РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ROLE OF MONETARY POLICY IN FINANCIAL SUPPORT OF ECONOMIC GROWTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (52), 2020

Section Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-3-5-11

PAGES: from 5 to 11

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: monetary policy, interest rate, tax instruments, financial policy, devaluation, inflation targeting

ABSTRACT (ENGLISH):

The monetary policy of the Central Bank of Russia is an integral part of the economic policy of the state, that is, the Bank of Russia, together with the government, determines the main parameters of the monetary system. However, the role of monetary policy in the socio-economic development of the state has not been sufficiently disclosed. The use of methods of monetary regulation can be effective only in combination with sound economic measures implemented by the government. The relevance of this topic lies in the fact that it is necessary to determine what methods of monetary regulation can ensure sustainable economic growth, as well as how monetary policy should be combined with national economic policy. For the purpose of research, various scientific methods and approaches were used, in particular, methods of theoretical analysis, economic and statistical methods, methods of comparison, analogy, historical analysis. As a result of the research, it was found that monetary policy is not consistent with the economic policy of the state. The use of the formed budget funds is not always expedient, which leads to such negative consequences as inflation, excessive polarization of the population’s income, and low rates of GDP development. The studies carried out made it possible to determine the main directions of monetary policy and a set of economic measures that can stop the fall of the national currency (devaluation), ensure financial stability and a gradual growth of GDP.

ВВЕДЕНИЕ

Роль денежно-кредитной политики Банка России заключается в поддержании ценовой стабильности, снижении влияния изменений внешних условий на национальную экономику. Определяя способы удерживания инфляции вблизи целевого уровня — 4 % (таргетирование инфляции), Банк России создает благоприятные условия для эффективного вложения средств отечественных и зарубежных инвесторов. Кроме того, упрощается финансовое планирование для бизнеса, повышается доступность заемного финансирования для различных субъектов хозяйствования, защищаются доходы и сбережения в национальной валюте.

Основным инструментом денежно-кредитной политики является ключевая ставка. Ее изменение влияет на спрос на денежные средства через ставки в экономике и в конечном итоге — на инфляцию.

Реализация денежно-кредитной политики посредством регуляции процентной ставки в 2019–2020 годах осуществлялась следующим образом:

  • Плавное снижение ключевой ставки в сентябре 2019 – феврале 2020 года.

Банк России продолжал смягчение денежно-кредитной политики. Всего ключевая ставка была снижена за это время с 7,25 до 6,00% годовых. Это было необходимо для стабилизации инфляции вблизи 4% на прогнозном горизонте. В эти месяцы инфляция замедлялась быстрее, чем прогнозировалось.

  • Пауза в снижении ставки в марте 2020 года

К марту из-за пандемии существенно ухудшилась ситуация в мировой и российской экономике, а также ситуация на глобальных финансовых рынках. Выросли риски для финансовой стабильности. Значительно увеличилась неопределенность относительно дальнейшего развития событий. В этой ситуации Банк России взял паузу в снижении ставки.

  • Проведение мягкой политики для стабилизации инфляции вблизи цели путем поддержки внутреннего спроса (апрель-сентябрь 2020 года)

В апреле был возобновлен цикл снижения ключевой ставки. В течение четырех месяцев она была снижена до 4,25 %. Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике. В сентябре ставка была оставлена без изменений, стимулирующий характер денежно-кредитной политики сохранился.

Динамика ключевой ставки Банка России за 2016–2020 годы представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика ключевой ставки Банка России за 2016–2020 годы (Составлено на основании [8])

  • Будущая денежно-кредитная политика

При выполнении базового сценария по мере нормализации экономических условий и стабилизации инфляции вблизи 4 % Банк России будет оценивать возможные сроки и скорость возвращения от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, при которой ключевая ставка будет находиться в нейтральном диапазоне 5–6 % годовых [10].

Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России – поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. В 2020 году они формировались вблизи ключевой ставки, преимущественно в нижней половине процентного коридора Банка России.

Банк России продолжал работать в условиях структурного профицита ликвидности. Он сохранится на трехлетнем горизонте.

Для денежно-кредитного регулирования применяются прямые и косвенные методы. В кризисные периоды Центральный банк Российской Федерации преимущественно использует прямые методы, что дает наиболее быстрый эффект для контроля над объемами депозитов и кредитов, а также обеспечивается ценовая стабильность. В периоды экономического подъема в большей степени применяются качественные методы регулирования. Например, особое внимание уделяется корреляции государственной денежно-кредитной и налоговой политики.

