ИННОВАЦИИ В ФИНАНСИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПУТЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

INNOVATIONS IN FINANCING AGRICULTURAL ENTERPRISES: THE PATH TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (68), 2024

Section Economics and management of national economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 338

AUTHORS:

Kalafatov Edem Amitievich,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-3-175-183

PAGES: from 175 to 183

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

agricultural, enterprise, innovations, financing, investments, sources, investments, agricultural, enterprises, economy.

ABSTRACT (ENGLISH):

Innovations in financing the activities of agricultural organizations is a fairly relevant issue today, which is mainly due to the peculiarities of the functioning of agricultural organizations. To achieve the proper level of financial performance, agriculture today needs to use innovative techniques and methods. But there is not enough local investment to put advanced projects in the agro-industrial complex into operation, so it requires attracting significant resources from outside.

Various industry development programs are aimed at improving the efficiency of organizations through the introduction of modern technologies that will ensure resource conservation and income growth in the agricultural sector of the economy. An important part of this program is the emphasis on government support as an aid to the development of the industry.

This study describes the key theoretical aspects of financing mechanisms for agricultural organizations, the specifics of the development of the agricultural sector, and emphasizes the role of high-tech technologies in the agro-industrial complex. Internal and external sources of capital investments have been systematized in order to improve the use of the latest technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство становится одним из важнейших секторов экономики, поскольку оно обеспечивает население продуктами питания, играя ключевую роль в устойчивом развитии общества. Если в прошлом этот сектор сталкивался с множеством трудностей, вызванных экономическими кризисами и международными санкциями, то на сегодняшний день наблюдается значительное улучшение показателей как в производственных объемах, так и в экспорте сельскохозяйственной продукции. Благодаря внедрению инновационных технологий и модернизации производственных процессов, российские сельхозпроизводители имеют реальные шансы успешно конкурировать на мировой арене. Однако одной из главных проблем остается недостаточное финансирование, которое поступает как от государственных источников, так и от частных инвесторов. Недостаток финансовых средств может привести к снижению уровня конкурентоспособности, а также к уменьшению продуктивности, что в свою очередь способно вызвать дестабилизацию экспортных позиций и замедление общего развития аграрного сектора.

Финансирование сельскохозяйственных предприятий, особенно в сфере внедрения высоких технологий, остается крайне ограниченным в некоторых регионах, что значительно замедляет темпы модернизации и внедрения инновационных решений в агропромышленный комплекс. В связи с этим поддержка со стороны федерального бюджета приобретает все большее значение. Эта поддержка является не просто дополнительной мерой, а критически важным элементом для обеспечения рентабельности предприятий, сокращения производственных издержек и создания необходимых условий для инновационного развития. Без достаточного финансирования сельскохозяйственный сектор не сможет достичь необходимых результатов, а внедрение передовых технологий станет невозможным. В связи с этим возникает острая необходимость в систематической государственной помощи, направленной на стимулирование инновационной активности и обеспечение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства в условиях глобальных вызовов и усиливающейся международной конкуренции.

рентабельности и необходимых вложений для снижения производственных затрат.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — выявить ключевые теоретические аспекты механизмов финансирования аграрных организаций, особенности развития аграрного сектора, роль инновационных технологий в агропромышленном комплексе, а также систематизировать внутренние и внешние источники капиталовложений с целью улучшения применения новейших технологий.

МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

Метод анализа для изучения сущностных механизмов финансирования аграрных организаций.

Метод сравнения для исследования и последующего обоснования необходимости инновационных технологий в агропромышленном комплексе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На текущий момент многие аграрии испытывают трудности в попытках адаптироваться к современным условиям. Импорт технологий становится необходимым, однако отечественные компании, особенно малые и средние, ограничены в ресурсах и не могут в полной мере осуществлять такие проекты. Это приводит к недостаткам в финансировании и недостаточной удачности инвестиций в агросектор, что в свою очередь удерживает развитие отрасли, в частности, в области инвестирования в инновационные разработки существуют серьезные проблемы [2; с. 135].

Сейчас, для эффективного результата будущих сельскохозяйственных производств, внедрение современных технологий становится все более актуальнее в рамках агробизнеса и связано с мировой конкуренцией на рынке сельхозтоваров.

