ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ

IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON THE RUSSIAN BANKING SYSTEM

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT» Issue 3 (52), 2020

Section Money, Credit, Banks

Publication text (PDF):Download

UDK: 336.71

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Yagupova Ekaterina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-3-49-55

PAGES: from 49 to 55

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: pandemic, coronavirus, Central Bank, banking system, economy, commercial bank, loans, deposits

ABSTRACT (ENGLISH):

The article deals with the current topic of the development of the Russian banking system in the context of the coronavirus pandemic. The current state of the banking sector and the activities of individual credit institutions are analyzed. The threat of a pandemic impact on the state’s banking sector is being studied. Taking into account the current situation, problems arise in the activity of banks, including the lack of full communication between credit institutions and customers– one of the most important factors in the development of banking business. It is quite difficult to operate remotely — most businesses are based on personal communication between employees and customers. The main problem and difference between the current situation and past crises is not the economic nature of the current crisis. Therefore, it is quite difficult to assess its progress and the consequences of the pandemic. The situation will depend on how widespread the COVID-19 pandemic is and how the authorities will respond to it. The consequences of a pandemic are unpredictable in their duration and impact. It is obvious that the country is waiting for a drop in production and this is a serious blow. How fast the economic recovery will be depends on the duration of the pandemic. The measures taken by the government to support the population (issuance of zero loans and registration of credit holidays, etc.), today will cause damage to the banking sector by about 400 billion rubles. If we take into account last year’s net profit of the country’s banks, which amounted to 1.7 trillion rubles, the banking system will withstand this blow. The main risk for banks will be non-repayment of loans by businesses, deterioration of the loan portfolio. This may lead to a crisis in some sectors of the economy, whose enterprises are borrowers. According to the most negative estimates of experts, the losses of the banking sector may amount to about 900 billion rubles. The crisis triggered by the coronavirus pandemic will be felt by the country’s banks in the next six months. Banking organizations will need financial support from the state. Some financial institutions will not survive without state aid. In the current situation associated with the COVID-19 epidemic, banking organizations are still only underperforming. After the pandemic, the country’s banks, as well as their clients, will find themselves in a new reality. The economic situation in the country will be different. Entire sectors of the economy may be transformed. Some banking organizations will close, and the remaining financial institutions will develop remote services, which they switched to during the coronavirus period. It is quite difficult to predict what will happen to the rates of loans and deposits and the ruble exchange rate. This depends on many factors. One thing is clear-the world will not be the same.

ВВЕДЕНИЕ

Появление пандемии коронавируса охватила все мировое сообщество, все сферы деятельности, не исключением стала и наша страна, так как это неизбежно вызвало кризис в экономике, включая уязвимый банковский сектор. Резкое падение доходов и кредитные каникулы у многих заемщиков привели к существенному сокращению доходов банковского сектора. В 2020 году следует ожидать значительное сокращение прибыли банковской системы, как это было, например, в 2015 году, тогда финансовый результат сократился в 3 раза по сравнению с финансовым результатом 2014 года. При жестком сценарии в 2020 году не исключен даже убыток российского банковского сектора, отмечают финансовые аналитики. Вероятность развития жесткого сценария для банковского сектора растет. В случае реализации наиболее стрессового сценария, при котором ВВП упадет по итогам года на 6-7%, убыток банковского сектора до налогообложения может достичь примерно 800-900 миллиардов рублей в 2020 году. Отметим, что по состоянию на 01.07.2020 г. в России 388 действующих банков (257 банков с универсальной лицензией, 131 — с базовой) и 39 небанковских кредитных организаций [2].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Рассмотреть и проанализировать современное состояние банковской системы в условиях сложившейся ситуации, связанной с пандемией коронавируса. Выделить проблемы функционирования банковского сектора в современных условиях хозяйствования. Обозначить деятельность отдельных кредитных организаций. Наметить перспективы дальнейшего развития национального банковского сектора с учетом сложившейся ситуации в России и в мире.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Появление и быстрое распространение пандемии коронавируса заставило весь мир пересмотреть отношение к своей деятельности, совершенствовать старые и разрабатывать новые подходы с учетом сложившейся ситуации, по-новому реагировать на стремительные изменения, происходящие во всех экономических сферах, как на национальной, так и на мировой арене. Банковская система, как самая динамично меняющаяся и уязвимая сфера столкнулась с различными проблемами, которые требовали незамедлительного реагирования. Единственный способ выжить для нее — трансформировать бизнес-процессы и приспособиться к внедрению различных подходов, которые бы гарантировали ее полноценную деятельность.

