Влияние демографической политики на обеспечение бюджетной устойчивости сельских поселений Республики Крым

04.07.2025 | by gudilin gudilin |

THE IMPACT OF DEMOGRAPHIC POLICY ON ENSURING THE BUDGETARY STABILITY OF RURAL SETTLEMENTS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 4 (69), 2024

Section Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336

AUTHORS:

Smetanko Alexander Vasilyevich,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit,

Institute of economics and management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Bogdanova Janneta Anatolyevna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor Department of Public and Municipal Administration,

Institute of economics and management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-4-28-41

PAGES: from 28 to 41

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

Keywords:

budgetary stability, rural settlements, sustainable development, demographic policy, local budget, budget revenues and expenditures.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the impact of demographic policy on the financial stability of rural settlements’ budgets in the Republic of Crimea, which operates within the legal framework of the Russian Federation. Demographic policy, aimed at regulating population size and structure, plays a significant role in the socio-economic development of rural areas, with rural settlements serving as administrative units. In recent years, changes in population size, migration flows, and population aging have posed substantial challenges for the budgets of rural settlements, increasing the burden on maintaining social and infrastructure components.

The article analyzes the influence of demographic factors such as the reduction in the working-age population, the growing proportion of elderly citizens, and migration trends. These factors affect the expenditure side of the budget, increasing costs for healthcare, social security, and infrastructure development. Given the resource limitations of local budgets, there is a pressing need to develop a set of measures aimed at enhancing the revenue streams for the budgets of rural settlements and the Republic of Crimea, as well as optimizing expenditures.

The recommendations presented in the article include measures to increase budget revenues for rural settlements, achievable through improvements in tax administration and the attraction of federal subsidies for programs supporting and developing these areas. An essential aspect is the development of social infrastructure and support for the working-age population through employment programs and social initiatives, which contribute to reducing migration rates and enhancing demographic resilience.

The article highlights key issues and provides recommendations aimed at creating the prerequisites for budgetary stability in rural settlements amidst demographic changes. The proposed approach should be based on balancing demographic and financial policies in the Republic of Crimea to ensure the sustainable socio-economic development of rural settlements.

ВВЕДЕНИЕ

Демографическая политика, как часть социально-экономической стратегии Российской Федерации, представляет собой основополагающий инструмент, направленный на регулирование процессов развития сельских поселений посредством формирования базиса для экономического роста и социальной стабильности сельских территорий. Именно демографическая составляющая сельских поселений обеспечивает наполняемость и финансовую стабильность бюджетов различных уровней, а также формирует объективные предпосылки к развитию производств, созданию дополнительных рабочих мест и как следствие приводит к увеличению показателя ВРП Республики Крым.

Именно бюджетная устойчивость в стратегии развития Республики Крым должна сформировать сбалансированную бюджетную систему, позволяющую обеспечить стабильное финансирование социальных и производственно-технологических программ направленных на нивелирование негативных последствий, связанных с демографической ситуацией.

Следует отметить, что отрицательные демографические изменения отдельно взятых сельских поселений оказывают негативное влияние на развитие сельских территорий. Это приводит к сокращению налоговой базы и одновременному увеличению нагрузки на социальное обеспечение и поддержание инфраструктуры социально значимых объектов на территории сельских поселений, что в свою очередь приводит к снижению и дисбалансу бюджетной устойчивости финансовой системы. В условиях ограниченности ресурсов именно демографическая политика, направленная на привлечение и удержание трудоспособного населения, становится одним из основных инструментов поддержания бюджетной устойчивости и наполняемости бюджетов на различных уровнях.

Целью данного исследования является анализ влияния демографической политики на бюджетную устойчивость сельских поселений Республики Крым. В статье рассматриваются и анализируются ключевые демографические показатели и факторы, которые оказывают влияние на доходы и расходы местных бюджетов, а также обеспечивают меры по обеспечению устойчивости местных бюджетов. Основное внимание уделяется выявлению взаимосвязей между демографической и бюджетной структурой, что позволяет выделять определенные взаимосвязи в процессе бюджетного планирования с учетом демографической ситуации, сложившейся в Республике Крым.

Снижение уровня трудоспособного населения в регионе приводит к резкому сокращению налоговых поступлений и уменьшению объема чистого дохода бюджета, что в свою очередь ограничивает возможности финансирования приоритетных социально-значимых программ. Следует отметить, что увеличение доли пожилого населения требует от органов власти значительных затрат на социальные и медицинские услуги, что приводит к росту бюджетной нагрузки. Таким образом, демографическая и миграционная политика должна формировать условия направленные на увеличение доли трудоспособного населения в сельских поселениях, что позволит в перспективе иметь постоянные налоговые платежи, формирующие доходную составляющую местных бюджетов.

Бюджетная устойчивость сельских поселений должна обеспечиваться посредством сбалансированного сочетания демографической и финансовой политики, направленной на увеличение доходной части бюджета и оптимизацию его расходной структуры.

Настоящее исследование направлено на выработку практических рекомендаций для органов местного самоуправления, позволяющих адаптировать бюджетные процессы для оперативного управления вызовами, а также формированию благоприятных условий для социально-экономического развития сельских поселений.

