Научно-технологическое развитие арктической зоны Российской Федерации: экономический и кадровый потенциал

14.08.2024 | by gudilin gudilin |

SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION: ECONOMICAL AND PERSONNEL POTENTIAL

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 1 (66), 2024

Section Economics and management of regional economy

Publication text (PDF): Download

UDK: 338

AUTHORS:

Bronnikova Evgenia Mikhailovna,

Cand.Sci. (Economics),

Senior Researcher of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (RIEPP),

Moscow, Russian Federation.

Rudnitskaya Anastasia Pavlovna,

Cand.Sci. (Political Sciences), Associate Professor,

Head of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (RIEPP),

Moscow, Russian Federation.

Ulyankin Pavel Dmitrievich

Analyst of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (RIEPP),

Moscow, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-1-164-182

PAGES: from 164 to 182

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

scientific and technological development, Arctic zone, investments in the regions, regional infrastructure.

ABSTRACT (ENGLISH):

This work is devoted to the development of the scientific and technological potential of the Arctic zone of the Russian Federation. Despite the great prospects for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and the systemic reforms carried out by the Russian state, there are objective trends and problems that require analysis, comprehension and the development of targeted solutions. The research methodology includes a systematic analysis of economic, scientific, technological and personnel indicators. The main research methods are comparative method, analysis of statistical data, as well as general scientific research methods. The article analyzes a wide range of issues: legal and software, investment activity, transport infrastructure, the functioning of scientific and educational organizations, the most in demand personnel, scientific personnel and production and innovative technologies of the Arctic zone of the Russian Federation. Despite investment development programs, the Arctic is developing unevenly, especially when comparing the budgets of the regions of the Arctic zone. Moreover, it is possible to record a trend towards a decrease in investment in fixed capital for some regions. The basic problem of the development of the Arctic zone is the low level of development of information, communication and transport infrastructure. There are also certain risks of personnel imbalance. Despite the increase in the number of young researchers, the overall share of researchers over 39 years old, doctors and candidates of sciences is decreasing. However, the general decrease in the number of researchers occurs against the background of an increase in the number of advanced production technologies developed in the Russian Arctic.

ВВЕДЕНИЕ

В объективно сложившихся политико-экономических обстоятельствах возрастает роль и востребованность суверенизации как политического, так и экономических процессов. Основой суверенизации государства, его независимости в мире, является научно-технологическая база. Без развитых технологий и научных достижений государство не может иметь развитую инфраструктуру, а без развитой инфраструктуры невозможно проведение самостоятельного политического курса. Исходя из данных положений, является очевидным, что существует целесообразность развития территории субъектов Российской Федерации. Одним из наиболее перспективных зон Российской Федерации является Арктическая Зона (далее — АЗРФ). Главная причина, почему АЗРФ является потенциальным инструментом для многовекторного и интенсивного развития Российской Федерации — её богатый природно-ископаемый комплекс. При этом большая часть ресурсов, расположенных на территории АЗРФ, являются потенциальными и неразработанными. Из этого исходит спрос на учёных-исследователей, способных создать условия и технологии для развития эффективной разработки Арктических месторождений. Однако, существуют определённые тенденции и проблемы, которые возникают в результате развития АЗРФ в ряде различных областей: в инфраструктурной, в научно — технологической, кадровой, экономической и т.д., требующих анализа и осмысления.

Тема исследования АЗРФ в части научно-технологического кадрового состава была изучена множеством авторов [6, 13, 14, 15, 16, 26, 30, 31, 32]. Несмотря на то, что каждый автор актуализировал вопрос о кадровом балансе АЗРФ, тем не менее, не существует исследования, которые актуализирует современные тенденции развития АЗРФ.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью работы является выявление объективно сложившихся условий в сфере развития АЗРФ, выявление проблем развития Арктической зоны Российской Федерации в научной и технологической области, разработка возможных путей их устранения.

Основными задачами исследования являются:

  1. Рассмотрение структурных организаций и инструментов, осуществляющих поддержку научных исследований.
  2. Выявление особенностей функционирования транспортной инфраструктуры АЗРФ.
  3. Анализ инвестиционной активности Арктической зоны.
  4. Описание закономерностей развития научно-кадрового потенциала АЗРФ.
  5. Исследование трендов изменений научно-кадрового состава и передовых научных разработок в АЗРФ.

МЕТОДЫ

В статье применяется совокупность методов исследования, в том числе компаративистский метод, анализ статистических данных, а также общенаучные методы исследования. Компаративистский метод позволил провести сравнительный анализ статических данных по АЗРФ в динамике, метод анализа статистических данных позволил обобщить и структурировать статистическую информацию, общенаучные методы обеспечили формулирование научно обоснованных выводов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Арктическая зона Российской Федерации — это северная оконечность территории Российской Федерации, расположенная вдоль морей Северного Ледовитого океана, часть территории Российской Арктики, на которой действуют особые режимы налогового и административного регулирования. Внутри АЗРФ действуют налоговые льготы и административные преференции для резидентов. В АЗРФ входят 9 регионов, из которых 4 субъекта Российской Федерации полностью: Чукотский Автономный округ, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Ненецкий Автономный округ, Мурманская область. Общая площадь АЗРФ около 5 млн кв. км сухопутных и более 4 млн кв. км морских пространств, что составляет около 30 % территории Российской Федерации [20]. Численность населения более 2,5 млн чел. — 1,7 % от населения Российской Федерации и около 40 % от числа жителей всей Арктики.

За период 2018–2022 гг. в Арктике:

  • выполняли работу более 300 научных организаций и учреждений высшего образования;
  • объем финансирования фундаментальных и прикладных исследований из всех бюджетных и внебюджетных источников составил около 11 млрд руб. ежегодно.

