ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FINANCIAL SUPPORT OF ECONOMIC GROWTH AT DIFFERENT LEVELS OF ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 4 (53), 2020

Section Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-4-5-15

PAGES: from 5 to 15

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: economic growth, financial support, levels of the economic system, real investment.

ABSTRACT (ENGLISH):

At the present stage of the recovery of the Russian economy after prolonged exposure to negative factors (the coronavirus pandemic, increased sanctions pressure, etc.), it is necessary to develop a system of financial support for economic growth at the micro, meso and macro levels in the Russian Federation.

The study shows the possibilities of financial support for economic growth at various levels in the Russian Federation. The importance of the rational use of financial instruments (in particular, tax) for the development of the real sector of the economy and an increase in the revenue side of budgets of various levels is shown.

The activity of enterprises is considered as a basic element of the formation of financial resources in the state.

The authors analyzed the financial sources of economic growth and showed the ways of their effective use.

The reserves of the formation of the revenue side of budgets at various levels of the socio-economic system of the state are revealed. A set of measures is proposed to promote the recovery of the Russian economy and its subsequent growth.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование направлений эффективного финансового обеспечения экономического роста в Российской Федерации очень важно в условиях необходимости восстановления и дальнейшего развития российской экономики после длительного негативного воздействия глобализационных процессов.

В работах многих современных ученых рассматриваются отдельные стороны социально-экономического развития государства и предлагаются направления обеспечения экономического роста [1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 17]. Однако недостаточно раскрыты возможности развития реального сектора экономики и финансового обеспечения экономического роста на разных уровнях социально-экономической системы России. Финансовое обеспечение экономического роста на микроуровне имеет свои особенности и при рациональном подходе может обеспечить достаточный базовый уровень для дальнейшего развития социально-экономических процессов.

Практически в научной литературе мало исследуются вопросы взаимосвязи различных уровней в решении макроэкономических задач, а также значение формирования финансовых ресурсов в реальном секторе экономики.

В значительной степени поддерживается направление получения так называемой «быстрой прибыли», т. е. прибыли, полученной за короткий промежуток времени. Это направление можно наблюдать в добывающей промышленности, а также как результат финансового инвестирования. Но в государстве всегда есть приоритетные направления развития экономики и социальной защиты граждан. Социально-экономическое развитие невозможно обеспечить нестабильными денежными потоками. Доходы, формируемые в добывающей промышленности, в значительной степени зависят от мировых цен на энергоресурсы, различные виды сырья. А доходы от финансового инвестирования могут быть относительно стабильными при высоком уровне развития финансового рынка в государстве. В России же финансовый рынок развит недостаточно и колебания мировых цен на ценные бумаги отечественных и зарубежных эмитентов негативно сказывается на национальной экономике. Следовательно, необходимо определить возможности финансового обеспечения экономического роста в Российской Федерации с учетом ее ресурсов и особенностей резервов реального сектора национальной экономики.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Одной из наиболее важных проблем в российской экономике является определение направлений финансового обеспечения экономического роста в стране. Решение этой проблемы возможно только при использовании комплексного подхода в разработке методов стимулирования развития реального и финансового секторов экономики. Эффективно обеспечивая развитие субъектов малого и среднего бизнеса, а также повышение доходности региональных бюджетов в Российской Федерации, можно сформировать ресурсы доходной части Федерального бюджета и направить их на решение социально-экономических задач.

Исходя из вышесказанного, основной целью статьи является определение финансового обеспечения экономического роста в России на различных уровнях социально-экономической системы государства.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Российская экономика к концу 2020 года столкнулась сразу с несколькими вызовами.

Главный из них — это вторая волна пандемии коронавируса, которая не только ухудшила демографическую ситуацию в Российской Федерации, но и привела к экономическому спаду во многих отраслях народного хозяйства.

Второй вызов — это сокращение экспорта нефти и газа, а также падение в целом цен на энергоносители. С учетом того, что ранее доходы от нефтегазового сектора составляли 45–50 % всех доходов федерального бюджета, а доля экспортной выручки достигала 70 %, потери для государства значительные, около 7,5 трлн. руб.

Третий вызов — это увеличение оттока капитала из России более чем вдвое в 2020 году по сравнению с 2019 годом (по оценке Центрального Банка до 53 млрд долл.). Эта оценка сделана только на основе зарегистрированных сделок, но ведь еще идет нелегальный отток капитала, который тоже увеличивается.

Резко снизились и социальные показатели. Происходит уменьшение реальных доходов населения (рис. 1).

