DIGITIZATION AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REGIONS OF RUSSIA
ЦИФРОВИЗАЦИя КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 1 (66), 2024
Section Economics and management of regional economy
Publication text (PDF): Download
UDK: 339.9
AUTHORS:
Shutaieva Elena Alekseevna,
PhD in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of World Economy,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Сrimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Pobirchenko Viktoriya Viktorovna
PhD in Geographics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of World Economy,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Сrimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.29039/2312-5330-2024-1-183-196
PAGES: from 183 to 196
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
Keywords:
digitalization, digital transformation, digital payment systems, international transfers, international payments, transactions, foreign economic activity.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article is dedicated to one of the key trends of modern society, which has a multiplicative impact on all spheres and socio-economic processes — digitalization. It is emphasized that digitalization of the external economic sphere not only opens up new horizons and opportunities for the development of international economic cooperation, modernization of businesses, and strengthening of the country’s competitiveness on the global stage but also presents numerous challenges and risks.
Using data on the dynamics of digital activity levels among the population and organizations, development of digital infrastructure, and expenditures on digital technologies, an analysis of the impact of digitalization processes on external economic activities at the regional level was conducted. Indicators such as digital literacy of the population and competencies were identified as key factors influencing the effectiveness of digitalization in the regional context. The obtained results allow for the identification of a sustainable trend of growth in all examined indicators. However, nominally low values indicate the need for additional efforts in the area of digital literacy among the population and the development of basic digital skills.
Inequality in the impact of digitalization on external economic activities in the regions (federal districts) of Russia was revealed. Leading regions in terms of digitalization levels, such as the Ural, Central, and Northwestern federal districts, demonstrate high levels of GDP and foreign trade turnover per capita, indicating their high socio-economic development and active participation in external economic activities.
The advantages of digitalization, its role in international transfers and payments by simplifying processes, reducing costs, increasing speed, and enhancing transaction security, are demonstrated. Emphasis is placed on the advantages of digital payment systems in terms of improving accessibility for businesses and consumers, reducing barriers in international transactions.
The conclusions of the study highlight not only the positive aspects of digitalization but also the risks, such as cybersecurity threats, the monopolistic position of major IT companies in the market, and the need for human capital development. The research results can serve as a basis for shaping regional strategies and policies aimed at balancing the positive and negative consequences of digitalization and effectively utilizing digital technologies for sustainable regional development.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мировое сообщество переживает быстрый и необратимый процесс цифровизации, охватывающий все сферы общественной жизни. Этот процесс имеет существенное воздействие на международную торговлю, где новые цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, «интернет вещей» и блокчейн, формируют новые рынки, виды товаров и услуг, а также бизнес-модели. Цифровая «модернизация» международной торговли приводит к интенсификации торговли информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), масштабному развитию электронной коммерции, особенно в сегменте между предприятиями (B2B) и появлению активных цифровых платформ. Цифровизация играет важную роль в международных переводах и платежах за счет упрощения процессов, снижения затрат, улучшения скорости и повышения уровня безопасности.
В контексте этих изменений внешнеэкономическая деятельность России становится объектом значительных трансформаций под воздействием цифровых технологий, которые обладают мультипликативным эффектом. Эти трансформации охватывают различные аспекты торговли, включая интеграцию ИКТ-услуг, активное развитие электронных форм торговли между предприятиями, а также появление и расширение сферы влияния цифровых платформ.
Этот динамичный процесс внедрения цифровых инноваций внутри внешнеэкономической сферы России подчеркивает необходимость детального изучения этих трансформаций и адаптации к новым вызовам и возможностям, созданным цифровой революцией в международной торговле.
Проблеме оценки уровня цифровизации российских регионов посвящено значительное количество публикаций, авторами которых являются: В. Л. Абашкин и Г. И. Абдрахманова [4; 12], М.В. Аликаева и Л. О. Асланова [1; 2], Г. Х. Батов [3], С. А. Васильковский [4], К. О. Вишневский [4; 12], В. В. Камнева [5], Л. В. Кох и Ю. В. Кох [6], Г. П. Литвинцева [7], И. В. Наумов [8], В. В. Степанова [11], И. В. Чистникова [13], И. Н. Щепина [14]. Но эти и другие исследования, как российских, так и зарубежных авторов, требуют продолжения и развития.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Российская Федерация на современном этапе активно осуществляет внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни и государственного управления. Указом Президента Российской Федерации от 09.07.2017 г. № 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2], которая направлена на обеспечение национальных интересов, реализацию стратегических приоритетов и формирование национальной цифровой экономики.
В связи с этим, цифровизация становится все более значимым фактором для развития и внешнеэкономической деятельности России. Однако существует необходимость в более глубоком понимании этого процесса и его влияния на социально-экономическое развитие регионов страны. Важность проведения подобных исследований подчеркивается принятием Национальной программы «Цифровая экономика России 2024», расширением инструментов государственной поддержки в рамках Национальной технологической инициативы, а также других мер научно-технической и инновационной политики, таких как программы Министерства науки и высшего образования России, Минпромторга России, институтов развития и других.
Цель исследования: анализ цифровизации как неотъемлемого элемента развития внешнеэкономической деятельности регионов России с целью выявления основных тенденций, вызовов и преимуществ данного процесса.
МЕТОДЫ
Теоретическую и методологическую основы исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых в области внешнеэкономической деятельности и тенденций ее цифровизации. Применены методы систематизации данных, логико-структурный анализ и синтез для более глубокого понимания предметной области.
