APPLICATION OF FINANCIAL METHODS AND DIGITAL FINANCIAL TECHNOLOGIES IN ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ И ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 2 (67), 2024
Section Finance
Publication text (PDF): Download
UDK: 336
AUTHORS:
Vorobyova Elena Ivanovna,
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-2-34-44
PAGES: from 34 to 44
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
Keywords:
anti-corruption activities, types of corruption, financial methods, digital financial technologies.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article examines the essence of corruption as a dangerous social phenomenon, its types and negative impact on the socio-economic system of the state. The author defines the directions of effective application of financial methods and digital financial technologies not only to identify corruption crimes, but also, more importantly, to eliminate the possibility of committing corrupt acts. Strengthening control over the movement of budget funds, using, in particular, the form of a digital ruble, automatic blocking of improper use of state financial resources, identifying the main ways of concealing income from corrupt activities will contribute to the creation of an effective system of financial security and social protection of citizens of the Russian Federation.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема коррупции рассматривается не только на уровне национальных социально-экономических систем, но и как транснациональное явление негативного характера, представляющее собой глобальную опасность. Международное сотрудничество осуществляется согласно Конвенция ООН против коррупции (2003 год, ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году), в которой подробно определяются направления взаимной правовой помощи в расследовании преступлений коррупционного характера. Совместные действия правовых органов различных стран, безусловно, способствуют более эффективному расследованию коррупционных преступлений, так как приостановление сомнительных финансовых операций, арест и конфискация денежных средств, в том числе вывезенных за рубеж, выдача лиц, совершивших коррупционные действия, значительно снижают возможности сокрытия нелегальных доходов и обеспечивают справедливое наказание лиц, виновных в коррупционной деятельности.
Однако, в разных странах коррупции свойственны не только общие черты и закономерности проявления, но и национальные особенности, которые вызывают необходимость специальных подходов в антикоррупционной деятельности.
Исследованием коррупции как сложного социально-экономического явления, представляющего угрозу для мирового сообщества, занимались многие учёные, такие как Э. С. Айрапетян [1] М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, В. Н. Сидоренко [4], Е. А. Жуков [5], Е. Ю. Какутич, В. В. Побирченко, Е. А. Шутаева [6], А. И. Мелешкина [8], Е. А. Музалевская [9] Е. Е. Новичкова [10], Ш. У. Ниязбекова, О. В. Назаренко, К. Г. Буневич, О. С. Иванова [12], В. П. Пугачев [13], В. В. Шальнева, О. Г. Блажевич [14], но направление противодействия коррупции с применением финансовых методов в современных условиях становится наиболее важным.
Коррупция (от лат. сorruptio-порча, подкуп, растление) -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг [11].
Это наиболее точное определение сущности коррупции, в котором основой является правовая оценка коррупционных действий. Однако для противодействия этому негативному явлению необходимо определить причины коррупции, мотивацию преступников, способы сокрытия доходов от коррупционной деятельности и создать систему защиты, в том числе. используя финансовые методы и цифровые технологии.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является исследование сущности коррупции, причин её возникновения и определение возможности противодействия коррупционным действиям. применяя финансовые методы и цифровые технологии.
МЕТОДЫ
В научном исследовании применялись следующие методы:
Метод дедукции применялся с целью исследования сущности коррупции, её видов, формирования системы противодействия коррупционной деятельности с использованием финансовых методов и цифровых технологий.
Метод анализа — для проведения оценки динамики коррупционных преступлений на основе цифрового материала.
Метод сравнения — для оценки степени опасности рисков, генерируемых различными видами коррупции.
Метод синтеза — для обобщения результатов исследования и разработки рекомендаций по формированию системы противодействия коррупции с применением финансовых методов и цифровых технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Эффективное противодействие коррупции предполагает выполнение государством обязательств перед международными организациями, которые разрабатывают основные направления антикоррупционной деятельности и определяют способы выявления нелегальных финансовых потоков, и создание национальной системы противодействия коррупции с учётом состояния внутреннего рынка, правосознания граждан, действенности законодательства в стране, степени развития гражданских институтов, уровня социальной защищённости населения.