Рис. 1 Реальные денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации, в % к соответствующему периоду (Составлено на основании [7])

На рисунке 1 видно, что наибольшее падение реальных доходов населения прогнозируется во II квартале 2020 года, так как снижается предпринимательская активность, особенно в сфере услуг, а также наблюдается падение спроса на продукцию, предоставляемую малым и средним бизнесом.

Государственная поддержка несколько снизила падение среднедушевых доходов граждан Российской Федерации (рис. 2).

Рис. 2. Динамика среднедушевых доходов граждан Российской Федерации в 2014-2020 годах, руб. (Составлено на основании [7])

На рисунке 2 показано, что в IIII кварталах 2020 года среднедушевые доходы граждан ниже аналогичных доходов, полученных ими в IIII кварталах 2019 года. Только в прогнозном IV квартале 2020 года возможно увеличение среднедушевых доходов. При этом данная величина будет наибольшей по сравнению со среднедушевыми доходами предшествующих периодов.

Следует отметить, что рост среднедушевых доходов населения в течение 2014–2019 годов обусловлен планомерным ростов ВВП (рис. 3).

Рис. 3. Динамика ВВП в Российской Федерации за 2014–2019 годы в текущих ценах, млрд руб. (Составлено на основании [14])

В 2020 году из-за негативного воздействия внешних факторов прогнозируется снижение ВВП (рис. 4). Однако для преодоления кризисных явлений Российская Федерация может использовать свои финансовые ресурсы. Тем более, что пандемия преодолевается, разработаны вакцины, осуществляются профилактические мероприятия.

Рис. 4. Прогноз ВВП в Российской Федерации на IV квартал 2020 года – I квартал 2021 года, % к соответствующему периоду прошлого года (Составлено на основании [3])

Рассмотрим финансовые возможности государства и определим наиболее важные направления их использования.

Первый источник финансовых ресурсов — крупные золотовалютные резервы (585 млрд долл.). Как обоснованно предлагает академик РАН Абел Аганбегян можно 300 млрд долл. оставить в резерве, а 2/3 ФНБ потратить на восстановление доходов населения путем повышения минимальной заработной платы, пенсий, введения льгот для фермеров и жителей сел и малых городов. 150 млрд долл. на возмездных началах было бы целесообразно направить на инвестиционное кредитование комплекса мероприятий по технологическому прорыву. Академик РАН Абел Аганбегян предлагает выделять по 20–25 млрд долл. ежегодно. Безусловно, это было бы правильным решением для повышения инвестиционной активности в реальном секторе экономики [3].

О нехватке средств для реализации долгосрочных инвестиционных проектов заявляют руководители крупных промышленных предприятий, поставляющих продукцию и на отечественный рынок, и на экспорт. В частности, председатель совета директоров ПАО «Трубная металлургическая компания» Д.А. Пумпянский отмечает, что, при наличии достаточных производственных мощностей, но испытывая нехватку финансовых ресурсов, приходится закупать импортную продукцию, тогда как увеличив длительность инвестиционных проектов, можно обеспечить производственные циклы и получить продукцию отечественного производства. Это не только снизит общие затраты, но и повысит независимость реального сектора экономики от зарубежных поставщиков, а также позволит создать новые рабочие места, повысит доходы населения. На поддержку инвестиционной активности государством обращает внимание и председатель правления ПАО «Фосагро» А.А. Гурьев. ПАО «Фосагро» успешно функционирует как на отечественном рынке, поставляя минеральные удобрения, так и предоставляет свою продукцию на зарубежный рынок. Однако увеличение поставок продукции, усиление конкурентных преимуществ предприятия на внешнем рынке, вызывает ответные негативные меры. Например, США увеличивает ввозные пошлины на продукцию ПАО «Фосагро». Этим действиям внешнего давления, необходимо противопоставить поддержку отечественных предпринимателей, расширив внутренний рынок, используя налоговые преференции, усилив национальную экономику.

Второй денежный источник для обеспечения экономического роста — это банковские активы. По мнению экспертов, банковские активы в 2020 году вырастут на 12–14 %, до 110 трлн. руб. Это больше объема ВВП. По сравнению, в Сбербанке активы составляют 31 трлн. руб., что превышает доходы федерального бюджета в 1,5 раза. Можно эффективно использовать средства банковского сектора для долгосрочного кредитования под низкие проценты (3–5 %) отечественного предпринимательства. При поддержке государства за короткие сроки можно провести технологическое перевооружение субъектов хозяйствования, а также профинансировать получение профессионального образования для работников предприятий, внедривших новые технологии.

