ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА США И КИТАЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

THE USA AND CHINA TRADE AND ECONOMIC WAR IN THE
GLOBAL SYSTEM OF INTERNATIONAL TRADE

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (68), 2024

Section Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 339.9:339.5

AUTHORS:

Gorda Alexander Sergeevich

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor Department of World Economy,

Institute of economics and management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-3-163-174

PAGES: from 163 to 174

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

international economic conflict, trade and economic war, bilateral trade, global system of international trade, WTO.

ABSTRACT (ENGLISH):

The development of the international trading system has been influenced by the trade and economic war between China and the United States since 2018. To date, this trade and economic war is the largest international economic conflict in the 21st century. The United States and China are superpowers in modern international economic relations, and that is why this confrontation affects the entire international trading system.

Since 2024, this international economic conflict has entered a new phase due to new trade restrictions. The background of the international economic conflict began a long time ago, since the United States and China in their official state programs have long considered each other as strategic competitors in the global economy. In connection with this confrontation between the United States and China, transformations and global integration processes are taking place in the international trading system.

The article examines the essence of a trade war and the categories of a trade and economic war in the theory of international economic relations. The publication covers the international economic conflict between the United States and China, which is defined as a trade war or a trade and economic war. The relevance of the article is due to the fact that the trade and economic war between these two superpowers has been going on for a long time and is moving to a new stage of development and covers an increasing number of countries. The causes of the international economic conflict between the USA and China are substantiated. The influence and consequences of the trade and economic war between the USA and China on bilateral trade between these countries and on the international trade system as a whole are analyzed. The influence of this trade and economic war on the development of world integration processes and the functioning of the WTO is determined.

It is concluded that in the future, other international economic conflicts may arise in the global system of international trade based on trade disputes between other states, which may lead to a revision of the WTO rules and the formation of collisions in the sphere of regulation of international trade.

ВВЕДЕНИЕ

Торгово-экономическая война США и Китая развернулась в 2018 году и стала очень значимым потрясением в современных международных экономических отношениях. В XXI веке еще не было столь крупных международных экономических конфликтов такого масштаба между мощнейшими сверхдержавами в мировой экономической системе. Торгово-экономическая война между США и Китаем в 2024 году всё еще не закончилась и переходит в следующую фазу своего развития. Она изменяет мировую экономику и, в первую очередь, структуру глобальной системы международной торговли и замедляет экономическое развитие Китая и США, темпы роста мировой торговли в целом. В настоящее время очень сложно спрогнозировать четкие сроки окончания этого международного экономического конфликта. Окончательные последствия этой торгово-экономической войны также до конца не могут быть просчитаны. Все больше государств уже включается в торгово-экономическую войну на стороне Китая или США. Как минимум, в ближайшей перспективе глобальная система международной торговли будет продолжать свое существование в условиях торгово-экономического противостояния между США и Китаем, и все другие государства также окажутся под влиянием этого конфликта. Он задает новые тенденции и в развитии международных интеграционных процессов. В итоге эффективность современной системы ВТО уже поставлена под сомнение и находится под угрозой полной ликвидации.

В своих научных трудах такие отечественные ученые как: Кулик В. И., Кулик И. В. [1], Столярова Л. Г., Пшеничная Е. А. [2], Агеева А. Ф. [3], Бугай В. В., Анциферова Е. В. [4], Власов М. М. [5], Гордиенко Д. В. [6], Ломаченко Т. И., Кокодей Т. А., Майданевич Ю. П. [7], Лукьянова А. С. [8], Маглинова Т. Г. [9], Макушкина С. А. [10], Пак С. [11], Погодина А. В., Сагитова В. Р. [12], Юнюшкина А. С., Шаповалова К. А., Каткова Е. Ю. [13]. Исследовали различные теоретические и практические аспекты возникновения и развития торговых войн в целом и торгово-экономического конфликта США и Китая, в частности. В то же время обострение геополитического и геоэкономического противостояния в мире, динамичность развития современной глобальной экономической системы требуют проведения дальнейших исследований теоретических основ торговых войн, динамики их развития, причин и последствий торгового противостояния США и Китая, а также его влияния на мировую экономику.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является изучение предпосылок, факторов и последствий торгово-экономической войны между США и Китаем, определение ее влияния на глобальную систему международной торговли и мировую экономику в целом.

МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

  • исторический метод дедукции с целью изучения предпосылок и условий возникновения и развития торгово-экономической войны США и Китая;
  • методы сравнений и статистического анализа применялись для оценки современных тенденций торгово-экономического противостояния США и Китая;
  • графические методы использованы для визуального отображения материала в виде диаграмм;
  • методы научного абстрагирования и синтеза были использованы при определении ключевых последствий торгово-экономической войны США и Китая, а также для обоснования выводов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Начиная с марта 2018 г. в глобальной системе международной торговли развернулось масштабное противостояние между двумя мощнейшими странами или сверхдержавами в мире — США и Китаем. Это противостояние или международный экономический конфликт между такими сверхдержавами экономисты называют торговой войной или выделяют как торгово-экономическую войну.

В первую очередь, в экономической литературе используется такое понятие как торговая война. Торговая война — торговое соперничество двух или более стран, проводимое с целью захвата зарубежных рынков или предотвращения торговой «оккупации» или экспансии национальной экономики [14].

По направлению действия можно выделить два типа торговых войн: наступательные и оборонительные. В наступательных торговых войнах правительство предпринимает действия к завоеванию рынка либо увеличению собственной доли в прибыли от сбыта продукта [14]. При оборонных торговых войнах государство пытается сохранить свою долю рынка и отвечать на наступательные действия другого государства «симметричными» действиями. К методам оборонной торговой войны относятся:

  • повышение импортных пошлин;
  • снижение импортных квот;
  • введение нетарифных ограничений — барьеров, связанных с усложнением процедуры лицензирования;
  • введение технических барьеров, предусматривающих возникновение сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям [14].

В ретроспективе развития международной экономической системы торговые войны берут начало с конца XIX в. Впервые в истории такие войны начала вести Британская Империя против других стран для достижения экономического первенства в мировой экономике. В свою очередь США уже не в первые в истории международных экономических отношений ведут торговые войны [14]. Но все они по своей специфике и масштабам были именно торговыми войнами потому, что в своё время разворачивались совсем в других условиях. Современный конфликт между такими сверхдержавами значительно большее, чем просто торговая война, ведь мировая экономика имеет тенденцию к повсеместной цифровизации, которая придает новейший импульс развитию мировых рынков и т.д. Использование термина «торгово-экономическая война» более уместно из-за того, что этот международный экономический конфликт будет иметь долгосрочные последствия для мировой экономики в контексте трансформаций и расширения интеграционных процессов в глобальной системе международной торговли.

С нашей точки зрения, представляется возможным предложить несколько определений термина «торгово-экономическая война»:

  1. Торгово-экономическая война — соперничество одного государства с другим или групп государств между собой с целью экономической экспансии рынков одного государства другим государством или группой государств.
  2. Торгово-экономическая война — комплекс протекционистских мер одного государства/групп государств по отношению к другому государству или группам государств с целью недопущения экспансии своих национальных рынков другим государством или группой государств.
  3. Торгово-экономическая война — международный экономический конфликт между государствами или группой государств, включающий в себя меры, направленные на нанесение экономического ущерба другому государству или группе государств в сфере международной торговли и экономики.
  4. Торгово-экономическая война — комплекс протекционистских мер, вводимых одним государством или группой государств по отношению к другому государству или группам государств. Целью этих мер является увеличение экономического доминирования одного государства или групп государств в регионе и/или в мире в международной торговле и сдерживание экономического развития одного государства или групп государств.
  5. Торгово-экономическая война — комплекс экономических инструментов для достижения первенства и доминирующего влияния в геополитической сфере путем введения протекционистских мер одним государством/группой государств по отношению к другому государству/группам государств в международной торговле.

Для более подробного анализа этого масштабного международного экономического конфликта в первую очередь следует изучить предысторию торгово-экономической войны между Китаем и США. Так, в мае 2015 года Государственный Совет Китайской народной республики (КНР) принял программу инновационного развития «Сделано в Китае-2025». В этом документе утверждено, что Китай преследует цель через 10 лет превзойти США по основным направлениям передовых технологий. Программа вступила в силу 1 января 2016 г.

Реализация стратегии «Сделано в Китае — 2025» включает в себя два этапа:

1. В ходе первого этапа планируется повысить качество производства в Китае до стандартов качества производства таких стран как Германия и Япония и продолжить выполнение этого плана в период 2025-2035 гг.