На основе проведенного сравнительного анализа научных исследований можно выделить несколько аспектов, которые помогут более полно раскрыть цель и задачи, определенные в статье, а именно:

1. Практическое применение финансовых инструментов для повышения бюджетной устойчивости. Большинство рассмотренных статей, включая работы Барамзина С.В. [1] и Едренкиной Н.М. [2], фокусируются на концептуальных аспектах бюджетной устойчивости и недостаточно уделяют внимания практическим механизмам, которые могли бы быть применены в условиях инфляции в сельских поселениях Республики Крым. Барамзин С.В. в своей работе уделяет внимание проблемам местного самоуправления, но не предлагает конкретных финансовых решений, что обосновывает необходимость продолжения исследований, направленных на поиск и внедрение эффективных финансовых инструментов для местных органов самоуправления.

2. Учет демографических изменений при планировании бюджета. Статьи Мищенко И.В. [3] и Арзуманян М.С. [4] в основном затрагивают проблемы, связанные с бюджетной обеспеченностью, но не уделяют достаточного внимания влиянию демографических факторов на бюджетную устойчивость. В частности автор Мищенко И.В. рассматривает социально-экономические аспекты развития, однако раскрывает влияние старения населения и миграции на формирование бюджета. Это создает предпосылки для более глубокого анализа демографической ситуации и разработки конкретных рекомендаций, направленных на минимизацию негативных последствий старения населения и снижения трудоспособного населения.

3. Государственная поддержка развития сельских поселений и территорий. Авторами Семёновой Н.Н. и Бусаловой С.Г. [5] представлены различные инициативы по поддержанию устойчивости сельских территорий, однако нет обоснования в части долгосрочной устойчивости сельских поселений в случае прекращения государственной поддержки. Авторы отмечают важность мер государственной поддержки, но не проводят её эмпирическую проверку. В статье Мирошниченко Т.А. [6] представлена концепция финансово-экономического обеспечения, элементы которой можно и адаптировать сельским поселениям Республики Крым, что позволит обеспечить устойчивое развитие сельских поселений в условиях демографических вызовов.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данной статьи является исследование влияния демографической политики на бюджетную устойчивость сельских поселений Республики Крым.

Исходя из поставленной цели в ходе научного исследования необходимо решить следующие задачи:

  • провести анализ текущей демографической ситуации в Республике Крым, с акцентом на структуру и динамику численности населения;
  • изучить теоретические аспекты демографической политики и её связь с бюджетной устойчивостью;
  • оценить влияние демографических изменений на доходную и расходную части бюджета региона;
  • провести анализ текущего состояния бюджетной устойчивости сельских поселений в Крыму, с акцентом на экономические и социальные показатели.

Решение поставленных задач позволит сформировать общие подходы направленные на повышение устойчивости бюджетов сельских поселений в условиях изменений демографической структуры населения.

МЕТОДЫ

В рамках проведенного исследования применяются методы, позволяющие комплексно оценить влияние демографической политики на бюджетную устойчивость сельских поселений Республики Крым с учетом правовых и экономических аспектов, а именно:

  • анализ нормативно-правовой базы и специализированной литературы — используется для определения правовых основ формирования местных бюджетов в условиях экономических изменений, а также для анализа сущностных характеристик понятий «демографическая политика» и «бюджетная устойчивость». Данный метод помогает понять законодательные аспекты и их влияние на управление бюджетом;
  • методы статистики и анализа — применяются для обработки и сопоставления статистических данных, таких как структура и динамика трудоспособного населения, миграционные потоки, возрастные группы населения и налоговые поступления. Использование данных методов дает возможность количественно оценить влияние демографических факторов на доходную и расходную части местных бюджетов, а также определить эффективность бюджетного и налогового администрирования;
  • сравнительный анализ — применяется для оценки динамики основных бюджетных показателей оказывающих влияние на бюджетную устойчивость сельских поселений, а также раскрытия особенностей изменений укрупнённых статей доходов и расходов в условиях демографических вызовов и мер, направленных на повышение социально-экономической эффективности развития региона;
  • экспертные оценки — привлечение мнений специалистов в области бюджетного управления и демографической политики для качественной оценки эффективности предложенных мер и рекомендаций. Этот метод позволяет учесть опыт и знания экспертов, что способствует повышению качества выводов и рекомендаций.

Использование указанных методов позволяет применить комплексный научно-обоснованный подход к проведенному исследованию и сформировать предложения по обеспечению бюджетной устойчивости сельских поселений Республики Крым в условиях демографических вызовов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Республика Крым характеризуется стабильным уровнем численности населения, с преобладанием сельских поселений, составляющих значительную долю регионального населения. С 2019 по 2023 годы наблюдались умеренные изменения в численности населения, которые сопровождались различными демографическими сдвигами, включая увеличение доли пожилого населения и постепенное снижение уровня рождаемости. Эти демографические изменения способствуют увеличению бюджетной нагрузки на социальные программы и требуют адаптации доходной и расходной части бюджета Республики Крым под заявленные национальные и региональные программы.