С учётом имеющейся информационной базы исследования, в качестве показателей, характеризующих влияние процессов цифровизации на развитие внешнеэкономической деятельности в России на региональном уровне рассмотрены следующие показатели: 1) цифровая активность населения и организаций; 2) развитие цифровой инфраструктуры; 3) затраты на цифровые технологии. Эти показатели позволили более детально изучить воздействие цифровизации на развитие внешнеэкономической сферы в российских регионах и выявить особенности и различия в этом процессе на уровне отдельных регионов (федеральных округов).
РЕЗУЛЬТАТЫ
В современном динамичном мире процесс цифровизации оказывает значительное воздействие на все аспекты общественной и экономической жизни. В этом контексте, внешнеэкономическая деятельность становится объектом особого интереса, поскольку цифровые технологии не только преобразуют традиционные модели бизнеса, но и создают новые возможности для международного взаимодействия.
Для анализа цифровизации в контексте влияния ее на внешнеэкономическую деятельность нами оценивались следующие показатели:
1) Показатели, характеризующие вклад цифровизации домохозяйств/индивидов (рабочей силы) в развитие внешнеэкономической деятельности. Данная группа показателей свидетельствует о цифровой активности населения и его возможности и готовности к участию в осуществлении экономической в целом и внешнеэкономической деятельности, в том числе.
1.1) Количество домохозяйств, имеющих доступ к интернету (удельный вес домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету, в общем числе домашних хозяйств) (табл. 1).
Таблица 1. Использование широкополосного доступа к сети Интернет в домашних хозяйствах, в % от общего числа домашних хозяйств *
Регион / Федеральный округ | Год | |||
---|---|---|---|---|
2015 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Центральный (ЦФО) | 67,4 | 76,5 | 79,6 | 84,7 |
Северо-Западный (СЗВО) | 76,7 | 76,6 | 79,3 | 82,4 |
Южный (ЮФО) | 69,7 | 72,7 | 76,6 | 85,3 |
Северо-Кавказский (СКФО) | 60,5 | 68,1 | 75,8 | 83,2 |
Приволжский (ПФО) | 65,4 | 71,8 | 75,1 | 79,7 |
Уральский (УФО) | 66,0 | 73,5 | 78,3 | 82,4 |
Сибирский (СФО) | 63,4 | 71,1 | 72,8 | 80,4 |
Дальневосточный (ДФО) | 59,1 | 71,7 | 75,7 | 83,1 |
Всего по Российской Федерации | 66,8 | 73,6 | 77,0 | 82,6 |
* Составлено по [10]
Количество домохозяйств, имеющих доступ к интернету, во всех регионах имеет устойчивую тенденцию роста. При этом следует отметить, что в большинстве промышленно развитых стран этот показатель превышает 90 %. Согласно статистическим данным, представленным ВШЭ [4], в Республике Корея все домашние хозяйства имеют доступ к Интернету, 99 % — в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии и Швейцарии.
В России к 2023 году лидирующие позиции по удельному весу домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету, занял Южный федеральный округ (85,3 %). Значительно увеличилась за последние пять лет цифровая активность населения в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах.
1.2) Население, использующее сеть Интернет для заказа товаров и услуг (Удельный вес населения, использующего интернет для заказа товаров, услуг, в общей численности населения в возрасте 15–74 лет, %);
К сожалению, население в Российской Федерации не в полной мере используют возможности сети Интернет в удовлетворении своих потребностей в тех или иных товарах и услугах. И это несмотря на тот факт, что за период 2013–2022 гг. в целом в РФ использование интернет для заказа товаров, услуг увеличилось в более чем 3 раза, с 15,3 % до 46,6 % [4]. Наиболее активно практикуют онлайн-шоппинг пользователи в возрасте от 25 до 29 лет (74,1 %), при этом сокращается разрыв по количеству совершенных покупок между данной группой и группой от 30 до 59 лет. Однако, в других странах население значительно более активно используют интернет для заказа товаров, услуг — в Норвегии 92 %, Великобритании — 90 %, Швеции — 87 %, Франции — 76 %, Словении — 71 %, Венгрии — 66 %, Польше и США — 61 % [4].
Среди факторов, сдерживающих использование Интернета, основными являются: отсутствие необходимости, желания или интереса, а также недостаток навыков работы в интернете. Что свидетельствует о низком уровне цифровой грамотности населения и отсутствии основных цифровых компетенций.
2) Показатели, характеризующие цифровую активность организаций и вклад цифровизации организаций в развитие внешнеэкономической деятельности.
2.1) Использование широкополосного доступа к сети Интернет в организациях, в % от общего числа обследованных организаций (табл. 2).