2. Второй этап будет направлен на то, чтобы Китай занимал лидирующие позиции в мировой обрабатывающей промышленности в период 2035-2049 гг. (к 100-летию образования Китайской Народной Республики).

Согласно Стратегии национальной безопасности США от 2017 года, Китай был определен как «стратегический конкурент». Эта стратегия рассматривает растущий экономический и научно-технический потенциал Китая как угрозу доминированию США в мировой экономике и военной сфере.

Далее рассмотрим хронологический порядок развития торгово-экономической войны США и Китая и его последствия для глобальной системы международной торговли. Президент США Д. Трамп в ходе своей предвыборной кампании критиковал американо-китайские двусторонние торговые отношения и отмечал, что экономика США несет большие потери от условий этих двусторонних торговых отношений.

Торгово-экономическая конфронтация началась, когда президент США Д. Трамп 23 января 2018 года ввел 30 % тариф на солнечные панели, импортируемые из Китая. В марте 2018 года по итогам расследования, проведенного торговым представителем США, было установлено, что Китай применяет дискриминационные методы, наносящие вред американской внешней торговле. В связи с этим президент США решил подготовить и обнародовать список товаров, на которые будут повышены пошлины в соответствии с выводами расследования, а также инициировать разбирательство в рамках ВТО по выявленным нарушениям и обсудить меры по ограничениям китайских инвестиций в ключевые сектора экономики США. В апреле 2018 года был представлен список из около 1300 наименований товаров, на ввоз которых из Китая тарифы должны были увеличиться на 25 %. В этот перечень вошли различные позиции — электроника, авиационные запчасти, спутники, медицинское оборудование и прочее. В ответ на это Китай ввел дополнительные пошлины на импортируемые из США мясо, фрукты и другие товары. США подчеркнули, что введение таможенного тарифа было осуществлено для защиты американского производителя и по обвинению Китая в нарушении интеллектуальных прав. Таможенные тарифы продолжало вводить каждое государство по отношению к друг другу в течение полугода после этого события. В итоге, 23 августа 2018 года Китай подал иск в ВТО.

В жалобе Китая в ВТО говорилось, что действия США несовместимы с правилами ВТО, регулирующими торговлю между государствами-участниками организации. В то же время представители США в ВТО заявили, что эти меры касаются вопросов национальной безопасности, которые «не подлежат рассмотрению или разрешению» путем урегулирования споров через ВТО.

В 2019-2020 гг. торгово-экономическая война продолжилась. Несмотря на достигнутое в январе 2020 года соглашение о приостановлении дальнейшего повышения тарифов, увеличение ставок все же осталось в силе. В течение первого года торгово-экономической войны Соединенные Штаты увеличили тарифы на импорт из Китая на сумму около 350 миллиардов долларов. В ответ на это Китай также повысил тарифы на дополнительные 100 миллиардов долларов импорта — такие ответные меры разрешены нормами Всемирной торговой организации. Таким образом, взаимные ограничения на соответствующие группы товаров, вводимые США и Китаем, демонстрируют, что этот международный экономический конфликт является соперничеством двух сверхдержав за доминирование на мировом рынке товаров, услуг, информации, технологий и т.д.

На протяжении почти 60 лет существования ГАТТ его основные принципы запрещали дискриминацию в сфере международной торговли среди стран-участниц. Согласно статье 1 ГАТТ, которая закрепляет режим наибольшего благоприятствования, государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов условия не менее выгодные, чем те, которые предоставляются товарам из любой другой страны. В результате, ни одна страна не имеет права устанавливать специальные торговые преференции для других стран, тем самым осуществляя их дискриминацию. Все участники находятся в равных условиях и получают выгоды от любых мер, направленных на снижение торговых барьеров.

Но современные политико-экономические отношения между такими государствами, как США и Китай, явно противоречат базовым принципам Всемирной торговой организации и более характеризуют такое «сотрудничество», как активное противостояние с применением методов тарифного и нетарифного влияния на другое государство для достижения своих интересов.

В докладе World Economic Situation and Prospects as of mid-2018 Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам от 2018 года было указано, что торгово-экономическая война между США и Китаем создает нестабильность и представляет главную угрозу мировой экономике из-за замедления роста мирового ВВП. Торгово-экономическая война США и Китая представляет угрозу функционирования ВТО. Взаимные ограничения оказывают значительное давление на все рынки, в том числе и сырьевых товаров, поскольку в конфликт вовлечена вся цепочка производства [15].

