. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель, а 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказал показатель прибыльности собственного капитала, наибольшее позитивное — соотношение собственного и заемного капитала.

В 2022 году единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов составил 0,6960. В этом периоде 7 показателей негативно влияли на результирующий показатель и только 1 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказал показатель прибыльности собственного капитала, а позитивное — доля накопленной нераспределенной прибыли в собственном капитале.

В 2020 году единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов составил 0,6834. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель, а 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказал показатель прибыльности собственного капитала, а соотношение собственного и заемного капитала оказало наибольшее позитивное влияние на формирование единичного показателя состояния источников формирования финансовых ресурсов рассматриваемого предприятия.

Наихудшая ситуация была зафиксирована в 2021 году, когда единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов составил 0,5777. В этом периоде 7 показателей негативно влияли на результирующий показатель и только 1 оказывал позитивное влияние. Наибольшее негативное влияние оказал показатель прибыльности совокупного капитала, а доля накопленной нераспределенной прибыли в собственном капитале оказала позитивное влияние на формирование единичного показателя состояния источников формирования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

Следует обратить внимание на показатели эффективности использования источников формирования финансовых ресурсов. Именно они оказывали наибольшее негативное влияние на формирование единичного показателя источников формирования финансовых ресурсов. Показатель прибыльности собственного капитала оказал наибольшее негативное влияние в 2018–2020 и 2022 годах, а показатель прибыльности совокупного капитала в 2021 году.

Определим единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов.

ЕП_СНИФР2018 = (1,0938 + 0,9741 + 0,7567 + 1,2779 + 0,9514 + 1,4396 + 0,2640 + 1,2990) / 8 = 8,0565 / 8 = 1,0071.

ЕП_СНИФР2019 = (1,0523 + 0,9904 + 0,6655 + 0,8832 + 0,8170 + 1,2159 + 0,0832 + 0,4642) / 8 = 6,1718 / 8 = 0,7715.

ЕП_СНИФР2020 = (1,0615 + 1,0277 + 0,6106 + 0,6822 + 0,5326 + 0,7638 + 0,1526 + 0,3627) / 8 = 5,1937 / 8 = 0,6492.

ЕП_СНИФР2021 = (0,8963 + 1,0293 + 0,8187 + 0,6454 + 0,4699 + 0,6729 + 0,1815 + 0,8800) / 8 = 5,5940 / 8 = 0,6993.

ЕП_СНИФР2022 = (0,8961 + 0,9785 + 0,8354 + 1,2383 + 0,6027 + 0,9078 + 0,4686 + 1,9941) / 8 = 7,9215 / 8 = 0,9902.

На рисунке 4 представлена динамика составляющих, влияющих на формирование единичного показателя состояния направлений использования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

Рис. 4. Динамика составляющих, формирующих единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод» за 2018–2022 годы (Составлено авторами)

Наилучшая ситуация была зафиксирована в 2018 году, когда единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов составил 1,0071. Это единственный год, в котором приемлемый уровень направлений использования финансовых ресурсов был обеспечен. В этом периоде 4 показателя позитивно влияли на результирующий показатель и 4 — негативно. Наибольшее позитивное влияние оказала оборачиваемость оборотных активов, а прибыльность совокупных активов оказала наибольшее негативное влияние на формирование единичного показателя состояния направлений использования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

В 2022 году единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов составил 0,9902. В этом периоде, как и в остальных, за исключением 2018 года приемлемый уровень не был достигнут. В этом году 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель, а 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала прибыльность совокупных активов, наибольшее позитивное — коэффициент реальной стоимости имущества.

В 2019 году единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов составил 0,7715. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель, а 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала прибыльность совокупных активов, наибольшее позитивное — оборачиваемость оборотных активов.

В 2021 году единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов составил 0,6993. В этом периоде 7 показателей негативно влияли на результирующий показатель и только 1 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала прибыльность совокупных активов, а единственный показатель, который позитивно повлиял, — уровень ликвидных активов.

