STATE FINANCING OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX TO ENSURE FOOD SECURITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 1 (70), 2025
Section Finance
Publication text (PDF):Download
UDK: 336
AUTHORS:
Smetanko Alexander Vasilyevich,
Doctor of Economics, Associate Professor,
Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit,
Institute of economics and management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Sorokina Elena Stepanovna,
Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis and Audit,
Institute of economics and management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2025-1-21-42
PAGES: from 21 to 42
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
Keywords:
food security, agro-industrial complex, state financing, sustainable development, budget expenditures, subsidies, gross regional product.
ABSTRACT (ENGLISH):
State support for the agro-industrial complex is both a priority area for economic development and a foundation for the food security of the Russian Federation and its regions. This article analyzes and evaluates the impact of financial support measures for agriculture on the formation of sustainable food security in the Republic of Crimea. The primary focus is on assessing the effectiveness of the State Program for Agricultural Development and Regulation of Agricultural Product, Raw Material, and Food Markets in the Republic of Crimea. The article compares planned and actual agricultural production indicators, the utilization of budgetary funds, and factors influencing the achievement of target indicators.
The article addresses issues related to state financing, the level of fund utilization in the Republic of Crimea, and their impact on the gross regional product (GRP) generated by the agro-industrial complex and on food security. Based on the data provided for 2021–2023, the dynamics of crop and livestock production in the Republic of Crimea are evaluated.
An analysis is conducted on federal and regional budget expenditures, including subsidies to support agricultural production and stimulate priority subsectors of the agro-industrial complex in the Republic of Crimea. Special attention is paid to issues of underfunding and the return of subsidies, as well as identifying factors contributing to decreased efficiency in budget fund allocation.
The article reveals the main patterns, challenges, and opportunities in the use of budget funds to achieve the goals of the Food Security Doctrine of the Russian Federation.
ВВЕДЕНИЕ
Продовольственная безопасность Республики Крым и других субъектов Российской Федерации является ключевым элементом национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающим доступ населения к продуктам питания, независимо от внутренних и внешних угроз. Вопросы продовольственной безопасности и финансирования агропромышленного комплекса (АПК) приобретают стратегическое значение в сфере финансовой политики и управлении государством вследствие глобальных вызовов, связанных со стагнацией мировой экономики, изменения климата, геополитических противоречий и санкций.
Именно агропромышленный комплекс занимает центральное место в обеспечении продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации, выступая базисом развития национального и регионального продовольственного сектора. Важность АПК возрастает в условиях экономических санкций, что обуславливает отказ или сокращение зависимости от импорта технологий и продовольственных товаров. Для Российской Федерации развитие сельского хозяйства является не только экономической задачей, но и стратегической инициативой, направленной на укрепление её суверенитета и продовольственной независимости.
Республика Крым как субъект Российской Федерации вследствие геополитической ситуации занимает особое место в продовольственной безопасности страны. Следует отметить, что Республика Крым обладает значительным аграрным потенциалом, который при должной государственной поддержке, экономически обоснованном распределении и использовании бюджетных средств может становится важным звеном в обеспечении продовольственной безопасности ЮФО Российской Федерации.
Важным направлением государственного финансирования АПК является модернизация устаревшей инфраструктуры, включая логистические, перерабатывающие мощности и транспортную инфраструктуру. Решение данных вопросов должно осуществляться на Федеральном и региональном уровнях посредством эффективного использования субсидий и реализации программ поддержки, что способствует ускорению процессов самоокупаемости производимой сельскохозяйственной продукции, формирования продовольственной независимости и самодостаточности региона продуктами питания и производственной продукцией (полуфабрикатами) сельского хозяйства и смежных с АПК отраслей. Следует отметить, что только при комплексном и целевом использовании бюджетных средств Республика Крым сможет реализовать свой аграрный потенциал и внести весомый вклад в продовольственную безопасность Российской Федерации.
Государственное финансирование агропромышленного комплекса (АПК) является основным обеспечением продовольственной безопасности региона. В современных условиях, характеризующихся климатическими изменениями, глобальными экономическими вызовами и необходимостью развития инновационных технологий, особое значение приобретает эффективное управление бюджетными средствами по различным национальным и региональным программам. Научные исследования в данной области позволяют не только выявить проблемы и прогнозировать финансирование, но и разработать практические рекомендации для повышения результативности государственных программ, направленных на поддержку АПК, и формирования продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность является одним из стратегических приоритетов социально-экономической политики субъектов Российской Федерации и страны в целом, и государственная поддержка АПК играет в этом решающую роль. В этой связи необходимо рассмотреть основные подходы к государственной поддержке АПК, включая нормативные документы, которые регулируют данное направление.
Одним из базовых нормативных актов, регулирующих продовольственную безопасность в Российской Федерации, является Доктрина продовольственной безопасности, утверждённая Указом Президента Российской Федерации [1]. Данная доктрина устанавливает цели и задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня самообеспечения регионов сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продуктами питания. Следует отметить, что на уровне Республики Крым в последние годы был принят ряд региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и повышение уровня продовольственной безопасности региона. В частности, программа социально-экономического развития региона включает меры, связанные с субсидированием аграрного сектора, модернизацию инфраструктуры АПК, а также стимулирование инвестиционной активности. Именно государственная поддержка в виде субсидий и грантов на приобретение сельскохозяйственной техники, развитие мелиоративных систем и внедрение передовых технологий позволяет увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и повысить её качество.
Анализ экономической литературы позволяет определить основные теоретические и практические аспекты государственного финансирования агропромышленного комплекса.
В ходе проведения анализа научных статей и публикаций была осуществлена их систематизация, определены нерешенные проблемы, задачи и перспективы развития, требующие дальнейшего изучения.
Экономисты Гайнутдинова Е.А. [2] и Антамошкина Е.Н. [3] рассматривают применение финансовых инструментов для повышения устойчивости АПК, а также уровни и подходы к распределению бюджетных средств.
В статье Сухарева О.С. [4], раскрываются вопросы финансово-экономического обеспечения, а также структурный подход к сопоставлению различных бюджетов, который применим в оценке общей эффективности бюджета и планировании изменений в структуре бюджетных расходов в АПК.
Следует отметь, что экономисты Зайцева О. П. [5] и Громов Е.И. [6], рассматривают инструменты бюджетного планирования, механизмы управления устойчивым развитием сельских территорий и предложения по оптимизации управленческой деятельности в аспекте обеспечения устойчивости развития сельских территорий. Однако авторы не в должной мере уделяют внимание вопросам влияния демографической политики на развитее АПК и объемы выпускаемой сельскохозяйственной продукции.
Анализ демографических факторов, таких как старение населения, миграция и сокращение трудоспособного контингента поднимается в статьях Кравченко К.Н. [7] и Кормишкина Е.Д. [8], которые рассматривают влияние демографических факторов на бюджетную обеспеченность, однако недостаточно анализируют влияние демографических изменений на финансовое обеспечение продовольственной безопасности. В частности, в статистическом сборнике «Республика Крым в цифрах на 2023 год» [9] и «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года [10] предоставляют статистические данные о возрастной структуре населения, но отсутствует комплексный анализ их влияния на бюджетную политику. Это создает необходимость дальнейшего изучения степени влияния бюджетной политики на демографическую составляющую и устойчивость сельскохозяйственных территорий.
В Республике Крым финансирование аграрного сектора осуществляется согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года» [10], которая определяет механизмы и направления распределения денежных средств на поддержку агропромышленного комплекса. Анализ данной программы показывает, что акцент делается на повышении эффективности использования сельскохозяйственных земель, расширении ассортимента производимой продукции, демографической политики и поддержке малых форм хозяйствования, что в долгосрочной перспективе должно привести к росту продовольственной независимости региона.