Третий источник дополнительных финансовых средств — это увеличение государственного долга. Вполне оправданно будет увеличить наш внешний долг (сейчас — 15 %, по прогнозам возможно 25 %) до 40 % к 2030 году. А эти средства использовать для финансирования социально-экономического роста. Для сравнения в Европе внешний долг составляет 80 %, в США — 100 %, в Японии — 250 %, а в Китае — 260 %. Но уровень развития экономики в этих государствах намного выше, чем в России, а социальное обеспечение граждан значительно превышает наши социальные стандарты. Однако нужно учитывать тот факт, что США и западные страны могут ввести санкции против покупки российских ценных бумаг (государственного долга). В этом случае можно усилить внутренний рынок ценных бумаг, сделав финансовые инструменты более привлекательными для населения и российских предпринимателей [3].

Надо отметить, что и неравенство в распределении доходов в нашей стране значительно выше, чем в странах с развитой экономикой. Такая ситуация только усугубляет экономическое состояние Российской Федерации. Одним из решений этой проблемы финансового неравенства является введение прогрессивной шкалы налогообложения, что позволит и наполнить доходную часть бюджета, и снизит резкое расслоение населения по доходам. Однако наиболее богатые слои населения в Российской Федерации неохотно показывают свои доходы и стремятся их скрыть. Система контроля за доходами граждан дополняется отслеживанием их расходов, источник которых нужно объяснить.

Если ранее олигархи в нашей стране стремились вывезти капитал за рубеж, то теперь это сделать гораздо сложнее. Федеральная налоговая служба стала более эффективной и препятствует нелегальному оттоку капиталу за пределы Российской Федерации. Однако есть и другие способы укрывания доходов от налогов внутри страны, поэтому ФНС должна и дальше совершенствовать способы выявления сокрытия доходов.

На рисунке 5 представлена динамика налоговых поступлений в Российской Федерации за 2013–2020 годы.

Рис. 5. Динамика налоговых доходов в течение 2014–2020 годов, млрд руб. (Составлено на основании [16])

В течение 2014–2019 годов можно наблюдать стабильный рост налоговых поступлений в Российской Федерации. В 2020 году налоговые поступления достаточно высокие, но немного ниже, чем в 2019 году, что вызвано влиянием пандемии коронавируса и падением мирового спроса на энергоносители. Однако налоговые поступления, полученные в 2020 году, превышают налоговые поступления 2014–2017 годов.

Еще одним источником финансовых ресурсов для обеспечения экономического роста являются средства наиболее активных предприятий и организаций, которые финансируют 60 % всех инвестиций страны. Финансовый результат в 2018–2019 годах вырос на 72 %. Однако при увеличении счетов банков до 30 трлн. руб., значительная часть средств не пошла на реинвестирование, а была направлена в зарубежные банки и офшоры, где по расследованию Boston Consulting Company находится не менее 400 млрд долл. Конечно, используя не запретительные, а мотивационные возможности, было бы рационально использовать значительную часть этих средств на социально-экономическое развитие государства.

Еще одним источником финансовых ресурсов может быть эффективная приватизация доли предприятий и организаций, контролируемых государством. Если сейчас в государственном секторе эта доля составляет 71 % в производстве ВВП (данные Всемирного банка), то ее было бы целесообразно снизить до 45 %. Мероприятия по приватизации с обязательным увеличением их экономического потенциала и повышением уровня доходности позволяет мобилизовать до 1 трлн. рублей ежегодно, а в последующем и к более высоким финансовым результатам.

При успешной реализации комплекса мероприятий можно добиться экономического роста в основных сферах экономики Российской Федерации. Однако в настоящее время прогнозируется снижение показателей, характеризующих социально-экономическое состояние государства (рис. 6, 7).

Рис. 6. Прогноз развития промышленности и торговли в России на IV квартал 2020 года – I квартал 2021 года, % к соответствующему периоду прошлого года (Составлено на основании [3])

Рисунок 7. Прогноз изменения реальных доходов населения, потребления домашних хозяйств и платных услуг в России на IV квартал 2020 года – I квартал 2021 года, % к соответствующему периоду прошлого года (Составлено на основании [3])

На рисунках 6 и 7 видно, что прогнозируется незначительное снижение по основным показателям, характеризующим социально-экономическое развитие государства. Наибольшее уменьшение прогнозируется во внешней торговле.

Для экономического роста в Российской Федерации необходим переход от экономики сырьевого типа к современному типу инновационной экономики. Примером может служить пуск комплекса «Евро+» на Московском НПЗ в конце 2020 года. Этот новый комплекс стал первым в России, который обеспечивает полный цикл — от подготовки сырой нефти до производства готовой продукции. «Евро+» заменяет сразу несколько установок прошлого поколения, обеспечивает увеличение объемов производства, а негативное воздействие на окружающую среду уменьшается на 75 %.