Таблица 2. Использование широкополосного доступа к сети Интернет в организация, в % от общего числа обследованных организаций *
Регион / Федеральный округ | Год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2010 | 2015 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Центральный (ЦФО) | 58,8 | 83,0 | 88,5 | 58,8 | 74,6 | 73,5 |
Северо-Западный (СЗВО) | 61,7 | 85,1 | 88,9 | 62,4 | 77,0 | 76,0 |
Южный (ЮФО) | 54,8 | 75,5 | 86,6 | 54,6 | 74,1 | 72,0 |
Северо-Кавказский (СКФО) | 55,5 | 80,9 | 74,5 | 48,2 | 72,0 | 67,4 |
Приволжский (ПФО) | 56,3 | 78,6 | 88,7 | 58,3 | 76,5 | 74,3 |
Уральский (УФО) | 65,6 | 82,5 | 86,3 | 60,3 | 77,5 | 76,3 |
Сибирский (СФО) | 51,7 | 75,2 | 83,8 | 56,5 | 76,8 | 76,6 |
Дальневосточный (ДФО) | 46,2 | 74,6 | 84,6 | 61,0 | 75,0 | 73,8 |
Всего по Российской Федерации | 56,7 | 79,5 | 86,6 | 58,1 | 75,6 | 74,1 |
* Составлено по [10]
Наиболее активно широкополосный доступ в Интернет использовался российскими предприятиями в 2019 году, как в среднем по стране, так и в разрезе отдельных регионов. Основные цели использования: электронная почта, поиск необходимой информации, осуществление банковских и иных финансовых операций.
В целом, наличие широкополосного доступа в Интернет создает инфраструктурные условия для расширения международных связей и участия в глобальной экономике. Однако важно отметить, что положительные эффекты зависят от широкого распространения доступа и сбалансированного развития цифровой инфраструктуры, чтобы избежать новых форм неравенства в возможностях между различными странами и регионами.
2.2) Наличие организаций, имеющих ВЕБ-САЙТ, в % от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации (табл. 3).
Таблица 3. Организации, имеющие ВЕБ-САЙТ, в % от общего числа обследованных организаций *
Регион / Федеральный округ | 2005 г. | Место в рейтинге, 2005 | 2022 г. | Место в рейтинге, 2022 |
---|---|---|---|---|
Центральный (ЦФО) | 18,0 | 1 | 46,0 | 3-4 |
Северо-Западный (СЗВО) | 17,7 | 2 | 48,7 | 1 |
Южный (ЮФО) | 12,7 | 5 | 43,6 | 7 |
Северо-Кавказский (СКФО) | 10,0 | 8 | 43,1 | 8 |
Приволжский (ПФО) | 14,8 | 4 | 44,7 | 5 |
Уральский (УФО) | 15,5 | 3 | 47,0 | 2 |
Сибирский (СФО) | 11,1 | 6 | 46,0 | 3-4 |
Дальневосточный (ДФО) | 10,4 | 7 | 44,0 | 6 |
Всего по Российской Федерации | 14,8 | — | 45,6 | — |
* Составлено по [10]
Одним из необходимых условий развития внешнеэкономической деятельности предприятий и повышения её эффективности является наличие веб-сайта, что выходит далеко за рамки простого онлайн-присутствия. Наличие веб-сайта становится стратегическим инструментом, способствующим развитию внешнеэкономической деятельности компаний, улучшению коммуникации и расширению мировых бизнес-возможностей. В российских регионах постепенно увеличивается количество коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих собственную «интернет-страницу». Так, за период с 2005 года по 2022 год число российских организаций, имеющих собственный веб-сайт выросло в более чем в 3 раза (с 14,8 % до 45,6 % в среднем). Однако до сих пор доля организаций, имеющих веб-сайт колеблется в диапазоне 40–50 %. Максимальных значений этот показатель во всех федеральных округах достиг в 2019 году (рис. 1).
Рис. 1. Организации, имеющие ВЕБ-САЙТ, в % от общего числа обследованных организаций (Составлено авторами по [10, С. 896–897])
Лидирующие позиции занимают Северо-Западный и Уральский федеральные округа — с показателем в 48,7 % и 47,0 % соответственно.
Если рассматривать организации предпринимательского сектора по видам деятельности, то веб-сайт в основном имеет организации предоставляющие услуги в сфере высшего образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг — 78,8 % и 72,1 % от общего числа организаций соответственно. Среди предприятий обрабатывающей промышленности — 56,1 %, транспорта и хранения — всего 32,3 %.
Однако, в сравнении с ведущими промышленно развитыми странами эти показатели незначительны. Так, например, в Финляндии 96 % организаций имеют веб-сайт, в Дании — 93 %, Японии — 92 %, Германии — 89 %, Сербии — 85 %, Венгрии — 63 % [4].
Наличие веб-сайта сегодня является ключевым фактором влияния на развитие внешнеэкономической деятельности компаний. В первую очередь, веб-сайт служит визитной карточкой компании в мировом онлайн-пространстве. Это основной канал для представления продукции, услуг, корпоративной культуры и ценностей. Потенциальные клиенты и партнеры могут легко получить информацию о компании, ее портфолио и возможностях, что содействует формированию положительного образа и доверия.
Другой важной функцией веб-сайта является создание эффективного механизма коммуникации. Возможность для клиентов и партнеров связаться с компанией онлайн, оставить запрос, задать вопрос или оформить заказ способствует улучшению общей доступности и обратной связи. Это особенно важно в контексте внешнеэкономической деятельности, где оперативное взаимодействие с клиентами и партнерами играет критическую роль.
Веб-сайт также открывает двери для электронной коммерции, позволяя компаниям проводить онлайн-торговлю. Это расширяет географию сбыта, позволяя компаниям действовать на мировых рынках и привлекать клиентов из разных стран. Электронная коммерция становится важным элементом внешнеэкономической деятельности, обеспечивая удобство для клиентов и повышая эффективность торговых операций.
В контексте международных связей, веб-сайт играет роль цифрового витринного окна, привлекая внимание мировой аудитории. Возможность представления информации на нескольких языках, предоставление документации на различных языках также способствует облегчению взаимодействия с иностранными клиентами и партнерами.