Созданы инструменты поддержки научных исследований и разработок в интересах развития АЗРФ, основными из которых являются:

  • государственное задание, объем поддержки в рамках которого ежегодно составляет около 2 млрд рублей;
  • мероприятия в рамках Национального проекта «Наука и университеты», такие как:

а) развитие Научно-образовательных центров мирового уровня (в 2022 г. — 349,74 млн руб.);

б) развитие Научных центров мирового уровня (НЦМУ) (в 2022 г. — 1,24 млрд руб.);

в) предоставление грантов на обновление приборной базы ведущих организаций

(в 2022 г. — грант общим объемом 136 млн руб. (ФИЦ «Кольский научный центр Российской академии наук»));

г) реализация Программы «Развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств» (в 2022 г. — 2,67 млрд руб.);

д) реализация Программы «Мегагранты» (760,3 млн руб.);

– Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».

В интересах развития АЗРФ на территориях, относящихся к данной зоне регионов Российской Федерации, организована деятельность научно-образовательных центров мирового уровня и научно-образовательных математических центров (табл. 1).

Таблица 1. Научно образовательные центры мирового уровня на территории АЗРФ *

Наименование центра Количество участников Направления деятельности
Научно-образовательный центр мирового уровня «Север: территория устойчивого развития» 44 участника из Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, Чукотского автономного округа энергообеспечение, рациональное природопользование в криолитозоне, биотехнологии, медицина и здравоохранение в Арктике
Научно-образовательный центр мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» 42 участника из Ненецкого автономного округа, Архангельской и Мурманской области Материалы и технологии для судостроения и морской Арктической техники, добыча и переработка полезных ископаемых, жизнедеятельность человека в Арктике, биоресурсы, Северный морской путь и связанность Арктических территорий
Научно-образовательный центр мирового уровня «Енисейская Сибирь» 28 участников из Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва Глобальные климатические инициативы, экологизация экономики региона, передовые промышленные технологии, продовольственная безопасность, электроника, радиотехника и системы связи
Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр 40 участников из Тюменской области, ХМАО и ЯНАО Биологическая безопасность человека, животных и растений, цифровая трансформация нефтегазовой индустрии, нефтехимия

* Составлено на основании [37]

В АЗРФ функционируют 7 центров коллективного пользования: 4 в Мурманской области (г. Мурманск и г. Апатиты), 2 в Архангельской области (г. Архангельск) и 1 в Республике Карелия (г. Чупа) и 10 уникальных научных установок (УНУ): 6 УНУ в Мурманской области (2 в г. Апатиты, 2 в г. Кировск и 2 в г. Мурманск (Мурманская область); 3 УНУ в Архангельской области; 1 УНУ в Красноярском крае (г. Туруханск). По типам уникальные объекты инфраструктуры Арктической зоны относятся к научным коллекциям (5 объектов) и установкам для исследований в области наук о жизни и Земле (5 объектов).

Одним из ведущих ЦКП АЗРФ является центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. ЦКП был дважды поддержан Минобрнауки России в рамках реализации мероприятия 3.1.2 ФЦП ИиР 2014-2020 гг.

На базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ) будет создан студенческий кампус мирового уровня «Арктическая звезда» (г. Архангельск).

В состав 4 крупных НЦМУ (Агротехнологии будущего; Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты; Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала; Передовые цифровые технологии) входят 19 организаций, в т.ч. 12 образовательных организаций. Общий объем финансирования в 2022 г. составил 1,24 млрд руб.

В рамках комплекса проектных работ на базе НЦМУ сравниваются различные универсальные и специализированные программные комплексы для моделирования воздействия льдов на Арктические объекты; проектируется развитие высокотехнологичных производств в Арктике и добыча полезных ископаемых; создаются цифровые карты почвенного покрова мониторинговых площадок агроэкосистем центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа. Также функционирует цифровая база данных «База данных для оценки плодородия агрогенных и постагрогенных мерзлотных почв Ямало-Ненецкого автономного округа» (AgroYamalSoil)», наполнение которой будет способствовать цифровизации и обобщению сведений о плодородии, микробиологических показателях и параметрах продуктивности агропочв криолитозоны. Разработаны технологии светокультуры (световые рецепты) для автономного модульного мобильного выращивания основных салатно-зеленных растений в системе интенсивного культивирования (вертикальная теплица или сити-ферма) для размещения предприятий в Арктической зоне и т.п.

Инвестиционная активность региона характеризуется инвестициями в основной капитал по субъектам АЗРФ (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по субъектам АЗРФ в 2018-2022 гг., млрд руб. (с учетом субъекта в целом без деления на территории, входящие в АЗРФ) *

Субъект АЗРФ 2018 2019 2020 2021 2022 Темп прироста 2022 / 2018, %
Республика Карелия 48,1 48,3 55,6 78,7 95,6 98,6
Республика Коми 136,5 121,6 140,1 127,7 118,5 -13,2
Ненецкий автономный округ 91,0 97,0 89,6 74,8 85,5 -6,1
Архангельская область 107,3 96,1 108,1 105,8 107,1 -0,2
Мурманская область 155,7 170,9 204,4 261,4 256,1 64,4
Ямало-Ненецкий автономный округ 1021,5 943,8 991,8 1147,0 1414,7 38,5
Красноярский край 421,8 436,4 480,2 592,1 747,8 77,3
Республика Саха (Якутия) 403,6 420,9 259,1 414,8 616,3 52,7
Чукотский автономный округ 17,4 27,2 31,5 50,8 81,3 367,6
Всего 2402,9 2362,2 2360,5 2853,1 3522,8 46,6

* Составлено на основании [11]

Относительно инвестиций в основной капитал в субъектах, входящих в АЗРФ, отмечается, что наибольшее их число сконцентрировано в Ямало-Ненецком автономном округе. Наибольший прирост за 5 лет отмечается в Чукотском автономном округе. Снижение поступления инвестиций наблюдается в Республике Коми, Ненецком автономном округе и Архангельской области.