Рассмотрим наиболее распространённые причины, способствующие проявлению коррупционных действий:
1. Недостаточное применение рыночных механизмов в регулировании экономических процессов. В государствах с развитой рыночной экономикой, где обеспечена добросовестная конкуренция, соблюдается антимонопольное законодательство, как правило, низкий уровень коррупции.
2. Неэффективное антикоррупционное законодательство, в котором либо отсутствует определённость в создании системы контроля над движением финансовых потоков, особенно бюджетных средств, либо наказание за коррупционные преступления незначительно по сравнению с материальной выгодой коррупционеров.
3. Низкий уровень правосознания граждан и, соответственно, толерантное отношение населения к проявлениям коррупции. Эта причина в значительной степени вызвана предыдущими причинами, так как если недостаточно работают рыночные механизмы и государство не обеспечивает защиту от коррупции, то население также начинает использовать коррупционные методы получения различных выгод.
4. Наличие у должностного лица выбора предоставления населению каких-либо благ, либо возможности решения каких-либо социальных проблем без чётко определённых государством критериев для принятия решений уполномоченным лицом.
5. Недостаточный уровень цифровизации социально-экономической системы государства. Цифровизация исключает негативные проявления человеческого фактора. В частности, используя цифровые технологии, можно не только заказать необходимые государственные услуги, но и получить полную информацию о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях должностных лиц, к которым граждане планируют обратиться со своими вопросами. Наиболее высокие эффекты цифровизация обеспечивает в финансовой сфере. Цифровые финансовые технологии позволяют контролировать денежные потоки и способствуют выявлению незаконного обогащения коррупционеров. Кроме того, с помощью цифровизации можно создать системы блокирования нецелевого использования бюджетных средств, программы, определяющие поступления на счета чиновников крупных сумм денег из неофициальных источников, использовать информационные технологии, в частности, Big data, чтобы определять закономерности в финансовых процессах, выявляя системность в нарушениях, осуществлять анализ ценовой политики в государственных закупках и т. д. [1, 10].
С целью наиболее результативного противодействия коррупции рассматриваются её различные виды и, соответственно, выбираются как общие методы, снижающие в целом возможности коррупционных преступлений, так и частные, устраняющие потенциальные источники коррупции.
Рассмотрим следующую классификацию видов коррупции (табл. 1).
Таблица 1. Классификация коррупции *
Классификационный признак | Вид коррупции |
I. В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребление служебным положением | 1. Государственная коррупция (коррупция госчиновников).2. Политическая коррупция.
3. Коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм). |
II. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося инициатором коррупционных отношений | 1. Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица.2. Подкуп по инициативе просителя. |
III. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем | 1. Индивидуальная взятка (со стороны гражданина).2. Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы). |
IV. В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции | 1. Денежная взятка.2. Обмен услугами (патронаж, непотизм). |
V. В зависимости от степени централизации коррупционных отношений | 1. Децентрализованная (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе).2. Централизованная коррупция «снизу-вверх».
3. Централизованная коррупция «сверху-вниз». |
VI. В зависимости от уровня распределения коррупционных отношений | 1. Низовая коррупция (в низших и средних уровнях власти).2. Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков).
3. Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений). |
VII.В зависимости от регулярности коррупционных связей | 1. Эпизодическая коррупция.2. Систематическая коррупция (институциональная). |
* Составлено на основании [9]
I. В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребление служебным положением:
1. Государственная коррупция (коррупция госчиновников) — один из наиболее опасных видов коррупции. Органы государственной власти, обязанностями которых являются формирование и реализация экономической и социальной политики, утверждение законов и мониторинг соблюдения прав граждан, в случае использования своего служебного положения в целях получения личной выгоды, не только незаконно обогащаются, но и нарушают общую структуру эффективного функционирования социально-экономической системы государства. Утверждение законов либо с нечёткими формулировками, либо с большим количеством бюрократических ограничений не позволяет развиваться в достаточной степени предпринимательской деятельности, повышать уровень доходности инвестирования как в реальном, так и финансовом сегментах рыночной системы, соблюдать в полной мере социальные права граждан.