Именно государственная поддержка и обеспечение устойчивости в условиях экономического кризиса является фактором, определяющим вектор устойчивого развития аграрного сектора экономики. В частности, экономисты Семёнова Н.Н. и Бусалова С.Г. [11] проводят анализ программ государственной поддержки, но не делают акцент на оценку показателей эффективности этих программ.
Нормативные документы, такие как Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [12] и Постановление Совета Министров Республики Крым №732 [13], обеспечивают основы государственной поддержки и финансирования стратегически важных направлений экономики сельского хозяйства, но в среднесрочной перспективе требуют адаптации к современным экономическим условиям региона.
В статьях Серебряковой Т.Ю. [14] и Коробейникова Д.А. [15] обоснована важность реализации программ научно-технического развития для стимулирования инновационной активности и привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Авторы отмечают необходимость обеспечения устойчивых финансовых принципов, основанных на принципах ESG, которые, на наш взгляд, достаточно сложно интегрировать в российский агропромышленный комплекс.
Важность инновационных подходов к финансированию отмечена в Программе социально-экономического развития Республики Крым [10], но в свою очередь все показатели и направления, обозначенные в ней, требуют дальнейшего анализа для оценки их эффективности.
Автор Святохо Н.В. рассматривает в своей статье [16; 24; 25] вопросы продовольственной безопасности Республики Крым. Антамошкина Е.Н. и Луценко Я.В. [17] проводят оценку продовольственной безопасности ЮФО, предлагая свою методику расчета самообеспеченности региона продуктами питания, отличную от методики Федеральной службы статистики.
Анализ нормативно-правовых актов и литературных источников позволяет сделать вывод о необходимости совершенствовать государственную политику финансирования приоритетных отраслей АПК в системной взаимосвязи с оценкой наиболее значимых направлений финансирования в процессе реализации программ государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, размещения продуктивных производительных сил и обеспечения продовольственной безопасности.
На наш взгляд, обеспечение продовольственной безопасности может быть достигнуто лишь при условии реализации комплексных мер государственной поддержки через программы адресной поддержки, субсидирования отраслей и инвестиций в новые и перспективные проекты по модернизации производственных процессов и использованию цифровых технологий для повышения эффективности аграрного производства. Важным направлением остается создание условий для вовлечения малого и среднего бизнеса в агропромышленный сектор, что позволит диверсифицировать производство и улучшить продовольственную безопасность региона.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является оценка роли государственного финансирования в решении проблем продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса Республики Крым.
Для достижения этой цели в статье решаются следующие задачи:
- провести анализ структуры и динамики государственного финансирования агропромышленного комплекса Республики Крым в контексте обеспечения продукцией сельского хозяйства, формирующей продовольственную безопасность региона;
- дать оценку результатам реализации целевых программ и индикаторов государственных программ с точки зрения их влияния на обеспечение продовольственной безопасности региона и самообеспеченности Республики Крым продукцией сельского хозяйства.
Решение поставленных задач позволит сформировать общие подходы к повышению эффективности бюджетных расходов и субсидий, направляемых на развитие АПК Республики Крым.
МЕТОДЫ
Для достижения цели и решения поставленных задач использован комплексный подход, включающий следующие методы:
- системный подход к рассмотрению агропромышленного комплекса Республики Крым позволил выделить основные его элементы, такие как, сельское хозяйство, инфраструктуру, кадровый потенциал, а также механизмы государственной поддержки.
- системный анализ — позволяет выявить и определить причины, факторы и механизмы, влияющие на финансирование и субсидирование АПК и объемы производимой продукции. Данный метод позволяет провести анализ взаимосвязей между объемами финансирования растениеводства и достижением целевых показателей по выращиванию зерновых культур, объемов продукции животноводства, а также определение общего субсидирования по отдельным показателям производимой сельскохозяйственной продукции и занятости в сельской местности.
- экономико-статистический анализ использовался для изучения динамики бюджетных расходов на поддержку АПК, их распределения по направлениям и уровням освоения. Метод использован в процессе оценки тенденций и выявления ключевых проблем, связанных с освоением бюджетных средств и степени их влияния на объемы производства сельскохозяйственной продукции и формировании устойчивого продовольственного суверенитета региона.
- анализ нормативно-правовых актов применялся для определения степени воздействия на механизмы и инструменты финансовой поддержки агропромышленного комплекса, а также оценки их влияния на обеспечение устойчивого роста выпуска сельскохозяйственной продукции и продовольственного суверенитета. В частности, был проведен анализ Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [12], Доктрины продовольственной безопасности [1] и других региональных нормативных актов, что позволило выявить существующие пробелы и предложить пути их устранения для более эффективного функционирования системы государственной поддержки АПК Республики Крым.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, производства и сбыта продукции АПК занимает главенствующую позицию в обеспечении продовольственной безопасности Республики Крым. Несмотря на значительную финансовую поддержку сельского хозяйства и АПК Республики Крым в процессе реализации федеральных и региональных программ возникает ряд существенных проблем — диспропорция и неравномерность распределения финансовой поддержки между подотраслями (направлениями) сельского хозяйства Республики Крым, что приводит к недофинансированию наиболее значимых с позиции обеспечения продовольственного суверенитета региона подотраслей и отдельно взятых направлений в сфере животноводства, растениеводства и переработки сельскохозяйственной продукции.
По данным Минсельхоза [18] сумма поступлений из бюджета Крыма в 2021 г. составила:
- реализация Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы в Республике Крым (основное мероприятие 3) — 4027849 руб., что составляет 100 % от запланированной Программой суммы;
- развитие эфиромасличной отрасли (основное мероприятие 4) — 20543243 руб. — 100 % от запланированной Программой суммы;
- ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбного хозяйства» — из бюджета Крыма поступило 23475691 руб., как и было запланировано Программой. Из прочих (внебюджетных средств) поступило 71072435 руб., что на 18380135 руб. больше запланированной Программой суммы, вся сумма финансирования составила 124,13 % уровня, запланированного Программой;
- возмещение затрат на энергоносители (основное мероприятие 7) — сумма из бюджета Республики Крым составила 27737946 руб., что составляет 100 % от запланированной Программой суммы;
- на защиту сельскохозяйственных культур от града (основное мероприятие 9) из бюджета Республики Крым поступило 22262054 руб., — 100 % от суммы по программе;
- на компенсацию части затрат на закупку продовольственной пшеницы по данным Минсельхоза поступило: из федерального бюджета — 325474 руб., из бюджета Республики Крым — 1713022, что составляет 100 % от запланированной Программой суммы;
- на компенсацию части затрат на производство и реализацию хлеба и хлебобулочных изделий из федерального бюджета выделено 23699000 руб., из бюджета Республики Крым 1247316 руб., что в сумме составило 100 % от запланированной Программой суммы;
- на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного и мясного крупного рогатого скота выделено по данным Минсельхоза из федерального бюджета 64075300 руб. — 100 % от запланированной Программой суммы.
По результатам изучения Консолидированного отчета о кассовых поступлениях и выбытиях Управления Федерального казначейства [19] и Отчета Минсельхоза по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым за 2021 г. [18] можно сделать следующие выводы:
А) основные мероприятия Подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 профинансированы на 100 % из федерального бюджета и бюджета Республики Крым;
Б) по основному мероприятию 2 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования» произошло недофинансирование в сумме 20000 руб., в том числе 19000 — из средств федерального бюджета, 1000 — из бюджета Республики Крым, уровень финансирования составил 99,9979 %;
В) по основному мероприятию 5 «Развитие отраслей рыбного хозяйства» сумма финансирования составила 124,13 % от уровня, запланированного Программой, за счет получения дополнительного финансирования из прочих (внебюджетных средств);
Г) по основным мероприятиям 6 и 8 финансирование на 2021 г. не предусмотрено Государственной программой.
Для раскрытия основных направлений финансирования в таблице 1 систематизируем основные показатели и проведем анализ структуры расходов по основным программам и мероприятиям.