Наихудшая ситуация была зафиксирована в 2020 году, когда единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов составил 0,6492. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель и только 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала прибыльность совокупных активов, а наибольшее позитивное — коэффициент реальной стоимости имущества.

Следует обратить внимание на один из показателей эффективности использования источников формирования финансовых ресурсов — прибыльность совокупных активов. Он оказывал наибольшее негативное влияние на формирование единичного показателя источников формирования финансовых ресурсов в течение всего анализируемого периода.

Определим единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов.

ЕП_ВИФиНИФР2018 = (0,9700 + 0,9848 + 1,1279 + 0,1931 + 0,2381 + 1,0000 + 0,3331) / 7 = 4,8470 / 7 = 0,6924.

ЕП_ВИФиНИФР2019 = (1,0161 + 1,0359 + 1,3991 + 0,4454 + 0,5737 + 1,0000 + 0,3426) / 7 = 5,8126 / 7 = 0,8304.

ЕП_ВИФиНИФР2020 = (1,1356 + 1,2367 + 1,6797 + 0,2773 + 0,3369 + 0,8643 + 0,2595) / 7 = 5,7900 / 7 = 0,8271.

ЕП_ ВИФиНИФР2021 = (1,0017 + 0,7881 + 1,0341 + 0,4942 + 0,5099 + 1,0000 + 0,6015) / 7 = 5,4294 / 7 = 0,7756.

ЕП_ВИФиНИФР2022 = (0,8784 + 0,7426 + 0,9223 + 0,5905 + 0,6150 + 1,0000 + 0,7563) / 7 = 5,5050 / 7 = 0,7864.

На рисунке 5 представлена динамика составляющих, влияющих на формирование единичного показателя взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

Рис. 5. Динамика составляющих, формирующих единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод» за 2018–2022 годы (Составлено авторами)

Следует отметить, что в течение всего анализируемого периода единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов не соответствовал нормативному значению, равному 1, соответственно, приемлемый уровень по данной группе показателей не был достигнут.

Наилучшая ситуация была зафиксирована в 2019 году, когда единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов составил 0,8304. В этом периоде 4 показателя позитивно влияли на результирующий показатель и 3 — негативно. Наибольшее позитивное влияние оказала маневренность функционирующего капитала, а коэффициент абсолютной ликвидности оказал наибольшее негативное влияние на формирование единичного показателя взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов АО «Костромской судомеханический завод».

В 2020 году единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов составил 0,8271. В этом периоде, как и в остальных, приемлемый уровень не был достигнут. В этом году 4 показателя негативно влияли на результирующий показатель, а 3 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказал коэффициент абсолютной ликвидности, наибольшее позитивное — маневренность функционирующего капитала.

В 2022 году единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов составил 0,7864. В этом году 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель и только 1 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказало соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, позитивное влияние оказал единственный показатель — коэффициент текущей ликвидности.

В 2021 году единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов составил 0,8271. В этом году 4 показателя негативно влияли на результирующий показатель, а 3 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказало соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, а наибольшее позитивное — маневренность функционирующего капитала.

Наихудшая ситуация была зафиксирована в 2018 году, когда единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов 0,6924. В этом периоде 5 показателей негативно влияли на результирующий показатель и 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, а наибольшее позитивное — маневренность функционирующего капитала.

Определим единичный показатель эффективности деятельности предприятия.

ЕП_ЭДП2018 = (1,1229 + 0,7834 + 0,8572 + 0,8827 + 0,7664 + 0,7658 + 0,8748) / 7 = 6,0532 / 7 = 0,8647.

ЕП_ЭДП2019 = (0,7251 + 0,4560 + 0,3626 + 0,3729 + 0,4387 + 0,2758 + 0,3638) / 7 = 2,9949 / 7 = 0,4278.

ЕП_ЭДП2020 = (0,7134 + 0,7183 + 0,4511 + 0,4522 + 0,7003 + 0,7700 + 0,4429) / 7 = 4,2482 / 7 = 0,6069.