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал по субъектам АЗРФ в 2020–2022 гг., млрд руб. (Составлено на основании [11])

Для реализации задач Стратегии развития Арктики государством осуществляется комплекс мер, включающих запуск в Арктической зоне специального экономического режима, способствующего инвестиционной активности. В частности, по данным Корпорации развития Дальнего Востока, для таких компаний на пять лет обнулены налоги на имущество, землю и прибыль, в течение десяти лет действует субсидирование 75 % объема страховых взносов для вновь созданных рабочих мест, предусмотрены возможности получения земли и применения процедуры свободной таможенной зоны [2].

Целью государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» является повышение уровня социально-экономического развития АЗРФ путем создания 13 274 рабочих мест, вложения внебюджетных инвестиций в объеме 399,19 млрд. рублей к 2030 г., повышение узнаваемости территорий АЗРФ в международном пространстве путем проведения мероприятий международного уровня, привлечение внебюджетных инвестиций в объеме 830,0 млрд. рублей к 2030 г. [3].

Предоставляются субсидии на развитие инфраструктуры, получателями которых являются инициаторы новых инвестиционных проектов на территории АЗРФ с объемом инвестиций более 300 млн. рублей [17]. В настоящее время выделяются 4 основных группы получателей преференций: добыча углеводородов на шельфе, добыча углеводородов на континентальной части, производство сжиженного природного газа и прочие проекты, не вошедшие в первые три группы [12].

К марту 2023 г. резиденты преференциального режима Арктической зоны реализовали 100 инвестиционных проектов. Общий объем частных вложений составил 10 млрд рублей, создано 2,3 тыс. рабочих мест [27]. По состоянию на ноябрь 2023 г. в АЗРФ зарегистрировано 689 резидентов с заявленным объемом инвестиций в размере 831,087 млрд руб., которые позволят создать новые рабочие места и трудоустроить порядка 23 тыс. человек [17].

С 2012 г. в интересах развития АЗРФ реализуется более 10 проектов в рамках Национальных проектов Российской Федерации, в результате чего разработаны базовые технологические процессы по изготовлению комплектующих и сборке деталей движительно-рулевых колонок для судов ледового класса; налажено производство движительно-рулевых колонок на базе АО «Центр судоремонта «Звездочка», которое позволяет отказаться от их закупок за рубежом для судов отечественного производства, а в перспективе выйти на экспорт.

Рис. 2. Количество НИОКТР, выполняемых организациями-исполнителями в АЗРФ, 2023 г. (Составлено на основании [1])

В отношении реализации НИОКТР на территории АЗРФ в 2023 г. финансируется реализация 82 проектов (рис. 2). Порядка 80 % от общего финансирования проектной деятельности составляют государственные задания. Организации проводят исследования как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, хозяйствующих субъектов.

Рис. 3. Структура финансирования проектов по основанию проведения НИОКТР, млн руб. (Составлено на основании [1])

На реализацию проектов направлено 930 млн руб. (рис. 3). Проекты, зарегистрированные в ЕГИСУ НИОКТР, реализуются в рамках приоритетов науки и приоритетных направлений Стратегии научно-технического развития и охватывают различные отрасли, в том числе проекты в следующих областях:

  • нефтедобычи и переработки, ликвидации аварийных разливов нефти и разработке природосберегающих технологий восстановления природных сред Арктического региона, подвергшихся воздействию разливов нефтепродуктов, обеспечение систем персональной безопасности;
  • применение композиционных материалов в Арктических условиях;
  • совершенствования транспортной инфраструктуры путем применения отходов в качестве дорожного покрытия;
  • применение программного обеспечения и искусственного интеллекта в области сейсмологии и поиска повреждений в распределительных электрических сетях в Арктических условиях;
  • развития лесной отрасли, систем пожаротушения;
  • мобильной спутниковой связи,
  • рыбной ловли и рыбоводства и ряде других направлений исследований.

Среди крупных проектов, реализуемых в интересах развития Арктики, важно отметить старт проекта по созданию международной Арктической станции «Снежинка». Инициатором при поддержке Минобрнауки России является Московский физико-технический институт. Проект МАС «Снежинка» представляет собой круглогодичный и полностью энергетически автономный комплекс, создаваемый на базе возобновляемых источников энергии и водородной энергетики.

Объект предполагается к реализации в период председательства Российской Федерации в Арктическом совете, в качестве научной и образовательной платформы для международной кооперации инженеров, исследователей, ученых и научной молодежи.

Целью создания является тестирование и демонстрация природосберегающих технологий жизнеобеспечения, робототехники, телекоммуникаций, медицины, биотехнологий, новых материалов, решений с искусственным интеллектом [19].

Работа МАС «Снежинка» предполагает проведение исследований по проблемам экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды и Мирового океана. В рамках станции планируется функционирование геомагнитной и астрономической обсерватории, испытательного полигона для новых технических решений в условиях вечной мерзлоты, особое внимание будет уделяться прикладным технологиям в возобновляемой и водородной энергетике.

МАС «Снежинка» — это международный междисциплинарный полигон для тестирования и демонстрации прорывных природосберегающих решений в области водородной энергетики и транспорта, систем накопления энергии, термостабилизации вечномерзлых грунтов, Арктической медицины, телекома в высоких широтах, аэро- и гидропоники, роботизированных платформ с искусственным интеллектом и других технологий сокращения углеродного следа [33].

В рамках вызовов и приоритетов стратегии научно-технологического развития Российской Федерации большое значение приобретает обеспечение связанности территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем.

