К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

TO THE ISSUE OF THE INTERNATIONAL SYSTEM OF MONEY LAUNDERING: A SURVEY OF MODERN DOCUMENTS IN THE COVID-19 PANDEMIC

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 4 (53), 2020

Section Finance

Publication text (PDF): Download

UDK: 336.7

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Brichka Elena Ivanovna,

PhD in Economics,

Associate professor Department of Financial Monitoring and Financial Markets,

Rostov State University of Economics (RINH),

Rostov-on-Don, Russian Federation.

Zakharchenko Elena Sergeevna,

PhD in Economics,

Associate professor Department of Financial Monitoring and Financial Markets,

Rostov State University of Economics (RINH),

Senior Lecturer Department of Economic Theory and International Economic Relations,

Rostov Branch,

Russian Customs Academy,

Rostov-on-Don, Russian Federation.

Reshetnikova Natalia Nikolaevna,

PhD in Economics,

Associate professor Department of Financial Monitoring and Financial Markets,

Rostov State University of Economics (RINH),

Associate professor Department of World Economy and International Economical Relations,

Don State Technical University,

Rostov-on-Don, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-4-16-26

PAGES: from 16 to 26

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: anti-money laundering, terrorist financing, Egmont group, FATF, EAG, human trafficking, COVID-19

ABSTRACT (ENGLISH):

In 2020, due to the coronavirus pandemic, there was a massive and accelerated digitalization of all sectors of society. This progressive result of mass remote work (for example, in the OECD countries the volume of work, e-commerce and distance learning, as well as the use of digital tools in business, has grown dramatically) creates, in turn, a favorable environment for cybercriminals and fraudsters. This situation is a kind of trigger for the subsequent legalization of proceeds from crime.

The article is written on the basis of documents of international organizations (FATF, EAG, Egmont group) factual data given in periodicals regarding the research topic. The empirical research methods were used in the work: observation and comparison; theoretical: analysis and synthesis, formal-logical — induction.

This article focuses on the main vectors of the international AML/CFT/CWMDF system, and is a the latest international documents review (December 2019 May 2020) during the first phase of the widespread restrictive measures in the world due to the spread of the COVID-19 pandemic. The concepts of assessing the effectiveness of the national AML/CFT system and assessing the technical compliance of the national system with the FATF Standards and Recommendations have been differentiated. In addition, an emphasis was made on the international AML/CFT system functioning goals and objectives modification due to the latest risks associated with the COVID-19 pandemic (the widespread telecommuting introduction due to the self-isolation regime). Conclusions are made regarding the key directions of the future development of the international AML/CFT system on the basis of the considered international documents.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день одним из важнейших векторов деятельности международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ следует считать работу с отдельными государствами и их национальными системами ПОД/ФТ/ФРОМУ. Его важность заключается в том, что через оценку национальных систем противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, происходит определение степени ее эффективности, возможности отвечать требованиям и стандартам ФАТФ, а также адекватно реагировать на текущие тенденции в области ПОД/ФТ/ФРОМУ в стране. Указанное представляется особенно актуальным в период так называемого коронакризиса, представляющего собой переломный момент в развитии мировой экономики, нарушивший базовые социально-экономические процессы вследствие пандемии COVID-19.

Особенно важным представляется тот аспект, что в основном, делая обзор современных документов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, авторы уделяют внимание только юридической составляющей указанных документов [1, с. 32; 3, c. 51].

Понимание методологии оценки эффективности системы ПОД/ФТ/ФРОМУ страны, в свою очередь, скорректированной с учетом влияния некоторых глобальных тенденций помогает делать выводы относительно, в частности, инвестиционной привлекательности стран [2, с. 48; 15].

Так, например, авторы Марко Арноне и Леонардо Борлини (Arnone M., Borlini L. (2010)) [12] основное внимание уделяют феноменологическому аспекту преступных доходов и подчеркивают, что в значительной степени это экономическая проблема. Эти особенности вдохновили смену парадигмы от нормативной базы, основанной на подходе, базирующемся на оценке риска. Как на международном уровне, так и в рамках единой внутренней правовой системы, закон о противодействии отмыванию денег, как правило, характеризуется мультидисциплинарным подходом, сочетающим репрессивный профиль с превентивными механизмами.