ЕП_ЭДП2021 = (1,1264 + 1,4267 + 1,2424 + 1,2629 + 1,4435 + 1,0634 + 1,2584) / 7 = 8,8236 / 7 = 1,2605.

ЕП_ЭДП2022 = (1,3122 + 1,6156 + 2,0866 + 2,0293 + 1,6512 + 2,1250 + 2,0600) / 7 = 12,8800 / 7 = 1,8400.

На рисунке 6 представлена динамика составляющих, влияющих на формирование единичного показателя эффективности деятельности АО «Костромской судомеханический завод».

Рис. 6. Динамика составляющих, формирующих единичный показатель эффективности деятельности АО «Костромской судомеханический завод» за 2018–2022 годы (Составлено авторами)

Проведенная оценка показала, что в 2 периодах из 5 приемлемый уровень эффективности деятельности в АО «Костромской судомеханический завод» был достигнут (в 2022 и 2021 годах).

Наилучшее состояние было зафиксировано в 2022 году, когда единичный показатель эффективности деятельности составил 1,8400. В этом периоде все показатели позитивно повлияли на результирующий показатель. Наибольшее позитивное влияние оказала прибыльность обычной деятельности. Такое высокое значение единичного показателя эффективности деятельности объясняется тем, что у 4 показателей из 7 полученные значения в 2 и более раза превышали минимально приемлемый уровень, равный 1.

В 2021 году единичный показатель эффективности деятельности составил 1,2605. В этом периоде, как и в 2022 году, все показатели позитивно влияли на результирующий показатель. Наибольшее позитивное влияние оказала прибыльность операционной деятельности.

В 2018, 2020 и 2019 годах единичный показатель эффективности деятельности был меньше 1. Это свидетельствует о том, что приемлемый уровень эффективности деятельности в эти периоды в АО «Костромской судомеханический завод» не был достигнут.

В 2018 году единичный показатель эффективности деятельности составил 0,8647. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель, и только 1 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала прибыльность обычной деятельности, а единственный показатель, который оказал позитивное влияние на формирование результирующего показателя, — валовая прибыльность реализованной продукции.

В 2020 году единичный показатель эффективности деятельности составил 0,6069. В этом периоде все показатели негативно влияли на результирующий показатель. Наибольшее негативное влияние оказала чистая прибыльность деятельности.

Наихудшая ситуация была зафиксирована в 2019 году, в котором единичный показатель эффективности деятельности составил 0,4278. В этом периоде, как и в 2020 году, все 7 показателей негативно влияли на результирующий показатель. Наибольшее негативное влияние оказала прибыльность обычной деятельности.

Оценка данной группы показателей полностью зависит от сформированных финансовых результатов деятельности АО «Костромской судомеханический завод». Например, в 2019 году прибыль, полученная рассматриваемым предприятием, была очень малая, в результате чего единичный показатель эффективности деятельности был достаточно низким, хотя предприятие все работало эффективно, хотя и недостаточно. Наибольшие прибыли предприятие получило в 2022 году, поэтому и единичный показатель эффективности деятельности у АО «Костромской судомеханический завод» наибольший. В 2021 году предприятие работало менее эффективно по сравнению с 2022 годом, однако значительно превышала финансовые результаты 2019 и 2020 годов, поэтому и у этого периода уровень эффективности деятельности можно считать достаточным.

Определим единичный показатель состояния денежных потоков предприятия.

ЕП_СДПП2018 = (1,8130 + 2,6660 + 1,1181 + 1,2320 + 1,5359 + 0,9873 + 0,9927 + 1,1759) / 8 = 11,5210 / 8 = 1,4401.

ЕП_СДПП2019 = (1,3022 + 1,8403 + 0,7866 + 0,9638 — 1,1678 + 0,4256 + 0,3110 + 0,3880) / 8 = 4,8499 / 8 = 0,6062.