Таблица 1. Финансирование ключевых мероприятий программы на 01.01.2022 г. *
№ | Основное мероприятие | Федеральный бюджет (тыс. руб.) | Бюджет Крыма (тыс. руб.) | Всего (тыс. руб.) | Освоение (%) | Примечания |
1 | Поддержка сельскохозяйственного производства по дополнительным подотраслям растениеводства и животноводства | 778 688,59 | 40 983,61 | 819 672,2 | 100 | Средства освоены полностью |
2 | Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйства | 899 601,8 | 47 347,46 | 946 949,26 | 99,998 | Недофинансирование составило 20 000 руб. |
3 | Возмещение затрат на производство и внедрение зерновых культур | 49 668,1 | 2 614,13 | 52 282,23 | 100 | Средства освоены полностью |
4 | Развитие эфиромасличной отрасли | — | 20 543,24 | 20 543,24 | 100 | Финансирование осуществляется из бюджета Республики Крым. |
5 | Развитие промышленности рыбного хозяйства | — | 23475,69 | 94 547,26 | 124,13 | Превышение бюджета за счет внебюджетных источников финансирования |
6 | Защита сельскохозяйственных культур от града | — | 22 262,05 | 22 262,05 | 100 | Полное освоение средств |
* Составлено на основании [18]
На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы о текущем состоянии реализации мероприятий.
Поддержка сельскохозяйственного производства (мероприятие 1): финансирование было проведено в полном объеме. Основным источником финансирования выступали средства из федерального бюджета (95 %), что подчёркивает важность мер государственной поддержки для стабилизации аграрного сектора и его устойчивого развития;
Стимулирование приоритетных подотраслей (мероприятие 2): в 2021–2022 годах финансирование столкнулось с отклонениями от запланированных показателей в размере 20 000 руб., что составляет менее 0,003 % от общей суммы субсидий — сумма несущественная и не влияет на основные показатели эффективности мер государственной поддержки АПК Республики Крым. Основное финансирование (899 601 800 руб.) поступило из федерального бюджета, что демонстрирует значимость федеральной поддержки. Тем не менее, наличие возврата части средств указывает на имеющееся проблемы с их освоением, что должно быть учтено при планировании финансирования и дальнейшим контролем за своевременностью распределения денежных средств в будущем.
Финансовое обеспечение производителей зерновых культур (мероприятие 12): финансирование составило 52 282 232 руб., из которых 49 668 100 руб. были выделены федеральным бюджетом, а 2 614 132 руб. — бюджетом Республики Крым. Оба источника финансирования обеспечили выполнение плана на 100 %, что свидетельствует о высоком уровне планирования и соблюдения финансовых обязательств. Поддержка производства и реализации зерновых культур является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности региона.
Развитие эфиромасличной отрасли (мероприятие 4): финансирование осуществлялось из бюджета Республики Крым на сумму 20 543 243 руб. Полное освоение средств свидетельствует о выполнении запланированных показателей в части поддержки и дальнейшего развития программ, направленных на возрождение сырьевой базы и собственных производственных мощностей по переработке и производству продукции эфиромасличной отрасли.
Возмещение затрат на энергоносители (мероприятие 7) является важным направлением программы государственной поддержки, что позволяет в значительной мере снизить себестоимость продукции сельского хозяйства и АПК Республики Крым. В частности, финансовая поддержка в размере 27 737 946 руб., позволила снизить себестоимость и одновременно увеличить рентабельность производимой продукции сельскохозяйственных производителей, что в свою очередь выступило одним из элементов политики сдерживания роста цен по наиболее значимым продуктам АПК в Республике Крым.
Защита сельскохозяйственных культур от града (мероприятие 9). В 2021–2022 годах финансирование составило 2 038 496 руб. (федеральный бюджет — 325 474 руб., бюджет Республики Крым — 1713 022 руб.), что полностью соответствует запланированным значениям. Мероприятия по защите сельскохозяйственных культур являются важным элементом финансовой поддержки со стороны органов власти, позволяющие снизить риски, связанные с неблагоприятными погодными условиями, а также минимизировать потери урожая.
Развитие рыбного хозяйства: финансирование превысило запланированный объем на 24,13 %, что связано с привлечением внебюджетных средств и прочих альтернативных источников финансирования данной отрасли.
Следует отметить, что согласно Консолидированному отчету о кассовых поступлениях и выбытиях Управления Федерального казначейства по Республике Крым на 01.2022 г. [17] субсидии по данным видам направлений составили:
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (основное мероприятие 1 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым) составили 778688591,1 руб. из федерального бюджета, что составляет 95 % от запланированной программой суммы), из бюджета Республики Крым по данным Минсельхоза [16] поступило 40983610 руб., что составляет 5 % от запланированной суммы. Общая сумма финансирования составила 819672201 руб., что составляет 100 % от запланированной Программой суммы;
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (основное мероприятие 2 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым) — 899601800 руб. из федерального бюджета, что составило 99,998 % от общей запланированной программой суммы из федерального бюджета. Данная сумма, в отличие от суммы, запланированной программой, снизилась на 19000 руб. Из бюджета Республики Крым по данным Минсельхоза сумма поступлений составила 47347464, то есть на 1000 руб. меньше от запланированной программой суммы в 47348464 руб. (99,9997 %). В целом недофинансирование этого мероприятия составило 20000 руб.
- финансовое обеспечение (возмещение) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (основное мероприятие 12 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым) — 49668100 руб. (сумма, выделенная федеральным бюджетом). Из бюджета Республики Крым поступило 2614132 руб., что в целом составило 52282232 руб., или 100 % от запланированной Программой суммы.
Отсюда можно сделать вывод, что по двум основным мероприятиям (субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (основное мероприятие 1; финансовое обеспечение (возмещение) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (основное мероприятие 12)), по которым предполагалось финансирование из федерального бюджета и из бюджета Республики Крым, получили средства в полном объеме. По основному мероприятию 2 субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования сумма, поступившая из федерального бюджета на 19000 тыс. руб. меньше, из бюджета Республики Крым — на 1000 руб. меньше.
По основным мероприятиям 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13 и 15 Государственной программы финансирование из федерального бюджета не запланировано в 2021 г.
Финансирование АПК Республики Крым является, по сути, государственной поддержкой, направленной на развитие сельского хозяйства, улучшение продовольственной безопасности и повышение конкурентоспособности производимой продукции в различных подотраслях сельского хозяйства региона. Однако эффективность использования выделенных средств зачастую оказывается ниже ожидаемой, что проявляется в виде возврата неосвоенных субсидий. Для анализа таких ситуаций важно выяснить причины таких отклонений и предложить пути их дальнейшего недопущения.
В таблице 2 приведена систематизация направлений, по которым осуществлялось субсидирование АПК Республики Крым.
Таблица 2. Оценка освоения субсидий АПК Республики Крым по состоянию на 01.02.2022 г. *
№ | Направление субсидирования | Сумма возврата (руб.) | Выделенная часть (руб.) | Процент возврата ( %) |
---|---|---|---|---|
1 | Субсидии на развитие приоритетных подотраслей и малых форм хозяйства | -6 184 253,49 | 899 601 800,00 | 0,69 |
2 | Субсидии на поддержку растениеводства и животноводства | -1 255 250,86 | 778 688 591,10 | 0,16 |
3 | Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве | -224 828,69 | 64 075 300,00 | 0,35 |
4 | Субсидия на помощь в достижении целевых показателей программы АПК | -12 202 120,85 | Не указано | Не указано |
5 | Субсидии на поддержку в области растениеводства | -261 875,37 | Не указано | Не указано |
* Составлено на основании [18, 19]
Таким образом, из 899601800 руб., полученных на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, не освоено 6 184 253,49 руб., что составляет 0,69 % от суммы полученной субсидии. Из 778 688 591,1 руб., выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, не освоено 1 255 250,86 руб., что составляет 0,16 % от общей суммы. Возврат остатков субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве составил 224 828,69 руб. (0,35 % от суммы, предусмотренной программой).