В свою очередь в современной литературе, авторы Эскиндаров М.А., Абрамова М.А. и др., (2018) [5, с. 7–10] анализируют, как активная цифровизация жизни современного общества привела к реальным изменениям в экономике, в том числе и в сфере преступных доходов. Наряду с финтех, ставшим авангардом цифровой трансформации финансового сектора, наиболее общеизвестными его объектами стали криптовалюта и токен. Криптовалюты с одной стороны открывают возможности для роста национального бюджета, с другой же, несут в себе большие риски и новые угрозы (мошенничество, киберпреступность, отмывание денег в интернете и др.)

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Проведение обзора современных международных документов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ посредством дифференциации Оценок эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ и Оценок технического соответствия национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ Стандартам и Рекомендациям ФАТФ, а также через описание состояние международной системы ПОД/ФТ группой Эгмонт и ФАТФ.

Целью работы представляется выявление особенностей современных международных документов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, к числу которых относятся:

  1. пересмотр перечня преступлений, связанных с легализацией доходов (предикатных преступлений) и организаций, которым необходимо проявлять повышенное внимание при проведении через них операций с денежными средствами;
  2. уточнение в законодательстве стран понятия «легализация незаконно полученных доходов»;
  3. формирование способов работы с населением стран для исключения вовлеченности последних в мошеннические схемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основании изученных международных документов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ к основным мерам по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, следует отнести:

  1. уточнение перечня преступлений, связанных с легализацией доходов (предикатных преступлений);
  2. определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при проведении через них операций, вызывающих подозрение, а также особо крупных операций;
  3. унификацию порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денежных средств, полученных преступным путем;
  4. установление в законодательстве стран понятия «легализация незаконно полученных доходов» таким образом, чтобы исключить возможность двоякого толкования, потенциальных будущих судебных споров с целью ухода от ответственности за совершение данного преступления;
  5. повышение осведомленности населения не только о видах мошенничеств, связанных с применением удаленных технологий работы, (что показала пандемия коронавируса), но и о вероятности соучастия в финансировании преступлений. (Указанная мера может быть легко реализована через совершенствование и актуализацию программ повышения финансовой грамотности людей во всех странах мира);
  6. анализ транзакций, потенциально связанных с коррупцией, в том числе в сфере госзакупок и оказания финансовой помощи населению, предприятиям и отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в ходе кризиса, связанного с распространением COVID-19;
  7. использование альтернативных способов идентификации клиентов, а именно с применением цифровых технологий (видео-звонки, отправка сканов документов с одновременной или последующей верификацией фото клиента) и др.

Международная система противодействия легализация преступных доходов и финансированию терроризма опирается на оценку текущего состояния финансовой системы в мире и в отдельных странах, учитывая при этом развитие отдельных элементов и возможности их использования в преступных целях, таких как: криптовтовалюты, стейблкоины, инструменты цифровизации, интернет операции, альтернативные рынки получения и реализации нелегальных денежных средств. В процессе изучения стратегических целей и перспектив изменения системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, необходимо рассмотреть текущую результативность работы системы.

Борьба с отмыванием доходов содержит основные меры, основанные на рекомендациях и документах организаций, работающих в этой сфере, а также национальных методологиях разных стран.

В рамках современной международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ предметом регулирования и развития методов совершенствования способов противодействия является специальный комплекс финансовых, надзорных и оперативно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение финансовых операций, связанных с указанными преступлениями, а также правоохранительная деятельность по расследованию и уголовному преследованию легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Следует отличать оценку эффективности национальной системы и оценку технического соответствия национальной системы Стандартам и Рекомендациям ФАТФ. В таблице 1 представлены сходства и различия указанных процедур.