2. Политическая коррупция –это вид коррупции, который тоже в значительной степени связан со злоупотреблением государственными полномочиями. Однако сложность выявления фактов политической коррупции состоит в том, коррупция данного вида не всегда предполагает получение прямой имущественной выгоды. Политические партии или политические деятели, предполагая в последующем периоде получение благодарности от заинтересованных лиц, предлагают законопроекты, поправки к законам, которые обеспечивают более выгодные условия для определённых групп, что нарушает принцип равноправия и не обеспечивает добросовестности в конкуренции. Такой вид коррупции ещё называют «коррупция услугами» либо «лоббирование интересов», например, бизнес-структур в получении государственных заказов. К политической коррупции относятся незаконное финансирование избирательных кампаний, продвижение во властные структуры лиц, которые по объективным показателям не соответствуют критериям для назначения на руководящие должности.
3. Коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм) — это вид коррупции, когда выгодоприобретателем в результате коррупционных деяний становится топ-менеджер.
Менеджер, осуществляющий управленческие функции, имеет возможность не только регулировать карьерный рост сотрудников организации, но и влиять на стратегию и тактику компании. В случае получения менеджером коррупционной выгоды основным направлением его деятельности становится не успешность компании, которая возможна только при объективном подборе высококвалифицированного персонала, заключении договоров с надёжными партнёрами на выгодных для предприятия условиях, не высокое качество произведённых товаров и предлагаемых услуг, а удовлетворение личных потребностей менеджеров и поиск способов для сокрытия коррупционных доходов. Коммерческая коррупция, безусловно, опасна для внутренней среды организации, так как снижает эффективность её деятельности, но не менее серьёзную опасность коммерческая коррупция представляет для государства. Аккумулируя значительные коррупционные средства, недобросовестные менеджеры получают возможность подкупа государственных служащих, осуществляющих финансовый контроль над предпринимательской деятельностью, проверяющих качество товаров и услуг, законность ведения предпринимательской деятельности в целом. Вовлечение государственных органов власти в коррупционную деятельность коммерческими компаниями называют деловой коррупцией, во многих случаях характеризуя её как разновидность коммерческой коррупции.
II. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося инициатором коррупционных отношений.
- Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица
В данном случае обоснованность обвинения подтверждается либо установлением факта угроз должностного лица в адрес просителя удовлетворить его законные требования, либо создание должностным лицом препятствий законной предпринимательской деятельности (вымогательство ст.163 УК РФ.).
- Подкуп по инициативе просителя.
Выясняются мотивы взяткодателя. Если проситель не имел законного права на получения каких-либо выгод, ведения предпринимательской деятельности, но стремился получить их с использованием коррупционных отношений, то это однозначно коррупционное преступление (получение и дача взятки ст.290-291 УК РФ).
III. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем.
- Индивидуальная взятка (со стороны гражданина).
Выясняются мотивы взяткодателя, устанавливается степень его вины, определяются возможности профилактики таких преступлений.
- Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы).
Необходимо не только установить факт дачи взятки, но и определить возможность устранения источника получения коррупционной выгоды от действий должностного лица.
IV. В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции.
- Денежная взятка.
Обычно используется наличная форма денежной взятки, так как проследить поступление безналичных денежных средств при проверке счетов лиц, подозреваемых в коррупционных действиях, достаточно просто. У государственных служащих в профилактических целях проверка личных счетов и собственности проводится систематически.
- Обмен услугами (патронаж, непотизм).
Коррупционный патронаж (протекционизм) представляет собой влиятельную поддержку, покровительство бизнесу, друзьям, родственникам, заинтересованным лицам. Например, в коррупционном патронаже бизнеса в настоящее время часто используется возможность различного применения законов, селективное правосудие и вольность интерпретации норм закона.
Непотизм (от лат. nepos, nepotism-внук, племянник) -это предоставление должностей для своих родственников, друзей, близкого круга знакомых без учёта их образования, квалификации, деловых качеств, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей.