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и социальных институтов, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения, управление миграцией, уровнем рождаемости и смертности для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. В условиях региональной бюджетной устойчивости демографическая политика становится особенно важной, так как население, его возрастная структура напрямую влияют на доходную и расходную части бюджетов сельских поселений. Структурные изменения в демографии требуют пересмотра бюджетных приоритетов, учитывая увеличение расходов на социальное обеспечение и сокращение налогооблагаемой базы в районах с высокими темпами старения населения.

В условиях сельских поселений, где миграционные потоки и естественная убыль населения значительно выше, демографическая политика, направленная на стабилизацию и поддержку уровня рождаемости, привлечение рабочей силы и удержание молодых специалистов, имеет ключевое значение для обеспечения устойчивости бюджетов.

Следует отметить, что в настоящее время демографической политике в Российской Федерации уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях управления. Тем не менее демографическая ситуация является одной из острых проблем современного общества. Очевидным является тот факт, что демографический кризис требует от органов власти системных и эффективных мер, результат которых общество сможет увидеть по прошествии определенного количества лет [7, с. 154].

В международном праве вопросы демографии контролирует Конвенция Международной организации труда и Концепция Организации Объединенных Наций. В России регулирует вопросы — Конституция Российской Федерации. В ст. 7 указано, что Россия — социальное государство, нацеленное на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан [8]. В законодательную базу, регулирующую демографическую и семейную политику, уровень и качество жизни населения в России, входят также федеральные законы, указы Президента РФ, в том числе Указ от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный указ нацелен на сокращение различий в качестве жизни граждан в различных регионах, а также в городах и сельской местности [9].

Республика Крым занимает особое место в развитии Южного федерального округа, поскольку регион обладает сложной укоренившейся отраслевой структурой.

Проведем анализ численности населения Российской Федерации, Южного федерального округа и Республики Крым, а также выделим удельный вес численности населения в соотношении с Российской Федерацией и Южным федеральным округом (табл. 1).

Таблица 1. Численность населения Республики Крым и его удельный вес относительно Российской Федерации и ЮФО за 2019-2023 гг. *

Годы Российская Федерация в целом, млн чел. Южный ФО,млн чел. Республика Крым
млн. чел. Удельный вес (РФ), % Удельный вес(ЮФО), %
2019 146,78 16,46 1,91 1,30 11,63
2020 146,75 16,47 1,90 1,29 11,56
2021 146,17 16,72 1,93 1,32 11,55
2022 145,56 16,64 1,92 1,32 11,52
2023 145,32 16,61 1,92 1,32 11,56

* Составлено на основании [10, 11]

По данным таблицы 1 видно, что население Республики Крым составляет в среднем около 1,3 % от общего населения России и примерно 11,5 % от Южного федерального округа. Структурные изменения здесь малозначительны, однако снижение численности населения в последние годы указывает на естественную убыль и проблемы миграции, которые существенно влияют на доходную и расходную части бюджета.

Так же, по данным таблицы 1 видно, что динамика численности населения имеет условно-положительную динамику. В среднем по Российской федерации за последние 5 лет численность населения составляет 145 млн. чел., хотя за исследуемый период данный показатель уменьшается, если рассматривать соотношение 2023 года к 2019, то численность населения России уменьшилась на 1,32 млн. человек, это связанно в большей части с демографическим кризисом, на который влияет много факторов, в том числе связанных с экономической ситуацией в стране.

Для реализации национальных приоритетов и повышения уровня и качества жизни населения в среднесрочный и долгосрочный периоды, в 2016 году была принята Стратегия социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года [12]. Как отмечено в данной стратегии, важный фактор социально-экономического развития страны и её регионов и территориальных подразделений тесно связан с развитием всех отраслей экономики, что в свою очередь должно положительным образом оказывать влияние на доходную и расходную часть бюджета. Правительство Республики Крым определило социально-экономическое развитие территориальных подразделений в качестве приоритетного направления, так как оно занимает ведущее место среди долгосрочных факторов общественного производства, формирующих устойчивое развитие национальной экономики [13].

Одним из ключевых моментов в данной стратегии является демография. В данном разделе отмечено, что «в 2014 году в Республике Крым изменилась доля городского населения по причине отнесения поселков городского типа к сельским населенным пунктам, в результате данных изменений доля городского населения уменьшилась с 62,7 % (на 1 января 2014 года) до 50,8 % (на 1 января 2016 года), а доля сельского населения возросла с 37,3 % до 49,2 %» [13].

Как отмечает Паштетский А.В. «Сельскохозяйственное производство Республики Крым является важнейшим ресурсом страны, поскольку может внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России. Для этого необходимо обеспечить развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие региональные и общенациональные функции» [14, с. 7].

Следовательно, актуальным вопросом является оценка и влияние демографической политики на устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий Республики Крым, что в свою очередь приведет к наполняемости местных и региональных бюджетов.

Основными проблемами демографического развития и занятости населения Республики Крым являются: естественная убыль населения, вызванная высокой смертностью; высокая доля сельского населения по сравнению со среднероссийскими показателями; высокий уровень демографической старости населения Республики Крым; ярко выраженная сезонность рынка труда Республики Крым; более высокая, чем в среднем по Российской Федерации доля занятых в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, и более низкая — в обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, строительстве, что может быть обусловлено высокой долей теневой занятости в экономике.

