использование процессного подхода в инвестиционно-строительной деятельности

USING A PROCESS APPROACH IN INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (68), 2024

Section Economics and management of regional economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 338

AUTHORS:

    1. Vysochina Marina Viktorovna,
    2. Ph.D. in Economics, Associate Professor,
    3. Associate Professor of the Department of Management,
    4. Institute of Economics and Management,
    5. V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
    6. Simferopol, Russian Federation.
    7. Fokina Natalya Alexandrovna,
    8. Ph.D. in Economics, Associate Professor,
    9. Associate Professor of the Department of Management,
    10. Institute of Economics and Management,
    11. V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
    12. Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-3-215-230

PAGES: from 215 to 230

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

process approach, investment and construction activities, business processes, business process management, digitalization, digital tools, organization management, Republic of Crimea.

ABSTRACT (ENGLISH):

Investment and construction activities are among the most important in the country’s economy. It determines the growth of capital investment in the construction of new residential and non-residential buildings, reconstruction and technical re-equipment of existing facilities, thereby creating material conditions for economic development and improving the quality of life of the population. High competition and the influence of other environmental factors force construction organizations to adapt to changing market realities, requiring a high level of flexibility and adaptability from them. The classic functional approach to managing an organization does not allow for a quick response to market signals. Therefore, an increasing number of enterprises combine several approaches to management — functional, project and process. And if the first two have been used for a long time, the transition to process management is still in progress.

The paper analyzes the trends, problems and prospects for the development of the construction sector. Special attention is paid to the study of trends in the development of the construction industry in the Republic of Crimea. A generalization of the problems faced by investment and construction organizations in their activities is presented. It is shown that most of them are associated with a low level of use of the process approach to managing organizations. An analysis of the business process management system is presented. The following elements are considered: business processes, their owners and participants; a set of key performance indicators (KPI); business process regulations; principles of business process management; methods of business process management; business process management tools. The work shows that the use of digital technologies is a modern tool for managing business processes. The paper presents practices of using digital tools in investment and construction activities using the example of the activities of leading developers of the Russian Federation.

Введение

Инвестиционно-строительная деятельность характеризуется большим количеством участников и сложностью выполняемых работ. Классический функциональный подход к управлению не позволяет организации оперативно реагировать на изменения рынка, адаптировать организационные структуры под текущие ситуации. В результате наблюдается изолированность в работе команд, низкий уровень организации коммуникационного процесса и координации работ, перерасход материалов, отставание в сроках сдачи объектов (или выполнения этапов работ), трудности динамичного ценообразования и т.д.

Одним из решений служит внедрение процессного подхода к управлению инвестиционно-строительными организациями на основе использования цифровых технологий. Он позволяет добиться прозрачности процессов, адаптировать их к изменяющимся условиям, оперативно оценивать их выполнение и своевременно координировать работу. Однако строительные компании входят в пятерку отстающих в использовании информационных технологий в целом и в управлении бизнес-процессами, в частности. Основным препятствием является низкая осведомленность руководства о возможностях процессного управления и неготовность персонала к изменениям.

Постановка задачи

Цель исследования — проанализировать теоретические аспекты и практические инструменты использования процессного управления в инвестиционно-строительной деятельности. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • проанализированы тенденции, проблемы и перспективы развития строительной сферы;
  • проанализирована система управления бизнес-процессами;
  • проанализированы практики использования цифровых инструментов в инвестиционно-строительной деятельности.

МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

  • метод дедукции — с целью исследования теоретических аспектов процессного подхода к управлению, использования цифровых технологий в управлении бизнес-процессами, анализа элементов системы управления бизнес-процессами;
  • методы сравнения и статистического анализа — в анализе тенденций, характерных для инвестиционно-строительной отрасли, а также цифровых возможностей и инструментов, используемых в данной сфере деятельности;
  • графические методы — для визуального отображения материала в виде таблиц и диаграмм;
  • методы научного абстрагирования и синтеза — для обобщения результатов исследования и обоснования выводов.

Результаты

Особенности и конечные результаты деятельности инвестиционно-строительной компании зависят от большого числа факторов и условий, в которых она осуществляется. И, прежде всего, внешних по отношению к компании. Рассмотрим их.

Республика Крым входит в состав Южного Федерального округа. Общая площадь региона составляет 26 081 кв. км. Численность населения республики на 01 января 2024 г. составила 1 909 499 чел. Административно-территориальное деление Республики Крым включает 14 муниципальных округов и 11 городских округов. В республике насчитывается 16 городов и 1003 сельских населенных пунктов. В городах полуострова проживает 958 534 человек, что составляет 50,2 % населения [13].