Следует отметить, что веб-сайт становится также платформой для цифрового маркетинга, позволяя проводить таргетированную рекламу, анализировать данные о посетителях и адаптировать маркетинговые стратегии. Это важно для эффективного привлечения внимания к продукции и услугам на мировом рынке.
2.3) Использование специальных цифровых программ в организациях для решения определённых задач, в том числе: CRM-система «система управления отношениями с клиентами, с помощью которой организация собирает и накапливает информацию о различных сторонах деятельности своих клиентов, например, о наличии товаров (услуг), потребности в них, циклах продаж, ценах на продукцию»; ERP-система — информационная система, используемая с целью «идентификации и планирования всех ресурсов организации, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов»; SCM-система — система, обеспечивающая «управление цепочками поставок, предназначенная для автоматизации и управления закупок /снабжения организации, контроля товародвижения».
Если в целом специальные программные средства (преимущественно системы электронного документооборота, справочно-правовые системы, предоставление финансовой отчётности в электронном виде) использует более 65 % организаций почти во всех регионах, за исключением Южного и Северо-Кавказского ФО, то программы, обеспечивающие возможность управления продажами товаров и услуг, автоматизацию многих процессов и прочее и, в конечном итоге, реализацию внешнеэкономической деятельности, используются крайне редко (табл. 4). В то время как в Южной Корее, Бельгии, Португалии, Дании ERP-системы используют — 63 %, 57 %, 52 % и 50 % предприятий соответственно.
Таблица 4. Использование специальных программных средств в организациях, % от общего числа обследованных организаций, 2022 г. *
Регион / Федеральный округ | Специальные программные средства | В том числе: | ||
---|---|---|---|---|
СRМ-системы | ERP-системы | SCM-системы | ||
Центральный (ЦФО) | 67,4 | 22,9 | 23,3 | 14,5 |
Северо-Западный (СЗВО) | 70,9 | 20,3 | 21,3 | 12,0 |
Южный (ЮФО) | 66,1 | 23,6 | 20,4 | 16,9 |
Северо-Кавказский (СКФО) | 60,9 | 22,6 | 22,4 | 16,8 |
Приволжский (ПФО) | 67,9 | 20,3 | 20,6 | 12,7 |
Уральский (УФО) | 70,9 | 25,6 | 26,7 | 17,6 |
Сибирский (СФО) | 70,2 | 20,6 | 20,5 | 13,2 |
Дальневосточный (ДФО) | 68,4 | 18,9 | 18,9 | 13,2 |
Всего по Российской Федерации | 68,1 | 21,9 | 21,9 | 14,3 |
* Составлено по [10]
Использование специальных цифровых программ в организациях играет значительную роль в воздействии на развитие внешнеэкономической деятельности компаний. Этот фактор оказывает множество влияний, которые преобразуют и оптимизируют бизнес-процессы, стимулируя эффективность и конкурентоспособность на мировом рынке. В первую очередь, цифровые программы позволяют автоматизировать ключевые операционные задачи внутри компании. Это включает в себя учет, планирование производства, управление складом и другие аспекты бизнеса. Автоматизация этих процессов обеспечивает более точное и оперативное управление ресурсами, что важно при взаимодействии с международными партнерами.
Другим важным аспектом является улучшение аналитики и принятия решений. Цифровые программы предоставляют возможность собирать и анализировать большие объемы данных, что способствует выявлению тенденций, прогнозированию рыночных условий и адаптации стратегий внешнеэкономической деятельности.
Цифровые технологии также содействуют укреплению коммуникации внутри компании и с внешними стейкхолдерами. Электронная почта, видеоконференции, и другие инструменты облегчают обмен информацией, улучшают координацию между отделами и партнерами, что особенно важно в глобальном бизнесе.
Благодаря цифровым программам, компании могут эффективно взаимодействовать с международными клиентами и поставщиками, улучшая процессы заказа, отгрузки и оплаты. Это сокращает временные задержки, повышает прозрачность и ускоряет весь цикл внешнеэкономической деятельности.
Цифровые технологии упрощают процесс проведения международных платежей, так как они позволяют совершать транзакции через онлайн-платформы, минуя посредников, что ведет к снижению комиссий и устранению бюрократических препятствий. Также стоит подчеркнуть, что цифровизация сокращает время, необходимое для проведения транзакций, ведь они могут быть совершены практически мгновенно, что особенно важно в условиях глобальной торговли, где скорость переводов играет огромную роль.
Кроме того, цифровые платежные системы предлагают более высокий уровень безопасности благодаря различным методам аутентификации и защите от мошенничества, что дает уверенность как бизнесу, так и потребителям в безопасности и надежности проводимых операций.
Важным аспектом цифровизации выступает улучшение доступности к международным финансовым средствам, так как цифровизация платежей позволяет снизить барьеры и упростить процесс совершения транзакций для компаний и частных лиц, осуществляющих международные финансовые операции.
Наконец, внедрение цифровых программ в организации обеспечивает их готовность к инновационным трендам в мировой экономике. Это может включать в себя использование технологий искусственного интеллекта, блокчейн-технологий и других современных решений, что становится ключевым фактором для успешной адаптации к динамике мирового рынка.
Таким образом, использование специальных цифровых программ в организациях является стратегическим фактором, определяющим успешное развитие внешнеэкономической деятельности компаний в условиях современной глобализированной экономики.