Рассмотрение проблемы начнем с мониторинга изменения удельного веса сельского населения республики в общей численности населения по данным Крымстата с 2019 по 2023 годы (табл. 2).

Таблица 2. Динамика и структура численности населения Республики Крым за 2019-2023 годы *

Годы Городское и сельское население Городское население Сельское население
человек человек удельный вес человек удельный вес
2019 1912622 975208 50.99 % 937414 49.01 %
2020 1901578 966232 50.81 % 935346 49.19 %
2021 1931091 974231 50.45 % 956860 49.55 %
2022 1916805 963958 50.29 % 952847 49.71 %
2023 1909499 958534 50.20 % 950965 49.80 %

* Составлено на основании [11]

Из таблицы 2 видно, что наблюдается снижение численности городского населения при относительном росте сельского является важным аспектом для понимания тенденций миграции и их влияния на бюджетные показатели. Сельское население демонстрирует устойчивую численность, что требует дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры. В частности, удельный вес сельского населения в Крыму незначительно колебался в течение последних лет, составив в 2023 году 49,80 %. По данным Росстата уровень сельского населения на 01.01.2023 года в целом по Российской Федерации составил 25,1 %, то есть практически в 2 раза меньше, чем по Республике Крым. Казалось бы, ситуация благоприятная, однако динамика численности работников, непосредственно, занятых в АПК несколько другая.

Сельское население занимает в Республике Крым больший удельный вес и требует от руководства Республики Крым проводить ежегодную корректировку бюджетной политики с учетом демографической нагрузки, особенно на социальные и инфраструктурные расходы. Увеличение доли сельского населения требует дополнительных инвестиций для обеспечения социальной стабильности и бюджетной устойчивости.

Особое внимание необходимо обратить на динамику, соотношение и удельный вес трудоспособного населения, формирующего ВРП и проживающего в городах и сельских поселениях Республики Крым (табл. 3).

Таблица 3. Динамика среднесписочной численности работников и численности трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве в Республике Крым за 2019-2023 гг. *

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. Динамика2023/2019 (+/-)
Динамика среднесписочной численности работников (без внешних совместителей)по полному кругу предприятий по видам экономической деятельности
Всего 414033 416379 407432 408086 404854 -9179
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, чел. 18417 17758 16548 16707 17306 -1111
Удельный вес среднесписочной численности работников в сельском хозяйстве, % 4,45 4,26 4,06 4,09 4,27 -0,17
Динамика численности трудовых ресурсов в Республике Крым
Численность трудовых ресурсов, чел. 1097253 1079359 1087911 1117354 1105688 + 8435
Среднегодовая численность занятых в экономике, чел. 852711 843025 850156 853417 890576 + 37865
Удельный вес, % 77,71 78,10 78,15 76,38 80,54 + 2,83
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, чел. 98275 87586 85664 74317 77195 -21080
Удельный вес, % 11,53 10,39 10,08 8,71 8,67 -2,86

* Составлено на основании [11]

Проанализировав таблицу 3 можно утверждать, что динамика среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в сельском хозяйстве по видам экономической деятельности за анализируемый период нестабильна. Так, в 2019 году наблюдалось максимальное количество занятых в сельском хозяйстве — 18417 человека, а в 2021 году наблюдается минимальное количество — 16548 человека, в 2023 году появляется некоторый рост в сравнении с 2021 и 2022 годами, но при этом в 2023 году в сравнении с 2019 годом идет спад численности — на 1111 человек. Удельный вес среднесписочной численности работников в сельском хозяйстве (2023/2019 год) уменьшился с 4,45 % до 4,27 %.

Численность трудовых ресурсов в сельском хозяйстве республики Крым, в 2019 году составляла 98275 человек, а в 2023 году — 74317 человек, то есть видна отрицательная динамика, произошло уменьшение на 21080 человек. Наблюдается отрицательная динамика удельного веса среднегодовой численности населения, занятых в сельском хозяйстве. В 2019 году он составлял 11,53 %, а в 2023 году снизился до 8,67 %.

За последние 5 лет прослеживается положительный прирост (за счет миграции) сельского населения по Республике Крым, но трудоспособного населения становится меньше.

Следует отметить, что демографические изменения, происходящие в Республике Крым напрямую воздействуют на структуру доходов и расходов регионального бюджета. Именно рост трудоспособной численности сельского населения увеличивает потребность в социальных расходах, таких как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, и требует значительных затрат на развитие инфраструктуры. Одновременно трудоспособное население при наличии полноценных рабочих мест позволяет сформировать устойчивые местные бюджеты и обеспечить наполняемость бюджетов.

Рассмотрим возрастной состав населения Крыма по данным Крымстата на 1 января 2023 года (табл. 4).