ЕП_СДПП2020 = (0,8915 + 2,0998 + 1,5278 + 1,4427 + 0,4641 + 0,6003 + 0,3464 + 0,4942) / 8 = 7,8668 / 8 = 0,9834.

ЕП_СДПП2021 = (0,8161 + 1,1161 + 0,7603 + 1,2854 — 0,1350 + 1,1898 + 0,9520 + 0,8736) / 8 = 6,8583 / 8 = 0,8573.

ЕП_СДПП2022 = (0,8063 + 0,9477 + 0,6856 + 0,8354 — 0,4054 + 1,9740 + 2,3425 + 2,1178) / 8 = 9,3041 / 8 = 1,1630.

На рисунке 7 представлена динамика составляющих, влияющих на формирование единичного показателя эффективности деятельности АО «Костромской судомеханический завод».

Рис. 7. Динамика составляющих, формирующих единичный показатель состояния денежных потоков АО «Костромской судомеханический завод» за 2018–2022 годы (Составлено авторами)

Проведенная оценка показала, что в 2 периодах из 5 приемлемый уровень управления денежными потоками в АО «Костромской судомеханический завод» был достигнут (в 2018 и 2022 годах).

Наилучшее состояние было зафиксировано в 2018 году, когда единичный показатель состояния денежных потоков составил 1,4401. В этом периоде 6 показателей позитивно влияли на результирующий показатель, а 2 — негативно. Наибольшее позитивное влияние оказал коэффициент обеспечения краткосрочного долга компании поступлениями от операционной деятельности, а негативное — операционная прибыльность платежей по операционной деятельности.

В 2022 году единичный показатель состояния денежных потоков составил 1,1630. В этом периоде 3 показателя позитивно влияли на результирующий показатель и 5 — негативно. Наибольшее позитивное влияние оказала чистая прибыльность платежей по операционной деятельности, а негативное — эффективность операционной деятельности, которая имела отрицательное значение, так как в этом периоде управление денежными потоками от операционной деятельности было неэффективным, вследствие того, что платежи по операционной деятельности превышали поступления от нее. Следует отметить, что приемлемый уровень управления был обеспечен, вследствие достаточных финансовых результатов, полученных АО «Костромской судомеханический завод» в этом периоде.

В 2020, 2021 и 2019 годах единичный показатель состояния денежных потоков был меньше 1. Это свидетельствует о том, что уровень управления денежными потоками в АО «Костромской судомеханический завод» не был достаточным.

В 2020 году единичный показатель состояния денежных потоков составил 0,9834. В этом периоде 5 показателей негативно влияли на результирующий показатель и 3 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала чистая прибыльность платежей по операционной деятельности, а наибольшее позитивное — коэффициент обеспечения краткосрочного долга компании поступлениями от операционной деятельности.

В 2021 году единичный показатель состояния денежных потоков составил 0,8573. В этом периоде 5 показателей негативно влияли на результирующий показатель и 3 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала эффективность операционной деятельности, а наибольшее позитивное — коэффициент качества операционных доходов.

В 2019 году единичный показатель состояния денежных потоков составил 0,6062. В этом периоде 6 показателей негативно влияли на результирующий показатель и 2 — позитивно. Наибольшее негативное влияние оказала эффективность операционной деятельности, а наибольшее позитивное — коэффициент обеспечения краткосрочного долга компании поступлениями от операционной деятельности.

Рассчитанный показатель эффективности операционной деятельности в 2021 и 2019 годах имел отрицательное значение. В этом периоде управление денежными потоками от операционной деятельности можно считать неэффективным, так как платежи по операционной деятельности превышали поступления от нее.