3) Показатели, характеризующие уровень развития цифровой инфраструктуры, удельный вес организаций в % от общего числа организаций, использующих: «облачные» сервисы — технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис» [10, с. 914]; цифровые платформы, геоинформационные системы, интернет вещей, а также технологии искусственного интеллекта.
Если наибольшее число организаций, в целом использующих облачные сервисы сосредоточено в Центральном федеральном округе, то использующих цифровые платформы и геоинформационные системы — Уральском федеральном округе, интернет вещей — Северо-Кавказском, технологии искусственного интеллекта Центральном федеральных округах (табл. 5).
Таблица 5. Показатели развития цифровой инфраструктуры в 2021 году, в % от общего числа организаций *
Регион / Федеральный округ | Организации, использующие | ||||
---|---|---|---|---|---|
облачные сервисы | цифровые платформы | интернет вещей | геоинформационные системы | технологии искусственного интеллекта | |
Центральный (ЦФО) | 28,9 | 15,5 | 14,2 | 11,2 | 6,6 |
Северо-Западный (СЗВО) | 28,2 | 14,9 | 13,5 | 13,1 | 5,4 |
Южный (ЮФО) | 24,7 | 14,0 | 13,1 | 12,2 | 5,5 |
Северо-Кавказский (СКФО) | 26,0 | 14,6 | 17,2 | 13,0 | 5,3 |
Приволжский (ПФО) | 27,8 | 14,1 | 13,0 | 12,6 | 5,5 |
Уральский (УФО) | 26,8 | 16,3 | 15,4 | 14,7 | 6,2 |
Сибирский (СФО) | 25,1 | 14,4 | 12,1 | 13,9 | 4,7 |
Дальневосточный (ДФО) | 23,8 | 12,6 | 13,3 | 13,2 | 3,9 |
Всего по Российской Федерации | 27,1 | 14,7 | 13,7 | 12,6 | 5,7 |
* Составлено по [10]
Интернет вещей используется в российских регионах в основном с целью отслеживания передвижения транспортных средств или продукции, наблюдения за активностью покупателей.
Цифровые платформы, как системы средств, поддерживающие использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающие возможность их бесшовного взаимодействия, являются актуальными не только для IT-технологий, но и широко применяются в государственных органах.
Если рассматривать использование цифровых технологий в организациях по видам деятельности, то цифровые платформы применяют в основном в финансовом секторе (33,2 %) и в сфере высшего образования (31,9 %), облачные сервисы — высшее образование (47,1 %) и оптовая и розничная торговля (39,8 %), интернет вещей — оптовая и розничная торговля (23,0 %) и гостиницы и общественное питание (21,5 %), а геоинформационные системы — высшее образование (18,5 %) и добыча полезных ископаемых (18,5 %), технологии искусственного интеллекта — оптовая и розничная торговля и финансовом сектор — 14,4 % и 13,0 % соответственно.
Цифровые технологии до сих пор практически не применяются на предприятиях обрабатывающей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, что, безусловно, не способствует реализации потенциала внешнеэкономической деятельности. Противоположная ситуация складывается в целом ряде стран. Так, например, облачные сервисы используют 75 % предприятий в Финляндии и Швеции, 60 % в Италии, 44 % в Чехии, 35 % в Португалии, а интернет вещей 51 % предприятий Австрии, 49 % Словении, 35 % Албании, 31 % Чехии, 22 % Венгрии.
Во внешнеэкономической деятельности важную роль играют цифровые платежные системы, обеспечивая удобство, безопасность и эффективность при проведении международных финансовых операций. Важно отметить, что такие системы обеспечивают высокий уровень безопасности, удобство использования и быстроту транзакций, что делает их предпочтительным выбором для компаний, занимающихся международной торговлей и ведущих бизнес с зарубежными партнерами.
Сократить не только бумажный оборот при взаимодействии с участниками внешнеторговой деятельности, но и время, связанное с осуществлением таможенных формальностей позволяет внедрение цифровых технологий в практическую деятельность таможенных органов. Согласно «Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года» [7] дальнейшая цифровизация процессов, повышение уровня транспарентности таможенных процедур, расширение практики информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности, в том числе путем использования методов искусственного интеллекта и обработки больших массивов данных, а также развитие таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности являются ключевыми трендами в развитии таможенной деятельности, повышения «прозрачности» внешнеторговых сделок путем использования в том числе риск ориентированного подхода.
В целом, цифровая инфраструктура становится неотъемлемой частью современной внешнеэкономической деятельности и оказывает глубокое влияние на ее развитие, обеспечивая основные технологические основы для эффективного функционирования компаний на глобальном уровне. Во-первых, высокоскоростные сети и широкополосный интернет обеспечивают быстрый и надежный обмен информацией между компаниями, клиентами и партнерами по всему миру. Это сокращает временные задержки в коммуникации, улучшает оперативность взаимодействия и поддерживает более быстрый цикл сделок, что важно для эффективности внешнеэкономической деятельности.
Цифровая инфраструктура поддерживает электронные торговые платформы и электронную коммерцию. Онлайн-торговля становится ключевым инструментом для расширения географии сбыта, предоставляя компаниям возможность легко достигать мировых рынков и взаимодействовать с многочисленными клиентами и поставщиками.
Благодаря цифровой инфраструктуре, компании могут эффективно внедрять системы управления отношениями с клиентами (CRM), улучшая взаимодействие с клиентами и повышая уровень персонализации в предоставлении продукции и услуг.