Таблица 1. Оценка эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ и Оценка технического соответствия национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ Стандартам и Рекомендациям ФАТФ *

Оценка эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

Оценка технического соответствия национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ Стандартам и Рекомендациям ФАТФ/ФРОМУ

Представляет собой оценку достаточности применения Рекомендаций ФАТФ

Касается конкретных требований Рекомендаций ФАТФ, главным образом того, как они соотносятся с соответствующей правовой и институциональной системой страны, а также полномочия и процедуру компетентных органов.

Определяет степень достижения страной определённого набора результатов, которые являются главными для построения надежной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

Компетентные органы представляют собой основные структурные элементы системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Ключевой момент — степень достижения правовой и институциональной системой ожидаемых результатов

Под эффективностью системы ПОД/ФТ/ФРОМУ государства в рамках данного вида оценок следует понимать степень минимизации финансовая системой и народным хозяйством страны рисков и угроз отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения [6].

При проведении обоих оценок проходит комплексный анализ национальных систем на общее соответствие Рекомендациям и Стандартам ФАТФ. Данный анализ, работает как один из инструментов работы ФАТФ для гарантии высокого качества работы всей системы в целом и отдельных ее элементов.

* Составлено на основании [6]

Текущее состояние международной финансовой и экономической систем можно отследить на основании текущих отчетов международных организаций. Одним из наиболее исчерпывающих описаний представляется отчет группы Эгмонт, так как является документом стратегического планирования, касающегося всего мирового сообщества, крупных и мелких организаций на основании определения основных аспектов текущего состояния всей мировой системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, при этом давая конкретные стратегические варианты действий самой группы в сложившейся ситуации, однако данные цели являются весьма ограниченными и относятся к работе самой группы Эгмонт. Тезисно, состояние международной системы ПОД/ФТ группа Эгмонт описывает следующим образом.

  1. Борьба с ОД / ФТ/ФРОМУ -это сложный вид деятельности глобального уровня, где преступные элементы достаточно устойчивы и весьма адаптивны к предпринимаемым международными организациями мерами по их сдерживанию и нейтрализации.
  2. В рамках Эгмонта реализации проекта, известного как ISILproject, установлено, что при правильных условиях и перед лицом глобальной угрозы можно достичь консенсуса в части многостороннего обмена информацией, несмотря на то, что процесс самого согласования таких обменов остается сложной задачей с учетом текущей ситуации.
  3. Все более широкое использование новых технологий, таких как финтех, а также новых денежных инструментов, таких как криптовалюты, привели к появлению новых секторов, нуждающихся в регулировании деятельности. При этом граждане, применяющие данные инновационные инструменты, не имеют представления о способе их работы, а также объеме отмываемых денег, используемых, в частности, для финансирования террористической деятельности.
  4. Нерегулируемые сектора и субъекты, действующие в виртуальном пространстве, используют эффективные способы сокрытия личности лиц, участвующих в финансовых операциях. Кроме того, реакция общественности на публикацию Facebook и другими ИТ-гигантами большого количества частной информации показывает, что правительства будут продолжать ужесточать законы о защите персональных данных, даже когда правоохранительные органы просят расширить к ним доступ.
  5. Распространение оружия массового уничтожения и передача технологий двойного назначения по-прежнему имеют первостепенное значение в обеспечении международной безопасности. ФАТФ рассматривает целый ряд вопросов (включая вышеупомянутое финансирование борьбы с распространением оружия массового уничтожения), касающихся рисков его финансирования, и может дать рекомендации относительно того, как урегулировать эту ситуацию. ЕАГ поддерживает вектор ФАТФ и готова реагировать на упомянутые угрозы.
  6. Все большее число беззаконных территорий предоставляют террористическим и криминальным организациям платформы, с которых они могут действовать безнаказанно.
  7. Освещение в средствах массовой информации случаев ОД/ФТ/ФРОМУ и повсеместное уклонение от уплаты налогов на миллиарды долларов в «налоговых гаванях» изменили профиль ПФР. Являясь неотъемлемой частью разведывательного и правоохранительного сообщества, ПФР в настоящее время имеют широкую известность и в большей степени подотчетны средствам массовой информации, общественности и их соответствующим политическим институтам.
  8. Несмотря на недавний подъем экономических показателей в значительной части стран мира, правительства по-прежнему обеспокоены дефицитом бюджетов и не увеличили объем финансирования, предоставляемого ПФР. Работникам данной сферы придется повышать эффективность своей деятельности без существенного увеличения финансовых ресурсов [8].