Расчет интегрального показателя финансового состояния и его составляющих АО «Костромской судомеханический завод» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Расчет значения интегрального показателя финансового состояния и его составляющих АО «Костромской судомеханический завод» за 2018–2022 годы *

Показатели 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
Единичный показатель развития предприятия 1,0906 0,8387 1,0504 1,0425 0,9623
Единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия 0,8779 0,8276 0,6834 0,5777 0,6960
Единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов предприятия 1,0071 0,7715 0,6492 0,6993 0,9902
Единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия 0,6924 0,8304 0,8271 0,7756 0,7864
Единичный показатель эффективности деятельности предприятия 0,8647 0,4278 0,6069 1,2605 1,8400
Единичный показатель состояния денежных потоков предприятия 1,4401 0,6062 0,9834 0,8573 1,1630
Интегральный показатель финансового состояния предприятия 1,0176 0,7383 0,8402 0,8890 1,0477

* Составлено авторами

Расчет интегрального показателя позволил сделать вывод что в 2022 и 2018 годах уровень финансового состояния АО «Костромской судомеханический завод» был приемлемым, тогда как в остальные периоды — нет.

В 2022 году интегральный показатель финансового состояния составил 1,0477. При этом составляющие по-разному влияли на формирование результирующего показателя. Порядок влияния составляющих представлен ниже:

  1. единичный показатель эффективности деятельности предприятия (1,8400);
  2. единичный показатель состояния денежных потоков предприятия (1,1630);
  3. единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов предприятия (0,9902);
  4. единичный показатель развития предприятия (0,9623);
  5. единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия (0,7864);
  6. единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия (0,6960).

Следует отметить, что в этом периоде интегральный показатель финансового состояния превышал приемлемый уровень. При этом только 2 составляющих положительно повлияли на формирование интегрального показателя финансового состояния, так как единичные показатели превышают 1, а 4 — нет. Наибольшее влияние оказал единичный показатель эффективности деятельности. Положительным моментном является тот факт, что на приемлемость уровня финансового состояния АО «Костромской судомеханический завод» в этом периоде влияли показатель состояния денежных потоков на рассматриваемом предприятии.

В 2018 году интегральный показатель финансового состояния составил 1,0176. При этом составляющие по-разному влияли на формирование результирующего показателя. Порядок влияния составляющих представлен ниже:

  1. единичный показатель состояния денежных потоков предприятия (1,4401);
  2. единичный показатель развития предприятия (1,0906);
  3. единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов предприятия (1,0071);
  4. единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия (0,8779);
  5. единичный показатель эффективности деятельности предприятия (0,8647);
  6. единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия (0,6924).

Следует отметить, что в этом периоде интегральный показатель финансового состояния незначительно превышал приемлемый уровень. При этом 3 составляющих положительно повлияли на формирование интегрального показателя финансового состояния, а 3 — нет. Наибольшее влияние оказал показатель состояния денежных потоков предприятия. Положительным моментном является тот факт, что на приемлемость уровня финансового состояния АО «Костромской судомеханический завод» в этом периоде влиял средний пятилетний уровень развития и использование финансовых ресурсов в виде активов на рассматриваемом предприятии.

В остальные периоды приемлемый уровень финансового состояния не был достигнут.

Наибольшая оценка была определена в 2021 году, когда интегральный показатель финансового состояния составил 0,8890. При этом составляющие по-разному влияли на формирование результирующего показателя. Порядок влияния составляющих представлен ниже:

  1. единичный показатель эффективности деятельности предприятия (1,2605);
  2. единичный показатель развития предприятия (1,0425);
  3. единичный показатель состояния денежных потоков предприятия (0,8573);
  4. единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия (0,7756);
  5. единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов предприятия (0,6993);
  6. единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия (0,5773).

При этом 4 составляющих негативно повлияли на формирование интегрального показателя финансового состояния, так как единичные показатели меньше 1, а 2 — позитивно. Следует отметить, что негативно на финансовое состояние АО «Костромской судомеханический завод» повлияли показатели, характеризующие состав, структуру и эффективность использования капитала и активов. Положительным моментном является тот факт, что одним из положительно повлиявших показателей, причем в наибольшей степени, — единичный показатель эффективности деятельности предприятия, что свидетельствует о высоких финансовых результатах, полученных АО «Костромской судомеханический завод» в этом периоде.