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации [2], города в России по численности населения классифицируются следующим образом: малые (до 50 тыс. чел.); средние (50–100 тыс. чел.); большие (100–250 тыс. чел.); крупные (250–1000 тыс. чел.); крупнейшие (свыше 1 млн чел.) и мегагород — город, насчитывающий более 10 млн чел. В соответствии с этим в Республике Крым 1 крупный город (г. Симферополь с населением 336 801 чел.), 2 больших города (г. Евпатория — 106 405 чел. и г. Керчь — 152 358 чел.), 2 средних города (г. Ялта — 81 303 чел. и г. Феодосия — 64 912 чел.), 11 малых городов (г. Джанкой, г. Алушта, г. Армянск, г. Бахчисарай, г. Красноперекопск, г. Саки, г. Судак, г. Белогорск, г. Щелкино, г. Старый Крым, г. Алупка). Наибольшая плотность населения наблюдается в городах Симферополь (3322 чел./км2), Евпатория (1838 чел./км2), Керчь (1419 чел./км2), Джанкой (1392,3 чел./км2), Красноперекопск (1132 чел./км2), Саки (824 чел./км2) [13]. Развитие городов Крыма определяется географическими, климатическими и производительными особенностями.

31 октября 2022 г. распоряжением Правительства РФ была принята «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» [18]. «Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе национальных целей «комфортная и безопасная среда для жизни» [18]. Одной из задач, поставленных Правительством РФ, является повышение комфортности и доступности жилья, а также улучшение качества городской среды. Стратегией предусмотрена взаимосвязь национального проекта «Жилье и городская среда» с другими национальными проектами. Ключевыми элементами Стратегии являются «жилищное строительство и обновление городов с учетом социальных и экономических эффектов» [18]. «Для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг» [18].

После длительного кризиса в 1990-х – 2000-х гг. строительная отрасль начала возрождаться в результате комплексной работы правительства страны. Были приняты новый Жилищный кодекс Российской Федерации [5], Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [12], ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу строительства. Был сформирован рынок ипотеки, запущена секьюритизация ипотечных кредитов, созданы Государственная компания «Автодор», государственная корпорация Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В Республике Крым бурное развитие отрасли строительства началось после вхождения региона в состав Российской Федерации. «Общий совокупный объем ввода жилья на территории Республики Крым в период с 2014 по 2022 гг. составил 6,1 млн кв. метров, из них 4,1 млн кв. метров — объекты индивидуального жилищного строительства и 2 млн кв. метров — многоквартирные жилые дома. Для сравнения: за 2005–2013 гг. на территории Республики Крым введено в эксплуатацию 4,7 млн кв. метров жилья» [11]. В 2023 г. введен в эксплуатацию рекордный объем жилья — 1,2 млн кв. м. В таблице 1 и на рисунках 1, 2 приведены основные показатели результатов строительства в Республике Крым за 2015–2023 гг.

Таблица 1. Основные показатели результатов строительной деятельности в Республике Крым за 2015–2023 гг. *

Год Объем выполненных работ, млн руб. Введено в действие кв. м жилой площади Удельный вес жилых домов, построенных населением самостоятельно, % Количество построенных квартир, ед.
2015 3351,2 252568 60,1 2331
2016 16019,6 285475 42,8 3248
2017 51085,8 833718 74 7955
2018 151953,8 774917 53,9 8896
2019 138846,6 799687 72,5 8075
2020 142865,9 808993 75 8370
2021 102472,7 742655 60,7 9241
2022 138706,8 927194 76,1 9002
2023 153106,6 1219572 74,1 13248

* Составлено на основании [13].

Рис. 1. Динамика основных результатов строительной деятельности в Республике Крым (Составлено на основании [13])

Рис. 2. Динамика количества построенных квартир в Республике Крым (Составлено на основании [13])

В 2022 г. на территории Республики Крым было построено 927,2 тыс. кв. метров, из них 221,7 тыс. кв. метров — это многоквартирные дома, 705,5 тыс. кв. метров — ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Из построенных в 2023 г. 1,2 млн кв. метров 800 тыс. кв. метров приходится на индивидуальное жилищное строительство, 400 тыс. кв. метров — на многоквартирные дома. Объем ввода жилой недвижимости по итогам 2023 г. в регионе вырос на 32% по сравнению с 2022 г.

Несмотря на устойчивую положительную динамику развития жилищного строительства, обеспеченность жильем в Республике Крым одна из самых низких по России (рис. 3).

Рис. 3. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (Составлено на основании [9])

Так, по состоянию на 2023 г., обеспеченность населения жильем в Крыму составила 21,4 кв. м, это 82-е место в рейтинге из всех регионов (в среднем по России на 1 жителя приходится 28,8 кв. м). Положительная динамика решения данного вопроса имеется: в 2015 г. этот показатель не превышал 16,3 кв. м. Сегодня, согласно данным Крымстата, на городского жителя приходится 20,3 кв. метра, на жителей сел — 22,5 кв. метра [9]. Среди городов Крыма одни из худших показателей у Симферополя, где в среднем на одного городского жителя на конец 2023 г. приходилось 16,0 кв. м общей площади жилых помещений. Перед регионом стоит задача повышения этого показателя, доведения его до среднего российского уровня.

В структуре квартир в регионе в 2023 г. большую долю составляют двухкомнатные квартиры — 39,6%. Трехкомнатные квартиры составили 30,7%, однокомнатные — 23%, квартиры с четырьмя и более комнатами составляют 6,7%. Квартиры в Республике Крым отличаются высоким средним возрастом: 45,4% домов построены в период 1971–1995 гг., дома старше 1971 года составляют 35,1%, после 1995 года — 19,5%. Половина площади жилищного фонда региона имеет износ от 31 до 65%. Третья часть общей площади изношена менее, чем на 30% [13].

