ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

EVALUATION OF FINANCIAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 2 (51), 2020

Section  Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336.051

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Mashyanova Elena Evgenevna
Senior Lecturer of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.

Smirnova Elena Aleksandrovna
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-56-67

PAGES: from 56 to 67

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: financial security, the region, the threat

ABSTRACT (ENGLISH):

In modern conditions of development, financial security is an integral part of the overall security of the region and is formed on the basis of the functioning of the financial system. The complication of relationships between key segments of international financial markets, as well as the limited ability to accurately predict future trends in the development of the global financial system, lead to a gradual increase in the risks that accompany the activities of economic entities, and an increase in the number and scale of internal and external threats that have a negative impact on the financial security of the state. This formulation of the issue requires generalization of approaches to determining the financial security of the region in order to further formalize this issue and determine the key factors affecting it. The article considers the types of financial security, as well as certain areas of ensuring the financial security of the region and their priority. In work the assessment of the level of socio-economic development of the region with a view to ensuring financial security on the basis of which offers the main activities and priority areas of implementation of the investment policy that will ensure financial security of the Republic of Crimea.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное распространение глобализаций и интеграционных процессов, либерализация и открытость финансовых систем большинства стран мира обусловили повышение научного интереса к проблеме финансовой безопасности как основного условия реализации государством самостоятельной финансово-экономической политики в соответствии с сформированными национальными приоритетами и интересами.

В настоящее время в Российской Федерации возникает необходимость обеспечения стабильности и устойчивости всей финансовой системы в целом, так и всех ее элементов.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является оценка финансовой безопасности Республики Крым. Основными задачами исследования являются:

  • рассмотреть обеспечение финансовой безопасности региона и отдельные ее направления обеспечения, и их приоритетность;
  • дать оценку уровня социально-экономического развития региона с учетом обеспечения финансовой безопасности Республики Крым.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На современном этапе развития финансовая безопасность является неотъемлемой частью общей безопасности региона и формируется на основе функционирования финансовой системы. Финансовая система в свою очередь должна обладать определенным запасом прочности, которым можно оперативно и своевременно воспользоваться при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Такие действия помогут предотвратить потенциальные социально-экономические потери. Финансовая безопасность обладает некоторыми особенностями, представленными на рисунке 1. Эти особенности тесно связаны с направлениями деятельности и проблемами финансовой системы.

Когда говорят о финансовой безопасности региона, то, прежде всего, понимают взаимосвязь элементов логической цепочки (потребность — интерес — фактор дестабилизации — угроза — противодействие), которые являются составляющими проблемы финансовой безопасности [7, с. 87].

Бюджетная безопасность Ф

И

Н

А

Н

С

О

В

А

Я

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

Ь

Финансовая безопасность государства
Налоговая безопасность Финансовая безопасность региона
Безопасность кредитно-банковской системы
Финансовая безопасность отрасли
Безопасность финансово-денежного обращения
Инвестиционная безопасность Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта
Инфляционно-ценовая безопасность
Безопасность фондового рынка Финансовая безопасность личности
Валютная безопасность

Рис. 1. Типы финансовой безопасности [6]

Когда говорят о финансовой безопасности региона, то, прежде всего, понимают взаимосвязь элементов логической цепочки (потребность — интерес — фактор дестабилизации — угроза — противодействие), которые являются составляющими проблемы финансовой безопасности [7, с. 87].

Финансовая безопасность региона, по мнению И.В. Должиковой представляет собой «…финансовые отношения по защите интересов всех элементов финансовой системы региона с учетом качественно-количественных особенностей угроз финансовой безопасности региона и факторов, ограничивающих способности региона к саморазвитию. При этом региональные интересы должны коррелировать с целями оптимального регионального развития государства» [6].

Система обеспечения финансовой безопасности должна учитывать особенности финансовой безопасности региона (рис. 2).

Рис. 2. Обеспечение финансовой безопасности региона [8, с. 75].

Финансовая безопасность региона имеет многогранную характеристику и специфику ее обеспечения [3], поэтому для выработки стратегических направлений финансовой безопасности необходимо рассмотреть отдельные ее направления, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Направления обеспечения финансовой безопасности региона и их приоритетность *

Направления обеспечения финансовой безопасности региона Приоритетность направлений
Бюджетная безопасность Очень высокая
Налоговая безопасность Очень высокая
Безопасность фондового рынка Низкая
Безопасность финансово-денежного обращения Высокая
Инфляционно-ценовая безопасность Высокая
Инвестиционная безопасность Очень высокая
Безопасность кредитно-банковской системы Высокая
Валютная безопасность Низкая

* Систематизировано на основе [6]

Для определения приоритетности в направлениях финансовой безопасности необходимо обращать внимание на следующие критерии:

  • определение уровня объекта (финансовая безопасность личности, общества, организации, региона, государства);
  • определение уровня развития объекта;
  • определение состояния финансовой системы объекта;
  • определение уровня развития каждого элемента финансовой системы объекта [5].