Внедрение облачных технологий и хранилищ данных в цифровой инфраструктуре обеспечивает компаниям возможность эффективного управления и обработки больших объемов информации, что важно для аналитики и принятия стратегических решений в условиях глобальной конкуренции.
Системы электронного документооборота и цифровые платежные решения, встроенные в цифровую инфраструктуру, способствуют более быстрому и безопасному завершению транзакций, что важно для международных операций.
Наконец, цифровая инфраструктура обеспечивает основу для внедрения технологий искусственного интеллекта, автоматизации бизнес-процессов и использования больших данных для создания инноваций в продукции и услугах.
В целом, цифровая инфраструктура является ключевым стимулом для развития внешнеэкономической деятельности, создавая инновационные возможности и повышая эффективность международных бизнес-процессов.
С целью выявления региона, характеризующегося наиболее высоким уровнем цифровизации, нами проведено ранжирование регионов по основным показателям, характеризующим цифровую активность населения и организаций регионов, а также использование цифровых технологий в 2022 году. Итоговый результат (ранг) определялся как среднее арифметическое по заявленным показателям (табл. 6).
Таблица 6. Ранжирование регионов по основным показателям цифровизации, 2022 г. *
Показатель | ЦФО | СЗФО | ЮФО | СКФО | ПФО | УФО | СФО | ДФО |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Использование широкополосного доступа к сети Интернет в домашних хозяйствах | 2 | 5 | 1 | 3 | 8 | 6 | 7 | 4 |
Население, использующее Интернет для заказа товаров и услуг | 1 | 2 | 4 | 8 | 5 | 3 | 7 | 6 |
Использование широкополосного доступа к сети Интернет в организациях | 6 | 2 | 7 | 8 | 4 | 1 | 3 | 5 |
наличие организаций, имеющих ВЕБ-САЙТ | 3 | 1 | 7 | 4 | 5 | 2 | 6 | 8 |
Специальные программные средства | 5 | 1 | 7 | 8 | 4 | 2 | 3 | 6 |
Организации, использующие облачные сервисы | 1 | 2 | 7 | 5 | 3 | 4 | 6 | 8 |
Организации, использующие цифровые платформы | 2 | 3 | 7 | 4 | 6 | 1 | 5 | 8 |
Организации, использующие интернет вещей | 3 | 4 | 6 | 1 | 7 | 2 | 8 | 5 |
Организации, использующие, геоинформационные системы | 8 | 4 | 7 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 |
Организации, использующие технологии искусственного интеллекта | 1 | 5 | 4 | 6 | 3 | 2 | 7 | 8 |
Среднее значение | 3,2 | 2,9 | 5,7 | 5,2 | 5,1 | 2,4 | 5,4 | 6,1 |
* Составлено авторами
Итоговый рейтинг регионов по уровню цифровизации выглядит следующим образом: Уральский, Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Сибирский, Южный, Дальневосточный.
Затраты на цифровые технологии представляют собой «выраженные в денежной форме фактические расходы организации на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг. В составе затрат на внедрение и использование цифровых технологий учитываются текущие и капитальные затраты обследованных организаций (без субъектов малого предпринимательства)» [4]. Как свидетельствует статистика [4], российские компании активизировали усилия по созданию и внедрению новых цифровых решений, почти вдвое увеличив затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий. Высокий годовой прирост наблюдался по расходам на цифровой контент (+46,5 %) и ПО (+8,5 %).
Отмечается крайняя неравномерность распределения затрат на внедрение и использование цифровых технологий по регионам (табл. 7). В расчете на одного жителя региона — в Центральном ФО — 6406,5 рублей, что в 2,65 раза выше, чем в среднем по стране и почти в 35 раз затрат на цифровые технологии в Северо-Кавказском федеральном округе.
Таблица 6. Затраты на цифровые технологии, 2022 г., млн руб. *
Регион/Федеральный округ | Всего | В том числе | руб./чел | |
---|---|---|---|---|
внутренние затраты | внешние затраты | |||
Центральный | 2 621 217,9 | 1 840 234,7 | 780 983,2 | 6 406,5 |
Северо-Западный | 341 306,8 | 249 299,8 | 92 007,0 | 2 290,7 |
Южный | 86 826,0 | 69 235,1 | 17 590,9 | 492,0 |
Северо-Кавказский | 17 954,1 | 14 806,8 | 3 147,3 | 185,3 |
Приволжский | 261 635,7 | 204 578,8 | 57 056,9 | 801,0 |
Уральский | 156 395,4 | 122 560,7 | 323 834,7 | 1 164,9 |
Сибирский | 164 920,2 | 128 249,5 | 36 670,7 | 802,2 |
Дальневосточный | 90 172,6 | 76 597,7 | 13 574,9 | 1 026,0 |
Всего по РФ | 3 740 428,6 | 2 705 563,1 | 1 034 865,5 | 2 415,4 |
* Составлено по [10]
Уровень цифровизации в регионах России выступает важным катализатором для их социально-экономического развития, подчеркивая важность интеграции цифровых технологий в различные аспекты общественной и экономической жизни.
Так, регионы, занимающие лидирующие позиции по уровню цифровизации, демонстрируют тесную корреляцию с высокими показателями социально-экономического развития. Уральский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа выделяются не только своими впечатляющими показателями цифровизации, но и лидерством по уровню ВРП на душу населения, а также по уровню внешнеторгового оборота на душу населения. Это свидетельствует о неотъемлемой связи между цифровой трансформацией и общим экономическим и социальным благосостоянием этих регионов.