Спрос на жилье стимулируется развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. В третьем квартале 2023 г. объем выданных кредитов на приобретение жилья по стране показал динамику роста, превышение на первичном рынке недвижимости составило 92% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., на вторичном рынке — 89%. В сентябре 2023 г. российские банки выдали рекордный объем ипотечных кредитов — 955,2 млрд руб., при этом 60% их суммы пришлось на льготную ипотеку [16]. «По данным Центрального банка Российской Федерации за 10 месяцев 2023 года в Республике Крым выдано 6,4 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 25,1 млрд руб., из них более 1,8 тыс. льготных ипотечных кредитов на сумму 7,6 млрд руб. При этом за аналогичный период 2022 года было выдано 3,7 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 12,5 млрд руб., 2021 года — выдано 6,8 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 18,6 млрд руб.» [11]. К концу 2023 г. доля ипотеки с государственной поддержкой росла во всех регионах страны. В декабре 2023 г. банки выдали 785,5 млрд руб. ипотеки, при этом доля ипотеки с государственной поддержкой достигла 83,8%. Среди четырех крупнейших программ с государственным участием к концу 2023 г. более 70% в общем объеме выдач составили льготная и семейная ипотека. Они же оказали основное влияние на ипотечный рынок во второй половине 2023 г., когда начался рост рыночных ставок [16]. В 2023 г. доля ипотеки на строительство и покупку ИЖС выросла в 2 раза, достигнув 16%. Этот рост обеспечен наличием льготных ипотечных программ и более низкой стоимостью одного квадратного метра по сравнению с МКД.

С одной стороны, ипотека с государственной поддержкой имеет высокую привлекательность из-за низких ставок, но с другой, — стимулирует рост цен на жилье. В целом по стране в 2023 г. «цены на первичное и вторичное жилье росли медленнее, чем в 2022 году. Темп их годового прироста приблизился к уровню инфляции» [16]. Рост цен определялся повышенным спросом, увеличением стоимости строительных материалов и заработной платы рабочих при нехватке трудовых ресурсов. В Республике Крым резкий скачок цен наблюдался в 2021 г. (рисунок 4). Ажиотажный спрос на недвижимость на полуострове связан с льготной ипотекой и относительно других регионов малым количеством предложений на рынке новостроек. Кроме того, спрос, как и рост цены, подпитывается потенциальными покупателями, живущими за пределами Республики Крым. Во втором полугодии 2021 г. цены выросли на 40–50 %. В 2022 г. рынок изменился в связи с началом СВО. Участники рынка отмечают, что «в Крыму формируется отложенный спрос на все виды недвижимости, многие покупатели ждут окончания СВО и решения проблем с логистикой. В итоге это может привести к всплеску продаж и новому скачку цен» [8].

Рис. 4. Динамика цен на квартиры в Республике Крым (Составлено на основании [4]).

В сложившихся внешних условиях рентабельность строительной организации и качество сдаваемых в эксплуатацию объектов всецело зависят от эффективного управления соответствующими бизнес-процессами. Особенностью инвестиционно-строительной деятельности является вовлеченность в нее широкого ряда участников — инвесторов, застройщиков, заказчиков, подрядчиков и, собственно, пользователей возводимого объекта. Каждый из участников предъявляет свои требования и имеет свои обязательства в рамках отдельных процессов либо деятельности в целом.

С точки зрения жизненного цикла объекта капитального строительства выделяют следующие основные процессы: «обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, снос» [10]. Соответственно, для каждого этапа определено достижение соответствующих результатов (показателей) и контрольные точки осуществления проектов. Однако в ходе реализации строительных проектов специалистами фиксируется наиболее часто возникающий «ряд проблем:

  • увеличение затрат в процессе реализации проекта;
  • изменение сроков реализации проекта;
  • использование устаревших технологий;
  • низкая динамика внедрения инноваций;
  • длительные сроки согласования проекта;
  • низкая дисциплина выполнения сроков строительства подрядчиками;
  • нерезультативность существующих бизнес-процессов;
  • дефицит квалифицированных специалистов;
  • нестабильность спроса, тем самым появление компаний «под проект»;
  • недостаточно качественная проработка проектной документации;
  • отсутствие достаточных инжиниринговых компетенций у российских компаний при строительстве технологически сложных промышленных объектов;
  • низкий уровень эффективности управления экономическими процессами и изношенность основных фондов;
  • нерациональная организационная структура;
  • отсутствие оперативного реагирования на внешние экономические сигналы;
  • недостаточное использование информационных технологий;
  • неэффективная организация труда» [10].

Причины возникновения этих проблем достаточно разнообразны (недостаток финансовых средств, низкая мотивация рабочих, конъюнктура рынка и т.д.), но многие из них вызваны слабостью руководства в использовании процессного подхода к управлению.

В ИСО 9001-2015 следующим образом отражена суть процессного подхода к управлению организацией: «понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены» [1].