Рис. 1. Процент внедрения инноваций в сельском хозяйстве России за 2018-2023 гг. (Составлено на основании [8])

Промышленные и экологические вызовы ставят перед сельским хозяйством множество проблем. Для достижения устойчивого развития сельского хозяйства в агрономии реализуются различные инновации. Инновационные методики и технологии значительно улучшили эффективность использования ресурсов, что решает разные проблемы, например уровень урожайности, что ведет к экономии ресурсов. Такие инструменты как подключение сенсоров, анализ спутниковых снимков и использование дронов, все это помогает оценить уровень сельскохозяйственной продукции и изучать потребление ресурсов. Таким образом, происходят изменения в распределении ресурсов, что помогает в их рациональном использовании и уменьшает их потерю [3; c. 604].

Существует все большее признание устойчивых методов сельского хозяйства, такие как органическое, агроэкологичное и восстановительное земледелие. Эти способы способствуют биоразнообразию и рациональному использованию почвенных ресурсов. Они предотвращают деградацию окружающей среды, защищают почвы, продвигают системы севооборота, используют экосистемные средства для борьбы с вредителями, улучшают характеристики почвы, ее водопроницаемость и делают агросистемы более устойчивыми к изменениям климата.

Также, в последние годы внедряются средства финансового обеспечения и новые бизнес-стратегии, которые способствуют устойчивому развитию сельского хозяйства малых фермерских хозяйств. К примеру, одним из разнообразных путей обеспечения финансовой устойчивости, который ориентирован не только на увеличение прибыльности, но и на получение социального и экологического дохода, является импакт-инвестирование. Партнерские отношения и инвестиции играют важную роль при переходе на более устойчивые методы ведения сельского хозяйства: помогая фермерам улучшать свое финансовое положение, получать доступ к более прибыльным рынкам и повышать конкурентные преимущества на мировом рынке [5; С. 59].

Сельскохозяйственные инкубаторы и платформы обмена знаниями представляют собой важные инструменты использования, формирования умений, и создания возможностей для диалога различных профессионалов аграрной сферы. Они служат для генерации идей, технологий и стартапов, а также соединяют фермеров, научных сотрудников, законодателей и деловых экспертов в поисках эффективных решений актуальных проблем. Эти инновационные учреждения способствуют передаче знаний, построению современных навыков и установлению взаимодействия, что имеет первоочередное значение для быстрого внедрения устойчивого развития и трансформации сельского хозяйства.

Прогрессивное развитие сельскохозяйственных предприятий требует наличия ресурсов, экспертного мнения, а также финансовой помощи для запуска новейших технологических инноваций. Аграрные специалисты все чаще ориентируются на внедрение современных методов, обеспеченных как через комбинацию государственного контроля, так и через специальное законодательство и образовательные проекты. Также, с учетом рекомендаций государственных органов, внедрение новшества в АПК осуществляется с учетом спроса на товары и услуги. Именно государство играет ключевую роль, предоставляя необходимую информацию, образовательные ресурсы, устанавливая правовые рамки и гарантии по внедрению технологий в производственном процессе.

Важным аспектом успешного функционирования аграрных инкубаторов является их способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка. Это требует постоянного обновления образовательных программ, которые будут включать последние достижения науки и техники, а также лучшие практики из различных уголков мира. Существующие и новые инициативы должны обеспечивать доступ к обучению для широкого круга участников: от начинающих фермеров до опытных предпринимателей. Таким образом, аграрные инкубаторы могут стать центрами притяжения для талантливых специалистов, готовых к внедрению инновационных решений в производственные процессы.

Кроме того, важной задачей для платформ обмена знаниями является создание интегрированной сети, которая будет объединять все заинтересованные стороны: ученых, агрономов, предпринимателей и государственных служащих. Это сотрудничество позволит выявить и решить существующие проблемы на более ранних стадиях, а также ускорит процесс внедрения новых технологий в сельское хозяйство. Создание такой сети требует активного участия государства, которое должно обеспечить необходимую инфраструктуру и ресурсы для поддержки совместной работы всех участников. В результате, такой синергетический подход приведет к более эффективному решению задач аграрного сектора, что в конечном итоге поможет достичь устойчивого роста и развития сельского хозяйства.

Современное сельское хозяйство активно использует инновационные технологические решения. В финансировании стратегическому развитию данных технологий придается первостепенное значение. Главная особенность инновационных технологий заключается в их многофункциональности в различных дисциплинах, что приводит к постоянному совершенствованию в многих отраслях народного хозяйства и производственных цепочках. Эти технологии заменяют прежние подходы к ведению хозяйства в различных направлениях, включая агропромышленный комплекс [7; c. 293].