В противоположность этим успешным сценариям, регионы с низким уровнем цифровизации, такие как Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Здесь наблюдается относительно низкий уровень социально-экономического развития, что связано с слаборазвитой инфраструктурой и недостаточным внедрением информационно-коммуникационных технологий. Отсутствие активного использования цифровых технологий в социальной и экономической сфере ограничивает возможности регионов в привлечении инвестиций, улучшении производительности и повышении качества жизни населения.
Цифровизация оказывает существенное воздействие на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий регионов России, претворяясь в жизнь через два основных направления: цифровизацию самого бизнеса и цифровизацию операционных процессов.
В части цифровизации бизнеса, компании стремятся создавать новые бизнес-модели, приспособленные к цифровой эпохе. Это включает в себя переход от традиционных методов продаж и взаимодействия с клиентами к цифровым торговым платформам. Например, предприятия, используя онлайн-платформы, могут легко расширять свое воздействие на глобальные рынки, привлекая клиентов из разных стран. Внедрение цифровых технологий в торговлю, логистику и производство снижает издержки, увеличивает производительность труда и способствует оптимизации цепочек поставок. Это особенно важно в контексте внешней торговли, где скорость и точность операций играют решающую роль.
Также, цифровые технологии привносят инновации в способы взаимодействия с клиентами. Внедрение онлайн-коммуникаций и социальных сетей позволяет установить более тесные связи с потребителями, создавая возможность для персонализированного взаимодействия и адаптации предложений под индивидуальные потребности клиентов.
Цифровые торговые платформы становятся важным элементом внешнеторговых операций, предоставляя предприятиям новые возможности для мировой торговли и создания цифрового контента, дополняющего традиционные продукты. Цифровые платформы также способствуют созданию новых форм взаимодействия между бизнес-структурами, правительственными органами и общественностью. Электронные торговые площадки, цифровые сервисы поддержки предпринимательства и обмен данными через цифровые каналы содействуют более эффективному взаимодействию, что благоприятно сказывается на бизнес-климате и привлекательности регионов для инвесторов.
В части цифровизации операционных процессов, фирмы активно внедряют новые инструменты с целью повышения эффективности. Автоматизация рутинных задач, оптимизация логистики, и использование систем управления цепочками поставок позволяют снизить временные задержки и повысить общую эффективность внешнеэкономической деятельности.
Цифровые технологии также улучшают процессы принятия решений, используя аналитику данных и искусственный интеллект. Другим важным аспектом является улучшение доступа к информации. Цифровые технологии позволяют регионам участвовать в глобальных коммуникационных сетях, быстро получать актуальные данные о рыночных тенденциях, изменениях в законодательстве и конкурентной среде. Это делает возможным оперативное принятие решений, что особенно важно в условиях быстро меняющейся мировой экономики. Прогнозирование спроса, управление запасами и стратегические решения в области внешнеторговых операций становятся более точными и адаптированными к условиям рынка.
В итоге, цифровизация предоставляет компаниям возможность не только изменить характер своего бизнеса, но и оптимизировать внутренние процессы, делая участие в мировой экономике более эффективным и конкурентоспособным.
При этом следует отметить, что цифровизация внешнеэкономической деятельности может иметь не только позитивные, но и отрицательные последствия. Один из вызовов, связанных с цифровизацией внешнеэкономической деятельности в России, заключается в риске кибербезопасности. По мере увеличения количества цифровых транзакций и обмена информацией в онлайн-формате, увеличивается уязвимость к кибератакам. Кибербезопасность становится критическим аспектом, поскольку рост числа цифровых технологий сопровождается увеличением рисков для конфиденциальности данных и стабильности информационных систем.
Еще одним аспектом, требующим особого внимания, является возможное усиление монополистического положения на мировых и региональных рынках крупных IT-компаний. В контексте внешнеэкономической деятельности это может создать неравномерность в доступе к цифровым ресурсам и технологиям между различными регионами, что потенциально может ограничивать возможности развития менее крупных экономических игроков.
С другой стороны, переход к цифровым технологиям может повлечь за собой снижение спроса на традиционные виды труда, что может привести к проблемам занятости для населения. Однако, в рамках правильной стратегии цифровизации, сосредоточенной на обучении и переквалификации, эти вызовы могут быть смягчены.
Таким образом, цифровизация несомненно представляет собой необходимое условие для успешной внешнеэкономической деятельности регионов России, обеспечивая эффективность, конкурентоспособность и инновационность. Однако для максимального извлечения выгод от цифровых трансформаций, регионы должны уделять внимание не только внедрению технологий, но и разработке комплексных стратегий цифрового развития, учитывающих все аспекты этого процесса.
ВЫВОДЫ
Цифровизация существенно влияет на современное социально-экономическое развитие регионов России, открывает новые горизонты и возможности для развития международного экономического сотрудничества, модернизации бизнеса и укрепления конкурентоспособности страны на мировой арене.