Однако эффективное использование методов денежно-кредитного регулирования и даже денежно-кредитная политика в целом, направленная на стимулирование экономического роста, не могут обеспечить в полной мере успешного социально-экономического развития государства без соответствующих действий со стороны правительства и ответственных лиц за социально-экономические мероприятия.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В экономической науке и практике достаточно всесторонне рассматривались методы денежно-кредитного регулирования, а также основы денежно-кредитной политики [1, 4, 6, 9]. Однако вопросы реализации денежно-кредитной политики проработаны недостаточно. Особое внимание надо уделить роли денежно-кредитной политики как составной части экономической политики государства, так как даже в благоприятные по формированию доходной части бюджета годы (профицит бюджета) не была обеспечена эффективность использования бюджетных средств. В связи с этим, целью нашего исследования является раскрытие научных подходов в определении роли денежно-кредитной политики в финансовом обеспечении экономического роста в Российской Федерации. Приоритетные направления развития экономики, систему выполнения социальных обязательств перед гражданами определяет правительство страны, но взаимосвязь с реализацией денежно-кредитной политики, разработанной Банком России, должна быть согласована.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В условиях негативного воздействия внешних факторов (пандемия коронавируса, падение спроса на нефть и другие энергоносители, санкционное давление и т. д.) национальная российская валюта теряет свою стоимость (девальвация рубля). По оценкам экспертов рубль с начала 2020 года подешевел на 25–30 %. В предшествующие кризисные годы Банк России выводил на рынок миллиарды долларов из резервных фондов и останавливал девальвацию рубля. Но эта мера имеет временный характер, а нужна поддержка на постоянной основе.

Рассматривая опыт стран со стабильной валютой можно выделить два основных направления. Денежно-кредитная политика США, Китая регулируют сильные экономики с высоким уровнем ВВП. В этих странах широко развита международная кооперация, а экспорт составляет основу экономики.

В России доля несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) уже составляет 40 % в общем экспортном объеме. Но к 2030 году рост доли ННЭ должен составить 70 % по сравнению с 2020 годом.

Увеличивается экспорт российской продукции в течение последних пяти лет (рис. 1). Наиболее активными покупателями российских товаров являются Китай и Казахстан. Беларусь является постоянным нашим партнером (рис. 2).

Структура экспорта по товарным группам представлена на рисунке 3. В структуре экспорта ННЭ Российской Федерации преобладают металлы и изделия из них. Следует отметить, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом значительно вырос экспорт драгоценных металлов, камней и изделий из них.

Рис. 2. Динамика экспорта российской продукции за 2016–2020 годы (Составлено на основании [2])

Рис. 3. Ведущие страны-экспортеры российской продукции в 2019 году (Составлено на основании [2])

Рис. 4. Структура экспорта Российской Федерации по товарным группам за 2018–2019 годы (Составлено на основании [7])

Разработанная система поддержки экспортной составляющей экономики приводит к положительным результатам. Однако надо ее дополнить другими видами товаров и услуг, которые имеют спрос на международном рынке. По словам Вероники Никитиной, генерального директора Российского экспортного центра, успешно повысить экспортные возможности позволят только комплексные мероприятия, взаимодействие с бизнесом. «Мы выстраиваем систему поддержки экспорта таким образом, чтобы ее элементы не конкурировали между собой и не дублировали работу друг друга. В центре экосистемы должен быть экспортер, чтобы все работало в его интересах. Важно организовать разветвленную инфраструктуру, в которой были бы представлены инструменты, продукты и ресурсы с учетом особенностей каждой компании, потому что крупному бизнесу нужны одни меры поддержки, представителям МСП — принципиально другие. Наша задача — в постоянном развитии, совершенствовании мер поддержки, что возможно только при условии получения обратной связи от бизнеса». В качестве примера можно назвать страны Юго-Восточной Азии, которые за счет развития экспорта стали крупными мировыми производителями (Южная Корея, Тайвань).

Однако возможности экспорта продукции нефтегазового комплекса тоже неисчерпаны. По рекомендации президента В. Путина предметно началась работа над газовым мегапроектом «Сила Сибири-2» (рис. 4). Этот проект поможет удвоить мощности экспорта в Китай и газифицировать Восточную Сибирь. Прибыль станет возможной и от экспорта газа, и от развития промышленности в регионах.

Рис. 4. Газотранспортная система Российской Федерации [3]

Если трубопровод протянут через Монголию, как планируется, то по российской территории «Сила Сибири-2» пройдет через Красноярский край, Иркутскую область, Бурятию и Забайкалье, в перспективе соединившись еще с первой «Силой Сибири». Эти регионы до сих пор не имеют прямого доступа к магистральному газу и работают на угле. В Иркутской области при наличии более десятка нефтегазовых и газоконденсатных месторождений не проведена газификация магистральным способом [5].

Экономический эффект от реализации «Сила Сибири 2» будет существенным, считает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Положительное влияние будет оказано на все сферы экономики регионов и даст заказы российской трубной промышленности с потенциалом годового роста 5 %, как это было в случае с заказами для первой «Силы Сибири». Прокладка пройдет в нестандартных геологических условиях, на максимальной протяженности, а, следовательно, станет значимым проектом для инженерных и сервисных подрядчиков. При вводе сопутствующих заводов можно рассчитывать на годовой рост в сфере промышленного производства в регионах более, чем на 10 %. Внедрение таких проектов позволяет не только усиливать экспорт, но и развивает отечественную промышленность, создает дополнительные рабочие места, укрепляя финансовую систему государства.

