ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ И ПРОАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ КАК ПЛАТФОРМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОГО СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

PERSONALIZED AND PROACTIVE ONLINE SERVICES AS A PLATFORM FOR CREATING A SYSTEM OF VOLUNTARY TAX COMPLIANCE

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (52), 2020

Section Taxes

Publication text (PDF):Download

UDK: 338

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Deeva Tatyana Vladimirovna,

Ph.D. in Economics,

doctoral candidate,

Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences (MEI RAS),

Moscow, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-3-42-48

PAGES: from 42 to 48

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: tax policy, tax instruments, digitalization, tax online services, compliance with tax laws, tax administration

ABSTRACT (ENGLISH):

Relevance. The article reveals the actual possibilities of introducing digital technologies in the field of tax regulation, the provision of administrative services to taxpayers. The author has carried out a SWOT analysis of electronic services of the tax service in the context of digital transformation, identified the opportunities and threats to the development of digital tax administration. In the context of universal digitalization, the study of the above issues is an urgent topic.

Results. It has been established that digital transformation of taxation and tax procedures is a difficult and costly task for personalized online services, therefore it has the same advantages and disadvantages. Weaknesses in the implementation of online services in the field of taxation are identified: data security problems; lack of public presentation and ignorance of taxpayers; a certain part of the population lacks access to the global network, IT infrastructure and electronic services; too slow development of e-business and government; an acute shortage of regulatory framework and information in the IT sector.

Conclusions. The FTS as a service department should provide inexpensive and high-quality services. In this regard, FTS specialists must quickly respond to any facts of improper provision of services, since the high quality of tax services and the maximum number of electronic services is an indicator of effective work with taxpayers.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая экономика становится всё более распространённой во всем цивилизованном мире, в то же время предлагает, а часто — даже диктует новые правила для ведения бизнеса. В том числе, она предоставляет ранее неизвестные возможности субъектам хозяйствования в вопросах налогообложения и выполнения налогового контроля со стороны государства.

Внедрение электронного правительства в Российской Федерации открывает новые способы обеспечения качества государственных услуг для бизнес-сообщества и населения. В частности, речь идет о выполнении комплексного и индивидуализированного подхода к предоставлению административных услуг налогоплательщикам с одновременным устранением их от непосредственного контакта с государственными службами, что крайне важно для предотвращения коррупции и взяточничества в налоговых органах[5-6].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование возможностей персонифицированных и проактивных онлайн-сервисов как платформы создания системы добровольного соблюдения налогового законодательства.

Предметом исследования являются цифровые сервисы налогового администрирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Вопросы цифровой революции в финансах, проблематика цифровизации фискальных процессов, улучшения процедур налогового администрирования до недавнего времени оставались вне зоны внимания мировой и национальной экономической мысли, в основном из-за малого количества информации по этому вопросу. Первооткрывателями причин и последствий влияния цифровых технологий на формирование экономики нового типа в мире стали Д. Шумпетер [13], Ф. Махлуп, Н. Негропонте [10]. Политическое внимание к концептуализации цифровой экономики, как прогрессивной модели будущего мира сформировалось только после очередного витка экономической стагнации 2013–2014 гг. Тему исследуют также зарубежные ученые, как С. Гупта, Д. Вердьер, М. Кон [8], Н. Харбиц [17], А. Гелб [18] и другие. В отечественных научных публикациях тему трансформации налогового администрирования в условиях цифровой экономики затрагивали ряд авторов, в том числе: А.А. Анисимова [1], в статье которой обобщен иностранный опыт в сфере налогового администрирования; Е.С. Вылкова, Н.Г. Викторова, Н.В. Покровская [2], в статье которых процедуры налоговой трансформации рассматриваются с позиции воздействия на экономическое развитие; И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич [3–4], рассматривающие перспективы развития налогового администрирования в условия распространения цифровых технологий.

В то же время проблематика персонифицированных и проактивных онлайн сервисов как платформы создания системы добровольного соблюдения налогового законодательства и ключевой предпосылки развития будущей цифровой парадигмы экономического пространства, по нашему мнению, изучена недостаточно.

В развитых странах мира деятельность налоговых органов берёт за основу синергию инновационных методов управления с активным внедрением онлайн сервисов. Эффективно действуют по цифровым технологиям налоговые органы скандинавских стран-Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании.

Предварительное заполнение налоговой декларации, основываясь на информации, находящейся в налоговом офисе о доходах плательщика, началось в 1988 г. из экспериментов в Дании [7], и скоро распространилось на остальные страны. Для индивидуального налогоплательщика после его идентификации в системе к декларации автоматически предлагаются имеющиеся данные об отдельных видах доходов: заработную плату — из базы данных работодателя, в том числе уплаченные взносы на социальное страхование, банковские проценты по депозитам — по информации обслуживающего банка, государственную пенсию — из базы данных администратора пенсионного фонда и других источников. Это сокращает временные затраты налогоплательщика, снижает вероятность ошибок при декларировании и расходы налогового офиса на обработку отчетности и аудит [8].