Наличие возврата остатков субсидий может свидетельствовать или об их частичном не освоении или нарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, вследствие чего их часть возращена государству, в т.ч. за прошлые годы.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, определяется:
1) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования Субсидии, по следующей формуле:
Di = 1 – Ti / Si,
где Ti — фактически достигнутое значение i-го результата использования Субсидии на отчетную дату; Si — плановое значение i-го результата использования Субсидии, установленное Соглашением;
2) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования Субсидии, по следующей формуле: Di = 1 – Si / Ti.
То есть, уровень использования Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в 2021 составил:
1 – 893417546,5 / 899601800 = 0,993
По субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства уровень использования Субсидии составил:
777433340,2 / 778688591,1 = 0,998
По субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве уровень использования субсидии составил:
224828,69 / 64075300= 0,9964
Общая сумма поступлений денежных средств по Подпрограмме 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» предусмотрена в сумме 22092944818 руб., по плану Минсельхоза (предусмотрено в бюджете) сумма составила 2040252,518 руб. (88,31 % от суммы по Государственной программе). Фактически использованная сумма составила 211283953 руб., что составляет 100,9 % от уровня, запланированного Государственной программой и 103,48 % от уровня, запланированного Министерством сельского хозяйства.
Анализ возврата неосвоенных средств выявил ряд системных проблем в распределении, использовании и контроле механизмов государственной финансовой поддержки АПК Республики Крым, что требует со стороны органов власти на федеральном и региональном уровнях следующих мероприятий:
- оптимизировать процедуру подачи и согласования заявок и отчетности для получателей субсидий;
- со стороны профильных министерств и ведомств, отвечающих за реализацию мероприятий по финансовой поддержке сельскохозяйственных производителей, усилить контроль за эффективностью использования бюджетных средств;
- разработать дополнительные меры стимулирования, направленные на повышение заинтересованности участников программы в эффективном и полном освоении выделенных средств;
- на базе цифровых платформ разработать механизмы оперативной корректировки целевых показателей в условиях изменяющейся экономической ситуации.
В соответствии со Сведениями о конечных и непосредственных результатах, достигнутых за 2022 год, и сведениями об использовании бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым и иных средств на реализацию государственной программы Министерства сельского хозяйства Республики Крым за 2022 год результаты финансирования являются следующими.
На выполнение подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» в 2022 году предусмотрено Государственной программой 2736593797 руб., в т.ч. 2489877800 — из средств федерального бюджета, 217383474 руб. — из средств бюджета Республики Крым. В бюджете были предусмотрены средства в размере 2707261274 руб. Фактически использовано 2 736 545 195,00 руб. что составило 101,08 % от плановой суммы. И 99,998 % от суммы, запланированной Госпрограммой.
При этом по мероприятиям:
- программам 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12 финансирование получено в сумме 100 % как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Крым;
- мероприятию 2 «Поддержка основных подотраслей растениеводства и животноводства» отклонение по финансированию составило 48601,00 руб., выполнение показателей Программы — 99,99 %. На эту сумму также произошло уменьшение фактического использования полученных средств;
- мероприятию 5 «Ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбного хозяйства» в Госпрограмме предусмотрено внебюджетных средств в сумме 29332523 руб., тогда как бюджетом Минсельхоза это не было предусмотрено;
- мероприятиям 6, 8, 10, 14, 15 Государственной программой не было предусмотрено финансирование на 2022 год.
За 2023 год программой было предусмотрено финансирование на общую сумму 3330564,149 тыс. руб., предусмотрено в бюджете — на сумму 3320020,362 тыс. руб. и выполнено на сумму 3332467,657 тыс. руб. То есть выполнение программы составило 101,1 %, при этом из федерального бюджета средства поступили в полном объеме, а недофинансирование из бюджета Республики Крым было перекрыто за счет местных бюджетов и внебюджетных фондов. На 100 % профинансированы мероприятия 1,2,3,4, 7,9,12,13,15 подпрограммы 1 «Поддержка отраслей агропромышленного комплекса». На мероприятия 5,6,8,10,11 поступление средств в 2023 г. не было запланировано.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым субсидии на 4 и 15 мероприятие подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» на 2023 год не были запланированы, но Министерством сельского хозяйства суммы на проведение этих мероприятий были запланированы в объеме 7 912 337,70 руб. и 41982316 руб. соответственно.
Следующим этапом оценки эффективности реализации Государственных и региональных программ, направленных на финансовую поддержку АПК Республики Крым является анализ динамики основных индексов и объемов производства сельскохозяйственной продукции в Республике Крым за период 2018–2023 годы (табл. 3).
Таблица 3. Динамика индексов и объёмов производства АПК Республики Крым (2018–2023 годы) *
№ | Показатель | Ед. изм. | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 (факт) | 2022 (факт) | 2023 (факт) | % к 2020 | Примечания |
1 | Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году | % | 88,0 | 119,3 | 86,3 | 119,4 | 112,3 | 96,5 | 129,39 | Динамика является «скачкобразной», но общая тенденция — положительная |
2 | Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году | % | 81,2 | 130,2 | 77,7 | 137,5 | 129,5 | 97,40 | 173,43 | Высокие темпы (несмотря на снижение в 2023 г.) роста благодаря устойчивым технологиям |
3 | Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году | % | 98,4 | 105,6 | 98,6 | 92,9 | 95,4 | 94,4 | 83,66 | Снижение обусловлено необеспеченностью кормами |
4 | Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур | тыс. т | 761,5 | 1470 | 908,3 | 1432,8 | 1926,5 | 2040,02 | 224,60 | Рост связан с внедрением новых агротехнологий |
5 | Производство скота и птиц на убой в живом весе | тыс. т | 137,4 | 151,8 | 154,9 | 144,6 | 131,2 | 121,6 | 78,50 | Снижение связано с уменьшением поголовья скота и птиц |
6 | Производство молока в хозяйствах всех категорий | тыс. т | 209,8 | 203,1 | 202,8 | 193,3 | 198,3 | 194,7 | 96,01 | Снижение производства, дефицит не покрыт полностью |
* Составлено на основании [9, 18, 20, 21].
Анализ динамики показателей, представленных в таблице 3, позволяет выявить следующие тенденции:
- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий. Динамика показывает устойчивый рост в 2021–2022 годах и снижение в 2023г., при этом индекс роста за период 2020-2023 гг. составил 129,39 % к 2020 году. Основные факторы роста включают увеличение производства зерновых и зернобобовых культур, что было достигнуто за счет внедрения инновационных технологий в процессе производства;
- индекс производства продукции растениеводства показывает положительную динамику, несмотря на снижение показателя в 2023 г., на протяжении анализируемого периода, что связано с модернизацией агротехнологий, развитием мелиоративных систем и использованием высокоурожайных сортов;
- индекс производства продукции животноводства имеет отрицательную динамику, что связано с сокращением кормовой базы, нехваткой водных ресурсов, регулированием поголовья скота и нехваткой средств на модернизацию животноводческих комплексов;
- валовой сбор зерновых и зернобобовых культур имеет положительную динамику. Наблюдается значительный рост 224,6 % к уровню 2020 года, что связано с внедрением новых агротехнологий и благоприятными погодными условиями. Однако без дополнительных инвестиций и рационального природопользования такие темпы могут не сохраниться;
- производство скота и птицы на убой имеет значительное снижение от уровня 2020 года (154,9 тыс. тонн) до 121,6 тыс. тонн в 2023 году, что составляет 78,5 %. Это связано с низким уровнем модернизации животноводческих комплексов.
Производство молока имеет отрицательную динамику за период 2018-2021 и 2020-2023гг., уровень производства остается недостаточным для удовлетворения потребностей жителей, постоянно проживающих на территории Республики Крым. Выходом из сложившейся ситуации может стать только дополнительное финансирование данной отрасли на федеральном и региональном уровне, а также увеличение субсидирования на приобретение кормов и модернизацию молочных ферм.