Таблица 4. Анализ возрастного состава населения Республики Крым на 01.01.2023 г. *

Возраст (лет) Все население Городское население Сельское население
Итого численность, чел. 1 916 805 963 958 952 847
младше трудоспособного, чел. 358 630 175 374 183 256
• удельный вес (младше трудоспособного) (%) 18,71 18,19 19,23
в трудоспособном (мужчины 16-61 лет, женщины 16-56 лет), чел.: 1 061 117 536 966 524 151
• удельный вес 55,36 55,70 55,01
старше трудоспособного возраста (мужчины 62 года и старше, женщины 57 лет и старше), чел.: 497 058 251 618 245 440
• удельный вес 25,93 26,10 25,76

* Составлено на основании [11]

Из таблицы 4 видно, что значительная часть населения, особенно в сельской местности, находится либо за пределами трудоспособного возраста, либо в младших возрастных группах. Это увеличивает нагрузку на социальные расходы бюджета, такие как пенсионное обеспечение, пособия на детей нетрудоспособного возраста, здравоохранение и образование, при одновременном уменьшении числа налогоплательщиков, формирующих доходную часть бюджета.

Проведя анализ численности населения по возрасту, можно отметить, что трудоспособная его часть составляет 55,36 %, причем удельный вес трудоспособного городского населения составляет 55,7 %, а сельского — 55,01 %. Следует отметить, что большая часть трудоспособного сельского населения попадает в категорию внутренняя миграция, что обусловлено отсутствием рабочих мест в сельских поселениях. Следует отметить, что для Республики Крым внутрирегиональные перемещения происходят в направлении «село-город», а жителей из северных, северо-западных и некоторых центральных регионов полуострова в приморские. Это объясняется разным уровнем их социально-экономического и регионального развития территорий, на которых формируются и создаются производственные мощности и рабочие места.

Характерной чертой для Республики Крым с 2022 года по настоящий период времени является наличие ярко выраженной миграции, которая связана с переселением населения из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.

Отдельной группой сельскохозяйственного населения являются самозанятые трудоспособные лица, часть которых работает удаленно или имеют регистрацию в других регионах Республики или субъектов Российской Федерации. По данной группе достаточно сложно спрогнозировать обеспеченность лиц рабочими местами [13].

Для сельскохозяйственных территорий Республики Крым основными источниками доходов являются налоговые и неналоговые поступления, а также федеральные трансферты. Сельское население, обеспечивающее агропромышленное производство, вносит свой вклад в доходы, однако доля налоговых поступлений остается ограниченной ввиду особенностей структуры экономики Республики Крым.

Рассмотрим валовый региональный продукт Республики Крым в части его формирования с участием сельского населения, а также рассчитаем ВРП на душу сельского населения (табл. 5).

Таблица 5. Валовый региональный продукт Крыма, приходящийся на сельское население Республики Крым за 2018-2022 годы *

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Динамика
2022/2018 %
Валовой региональный продукт, млн руб. 437438 475525,3 517147,3 614282,9 655921,3 + 218483,3 49,95
в том числесельское, лесное хозяйство, охота,

рыболовство и рыбоводство, млн руб.

25395,9 28620,1 30358,3 45208,6 50836,8 + 25440,9 100,18
удельный вес, % 5,81 6,02 5,87 7,36 7,75 +1,94
Численность сельского населения, чел. 936937 937414 935346 956860 952847 + 15910,00 1,70
ВРП на душу сельского населения 0,027 0,031 0,032 0,047 0,053 + 0,03

* Составлено на основании [11]

Данные из таблицы 5 показывают положительную динамику во вкладе агропромышленного сектора, однако его доля в общем ВРП остается на уровне около 8 %. В сельских поселениях важно развитие малых форм предпринимательства, что позволит расширить налогооблагаемую базу и увеличить доходы бюджета.

Для общего понимания роли и значения занятости населения, проживающего на сельскохозяйственных территориях, необходимо провести анализ объема и структуры доходов населения Республики Крым за период с 2019 по 2023 годы, что позволит всесторонне дать оценку демографической и социально-экономической политики региона, направленной на стабильность бюджетной устойчивости и повышение качества жизни населения (табл. 6). Именно структурное распределение доходов позволяет раскрыть основу основных бюджетных поступлений, определить степень их влияния на экономическую активность региона и устойчивость бюджета, уровень занятости и реальных доходов населения от предпринимательской деятельности.

Таблица 6. Динамика доходов населения Республики Крым за 2019–2023 гг., млн руб. *

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023 Динамика
2022/2018 %
Денежные доходы — всего 513 187 540 000 570 000 600 000 630 000 + 116 813 + 22,76
в том числе:
Доходы от предпринимательской деятельности 32 314 33 000 34 000 35 000 36 000 + 3 686 + 11,41
Оплата труда наёмных работников 325 916 340 000 355 000 370 000 385 000 + 59 084 + 18,13
Социальные выплаты 130 971 135 000 140 000 145 000 150 000 + 19 029 + 14,53
Доходы от собственности 11 079 11 500 12 000 12 500 13 000 + 1 921 + 17,34
Другие доходы 12 907 12 500 12 000 11 500 11 000 -1 907 -14,77

* Составлено на основании [11]

Данные, представленные в таблице 6, показывают стабильный рост доходов населения Республики Крым за последние пять лет. Общий рост составил 22,76 %, что свидетельствует об изменениях в социально-экономическом положении региона. Основным следствием роста является увеличение оплаты труда наемных работников, что свидетельствует о росте занятости, повышении уровня заработной платы и укреплении рынка труда. Именно увеличение доли трудовых доходов и социальных выплат положительно сказывается на бюджете, однако для дальнейшего роста важно создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, что с одной стороны приведёт в кратко- и среднесрочной перспективе к увеличению доходной части бюджета за счет налоговых поступлений, а с другой — к сокращению расходов на социальные выплаты тем самым повышая устойчивость бюджетов на местном и региональном уровне.