Работая в условиях неопределенности и высоких рисков, производители нередко выбирают проверенные методики, умело комбинируя их с инновациями. Однако такие осторожные действия становятся причиной медленного внедрения новшеств, что ставит под угрозу конкурентоспособность их товаров.

На современном этапе развития сельскохозяйственная сфера фокусируется на внедрении цифровых технологий, агрономических биотехнологий, повышении уровня автоматизации, а также разработке современных методов обеспечения продовольственными ресурсами. Именно цифровизация станет решающим фактором в трансформации сектора в ближайшие годы.

Аграрная индустрия требует значительных финансовых вливаний, поскольку должно поддерживаться постоянное внедрение передовых решений. Для предприятий, работая в данной сфере, основным элементом для прогресса становится бесперебойный поток финансирования. Дефицит инвестиций негативно влияет на процесс становления и актуальность технологий в агрономии [6; c. 354].

Финансирование аграрных предприятий в области высоких технологий в некоторых регионах остаётся крайне неразвито что замедляет темпы их модернизации и инновационного развития. Таким образом поддержка из федерального бюджета становится всё более значимой

Рис. 2. Объём государственного финансирования агарного сектора России за 2018-2023 гг. (Составлено на основании [8])

На текущий момент многие аграрии испытывают трудности в попытках адаптироваться к современным условиям. Импорт технологий становится необходимым, однако отечественные компании, особенно малые и средние, ограничены в ресурсах и не могут в полной мере осуществлять такие проекты. Это приводит к недостаткам в финансировании и недостаточной удачности инвестиций в агросектор, что, в свою очередь, удерживает развитие отрасли. В частности, в области инвестирования в инновационные разработки существуют серьезные проблемы.

Сейчас для эффективного результата будущих сельскохозяйственных производств внедрение современных технологий становится все более актуальным в рамках агробизнеса и связано с мировой конкуренцией на рынке сельхозтоваров. Промышленные и экологические вызовы ставят перед сельским хозяйством множество проблем. Для достижения устойчивого развития сельского хозяйства в агрономии реализуются различные инновации.

Чтобы эффективно интегрировать современные технологии в агросектор, необходимо обеспечить стабильное финансирование, которое будет поддерживать высокий уровень производственных процессов. Агроинновации нуждаются в финансовых вливаниях, которые делятся на два типа: внутренние и внешние. Внутренние источники пополнения включают прибыль предприятия, амортизационные отчисления, страховые выплаты на случай повреждения техники, а также доходы от реализации активов. К внешним же источникам относятся банковские кредиты, инвестирование частным капиталом, а также финансирование за счет бюджетных средств различных уровней. Всё это, в совокупности, имеет решающее значение для прогрессирования сельского хозяйства.

Рис. 3. Структура внутренних и внешних источников финансирования агропредприятий России (Составлено на основании [8])

В последние годы внедрены несколько программ развития сельского хозяйства, включая наиболее актуальную из них — «Развитие сельского хозяйства на 2019-2024 гг.», которая фокусируется на поддержке исследовательских инициатив и внедрении новых технологий в аграрный сектор, а также на улучшение финансового состояния сельских округов [2; С. 139]. Взгляд в будущее до 2030 года показывает, что научный и технологический прогресс в российском агросекторе делает акцент на ключевых новшествах, которые могут обеспечить долговременное устойчивое развитие через экологически чистые технологии и бережное использование своих ресурсов.

Существуют разнообразные схемы поддержки сельского хозяйства, оказываемые государством. Прямые субсидии реализуются через бюджетные дотации, которые формируют финансовые потоки на развитие АПК. Косвенные меры представлены механизмами налоговых льгот, а также политиками касательно закупок, что позволяет создать выгодные условия на уровне реализации местных хозяйств. Качество исполнения этих инициатив весьма важно, поскольку они направлены на активное внедрение инновационных передовых технологий и улучшение конъюнктуры в аграрном секторе региона.

Финансирование сельского хозяйства осуществляется через различные бюджеты: федеральный, региональный и местные. В регионах целевые средства распределяются через программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», целью которой является создание условий для комплексного развития АПК [4].