В АЗРФ отмечается низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе предназначенной для функционирования малой авиации и осуществления круглогодичных авиаперевозок по доступным ценам, высокая стоимость создания объектов такой инфраструктуры, что также находит отражение в части приоритета развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации [35]. Также отмечается низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и недостаточность конкуренции в телекоммуникационной сфере. В этой связи в части направлений в АЗРФ предусматривается реализация методов комплексного прогнозирования и моделирования, развитие транспортной и универсальной инфраструктуры: связи, навигации, информации.

Связанность пространства обеспечивает и определяет условия для расселения и размещения производительных сил, в т.ч. высокотехнологичных отраслей, качество жизни населения, условия работы бизнеса и конкурентоспособность экономики.

Необходимо формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры и информационно-коммуникационных технологий. В частности, развитие дистанционного образования и телемедицины способно обеспечить связанность территорий АЗРФ наряду с развитием транспортной инфраструктуры, в том числе беспилотного транспорта, авиасообщения, использования возможностей искусственного интеллекта для организации логистических систем. Территориальная связанность позволит обеспечить:

  • сбалансированное социально-экономическое развитие АЗРФ, преодоление диспропорций в региональном развитии;
  • формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
  • доступность и качество транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
  • доступность, объем и конкурентоспособность транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны и АЗРФ [36].

Важно отметить в этом и особую роль комплексных научно-технических программ и проектов (далее — КНТП), которые являются одним из механизмов достижения результатов научно-технологического развития Российской Федерации и включают все этапы полного инновационного цикла — от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов, услуг и их выхода на рынок.

Так, в рамках КНТП полного инновационного цикла «Глобальные информационные спутниковые системы», инициатором которой является АО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева», планируется разработать ряд принципиально новых для российского и мирового рынка комплексных космических услуг и инфокоммуникационных сервисов на основе интегрирования информационных данных (Integrated BigData), получаемых с различных инструментов (космического, воздушного, наземного и морского базирования), включая фиксированную и персональную мобильную связь, высокоточную навигацию, телекоммуникации, глобальный Интернет и др.

В период 2022-2023 гг. на территории регионов, относящихся к АЗРФ, осуществляют образовательную и научную деятельность 11 (по состоянию на 20.11.2023 г. — 10) образовательных организаций высшего образования[1], а именно:

  1. ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств»;
  2. ФГБОУ ВО «Заполярный государственный университет имени Н.М. Федоровского»;
  3. ФГБОУ ВО «Мурманский Арктический государственный университет»;
  4. ФГАОУ ВО «Мурманский государственный технический университет»;
  5. ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»;
  6. ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»;
  7. ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»;
  8. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»;
  9. ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;
  10. ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»;
  11. ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет».

По данным на ноябрь 2023 г. в указанных в перечне образовательных организациях высшего образования, относящихся к АЗРФ, ведется подготовка обучающихся по широкому перечню укрупненных групп специальностей по всем направлениям подготовки.

Наиболее востребованными и популярными специальностями по направлениям подготовки являются следующие (табл. 3).

Таблица 3. Наиболее востребованные и популярные специальности в АЗРФ *

Направление подготовки Специальности
Бакалавриат 38.03.01 Экономика13.03.02 Электроэнергетика и электротехника20.03.01 Техносферная безопасность

08.03.01 Строительство

09.03.03 Прикладная информатика

15.03.02 Технологические машины и оборудование

38.03.02 Менеджмент

44.03.01 Педагогическое образование

Магистратура 38.04.01 Экономика38.04.02 Менеджмент08.04.01 Строительство

06.04.01 Биология

09.04.01 Информатика и вычислительная техника

09.04.03 Прикладная информатика

20.04.01 Техносферная безопасность

40.04.01 Юриспруденция

44.04.01 Педагогическое образование

Специалитет 21.05.04 Горное дело21.05.02 Прикладная геология31.05.01 Лечебное дело

04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия

10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

21.05.03 Технология геологической разведки

21.05.06 Нефтегазовые техника и технологии

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

37.05.02 Психология служебной деятельности

31.05.02 Педиатрия

Аспирантура (подготовка кадров высшей квалификации) 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика1.2.2 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ1.5.15 Экология

5.10.1 Теория и история культуры, искусства (культурология)

5.6.1 Отечественная история

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

5.9.1 Русская литература и литературы народов Российской Федерации

* Составлено на основании [3, 4, 5, 7, 10, 23, 24, 25, 28, 29, 34]

В целях достижения реализации национальных интересов Российской Федерации в Арктике (в частности, освоение Арктической зоны, повышение ее транспортной доступности) образовательные организации и промышленные предприятия разрабатывают и эффективно внедряют программы сотрудничества, которые позволяют даже во время обучения интегрировать студента в рабочий процесс. Так, в ряде арктических организаций высшего образования разработаны программы сотрудничества с ведущими промышленными и транспортными предприятиями (табл. 4).

Таблица 4. Сотрудничество образовательных организации АЗРФ с промышленными и транспортными компаниями *

Образовательная организация Сотрудничество с промышленными и транспортными компаниями
1 2
ФГБОУ ВО «Заполярный государственный университет имени Н. М. Федоровского» ПАО «ГМК «Норильский никель»
ФГАОУ ВО «Мурманский Арктический университет» 1. ГК «Роскосмос»2. АО «Мурманский морской торговый порт»3. ПАО «ФосАгро»

4. АО «Электротранспорт»

5. ПАО «Мурманскавтотранс»

6. Северо-Западный филиал АО «Федеральная пассажирская компания»

7. Компания «Алабуга»

8. ОАО «ГТК-1» (энергетика)

9. ООО «ЭНЕЛ РУС ВИНД КОЛА» (энергетика)