Влияние цифровизации на развитие внешнеэкономической деятельности, на наш взгляд, осуществляется по нескольким направлениям:
- цифровизация самого бизнеса (т.е. цифровизация внешнеэкономической деятельности предприятия как таковой), применение бизнес-модели, предполагающей применение новых способов доставки товара, трансформацию взаимодействия с клиентами, создание цифровых торговых платформ и дополнительного цифрового контента для потребителя;
- цифровизация операционных процессов, внедрение новых инструментов повышения эффективности внешнеэкономической деятельности обеспечивающих внешнеэкономическую деятельность предприятий. Автоматизация рутинных задач, оптимизация логистики, и использование систем управления цепочками поставок позволяют снизить временные задержки и повысить общую эффективность внешнеэкономической деятельности;
- цифровизация расчетов, использование цифровых платежных систем в международных переводах и платежах для упрощения процессов платежей, снижения затрат, увеличения скорости и повышения уровня безопасности транзакций, а также снижения барьеров при международных сделках.
Внедрение цифровых технологий во внешнеэкономическую деятельность регионов России требует комплексного и сбалансированного подхода, учитывая как позитивные, так и негативные аспекты. Среди ключевых преимуществ цифровизации следует выделить упрощение операционных процессов, снижение затрат, увеличение скорости и повышение уровня безопасности транзакций при использовании цифровых платежных систем, а также снижение барьеров для бизнеса и потребителей при международных сделках. К основным рискам относятся угрозы кибербезопасности, монополистическое положение крупных IT-компаний, а также необходимость развития человеческого капитала.
Результаты настоящего исследования способствуют формированию более глубокого понимания динамики цифровизации внешнеэкономической сферы на региональном уровне. Выводы, сделанные в настоящем исследовании, могут послужить основой для формирования региональных стратегий и политик, направленных на балансирование позитивных и отрицательных последствий цифровизации и эффективного использования цифровых технологий для устойчивого развития регионов.
1. Alikayeva, M. V. Otsenka urovnya tsifrovoy ekonomiki sub’yektov Severo-Kavkazskogo federal’nogo okruga / M. V. Alikayeva, L. O. Aslanova, R. V. Gurfova, M. B. Uyanayeva // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. — 2021. — № 2(44). — S. 4–12. — DOI: doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-1.
2. Alikayeva, M. V. Razvitiye sotsial’no-ekonomicheskikh ekosistem: issledovaniye na osnove indikatorov tsifrovizatsii / M. V.Alikayeva, L. O. Aslanova, B. Z. Karmova // Vestnik universiteta. — 2022. — № 1. — S. 5–13.
3. Batov, G. Kh. Metodologicheskiye aspekty formirovaniya tsifrovoy ekonomiki / G.Kh. Batov // Tsifrovaya ekonomika: nauchno-publitsisticheskiy zhurnal. — 2020. — №4 (12). — S. 11–16.
4. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2024: statisticheskiy sbornik / V. L. Abashkin, G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevskiy, L. M. Gokhberg i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: ISIEZ VSHE, 2024. — 276 s.
5. Kamneva, V. V. Otsenka urovnya tsifrovizatsii na osnove regional’nogo indeksa setevoy gotovnosti / V. V. Kamneva, D. A. Bayeva // Vestnik YUUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment». — 2021. — T. 15, № 1. — S. 37–44.
6. Kokh, L. V. Analiz sushchestvuyushchikh podkhodov k izmereniyu tsifrovoy ekonomiki / L. V. Kokh, Yu. V. Kokh // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskiye nauki. — 2019. — T. 12, № 4. — S. 78–89.
7. Litvintseva, G. P. Otsenka tsifrovoy sostavlyayushchey kachestva zhizni naseleniya v regionakh Rossiyskoy Federatsii / G. P. Litvintseva, A. V. Shmakov, Ye. A. Stukalenko, S. P. Petrov // Terra Economicus. — 2019. — №17(3). — S. 107–127. — DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17- 3-107-127.
8. Naumov, I. V. Tsifrovizatsiya promyshlennogo proizvodstva v regionakh Rossii. Prostranstvennyye vzaimosvyazi / I. V. Naumov, YU. V. Dubrovskaya, Ye. V. Kozonogova // Ekonomika regiona. — 2020. — T. 16. — Vyp. 3. — S. 896-910. — doi. org/10.17059/ekon.reg.2020–3-17.
9. Strategiya razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda: Rasporyazheniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.2020 № 1388-r (red. ot 08.07.2023) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032/ (data obrashcheniya: 20.02.2024).
10. Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskiye pokazateli. 2023 [Elektronnyy resurs]: Stat. sb. / Rosstat. M., 2023. — 1126 s. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2024).
11. Stepanova, V. V. Otsenka tsifrovykh ekosistem regionov Rossii / V. V. Stepanova, A. V. Ukhanova, A. V. Grigorishchin, D. B. Yakhyayev // Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2019. — T. 12. № 2. — S. 73–90.
12. Tsifrovaya ekonomika: 2024 : kratkiĭ statisticheskiĭ sbornik / V. L. Abashkin, G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevskiĭ, L. M. Gokhberg i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : ISIEZ VSHE, 2024. — 124 s.
13. Chistnikova, I. V. Nauchnyy podkhod k issledovaniyu vliyaniya tsifrovizatsii na ekonomiku regiona / I. V. Chistnikova, M. V. Antonova, M. YU. Mikhaylichenko // E-Management. — 2022. — T. 5. № 4. — S. 72–81.
14. Shchepina, I. N. Analiz ispol’zovaniya tsifrovykh tekhnologiy v organizatsiyakh rossiyskikh regionov / I. N. Shchepina, M. I. Maslova, T. N. Gogoleva // Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravleniye. — 2023. — №1. — S. 65–82.