Хочется отметить, что наибольшую часть расходов составляют статьи, связанные с реализацией мероприятий по социальной политике, развитием инфраструктуры и поддержкой сельских поселений. Именно демографическая нагрузка на сельские территории требует выделения значительных бюджетных средств на образование, здравоохранение, производственные и инфраструктурные проекты.

В процессе формирования и использования бюджета Республики Крым ключевую роль играют расходы на национальные проекты, мероприятия по реализации экономической политики, развитии сферы здравоохранения и инфраструктурных проектов. Именно показатели бюджетных расходов отражают приоритетные направления государственной поддержки, направленные на стимулирование экономического роста, улучшение качества жизни, гарантии социального обеспечения и устойчивое развитие занятости населения, проживающего на сельских территориях. Оценка изменений в расходах за период с 2021 по 2023 годы позволяет выявить динамику бюджетных приоритетов, а также оценить эффективность распределения финансовых ресурсов в условиях меняющейся социально-экономической ситуации (табл. 7).

Таблица 7. Динамика расходов бюджета Республики Крым за 2021-2023 гг., млн руб. *

Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. Динамика
2022/2018 %
Расходы, в том числе 223477,2 284653,4 321748,6 +98271,4 +43,96
Общегосударственные вопросы 8451,7 9006,4 9254,3 +802,6 +9,50
Национальная оборона 46,5 6204,9 1380,4 +1333,9 +2868,39
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1637,3 1577,6 1783,5 +146,2 +8,93
Национальная экономика 66536,9 101917,1 116471,9 +49935,0 +75,06
Жилищно-коммунальное хозяйство 31822,9 44137,0 34951,0 +3128,1 +9,83
Охрана окружающей среды 755,3 999,6 476,8 -278 -36,88
Образование 41726,6 47403,8 47366,8 +5640,2 +13,52
Культура, кинематография 6284,5 7539,8 7773,5 +1489,0 +23,70
Здравоохранение 26889,0 22293,4 21756,0 -5133,0 -19,10
Социальная политика 35056,1 40076,5 76360,6 +41304,5 +117,85
Физическая культура и спорт 2956,8 2326,2 2791,3 -165,5 -5,60
Средства массовой информации 1310,2 1148,3 1249,5 -60,7 -4,63
Обслуживание государственного и муниципального долга 3,4 23,1 133,0 +129,6 +3817,65

* Составлено на основании [11]

Анализ динамики расходов бюджета Республики Крым на период с 2021 по 2023 годы показывает увеличение расходов по ключевым направлениям, что отражает адаптацию бюджетной политики к текущим социально-экономическим вызовам. В целом за анализируемый период расходы увеличились на 98 271,4 млн руб., что составляет 43,96 %. Наибольшее увеличение расходов происходит по статьям затрат в части социальной политики и национальной экономики, что отражает ориентацию государственной политики и меры поддержки на стимулирование экономического роста и социальную поддержку населения. Финансирование наиболее значимых направлений социального и экономического направления способствуют достижения устойчивого развитию региона и повышению уровня жизни населения.

Как отмечалось ранее, бюджетная устойчивость сельских поселений Республики Крым является основой для обеспечения стабильного социально-экономического развития региона. Она определяется способностью местных бюджетов обеспечивать выполнение всех социальных обязательств, развивать инфраструктуру и сохранять сбалансированное финансовое положение даже в условиях экономических и демографических изменений.

Основные факторы, влияющие на бюджетную устойчивость, включают демографическую структуру населения, доходы от налоговых поступлений, поддержку со стороны федерального бюджета, а также уровень экономической активности в сельской местности.

В последние годы значительное влияние на устойчивость бюджетов сельских поселений оказали демографические изменения, включая старение населения и снижение численности трудоспособных граждан. Эти процессы увеличивают нагрузку на социальные расходы, такие как здравоохранение, социальное обеспечение и образование, что, в свою очередь, требует дополнительных источников финансирования.

Анализ бюджетной устойчивости Республики Крым за период с 2021 по 2023 годы представлен в таблице 8.

Таблица 8. Динамика доходов и расходов Республики Крым за 2021-2023 г. *

Год Доходы Расходы Дефицит / Профицит Комментарий по результатам исполнения бюджета
млн руб.
2021 218 129,7 223 477,2 -5 347,5 Дефицит бюджета обусловлен увеличением социальных расходов, вызванных ростом доли пожилого населения.
2022 283 709,7 284 653,4 -943,7 Дефицит сократился благодаря увеличению налоговых доходов и оптимизации расходов.
2023 322 048,4 321 748,6 +299,8 Профицит бюджета достигнут за счет повышения эффективности администрирования и привлечения федеральных субсидий.