В 2020 году интегральный показатель финансового состояния составил 0,8402. При этом составляющие по-разному влияли на формирование результирующего показателя. Порядок влияния составляющих представлен ниже:

  1. единичный показатель развития предприятия (1,0504);
  2. единичный показатель состояния денежных потоков предприятия (0,9834);
  3. единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия (0,8271);
  4. единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия (0,6834).
  5. единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов предприятия (0,6492);
  6. единичный показатель эффективности деятельности предприятия (0,6069).

При этом 5 составляющих негативно повлияли на формирование интегрального показателя финансового состояния, а 1 — позитивно. Следует отметить, что негативно на финансовое состояние рассматриваемого предприятия повлияли показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия. Также необходимо обратить внимание на состав, структуру и эффективность использования капитала и активов. Только показатель уровня развития положительно влиял на формирование интегрального показателя финансового состояния рассматриваемого предприятия.

Наихудшее значение интегрального показателя было определено в 2019 году, когда интегральный показатель финансового состояния составил 0,7383. При этом все составляющие негативно влияли на формирование результирующего показателя. Порядок влияния составляющих представлен ниже:

  1. единичный показатель развития предприятия (0,8387);
  2. единичный показатель взаимосвязи источников формирования и направлений использования формирования предприятия (0,8304);
  3. единичный показатель состояния источников формирования финансовых ресурсов предприятия (0,8276);
  4. единичный показатель состояния направлений использования финансовых ресурсов предприятия (0,7715);
  5. единичный показатель состояния денежных потоков предприятия (0,6062);
  6. единичный показатель эффективности деятельности предприятия (0,4278).

Следует отметить, что негативно на финансовое состояние рассматриваемого предприятия повлияли в течение всего анализируемого периода, прежде всего, показатели, характеризующие состояние капитала и активов, а также их взаимосвязь. Остальные группы показателей по-разному влияли на формирование интегрального показателя финансового состояния АО «Костромской судомеханический завод». Также необходимо обратить внимание на тот факт, что в 2022 году был определен наибольший интегральный показатель. Он показывает, что в этом периоде уровень финансового состояния у рассматриваемого предприятия наилучший. При этом следует отметить, что наибольшее влияние на формирование такого результата оказали показатели, характеризующие эффективность деятельности и состояния денежных потоков.

ВЫВОДЫ

Предложенная методика и база данных в рамках оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов водного транспорта [2] может быть использована для оценки хозяйствующих субъектов судостроительной отрасли в судоходной системе страны. Полученные данные это подтверждают.

Производственные процессы могут быть организованы рационально, но управление финансами, в частности, формирование структуры капитала, не всегда достаточно целесообразно из-за применения несовершенной методики оценки финансового состояния предприятия.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что руководству предприятия необходимо пересмотреть баланс предприятия, подкорректировав состав и структуру статей, прежде всего обратив внимание на собственный капитал, в результате чего АО «Костромской судомеханический завод» является финансово зависимым предприятием. При этом рассматриваемое предприятие работает эффективно, так как в 2022 году АО «Костромской судомеханический завод» получило наибольшую прибыль. При этом краткосрочные заемные средства увеличивались еще в большей степени, что привело к дальнейшему повышению финансовой зависимости от кредиторов и заемщиков. Предприятию нужно и дальше повышать свою эффективность, так как сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточности собственных средств для своего развития.

Дальнейшие исследования необходимо направить на получение результатов на основе SWOT-анализа.

REFERENCES

1. Kodeks vnutrennego vodnogo transporta Rossiyskoy Federatsii : Federal’nyy zakon ot 07.03.2001 № 24-FZ (redaktsiya ot 19.10.2023) [Elektronnaya resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30650/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2fd88505/?ysclid=lvlenokevo313272870 (data obrashcheniya: 04.04.2024).