Аграрный сектор и смежные области становятся объектом всестороннего анализа и действий, целью которых выступает экономическая жизнеспособность агропромышленного комплекса. Ключевую роль в этом играют бюджетные средства, а также обширные программы поддержки аграриев, направленные не только на улучшение бытовых условий, но и на оформление более комфортной инфраструктуры на селе.

Таким образом, агропредприятия в настоящее время свободны в выборе методов финансирования для своих инновационных проектов. Финансовая база в аграрной области нестабильна и зависит от финансовой состоятельности отдельных хозяйств. Поддержка в виде кредитов и субсидий создает возможности для активного привлечения ресурсов. Однако сложившаяся система государственного финансирования может привести к дефициту средств, необходимых для работы с инновационными запатентованными технологиями.

Как уже было отмечено выше, современные вызовы ставят перед агропромышленным комплексом первой задачей использование новых методов для максимизации своей эффективности. Сельское хозяйство является важнейшей частью экономики и может существенно повысить свои возможности за счет технологий и модернизации. В условиях глобализации и усиления конкуренции привлекательность национального производства можно не иначе как за счёт внедрения новаторских технологий, которые помогут отечественным производителям занять достойное место на мировой рынке.

Основное значение имеет система общественных стимулов для улучшения инновационного климата, включая продуманные меры государственного регулирования.

Стратегическая программа по сельскому хозяйству разрабатывает систему шагов, направленных на развитие технологий и ресурсов для увеличения конкурентоспособности страны, с акцентом на поддержку современных отраслей [5].

В сельском хозяйстве наблюдается необходимость в государственной помощи для поддержания стабильности финансового положения. Из-за непредсказуемости климатических условий результативность работы многих фермерских хозяйств снижается, их рентабельность подрывается, и некоторые подвергаются риску возникновения убытков. В этой ситуации помощь государственных ведомств становится важным фактором возобновления работоспособности таких предприятий.

Основные составляющие успешной инновационной политики включают:

  • выработку механизма правовых мер, поддерживающих заинтересованных в инновациях и защищающих их права;
  • ФИПС осуществляет поддержку развития и создания инноваций;
  • важность определенности приоритетов в реализации планов;
  • разработка моделей сотрудничества, которые обеспечивают успех, внедрение систем организационно-экономических действий, отличающихся эффективностью;
  • подготовка специалистов в области инновационных направлений на уровне актуального выбора среди закономерных взаимосвязей на текущий момент;
  • приоритетное внимание направлено на обновление технической базы и ресурсов в агропромышленном хозяйстве;
  • активизация международного сотрудничества в сфере инноваций [6; с. 355].

Для успешного продвижения в области науки и технологий требуется: уяснить первостепенные направления их развития; определить условия для выделения средств на поддержки технологий; выбрать оптимальные формы государственного субсидирования; наметить пути привлечения частных инвестиций для новых разработок; провести анализ, способствующий интеграции инициатив в контексте государственных интересов, что позволит обеспечить финансирование; установить порядок контроля расходов государственных бюджетов на эти цели.

Создана новая модель управления сельскохозяйственным бизнесом, способная объединить инновации с учетом важных экономических факторов на уровне всей страны, отдельных регионов и специфических агрокомпаний. Такой подход к государственному регулированию будет учесть уникальные характеристика и различия системы адаптации к инновациям в аграрной сфере.

Далее мы рассмотрим актуальные аспекты научно-технического прогресса, анализ стратегии инвестиционного способствования инновациям, ориентируемых на механизмы государственной поддержки и финансовые средства. Необходимо понять, как соответствуют современные инновационные идеи государственной политике, процесс их отбора для выделения финансовой помощи, а также как осуществляется контроль использования бюджетных ресурсов.

Успех агробизнеса во многом зависит от способности предпринимателя оперативно адаптировать его под быстро меняющиеся условия и потребности рынка. Чаще всего, вмешательство контрольных органов необходимо только в случае возникновения финансовых несоответствий, способных угрожать стабильности бизнес-структуры. Поскольку именно управляющий несет стопроцентную ответственность за экономическую целесообразность проектов, он должен быть в состоянии не только запускать инновации, но и понимать, как они вписываются в существующую систему принятых регулирующих мер для дальнейшей устойчивости и прибылей своего хозяйства.