Анализ выполнения целевых показателей программы на 2018–2023 годы позволяет определить динамику основных направлений развития сельского хозяйства, включая растениеводство и животноводство, а также оценить эффективность реализации государственных мер поддержки. Для сопоставления динамики индексов производства продукции сельскохозяйственного назначения приведем их сравнительный анализ в таблице 4.
Таблица 4. Индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (2018–2023 гг.) *
Год | Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году | Индекс растениеводства, % | Индекс животноводства, % |
2018 | 88,0 | 81,2 | 98,4 |
2019 | 119,3 | 130,2 | 105,6 |
2020 | 86,3 | 77,7 | 98,6 |
2021 | 119,4 | 137,5 | 92,9 |
2022 | 112,3 | 129,5 | 95,4 |
2023 | 96,5 | 97,4 | 94,4 |
* Составлено на основании [9, 10]
Из таблицы 4 видно, что индекс производства сельскохозяйственной продукции в Республике Крым имел неоднозначную динамику и снизился до 96,5 % в 2023 к 2022 году против 112,3 % в 2022 году к 2021 году, что свидетельствует о положительной динамике за 2021-2022 гг. Необходимо отметить, что цепные индексы растениеводства и животноводства так же не имеют четкой динамики по годам. Наибольший рост индекса растениеводства к прошлому году составил 137,5 % в 2021 году, далее наблюдается снижение к 2023 году. А объем производства продукции животноводства превзошел уровень предыдущего года только в 2019 г. — 105,6 %. Все остальные индексы были ниже 100 %. Это указывает на структурные проблемы в животноводческой отрасли, а также неэффективность направляемых финансовых потоков на поддержку животноводства в Республике Крым.
Анализируя таблицу, видно, что за период 2021–2023 гг. цепной индекс всей продукции сельского хозяйства и продукции растениеводства демонстрировали снижение. Но по сравнению с 2020 годом индекс производства всей сельскохозяйственной продукции составил 129,39 % против запланированных 112,8 %, а индекс производства продукции растениеводства — 173,43 %. Тогда как индексы продукции животноводства имели разную тенденцию, но не превышали уровня предыдущего года. Это обусловлено структурными проблемами в животноводческой отрасли.
Как видно из таблицы 4, растениеводство стало основополагающей точкой роста сельского хозяйства Республики Крым в 2021-2023 гг., хорошие результаты по всем отраслям были достигнуты в 2019 г. Проведем анализ валового сбора зерновых и зернобобовых культур в Республике Крым в таблице 5.
Таблица 5. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (2018–2023 гг.) *
Год | Валовой сбор, тыс. тонн | Темп роста к предыдущему году, % |
2018 | 761,5 | — |
2019 | 1470 | 193,0 |
2020 | 908,3 | 61,8 |
2021 | 1432,8 | 157,7 |
2022 | 1926,5 | 134,5 |
2023 | 2041,5 | 105,9 |
* Составлено на основании [9, 10]
Из таблицы 5 видим, что валовый сбор зерновых и зернобобовых культур имеет устойчивый рост на протяжении 2020-2023 гг. Анализ факторов, оказавших положительное влияние на темпы роста производства зерновых, показал, что такой рост обусловлен:
- внедрением современных агротехнологий;
- расширением площади орошаемых земель;
- использованием высокоурожайных сортов;
- программами государственного финансирования и поддержки;
- использованием инновационных и цифровых технологий в процессе планирования, контроля и производства.
Как отмечалось ранее, животноводство показывает отрицательную динамику базовых показателей, что можно увидеть в таблице 6.
Таблица 6. Производство продукции животноводства (2018–2023 гг.) *
Год | Скот и птица на убой, тыс. тонн | Производство молока, тыс. тонн |
2018 | 137,4 | 209,8 |
2019 | 151,8 | 203,1 |
2020 | 154,9 | 202,8 |
2021 | 144,6 | 193,3 |
2022 | 131,2 | 198,3 |
2023 | 121,6 | 194,7 |
* Составлено на основании [9, 10]
Из таблицы видно, что в 2021 году производство скота и птиц на убой составило 154,9 тыс. тонн, а к 2023 году этот показатель снизился до 121,6 тыс. тонн. Производство молока также колеблется в пределах 193,3–202,8 тыс. тонн на 2020–2023 годы, что, по нашему мнению, связано с:
- нехваткой кормовой базы;
- снижением уровня поголовья за счет убыточности и низкой рентабельности отрасли;
- нехваткой водных ресурсов;
- недостаточными инвестициями в развитие животноводства.
На основе данных, приведенных в таблицах 5 и 6, можно сделать следующие выводы.
Растениеводство является точкой роста индексов показателя производства продукции сельского хозяйства. В частности, растениеводство демонстрирует темпы роста благодаря применению инновационных технологий, увеличению орошаемых земель и поддержке со стороны государства. Следует отметить, что для сохранения положительной динамики органам власти необходимо разработать план мероприятий, обеспеченных финансовыми ресурсами в части приобретения и/или селекции высокоурожайных семян, адаптированных под климатические условия Республики Крым.
Животноводство находится в кризисном состоянии, что обусловлено структурными проблемами, включая низкий уровень модернизации животноводческих комплексов и сокращение поголовья скота. Требуется увеличение субсидирования, развитие инфраструктуры, разработка долгосрочных программ финансовой поддержки животноводства в том числе, направленных на формирование собственной селекции животных с учетом климатических условий и кормовой базы.
Таким образом, реализация государственной программы развития сельского хозяйства в Республике Крым требует дальнейшего совершенствования как в части финансирования, так и в части управления бюджетными средствами. Улучшение планирования, оперативное перераспределение ресурсов и усиление контроля за их целевым использованием позволят повысить общую эффективность и устойчивость агропромышленного сектора региона.
Следует отметить, что фактические показатели финансирования из федерального и регионального бюджетов в 2021-2023 гг. по направлениям подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» были достигнуты в полном объеме за исключением показателей, характеризующих развитие малых форм собственности (таблица 7, 8, 9).
Таблица 7. Финансирование подпрограммы (2021 год) *
Мероприятие | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. | % выполнения |
Растениеводство и животноводство | 819 672,201 | 819 672,2 | 100,0 |
Развитие малых форм хозяйствования | 899 601,8 | 893 417,5 | 99,3 |
Производство зерновых | 52 282,2 | 52 282,2 | 100,0 |
* Составлено на основании [18]
Таблица 8. Финансирование подпрограммы (2022 год) *
Мероприятие | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. | % выполнения |
Растениеводство и животноводство | 908421,158 | 908372,557,2 | 99,995 |
Развитие малых форм хозяйствования | 854766,316 | 854.766,316 | 100,0 |
Производство зерновых | 110.764,041 | 110.764,041 | 100,0 |
* Составлено на основании [20]
Таблица 9. Финансирование подпрограммы (2023 год) *
Мероприятие | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. | % выполнения |
Растениеводство и животноводство | 600469,643 | 600469,643 | 100,0 |
Развитие малых форм хозяйствования | 851 386,065 | 851386,065 | 100,0 |
Производство зерновых | 376239,698 | 376239,698 | 100,0 |
* Составлено на основании [21]
Данные таблиц 7, 8, 9 свидетельствуют о:
- высоком уровне финансового планирования. Тем не менее, необходимо усилить контроль за эффективностью использования средств, чтобы минимизировать случаи их возврата;
- необходимости увеличения количества крестьянских фермерских хозяйств и субъектов предпринимательской деятельности, которые позволят увеличить ВРП, объем налоговых поступлений, что создаст дополнительные рабочие мести в АПК Республики Крым. По своей сути именно финансирование, направленное на создание новых субъектов предпринимательства, находящихся на специальных режимах налогообложения, позволит:
- привлечь дополнительные инвестиции в основные фонды;
- развивать инновационные методы и технологии производства;
- сформировать устойчивую основу для развития инфраструктуры сельских поселений;
- сохранить положительную динамику в растениеводстве и стабилизировать ситуацию в животноводстве.