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» 1. ООО «Карелия Палп» (транспорт)2. ОАО «ЛХК «Кареллеспром» (лесопромышленность)3. ЗАО «Карелстроймеханизация» (строительство)

4. Филиал АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» (машиностроение)

5. Segezha Group (целлюлозно-бумажная промышленность)

6. ОАО «Ковдорский ГОК» (горнорудное дело)

7. Цементум (производство цемента, ССС, железобетонных изделий и нерудных материалов)

8. GS Nanotech (микроэлектроника)

9. АО «Карельский окатыш» (горнорудное дело)

10. ОАО «Строительная компания «Век» (строительство)

11. Судоремонтный завод «Нерпа»

12. ОАО «ГТК-1» (энергетика)

13. Системный оператор Единой энергетической системы (энергетика)

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева» 1. АО «Красмаш» (машиностроение)

2. ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»

3. ГК «ФАРМАСИНТЕЗ» (фармацевтика)

4. АО ЦКБ «Геофизика» (Производство радио- и телевизионной передающей аппаратуры)

5. АО «Спецтехномаш» (машиностроение)

6. АО «НПП «Радиосвязь»

7. АО «Ачинский НПЗ ВНК» (нефтепереработка)

8. АО «ОКБ Зенит» (производство скважинного оборудования)

9. ФЯО ФГУП «Горно-химический комбинат»

10. АО «ОРГАНИКА»

11. АО «Лесосибирский ЛДК №1» (лесопромышленность)

12. ООО «ОКБ Микрон» (Производство металлообрабатывающего оборудования)

13. АО «Краслесинвест» (лесопромышленность)

14. ООО «РН-Ванкор» (освоение месторождений нефти)

15. АО Усолье-Сибирский Химфарм Завод

16. ООО «БратскЗимСинтез» (фармацевтика)

17. ООО «Пионер» (производство холодильного оборудования

18. ФКП «Бийский олеумный завод» (промышленная химия)

19. ОАО «КЗСК» (производство синтетического каучука)

20. ООО «Тайгамаш» (производство спецтехники)

21. ООО «ТЭС» (транспорт)

22. ООО «Красфан» (деревообработка)

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» 1. АО «Производственное объединение «Севмаш»2. ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»3. Segezha Group (целлюлозно-бумажная промышленность)
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» 1. ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»2. Якутский филиал АО «Полиметалл УК»3. ПАО «ЯТЭК» (энергетика)

4. ПАО «Якутскэнерго»

5. АО «Саханефтегазсбыт»

6. ООО «АЛРОСА ИТ» (добыча алмазов)

7. ООО УК «КОЛМАР», ГОК «Инаглинский» (горнорудное дело)

8. АО «Полюс Алдан» (добыча золота)

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 1. ПАО «ГМК «Норильский никель»2. ЭкоНива (АПК)3. ПАО «ЯТЭК» (энергетика)

4. ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»

5. АО «ГСПИ» (проектная деятельность в строительстве)

6. АО «Полюс Красноярск» (добыча золота)

7. Коршуновский ГОК (горнорудное дело)

8. ООО «ОКБ Микрон» (Производство металлообрабатывающего оборудования)

9. ФПГ «Карьерные машины» (машиностроение)

10. ПАО «Юнипро» (энергетика)

11. ООО «Красноярский цемент»

12. ПАО АК «АЛРОСА» (добыча алмазов)

13. ООО «НЕФТЕГАЗСТРОЙ»

14. А2 (архитектура и проектная деятельность)

15. Системный оператор Единой энергетической системы (энергетика)

16. ПАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» (разведка, добыча и переработка нефти и газа)

17. ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз»

18. ОСП «Сибирьэнергомонтаж» (энергетика)

ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет» 1. ПАО «Газпром»2. ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»3. ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»

4. ПАО «Транснефть»

* Составлено на основании [3, 4, 5, 7, 10, 23, 24, 25, 28, 29, 34]

Таким образом, образовательным организациям АЗРФ целесообразно формировать модели профессиональных компетенций с учетом специфики региона в сотрудничестве с предприятиями реального сектора экономики и встраивать эти компетенции в учебную программу.

В период за 2020-2022 гг. наблюдается динамика снижения средней численности исследователей, занятых исследованиями и разработками в образовательных организациях высшего образования, относящихся к АЗРФ, но при этом, в структуре исследователей отмечается рост числа кандидатов и докторов наук. Положительным трендом также является рост числа исследователей в возрасте до 39 лет (табл. 5, рис. 4).

Таблица 5. Развитие научного кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования, относящихся к АЗРФ за период 2020–2022 гг., чел. *

Наименование организаций Средняя численность исследователей Численность кандидатов наук Численность докторов наук Численность исследователей в возрасте до 39 лет
2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022
МГТУ 43,0 16,0 17,0 3 5 6 0 1 1 1 5 8
СФУ 955,0 147,7 176,6 29 39 38 9 14 13 50 64 63
ЗГУ им. Н.М.Федоровского 0,0 2,8 1,0 0 22 1 0 2 0 0 1 0
МАГУ 12,0 13,0 13,0 3 4 8 2 2 1 4 5 3
САФУ им. М.В.Ломоносова 148,0 49,0 61,0 18 16 22 3 1 1 41 36 46
УГТУ 1,0 0,5 5,0 1 1 2 0 0 1 0 0 1
ПетрГУ 73,0 142,0 102,0 7 8 8 0 0 0 16 15 16
СГУ им. Питирима Сорокина 16,0 14,0 17,0 7 7 9 8 4 3 0 2 5
Арктический государственный институт культуры и искусств 1,0 1,0 1,0 0 0 0 1 1 1 0 0 0
СВФУ им. М.К. Аммосова 459,0 533,0 116,1 111 114 302 33 30 78 97 100 190
СибГУ им. М.Ф. Решетнева 132,0 77,0 108,0 38 23 23 11 4 4 56 32 38
Всего 1840,0 996,0 617,7 217 239 419 67 59 103 265 260 370

* Составлено на основании [38]

Рис. 4. Численность исследователей в структуре образовательных организаций высшего образования, относящихся к АЗРФ, за период 2020-2022 гг., чел. (Составлено на основании [38])

Относительно показателей сферы подготовки кадров высшей квалификации в период 2020-2022 гг. выявлены следующие тенденции. Общее количество обучающихся по программам аспирантуры в 2022 году выросло на 7,3 % по отношению к аналогичному показателю в 2021 году и на 1,2 % по отношению к 2020 году и составило 2105 чел. (табл. 6, рис, 5). При этом, показатель числа обучающихся в докторантуре практически не растет. Данный показатель в 2022 г. установился на уровне 2020 г. и составил 64 чел.