На уровне государственного управления и в сфере аграрной отрасли следует поддерживать научно-технический потенциал. Поскольку внедрение инновационных решений требует определённых затрат и большей продолжительности времени, востребованность через предложенные новшества оказывается решающим моментом для улучшения их внедрения в жизнь агропромышленниками. Эффективность помощи по части местных властей в внедрении новых технологий производителями сельскохозяйственной продукции зависит от решения о формах взаимодействия с конкретными малым производственным предприятием и атрибутами помощи, скорую готовность участников к реализации процесса модернизации преимуществ, из чего составляется общая политика инновационного прогресса, направленного на уменьшение затрат по поиску мотивированных средств и вероятных интимных инвесторов для запуска разработанных проектов [6; с. 354].

Поддержка агропредприятий муниципального и регионального уровня должна строиться на системных и целенаправленных инициативах, которые приведут к улучшению конкурентных позиций сферы и активизации развития экономики на уровнях местного управления.

Существует всего две главных формы государственной поддержки для инновационных сельскохозяйственных организаций: 1) прямое финансирование и 2) косвенные субсидии для инновационной агрономической деятельности. К прямым финансовым вливаний в агросектор относятся новейшие административные формации, а также специфические программы. К их числу относят:

  • субсидии — это государственные дотации на определенный период времени для стимулирования инновационных стартапов;
  • дотации, суть которых заключается в денежных средствах, выделяемых из бюджета, которые предназначены для покрытия затрат на реализацию новых технологий и результатов положительных научных исследований;
  • прямые инвестиции — это долгосрочные капиталовложения, делаемые государством с целью финансирования научных исследований, разработок передовых технологий и создания высокоэффективных производств.
  • финансовый лизинг — это инструмент, который помогает компаниям облегчить финансовую нагрузку, позволяя обновлять или модернизировать основные средства с помощью современных образцов оборудования [1; с. 56].

Косвенная поддержка государством новых агрономических технологий предполагает создание условий для успешного внедрения последних и активную помощь в их реализации. Один из важнейших аспектов — предоставление ресурсов, осуществляющим НИОКР, а также налоговых льгот для агрокомпаний, которые внедряют инновационные разработки. Также необходимо налаживание эффективного взаимодействия между разработчиками и властями, что требует продуманной политики по упрощению общего механизма.

В аграрной сфере внедрение инновационных решений в предпринимательстве зависит от системы механизмов, включающих разнообразные этапы: от поиска новых идей до их разработки и коммерциализации. Ключевую роль в этой сфере играет финансирование и поддержка со стороны государства. Эффективное распределение ресурсов, а также наличие прозрачных и понятных критериев для получения субсидий и грантов поможет стимулировать инвестиции в исследовательские проекты. Это, в свою очередь, создаст позитивный имидж агросектора и привлечет большее количество частных инвестиций, что будет способствовать более быстрой адаптации технологий к потребностям рынка.

Дополнительно, важным направлением для государства является развитие образовательных программ и курсов, которые обучают специалистов современным технологиям и методам работы в агрономии. Инвестиции в обучение и повышение квалификации кадров не только обеспечат устойчивый поток профессионалов в аграрную сферу, но и способствуют более активному внедрению новых технологий. Совместные программы с университетами, научными институтами и аграрными компаниями могут обеспечить практическое применение знаний, полученных студентами и исследователями, что поможет создать инновационную культуру в сельском хозяйстве. Таким образом, комплексный подход к поддержке агрономических технологий будет способствовать достижению целей устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отечественного аграрного сектора.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исследуемые в данной работе направления касаются насущных задач, связанных с реализацией новейших технологий в аграрном секторе, с учетом общемировых тенденций и актуальных вызовов, стоящих перед современным сельским хозяйством. В центре внимания оказывается необходимость разработки эффективных форм государственной поддержки аграрной отрасли в современных условиях, что подчеркивает важность согласованного сотрудничества всех заинтересованных сторон — государства, научного сообщества, бизнеса и общества — в области знаний и инноваций. Это сотрудничество должно стать основой для создания прочного фундамента для инновационного развития агросектора, который станет способным эффективно реагировать на вызовы времени и обеспечивать продовольственную безопасность.

Основной акцент государственной политики направлен не только на финансирование исследований, но и на создание привлекательных условий для ведения бизнеса, что должно существенно повысить уровень инвестиций в технологические усовершенствования и модернизацию производственных процессов. Это включает в себя не только непосредственные финансовые вливания, но и развитие инфраструктуры, создание центров компетенции и поддержку стартапов в агрономии, что будет способствовать внедрению высоких технологий в сельское хозяйство.