Система управления бизнес-процессами включает в себя следующие элементы:

  • бизнес-процессы, их владельцы и участники;
  • совокупность ключевых показателей эффективности (KPI);
  • регламенты бизнес-процессов;
  • принципы управления бизнес-процессами;
  • методы управления бизнес-процессами;
  • инструменты управления бизнес-процессами.

Проанализируем эти составляющие и их значение в деятельности инвестиционно-строительной компании подробнее. Традиционно, бизнес-процессы классифицируют на управленческие, основные и вспомогательные. К основным процессам инвестиционно-строительной деятельности можно отнести: обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, снабжение, строительство, маркетинг и сбыт, жилищно-коммунальное обслуживание. Вспомогательные бизнес-процессы служат обеспечению стабильной работы основных процессов. К ним относят: планирование, финансирование, учет, инженерно-техническое обеспечение, ведение документооборота, обеспечение безопасности и т. д.

Каждый из этих процессов имеет свою цель, контроль достижения которой осуществляется посредством набора KPI. Показатели эффективности бизнес-процессов, в свою очередь, ложатся в основу мотивации сотрудников, трансформируясь в KPI персонала, состоящего из владельцев процессов, отвечающих за достижение целей и участников, осуществляющих деятельность в рамках своего процесса. Для перехода от бизнес-процессов к должностным позициям используют матрицы ответственности бизнес-процессов и подразделений. Связь уровней KPI организации показана на рисунке 5.

Определение стратегических направлений

Определение стратегических целей

Определение стратегических KPI

Проектирование процессов

Выделение процессов

Установление связей между процессами

Выявление требований клиентов процессов

Формирование KPI процессов

Установление целей процессов

Проектирование системы мотивации

Определение владельцев и участников процессов

Определение мотивационных ожиданий

Формирование KPI персонала

Обратная связь

Разработка стратегического плана

Рис. 5. Разработка KPI строительной организации (Составлено на основании [3, 7, 20])

Управление по KPI обладает рядом преимуществ для инвестиционно-строительной компании:

  • нацеленность деятельности на решение стратегических задач за счет связи KPI по уровням управления;
  • нацеленность на результат процесса;
  • формализация контроля процессов за счет четко обозначенных показателей и их целевых значений;
  • улучшение коммуникационных процессов за счет прозрачности процессов;
  • формирование базы для постоянного совершенстования процессов за счет их формализованного контроля и регламентации.

Несмотря на преимущества управление по KPI имеет и свои недостатки:

  • внедрение полноценной системы KPI — сложный и дорогостоящий процесс, требующий соответствующих знаний, опыта, времени и финансовых средств;
  • возможна конкуренция сотрудников за достижение значений целевых показателей;
  • целевые значения показателей, в случае их неграмотного определения, могут стать демотивирующим, а не мотивирующим фактором для персонала организации.

Одним из важных моментов практического внедрения управления бизнес-процессами является разработка и последующий контроль исполнения регламентов бизнес-процессов. Регламент отражает описание бизнес-процесса в формате «как должно быть». Он является нормативным документом, устанавливающим полномочия, обязанности, алгоритм, технологии и результаты процесса. Основными целями формирования регламента процесса являются следующие:

  • стандартизация бизнес-процессов с целью установления правил его выполнения и возможного масштабирования в дальнейшем;
  • анализ с целью поиска и устранения «узких мест» процесса, которые могут быть причиной излишнего расхода ресурсов компании;
  • накопление и последующая передача опыта и знаний;
  • формирование основы для полноценного и качественного контроля за осуществлением бизнес-процессов на всех этапах;
  • уменьшение ошибок в работе за счет стандартизации процесса и возможности его совершенствования;
  • проведение внутреннего аудита.

Формирование регламентов бизнес-процессов особенно важно для инвестиционно-строительных организаций, поскольку помогает оптимизировать взаимодействие между большим количеством участников этой деятельности, ужесточить и формализовать контроль за соблюдением стандартов качества строительства и безопасности, а также вести учет экономических, социальных и экологических аспектов функционирования. Особенно важны регламенты для контроля качества строительных работ, который осуществляются на разных стадиях жизненного цикла объекта и включают в себя:

  • проведение входного контроля документации;
  • проведение входного контроля качества строительных материалов и конструкций, а также соблюдения правил складирования и проведения работ на строительной площадке;
  • мониторинг качества строительства;
  • контроль исполнительной документации;
  • проверка сдаваемого объекта на соответствие утвержденной проектной и рабочей документации.

Управление бизнес-процессами осуществляется на основе ряда принципов. К основным из них можно отнести следующие:

  • принцип взаимосвязанности процессов: процесс не может существовать сам по себе — он должен быть связан с другими процессами, при чем самым рациональным способом;
  • принцип востребованности процесса: у процесса обязательно должен быть выход (результат), который востребован его клиентом;
  • принцип документирования процессов: процессы должны быть задокументированы, например, в виде регламентов;
  • принцип контроля: достижение цели процесса характеризуется уровнем соответствия целевых значений KPI фактически полученным на выходе;
  • принцип ответственности за процесс: у каждого процесса должен быть владелец — лицо, отвечающее за его результаты, т.е. за достижение цели;
  • принцип согласованности со стратегией: KPI процесса должны соответствовать стратегическим целям организации.