Этот вид коррупции следует классифицировать как наиболее опасный и сложно определяемый. Коррупционный патронаж и непотизм являются составляющими кадровой коррупции, на основе которой создаётся преступная структура коррупционной деятельности системного характера. Коррупционеры, незаконно получившие доступ к финансовым ресурсам, особенно к государственным бюджетным средствам, используют их в целях личной выгоды и выгоды тех лиц, которые способствовали их продвижению по карьерной лестнице. Сложность выявления такого вида коррупции заключается в том, что создается организованная коррупционная система, в которой действует механизм сокрытия нелегальных доходов, а также применяются различные способы обмана органов контроля.
Следует отметить, что в последнее время противодействию этому виду коррупции Президент и Правительство Российской Федерации оказывают особое внимание. Ряд прокурорских проверок в отношении использования бюджетных средств привели к возбуждению уголовных дел против отдельных должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, против глав регионов, в деятельности которых были выявлены действия коррупционного характера. Финансисты, имеющие опыт антикоррупционной деятельности, определили схемы нецелевого использования государственных средств и, учитывая важность обеспечения финансовой безопасности государства, предложили финансовые методы, блокирующие возможность незаконного использования бюджетных ресурсов. В частности, было предложено использование цифрового рубля как новой формы национальной валюты. Цифровой рубль может использоваться как инструмент противодействия теневой экономики, так как имеет определённый код, позволяющий контролировать его движение, и не может является инструментом накопления, так как на цифровой рубль не начисляются проценты.
V. В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:
1. Децентрализованная (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе).
Степень опасности такого вида коррупции определяется целями коррупционных действий и стоимостью взятки и, безусловно, вызывает необходимость проведения антикоррупционных мероприятий соответствующего характера. Если коррупционные действия отдельного гражданина связаны с дачей либо получением средств небольших сумм (например, от 3000до 5000 рублей), и мотивация связана с желанием получения услуги или льготы, которые ему положены на законных основаниях, но право их получения замедляется из-за бюрократических ограничений, то необходимо, с одной стороны, более оперативно ответственным лицам выполнять свои обязанности, в частности, используя цифровые технологии, а, с другой стороны, повышать правовую и финансовую грамотность населения, объясняя, как можно решить свои проблемы законным способом и, что любые коррупционные действия негативно отражаются на социально-экономической системе. В случае, когда взяткодатель предлагает крупную сумму (иногда несколько миллионов рублей) за руководящую должность в министерствах и ведомствах, то необходимо проводить тщательное расследование с выяснением причин таких преступных действий;
2. Централизованная коррупция «снизу-вверх».
Такой вид коррупции опасен тем, что создаёт организованную преступную схему регулярного сбора денежных средств нижестоящими чиновниками, которые делят их между собой и частично передают вышестоящим чиновникам. В обмен на незаконное обогащение вышестоящие чиновники не только «не замечают» неэффективной работы подчинённых, но сами препятствуют созданию рациональной организации распределения и использования финансовых ресурсов.
3. Централизованная коррупция «сверху-вниз».
Этот вид коррупции тоже опасен, как и предыдущий, организованностью и системностью. Разница состоит только в том, что вышестоящие чиновники и руководители, принимая коррупционные средства, часть передают подчинённым за действия либо бездействие, способствующие сокрытию коррупционных отношений.
VI. В зависимости от уровня распределения коррупционных отношений:
- Низовая коррупция (в низших и средних уровнях власти).
Этот вид коррупции возможен при недостаточно развитой системе контроля со стороны вышестоящих организаций. Устранение низовой коррупции можно обеспечить с помощью финансового мониторинга и применения цифровых технологий, выявляющих несоответствие доходов чиновников с их расходами. Согласно законодательства Российской Федерации все государственные служащие ежегодно представляют данные о своих доходах, имуществе, банковских счетах и.т.д., что позволяет выявить теневой источник поступления средств.
- Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков).