Что касается результатов защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, то данные показатели в 2022 г. также демонстрируют резкое снижение по отношению к аналогичным показателям в 2021 г., но остаются выше по отношению к 2020 г.

Численность защитивших кандидатские диссертации в 2022 г. снизилась на 31,9 % по отношению к 2021 г., но возросла на 5,6 % по отношению к данным в 2020 г., и составила 94 чел. Численность защитивших докторские диссертации в 2022 г. снизилась на 28,6 % по отношению к 2021 г., но возросла на 17,6 % по отношению к данным в 2020 г., и составила 20 чел.

Таблица 6. Подготовка научных кадров высшей квалификации в образовательных организациях высшего образования, относящихся к АЗРФ за период 2020–2022 гг., чел. *

Наименование организации Численность аспирантов, чел. Численность докторантов, чел. Численность защитивших кандидатские диссертации, чел. Численность защитивших докторские диссертации, чел.
2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022
МГТУ 88 68 66 0 0 0 3 1 2 0 1 1
СФУ 713 759 768 49 43 48 27 56 27 2 9 5
ЗГУ им. Н.М. Федоровского 34 25 22 0 0 0 0 0 0 0 0 0
МАГУ 58 56 66 0 0 0 0 1 0 2 0 1
САФУ им. М.В. Ломоносова 336 350 364 3 3 2 16 30 21 8 6 2
УГТУ 39 49 89 0 0 0 5 1 0 0 0 1
ПетрГУ 70 82 90 0 0 0 8 4 6 2 2 6
СГУ им. Питирима Сорокина 69 49 61 0 0 0 4 5 0 1 2 0
Арктический государственный институт культуры и искусств 0 0 22 1 0 0 2 0 1 0 0 0
СВФУ им. М.К. Аммосова 358 226 262 9 12 11 9 23 16 1 1 2
СибГУ им. М.Ф. Решетнева 315 297 295 2 5 3 15 17 21 1 7 2
Всего 2080 1961 2105 64 63 64 89 138 94 17 28 20

* Составлено на основании [38]

Рис. 5. Численность обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации и защитивших кандидатские и докторские диссертации за период 2020–2022 гг., чел. (Составлено на основании [38])

В рамках достижения реализации национальных интересов Российской Федерации в Арктике деятельность образовательных организаций высшего образования в сфере исследований и разработок должна быть сориентирована на развитие приоритетных научных направлений арктической тематики.

При общей тенденции роста численности исследователей в возрасте до 39 лет снижается средняя численность исследователей и, как показывается практика наблюдений, снижается также доля исследователей в возрастной группе 40–49 лет, которые преимущественно составляют основу категории молодых руководителей и наставников. Важно проанализировать ситуацию, связанную с данным показателем во всех организациях высшего профессионального образования, относящихся к АЗРФ, чтобы не допускать дисбаланса кадрового состава, поскольку это может негативно влиять на эффективность результатов научных исследований и разработок, в том числе и достижение национальных интересов России в Арктике.

В 2022 г. отмечается увеличение по сравнению с 2021 г. количества разработанных передовых производственных технологий в АЗРФ (на 36,8 %). Доля передовых производственных технологий, разработанных в АЗРФ, в общей численности разработанных в Российской Федерации передовых производственных технологий в 2022 г. по сравнению с 2021 г. возросла с 0,87 % до 0,99 % (рис. 6).

Рис. 6. Динамика разработанных передовых производственных технологий в АЗРФ за 2020-2022 гг. (Составлено на основании [9])

Что касается количества используемых передовых производственных технологий в АЗРФ, то в 2022 г. по сравнению с 2021 г. оно возросло на 3 %, а их доля в общей численности используемых передовых производственных технологий в Российской Федерации несколько снизилась — с 3,38 % до 3,32 %. И в целом на протяжении исследуемого периода она не превышала 3,4 % (рис. 7).

Рис. 7. Динамика используемых передовых производственных технологий в АЗРФ за 2020-2022 гг. (Составлено на основании [9])

Результаты анализа инновационной деятельности в АЗРФ демонстрируют, что в 2022 г. в АЗРФ по сравнению с 2021 г. зафиксирован как рост объема инновационных товаров, работ и услуг на 18,5 % (по сравнению с 2020 г. объем, наоборот, снизился на 4,25 % за счет значительного снижения в 2021 г.), так и рост затрат на инновационную деятельность организаций на 10,46 % (по сравнению с 2020 г. эти затраты возросли на 72,37 %) (рис. 8).

Рис. 8. Динамика объемов инновационной продукции и затрат на инновационную деятельность в АЗРФ за 2020-2022 гг. (Составлено на основании [9])

Что касается доли затрат на инновационную деятельность в АЗРФ в общих затратах на инновационную деятельность по Российской Федерации, то в 2022 г. она составила 0,86 %, что даже немногим меньше, чем в 2021 г. (0,87 %).