В тоже время, так как инициативным органом выступает ФАТФ стратегические цели и действия следует рассматривать исходя из описаний данной организации.

Внесение изменений в стратегическое планирование в части ПОД/ФТ/ФРОМУ происходят регулярно. К основным стратегическим положениям, следует отнести нижеизложенное.

  1. Оценки ФАТФ — эффективный инструмент международной политики ПОД/ФТ, которые позволяют не только выявить недостатки, но и дать рекомендации странам в части внесения необходимых изменений в законодательство для улучшения ситуации. И, что важно, для стран существует требование регулярно отчитываться перед ФАТФ. Оценка должна проводиться своевременно, целенаправленно и с учетом рисков.
  2. На основании опубликованных в 2018 году ФАТФ докладов о финансовых потоках, связанных с торговлей людьми; о профессиональном отмывании денег; о сокрытии бенефициарных собственников; о стратегиях борьбы с финансированием терроризма; о передовой практике для судей и прокуроров стран-участниц было выпущено Руководство по применению риск-ориентированного подхода в различных секторах экономики. Указанный документ представляет собой руководство для юристов, бухгалтеров, поставщиков услуг, страховых организаций, а также компаний, чья деятельность затрагивает рынок ценных бумаг. Оно должно стать еще одним рекомендательным инструментом в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  3. Еще одним важным шагом в деятельности международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ стало согласование ФАТФ в июне 2019 года первых в истории глобальных стандартов регулирования виртуальных активов и опубликование всеобъемлющего руководства по внедрению данных стандартов.
  4. В октябре 2019 года ФАТФ согласовала порядок проведения процедуры оценивания систем ПОД/ФТ/ФРОМУ стран-участниц. Спустя неделю после публикации документа группы экспертов из Южной Африки и Японии фактически его применяли на практике при проведении оценок. Отныне все страны будут оцениваться в соответствии с этими стандартами, некоторые из которых инициировали досрочное проведение оценок.
  5. Также, в октябре 2019 года ФАТФ опубликовала рекомендации по выявлению бенефициарных владельцев юридических лиц, и согласилась рассмотреть вопрос о том, насколько эффективно страны-участницы применяют указанные новые передовые методы.
  6. Важным аспектом в деятельности ФАТФ стала работа по созыву представителей государств для обсуждения: соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ ожиданиям ФАТФ, а также проблем, с которыми страны-участницы сталкиваются, и путей их решения. Сюда, кроме упомянутого, для большей эффективности работы включается разработка подхода к надзору, основанного на учете рисков, международное сотрудничество между надзорными органами и более эффективное использование технологий, так называемых Суптех (SupTech (Supervision Technology)).
  7. Отдельным пунктом в функционировании международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ следует считать работу с азиатскими рынками, а именно:
    1. для повышения осведомленности китайских властей и банков о незаконном обороте предметов флоры и фауны (речь идет о браконьерстве в дикой природе) в Пекине президент ФАТФ и Секретариат присоединились к представителям финансовой целевой группы принца Уильяма United for Wildlife, что представляется необходимым для предотвращения указанного преступного деяния и его установления при помощи финансовой системы;
    2. работа по усилению надзора в таких критических областях, как незаконный оборот предметов флоры и фауны, ФАТФ расширяет возможности для обучения специалистов по всему миру. Программа базируется в учебном центре ФАТФ в Корее, который в настоящее время возглавляет и координирует группа в Париже с привлечением экспертов из стран-членов ФАТФ, а также доступна через платформы электронного обучения дистанционно.
  1. В 2020 году ФАТФ, применяя опыт правоохранительных органов всего мира, разрабатывает свод лучших практик расследований финансирования деятельности по торговле людьми (данная теневая отрасль на сегодняшний день является одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности) [7].
  2. Для использования преимуществ новых технологий и повышения эффективности их применения ФАТФ проводит общественные консультации по руководству использования цифрового удостоверения личности.
  3. Помимо того, что работа по отслеживанию использования виртуальных активов преступниками и террористами продолжается в полном объеме, на сегодняшний день ФАТФ работает и над выявлением последствий использования стейблкоинов, а также планирует повышать уровень осведомленности министров финансов и управляющих центральных банков стран G20 по политическим рекомендациям ФАТФ для борьбы с фактическим применением стейблкоинов, минимизации потенциальных рисков негативных последствий, с ними связанных.
  4. В число других текущих направлений работы входят оперативные задачи по возвращению активов; разработка руководства по расследованию и судебному преследованию в связи с финансированием терроризма: стандарты финансирования распространения; финансирование ИГИЛ, АК и его филиалов [9].