COVID-19 замедлил темпы роста мировой экономики. Ситуация на внешних рынках уже опосредованно влияет на российскую экономику. По оценке председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, ущерб для темпов роста ВВП страны от коронавируса составит 0,1–0,2 процентного пункта. Убытки коснутся в первую очередь туристический бизнес, экспортные компании, транспортный сектор. Обвал цен на нефть резко сократит пополнение национальных резервов РФ. Все это прямо или косвенно может сказаться на всех секторах экономики России, в том числе на банковском [1].

Пока прямого и существенного влияния на российскую банковскую систему распространение коронавируса не оказало. Косвенное влияние все же наблюдается — через падение цен на нефть, ослабление рубля, отток капитала с развивающихся рынков, включая российские активы и волатильность активов на балансах банков.

В самом начале пандемии, когда в конце марта в России ввели режим самоизоляции, многие предприятия начали переводить людей на удаленный режим работы, в результате чего значительное число сотрудников бэк-офисов стали работать дистанционно. Руководствуясь рекомендациями федерального правительства и отдельных регионов, а также на основе собственных управленческих решений, кредитные организации временно закрыли свои фронт-офисы. Как правило, офис — это место, куда клиент приходит не столько для проведения банковских операций, сколько для получения консультаций по продуктам и услугам или помощи в освоении онлайн-возможностей банка. Поэтому закрытие офисов не привело ни к потере трудоспособности и доступности сервисов, ни к потере возможности для клиентов совершать повседневные операции. Безусловно, доля онлайн-операций выросла, хотя и до введения карантинных мер была довольно высокой.

Как пандемия коронавируса отразилась в целом на российском банковском секторе?

Сразу несколько факторов оказали свое положительное влияние.

Во-первых, российская банковская система оказалась гораздо лучше подготовлена к этому кризису, чем ко всем предыдущим. Все, что происходило с банками последние годы — в том числе действия Банка России по «очистке» системы от слабых и недобросовестных игроков — позволило банкам подойти к этому кризису в наилучшей исторической форме. Несколько лет реальный капитал банков очень сильно рос. Также в момент этого кризиса у банков не было каких-либо проблем с ликвидностью. Безусловно, регулятор был готов вводить дополнительные меры поддержки ликвидности, если бы они были необходимы, но этого и не потребовалось. В то же время государственные финансы в целом в стране оказались на высоте: отсутствует долг у государства, бюджет в хорошем состоянии.

Также в отличие от прошлых кризисов наблюдается не повышение ключевой ставки в России, а ее активное снижение. Что это означает для заемщиков? Они смогут получить более дешевое рефинансирование, смогут удлинять сроки своих кредитов и рефинансировать их по более низким ставкам. Все это в конечном итоге ведет к тому, что их кредитное качество повысится. Конечно, в целом для банковской системы снижение ставки уменьшает возможности заработать. Однако в момент кризиса это — благо для клиентов, что также позитивно влияет и на банки.