На основании данных таблиц 1-9 видно, что за три полных года реализации Подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (2021-2023 гг.) в целом на 100 % выполнены показатели по получению денежных средств из федерального бюджета и бюджета Республики Крым по основным запланированным мероприятиям, за исключением:
- по основному мероприятию 2 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования» в 2021г. произошло недофинансирование в сумме 20000 руб., в том числе 19000 — из федерального бюджета, 1000 — из бюджета Республики Крым, уровень финансирования составил 99,9979 %;
- по основному мероприятию 5 «Развитие отраслей рыбного хозяйства» сумма финансирования составила 124,13 % от уровня, запланированного Программой, за счет получения дополнительного финансирования из прочих (внебюджетных средств);
- по основным мероприятиям 6 и 8 финансирование на 2021г. не предусмотрено Государственной программой;
- по основному мероприятию 2 «Поддержка основных подотраслей растениеводства и животноводства» в 2022 г. отклонение по финансированию составило 48601,00 руб., выполнение показателей Программы — 99,99 %. На эту сумму также произошло уменьшение фактического использования полученных средств;
- по основному мероприятию 5 «Ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбного хозяйства» в Госпрограмме предусмотрено внебюджетных средств в сумме 29332523 руб., тогда как планом Минсельхоза этого не было предусмотрено;
- по мероприятиям 6, 8, 10, 14, 15 Государственной программой не было предусмотрено финансирование на 2022 год.
За 2023 год программой было предусмотрено финансирование на общую сумму 3330564,149 тыс. руб., предусмотрено в бюджете — на сумму 3320020,362 тыс. руб. и выполнено на сумму 3332467,657 тыс. руб. То есть выполнение программы составило 101,1 %, при этом из федерального бюджета средства поступили в полном объеме, а недофинансирование из бюджета Республики Крым было перекрыто за счет местных бюджетов и внебюджетных фондов. На 100 % профинансированы мероприятия 1,2,3,4, 7,9,12,13,15 подпрограммы 1 «Поддержка отраслей агропромышленного комплекса». На мероприятия 5,6,8,10,11 поступление средств в 2023 г. не было запланировано.
Финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, производства и продовольствия Республики Крым является краеугольным камнем ее успеха. От сбалансированного и правильного распределения мер государственной финансовой поддержки зависит эффективность выполнения программных мероприятий, поддержка сельскохозяйственных производителей и достижение целевых показателей.
Для повышения эффективности финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства необходимо продолжить работу над улучшением планирования и контролем за использованием бюджетных средств, а также обеспечением справедливого распределения ресурсов между различными подотраслями агропромышленного комплекса.
Эффективное финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства Республики Крым является не только ее успешной реализацией, но и ключевым фактором достижения показателей продовольственной безопасности в регионе, качество которых осуществляется с использованием установленных норм потребления продуктов и методик их расчёта позволяющих дать оценку уровню самообеспечения Республики Крым основными видами продукции. Именно уровень самообеспеченности основными продуктами питания населением, проживающим на территории региона, позволяет дать оценку продовольственной безопасности Республики Крым.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
- зерна — не менее 95 процентов;
- сахара — не менее 80 процентов;
- растительного масла — не менее 80 процентов;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 процентов;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 процентов;
- рыбной продукции — не менее 80 процентов;
- картофеля — не менее 95 процентов;
- соли пищевой — не менее 85 процентов [1].
Уровень продовольственной самообеспеченности региона по отдельным видам сельскохозяйственной продукции можно также оценить с помощью коэффициента самообеспеченности по методике ученых Антамошкиной Е.Н. и Луценко Я.В. [17]. Для этого необходимо сравнить фактические показатели объемов сельскохозяйственной продукции с объемами продукции сельского хозяйства исходя из рациональных норм потребления продуктов, установленных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» (в ред. от 01.12.20 № 1276 и 30.12.22 № 821) [22] и фактической численности населения в регионе. Если коэффициент самообеспеченности меньше 0,5 — низкий уровень, от 0,5 до 0,9 — допустимый, выше 0,9 — оптимальный.
Проведем оценку уровня самообеспеченности Республики Крым по основным видам животной продукции в 2021-2023 гг. в таблице 10.
Таблица 10. Уровень самообеспечения Республики Крым по основным видам животной продукции (2021-2023 гг.) *
Показатели | На 01.01.2022 | На 01.01.2023 | На 01.01.2024 | Откл. от 01.01.2022 | Откл. от 01.01.2023 | 2022/2021 | 2023/2022 |
Численность населения, чел. | 1931091 | 1916805 | 1909499 | -14286 | -7306 | 99,26 | 99,62 |
Продукция животноводства | |||||||
Мясо (в живом весе), тонн | 144600 | 131200 | 121600 | -13400 | -9600 | 90,73 | 92,68 |
Молоко, тонн | 193300 | 198300 | 194700 | 5000 | -3600 | 102,59 | 98,18 |
Яйца, тыс. штук | 296100 | 310000 | 314400 | 13900 | 4400 | 104,69 | 101,42 |
Среднегодовое количество мяса на 1 человека, кг (норма) | 74 | 74 | 74 | ||||
Среднегодовое количество молока на 1 человека, кг (норма) | 322 | 322 | 322 | ||||
Среднегодовое количество яиц на 1 человека, шт. (норма) | 260 | 260 | 260 | ||||
Необходимые объемы производства продовольствия в соответствии с рациональными нормами | |||||||
мяса, тыс. тонн | 142900,73 | 141843,57 | 141302,93 | -1057,16 | -540,64 | 99,26 | 99,62 |
молока, тыс. тонн | 621811,30 | 617211,21 | 614858,68 | -4600,09 | -2352,53 | 99,26 | 99,62 |
яиц, тыс. яиц | 502083,66 | 498369,30 | 496469,74 | -3714,36 | -1899,56 | 99,26 | 99,62 |
Уровень продовольственной самообеспеченности | |||||||
Мясо (в живом весе) | 1,01 | 0,92 | 0,86 | -0,09 | -0,06 | 91,41 | 93,04 |
Молоко | 0,31 | 0,32 | 0,32 | 0,01 | 0,00 | 103,35 | 98,56 |
Яйца | 0,59 | 0,62 | 0,63 | 0,03 | 0,01 | 105,47 | 101,81 |
* Составлено на основании [9, 17, 22]
Анализ данных таблицы позволяет выявить следующие закономерности: уровень самообеспеченности молоком в Республике Крым составляет менее 0,5, что является крайне низким. Уровень самообеспеченности мясом можно считать оптимальным (кроме 2023 г.), в то время как по яйцам он соответствует допустимым значениям за 2021-2023 гг.
Республика Крым испытывает дефицит в обеспечении населения основными продуктами животноводства, особенно в части молочной продукции и яиц. Следует отметить, что часть произведенной продукции не поступает на рынок, а используется в личных хозяйствах, что, в свою очередь, снижает общий коэффициент самообеспеченности.
В сложившихся условиях требуется увеличение объемов производства животноводческой продукции в регионе. Это позволит повысить уровень продовольственной безопасности и обеспечить рациональные нормы потребления для населения.
Следует отметить, что в настоящее время помимо производства продукции растениеводства и животноводства, регион обеспечивается основными видами продукции за счет импорта и ввоза из других субъектов Российской Федерации.
Анализ уровня самообеспечения Республики Крым показал, что регион не в полной мере соответствует установленным нормативам по основным продуктам питания.
Анализ потребления продуктов питания в Республике Крым за 2017–2023 годы выявил значительное отклонение фактического уровня потребления от рекомендованных норм по основным категориям продуктов питания. Проблемы, связанные с недостаточным производством молока, мяса, овощей и яиц, требуют оперативного вмешательства со стороны органов власти в части государственной и финансовой поддержки, государственного регулирования и субсидирования отдельно взятых отраслей (подотраслей) сельского хозяйства и АПК Республики Крым.