Для более подробного анализа торгово-экономической войны, с нашей точки зрения, целесообразно изучить особенности развития двусторонней торговли между Китаем и США до начала и после начала противостояния между этими странами. В первую очередь проанализируем показатели динамики экспорта и импорта Китая в США и США в Китай (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Экспорт Китая в США и США в Китай, млрд. долл. США (Составлено на основании [16–19])

Согласно данным рисунка 1 в период с 2012 по 2023 гг. наибольший показатель объёмов экспорта Китая в США был зафиксирован в 2022 году и составил 582,8 млрд. долл. США, наименьший уровень этого показатель был в 2012 году и составил 352,4 млрд. долл. США. Сразу после начала торгово-экономической войны показатель экспорта Китая в США в 2019 году сократился на 14,3 % (или на 60 млрд. долл.) по сравнению с показателями 2018 года и составил 419,3 млн. долл. США против 479,3 млрд. долл. США. в 2018 г.

Анализируя объёмы экспорта США в Китай, следует отметить, что наибольший показатель экспорта был установлен в 2022 году и составил 153,8 млрд. долл. США, наименьший — 106,6 млрд. долл. США в 2019 году, то есть в первый год после начала торгово-экономической войны. Отдельно нужно отметить, что показатели объёмов экспорта Китая в США значительно выше показателей объёмов экспорта США в Китай в течение всего анализируемого периода с 2012 по 2023 гг.

Что касается импорта Китая в США, то, как видно из рисунка 2 наибольшего показателя импорта был в 2021 году и составил 181,1 млрд. долл. США, наименьший — 123,8 млрд. долл. США в 2019 году, то есть в первый год после начала торгово-экономической войны.

Рис. 2. Импорт Китая из США и США из Китая, млрд. долл. США (Составлено на основании [18-21])

Изучая объёмы импорта США в Китай, следует отметить, что наибольший показатель импорта был зафиксирован в 2022 году и составил 575,7 млрд. долл. США, наименьший — 444,4 млрд. долл. США в 2012 году. Также следует отметить, что показатели объёмов импорта китайских товаров в США существенно выше в течение 2012-2023 гг. чем объём импорта американских товаров в Китай за этот же период.

Таким образом, сальдо торгового баланса США с Китаем является отрицательным и это означает, что импорт Китая в США преобладает над экспортом. Также в этой связи происходило значительное увеличение притока иностранной валюты в Китай. То есть, за все проанализированное время в период с 2012 по 2023 гг. в двусторонней торговле между США и Китаем имеется большой торговый дефицит в пользу Китая.

Согласно вышеуказанным данным, можно заключить, что двусторонний торговый оборот уменьшился в 2018-2019 гг. после начала торгово-экономической войны. Прослеживается уже длительная тенденция в американо-китайских двусторонних торговых отношениях: Китай имеет положительное торговое сальдо в торговле с США, а США в торговле с Китаем — негативное. Таким образом, Китай получает значительно больше выгоды в двусторонних торговых отношениях с США даже в условиях торгово-экономической войны.

В результате торгово-экономической войны в 2018-2019 гг. США снизили около 18 % импорта своей страны, что эквивалентно 2,6 % ВВП страны; ответные меры Китая уменьшили 11 % его импорта, что эквивалентно 3,6 % его ВВП. Тарифы были введены во многих отраслях индустрии обеих государств. США повысили стоимость двух третей всех товаров, облагаемых пошлинами [22].

Однако после подписания соглашения о прекращении дальнейшей эскалации тарифов в 2020 году в период пандемии COVID-19 двусторонние торговые отношения имели тенденцию к улучшению, то есть экспорт и импорт между этими сверхдержавами увеличивался, но в 2023 г. ситуация кардинально изменилась и объёмы взаимной торговли вновь существенно снизились.