ВЫВОДЫ

Вместе с актуализацией политико-экономической обоснованности развития северных территорий Российской Федерации растёт необходимость объективных трендов, складывающихся при развитии АЗРФ. В настоящий момент АЗРФ имеет достаточную базу структурных организаций для уверенного развития. Созданы многочисленные инструменты программного уровня, способствующие реализации задач, поставленных государством. АЗРФ активно участвует в реализации Программы «Развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств»; реализации Программы «Мегагранты»; государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и так далее. В свою очередь, все государственные программы направлены на развитие, в том числе, и основного капитала АЗРФ. При этом можно наблюдать, что инвестиции в разные регионы АЗРФ находятся на разных уровнях, создавая диспропорции. Чукотский автономный округ смог увеличить свой основной капитал более чем на 30 %, тогда как несколько регионов столкнулись с оттоком капитала из региона. Для того чтобы выровнять данную инвестиционную ситуацию, в регионах АЗРФ действует несколько инструментов, в том числе льготный налоговый режим и субсидии на развитие инфраструктуры.

Диспропорциональная ситуация складывается и в сфере реализации НИОКТР. Во-первых, отмечается, что образовательные организации, реализующие НИОКТР, представлены в строгом ранжировании. Во-вторых, внебюджетные средства, привлекаемые в результате реализации НИОКТР, крайне малы относительно государственных инструментов развития.

Наиболее острой темой развития АЗРФ является транспортная инфраструктура. Во многом, именно из-за её неразвитости существует риски снижения темпов развития АЗРФ. Решением данной проблемы должны стать механизмы КНТП, способные сформировать единое транспортное и коммуникационное пространство.

Научно-кадровый состав АЗРФ имеет определённые тенденции, связанные как с общим ростом количества аспирантов, так и со стагнацией количества защищённых докторских работ, что обуславливает необходимость государственной поддержки молодых ученых.

На территории АЗРФ наблюдается рост общего количества разработанных передовых производственных технологий в АЗРФ. Однако, несмотря на то, что наблюдается также и рост показателя «Доля передовых производственных технологий, разработанных в АЗРФ, в общей численности, разработанных в Российской Федерации передовых производственных технологий», можно зафиксировать незначительный рост данного показателя. Территория АЗРФ обладает куда большим потенциалам развития. В случае существенного увеличения количества передовых производственных технологий (более 50-60 %), Арктика сможет раскрыть потенциал развития. Необходимо дальнейшее финансирование НИОКТР с целью активизации и интенсификации реализации проектов, направленных развитие АЗРФ.

REFERENCES

1. Analiticheskiye i statisticheskiye otkrytyye dannyye [Elektronnyy resurs] // Yedinaya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema ucheta nauchno-issledovatel’skikh, opytno-konstruktorskikh i tekhnologicheskikh rabot grazhdanskogo naznacheniya. — Rezhim dostupa: www.rosrid.ru/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

2. Arkticheskiy poyas kak tochka prityazheniya investitsiy [Elektronnyy resurs] // RBK. — Rezhim dostupa: plus.rbc.ru/news/641320d77a8aa9e4a8b06bd5 (data obrashcheniya 29.11.2023).

3. Abituriyentu [Elektronnyy resurs] // FGBOU VO «Ukhtinskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet». — Rezhim dostupa: www.ugtu.net/abitur (data obrashcheniya: 29.11.2023).

4. Abituriyentu [Elektronnyy resurs] // FGAOU VO «Severo-Vostochnyy federal’nyy universitet imeni M.K. Ammosova». — Rezhim dostupa: www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/obshchie-svedeniya/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

5. Bakalavriat i spetsialitet [Elektronnyy resurs] // FGBOU VO «Petrozavodskiy gosudarstvennyy universitet». — Rezhim dostupa: petrsu.ru/page/education/bakalavriat_i_spec (data obrashcheniya: 29.11.2023).

6. Volgin, N. A. Rossiyskaya Arktika: sotsial’no-trudovyye i demograficheskiye osobennosti razvitiya / N. A. Volgin, L. L. Mosina, L. N. Shirokova // Sotsial’no-trudovyye issledovaniya. — 2019. — № 1(34). — S. 117–133.

7. Vyssheye obrazovaniye [Elektronnyy resurs] // MGTU. — Rezhim dostupa: www.mstu.edu.ru/education/high/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

8. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo Rossiyskoy Federatsii po razvitiyu Dal’nego Vostoka. — Rezhim dostupa: minvr.gov.ru/activity/gosprogrammy/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-arkticheskoy-zony/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

9. Dinamika razrabotannykh i ispol’zuyemykh peredovykh proizvodstvennykh tekhnologiy v AZRF za 2020–2022 gg. [Elektronnyy resurs] // Rosstat. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

10. Dokumenty FGBOU VO «MAGU» [Elektronnyy resurs] // MAGU — Rezhim dostupa: www.masu.edu.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

11. Investitsii v nefinansovyye aktivy [Elektronnyy resurs] // Rosstat. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (data obrashcheniya 29.11.2023).

12. Kak Rossiya budet podderzhivat’ chastnyye investitsii v Arktike: novyy podkhod [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnyy ekonomicheskiy forum. — Rezhim dostupa: forumarctica.ru/news/kak-rossija-budet-podderzhivat-chastnye-investitsii-v-arktike-novyj-podhod/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

13. Kazanin, A.G. Analiz kadrovoy obespechennosti i produktivnosti Rossiyskoy nauki ob Arktike i nauki v Arktike v svete sovremennykh vyzovov / A.G. Kazanin // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. — 2019. — № 8. — S. 44–57. — DOI 10.25198/2077-7175-2019-8-44.

14. Kornyakov, K.A. Kadrovyye problemy razvitiya Arktiki / K.A. Kornyakov // Finansy i kredit. — 2018. — T. 24, № 4(772). — S. 929–938. — DOI 10.24891/fc.24.4.929.