Управление бизнес-процессами основывается на проведении их предварительного анализа. Методы анализа классифицируют на количественные и качественные. Качественный анализ используется, когда количественно оценить бизнес-процесс не представляется возможным. Тогда используют субъективные оценки процесса, его возможности и недостатки, прибегают к сравнению с аналогичными процессами либо с типовыми требованиями. К качественным методам относят: SWOT-анализ, анализ проблем процесса, ранжирование процессов, анализ графических схем процесса, функциональный анализ, анализ состояния процесса по отношению к типовым требованиям. Количественный анализ является более объективным, основывается на измерении либо количественной оценке показателей процесса. К методам количественной оценки относят: анализ показателей эффективности процесса, анализ удовлетворенности клиентов процесса, имитационное моделирование и другие методы. Источниками данных для анализа процессов служат их регламенты, отчетная документация, мнения и оценки экспертов (респондентов), данные автоматизированных систем отдельных процессов.

Современным подходом к управлению бизнес-процессами является управление с использованием BPM-систем. «Business Process Management (BPM) — одна из управленческих методик, основанная на совокупности идеологии и программного обеспечения управления бизнес-процессами. BPM-система изначально предназначена для реализации принципов процессного управления бизнесом в компании. На рынке реализовано множество информационных систем, каждая из которых определенным образом создана для полного управления бизнес-процессами: стратегией, проектированием, внедрением, контролем» [3].

Внедряя концепцию процессного управления, компании преследуют цели, которые связаны с видом деятельности и имеющимся спектром проблем в работе. Глобальные цели инвестиционно-строительных организаций, которые становятся достижимыми при успешном внедрении информационных технологий, следующие:

  • автоматизация рутинных процессов;
  • повышение скорости выполнения процессов;
  • контроль за выполнением процессов и задач;
  • повышение качества строительства и принятия решений;
  • мониторинг строительных площадок и возводимых объектов;
  • повышение способности отслеживания и реагирования на изменения рынка;
  • упрощение процессов — от проектирования и разработки документации до управления строительством объектов;
  • совершенствование обмена информацией между участниками инвестиционно-строительной деятельности;
  • возможность проводить анализ расхода ресурсов;
  • возможность создания точных цифровых моделей объектов с возможностью их имитационного моделирования;
  • централизованное автоматизированное управление системами вентиляции, отопления и освещения;
  • контроль реализации инвестиционно-строительных проектов.

По данным НИИ ВШЭ «внутренние затраты организаций Российской Федерации на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг постоянно растут: в 2017 году они составляли 1739 млрд руб., а в 2022 — уже 3190 млрд руб.» [6]. Несмотря на преимущества внедрения современных информационных технологий в деятельность предприятий, строительная сфера входит в пятерку отстающих в этом процессе (таблица 2).

Таблица 2. Внутренние затраты организаций Российской Федерации на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, млрд руб. *

Сфера деятельности 2021 2022 Темп прироста, %
Информация и связь 779,8 824 5,67
Финансовый сектор 384,1 498,1 29,68
Обрабатывающая промышленность 228,2 305,8 34,01
Профессиональная, научная и техническая деятельность 262,3 279,5 6,56
Оптовая и розничная торговля 220 184,5 -16,14
Транспортировка и хранение 147,5 116,6 -20,95
Государственное управление, социальное обеспечение 123,8 107,7 -13,00
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 75,3 55,6 -26,16
Обеспечение энергией 51,9 53,6 3,28
Добыча полезных ископаемых 55,7 52,9 -5,03
Операции с недвижимым имуществом 55 44,6 -18,91
Культура и спорт 54,7 40,2 -26,51
Строительство 72 39 -45,83
Высшее образование 36,3 37,7 3,86
Гостиницы и общественное питание 14,3 11,5 -19,58
Сельское хозяйство 8,4 7,9 -5,95
Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов 7,5 5,8 -22,67

* Составлено на основании [6].

Как видно из данных таблицы, затраты организаций строительства на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг в 2022 году сократились практически в два раза.

Цели использования программных средств в строительстве представлены в таблице 3.

Таблица 3. Цели использования программных средств в строительстве (в процентах от общего числа организаций) *

Цель использования 2021 2022 Темп прироста, %
Системы электронного документооборота 43 44,1 2,56
Электронные справочно-правовые системы 37,2 41 10,22
Для осуществления финансовых расчетов в электронном виде 33,9 39,8 17,40
Для обеспечения информационной безопасности 27,1 34,8 28,41
Для проектирования/ моделирования 18,8 27,6 46,81
Для управления закупками товаров, работ, услуг 14,5 25,5 75,86
Для управления складом 15,4 25,2 63,64
Для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети 13,8 22,3 61,60
Для управления продажами товаров, работ, услуг 9,8 20 104,08
Обучающие программы 8,8 19,3 119,32
Для управления складом 7,7 18,7 142,86
HRIS-системы 2,1 16,9 704,76
CRM-системы 5,9 15,7 166,10
Для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами 5,2 15 188,46
SCM-системы 1,7 13 664,71
Для научных исследований 1,4 12,1 764,29
Редакционно-издательские системы 2,5 11,9 376
PLM/PDM-системы 1,3 11,6 792,31

* Составлено на основании [6].