2. Svidetel’stvo o gosudarstvennoy registratsii bazy dannykh № 2024621913 Rossiyskaya Federatsiya. Baza dannykh otsenki finansovogo sostoyaniya khozyaystvuyushchego sub»yekta vodnogo transporta: № 2024621543 : zayavl. 22.04.2024 : opubl. 03.05.2024 / G. I. Shepelin, V. Ye. Reutov, D. D. Burkal’tseva [i dr.] ; zayavitel’ Federal’noye gosudarstvennoye avtonomnoye obrazovatel’noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya «Krymskiy federal’nyy universitet imeni V.I. Vernadskogo».

3. Averina, O. I. Finansovoye sostoyaniye kak ob»yekt audita i analiza / O. I. Averina, M. V. Kazakov // Ekonomika i predprinimatel’stvo. — 2020. — № 9(122). — S. 1185–1188. — DOI 10.34925/EIP.2020.122.9.232. — EDN KNTVXL.

4. Adamaytis, L. A. Finansovyye rezul’taty i finansovoye sostoyaniye: logika vzaimosvyazi, modeli i interpretatsiya / L. A. Adamaytis, I. M. Adamaytis, I. O. Sanovich // Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. — 2022. — T. 1, № 5(125). — S. 59–66. — DOI 10.36871/ek.up.p.r.2022.05.01.008. — EDN CDAKBX.

5. Baranova, N. V. Sovremennoye sostoyaniye sudostroitel’noy otrasli / N. V. Baranova // Nauchnyye problemy transporta Sibiri i Dal’nego Vostoka. — 2021. — № 2. — S. 5–12. — EDN QVFJDX.

6. Blazhevich, O. G. Teoreticheskiye osnovy upravleniya denezhnymi potokami i metodika ikh otsenki v organizatsii / O. G. Blazhevich, Ye. I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2023. — № 4(65). — S. 5–28. — EDN LSLTJC.

7. Vorontsov, A. V. Morskoy transport Respubliki Koreya: sovremennoye sostoyaniye, problemy i perspektivy / A. V. Vorontsov // Vostochnaya analitika. — 2021. — № 1. — S. 51–66. — DOI 10.31696/2227-5568-2021-01-051-067. — EDN UNCEPA.

8. Gladkova, V. Ye. Monitoring finansovogo sostoyaniya predpriyatiya / V. Ye. Gladkova, V. V. Zharikov // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2015. — T. 6, № 3-1(23). — S. 28–32. — EDN UKWFUH.

9. Grivanov, R. I. K voprosu o roli vysokotekhnologichnogo proizvodstva v obespechenii uskorennogo razvitiya regiona: sudostroyeniye na dal’nem vostoke Rossii i realizatsiya zakona o svobodnom porte Vladivostok / R. I. Grivanov, F. Gu // Fundamental’nyye issledovaniya. — 2016. — № 11-1. — S. 166–170. — EDN XALCOJ.

10. Zal’tsman, A. A. Vliyaniye finansovogo polozheniya kompanii-pokupatelya pri sdelkakh M&A na dividendnuyu politiku kompanii-tseli / A. A. Zal’tsman // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. — 2015. — № 3. — S. 41–59. — EDN TZWLCP.

11. Kislitsyna, L. V. Finansovoye ravnovesiye kompanii kak osoboye sostoyaniye yeye kapitala / L. V. Kislitsyna, T. Yu. Bakunova // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye. — 2021. — T. 10, № 2(35). — S. 183–186. — DOI 10.26140/anie-2021-1002-0031. — EDN PNRBTH.

12. Kitov, A. G. Problemy operativnogo upravleniya i planirovaniya raboty flota v sovremennykh sudokhodnykh kompaniyakh / A. G. Kitov, R. I. Samsonov, G. N. Chuplygin // Transportnoye delo Rossii. — 2017. — № 3. — S. 86–87. — EDN ZDGPVJ.