* Составлено на основании [11]

Анализ бюджетной устойчивости Республики Крым за период с 2021 по 2023 годы показывает, что в 2021 году дефицит бюджета составил 5 347,5 млн. руб. Высокий дефицит был вызван значительным увеличением социальных расходов, связанных с: последствиями пандемии COVID-19; ростом доли пожилого населения; увеличение дополнительных затрат на здравоохранение и социальное обеспечение; сокращением численности трудоспособных граждан. В 2022 году благодаря увеличению налоговых поступлений и оптимизации расходов дефицит бюджета сократился до 943,7 млн. руб., а в 2023 году благодаря повышению эффективности налогового администрирования, привлечению федеральных субсидий и реализации программ по поддержке трудоспособного населения бюджет вышел на профицит в размере 299,8 млн. руб.

Сравнительный анализ доходов и расходов показывает, что для повышения бюджетной устойчивости необходимо продолжать работать над увеличением доходной части бюджета. Это может быть достигнуто за счет развития предпринимательства в сельской местности, улучшения налогового администрирования, а также привлечения федеральных и региональных субсидий на реализацию социально значимых программ. Например, успешной инициативой стало внедрение программы поддержки сельского бизнеса «Агростартап», которая предоставляет гранты на создание и развитие малых форм предпринимательства. Также программа «Сельская ипотека» направлена на улучшение жилищных условий молодых семей, что, в свою очередь, дало определенный положительный результат социально-экономического развития сельских территорий Республики Крым.

Следует отметить, что меры, направленные на стимулирование рождаемости, поддержку молодых семей и снижение миграционного оттока, значительно улучшают ситуацию на сельских территориях. Это достигается за счет меры направленных на выплату единовременных пособий при рождении ребенка, предоставление льготной ипотеки для молодых семей, а также создание программ по обеспечению доступного детского дошкольного образования. В частности, поддержка трудоспособного населения через создание новых рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры и программы занятости также способствует росту налоговой базы и снижению нагрузки на социальные расходы. Именно комплексный подход к решению выделенных проблем поможет улучшить демографическую ситуацию, снизить миграционный отток, повысить занятость через создание новых рабочих мест, что в перспективе обеспечит долгосрочное социально-экономическое развитие сельских поселений с устойчивой бюджетной стабильностью.

ВЫВОДЫ

Обеспечение бюджетной устойчивости сельских поселений Республики Крым требует учета множества факторов, включая демографические изменения, экономическую активность и зависимость от внешних источников финансирования. Снижение численности трудоспособного населения, старение населения и ограниченность внутреннего налогового потенциала представляют собой основные вызовы, с которыми сталкиваются местные бюджеты. Эти факторы не только увеличивают нагрузку на социальные расходы, но и снижают возможности для финансового планирования и инвестиционной активности.

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы, а именно:

  • зависимость бюджетной устойчивости от внешней финансовой поддержки снижает гибкость бюджетного управления на региональном уровне, уменьшая возможности для инвестирования в долгосрочные проекты. Для обеспечения устойчивости бюджетов необходимо улучшение налогового потенциала и диверсификация доходов, что позволит снизить зависимость от внешних источников;
  • ограниченная роль сельского хозяйства в формировании ВРП Республики Крым не позволяет в настоящий период времени добиться бюджетной устойчивости сельских поселений. Несмотря на значимость сельского хозяйства для экономики региона, его вклад в валовый региональный продукт (ВРП) остается недостаточным для обеспечения полноценной бюджетной устойчивости. Развитие малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве может значительно повысить финансовую устойчивость сельских территорий. Практически необходимо внедрять программы поддержки малого агропромышленного бизнеса, что будет способствовать увеличению доходов и созданию новых рабочих мест в сельской местности. На уровне правительства Республики Крым необходимо формировать благоприятные условия для предпринимательства через упрощение налоговых процедур и предоставление грантов на открытие бизнеса, что позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней;
  • необходимость оптимизации социальных расходов обусловлена необходимостью сбалансирования доходной и расходной части местных бюджетов и регионального бюджета Республики Крым. Именно рост социальных расходов, вызванный увеличением доли пожилого населения, требует оптимизации расходной части бюджета. Оптимизация расходов на здравоохранение и социальное обеспечение может повысить эффективность использования бюджетных средств. Это подразумевает внедрение эффективных систем мониторинга, администрирования и контроля эффективности социальных программ и использования средств, выделяемых на поддержание социально-экономической устойчивости Республики Крым;
  • инвестиции в человеческий капитал для стабилизации демографической ситуации позволят увеличить уровень рождаемости, снизить миграционный отток населения с сельских территорий. Развитие социальной инфраструктуры, предоставление льготной ипотеки и доступ к детскому дошкольному образованию положительно влияют на удержание трудоспособного населения в сельских поселениях;
  • оптимизация использования бюджетных средств и социальное перераспределение позволит обеспечить устойчивости бюджета лишь при условии перераспределения средств в пользу наиболее эффективных социально-экономических программ. Мониторинг и регулярный аудит эффективности бюджетных расходов позволит выявлять и устранять неэффективные расходы;
  • снижение зависимости от федеральных субсидий через диверсификацию источников доходов позволит выйти на профицит местных бюджетов. Важно диверсифицировать источники доходов для обеспечения финансовой независимости местных бюджетов. Развитие сельского туризма, привлечение частных инвестиций и стимулирование кооперации между малыми сельскохозяйственными предприятиями помогут повысить конкурентоспособность региона и снизить зависимость от внешних субсидий.