Практически все целевые направления в 2022 году получили свое развитие. Однако темпы прироста варьируются от 2,56% до 792,3%. Электронный документооборот и электронные справочно-правовые системы используются более, чем в 40% организаций. Стремительное развитие получило использование PLM систем (систем управления жизненным циклом объекта), PDM систем (управление данными об объекте), SCM-систем (управление цепочками поставок), HRIS систем (информационных систем управления персоналом). Также виден возросший интерес к управлению другими процессами строительства — управление складом, производством, техническими процессами и т.д.

Таким образом, цифровизация является современным инструментом развития строительной отрасли. Компании, которые хотят поддерживать свою конкурентоспособность, должны внедрять цифровые инструменты управления бизнес-процессами. Начальник ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» И. Е. Манылов следующим образом прокомментировал эту необходимость: «ключевой момент в цифровой трансформации строительной отрасли — это перестройка самих процессов. Перед тем как решать какую-либо задачу, нужно вникнуть в саму суть процесса, понять те задачи, которые необходимо решить. Сегодня нам надо активно заниматься реинжинирингом бизнес-процессов, чтобы перейти к полноценной системе управления жизненным циклом строительных объектов. Все, что мы в Главгосэкспертизе делаем в плане цифровизации, подчинено одной цели — построить систему управления жизненным циклом объекта наилучшим образом. Для этого нужно, чтобы цифровой двойник объекта жил в цифровой среде. Наша общая задача — создать такую среду» [19].

Рассмотрим примеры успешного управления бизнес-процессами инвестиционно-строительных организаций с использованием информационных технологий.

Компания BM-Group специализируется на строительстве жилья комфорт-класса в малых и средних городах России. На рынке с 2014 года. Девелопером введено в эксплуатацию 67 049 кв. м жилья более чем для 1100 семей [17].

До недавнего времени весь процесс учёта в компании осуществлялся в 1С. Бизнес-процессы характеризовались низким уровнем автоматизации. Преимущества работы в CRM-системе использовались только коммерческим отделом, в то время как другие подразделения компании не обладали оперативной информацией. В организации не осуществлялся оперативный мониторинг рыночных цен и контроль ценообразования. Это существенно замедляло процесс оперативного планирования. Также на скорость принятия управленческих решений оказывала влияние низкая автоматизация процесса закупок, а также ведения учёта снабжения, отсутствие автоматизации плана поставок, статуса заявок. Велся «ручной» контроль хода строительства и закрытия работ, а также сдачи первичной документации. Результатом служила низкая операционная эффективность деятельности компании.

Для решения задачи повышения эффективности было решено интегрировать ERP-систему в деятельность компании с целью автоматизации полного цикла задач, возникающих в процессе строительства. Благодаря этому компания добилась следующих результатов:

  • автоматизация полного цикла задач застройщика;
  • оптимизация бизнес-процессов и объединение их в единой информационной системе;
  • внедрение единых шаблонов документов и получение возможности их оперативного обновления;
  • автоматизация корректировок и формирования отчётов;
  • интеграция 1С с другими ключевыми платформами.

В результате эффективность операционной деятельности выросла на 20%. Стратегические цели достигаются в более короткие сроки.

«АЭБ Капитал» — строительная компания, работающая на рынке Республики Саха — Якутия с 2016 года. Помимо строительства жилых домов застройщик участвует в крупных инвестиционных проектах. Примером может служить строительство круглогодичных теплиц. Также «АЭБ Капитал» возводит в районах Республики промышленные объекты и социальную инфраструктуру.

Суровые климатические условия усложняют задачи строительства, активная фаза которых в этом регионе составляет 6-7 месяцев. До 2023 года графики осуществления работ в «АЭБ Капитал» велись в ручном режиме. План снабжения стройки разрабатывался на бумаге. Мониторинг выполнения задач был затруднен, поскольку документы терялись. Из-за таких обстоятельств строительство могло останавливаться на несколько дней.

Для устранения проблемных мест было решено систематизировать всю работу на единой цифровой платформе. Тем самым, появлялась возможность проанализировать и оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более прозрачными и эффективными. Для этого было разработано программное обеспечение для управления строительством, состоящее из «нескольких модулей: «Строительство», «Снабжение», «Документы», «Финансы». А также отдельный CRM-модуль для отдела продаж» [17]. Результаты такого решения следующие:

  • бизнес-процессы объединены в общую систему;
  • показатели осуществления процессов отражаются в реальном времени;
  • время на контроль согласования сократилось с пяти дней до нескольких часов;
  • осуществлена оптимизация документооборота;
  • процессы снабжения стали прозрачными;
  • сократилась себестоимость каждого проекта компании.