13. Lugovskoy, V. D. Finansovoye sostoyaniye sudoremontnykh zavodov Rossii / V. D. Lugovskoy, M. Ye. Gogolyukhina // Aktual’nyye problemy ucheta, analiza i audita. — 2021. — № 10. — S. 44–49. — DOI 10.52899/9785883036216_44. — EDN WFSUJY.

14. Mandrazhi, Z. R. Kontseptual’nyye osnovy avtomatizatsii finansovogo analiza v usloviyakh globalizatsii / Z. R. Mandrazhi, SH. U. Niyazbekova // Uchenyye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. — 2020. — № 2(68). — S. 141–145. — EDN VMXTGA.

15. Normova, T. A. Optimizatsiya oborotnykh aktivov i finansovoye sostoyaniye organizatsii / T. A. Normova, A. A. Rassolova, A. A. Lesnyak // Yestestvenno-gumanitarnyye issledovaniya. — 2021. — № 34(2). — S. 170–173. — DOI 10.24412/2309-4788-2021-10974. — EDN ZFDRUM.

16. Otsenka finansovoy bezopasnosti i ustoychivogo razvitiya predpriyatiya / N. V. Apatova, O. G. Blazhevich, T. K. Blokhina [i dr.] // Otsenka i obespecheniye finansovoy bezopasnosti, ustoychivogo razvitiya na urovne predpriyatiya, regiona, gosudarstva / Sevastopol’skiy gosudarstvennyy universitet. — Simferopol’ : Poliprint, 2023. — S. 11–74. — EDN HGUQHM.

17. Rasumov, V. Sh. Finansovoye sostoyaniye kak faktor investitsionnoy privlekatel’nosti predpriyatiya / V. Sh. Rasumov, M. A. Uzdenova // Vestnik Akademii znaniy. — 2021. — № 43(2). — S. 401–406. — DOI 10.24412/2304-6139-2021-11105. — EDN DYBJLX.

18. Udalova, D. V. Sravnitel’nyy analiz kompaniy vnutrennego vodnogo transporta Kitayskoy Narodnoy Respubliki i Rossiyskoy Federatsii i ikh perspektivy ustoychivogo razvitiya / D. V. Udalova // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2023. — № 3(75). — S. 276–286. — DOI 10.51832/2223798420233276. — EDN QSOPTJ.

19. Filobokova, Ye. A. Korporativnoye nalogooblozheniye sudokhodnoy otrasli / Ye. A. Filobokova, V. D. Pol’skiy // Sovremennyye problemy innovatsionnoy ekonomiki. — 2023. — № 9. — S. 426–431. — DOI 10.52899/978-5-88303-653-7_426. — EDN MNHPYY.

20. Shevchenko, I. V. Pervichnoye publichnoye predlozheniye sudokhodnykh kompaniy kak metod finansirovaniya i privatizatsii / I. V. Shevchenko, N. V. Khubutiya // Ekonomika: teoriya i praktika. — 2021. — № 2(62). — S. 8–14. — DOI 10.31429/2224042X_2021_62_8. — EDN GUDTJN.

21. Shevchenko, I. V. Formirovaniye mekhanizma investitsionnogo obespecheniya otechestvennykh predpriyatiy sudokhodnoy otrasli / I. V. Shevchenko, N. V. Khubutiya // Ekonomika: teoriya i praktika. — 2023. — № 1(69). — S. 3–9. — DOI 10.31429/2224042X_2023_69_3. — EDN QEOFRL.

22. Wang Y. Feasibility of the Northeast Passage: The role of vessel speed, route planning, and icebreaking assistance determined by sea-ice conditions for the container shipping market during 2020–2030 / Y. Wang, K. Liu, R. Zhang, L. Qian, Y. Shan // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. — 2021. — № 149. — R. 102235.

23. AO «Kostromskoy sudomekhanicheskiy zavod» [Elektronnyy resurs] / Interfaks: Tsentr raskrytiya korporativnoy informatsii. — Rezhim dostupa: www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=5963&type=3 (data obrashcheniya: 10.04-12.04.2024).