Одной из успешных цифровых стран в сфере налогообложения является Бразилия, которая, страдая от высокого уровня налогового мошенничества и коррупции при взимании НДС (согласно Международному индексу прозрачности — 2017 занимала 96 место из 168 стран), ввела обязательную электронную налоговую накладную (e-invoicing). Вследствие этого, налогоплательщики автоматически формируют налоговую накладную при продаже товара с одновременным уведомлением национального налогового офиса. Кроме того, покупатели товара — физические лица материально заинтересованы информировать налоговые органы о неучтенных или необлагаемых сделках, что уменьшает объемы «серой экономики» [7].

На постсоветском пространстве несомненным лидером в области трансформации налогового администрирования является Эстония. Она также является отличным примером налогового администрирования, поскольку среднее время заполнения электронной налоговой декларации о доходах гражданина составляет около 5 минут [8]. В данном государстве алгоритмы искусственного интеллекта располагают данными о доходах граждан, их ежедневных расходах, вложениях, имущественном положении. Специальная интернет платформа X-Road эффективно объединяет все публичные цифровые сервисы граждан и связывает отдельные аспекты «цифровой личности» в единое целое.

Методологическим базисом в целях распространения цифровых трансформаций фискального пространства в мире выступает обязательная унифицированная онлайн идентификация физических лиц как потенциальных налогоплательщиков или реципиентов социальных трансфертов в стране проживания. Системы электронной идентификации физических лиц возникают в различное время и разных юрисдикциях, быстрее всего — в индустриально и экономически развитых странах. Большая часть физических лиц имеют цифровую идентификацию как плательщики обязательных налогов и платежей или получатели пенсионных (социальных) выплат, в то же время почти миллиард человек населения мира остаются неохваченными цифровой идентификацией.

На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) России nalog.ru представлено более 50 интерактивных сервисов [13], среди которых имеются сервисы информационные, а также утилитарные — позволяющие получить специализированную или персонифицированную информацию.

Онлайн сервисы ФНС с каждым годом становятся все более персонифицированными и проактивными. По словам экс-главы ФНС и действующего Председателя Правительства РФ М. Мишустина, они нацелены на жизненные ситуации, а их развитие происходит с учетом потребностей плательщиков налогов [15].

В настоящее время налогоплательщикам предоставлена возможность в режиме 24/7/365 подавать любые электронные документы (отчетность, налоговые накладные, сервисные запросы, письма и т.п.).

Федеральная налоговая служба России предоставляет в онлайн-режиме свыше 85% всех услуг. Получить справки, административные и консультативные услуги, оплатить налоги, представить налоговую отчетность — все это можно сделать без посещения центров обслуживания налогоплательщиков.

С помощью специального онлайн-сервиса налогоплательщики могут сформировать налоговую отчетность и уплатить налоги. При разработке данного онлайн-сервиса стояла задача по обеспечению комфорта и удобства для пользователей. Благодаря онлайн-сервису налогоплательщики могут: подготовить налоговую отчетность; заполнить документацию; отправить электронные документы; получить квитанцию о результатах обработки; просмотреть свои данные о расчетах с бюджетом по состоянию на конкретную дату. Сервис позволяет ознакомиться с прогнозом по платежам до конца календарного года. Сервис «Календарь плательщика» напомнит о сроках уплаты налогов и представлении документов. В календаре автоматически цветом выделяются представленные документы и те, сроки представления по которым приближаются.

О популярности онлайн-сервисов косвенно могут свидетельствовать следующие данные: по состоянию на конец декабря 2019 г. личным кабинетом пользовалось более 2 млн. предпринимателей и свыше 29,2 млн чел. [14].

Результаты обобщенного SWOT-анализа электронных сервисов ФНС России в условиях цифровой трансформации приведены в табл. 1.