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо руководствоваться стратегическими задачами развития исследуемого региона. На финансовую безопасность региона большое влияние оказывают разработанные стратегии проводимых реформ, в которых особое место занимают финансовое состояние региона и его инвестиционная активность.

Для решения ряда внутренних проблем, мировых экономических вызовов и обеспечения экономической безопасности разработана «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». Главной целью этого документа является «…создание инновационной системы устойчивого социального, экономического и экологического развития для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения и гостей Республики Крым» [1, с. 346].

Для определения экономического роста региона используют показатель валового регионального продукта (ВРП). В экономической науке ВРП определяется, как «…сумма добавленной стоимости единиц резидентов данного региона. К резидентам региональной экономики относятся все корпорации, квазикорпорации или домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данного региона. Если предприятие, осуществляющее экономическую деятельность на территории данного региона, является филиалом головной корпорации, находящейся в другом регионе, то оно является резидентом данного региона» [8, с. 77–78].

Данный показатель является необходимым агрегатом при распределении средств Фонда Финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Также на основе этого показателя происходит расчет валовых налоговых ресурсов (ВНР). Периодичность расчета и предоставления данных по уровню ВРП определены Регламентом, который принят Федеральной службой государственной статистики, Министерством экономики России и Министерством финансов России.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю ВРП по Республике Крым в 2018 г. составил 391299,0 млн руб., что за исследуемый период с 2014–2018 гг. возросло на 201859,8 млн руб. или на 106,56 % (рис. 3).

Рис. 3. Валовой региональный продукт Республики Крым в текущих основных ценах, млн руб. (Составлено на основе [10]).

Однако динамика такого роста обусловлена, прежде всего, ростом уровня цен и объемов производства, поэтому для более объективной оценки развития региона используют показатель реального ВРП, который рассчитывается в сопоставимых ценах и на который влияет дефлятор ВРП и индекс физического объема ВРП.

Дефлятор ВРП представляет собой отношение объема ВРП в фактических ценах к объему ВРП в постоянных ценах базисного года. Дефлятор ВРП «…характеризует суммарное изменение цен на добавленную стоимость, созданную во всех отраслях экономики» [8, с. 79].

Индекс физического объема ВРП показывает изменение объема ВРП в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает, как увеличился физический объем ВРП и на него не действует изменение цен. Рассмотрим динамику дефлятора ВРП и индекса физического объема ВРП в Республике Крым на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика дефлятора и индекса физического объема ВРП в Республике Крым (Составлено на основе [10]).

Таким образом, анализируя динамику исследуемых показателей можно отметить, то, что валовой региональный продукт, с учетом изменения цен на добавленную стоимость имеет более высокий уровень изменения, чем увеличение физического объема ВРП по Республике Крым. Также наблюдается тенденция снижения данных показателей до 2017 года, что говорит об уменьшении их прироста по сравнению с предыдущими годами. Для того чтобы оценить реальный ВРП и охарактеризовать экономическое развитие региона рассчитаем его формуле:

ВРПреал = ВРПном / Дефлятор   (1)

Динамика ВРП в текущих основных ценах представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Валовой региональный продукт Республики Крым в текущих основных ценах, млн руб. (Рассчитано авторами).

Анализ динамики показал, что инфляция оказывает более существенное влияние, чем рост физического объема ВРП Республики Крым.

Крым обладает высоким экономическим потенциалом. В регионе развиты торговля, строительство, обрабатывающие производства, туризм, сельское хозяйство, здравоохранение. Также в республике сконцентрирован крупный научный потенциал, предприятия торговли, сельские хозяйства, туристические объекты и объекты отдыха и лечения [2].

Структура экономики Крыма достаточно стабильна на протяжении последних лет. Наибольший удельный вес в валовом региональном продукте занимают торговля, строительство, обрабатывающие производства, здравоохранение. Значительная доля принадлежит сельскому хозяйству, транспорту, операциям с недвижимостью. Структура ВРП Республики Крым за 2018 год представлена на рисунке 6.

Рис. 6. Структура ВРП Республики Крым по видам экономической деятельности за 2018 год (Составлено на основе [10]).

Для определения уровня жизни в регионе используют отношение ВРП к количеству населения, что определяется показателем валового регионального продукта на душу населения (рис. 7).

Рис. 7. ВРП на душу населения в Республике Крым, руб. (Составлено на основе [10]).