Однако, несмотря на торгово-экономическую войну между США и Китаем, эти сверхдержавы продолжали развивать свои двусторонние торговые отношения. Это объясняется тем, что США и Китай не могут прервать двусторонние торговые отношения между собой потому, что речь идет о большом обороте товаров в глобальной системе международной торговли. Если эти двусторонние торговые отношения остановятся, то в глобальной системе международной торговли возникнет коллапс из-за внутреннего перенасыщения рынков товаров в США и Китае. Соответственно, в международных экономических отношениях этот коллапс приведет к масштабному экономическому кризису и существенному спаду мировой экономики. Это означает большие колебания цен на товары и услуги в глобальной системе международной торговли. Поэтому в сдерживании этого международного экономического конфликта есть заинтересованность обеих сторон, чтобы окончательно не навредить всей системе в целом. Торгово-экономическая война будет вестись на тех рынках товаров, где Китай и США стремятся достичь первенства, обогнать друг друга в сфере торговли и получить геополитическое первенство в мире путем введения экономических мер по отношению друг к другу.

Торгово-экономическая война между США и Китаем повлияла и на экономику других стран. Многие государства увеличили экспорт в США товаров, на которые для Китая были введены повышенные тарифы — это было ожидаемо в связи с диверсификацией торговли. Экспортеры также увеличили свои поставки в другие страны, в то время как их экспорт в Китай практически не пострадал от этой войны [22].

Некоторые страны заменяли китайский экспорт, в то время как другие страны могли только его дополнять. Такие страны как Вьетнам, Таиланд, Корея, Мексика получили наибольшие выгоды на глобальных рынках тех продуктов, торговля которыми между США и Китаем сократилась. В нескольких странах — Израиле, Египте, Колумбии и Ирландии — наблюдалось относительное снижение экспорта товаров целевой группы. Еще в двух странах — Дании и Греции — изменений не произошло [22].

В настоящее время торгово-экономическая война между США и Китаем продолжается. Так, Национальная оборонная стратегия США 2022 года подтверждает основное заключение Национальной оборонной стратегии США от 2018 года — определяющим фактором влияния на политику национальной безопасности США будет стратегическое межгосударственное противостояние этих стран. Именно эта стратегия определяет Китай как системный вызов США.

Этот международный экономический конфликт может привести к тому, что Китай и США создадут две крупные интеграционные коалиции (или блоки) в глобальной системе международной торговли. Могут появиться региональные группировки, где главной страной будут США и другие оппозиционные региональные группировки, где Китай будет занимать место лидера. Все остальные страны будут вступать в ту или иную группировку вокруг этих государств для того, чтобы получать выгоды и преференции в международной торговле, поскольку Китай и США имеют достаточно большие рынки сбыта. Таким образом, глобальная система международной торговли может поделиться на два крупных торговых блока (или региональные группировки) — американский и китайский. Поэтому система глобальной торговли претерпевает большие трансформации из-за изменений в мировых интеграционных процессах.

Китай уже начал создавать такой торговый блок. Так, с 1 января 2022 года вступил в силу договор о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) (англ. Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) Сначала к этому региональному соглашению примкнули десять государств: Австралия, Бруней, Камбоджа, Китай, Япония, Лаос, Новая Зеландия, Сингапур, Тайланд и Вьетнам. Затем к ВРЭП присоединились Республика Корея 1 февраля 2022 года, Малайзия — 1 марта 2022 года, Индонезия — 2 января 2023 года и Филиппины — 2 июня 2023 года. ВРЭП является самой крупной в мире зоной свободной торговли по совокупному размеру ВВП. Соглашение о всестороннем региональном экономическом партнерстве между 14 государствами в совокупности составляет 30 % мировой экономики [23].

Следует акцентировать внимание на том, что за свою современную историю КНР не подписывала многосторонние торговые соглашения, и тем более с Японией. Но в современных условия обострения геоэкономического и геополитического соперничества руководство Китая пошло на такой шаг. Данное соглашение предоставит азиатским торговым партнерам возможность доступа к рынкам друг друга и снизит таможенные пошлины на товары, что поспособствует ускорению экономического развития и улучшению качества жизни, особенно в наиболее бедных странах региона. Тем не менее, ВРЭП пока не сможет соперничать с другими крупными зонами свободной торговли в глобальной экономике, такими как НАФТА, которая претерпела значительные изменения в 2020 году, и Европейским Союзом [23].