Таблица 1. SWOT-анализ электронных сервисов налоговой службы (офиса) в условиях цифровой трансформации *

Сильные стороны (Strengths)

Возможности (Орроrtunities)

  • профессионализм специалистов, работающих в службе обработки данных и непосредственно взаимодействующих с цифровыми телекоммуникационными средствами

  • упрощение налоговых процедур и снижение затрат налогоплательщиков

  • снижение стоимости оборудования и программного обеспечения

  • бесплатная информация, легко доступные услуги связи

  • совершенствование системы по управлению налоговыми рисками

  • упорядоченность и защищенность данных

  • минимизация административных расходов и усовершенствование услуг для плательщиков налогов

  • снижение расходов государства на соблюдение налогового законодательства (выполнение налогового долга)

  • разработка сайтов

  • стремительный рост сектора ИТ

  • использование ЭЦП

  • координация и наличие тесной связи с другими государственными учреждениями и структурами

  • экспорт информации и телекоммуникационных услуг

  • привлечение иностранных инвестиций за счет упрощения налогообложения

  • широкое применение информации и телекоммуникаций в деловом и публичном секторах

  • образование и мотивация пользователей электронных сервисов и услуг

Слабые стороны (Weaknesses)

Угрозы (Threats)

  • проблемы защищенности данных

  • недостаточность средств государственного бюджета на модернизацию и диджитализацию налоговой службы

  • недостаточность регуляторной базы и дефицит информации в сфере телекоммуникаций

  • ограничение прав, неудобства для плательщиков налогов, проживающих в сельской и горной местности

  • недоразвитая телекоммуникационная инфраструктура в сельской и горной местности

  • недостаточное количество сотрудников налоговых офисов

  • недостаточная доля лиц, пользующихся электронными услугами

  • отсутствие системы мотивации и поощрений для персонала

  • недостаточный доступ общественности к Интернету

  • высокая степень зависимости от внешних партнеров в усовершенствовании основных бизнес-процессов

  • недостаточно быстрое развитие электронного бизнеса и электронного правительства

  • возможность несанкционированной утечки конфиденциальных данных о налогоплательщиках за пределы налоговой службы

  • отсутствие публичной презентации и неосведомленность налогоплательщиков

  • риски потери или повреждения данных

* Разработано автором

В настоящее время ФНС можно встретить в наиболее популярных социальных сетях: «Twitter», «Вконтакте» и «Facebook». На данных страницах размещено множество актуальной налоговой информации. Добавить налоговое ведомство «в друзья», или вступить в созданную им группу — наглядное воплощение в жизнь лозунгов по налаживанию партнерских отношений с плательщиками налогов и превращение службы в сервисную. Именно благодаря социальным сетям, быстро доносящих до граждан информацию, удается обеспечить полноценную обратную связь с плательщиками, оперативно узнавать о возникающих проблемах и вопросах.

Обобщив следующие источники [5–12], автор сформулировал несколько ключевых целей цифровой налоговой политики России (векторов цифрового фискального пространства). К ним относятся:

  1. Принятие мер по обеспечению эффективности администрирования налогов (увеличение доходов бюджета и снижение затрат на администрирование).
  2. Снижение затрат на операционную деятельность национальной налоговой службы через применение электронных процедур, электронной отчетности, электронных деклараций.
  3. Использование инструментов налогообложения для корректировки социально-экономического и экологического поведения налогоплательщиков.
  4. Принятие мер по сокращению случаев уклонения от налогообложения. К числу таких мер относятся: устранение случайных ошибок в налоговой информации и дополнительный анализ поступающих данных.
  5. Усовершенствование способов и повышение результативности налогового контроля.
  6. Накопление статистических данных (Open data, Big data) о физических и юридических лицах с последующим созданием фискального пространства. Данные статистики также будут полезны для планирования.

В сфере изменений управленческих стратегий необходимо следующее:

  1. Во-первых, унифицировать (упростить) налоговые правила и симулировать модели налогового поведения.
  2. Во-вторых, интенсифицировать привлечение третьих лиц (например, контрагентов, потребителей, поставщиков и др.).
  3. В-третьих, постепенно внедрять электронные сервисы для отдельных категорий налогоплательщиков (например, по видам налогов или по отраслям) и провести пробное обучение использованию электронных сервисов.

Следует согласиться c мнением руководства ФНС в части продолжения работы по развитию онлайн-сервисов, делая основной упор на комплексный характер и проактивность решаемых задач [14]. В настоящее время личные кабинеты, разработанные для всех налогоплательщиков, позволяют бесконтактно взаимодействовать с сотрудниками налоговых органов в режиме онлайн. Со временем существующие сервисы будут модернизированы. Индивидуальные предприниматели получат возможность оплачивать налоги в онлайн-режиме, как и физические лица [14].

ВЫВОДЫ

Цифровизация переформатирует процессы налогообложения путем инверсии налоговых потоков, ослабляет информационные ограничения в налогообложении через обновленные процедуры и технологии для выявления настоящих экономических результатов деятельности налогоплательщиков. В то же время цифровизация облегчает работу финансовых служб в систематизации имеющейся информации в различных подразделениях налоговой системы, а, следовательно, лучшему выявлению уклонений от налогообложения.