Наиболее опасных вид коррупции, так как именно на его основе создаётся организационная структура коррупционной деятельности. Используя возможности руководителей высших органов власти, коррупционеры формируют систему сокрытия нелегальных доходов, вывоза незаконно полученного капитала за рубеж. Противодействие данному виду коррупции возможно и осуществляется благодаря совершенствованию системы контроля, правовых отношений в Российской Федерации, формированию законодательной базы с учётом появления новых видов финансовых инструментов, например, криптовалюты. Важная роль в противодействии верхушечной коррупции принадлежит общественным антикоррупционным советам, которые создаются на конкурсной основе, включают независимых от государственных органов власти юристов, финансистов, общественных деятелей, что позволяет членам таких советов объективно рассматривать обращения граждан и оказывать квалифицированную защиту от коррупционеров.
- Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).
Этому виду коррупции должны противостоять прежде всего международные организации. Международная ассоциация органов по борьбе с коррупцией(IAACA), Интерпол, Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), различные неправительственные организации осуществляют не только деятельность по выявлению международных коррупционных схем, но и разрабатывают системные мероприятия противодействия коррупции, помогают государствам не только в антикоррупционной деятельности в сфере мирохозяйственных отношений, но и в обеспечении противодействия коррупции внутри страны, в частности, с помощью финансовых методов осуществлять блокировку перевода бюджетных средств на личные счета участников коррупционных отношений.
Российская Федерация одна из первых ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (КПК), активируя антикоррупционную деятельность как внутри страны, так и в мировой практике.
VII.В зависимости от регулярности коррупционных связей.
- Эпизодическая коррупция.
Этот вид коррупции возможен либо при отсутствии системности в антикоррупционной деятельности, либо связан с появлением таких аспектов коррупции, которые ещё не отражены в законодательстве. Создание рациональной системы финансового контроля над социально-экономическими процессами, как правило, приводит к ликвидации эпизодической коррупции. Однако, каждый выявленный случай коррупции должен быть исследован с целью выяснения его причины и определения возможности противодействия таких коррупционных эпизодов.
- Систематическая коррупция (институциональная).
Вид коррупции представляющий угрозу не только для финансовой безопасности государства, но и его национальной безопасности в целом. После распада Советского Союза, разрушения плановой экономики, неэффективной работы государственной власти коррупционные отношения были обширными, но не централизованными, что мешало как закреплению власти государственных органов, так и развитию крупного бизнеса. Успешность функционирования государства невозможна без создания правовой основы. Однако, создание эффективной законодательной базы, гражданского общества, негативно воспринимающего коррупцию, которые обеспечат высокий уровень противодействия коррупционной деятельности, представляет собой сложную задачу достаточно длительного периода. В 2000-годах в Российской Федерации децентрализованная коррупция стала системной, трансформируясь в связи с экономическим ростом в стране, развитием системности в социально-экономических отношениях. Институциональная коррупция более закрытая, обширность её гораздо меньше по сравнению с децентрализованной, в количественном отношении взяткодателей и взяткополучателей становится меньше, но размеры взяток резко увеличиваются, составляя иногда миллионы рублей. Остановить системную коррупцию гораздо сложнее, чем другие её виды, но так как она носит деструктивный характер, часто сопровождается тяжкими преступлениями не только экономического, но и уголовного характера, то при использовании комплексного подхода, включая правовые, финансовые методы, способы общественного воздействия на коррупционеров, не только возможно, но и необходимо в самой близкой перспективе.
Рассмотрев основные виды коррупции и определив особенности их проявления, можно отметить, что при всём многообразии коррупционных отношений, все они имеют финансовую основу, следовательно, действенными методами борьбы с коррупцией будут финансовые методы и цифровые технологии.
На рисунке 1 представлена информация по количеству экономических преступлений.
Рис. 1. Динамика экономических преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде, в Российской Федерации за 2021-2023 годы, ед. (Составлено на основании [7])
Наибольшее количество экономических преступлений зафиксировано в 2021 году, а наименьшее в 2023 году, что объясняется действенностью профилактических мер. Экономические преступления во многих случаях связаны с коррупционными отношениями. Использование цифровых технологий, новых методов финансового контроля позволили выработать систему выявления преступлений экономического характера, но разработка комплекса мероприятий, предупреждающих коррупцию и финансовые преступления, требует особого внимания.