На рисунке 7 наглядно видно, что в Республике Крым наблюдается тенденция роста душевого роста ВРП. Это обосновывает ситуацию ежегодного увеличения уровня жизни в регионе и наличия экономического и финансового потенциала для осуществления деятельности населения.

Если рассмотреть основные макроэкономические показатели развития Республики Крым, то наблюдается неоднозначная динамика. Для определения динамики объема промышленного производства в регионе используют индекс промышленного производства (рис. 8).

Рис. 8. Индекс промышленного производства в Республике Крым, % (Составлено на основе [9]).

Резкое снижение темпов прироста промышленного производства в Крыму произошло в 2017 году. Далее ситуация стала изменяться в сторону положительной динамики, однако максимального уровня исследуемого периода в 2019 году так и не было достигнуто.

Показательным является развитие сельскохозяйственного производства, оценку которого можно сформировать на основе индекса сельскохозяйственного производства (рис. 9).

Рис. 9. Индекс сельскохозяйственного производства в Республике Крым, % (Составлено на основе [9])

Как видно из рисунка 9 уровень производства сельскохозяйственной продукции в Республике Крым снижался на протяжении 2016–2018 годов, однако оценка исследуемого индекса показала резкое его увеличение в 2019 году, что говорит о подъеме данной отрасли.

Строительство является одной из приоритетных отраслей Республики Крым и ее экономическое развитие, динамику деятельности можно охарактеризовать индексом выполненных строительных работ за период (рис. 10).

Рис. 10. Индекс выполненных строительных работ в Республике Крым, % (Составлено на основе [9]).

Большой прирост строительных работ наблюдался в 2017 году, когда уровень строительства превысил темпы предыдущего года на 466 %. Однако в 2019 г. этот показатель резко снизился и наблюдается не рост строительных работ, а их снижение.

Размер валового регионального продукта в Республике Крым в большей степени зависит от развития торговой отрасли, так как именно она в большей степени влияет на его формирование, поэтому, динамике оборота розничной торговли в Крыму, уделяется особое внимание (рис. 11).

Рис. 11. Динамика оборота розничной торговли в Республике Крым, % (Составлено на основе [9]).

До 2018 года наблюдается рост товарооборота в регионе, что положительно сказывалось на уровень экономического развития Крыма. Однако в 2019 году наблюдается тенденция снижения данного показателя, что говорит о сокращении темпов прироста движения товаров в рознице.

Оценка уровня жизни, а также характеристика социально-экономического развития в регионе с учетом обеспечения финансовой безопасности, проводится на основе динамики реальных денежных доходов населения (рис. 12).

Рис. 12. Динамика реальных денежных доходов в Республике Крыма, % (Составлено на основе [9]).

Динамика доходов населения является важнейшим индикатором развития социальной сферы. В этот показатель включаются объемы заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, пенсии. Тенденция снижения реальных денежных доходов происходит из-за роста потребительских цен и обязательных платежей, таких как платежи по кредиту.

На уровень жизни населения в регионе влияют полученные заработные платы. Номинальные начисленные заработные платы в Крыму растут. В 2017 году их уровень вырос на 6,2 %, в 2018 г. — на 11,1 %, в 2019 году — на 11,4 % (рис. 13).

Рис. 13. Динамика роста номинальной начисленной заработной платы, руб. (Составлено на основе [9])

Однако рост реальных заработных плат в 2019 г. имеет тенденцию к снижению (рис. 14).

Рис. 14. Динамика роста реальной заработной платы в Республике Крым, % (Составлено на основе [9]).

Финансовая безопасность региона во многом зависит от его бюджетной безопасности. Структура консолидированного бюджета Республики Крым состоит из поступлений из федерального бюджета, налоговых и неналоговых доходов региона. Основу поступлений в бюджет Крыма составляют федеральные инвестиции (рис. 15).

Рис. 15. Структура консолидированного бюджета Республики Крым за 2019 год. (Составлено на основе [9]).

В налоговых доходах бюджета большую долю занимает НДФЛ — 53,2 %, налог на прибыль — 15,9 % и акцизы — 12,1 % [9].

В абсолютных показателях данная тенденция выглядит следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Поступления в консолидированный бюджет Республики Крым в 2019 году *

Налог Сумма, млн руб. Темп роста (снижения), % Выполнение плана, %
НДФЛ 27 632,0 107,6 102,0
Налог на прибыль 8 277,6 130,1 105,7
Акцизы 6 264,8 110,3 101,0
Земельный налог 745,8 121,2 129,2
Поступления от применения специальных налоговых режимов 5160,0 115,1 101,5
Поступления из Федерального бюджета 129754,7 106,4

* Составлено на основе [9]

Динамика роста собственных доходов бюджета Республики Крым имеет неоднозначную тенденцию: в 2018 году они снизились, а в 2019 году — наблюдается рост доходов (рис. 16).

