ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЕМНЫХ РАБОЧИХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТРУДА

CREATIVE POTENTIAL OF EMPLOYEES AS A FACTOR OF INCREASING THE PRODUCTIVITY OF ENTREPRENEURIAL LABOR

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 4 (53), 2020

Section  Economics and management of business entities

Publication text (PDF):Download

UDK: 331

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Katulsky Evgeny Danilovich,

Honored Scientist of the Russian Federation,

Doctor of Economics, Professor,

All-Russian Scientific Research Institute of Labor,

Russia, Moscow.

Vernikov Vitaliy Alexandrovich,

Ph.D. in Economics,

Institute of Social Sciences,

Moscow, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-4-140-147

PAGES: from 140 to 147

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: creativity, creative management, personnel management, factors of creativity, activation of creative potential

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the essence of creative management in the activities of an organization and its impact on enhancing the creative potential of personnel. The theoretical foundations and applied aspects of the mechanism for managing the creative activity of employees are considered.

The research identifies the factors of development of personnel creativity in the company, to which they are assigned. A mechanism for enhancing the creative potential of the organization’s personnel is also proposed, including elements of creative management.

The purpose of the article is to study the creative potential of hired workers as a factor in increasing the productivity of entrepreneurial labor.

Research methods: analysis, synthesis, structuring.

The research results presented in the article will allow the leaders of organizations to use in practice the developed mechanism for implementing creative management to activate the creative potential of the organization’s personnel, which is focused on enhancing the creativity of the staff, creating conditions for the mass manifestation of creative thought, and adequately assessing the results of the creative efforts of employees.

ВВЕДЕНИЕ

В современной динамичной жизни новые непредсказуемые события, которые или приносят успех и процветание, или нарушают жизненный путь и деятельность многих людей, организаций, стран, регионов. Наша неспособность воспринимать случайные непрограммируемые события обусловлена тем, что результатом традиционного образования является умение логично отображать и анализировать информацию. Для успешной работы в условиях увеличения непредсказуемости и различий социально-экономического развития необходимо, кроме инфологической парадигмы восприятия окружающего мира, овладеть парадигмой постижения и творческой работы.

Политические и социально-экономические факторы, оказывающие влияние на организацию, требуют креативных навыков, знаний, приспособленности и высокой степени адаптивности к быстротечным изменениям. Это выдвигает более высокие требования и стандарты к современным специалистам в разных отраслях, а в первую очередь к новому поколению управленцев, потому что процессы принятия решения осуществляются на каждом этапе управления. Вариативность решений и путей управления, уникальность каждой ситуации, неординарность и гибкость хозяйственных комбинаций — все это специфичные особенности современного менеджмента, требующего творческого вдохновения. Несмотря на это, вопросы активного воздействия на развитие творческих способностей сотрудников и обеспечение их всестороннего использования в интересах инновационной трансформации компании обретают особую актуальность.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является разработка механизма активизации творческого потенциала персонала организации, учитывая ряд элементов креативного менеджмента и наличие активизации творческого потенциала персонала организации.

Проблема реализации творческих возможностей работников в интересах прогрессивного развития производства является предметом исследования в трудах таких экономистов, как: А.А. Степанов, М.В. Савина [13], И.И. Свидрук, Ю.И. Оссик [12], О.В. Прокопенко, В.Н. Лазарева [6] и других.

Творческая активность — это способность к самостоятельной работе, Использование собственного потенциала для творчества, творческого вдохновения, основанная на высоком уровне заинтересованности. Творческая личность характеризуется тем, что ее познавательную потребность невозможно удовлетворить. Познавательная потребность основана на активности, потребности в процессе умственной деятельности как таковой, на удовольствии от работы мозга. Проявления творческого мышления различаются активностью (активный — пассивный), систематичностью проявления активности (регулярно — эпизодически), эмоциональным подтекстом (ярко-позитивный, позитивный, индифферентный, негативный). Творческое мышление основано на достаточно высоком уровне развития творческих и умственных способностей [7].

Отечественные ученые, анализируя основы и основные формы проявления творческой активности персонала предприятий, главное внимание уделяют исследованию условий производства, реорганизации системы образования, совершенствованию механизма мотивации работников, освещению социально-экономических изменений в обществе, которые могут существенно повлиять на трудовое поведение персонала, и т. д. Но недостаточно исследованными остаются вопросы разработки действенного механизма реализации креативного менеджмента для активизации творческого потенциала персонала организации, которая ориентируется на усиление креативности персонала, создание условий для массового проявления творческой мысли, адекватное оценивание результатов творческих усилий работников.