Таким образом, устойчивость бюджетов сельских поселений должна базироваться на сбалансированном сочетании мер, направленных на развитие местной экономики, поддержку трудоспособного населения и оптимизацию бюджетных расходов. Только научно обоснованный и комплексный подход к бюджетному управлению позволит обеспечить стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий Республики Крым в долгосрочной перспективе.

REFERENCES

1. Baramzin, S. V. Problemy byudzhetnoy obespechennosti sel’skikh poseleniy / S. V. Baramzin // Finansy i kredit. — 2010. — № 6(390). — S. 63-66. — EDN KYZMDZ.

2. Yedrenkina, N. M. Teoreticheskiye podkhody formirovaniya ustoychivogo razvitiya sel’skikh territoriy / N. M. Yedrenkina // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2015. — № 7(129). — S. 169-176. — EDN TXGNUD.

3. Mishchenko, I. V. Teoreticheskiye voprosy formirovaniya ustoychivogo razvitiya sel’skikh poseleniy / I. V. Mishchenko // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2011. — № 346. — S. 123-125. — EDN NULKKP.

4. Arzumanyan, M. S. Metodika opredeleniya urovnya vliyaniya byudzhetnoy obespechennosti munitsipal’nykh rayonov na ustoychivost’ razvitiya sel’skikh territoriy Orlovskoy oblasti / M. S. Arzumanyan // Vestnik agrarnoy nauki. — 2023. — № 4(103). — S. 109-116. — DOI 10.17238/issn2587-666X.2023.4.109. — EDN AXKVUO.

5. Semenova, N. N. Gosudarstvennaya finansovaya podderzhka ustoychivogo razvitiya sel’skikh territoriy v regione / N. N. Semenova, S. G. Busalova // Natsional’nyye interesy: prioritety i bezopasnost’. — 2016. — T. 12, № 5(338). — S. 46-56. — EDN VXMYKJ.

6. Miroshnichenko, T. A. Kontseptsiya finansovo-ekonomicheskogo obespecheniya ustoychivogo inklyuzivnogo razvitiya sel’skikh territoriy / T. A. Miroshnichenko, S. V. Podgorskaya // Uchet i statistika. — 2022. — № 2(66). — S. 23-31. — DOI 10.54220/1994-0874.2022.80.81.004. — EDN GHLKMA.

7. Razumova, M. A. O realizatsii demograficheskoy politiki v regione / M. A. Razumova, A. A. Zaychenko // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel’skokhozyaystvennoy akademii. — 2021. — № 8. — S. 154-161. — EDN DWWXXE.

8. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii 12.12.1993 g. (redaktsiya ot 01.07.2020 g.) // Konsul’tant Plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 30.10.2024).

9. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki regional’nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 16 yanvarya 2017 g. № 13 // Konsul’tant Plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (data obrashcheniya: 02.11.2024).

10. Chislennost’ naseleniya Yuzhnyy federal’nyy okrug: Statistika po godam 1991-2022 // Chislennost’-naseleniya.rf. — Rezhim dostupa: chislennost’-naseleniya.rf/yuzhnyy-federal’nyy-okrug (data obrashcheniya: 30.10.2024).

11. Respublika Krym v tsifrakh. 2023: Krat.stat.sb. / Krymstat. — Simferopol’, 2024. — 223 s. — URL: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Respublika %20Krym %20v %20tsifrakh %20za %202023 %20god.pdf (data obrashcheniya: 30.10.2024).

12. O Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym na period do 2030 goda: Zakon Respubliki Krym ot 09 yanvarya 2017 goda № 352-ZRK/2017 // Konsul’tant Plyus. — URL: www.consultant.ru/law/podborki/strategiya_socialno-jekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_krym_do_2030_goda/ (data obrashcheniya: 30.10.2024).

13. Smetanko, A. V. Otsenka i vliyaniye demograficheskoy politiki na ustoychivoye razvitiye sel’skokhozyaystvennykh territoriy Respubliki Krym / A. V. Smetanko, Zh. A. Bogdanova, Ye. V. Bogdanov // Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravleniye. — 2024. — T. 10, № 2. — S. 92-104. — EDN PWSOOC.

14. Problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya sel’skikh territoriy Kryma : Kollektivnaya monografiya / M. N. Borisenko, N. Ye. Volkova, N. A. Golubkina [i dr.] ; Pod redaktsiyey V.S. Pashtetskogo. — Simferopol’ : IT «ARIAL», 2019. — 252 s. — ISBN 978-5-907162-56-3. — DOI 10.33952/978-5-907162-56-3. — EDN DXQLJK.

11 ноября 2024 года