Соответственно выявленным векторам финансово-пространственных трансформаций формируется система цифровых налоговых инструментов. Речь идет о специальных средствах и мерах, позволяющих решать поставленные задачи и достигать намеченных целей. К числу таких инструментов относятся: упрощение и анализ данных; создание специальных сайтов для передачи отчетности в электронном виде; отображение в личном кабинете плательщика прошлых налоговых деклараций; возможность составления накладной в электронном виде; автоматические напоминания и подсказки; возможность электронного администрирования отдельных налогов; присутствие ФНС в социальных сетях.

REFERENCES

  1. Anisimova A.A. Kachestvo nalogovogo administrirovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki: mirovoy opyt / A.A. Anisimova // Finansy i kredit. — 2019. — T. 25. — № 11 (791). — S. 2508–2520.
  2. Vylkova Ye.S. Tekhnologicheskaya transformatsiya protsedur nalogovogo administrirovaniya kak faktor ekonomicheskogo rosta / Ye.S. Vylkova, N.G. Viktorova, N.V. Pokrovskaya // Journal of New Economy. — 2020. — T. 21. № 1. — S. 53–71.
  3. Mayburov I.A. Perspektivy razvitiya tsifrovykh tekhnologiy nalogovogo administrirovaniya / I.A. Mayburov, YU.B. Ivanov, A.M. Grinkevich // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2019. — № 4-1 (52). — S. 7–17.
  4. Mayburov I.A. Perspektivy transformatsii nalogov i nalogooblozheniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki / I.A. Mayburov, Yu.B. Ivanov, A.M. Grinkevich // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. — 2019. — № 47. — S. 5–18.
  5. Tsvetkov V.A. Sistema nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii i puti povysheniya yeye effektivnosti / V.A. Tsvetkov, M.N. Dudin, N.V. Lyasnikov, K.Kh. Zaidov // Ekonomika i upravleniye. — 2019. — № 1 (159). — S. 4–15.
  6. Tsvetkov V.A. Sovershenstvovaniye nalogooblozheniya sub»yektov malogo predprinimatel’stva agropromyshlennogo sektora / V.A. Tsvetkov, O.D. Protsenko, M.N. Dudin, N.V. Lyasnikov // Finansy: teoriya i praktika. — 2018. — 22 (6): 39–52.
  7. Digital Revolutions in Public Finance / editors: Sanjeev Gupta, Michael Keen, Alpa Shah, and Genevieve Verdier. — International Monetary Fund. Washington, DC, 2017. — 363 p.
  8. Digitalization of Tax: International Perspectives / Editor: Paul Aplin. — ISAEV, London, 2017. — 34 p.
  9. Harbitz M. Digital identity / M. Harbitz. — World development report, 2016. — Pp. 194-197.
  10. Negroponte N. Being Digital / N. Negroponte. — N. Y.: Knopf, 1995. — 256 p.
  11. OECD, Action 1. 2015 Final Report, Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. — OECD Publishing, 2015. — Pp. 64-65.
  12. Bahl R.W. Tax Policy in Developing Countries: Looking Back — and Forward / Roy W Bahl and Richard M Bird // National Tax Journal. — 2008. — № 61(2). — Pp. 279-284
  13. Schumpeter J. The Process of Creative Destruction. From Capitalism, Socialism and Democracy / J. Schumpeter. — N. Y.: Harper, 1975. — 360 p.
  14. Daniil Yegorov podvel itogi raboty nalogovykh organov v 2019 godu [Elektronnyy resurs] // Federal’naya nalogovaya sluzhba: ofitsial’nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9611238/ (data obrashcheniya 30.07.2020).
  15. Mikhail Mishustin rasskazal o noveyshikh tsifrovykh tekhnologiyakh v nalogovom administrirovanii na sovmestnom mezhdunarodnom seminare OESR i IOTA [Elektronnyy resurs] // Federal’naya nalogovaya sluzhba: ofitsial’nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6967758/ (data obrashcheniya 30.07.2020).
  16. Otchet o rezul’tatakh vypolneniya plana deyatel’nosti FNS Rossii v 2019 godu [Elektronnyy resurs] // Federal’naya nalogovaya sluzhba: ofitsial’nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/otchet2019.pdf (data obrashcheniya 30.07.2020).
  17. Atick J. Digital identity / J. Atick, M. Dahan, M. Harbitz [Electronic resource]. — World Development Report, 2016. — P. 194–197. — Access Mode: documents.worldbank.org/curated/en/896971468194972881/310436360_20160263021000/additional/102725-PUB-Replacement-PUBLIC.pdf (date of the application: 30.07.2020).
  18. Dahan M. Role of Identification in the Post-2015 Development Agenda / M. Dahan, A. Gelb [Electronic resource] // World Bank and Center for Global Development. — Washington, DC, 2015. — Access Mode: www.cgdev.org/publication/role-identification-post-2015-development-agenda (date of the application: 30.07.2020).