Управление творческим потенциалом наемных рабочих может включать как принципиально новый, повышающий эффективность деятельности организации, так и традиционный подходы в работе менеджера организации. Примером первого являются инновационные способы воздействия на персонал. Второй подход предусматривает использование нового креативного элемента управления в рамках традиционного управления персоналом [12]. В креативном менеджменте есть способы и методы переключения тренингов менеджеров, инженеров, предпринимателей на уровень конструктивного креативного мышления и активности путем сочетания логики и эвристичности [10–11].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Творческую активность персонала следует рассматривать как процесс реализации новаторских способностей работников, направленный на получение инновационных достижений в интересах технико-технологического, экономического и социального развития предприятия. Формы проявления творческой активности работников достаточно разнообразны. К ним можно отнести: деятельности творческих групп, организацию экспериментальных производств, распространения новейшей научной информации, пополнение базы данных предприятия, подача заявок на получение патентов, продуцирования новых идей, оригинальных организационных и управленческих решений, предоставление рационализаторских предложений, внедрение ноу-хау и т. п. [5].

Креативный менеджер берет на себя ответственность за создание атмосферы, ее поддержание. В таблице 1 показаны шесть факторов, которые способствуют созданию творческой атмосферы в компании.

Таблица 1. Факторы развития творчества персонала в компании *

Фактор Сущность
Новизна Креативные менеджеры в организации должны осуществлять самомотивацию к постоянному поиску новизны, так как в результате будет получена новая идея, которую будет сложно скопировать конкурентам
Мотивация новых идей Идеи «взращиваются», а не критикуются, а организация защищает «свежие» идеи в момент их возникновения
Реальность Воплощение идей в реальность любыми способами
Энергия Энергия или вдохновение имеется у креативных работников, которые генерируют идеи и занимаются творчеством в компании. Организация должна культивировать и поддерживать эту энергию
Свобода действий и автономность Кардинальные идеи практически всегда создают кардинальные люди. Поэтому свободные работники играют большую роль в создании инноваций

* Составлено на основе [1]

Креативность менеджера требуют от работника наличия внутренней потребности в творчестве, особой гибкости мышления, самореализации в рамках конкретной социальной системы, эффективной системы восприятия решений. Инновационные изменения в организации требуют умения сочетать природные и приобретенные качества с требованиями внешней организационной среды, заставляют его искать нетрадиционные технологии решения задач. Современные организации в своей деятельности ориентируются, прежде всего, на высококвалифицированную рабочую силу, а личность новатора-менеджера является центральным звеном достижения успеха.

Самая важная функция лидера — мотивировать общение, задавая вопросы. Когда задается вопрос, каналы коммуникации открываются и происходит вербальный контакт.

При управлении креативностью персонала руководитель процесса может использовать следующие типы вопросов:

а) вопросы, направленные на получение информации. При ответе на такие вопросы, сотрудники делятся своими проблемами, что позволяет получить более объективную картину их удовлетворенности и неудовлетворенности определенными событиями, явлениями и процессами;

б) вопросы, направленные на раскрытие мотивов и на понимание. Руководитель должен понимать цели и мотивы, лежащие в основе взглядов сотрудников;

в) вопросы, направленные на предоставление информации. Этот тип вопросов очень полезен для того, чтобы рассказать о заботе и доброжелательности организации с уважением своим сотрудникам;

г) вопросы, направленные на вовлечение в конкретный процесс. Как только появятся взаимопонимание между руководителем и сотрудником, попытки решить проблему должны быть продолжены;

д) вопросы, направленные на проверку понимания и заинтересованности. Они обеспечивают обратную связь, необходимую для двусторонних контактов;

е) вопросы, направленные на побуждение работника к размышлению. Они требуют, чтобы выразить идеи и предложения, которые способны добавить что-то важное и ценное к делу;

ж) вопросы, направленные на достижение гармонии. Бесполезно продолжать работу, если нет никакого взаимопонимания. Однако у сотрудника не следует вырабатывать привычку к позитивному реагированию; откровенно манипулятивные приемы могут привести к полному краху взаимного доверия;

з) вопросы, направленные на акцентирование внимания на объекте. Во время использования творческого воображения, необходимо помнить об объекте, чтобы творчески решить задачу;

и) вопросы, направленные на удовлетворение содержательным содержанием работы. Имея четкое видение и понимание ситуации, сотрудник сможет выбрать новое интересное направление для действий[12].