Государственная политика в сфере инновационных разработок подразумевает не только оказание финансовой помощи проектам, но и создание инфраструктуры, способствующей привлечению частных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) внутри сельского хозяйства. Одной из ключевых задач такой политики является обеспечение целесообразного и эффективного использования государственных субсидий, направленных на поддержку актуальных для рынка научных исследований и разработок. Это необходимо для стимулирования инновационных процессов и повышения конкурентоспособности отечественного аграрного сектора на международной арене, что в свою очередь поможет создать новые рабочие места и улучшить качество жизни в сельских районах.

Можно предположить, что без государственной помощи на этапе внедрения инноваций на уровне агрорынка обеспечить эффективность, жизнеспособность и конкурентоспособность отрасли невозможно. Важно осознавать, что только совместными усилиями государства, научного сообщества и бизнес-сектора возможно преодолеть существующие барьеры и достичь поставленных целей в области агрономии. Это сотрудничество должно быть направлено на разработку и внедрение современных методов, технологий и стратегий, которые будут учитывать требования и потребности как местных, так и международных рынков. В конечном итоге, все эти усилия приведут к стабильному росту и развитию аграрной экономики, что в свою очередь обеспечит долгосрочную продовольственную безопасность и устойчивое развитие сельских территорий.

REFERENCES

1. Podkolzina, I. M. Obespecheniye ustoychivogo razvitiya ekonomiki sel’skogo khozyaystva v ramkakh innovatsionnogo podkhoda / I. M. Podkolzina, A. V. Pavlyuk // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. — 2018. — № 1. — S. 23-27. — EDN YSCGKU.

2. Saparmukhammedova D. Innovatsionnyye podkhody k ustoychivomu razvitiyu i povysheniyu konkurentosposobnosti v ekonomike sel’skogo khozyaystva / D. Saparmukhammedova, YA. Berdiliyeva, B. Sakhedov, K. Nurgeldiyev // Vsemirnyy uchenyy. — 2024. — №27. — URL: cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-ustoychivomu-razvitiyu-i-povysheniyu-konkurentosposobnosti-v-ekonomike-selskogo-hozyaystva (data obrashcheniya: 15.09.2024).

3. Glebov, I. P. Opredeleniye parametrov i optimizatsiya istochnikov finansirovaniya primeneniya innovatsionnykh tekhnologiy v otrasli rasteniyevodstva dlya sel’skokhozyaystvennykh predpriyatiy, differentsirovannykh po urovnyu rentabel’nosti / I. P. Glebov, A. S. Gorbacheva // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. — 2023. — T. 13, № 6-1. — S. 600-606. — DOI 10.34670/AR.2023.94.68.073. — EDN TNUMJM.

4. Minakov, I. A. Gosudarstvennaya podderzhka sel’skogo khozyaystva regiona v usloviyakh realizatsii strategii importozameshcheniya / I. A. Minakov, V. A. Kuvshinov // Agroprodovol’stvennaya politika Rossii. — 2017. — № 7(67). — S. 57-63. — EDN ZGPLIT.

5. Nikitskaya, Ye. F. Razvitiye innovatsionnogo potentsiala territorial’nykh sub»yektov rynka s uchetom inflyatsionnykh tendentsiy : spetsial’nost’ 08.00.01 «Ekonomicheskaya teoriya» : avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora ekonomicheskikh nauk / Yelena Fedorovna Nikitskaya. — Moskva, 2013. — 52 s. — EDN SVDBJH.

6. Tabaldiyeva, N. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnogo razvitiya sel’skokhozyaystvennykh predpriyatiy / N. Tabaldiyeva // Byulleten’ nauki i praktiki. — 2022. — T. 8, № 3. — S. 352-356. — DOI 10.33619/2414-2948/76/40. — EDN LTCGVB.

7. Sokolova, A. P. Innovatsionnoye razvitiye agropromyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh neustoychivoy ekonomicheskoy sredy / A. P. Sokolova, G. E. Solomko, Ye. D. Suray // Vestnik Akademii znaniy. — 2021. — № 46(5). — S. 291-298. — DOI 10.24412/2304-6139-2021-5-291-298. — EDN FSUWBO.

8. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — URL: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Sel_xoz-vo_2023.pdf (data obrashcheniya: 16.09.2024).