Так согласно Консолидированному Отчету по кассовым поступлениям и выбытиям денежных средств УФК по Республике Крым за 2021 г. выявлено наличие возврата субсидий по отдельным мероприятиям программы (основные мероприятия 1, 2, 14), что свидетельствует о неполном освоении бюджетных средств или их изъятии вследствие нецелевого использования бюджетных средств или не достижении целевых показателей программы.
По данным табл. 3, 4, 5, 6, 7 видно, что за 2021-2023 гг. не достигнуты запланированные показатели по индикаторам: индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году; производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий; производство молока в хозяйствах всех категорий. Несмотря на некоторое увеличение показателей, наблюдается необеспеченность населения Крыма продуктами животноводства. В среднем, на 1 жителя Крыма на начало 2023 года приходилось 68,45 кг мяса (при норме 74 кг согласно Приказу Министерства здравоохранения № 614 от 19.08.2016), 103,45 кг молока (при норме 322 кг в год) и 161 шт. яиц (норма — 260 шт. в год).
Следует отметить, что государственной программой предусмотрено возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота (основное мероприятие 14) только в 2021 году за счет средств федерального бюджета, тогда как за последние годы наблюдается нехватка молока и молокосодержащих продуктов по Республике Крым. Так, по данным Министерства сельского хозяйства [18] в 2021 г. по сравнению с 2020 г. в хозяйствах всех категорий сократилось производство молока на 4,7 % до 193,3 тыс. тонн за счет хозяйств населения и сельхозорганизаций. В 2022 г. показатель выполнен, но не достаточен для покрытия потребностей населения в норме молока на человека в год.
Республика Крым недостаточно обеспечена продукцией животноводства. Несмотря на осуществляемое финансирование подотрасли со стороны государства, недостаточно развивается вся отрасль животноводства, включая производство скота и птицы, производство молока. На эти направления особо необходимо обратить внимание при создании новой программы развития сельского хозяйства в Республике Крым или при внесении изменений в существующую программу, сроки выполнения которой 2020-2025 гг. Также в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков хозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым не учтено такое направление животноводства, как производство яиц и яйцепродуктов, обеспеченность которыми является недостаточной. Особо остро эта проблема стояла в 2023 году в связи с резким повышением цен на яйца. Из продукции растениеводства не предусмотрено финансирование на мероприятия по развитию отраслей овощеводства и картофелеводства, что также ведет к необеспеченности жителей Крыма такого рода продукцией и снижает продовольственный суверенитет Российской Федерации и её субъектов.
ВЫВОДЫ
Эффективность реализации программ, рассмотренных в ходе исследования, показала, что государственное финансирование и меры государственной поддержки в настоящий период времени являются движущим драйвером в обеспечении продовольственной безопасности региона.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости повышения требований в процессе и приоритетах финансирования наиболее значимых отраслей и направлений АПК, а также к осуществлению текущего и последующего контроля за эффективностью использования целевых денежных средств, выделенных из бюджетов различный уровней. Следует отметить, что для Республики Крым важно не только увеличивать объемы субсидий, но и перераспределять их в пользу подотраслей, которые имеют наибольшее значение для самообеспечения населения и устойчивости аграрного сектора. Это подчёркивает важность всестороннего контроля за расходами и повышает ответственность за достижение целевых показателей программы.
Согласно представленным данным, всестороннее внимание со стороны органов власти в финансировании уделялось трем основным направлениям:
- Поддержка сельскохозяйственного производства (основное мероприятие 1);
- Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса (основное мероприятие 2);
- Финансовое обеспечение производителей зерновых культур (основное мероприятие 12).
Анализ и оценка эффективности мероприятий по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства Республики Крым и программ, направленных на финансовую поддержку АПК и субъектов хозяйствования в 2021–2023 годах свидетельствует о следующем:
- наиболее значимые запланированные показатели в программах государственной финансовой поддержки в целом соответствовали запланированным значениям, за исключением отклонений в финансировании мероприятия 2, которые носят незначительный характер и не оказывают серьёзного влияния на общий результат. Однако даже минимальные отклонения должны быть своевременно выявлены и исправлены, чтобы предотвратить негативные последствия в долгосрочной перспективе;
- программы с высоким уровнем федерального финансирования демонстрируют наибольшую устойчивость и эффективность, обеспечивая стабильное развитие агропромышленного комплекса и минимизацию рисков, связанных с нехваткой средств;
- полное освоение средств в рамках большинства мероприятий свидетельствует о качественном управлении бюджетными задачами в рамках программы. Высокий уровень эффективности использования выделенных ресурсов подчеркивает важность четкого планирования и контроля за реализацией мероприятий;
- для обеспечения устойчивого развития АПК Республики Крым необходимо продолжить работу над улучшением системы планирования и контроля, а также уделять больше внимания оперативному реагированию на изменения в потребностях агропромышленного комплекса и субъектов предпринимательской деятельности.
Анализ уровня самообеспечения продуктами питания животноводства в Республике Крым на 2017–2023 гг. показал следующее:
- в 2021-2023 гг. наблюдалось отставание темпов выращивания мяса во всех хозяйствах Крыма от уровня 2020 года. По молоку происходило снижение объемов производства с 2019 по 2021 г. и с 2022-2023 гг., по яйцам — увеличение с 2021 года;
- по уровню потребления основных пищевых продуктов в регионе можно сделать следующие выводы. За период с 2017 по 2023 год увеличилось потребление мяса и мясопродуктов, в т.ч. без субпродуктов и жира-сырца, яиц и яйцепродуктов. В указанный период наблюдается снижение потребления молока и молочных продуктов.
Население Республики Крым недостаточно обеспечено мясом и другими видами продукции животноводства, а именно молоком и яйцами. В среднем, на 1 жителя Крыма на начало года приходилось 68,45 кг мяса, 103,45 кг молока и 161 шт. яиц. За 2023 г. на одного жителя Крыма приходилось 63,68 кг мяса, 101,96 кг молока и 164 шт. яиц. При таком уровне обеспеченности населения продукцией животноводства не выдержаны нормы потребления населением мясопродуктов, молока и яиц.
Уровень самообеспеченности Республики Крым по молоку составляет меньше 0,5, то есть является низким. По мясу уровень самообеспеченности является оптимальным, а по яйцам — допустимым. Это свидетельствует о неполной самообеспеченности Крыма основными видами продукции животноводства, в частности, о нехватке молока и яиц. Учитывая тот факт, что не вся произведенная продукция сельским хозяйством идет для населения, а часть ее остается для личного потребления хозяйств, цифры становятся другими и коэффициент самообеспеченности в том числе. Ввиду этого возникает необходимость в увеличении продукции животноводства в регионе.
Для нивелирования рисков потери устойчивости в обеспечении продовольственной безопасности Республики Крым предлагается:
- усилить государственную поддержку сельского хозяйства (молочное и мясное скотоводство, птицеводство, овощеводство);
- увеличить объемы субсидий для фермерских хозяйств, занимающихся производством молока, мяса и овощей. Усилить поддержку и обучение местных фермеров, чтобы улучшить их способность осваивать субсидии и гранты;
- инвестировать в инфраструктуру хранения, логистику и переработку сельскохозяйственной продукции для снижения потерь и повышения доступности продукции;
- разработать программу по поддержке птицеводства и увеличению производства яиц, чтобы улучшить доступность данной продукции для населения;
- увеличить финансирование животноводства, тепличного хозяйства и овощеводства для достижения баланса самообеспечения;
- инвестировать в современные технологии, такие как мелиорация и цифровые системы управления сельским хозяйством;
- развивать логистическую инфраструктуру для снижения потерь продукции и повышения рентабельности производства;
- разработать и внедрить механизмы мониторинга реализации программных мероприятий, чтобы избежать возврата неосвоенных средств и повысить эффективность использования ресурсов;
- на федеральном и региональном уровне разработать программы, направленные на стимулирование частных инвестиций в АПК Республики Крым;
- установить долгосрочные целевые ориентиры, направленные на достижение полного самообеспечения региона по ключевым категориям продуктов.