Таким образом, следует констатировать, что проблемы в международной системе ПОД/ФТ заключаются не в отсутствии стандартов, а в фактическом наличии или отсутствии эффективных и действенных методов работы государственного и частного секторов экономик стран-участниц, действующих в рамках системы противодействия отмывания денег и для уменьшения ущерба, причиняемого международной преступной деятельностью и терроризмом.

Однако стратегические векторы развития международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ видоизменены ввиду ситуации с пандемией коронавируса в 2020 году. Исследование открытых источников, а также отчеты, полученные от членов и секретариатов ЕАГ, показывают, что пандемия COVID-19 влияет на способность правительств стран и субъектов предпринимательской деятельности выполнять обязательства по ПОД / ФТ/ФРОМУ. В первую очередь это связано с мерами по ограничению свободы передвижения и социальному дистанцированию, введенными для сдерживания распространения вируса COVID-19. Многие сотрудники государственного и частного секторов в сфере ПОД / ФТ теперь имеют навык и техническую возможность удаленной работы. В некоторой степени, особенно для стран с более ограниченными ресурсами и менее развитым планированием непрерывности бизнеса, усилия правительств по переориентации секторов экономики на удаленную работу могут привести к перераспределению ресурсов от деятельности по ПОД / ФТ/ФРОМУ в другие области, в частности, на восстановление реального сектора. Имеются также признаки того, что некоторые страны с менее устойчивыми режимами ПОД / ФТ/ФРОМУ могут быть не в состоянии поддерживать в полной мере деятельность по ПОД / ФТ/ФРОМУ, в то время как они отдают приоритет реагированию на угрозы, прямо или косвенно связанные с COVID-19.

Кризис, начавшийся в 2020 году в связи с пандемией COVID-19, похоже, затрагивает следующие ключевые области, в зависимости от масштабов вспышки COVID-19 в каждой конкретной стране.