Одной из важнейших функций менеджмента является мотивация сотрудников. Несомненно, роль человека как субъекта в деятельности предприятия и бизнеса огромна. Однако в условиях иерархии управления побуждение к творческой работе осложняется рядом факторов: увеличением времени и стоимости разработки решения, консерватизмом и запаздыванием, блокированием индивидуального вклада в управленческое решение. Степень свободы персонала обратно пропорциональна иерархии и жесткости системы управления, а мотивация к творчеству пропорциональна степени свободы, доверия и реальному диапазону полномочий сотрудника.

Творческие работники нуждаются в построении особой системы мотивации, так как для их самореализации необходима высокоинтеллектуальная созидательная деятельность, которая сопровождается, как правило, положительными эмоциями. Чтобы мотивировать наемных работников к творчеству, деятельность руководства должна быть целенаправленной на достижение результата. При этом креативный менеджер должен осуществлять регулярную оценку трудовой деятельности персонала, и сам должен быть творческой личностью.

При необходимости выполнения рутинной и монотонной работы работники не будут чувствовать удовлетворения. Они будут нервничать, страдать, перестанут проявлять положительные эмоции. При продолжительной работе в таких условиях может развиться депрессия. Если работа требует выполнения разных действий, наличия различных талантов и навыков, то у работника возникает ощущение «полноты» жизни. Он будет стремиться к самосовершенствованию и проявлению творческих способностей в труде. Такой работник будет гордиться тем, что выполнил свою работу лучше, чем это мог бы сделать кто-либо другой. Если работа не предполагает использования сотрудником ценных навыков и привычек, то необходимости в дальнейшем совершенствовании и обучении нет. Для поощрения творческого труда на предприятии могут использоваться такие методы:

  • поддержание в коллективе благоприятного психологического микроклимата;
  • формирование образовательной интерактивной среды, в которой сотрудники смогут передавать опыт и знания;
  • организация конкурсов и игровых мероприятий для новаторов и рационализаторов;
  • расширение спектра полномочий квалифицированного персонала в принятии решений;
  • развитие демократии;
  • внедрение гибкого режима работы и рационализация организации труда [2].

Стимулирующий эффект для творческой работы сотрудников может быть достигнут специально созданным конфликтом (идей, подходов, направлений), однако это рискованный шаг, так как творческий конфликт может превратиться в деструктивный, поэтому руководитель должен осознавать уровень собственных возможностей и полномочий для управления им.

Признание творческих сотрудников также очень важно для повышения морального духа и позитивного отношения к работе. Признание творческих работников — это стимул, который работодатели используют для предоставления обратной связи и поощрения сотрудникам. Награды за признание заслуг сотрудников включают в себя устную похвалу, церемонии награждения и публичные объявления о результатах работы. Многие работодатели предлагают вознаграждения и стимулы через программы помощи сотрудникам. Эти программы помогают работникам поддерживать баланс между работой и домашней жизнью, поддерживая их психическое и физическое благополучие.

Для активизации творческого потенциала персонала организации необходимо применять различные методы и способы управления, к которым относятся:

  • создание благоприятной атмосферы доверия и командного взаимодействия, в которой наемные творческие работники могут мотивировать друг друга на выдвижение креативных идей;
  • снижение уровня бюрократии и уход от традиционных схем кадрового менеджмента;
  • снижение уровня администрирования, жесткого контроля и избыточной отчетности;
  • использование для стимулирования творческой активности персонала материальных методов стимулирования;
  • повышение уровня профессионального роста сотрудников;
  • учет личностных и уникальных особенностей творческих работников;
  • обеспечение наемных работников проектами и задачами, соответствующих их способностям.

Руководитель должен осознавать, что проявления творческого мышления возможны тогда, когда смелые высказывания не запрещены. Нередко сам сотрудник отвергает интересные идеи из-за боязни быть не воспринятым, не понятым, а также из-за давления авторитетов, авторитетных мнений (руководителя, оппонентов общенаучной мысли). Мотиватором оригинальных новаций является также эвристичность мышления, то есть открытость, склонность к обобщениям, конструктивность, быстрое выдвижение идей, выработка плана.

Поэтому, учитывая вышеупомянутое, механизм активации творческого потенциала персонала организации (рис. 1), который ориентируется на усиление креативности персонала, создание условий для массового проявления творческой мысли, адекватное оценивание результатов творческих усилий работников, действует и является эффективным в результате воздействия на него креативного менеджмента.

Предложенный механизм активизации творческого потенциала персонала организации учитывает ряд элементов креативного менеджмента, наличие которых обеспечит содействие активизации творческого потенциала персонала организации.