Необходимо поддерживать и небольшие российские предприятия экспортной направленности. Например, в последнее время повышенным спросом за рубежом пользуются алтайские грибы, кедровый орех, лекарственные травы и другие виды экологически чистой продукции. Только за 1 полугодие наши экспортеры отправили за рубеж в 1,5 раза больше дикорастущих и переработанных лекарственных растений, чем за весь 2019 год. За 7 месяцев 2020 года алтайские предприятия отгрузили в страны Европы и Юго-Восточной Азии 240 тонн кедровых орехов на 4,3 млн долл. США, что почти в 70 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Больше всего иностранных покупателей интересуют природные лекарственные средства, которые помогают повысить иммунитет, снять стресс и бороться с лишним весом.

Многие малые предприятия находят возможность поставлять свою продукцию на зарубежный рынок, а найти иностранных партнеров бизнесменам бесплатно помогают в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Кроме того, для малых предприятий действует система льготного налогообложения, которая заключается в возможности использовать упрощенную систему налогообложения и патентную систему [5].

Использование финансовых и денежно-кредитных методов поддержки крупного, среднего и малого бизнеса становится эффективным при комплексном развитии промышленного потенциала государства и выполнении социальных обязательств перед гражданами своей страны.

Применяя методы налоговой стимуляции, можно способствовать решению задач модернизации российской экономики, привлечь инвестиционный капитал, но без разработки масштабных проектов, без использования инноваций в промышленной и социальной сфере, без формирования доходов в реальном секторе экономики добиться необходимого для страны подъема невозможно.

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований было определено:

падение стоимости национальной валюты можно остановить сочетанием денежно-кредитных методов регулирования экономики и в значительной степени стимулированием экономического роста;

зарубежный опыт показывает возможности повышения экспортного потенциала, который можно применить для Российской Федерации. В частности, это касается несырьевого неэнергетического экспорта, который позволит не только усилить национальную валюту, но и решить ряд социальных проблем;

необходимо оказывать поддержку не только крупному и среднему бизнесу, но и способствовать развитию малого предпринимательства, особенно экспортной направленности;

поддержку малого предпринимательства можно осуществлять с помощью налоговых инструментов.

Для эффективного социально-экономического развития Российской Федерации необходимо усилить взаимосвязь реализации денежно-кредитной политики с экономической политикой государства.

REFERENCES

  1. Borshch L.M. Primeneniye instrumentov denezhno-kreditnoy politiki / L.M. Borshch, A.A. Zaichenko // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 4 (37). — S. 71–76.
  2. Byulleten’ «Tamozhennaya statistika vneshney torgovli Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Federal’naya tamozhennaya sluzhba. — Rezhim dostupa: customs.gov.ru/folder/765 (data obra-shcheniya: 31.08.2020).
  3. Vozdvizhenskaya A. Sibir’ nabirayetsya «Sil» / Aleksandra Vozdvizhenskaya // Rossiyskaya gazeta. — 2020. — № 201 (8255). — 9 sentyabrya.
  4. Vorobyov Yu.N. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy denezhno-kreditnykh metodov regulirovaniya i stimulirovaniya ekonomiki Rossii i yeye regionov / Yu.N. Vorobyov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 4 (37). — S. 77–88.
  5. Voroshilo V.V. Nalogooblozheniye samozanyatykh lits: osobennosti i perspektivy vnedreniya / V.V. Voroshilo, M.A.K. Dzhalal // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 21–28.
  6. Gordiyevich T.I. Denezhno-kreditnaya politika: osnovnyye rezhimy i transmissionnyy mekhanizm / T.I. Gordiyevich, P.V. Ruzanov // Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost’». — 2019. — T. 4. № 2. — S. 122–128.
  7. Itogi vneshney torgovli sub’yektov Rossiyskoy Federatsii (nesyr’yevoy neenergeticheskiy eksport) [Elektronnyy resurs] // Federal’naya tamozhennaya sluzhba. — Rezhim dostupa: customs.gov.ru/statistic/exp-rf-msp/vntorg-smp-nesyr-neenerget-export (data obrashcheniya: 31.08.2020).
  8. Klyuchevaya stavka Banka Rossii [Elektronnyy resurs] // Bank Rossii. — Rezhim dostupa: cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (data obrashcheniya: 31.08.2020).
  9. Lavrov V.N. Denezhno-kreditnaya politika v kontekste teoreticheskikh i metodologicheskikh problem ekonomicheskoy nauki / V.N. Lavrov, S.I. Ponomareva // Izvestiya UrGEU. — 2018. — T. 19. № 1. — S. 5–15.
  10. Osnovnyye napravleniya yedinoy gosudarstvennoy denezhno-kreditnoy politiki na 2020 god i period 2021 i 2022 godov [Elektronnyy resurs] // Bank Rossii. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2020_2022/ (data obrashcheniya: 31.08.2020).