  1. Надзор: большинство стран-членов ФАТФ указывают, что выездные проверки надзорных органов в сфере ПОД / ФТ/ФРОМУ были отложены или заменены камеральными (включая использование видеоконференций). В некоторых случаях инспекции на месте проводятся только для секторов или организаций с высокой степенью риска. Респонденты указали, что банки, финансовые учреждения и другие организации, предоставляющие отчеты, продолжают выполнять требования по ПОД / ФТ/ФРОМУ в силу законодательства и предоставляют запрашиваемую информацию в свои надзорные органы. Что касается санкций и других мер, ряд стран ввели режим приостановления принятия решений в этой части. Это, в частности, касается наложения денежных штрафов за нарушения законодательства о ПОД / ФТ/ФРОМУ. Регистрация новых компаний в реестрах также задерживается.
  2. Политика реформирования: Многие национальные, наднациональные и международные политические департаменты в рамках компаний активизировали планы обеспечения непрерывности бизнеса, при этом большинство или весь персонал работают удаленно или передислоцированы для реагирования на COVID-19. В некоторых юрисдикциях это привело к значительной паузе в законотворческой деятельности в сфере ПОД / ФТ. Это дополнительно усугубляется приостановкой заседаний некоторых директивных органов или их рассредоточении их приоритетов, в частности, на чрезвычайных вопросах, связанных с COVID-19.
  3. Отчеты о подозрительных транзакциях: Банки и другие подотчетные организации продолжают подавать указанные отчеты. Некоторые члены указали, что финансовые учреждения не сталкивались с задержками или трудностями при анализе и их подаче. Другие члены предоставляют более широкие возможности для подотчетных лиц при предоставлении отчетов (за исключением случаев областей повышенного риска) и пороговых отчетов. Во многих случаях власти предписывают подотчетным организациям незамедлительно уведомлять надзорные органы и / или подразделения финансовой разведки (ПФР), если они сталкиваются с какими-либо задержками или препятствиями в предоставлении отчетности. Юрисдикции, которые по-прежнему полагаются на бумажный документооборот в системе отчетности или используют неадекватное программное обеспечение базы данных, могут столкнуться с задержками в получении и обработке отчетов.
  4. Анализ ПФР: ПФР членов ФАТФ и ответивших членов ЕАГ продолжали работать в период вынужденной изоляции, даже в тех странах, которые серьезно затронуты распространением COVID-19. Сотрудники ПФР работали удаленно, насколько позволяли системы информационных технологий и безопасности. Есть некоторые неподтвержденные сообщения о том, что некоторые ПФР в странах с более низкой пропускной способностью значительно сокращали свою деятельность или даже полностью закрывались.
  5. Международное сотрудничество: существуют различные точки зрения относительно влияния кризиса COVID-19 на оперативность международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Некоторые делегации выразили обеспокоенность тем, что задержки в коммуникации и кооперации могут со временем усугубиться из-за удаленной работы сотрудников ПФР и возможных усилий правоохранительных и надзорных органов по изменению приоритетов. Кризис уже повлиял на официальное сотрудничество, такое как взаимная правовая помощь и экстрадиция, из-за ограничения или приостановки судебных операций, а также отсрочки исполнения приказов о выдаче того или иного лица, вызванной ограничениями на поездки. Некоторые делегации сообщили, что предоставление технической помощи в сфере ПОД / ФТ/ФРОМУ также было сокращено или приостановлено.
  6. Правоохранительные органы: ограниченная обратная связь указывает на то, что правоохранительные органы в странах-членах ФАТФ по-прежнему отдают приоритет усилиям в работе по ПОД / ФТ/ФРОМУ, уделяя повышенное внимание новым предикатным преступлениям, связанным с пандемией COVID-19. Некоторые судебные преследования могут быть отложены ввиду приостановления судебных процессов. Поступают сообщения о том, что отвлечение ресурсов правоохранительных органов и безопасности на меры реагирования, связанные с COVID-19, в странах с высоким риском и ограниченными ресурсами может подстегнуть террористов и лиц, осуществляющих финансирование терроризма, в усилении их преступной деятельности.
  7. Частный сектор: респонденты отметили, что финансовые учреждения инициировали планы обеспечения непрерывности бизнеса в ответ на кризис. Некоторые банки закрывали отделения, сталкиваясь, в частности, с проблемами в аутсорсинговых центрах, ограничивали свои услуги и переводили персонал (последнее касается как перевода на режим удаленной работы, так и внутрифирменных переводов). Из наименее затронутых стран поступали сообщения о том, что представители банков высказывают озабоченность по поводу доступа к информации для проведения комплексной проверки иностранных клиентов и иностранных деловых отношений. Некоторые члены отметили рост деловой активности в небанковских секторах, таких как онлайн-гемблинг, страховой сектор, торговля драгоценными металлами, камнями и ценными бумагами, в то время как активность в других секторах, таких как казино и рынок недвижимости, снизилась. В секторе денежных переводов наблюдаются особые сбои, поскольку на их постоянных клиентов, трудящихся-мигрантов, повлияли меры изоляции и закрытие компаний. В случае дальнейшего ухудшения текущей экономической ситуации существует риск того, что финансовые учреждения могут переменить приоритеты из области ПОД / ФТ и сосредоточиться на мерах по обеспечению стабильности бизнеса в целом.

Особую роль в условиях COVID-19, приобрели проблемы, с которыми сталкиваются ПФР в выявлении и предотвращении преступлений, связанных с распространением коронавирусной инфекции по всему миру. Рассмотрим подробно эти проблемы.