ВЫВОДЫ

Творческая работа сама по себе является большим мотиватором, поскольку пробуждает заинтересованность в процессе и результатах труда. Она выступает в качестве каркаса при коллективной работе и дает надежду на рождение ценных идей. Благодаря творческой работе жизнь становится более интересной и радостной. Указанные аспекты творческой работы могут быть и не связаны с реальными результатами творческого усилия, но творческое усилие важно само по себе, поэтому его необходимо всячески поощрять.

Для эффективной организации процесса развития и активизации творческого потенциала персонала в организации, целесообразно привлекать креативных менеджеров, обладающих соответствующими знаниями и компетенциями.

 

Рис. 1. Механизм активизации творческого потенциала персонала организации (Разработано авторами)

В ходе настоящего исследования было выявлено, что, развивая творческий потенциал наемных работников с целью повышения производительности предпринимательского труда, руководитель (креативный менеджер) должен предоставлять работникам свободу творчества и стимулировать к достижению конечной цели.

Эффективное управление процессом развития креативности персонала предпринимательской структуры предусматривает учет каждого из компонентов креативных ресурсов работника, связанных с условиями внутриорганизационного среды, когнитивными, личностными, мотивационными особенностями человека.

Таким образом, приходим к выводу, что для стимулирования творческой активности наемных работников руководитель предпринимательской структуры может использовать различные методы, однако наилучшего результата личностные особенности работников.

REFERENCES

  1. Abdulvagapova A.A. Faktory razvitiya kreativnosti v organizatsii / A.A. Abdulvagapova // Voprosy novoy ekonomiki. — Novosibirsk: Izdatel’stvo Sibirskiy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya. — 2014. — № 3 (31). — S. 78–86.
  2. Anokhina I.V. Motivatsiya personala na predpriyatii / I.V. Anokhina, I.V. Shaposhnikova, S.A. Kuznetsov // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. — 2018. — № 6. — S. 142.
  3. Vorobyоva Е.I. Obespecheniye ustoychivosti finansovoy sistemy Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh globalizatsii / Е.I. Vorobyоva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 5–12.
  4. Konovalenko I.Ye. Bukhgalterskaya otchetnost’ predprinimatel’skikh struktur i yeye rol’ v rynochnoy ekonomike / I.Ye. Konovalenko, E.S. Kornilova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 266–272.
  5. Kipervar Ye.A. Razvitiye innovatsionnogo potentsiala rabotnika na osnove povysheniya kachestva trudovoy zhizni / Ye.A. Kipervar, L.V. Trunkina // Organizatsionno-upravlencheskiye aspekty ekonomicheskogo razvitiya predpriyatiy i regionov. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2016. — S. 106–110.
  6. Lazarev V.N. Kreativnyy menedzhment. Uchebno-metodicheskoye posobiye / V.N. Lazarev. — Ul’yanovsk: UlGTU, 2016. — 167 s.
  7. Psikhologiya odarennosti detey i podrostkov / pod red. N.S. Leytesa. — M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2000. — 336 s.
  8. Pokida A.N. Regulirovaniye deyatel’nosti samozanyatykh grazhdan / A.N. Pokida, N.V. Zybunovskaya // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya. — 2020. — №1. — S.60-85.
  9. Rynok truda. Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / B.V. Korneychuk. — 2-ye izdaniye. — M.: Yurayt, 2019. — 264 s.
  10. Reshetov K.Yu. Rol’ innovatsionnykh klasterov pri obespechenii konkurentosposobnosti otechestvennykh predprinimatel’skikh struktur v usloviyakh VTO / K.Yu. Reshetov // Rossiyskoye predprinimatel’stvo. — 2014. — № 20 (266). — S. 117–123.
  11. Reshetov K.Yu. Strategicheskiye al’ternativy povysheniya konkurentosposobnosti otechestvennykh malykh innovatsionnykh predpriyatiy / K.Yu. Reshetov // Biznes v zakone: Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. — 2014. — № 4. — S. 144–147.
  12. Svidruk I.I. Kreativnyy menedzhment: teoreticheskiye osnovy. Monografiya / I.I. Svidruk, Yu.I. Osik, O.V. Prokopenko. — Khozhuv: Tsifrovaya tipografiya, 2017 — 144 s.
  13. Stepanov A.A. Kreativnyy menedzhment / A.A. Stepanov, M.V. Savina i drugiye. — M.: Nauchnyy rukovoditel’, 2018. — 136 s.
  14. Shal’neva V.V. Sistema antikrizisnogo finansovogo upravleniya predpriyatiyem / V.V. Shal’neva, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1 (50). — S. 37–46.