Меры поддержки, введенные правительством в нашей стране, отличались от мер Америки или Европы — у нас не разбрасывали «вертолетные» деньги, но при этом меры были достаточно точечными и своевременными. Например, госпрограмма ипотеки по ставке 6,5% привела к тому, что сегодня возможность улучшения жилищных условий стала для граждан самой доступной за все последние годы. Цены на квартиры не изменились и даже, наверное, немного возросли, но из-за снижения ставки в силу государственной программы стоимость обслуживания долга стала существенно ниже, и количество потенциальных заемщиков, которым стала доступна покупка жилья в ипотеку, серьезно увеличилось. Это очень сильно помогает рынку жилищного строительства и банковскому сектору [1].

Государство также вводило и прямые денежные дотации, например на поддержку занятости. Программа кредитования на выплату зарплаты и дальнейшее списание кредитов при сохранении занятости стали очень серьезной поддержкой для многих предприятий МСП. Эта мера очень востребована и действенна.

В период пандемии банки были вынуждены конкурировать в новых условиях. Они должны были обеспечить работоспособность абсолютно всех своих сервисов для клиентов. Независимо от того был ли офис открыт или закрыт, работает ли сотрудник на «удаленке» или в отделении, банк должен был предоставить свободный доступ ко всем продуктам и сервисам. Для всех это был серьезный вызов, потому что банки соревновались, кто лучше, грамотнее, вежливее и удобнее обслуживает своего клиента.

В связи со сложившейся ситуацией наблюдается масштабное закрытие российскими вкладчиками депозитных счетов. Как считают аналитики, россияне боятся падения уровня доходов и грядущих сокращений. Эта тенденция отмечена Ассоциацией банков России в письме, направленном председателю Центрального банка Эльвире Набиуллиной. Банкиры сообщают, что резко возросло число вкладчиков, обналичивающих депозиты. Некоторые эксперты предполагают, что ситуация связана с предложением президента страны облагать налогом крупные депозитные вклады, превышающие сумму 1 миллион рублей. Действия таких вкладчиков понятны — они хотят обналичить свои средства и вложить их в валюту. Однако значительная часть финансовых аналитиков сходится во мнении, что первая версия более правдоподобна. В ее пользу говорит факт увеличения банками депозитных ставок до предложения руководителя страны. Это означает, что отток депозитных средств начался еще раньше. Российские вкладчики не видят смысла держать накопления на депозитных счетах, поскольку высокая инфляция может привести к замораживанию счетов, как это было в начале девяностых годов прошлого столетия. Свежа в памяти россиян и ситуация 1998 года, когда вклады в валюте перевели в рублевые депозиты по невыгодному курсу.

То, какими будут последствия пандемии для российских банков, зависит от своевременного возврата вкладчиками кредитных средств. С этим как раз начинаются проблемы. Многие заемщики уже известили банковские организации о невозможности выплачивать займы из-за пандемии коронавируса. Зарплаты задерживают или выплачивают не в полном объеме, какие-то компании приостановили работу на неизвестное время, многие работники находятся на самоизоляции. Лица, работающие неофициально, не знают, выплатят ли им зарплату вообще. Должники спешат воспользоваться кредитными каникулами, которыми им позволяет оформить недавно принятый Госдумой по предложению Президента РФ закон.

Задачи, стоящие перед банковской системой достаточно сложные. Многие сферы услуг (ресторанный бизнес, спортивные комплексы, торгово-развлекательные центры и пр.) не работают. В них по статистике занято около четверти российских заемщиков. Естественно, что они попробуют оформить отсрочку платежей, которая может длиться до полугода. Все это время банковские организации страны будут недополучать прибыль. Ситуация крайне тревожная — отток депозитных вкладов и невозврат кредитных средств наносят по банковской системе страны двойной удар [4].

Самоизоляция стала сильнейшим толчком к развитию онлайн-обслуживания и цифровизации. Так, до 80 % выросла доля кредитов, выданных онлайн, в отдельных банках за апрель и май 2020 года. Например, количество безналичных операций в Россельхозбанке в марте выросло на 25 % по сравнению с прошлым годом. Среднедневной объем онлайн-операций в «Хоум Кредит» увеличился в марте на 15 % по сравнению с февралем текущего года.