Вскрываются многочисленные факты нецелевого использования бюджетных средств, искажение ценовых показателей при осуществлении государственных закупок.
Введение использования цифрового рубля, который содержит определённый код, в бюджетных процессах позволит контролировать движение финансовых потоков в социально-экономической системе государства. Перевести цифровые рубли на нелегальные счета невозможно, так как по коду прослеживается их движение.
Кроме того, финансирование государственных программ с применением квантовых технологий станет намного эффективней, так как позволит учитывать сразу множество факторов, влияющих на их реализацию. Нарушения в последовательности этапов финансирования и рациональной реализации государственной стратегии развития экономики и социальной сферы можно не только зафиксировать в определённых периодах, но и, использовав технологии Big data и искусственный интеллект, выявить причины и закономерности либо недостаточной компетентности должностных лиц, либо наличие коррупционных отношений.
Эффективным направлением противодействия коррупции и, соответственно, более целесообразному финансированию социально-экономических процессов является разработка и реализация национальных проектов [3].
Проектное финансирование предполагает выделение финансовых средств по стадиям реализации каждого проекта с закреплением ответственных лиц, что значительно снижает риск нецелевого использования, либо несогласованности этапов выполнения государственных задач. Структура, включающая три направления группировки национальных проектов при сохранении обязательного достижения ключевых показателей, не является статичной. Национальные проекты, которые уже находятся в стадии реализации, могут дополняются новыми федеральными и региональными проектами. Кроме того, с учётом влияния внешних и внутренних факторов на национальную экономику создаются новые национальные проекты. В направлении «Экономический рост» можно выделить национальный проект «Цифровая экономика», в котором представлены различные виды цифровизации экономики и социальной сферы, а также определены ожидаемые эффекты. В новых национальных проектах отдельно рассматривается проект «Экономика данных», так как его реализация обеспечит финансовое регулирование на цифровых платформах наиболее значимых отраслей народного хозяйства.
На рисунке 2 представлены основные характеристики новых национальных проектов.
Рис. 2. Новые Национальные проекты Российской Федерации с 2025 по 2030 года [2]
В каждом блоке представлены как экономические, так и социальные задачи, что исключает неопределённость в финансировании социального направления.
В последнее время Правительство и Министерство финансов Российской Федерации уделяют особое внимание стабилизации финансовой системы с учётом высоких глобальных рисков, в том числе, проводится последовательная антикоррупционная политика с целью обеспечения национальной безопасности государства и благополучия его граждан.
ВЫВОДЫ
Коррупция — это опасное социально-экономическое явление транснационального характера. В целях противодействия коррупционным преступлениям необходимо, как участие в международных организациях антикоррупционной направленности, так и выполнение комплекса мероприятий с применением инновационных цифровых программ и финансовых технологий по выявлению коррупционных отношений, выяснению причин их возникновения. Создание эффективной системы профилактики коррупции позволит снизить негативное влияние коррупционной деятельности на национальную экономику. Действенным финансовым инструментом в ликвидации коррупции в бюджетной сфере является введение цифрового рубля с определённым кодом, который отслеживается государственными органами и блокирует его нецелевое использование. Финансисты с помощью квантовых технологии, искусственного интеллекта могут не только выявлять коррупционные схемы, но и прогнозировать какие мероприятия антикоррупционной направленности будут наиболее эффективными в различных условиях их использования. Проектное финансирование с использование цифровых технологий позволяет усилить контроль за движением как государственных и муниципальных финансов, так и частного капитала. Последовательная и системная борьба с коррупцией будет способствовать эффективной работе должностных лиц, социальной зрелости населения и улучшению качества его жизни, устойчивому экономическому росту.