  1. Недооценка рисков. Возникающие риски, связанные с кризисом COVID-19, могут быть не в полной мере учтены подразделениями ПФР и иными заинтересованными сторонами. Ландшафт преступной деятельности сильно изменился во время кризиса COVID-19 с явным смещением в сторону киберпреступлений.
  2. Задержки в получении и обработке сообщений о подозрительных операциях и другой информации. ПФР, которые все еще полагаются на бумажные системы отчетности или не в полной мере пользуются электронными системами, сталкиваются с задержками в получении и обработке большой части информации.
  3. Ограничительные меры, обусловленные кризисом COVID-19, препятствуют способности ПФР использовать ресурсы, необходимые для выполнения своих надзорных функций. В связи с распространением коронавируса и введением карантинных мер, выездные проверки ПОД/ФТ/ФРОМУ были отложены или заменены камеральными проверками.
  4. Подотчетные организации не способны в полной мере выполнять обязательства по проведению проверки деятельности клиентов на соответствие нормам ПОД/ФТ/ФРОМУ. В случае неполного доступа к информации затрудняется идентификация и управление подотчетными клиентами, особенно из числа высоко рисковых. Кроме того, возникают сложности с обработкой сообщений о подозрительных операциях.

ВЫВОДЫ

В условиях пандемии коронавирусной инфекции адаптация деятельности преступных группировок к новым условиям с учетом пандемии COVID-19 приобретает особую необходимость и актуальностью. Меры по ее сдерживанию спровоцировали изменения не только в жизни граждан, деятельности финансовых институтов, органов государственного управления, здравоохранения, правопорядка и др.

Объединением подразделений финансовой разведки (EGMONT Group) и другими международными структурами, отслеживающими реализацию норм в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, разработан перечень рекомендаций по работе в условиях пандемии коронавируса. Приведем некоторые из них:

  1. для оценки воздействия COVID-19 на риски и системы ПОД / ФТ/ФРОМУ необходима внутристрановая координация, разработка ответных мер и взаимодействие с частным сектором;
  2. для укрепления взаимодействия с частным сектором важна активная и конструктивная работа с его представителями;
  3. для решения конкретных практических вопросов в НПК следует в полной мере реализовывать риск-ориентированный подход;
  4. для выявления, мониторинга и информирования о возникающих рисках более тесное сотрудничество с учреждениями государственного сектора и взаимодействие с подотчетными организациями в рамках ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  5. для коммуникации в рамках ПФР необходимо использование безопасных зашифрованных средств связи; применение цифровых технологий;
  6. для выявления транзакций, потенциально связанных с коррупцией, в том числе в сфере госзакупок и оказания финансовой помощи населению, отслеживание и анализ любых задержек в получении и обработке сообщений о подозрительных операциях.

REFERENCES

1. Abdullayeva V.S. Protivodeystviye nalogovym prestupleniyam kak instrument obespecheniya finansovoy bezopasnosti gosudarstva / V.S. Abdullayeva, Ye.S. Zakharchenko // Finansovyye issledovaniya — 2018. — № 1 (58). — S. 31–39.

2. Alifanova Ye.N. Meta-analiz effektivnosti sistem POD/FT yevropeyskikh stran: identifikatsiya uyazvimosti na nadnatsional’nom urovne / Ye.N. Alifanova, Yu.S. Yevlakhova, Ye.S. Zakharchenko, A.V. Il’in // Finansovyye issledovaniya. — 2018. — № 4 (61). — S. 48–56.

3. Brichka Ye.I. Mezhdunarodnaya sistema protivodeystviya otmyvaniyu dokhodov i finansirovaniyu terrorizma: analiz obshchemirovykh pokazateley / Ye.I. Brichka, Ye.S. Zakharchenko, Yu.S. Zharkova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2020. — № 4. — S. 8–15.

4. Finansovyy monitoring: uchebnik / V.I. Glotov, A.U. Al’bekov, Ye.I. Brichka i dr., pod red. V.I. Glotova, A.U. Al’bekova. — Rostov n/D: Izdatel’sko-poligraficheskiy kompleks RGEU (RINKH), 2019. — 174 s.