ГК «Еврострой» является девелопером многоквартирных домов и коммерческой недвижимости. Компания осуществляет работы полного цикла — от разработки плана строительства до обслуживания жильцов силами собственной управляющей компании. «С ростом компании и увеличением штата и объектов появились сложности в управлении:

  • из-за высокой нагрузки сотрудники стали чаще ошибаться в документах и медленнее их обрабатывать;
  • менеджеры по продажам начали терять заявки и упускать потенциальных клиентов;
  • цены на квартиры и коммерческие помещения не всегда вовремя корректировались и были оптимальными, что отражалось на продажах;
  • коммуникация между подразделениями была медленной и часть важных задач выполнялась с опозданием.

Точечные цифровые решения не принесли качественного результата. Требовалось связать все системы воедино, выстроив сквозной, прозрачный и легкоуправляемый процесс» [17]. В качестве решения проблемы было предложено автоматизировать группу бизнес-процессов и отдельные функции отдела продаж. Программное обеспечение направлено на:

  • «управление заявками покупателей, ассортиментом недвижимости, сделками; динамическое ценообразование, учёт финансов, кол-центр;
  • API для маркетинговых интеграций;
  • распознавание документов;
  • график производства работ (ГПР) в строительстве, документооборот;
  • работа с задачами и поручениями» [17].

В результате внедрения цифровых технологий в управление бизнес-процессами получены следующие результаты:

  • «эффективность отдела продаж возросла: число лидов увеличилось в 1,5 раза;
  • менеджеры обрабатывают 100% заявок и уделяют внимание каждому клиенту;
  • количество ошибок при оформлении договоров сократилось до нуля;
  • скорость обработки документов возросла на 30%;
  • более 80% задач выполняются в срок благодаря настройкам назначений и напоминаний;
  • скорость взаимодействия между подразделениями выросла в 2 раза благодаря встроенному документообороту;
  • появилась возможность динамической корректировки цен и установления оптимальной для данных рыночных условий» [17].

Приведенные успешные кейсы свидетельствуют о высоком потенциале применения цифровых технологий и внедрении процессного подхода к управлению инвестиционно-строительной деятельностью.

Выводы

Инвестиционно-строительная деятельность в Республике Крым развивается высокими темпами и имеет потенциал роста, который обеспечивается усилиями правительства государства и республики, спросом на жилье в курортном регионе, развитием льготных программ ипотеки.

Установлено, что в ходе реализации строительных проектов специалистами фиксируется ряд проблем. Причины возникновения этих проблем достаточно разнообразны (недостаток финансовых средств, низкая мотивация рабочих, конъюнктура рынка и т.д.), но многие из них вызваны слабостью руководства в использовании процессного подхода к управлению.

Основная цель процессного подхода к управлению инвестиционно-строительной организацией — формирование и настройка ее процессов таким образом, чтобы обеспечивалась возможность достижения стратегических целей. Каждый процесс должен быть спроектирован так, чтобы его осуществление приводило не только к получению желаемого частного результата, но и к синергетическому эффекту, достигаемому компанией в целом.

В статье проанализирована система управления бизнес-процессами и ее элементы: бизнес-процессы, их владельцы и участники; совокупность ключевых показателей эффективности (KPI); регламенты бизнес-процессов; принципы управления бизнес-процессами; методы управления бизнес-процессами; инструменты управления бизнес-процессами.

Установлено, что цифровизация является современным инструментом развития строительной отрасли. Стремительное развитие получило использование PLM систем (систем управления жизненным циклом объекта), PDM систем (управление данными об объекте), SCM-систем (управление цепочками поставок), HRIS систем (информационных систем управления персоналом). Также виден возросший интерес к управлению другими процессами строительства — управление складом, производством, техническими процессами и т.д.

Анализ практического использования цифровых инструментов в инвестиционно-строительной деятельности показал, что грамотный подход к его внедрению в управление бизнес-процессами позволяет повысить операционную эффективность предприятия, качество сдаваемых в эксплуатацию объектов, скорость выполнения процессов, а также достичь другие организационные цели.

REFERENCES

1. GOST R ISO 9001-2015 Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya / Federal’noye agentstvo po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii. — M, 2015. — 79 s. — URL: docs.cntd.ru/document/1200124394 (data obrashcheniya: 04.09.2024).

2. Gradostroitel’nyy kodeks RF (GrK RF) ot 29 dekabrya 2004 g. N 190-FZ. — URL: base.garant.ru/12138258/ (data obrashcheniya: 12.08.2024).

3. Gromov A. I. Upravleniye biznes-protsessami: sovremennyye metody : monografiya / A. I. Gromov, A. Flyayshman, V. Shmidt ; pod redaktsiyey A. I. Gromova. — Moskva : Izdatel’stvo Yurayt, 2024. — 367 s. — ISBN 978-5-534-03094-5. — Tekst : elektronnyy // Obrazovatel’naya platforma Yurayt [sayt]. — URL: urait.ru/bcode/536127 (data obrashcheniya: 02.09.2024).

4. Dinamika tsen na nedvizhimost’ v Krymu po godam // ROSRIELT: ofitsial’nyy sayt. — URL: rosrealt.ru/krym/cena/?t=dinamika (data obrashcheniya: 04.09.2024).

5. Zhilishchnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2004 N 188-FZ (red. ot 22.04.2024, s izm. ot 25.04.2024). — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (data obrashcheniya: 02.09.2024).

6. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2024 : statisticheskiy sbornik / V. L. Abashkin, G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevskiy, L. M. Gokhberg i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : ISIEZ VSHE, 2024. — 276 s.

7. Kemaykin, N. K. Vnedreniye protsessnogo podkhoda v stroitel’noy sfere / N. K. Kemaykin, M. N. Pavlenkov, L. S. Mayeva // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. — 2022. — T. 12, № 1-1. — S. 53-61. — DOI 10.34670/AR.2022.44.92.007. — EDN GXAFDJ.

8. Krymova Yu. Kak SVO povliyala na rynok zhil’ya v Krymu / YU. Krymova // RG.RU. — 14.02.2023. — URL: rg.ru/2023/02/14/reg-ufo/kakie-ceny-na-zhile-v-krymu-budut-v-2023-godu-i-kak-svo-povliiala-na-etot-rynok.html (data obrashcheniya: 04.09.2024).

9. KRYMSTAT: V 2023 godu zhilishchnyy fond respubliki vyros na 1,5% // Radio. Krym. — 2024. — 27 aprelya. — URL: crimea-radio.ru/krimstat-v-2023-godu-zhilishhniy-fond-respub/ (data obrashcheniya: 04.09.2024).

10. Kulakov, K. Yu. Razvitiye sistemy upravleniya rezul’tativnost’yu deyatel’nosti organizatsiy v oblasti stroitel’stva / K. Yu. Kulakov, M. A. Korolev // Nedvizhimost’: ekonomika, upravleniye. — 2020. — № 3. — S. 40-44. — DOI 10.22227/2073-8412.2020.3.40-44. — EDN CZDPCV.

11. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Respubliki Krym «Razvitiye zhilishchnogo stroitel’stva v Respublike Krym»: Postanovleniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 22.11.2016 N 571 (red. ot 29.12.2023) (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 01.01.2024). — URL: mgsn.rk.gov.ru/uploads/mgsn/container/2024/01/22/2024-01-22-14-25-34_1.pdf (data obrashcheniya: 06.09.2024).

12. Ob uchastii v dolevom stroitel’stve mnogokvartirnykh domov i inykh ob»yektov nedvizhimosti i o vnesenii izmeneniy v nekotoryye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal’nyy zakon ot 30.12.2004 N 214-FZ (poslednyaya redaktsiya) — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/ (data obrashcheniya: 06.09.2024).

13. Ofitsial’naya statistika // Upravleniye Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu: ofitsial’nyy sayt. — URL: 82.rosstat.gov.ru (data obrashcheniya: 03.09.2024).

14. Ofitsial’naya statistika // Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial’nyy sayt. — URL: rosstat.gov.ru (data obrashcheniya: 06.09.2024).

15. Potekhina, Ye. V. Formirovaniye sistemy klyuchevykh pokazateley effektivnosti (KPI) v upravlenii realizatsiyey innovatsionnoy politiki organizatsii (voprosy teorii) / Ye. V. Potekhina, M. V. Savina, A. A. Stepanov // Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. — 2020. — T. 2, № 7. — S. 4-11. — DOI 10.34684/ek.up.p.r.2020.07.02.001. — EDN QWFFWB.

16. Regional’naya ekonomika: kommentarii GU: doklad / Bank Rossii. — 2024. — №25, fevral’. — URL: cbr.ru/Content/SaveToPdf/Page?url=/analytics/dkp/reg_review/report_0224 (data obrashcheniya: 04.09.2024).

17. Sber: tsifrovaya transformatsiya. — URL: profi.erzrf.ru/upload/iblock/9de/5-Budkova-TSifrovaya_transformatsiya_Opyt_Sbera.pdf (data obrashcheniya: 07.09.2024).

18. Strategiya razvitiya stroitel’noy otrasli i zhilishchno-kommunal’nogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda s prognozom do 2035 goda (utv. rasporyazheniyem Pravitel’stva RF ot 31 oktyabrya 2022 g. N 3268-r). — URL: sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-31102022-n-3268-r/strategiia-razvitiia-stroitelnoi-otrasli-i/ (data obrashcheniya: 03.09.2024).

19. Tsifrovizatsiya — odin iz klyuchevykh instrumentov razvitiya stroitel’noy otrasli // Ministerstvo stroitel’stva i zhilishchno-kommunal’nogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii: ofitsial’nyy sayt. — URL: www.minstroyrf.gov.ru/press/tsifrovizatsiya-odin-iz-klyuchevykh-instrumentov-razvitiya-stroitelnoy-otrasli/ (data obrashcheniya: 07.09.2024).

20. Chernobay, N. B. Sistema otsenki effektivnosti deyatel’nosti kompanii / N. B. Chernobay // Tsifrovaya transformatsiya ekonomicheskikh sistem: teoriya i praktika : monografiya. — Sankt-Peterburg : Politekh-Press, 2022. — S. 206-228. — DOI 10.18720/IEP/2022.6/9. — EDN EEAUSO.