1 июля 2020 года вступило в силу новое Соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (USMCA), заменившее соглашение NAFTA, подписанное в 1994 году. Нововведения касаются интеллектуальной собственности, торговли автомобилями, сельскохозяйственными и цифровыми товарами, а также охраны окружающей среды и трудовых отношений. Главные цели нового соглашения для США заключаются в уменьшении торгового дефицита и создании новых рабочих мест в стране. В частности, согласно достигнутой договоренности, Канада согласилась на более свободный доступ к своим внутренним рынкам для сельскохозяйственной продукции американского производства. Также новшества коснулись сферы металлургии. В рамках трехсторонней торговли между участниками в зоне свободной торговли USMCA, как минимум 70 % всех используемых в автомобилестроении стали, алюминия и стекла должно быть произведено в Северной Америке. Кроме того, доля американского производства в общем количестве комплектующих для автомобилей должна составлять не менее 75 % (в NAFTA этот минимум был равен 62,5 %). Квоты на производство автомобилей в Канаде и Мексике значительно увеличились — с 1,8 миллиона до 2,6 миллиона единиц в год [24].

В марте 2023 года Япония объявила о введении ограничений на экспорт 23 видов полупроводникового оборудования, синхронизировав свои действия с аналогичными мерами США против Китая. Эти ограничения вступили в силу в июле 2023 года в рамках трехстороннего соглашения Японии с США и Нидерландами, что существенно снизило возможности Китая по импорту оборудования для производства современных полупроводников.

Таким образом, к торгово-экономической войне Китая и США стали присоединяться другие государства. Они, безусловно, не являются полноценными участниками международного экономического конфликта, но Япония входит в общую зону свободной торговли ВРЭП с Китаем и все же вводит ограничения по отношению к государству-партнеру. Другими словами, начиная с 2023 года торгово-экономический конфликт между США и Китаем расширился и это может осложнить торговые отношения внутри зоны свободной торговли не только между Китаем и Японией, но и между другими государствами-участниками ВРЭП. Это может поставить под угрозу существование межгосударственных торговых связей внутри этой зоны свободной торговли. Япония поддерживает США в торгово-экономическом конфликте. И это также демонстрирует, что внутри этого интеграционного объединения, несмотря на намерения государств иметь преференции в международной торговле между собой, существуют противоречия и большая конкуренция между государствами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Одним из результатов этих процессов стало замедление темпов роста международного рынка высокотехнологичного оборудования. Как известно, в США, Нидерландах и Японии расположены важнейшие компании, производящие оборудование для производства микросхем, например, японская Tokyo Electron Ltd. и американская Applied Materials Inc. Кроме того, можно прогнозировать, что из-за нестабильных торговых отношений между США и Китаем крупные технологические компании будут вынуждены перенести часть своего производства из Китая в другие страны Азии. Это означает, что другие страны Азии получат существенные выгоды от торгово-экономической войны между США и Китаем, например, за счет создания новых рабочих мест на своих рынках труда.

В августе 2023 года президент США Дж. Байден подписал указ, ограничивающий американские инвестиции в высокотехнологичные отрасли Китая. Он затрагивает сектора разработки полупроводников, микроэлектроники, квантовых технологий и искусственного интеллекта. Компании должны сообщать о таких инвестициях, а некоторые из этих инвестиций будут запрещены.

В мае 2024 г. стало известно, что начинается новый этап торгово-экономической войны между США и Китаем. США и Евросоюз считают, что их «зеленые отрасли» оказались под угрозой из-за политики субсидирования в Китае, и поэтому они предупредили, что отреагируют ограничением импорта. Китай, в свою очередь, подал жалобу в ВТО на дискриминационные меры против китайской продукции в климатическом законе, подписанном президентом США Джо Байденом: «О снижении инфляции». В настоящее время Китай занимается масштабной государственной поддержкой производства солнечных панелей, электромобилей и аккумуляторов, производя около 80 % солнечных панелей, 60 % ветряных турбин и 60 % электромобилей и аккумуляторов в мире.

ВЫВОДЫ

Одним из результатов торгово-экономической войны США и Китая стало замедление темпов роста мировой экономики начиная с 2018-2019 гг. Также значительным потрясением мировой экономики в 2020 году стала пандемия COVID-19. Поэтому, с нашей точки зрения, торгово-экономическую войну и пандемию COVID-19 можно отнести к основным факторам нестабильности глобальной системы международной торговли. На современном этапе развития глобальная система международной торговли претерпевает существенные трансформации не только из-за структурных изменений на рынках сбыта, но и вследствие усиления интеграционных процессов, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как известно, государства этого региона и так являются участниками многих интеграционных объединений. Но именно торгово-экономическая война между США и Китаем будет способствовать еще большему углублению интеграционных процессов в этом регионе.