По прогнозам Банка России, доля безналичных транзакций на российском рынке достигнет 70 % в 2020 году. Использование приложений для мобильного банкинга выросло на 17%, а количество неорганических загрузок — на 75 %.

Банки теряют прибыль. Так, резкое падение доходов из-за кризиса зафиксировал Сбербанк. Почти в 28 раз упала прибыль банка «Открытие». На 30% увеличились просроченные задолженности по кредитам в начале апреля в Тинькофф Банк.

Однако, банки, несмотря на сложные нынешние условия стараются внедрять различные программы поддержки своих клиентов:

  • Сбербанк и ВТБ разработали программы поддержки малого и среднего бизнеса.

  • Альфа-Банк и Билайн Бизнес создали пакет бесплатных услуг для малого бизнеса.

  • «Открытие», Промсвязьбанк и ВТБ предложили кредитные каникулы малому и среднему бизнесу.

  • Банк «Открытие» дает беспроцентные кредиты на зарплаты сотрудникам, то же самое сделал и ВТБ для предпринимателей в регионах.

  • Газпромбанк тоже поддерживает МСБ с помощью акции с бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием в течение года для новых клиентов.

  • Тинькофф-банк предложил мэрии Москвы свою помощь в борьбе с коронавирусом. Банк готов поделиться офисами, курьерами и ресурсами колл-центра и мн. др. [4].

Компании успели протестировать множество подходов и найти наиболее эффективные, которые остаются действенными даже во время пандемии. Банк России и ряд кредитных учреждений организовывают и проводят онлайн-конференции, поддерживают клиентов делясь своим опытом и предлагая пути решения создавшихся проблем:

  • 21 апреля 2020 года ВТБ провел онлайн-конференцию «Бизнес из дома» для предпринимателей и рассказал, как вести бизнес во время пандемии;

  • 22 апреля Сбербанк запустил онлайн-конференцию «Трансформируйся сейчас», в рамках которой пройдет 4 мероприятия по антикризисному управлению;

  • С 3 апреля Центральный Банк проводит еженедельные онлайн-конференции, где можно узнать о текущем состоянии экономики, задать все волнующие вопросы [3].

Негативной стороной помимо кризиса свидетельствует и активизация мошенников. Мошенники продолжают активно использовать непростую ситуацию вокруг коронавируса для кражи денег и персональных данных россиян. Так, Банк России сообщил о росте активности нелегальных кредиторов. Сбербанк рассказал о новых видах мошенничества и способах их избежать. Эксперты также предупреждают о росте рассылок и сайтов, которые используют тему COVID-19 для кражи данных, в том числе банковских карт. При этом злоумышленники постоянно изобретают новые уловки [5].

В частности, мошенники предлагают россиянам получить различные социальные выплаты и материальную помощь в качестве «компенсации за ущерб» от COVID-19. Под этим предлогом у жертвы выманивают персональные данные и информацию о банковской карте. Эксперты по безопасности напоминают, что такие сведения о себе ни в коем случае нельзя никому передавать ни при каких обстоятельствах.

Под видом волонтеров мошенники стали наведываться к людям с целью обокрасть их. Особенно уязвленной группой выделяют доверчивых пенсионеров, пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями.

Власти напомнили, что настоящие добровольцы приходят только после того, как человек сам оставит заявку на помощь. Кроме того, они заранее предупредят о своем визите и при себе будут иметь специальный бейдж, а также паспорт гражданина РФ. При этом соцработники знают номер заявки и в начале общения должны обязательно его сообщить.

Также изощренной уловкой мошенников служит оплата штрафа за нарушение режима самоизоляции в размере четырех тысяч рублей. Операцию требуют произвести в кратчайшие сроки через терминал сотовой связи по номеру телефона. В МВД заявили, что такие сообщения не соответствуют действительности.