1. Ayrapetyan, E. S. Prichiny i usloviya, porozhdayushchiye korruptsiyu v Rossiyskoy Federatsii v sovremennykh usloviyakh / E. S. Ayrapetyan // Aktual’nyye voprosy yuridicheskikh nauk : Materialy Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchnoy konferentsii, Chelyabinsk, 20–23 noyabrya 2012 goda / Otvetstvennyy redaktor: O.A. Shul’ga. — Chelyabinsk: Dva komsomol’tsa, 2012. — S. 68-71. — EDN WECINZ.
2. V Rossii zapustyat pyat’ novykh natsproyektov / RGRU. — URL: rg.ru/2024/03/03/v-etom-plane.html (data obrashcheniya: 14.08.2024).
3. Vorobyova, E. I. Natsional’nyye proyekty Rossiyskoy Federatsii: prioritety i finansovyy kontrol’ nad ikh realizatsiyey / E. I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4(49). — S. 151-161. — EDN MTNDXG.
4. Dudin, M. N. Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii: ugrozy natsional’nym interesam i ikh otrazheniye / M. N. Dudin, N. V. Lyasnikov, V. N. Sidorenko // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2014. — № 20. — S. 98-106. — EDN TIBYBV.
5. Zhukov, Ye. A. Kontseptual’nyye osnovy effektivnoy sotsial’no-ekonomicheskoy politiki gosudarstva. Chast’ 3 / Ye. A. Zhukov // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2018. — T. 9, № 2. — S. 260-269. — DOI 10.18184/2079-4665.2018.9.2.260-269. — EDN USCFQI.
6. Kakutich, Ye. Yu. Ob otsenke vliyaniya urovnya korruptsii na sotsial’no-ekonomicheskiye protsessy / Ye. Yu. Kakutich, V. V. Pobirchenko, Ye. A. Shutayeva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2023. — № 1(62). — S. 144-160. — EDN JVUNSM.
7. Kolichestvo prestupleniy ekonomicheskoy napravlennosti, zaregistrirovannykh v otchetnom periode // YEMISS. — URL: www.fedstat.ru/indicator/36222?ysclid=m1nm2zcuwc75819462 (data obrashcheniya: 14.08.2024).
8. Meleshkina, A. I. Faktory, opredelyayushchiye kharakter vzaimosvyazi korruptsii i konkurentsii: obzor empiricheskikh issledovaniy / A. I. Meleshkina // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. — 2017. — № 6. — S. 81-96. — EDN YMOWHB.
9. Muzalevskaya, Ye. A. Korruptsiya v sisteme gosudarstvennoy sluzhby v Rossii: istoki i tendentsii (1992-2005 gg.) : spetsial’nost’ 07.00.02 «Otechestvennaya istoriya» : dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk / Muzalevskaya Yelena Aleksandrovna. — Moskva, 2006. — 219 s. — EDN NNYPJZ.
10. Novichkova, Ye. Ye. Ponyatiye, soderzhaniye i vidy korruptsii / Ye. Ye. Novichkova // Vestnik Ural’skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. — 2018. — № 1(42). — S. 33-39. — EDN UOWYSG.
11. O protivodeystvii korruptsii: Federal’nyy zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ / Konsul’tantPlyus. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/?ysclid=m2vnjypdtj344544706 (data obrashcheniya: 14.08.2024).
12. Osobyye ekonomicheskiye zony Rossii: analiz, problemy i puti ikh resheniya / Sh. U. Niyazbekova, O. V. Nazarenko, K. G. Bunevich, O. S. Ivanova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 2(47). — S. 213-222. — EDN BPJTTH.
13. Pugachev, V. P. Sistemnyye prichiny korruptsii v sovremennom obshchestve / V. P. Pugachev // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravleniye (gosudarstvo i obshchestvo). — 2023. — T. 20, № 3. — S. 20-40. — DOI 10.55959/MSU2073-2643-21-2023-3-20-40. — EDN UYGUKN.
14. Shal’neva, V. V. Osnovnyye metodologicheskiye podkhody k opredeleniyu transaktsionnykh zatrat / V. V. Shal’neva, O. G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 2(47). — S. 193-204. — EDN HLTBWI.