15. Kostylev, I.I. Kadrovaya obespechennost’ Arkticheskikh proyektov / I.I. Kostylev // Rossiya v global’nom mire. — 2016. — № 9(32). — S. 55–65.

16. Mit’ko, A.V. Razvitiye kadrovogo potentsiala rossiyskoy Arktiki / A.V. Mit’ko // Delovoy zhurnal Neftegaz.RU. — 2020. — № 11(107). — S. 96–100.

17. Mery podderzhki investorov v Arktike. [Elektronnyy resurs] // Investitsionnyy portal Arkticheskoy zony Rossii. — Rezhim dostupa: investarctic.com/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

18. Novyy universitet: chto nuzhno znat’ [Elektronnyy resurs] // Murmanskiy Arkticheskiy Universitet — Rezhim dostupa: mauniver.ru/abit/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

19. O proyekte. [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnaya Arkticheskaya stantsiya «Snezhinka» — Rezhim dostupa: arctic-mipt.com/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

20. O sukhoputnykh territoriyakh Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02.05.2014 № 296 [Elektronnyy dostup] // Garant.ru. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70547984/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

21. O Strategii razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii i obespecheniya natsional’noy bezopasnosti na period do 2035 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 26.10.2020 № 645 [Elektronnyy dostup] // Garant.ru. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/74810556/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

22. Ob Osnovakh gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v Arktike na period do 2035 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 05.03.2020 № 164 [Elektronnyy dostup] // Garant.ru. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/73706526/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

23. Obuchayushchimsya [Elektronnyy resurs] // FGBOU VO «Zapolyarnyy gosudarstvennyy universitet imeni N. M. Fedorovskogo». — Rezhim dostupa: polaruniversity.ru/obuchayushchimsya/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

24. Obucheniye [Elektronnyy resurs] // FGAOU VO «Severnyy (Arkticheskiy) federal’nyy universitet imeni M. V. Lomonosova». — Rezhim dostupa: narfu.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

25. Obrazovaniye [Elektronnyy resurs] // FGBOU VO «Syktyvkarskiy gosudarstvennyy universitet imeni Pitirima Sorokina». — Rezhim dostupa: www.syktsu.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

26. Osvoyeniye Arktiki: sotsial’nyye aspekty / F.D. Belov, O.V. Zvolinskaya, Ye.A. Gutkovskaya, A.D. Savel’yeva // Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. — 2023. — № 4(60). — S. 143–148.

27. Pervaya sotnya. V Arkticheskoy zone RF realizovano 100 investproyektov. [Elektronnyy resurs] // Investitsionnyy portal Arkticheskoy zony Rossii. — Rezhim dostupa: arctic-russia.ru/project/pervaya-sotnya/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

28. Postupayushchemu [Elektronnyy resurs] // FGBOU VO «Sibirskiy gosudarstvennyy universitet nauki i tekhnologiy imeni akademika M. F. Reshetneva». — Rezhim dostupa: www.sibsau.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

29. Postupayushchemu [Elektronnyy resurs] // FGAOU VO «Sibirskiy federal’nyy universitet». — Rezhim dostupa: www.sfu-kras.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

30. Realizatsiya nauchno-tekhnicheskoy politiki v Rossiyskoy Federatsii: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya / I.Ye. Il’ina, I.V. Bitkina, V.V. Lapochkina [i dr.]. — Moskva : IMG Print, 2022. — 296 s. — ISBN 978-5-6047335-0-9.

31. Sigova, S. V. Kadrovoye obespecheniye prioritetov razvitiya Arkticheskoy zony Rossii — vklad sistemy vysshego obrazovaniya / S.V. Sigova, I.S. Stepus’ // Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. — 2015. — № 5(99). — S. 19–29.

32. Smirnov, A.V. Chelovecheskiy potentsial nauki i obrazovaniya severnykh regionov / A.V. Smirnov // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2015. — № 25(400). — S. 60–72.

33. Stantsiya «Snezhinka»: analog MKS, no za Polyarnym krugom. [Elektronnyy resurs] // Investitsionnyy portal Arkticheskoy zony Rossii. — Rezhim dostupa: arctic-russia.ru/project/stantsiya-snezhinka-analog-mks-no-za-polyarnym-krugom/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

34. Studentam [Elektronnyy resurs] // FGBOU VO «Arkticheskiy gosudarstvennyy institut kul’tury i iskusstv». — Rezhim dostupa: agiki.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2023).

35. Strategiya razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii i obespecheniya natsional’noy bezopasnosti na period do 2035 goda [Elektronnyy resurs] // Sovet Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.scrf.gov.ru/security/economic/Arctic_stratery/ (data obrashcheniya 29.11.2023).

36. Tseli programmy po realizatsii prioriteta NTR «svyazannost’ territorii» [Elektronnyy resurs] // Prioritet nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii «Svyazannost’ territorii». — Rezhim dostupa: area-sntr.ru/#hero (data obrashcheniya 29.11.2023).

37. Tsentry [Elektronnyy resurs] // Nauchno — obrazovatel’nyye tsentry mirovogo urovnya. — Rezhim dostupa: xn--m1acy.xn--p1ai/centers (data obrashcheniya: 29.11.2023).

38. Nauchnyye organizatsii vysshego obrazovaniya, otnosyashchiyesya k AZRF [Elektronnyy resurs] // BD RD NO — Rezhim dostupa: sciencemon.ru/org-info/ (data obrashcheniya: 22.11.2023).

  1. Мурманский арктический государственный университет и Мурманский государственный технический университет объединены в процессе реорганизации в Мурманский арктический университет. Приказ Минобрнауки России № 1321 от 27.12.2022 г.