Успешная реализация предложенных мероприятий в среднесрочной перспективе позволит Республике Крым снизить зависимость от дотаций из Федерального бюджета Российской Федерации.
1. Doktrina prodovol’stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 yanvarya 2020 goda № 20. // Konsul’tant Plyus. — URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=343386&fld=134&dst=100018,0&rnd=0.5228693167399921#033906680418611384 (data obrashcheniya: 01.12.2024).
2. Gaynutdinova, Ye. A. Effektivnost’ byudzhetnogo finansirovaniya v agropromyshlennom komplekse regiona / Ye. A. Gaynutdinova, D. V. Kondrat’yev, Ye. V. Nekrasova // Fundamental’nyye issledovaniya. — 2015. — № 5-3. — S. 588-592. — EDN UACJXP.
3. Antamoshkina, Ye. N. Ekonomicheskiy mekhanizm optimizatsii agrarnoy politiki v sfere obespecheniya prodovol’stvennoy bezopasnosti / Ye. N. Antamoshkina // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vyssheye professional’noye obrazovaniye. — 2017. — № 4(48). — S. 297-303. — EDN YLTCPB.
4. Sukharev, O. S. Byudzhetnyye raskhody, effektivnost’ i prioritety razvitiya ekonomiki / O. S. Sukharev // Nauchno-issledovatel’skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. — 2015. — № 1(23). — S. 17-28. — EDN TLIERZ.
5. Zaytseva, O. P. Planirovaniye byudzhetnykh raskhodov dlya APK / O. P. Zaytseva // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2011. — № 2. — S. 238-240. — EDN NXAOIL.
6. Gromov, Ye. I. Sovershenstvovaniye mekhanizma upravleniya ustoychivym razvitiyem sel’skikh territoriy / Ye. I. Gromov, O. I. Shatalova, O. T. Tsutsiyeva // Zhurnal monetarnoy ekonomiki i menedzhmenta. — 2023. — № 4. — S. 8-14. — DOI 10.26118/2782-4586.2023.74.62.001. — EDN GLPLGU.
7. Kravchenko, K. N. Agropromyshlennyy potentsial v sovremennykh usloviyakh Rossiyskoy Federatsii na primere sel’skogo khozyaystva Respubliki Krym / K. N. Kravchenko // Ekonomicheskiye nauki. — 2021. — № 195. — S. 87-92. — DOI 10.14451/1.195.87. — EDN TARTET.
8. Kormishkin, Ye. D. Finansirovaniye obespecheniya prodovol’stvennoy bezopasnosti regiona / Ye. D. Kormishkin, O. S. Sausheva // Natsional’nyye interesy: prioritety i bezopasnost’. — 2012. — T. 8, № 26(167). — S. 11-17. — EDN PAAARH.
9. Respublika Krym v tsifrakh. 2023: Krat.stat.sb./Krymstat/ — Simferopol’, 2024 — 223 s. — URL: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Respublika %20Krym %20v %20tsifrakh %20za %202023 %20god.pdf (data obrashcheniya: 01.12.2024).
10. Ob utverzhdenii federal’noy tselevoy programmy «Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2025 goda: Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 11.08.2014 N 790 (red. ot 30.12.2021) // Konsul’tant Plyus. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/d504e1f370db6d7f77b610cdce8d12f694272c08/?ysclid=m45cy48ofj782869432 (data obrashcheniya: 01.12.2024).
11. Semenova, N. N. Gosudarstvennaya finansovaya podderzhka ustoychivogo razvitiya sel’skikh territoriy v regione / N. N. Semenova, S. G. Busalova // Natsional’nyye interesy: prioritety i bezopasnost’. — 2016. — T. 12, № 5(338). — S. 46-56. — EDN VXMYKJ.
12. O razvitii sel’skogo khozyaystva: Federal’nyy zakon ot 29.12.2006 g. № 264-FZ // Konsul’tant Plyus. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/?ysclid=m45cd1lkfs195681582 (data obrashcheniya: 01.12.2024).
13. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya Respubliki Krym ot 13 dekabrya 2019 goda N 732. — URL: docs.cntd.ru/document/561656560?ysclid=m45c6r8vwi329009777/ (data obrashcheniya: 01.12.2024).
14. Serebryakova, T. Yu. Innovatsionnoye razvitiye rossiyskogo agropromyshlennogo kompleksa: tendentsii, perspektivy i problemy / T. Yu. Serebryakova, Ye. V. Zhuravlev // Fundamental’nyye i prikladnyye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. — 2024. — № 2. — S. 129-136. — EDN MBVDTL.
15. Korobeynikov, D. A. Predposylki ESG-transformatsii kreditnogo mekhanizma APK / D. A. Korobeynikov // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. — 2024. — T. 34, № 3. — S. 435-441. — DOI 10.35634/2412-9593-2024-34-3-435-441. — EDN NKNKYC.
16. Svyatokho, N. V. Obespecheniye prodovol’stvennoy bezopasnosti Respubliki Krym: problemy i perspektivy / N. V. Svyatokho // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4(49). — S. 193-204. — EDN HLDZQX.
17. Antamoshkina, Ye. N. Otsenka pokazateley prodovol’stvennoy obespechennosti YUFO / Ye. N. Antamoshkina, YA. V. Lutsenko // Regional’nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki. — 2016. — № 12(74). — S. 12-19. — EDN YPAWLR.
18. Godovoy otchet za 2021 god po Gosudarstvennoy programme «Razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya Respubliki Krym // Ministerstvo sel’skogo khozyaystva Respubliki Krym. — URL: msh.rk.gov.ru/structure/9111c267-bfaa-46fe-8eb6-7cf6a0bb2fe0 (data obrashcheniya: 01.12.2024)
19. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta Respubliki Krym za 2022 god // Pravitel’stvo Respubliki Krym. — URL: minfin.rk.gov.ru/structure/5fb53bcb-ef41-499d-986e-fb72ea41f24c (data obrashcheniya: 01.12.2024).
20. Godovoy otchet za 2022 god o khode realizatsii i otsenke effektivnosti Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya Respubliki Krym // Pravitel’stvo Respubliki Krym. — URL: msh.rk.gov.ru/documents/3ee6ec42-b9c6-42d7-ae08-cee3b1b4a3fa (data obrashcheniya: 01.12.2024).
21. Godovoy otchet o khode realizatsii i otsenke effektivnosti Gosudarstvennoy programmy «Razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya Respubliki Krym za 2023 god» // Ministerstvo sel’skogo khozyaystva Respubliki Krym. — URL: msh.rk.gov.ru/documents/435482c5-788a-4623-ab24-a15f954da590 (data obrashcheniya: 01.12.2024).
22. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 19 avgusta 2016 g. N 614 «Ob utverzhdenii rekomendatsiy po ratsional’nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchim sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya» ustanovleny ratsional’nyye normy potrebleniya pishchevykh produktov na 1 cheloveka v god / SPS Konsul’tant. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204200/219fb1400932be8b6fd8587245a10861b8c9b038/ (data obrashcheniya: 05.12.2024).
23. Potrebleniye osnovnykh produktov pitaniya naseleniyem Rossiyskoy Federatsii // Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (data obrashcheniya: 05.12.2024).
24. Svyatokho, N. V. Analiz faktorov, vliyayushchikh na prodovol’stvennuyu bezopasnost’ regiona / N. V. Svyatokho // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 3(36). — S. 141-149. — EDN XXBFTD.
25. Svyatokho, N. V. Aprobatsiya metodiki otsenki prodovol’stvennoy bezopasnosti Respubliki Krym / N. V. Svyatokho // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4(41). — S. 135-144. — EDN ZWQHQN.