5. Eskindarov M.A. Napravleniya razvitiya fintekha v Rossii: ekspertnoye mneniye Finansovogo universiteta / M.A. Eskindarov, M.A. Abramova, V.V. Maslennikov, N.A. Amosova, A.V. Varnavskiy, S.Ye. Dubova, Ye.A. Zvonova, S.V. Krivoruchko, V.A. Lopatin, V.Ya. Pishchik, O.S. Rudakova, G.F. Ruchkina, B.B. Slavin, M.A. Fedotova. Napravleniya razvitiya fintekha v Rossii: ekspertnoye mneniye Finansovogo universiteta // Mir novoy ekonomiki. — 2018; 12(2): 6–23.

6. Metodologiya otsenki tekhnicheskogo sootvetstviya rekomendatsiyam FATF i effektivnosti sistem POD/FT [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatfissuesnewmechanismtostrengthenmoneylaunderingandterroristfinancingcompliance.html (data obrashcheniya: 06.12.2020).

7. Na osnovanii dannykh ofitsial’nogo sayta FATF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/documents/speech-international-aml-compliance-dec-2019.html (data obrashcheniya: 06.12.2020).

8. Na osnovanii Strategicheskogo plana gruppy Egmont na 2018–2021 gg. (2018–2021 Egmont Group Strategic Plan) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: egmontgroup.org/sites/default/files/filedepot/EG_Strategic_Plan_2018-2021/2018-2021%20Egmont%20Group%20Strategic%20Plan%20-%20Approved%20by%20the%20HoFIU%20in%20Sydney%20%28Sep%202018%29%20-%20Public%20website.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2020).

9. Otmyvaniye deneg i finansirovaniye terrorizma, svyazannyye s pandemiyey COVD-19. Riski i politicheskiye mery reagirovaniya [Elektronnyy resurs]. — 2020. — may. — Rezhim dostupa: www.fedsfm.ru/content/files/documents/2020/covid-19-aml-cft_(003).docx (data obrashcheniya: 06.12.2020).

10. Ofitsial’nyy sayt FATF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/documents/speech-international-aml-compliance-dec-2019.html (data obrashcheniya: 01.12.2020).

11. Strategicheskiy plan gruppy Egmont na 2018–2021 gg. (2018–2021 Egmont Group Strategic Plan) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: egmontgroup.org/sites/default/files/filedepot/EG_Strategic_Plan_2018-2021/2018-2021%20Egmont%20Group%20Strategic%20Plan%20-%20Approved%20by%20the%20HoFIU%20in%20Sydney%20%28Sep%202018%29%20-%20Public%20website.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2020).

12. Otchet FATF o riskakh OD/FT, svyazannykh s pandemiyey COVID-19 (may 2020 goda) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/COVID-19-AML-CFT.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2020).

13. Arnone M. International anti‐money laundering programs / Marco Arnone, and Leonardo Borlini // Journal of Money Laundering Control. — Vol. 13 No. 3, 2010. — Pp. 226–271.

14. Muller, Wouter H. Anti-Money Laundering: international law and practice / Muller, Wouter H., Christian H. Kalin, and John G. Goldsworth, eds. — John Wiley & Sons, 2007. – 834 p.

15. Reshetnikova N. (2019) The International Business Cooperation and Its Influence on Enterprise Financial Security Under Globalization / N. Reshetnikova, M. Magomedov, D. Buklanov, E. Zakharchenko [Electronic Resource] // In: Popkova E. (eds) The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. — ISC 2018. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 57. Springer, Cham. — Pp. 294-308. — Access Mode: doi.org/10.1007/978-3-030-00102-5_31 (date of the application: 06.12.2020).

16. The COVID-19 pandemic has amplified all aspects of the digital transformation [Electronic Resource] // Official Site OECD. — Access Mode: www.oecd-ilibrary.org/sites/bb167041-en/index.html?itemId=/content/publication/bb167041-en (date of the application: 06.12.2020).