Московский НПЗ обеспечивает почти 40 % рынка топлива Москвы и области, снабжает авиатопливом аэропорты столицы. С началом работы «Евро+» завод смог увеличить производство бензина, дизельного топлива, авиационного керосина. Успешно используются цифровые технологии. За производством в режиме реального времени следят 15 тысяч цифровых датчиков. Старт работе нового комплекса на Московском НПЗ дал Президент России Владимир Путин. «Успешно реализован действительно очень важный, масштабный проект. Если иметь ввиду, что это крупнейшее предприятие в своей отрасли в регионе, то можно констатировать, что крупнейшие отечественные производители оборудования, научные институты и строительные компании осуществили совместно большой, очень нужный для Московского региона проект», — отметил Владимир Путин [18].

Создание и запуск подобных комплексов позволит модернизировать не только региональную экономику, но и значительно сократит вывоз сырья из страны, обеспечив экспортную направленность производства готовой продукции.

Второй год Россия добивается рекордных урожаев зерновых культур. Факторов роста много, но одним из главных — это модернизация сельского хозяйства и поддержка государства сельхозпроизводителей с помощью финансовых и денежно-кредитных методов регулирования экономики. Россия не только полностью обеспечивает свой рынок зерном и многими видами сельскохозяйственной продукции, но и становится экспортером мирового уровня.

По мнению международных экспертов к 2028 году Россия будет контролировать пятую часть поставок зерна по всему миру.

Наибольший процент экспортного российского зерна приходится на пшеницу (78 %), 13 % — ячмень, остальное — кукуруза, овес, рожь и другие культуры [12].

Также для обеспечения экономического роста необходима поддержка государством предпринимательства.

В период пандемии для поддержки предпринимательства были осуществлены следующие мероприятия:

  • сокращено количество проверок бизнеса;
  • увеличение государственное обеспечение кредитов на заработные платы сотрудников субъектов хозяйствования, испытывающих финансовые трудности в связи с влиянием коронавирусной инфекции;
  • увеличена доля авансов по государственным контрактам с 30 % от цены контрактам до 50 %;
  • обеспечена более высокая гибкость бюджетного процесса, которая позволяет оперативно использовать накопленные финансовые средства из Фонда национального благосостояния на финансирование социально-экономического развития Российской Федерации без поправок в закон о бюджете;
  • предложено стимулировать льготное банковское кредитование субъектов предпринимательства по ставке 2 % с помощью субсидий [15].

Государственная поддержка будет способствовать выводу из теневого сектора экономики субъектов предпринимательства, так как эти мероприятия касаются только легально работающих организаций.

Необходимо продолжить поддержку предпринимательства со стороны государства с целью увеличения экономического роста и решения социальных задач.

Надо усилить контроль над исполнением запланированных государством следующих мероприятий:

  • поддержка государством предприятий инновационного типа приоритетных отраслей экономики Российской Федерации;
  • поддержка предприятий, выпускающих социально значимую продукцию (продовольствие, лекарства);
  • сокращение бюрократических процедур, сопровождающих предпринимательскую деятельность.

Также, на наш взгляд, необходимо повышать покупательную способность населения, увеличивая заработные платы, пособия для поддержки семей с детьми, а также с помощью финансовых инструментов стимулировать предпринимателей использовать новые прогрессивные технологии в своей деятельности для повышения качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

ВЫВОДЫ

Для финансового обеспечения экономического роста в стране необходим комплексный подход в развитии предпринимательства на микроуровне, увеличение доходов домашних хозяйств и повышение качества жизни населения.

Развитие реального сектора экономики возможно при эффективном использовании финансовых инструментов (в частности, налоговых) для формирования финансовых ресурсов, что позволит Российской Федерации перейти от сырьевого типа экономики к инновационному.

Среди финансовых возможностей государства для обеспечения экономического роста можно выделить следующие направления:

  • использование крупных золотовалютных резервов в стране;
  • использование банковских активов;
  • активное использование государственных ценных бумаг;
  • использование средств от обоснованной приватизации государственных предприятий.

Государственная поддержка должна оказываться на всех уровнях социально-экономической системы, так как уровень предприятий и личных финансов является базовым для обеспечения экономического роста. При успешном развитии микроуровня можно добиться финансовой самодостаточности регионов, что обеспечит возможность финансово-экономического развития государства и решения социальных задач.