Однако торгово-экономическая война продемонстрировала, что внутри интеграционных группировок Азии тоже могут быть противоречия. Япония совместно с Нидерландами ввела против Китая ограничительные меры. То есть, учитывая, что Япония с Китаем и другими государствами входит в зону свободной торговли ВРЭП, можно сделать вывод, что внутри этой зоны свободной торговли еще не сформированы тесные и прочные торговые связи между странами. И все же усиление интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет являться одной из основных тенденций в международных экономических отношениях в ближайшие десятилетия из-за того, что государства в этом регионе уже давно встали на путь интеграции и усилилось их стремление объединиться для обеспечения более выгодных условий многосторонней торговли.

Интеграционные процессы также углубляются и в Северной Америке. В условиях торгово-экономической войны между США и Китаем зона свободной торговли НАФТА претерпела значительные трансформации и получила другое название — USMCA. Торгово-экономическая война между США и Китаем продолжается. Наблюдается существенная географическая переориентация высокотехнологичных мировых рынков на другие страны Азии. США в силу применения своих протекционистских мер несут существенные затраты в рамках этого масштабного международного экономического конфликта. В торгово-экономической войне Китая и США уже участвуют не только другие страны, но и такие интеграционные группировки, как ЕС, стремящиеся снизить экономическое развитие Китая и уменьшить его долю и влияние в глобальной системе международной торговли.

В случае, если протекционистские меры США по отношению к Китаю будут усиливаться в ближайшие годы, то глобальная система международной торговли может не только разделиться на два торговых блока или группировки (коалиции), но и еще большие изменения претерпит вся структура этой системы. Это означает, что определённые группы товаров больше не будут поставляться в США или Китай, а будут переориентированы на другие рынки сбыта.

Также следует отметить, что торгово-экономическая война между США и Китаем представляет собой беспрецедентный случай в международных экономических отношениях. Но это означает, что в будущем в глобальной системе международной торговли могут возникнуть и другие международные экономические конфликты на основе торговых споров между другими государствами, что может привести к пересмотру правил ВТО и образованию коллизий в сфере регулирования международной торговли. На сегодняшний день для такой организации как ВТО торгово-экономическая война США и Китая наибольший и опасный вызов.

Именно поэтому торгово-экономическую войну между США и Китаем необходимо досконально исследовать для прогнозирования перспектив развития глобальной системы международной торговли и интеграционных процессов в мире, а также перспектив функционирования ВТО и других международных экономических организаций.

REFERENCES

1. Kulik, V. I. Labour and Kapital: Trade War Between America and China / V. I. Kulik, I. V. Kulik // Yevraziyskiy soyuz uchenykh. — 2020. — No. 12-7(81). — P. 34-38.

2. Stolyarova, L. G. A trade war between the US and China and its / L. G. Stolyarova, E. A. Pshenichnaya // Vestnik Tul’skogo filiala Finuniversiteta. — 2021. — No. 1. — P. 301-303.

3. Ageyeva, A. F. Torgovaya voyna i sanktsii: posledstviya dlya rossiyskoy i yevropeyskoy ekonomik / A. F. Ageyeva // Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. — 2023. — T. 1, № 1(133). — S. 49-58.

4. Bugay, V. V. Torgovaya voyna SSHA i Kitaya: posledstviya dlya mirovoy ekonomiki / V. V. Bugay, Ye. V. Antsiferova // Auditorskiye vedomosti. — 2023. — № 3. — S. 246-249.

5. Vlasov, M. M. Torgovaya voyna mezhdu SSHA i Kitayem kak ugroza politicheskoy stabil’nosti v 21 veke / M. M. Vlasov // Naukosfera. — 2021. — № 5-2. — S. 58-61.

6. Gordiyenko, D. V. Torgovaya voyna i sanktsionnaya bor’ba SSHA i KNR / D. V. Gordiyenko // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta MFYUA. — 2021. — № 1. — S. 68-88.

7. Lomachenko, T. I. Identifikatsiya patternov global’nykh finansovo-ekonomicheskikh krizisov / T. I. Lomachenko, T. A. Kokodey, Yu. P. Maydanevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1(50). — S. 23-30.

8. Luk’yanova, A. S. Torgovaya voyna Kitaya i SSHA v aspekte sanktsionnoy politiki protiv Rossii / A. S. Luk’yanova // Uchet i kontrol’. — 2022. — № 6. — S. 11-16.