Рис. 16. Динамика собственных доходов Республики Крым, млрд. руб. (Составлено на основе [9]).

Изучая тенденции социально-экономического развития Республики Крым можно выделить основные угрозы экономической и финансовой безопасности:

  • снижение международного и внешнеэкономического сотрудничества из-за режима санкций;
  • неравномерность социально-экономического развития территорий республики;
  • снижение темпов роста доходов населения;
  • сокращение объемов инвестиций;
  • большой износ основных фондов санаторно-курортного и туристического комплекса;
  • высокий уровень инфляции;
  • сокращение оборота розничной торговли;
  • высокий уровень теневой экономики и невыполнение налоговых обязательств [10].

Конечно, такие тенденции являются серьезной угрозой финансовой безопасности Крыма, и это, в свою очередь, неблагоприятно влияет на социально-экономическое развитие его экономики. Для преодоления этих угроз необходимо наращивать темпы экономического роста, диверсифицировать производство с применением инновационного подхода, формировать эффективную инвестиционную политику.

ВЫВОДЫ

Таким образом, для повышения финансовой устойчивости крымского региона и обеспечения его финансовой безопасности в первую очередь необходимо выделить инвестиционные возможности, поэтому приоритетным, в этом будут следующие направления деятельности:

  • переход на инновационный тип развития региона с привлечением достаточного объема инвестиций и их эффективного использования;
  • проведение работы по расширению потенциальных источников инвестиций;
  • формирование условий, которые будут стимулировать к инвестиционной активности;
  • применение системы целевых государственных программ с рациональным использованием бюджетных средств;
  • развитие спроса на произведенные внутри региона экономические блага;
  • разработка региональных программ по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли для Крыма;
  • создание здоровой конкурентной среды;
  • адаптация инвестиционных программ под социальные интересы региона.

Такие приоритетные направления реализации инвестиционной политики позволят обеспечить финансовую безопасность региона, направленную на:

  • развитие финансовой инфраструктуры;
  • поддержку приоритетных отраслей экономики;
  • модернизацию старой и создание новой коммуникационной структуры;
  • развитие деятельности приоритетных отраслей;
  • совершенствование инфраструктуры крымских предприятий;
  • поддержку малого и среднего бизнеса

Все вышеизложенное позволит увеличить бюджетные доходы республики, снизить уровень безработицы, создать комфортные условия жизни населения и повысить их социальную защищенность, увеличить научно-технический потенциал региона, а также обеспечить экономический рост приоритетных отраслей деятельности.

REFERENCES

  1. Analiz tendentsiy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym: monografiya / pod red. d.e.n., dotsenta Yu.P. Maydanevich; FGAOU VO KFU im. V.I. Vernadskogo. — Simferopol’: POLIPRINT, 2019. — 362 s.
  2. Blazhevich O.G. Otsenka urovnya finansovoy bezopasnosti khimicheskoy otrasli Respubliki Krym / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 5–18.
  3. Bugayeva T.N. Byudzhetno-finansovaya bezopasnost’ kak osnova ustoychivogo razvitiya regiona / T.N. Bugayeva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 2 (47). — S. 41–48.
  4. Vorobyov Yu.N. Faktory i usloviya obespecheniya finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti Respubliki Krym / Yu.N. Vorobyov, D.V. Poritskiy // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 1 (34). — S. 12–20.
  5. Vorobyova E.I. Finansovaya bezopasnost’ na mikro- i makrourovnyakh / E.I. Vorobyova // Naukoviy vísnik: fínansi, banki, ínvestitsíí̈. — 2012. — № 2 (15). — S. 6–10.
  6. Dolzhikova I.V. Obespecheniye finansovoy bezopasnosti regiona / I.V. Dolzhikova [Elektronnyy resurs] // Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki. — 2013. — № 4-1. — S. 181–190. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovoy-bezopasnosti-regiona (data obrashcheniya: 20.04.2020).
  7. Dolzhikova I.V. Regional’naya ekonomika i upravleniye. Tsikly regional’nogo vosproizvodstva. Ekonomicheskaya bezopasnost’ regiona: ucheb. posobiye dlya vuzov / I.V. Dolzhikova. — Orel: Izd-vo OF RANKH i GS, 2012. — 144 s.
  8. Karanina Ye.V. Finansovaya bezopasnost’ (na urovne gosudarstva, regiona, organizatsii, lichnosti): monografiya / Ye.V. Karanina. — Kirov: FGBOU VO «VyatGU», 2015. — 239 s.
  9. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ru/index (data obrashcheniya: 20–24.04.2020).
  10. Upravleniye Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/ (data obrashcheniya: 20–24.04.2020).