REFERENCES

1. Abdulkhairova E.M. Vzaimosvyaz’ mezhdu zarabotnoy platoy, proizvoditel’nost’yu truda i kachestvom chelovecheskogo kapitala / E.M. Abdulkhairova, S.E. Bekirova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 127–133.

2. Blazhevich O.G. Otsenka urovnya finansovoy bezopasnosti khimicheskoy otrasli Respubliki Krym / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 5–18.

3. Bogdanova T. Luch sveta v krizisnom tsarstve. Chto zhdet nashu ekonomiku v 2021 godu / Tat’yana Bogdanova [Elektronnyy resurs] // Federal’nyy AIF. — 2020. — № 51. — 18 dekabrya. — Rezhim dostupa: aif.ru/money/economy/luch_sveta_v_krizisnom_carstve_chto_zhdyot_nashu_ekonomiku_v_2021_godu# (data obrashcheniya: 18.12.2020).

4. Borshch L.M. Tekhnologiya innovatsionnoy deyatel’nosti: formirovaniye novoy paradigmy / L.M. Borshch // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 3 (52). — S. 80–93.

5. Burkal’tseva D.D. Rol’ institutsional’nykh faktorov na razvitiye malogo i srednego predprinimatel’stva: infrastruktura obespecheniya finansovoy bezopasnosti / D.D. Burkal’tseva, V.A. Vernikov, O.A. Guk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 58–66.

6. Vorobyоv Yu.N. Investitsionnyy potentsial ekonomiki Rossii: finansovyye vozmozhnosti razvitiya / Yu.N. Vorobyоv, Е.I. Vorob’yeva // Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 2019. — T. 20. № 1. — S. 41–60.

7. Dokhody, raskhody i sberezheniya naseleniya [Elektronnyy resurs] / Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/folder/13397 (data obrashcheniya: 15.12.2020).

8. Kiviko I.V. Reytingovaya otsenka munitsipal’nykh obrazovaniy po kachestvu upravleniya nalogovym potentsialom / I.V. Kiviko // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 6–13.

9. Laktionova O.Ye. Transformatsiya organizatsii i upravleniya finansami malogo i srednego biznesa / O.Ye. Laktionova, E.Yu. Tereshchenko, S.P. Desyatskiy // Finansy i kredit. — 2020. — T. 26. № 1 (793). — S. 101–124.

10. Lunyakova N.A. Otsenka urovnya byudzhetnoy tsentralizatsii i pereraspredeleniya dokhodov v finansovoy sfere / N.A. Lunyakova, O.V. Lunyakov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 2 (47). — S. 65–74.

11. Lytneva N.A. Otsenka rentabel’nosti predprinimatel’skoy deyatel’nosti v upravlenii ustoychivym biznesom / N.A. Lytneva, N.V. Parushina, T.V. Zhukova // Ekonomicheskaya sreda. — 2019. — № 4 (30). — S. 5–13.

12. Matrosov V. Rossiya budut pravit’ mirom pri pomoshchi zerna / Viktor Matrosov [Elektronnyy resurs] // Komsomol’skaya pravda. — 2020. — 19 iyulya. — Rezhim dostupa: www.kp.ru/daily/27157.5/4255714/ (data obrashcheniya: 12.12.2020).

13. Natarova Ye.V. Kontseptsiya razvitiya vnutrennego finansovogo kontrolya v sektore gosudarstvennogo upravleniya / Ye.V. Natarova, A.V. Smetanko // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 31–36.

14. Natsional’nyye scheta [Elektronnyy resurs] / Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/accounts (data obrashcheniya: 15.12.2020).

15. Podderzhka biznesa v period rasprostraneniya koronavirusa: chto sdelano [Elektronnyy resurs] / Gosudarstvennaya Duma Federal’nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: duma.gov.ru/news/48315/ (data obrashcheniya: 18.12.2020).

16. Svodnyye otchety v tselom po Rossiyskoy Federatsii i v razreze sub»yektov Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / Federal’naya nalogovaya sluzhba. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (data obrashcheniya: 15.12.2020).

17. Smirnov V.V. Dvizheniye gosudarstvennykh finansov v sovremennoy Rossii / V.V. Smirnov // Finansy i kredit. — 2020. — T. 26. № 11 (803). — S. 2501–2523.

18. Chernyshov P. Pusk kompleksa «Yevro+» na Moskovskom NPZ stal vazhnym dlya otrasli / Pavel Chernyshov // Komsomol’skaya pravda. Spetsvypusk: Itogi i prognozy. — 2020. — 22 dekabrya.