9. Maglinova, T. G. Torgovaya voyna SSHA i Kitaya: Ekonomicheskiye prichiny i posledstviya / T. G. Maglinova // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2021. — № 8(78). — S. 123-126.

10. Makushkina, S. A. Mezhdunarodnaya torgovaya voyna SSHA i KNR v bor’be za mirovoye torgovoye gospodstvo / S. A. Makushkina // Aktual’nyye issledovaniya. — 2021. — № 16(43). — S. 106-109.

11. Pak, S. Torgovaya voyna Kitaya i SSHA: chto budet s kitayskoy ekonomikoy? / S. Pak // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika. — 2020. — T. 15, № 2. — S. 213-235.

12. Pogodina, A. V. Torgovaya voyna mezhdu Kitayem i SSHA: prichiny, posledsviya, dal’neysheye razvitiye / A. V. Pogodina, V. R. Sagitova // Kazanskiy vestnik molodykh uchonykh. — 2023. — T. 7, № 2. — S. 73-86.

13. Yunyushkina, A. S. Torgovaya voyna SSHA s Kitayem kak popytka vernut’ global’noye liderstvo / A. S. Yunyushkina, K. A. Shapovalova, Ye. YU. Katkova // Mezhdunarodnyye otnosheniya. — 2021. — № 2. — S. 55-68.

14. Korstiens J. Trade Wars / J. Korstiens, M. Korstiens. — 2005. — 464 p.

15. World Economic Situation and Prospects as of mid-2018. (United Nations publication, Sales No. E.18.II.C.2) 187 pp. — URL: www.un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-2018/ (date of the application: 14.08-16.08.2024).

16. World integrated trade solutions (2024), «China Exports by country and region in US$ Thousand 1992-2021». — URL: wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CHN/StartYear/1992/EndYear/2021/TradeFlow/Export/Partner/ALL/Indicator/XPRT-TRD-VL (date of the application: 14.08-16.08.2024).

17. World integrated trade solutions (2024), «United States Exports by country and region in US$ Thousand (1992-2021)». — URL: wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/USA/StartYear/1992/EndYear/2021/TradeFlow/Export/Partner/ALL/Indicator/XPRT-TRD-VL (date of the application: 14.08-16.08.2024).

18. Godovaya statistika mezhdunarodnoy torgovli tovarami (HS). «Kitay: import i eksport v SSHA». — URL: trendeconomy.ru/data/h2?commodity=TOTAL&reporter=China&trade_flow=Export,Import&partner=UnitedStatesOfAmerica&indicator=TV,YoY&time_period=2012,2013,2014,2015,2016,2017,2018,2019,2020,2021,2022,2023 (data obrashcheniya: 14.08-16.08.2024).

19. Godovaya statistika mezhdunarodnoy torgovli tovarami (HS). «SSHA: import i eksport v Kitay». — URL: trendeconomy.ru/data/h2?commodity=TOTAL&reporter=UnitedStatesOfAmerica&trade_flow=Export,Import&partner=China&indicator=TV,YoY&time_period=2012,2013,2014,2015,2016,2017,2018,2019,2020,2021,2022,2023 (data obrashcheniya: 14.08-16.08.2024).

20. World integrated trade solution (2024), «China Imports by country and region in US$ Thousand (1992-2021)». — URL: wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CHN/StartYear/1992/EndYear/2021/TradeFlow/Import/Partner/ALL/Indicator/MPRT-TRD-VL (date of the application: 14.08-16.08.2024).

21. World integrated trade solutions (2024), «United States Imports by country and region in US$ Thousand» (1992-2021). — URL: wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/USA/StartYear/1992/EndYear/2021/TradeFlow/Import/Partner/ALL/Indicator/MPRT-TRD-VL (date of the application: 14.08-16.08.2024).

22. VoxEu (2023), «The bystander effect of the US-China trade war». — URL: cepr.org/voxeu/columns/bystander-effect-us-china-trade-war (date of the application: 14.08-16.08.2024).

23. Australian Government of Foreign Affairs and Trade (2022), «Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement (RCEP)». — URL: www.dfat.gov.au/trade/agreements/in-force/rcep (date of the application: 14.08-16.08.2024).

24. Office of the United States Trade Representative (2022) «United States-Mexico-Canada Agreement)». — URL: ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement (date of the application: 14.08-16.08.2024).