Оформлять протоколы за нарушение режима самоизоляции могут только сотрудники правоохранительных органов, зафиксировавшие правонарушителя на улице или в метро. При этом правоохранители не штрафуют гражданина на месте.

После того как Россия прекратила авиасообщение с другими странами, гражданам начали поступать звонки от мошенников с предложением вернуть деньги за отмененные рейсы. В разговоре аферисты представляются сотрудниками авиакомпаний и пытаются получить данные банковской карты. Жертве объясняют, что такая информация нужна для возврата потраченных туристом средств. По такой же схеме злоумышленники могут действовать и от имени страховых компаний.

Эксперты туриндустрии напоминают, что по вопросам возврата билетов пассажиры должны самостоятельно обращаться туда, где приобрели их. Например, перезвонить в авиакомпанию. Если билет приобретен в «пакете», то необходимо обратиться к турагенту.

На фоне ситуации с коронавирусом пользователям стали приходить необычные электронные письма якобы от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В них содержится подробная инструкция с мерами по предупреждению COVID-19. Открывая ссылку, человек попадает на мошеннический сайт, где ему предлагают ввести личные данные, впоследствии попадающие к злоумышленникам.

К слову сказать, аферисты могут прикрываться не только именем ВОЗ, но также ООН, МВФ и даже МКС. Специалисты настоятельно рекомендуют не открывать подозрительные письма и тем более не переходить из них по ссылкам, не оставлять свои персональные данные.

Еще один мошеннический трюк — рассылка писем, в которых россиян призывают присоединиться к мировым акциям по сбору денег для разработки вакцины против коронавируса, поддержки заболевших и даже для спасения экономики всего мира. Причем злоумышленников интересует не столько сумма пожертвования, сколько банковские данные, которые добросердечный гражданин вводит для перечисления средств [6].

На передний план сегодня ожидаемо выходят инвестиции и депозитные продукты как самые актуальные услуги, которые сфера может предложить. Самая сложная для прогнозирования сфера — инвестиции. С одной стороны, нестабильность рубля, неопределенная мировая обстановка и желание сохранить сбережения повышает спрос на инвестирование. С другой стороны, население теряет доходы и думает о вложениях в последнюю очередь. Многих также пугает перспектива инвестирования в условиях изменчивого рынка. Это требует постоянного мониторинга ситуации, на что не у всех есть ресурсы. Таким образом, вероятен спрос на ПИФы и инвестирование в крупные компании, которые могут рассчитывать на государственную поддержку.

Эксперты говорят о росте инвестиций на фоне коронавируса. Так, на 30% выросла прибыль приложений для финансовых инвестиций. Пандемия вынуждает менять инвестиционные портфели и переключаться на более актуальные секторы: здравоохранение, биотехнологии, продуктовый ритейл и высокие технологии. По данным опроса ТАСС, после пандемии инвесторы начнут вкладывать в финансовые и медицинские компании, а также в компании, которые занимаются онлайн-торговлей и дистанционными бизнес-процессами.

Очевидные изменения коснутся страхования: риск пандемии начнет чаще встречаться в страховых пакетах, страховки путешественников вырастут в цене, а количество заявок на страхование в целом повысится. Уже сегодня возрастает интерес физлиц к дополнительному медицинскому страхованию. Компании начали включать в страховые продукты риск заражения коронавирусом (Альфа-Банк, Сбербанк, СК «Югория» и др.).

Как и в fashion-индустрии, в сегменте финансов наблюдается больший интерес к performance- и ретаргетинг-инструментам, но медийные форматы также используются. Для части клиентов кризис не стал помехой даже для запуска спецпроектов, коллабораций с блогерами и тестирования новых площадок. После снятия карантинных мер сектору понадобится какое-то время на восстановление, поэтому тренд на performance-кампании и ретаргетинг останется. Полноценное возвращение к медийным форматам и спецпроектам возможно в более стабильных условиях.

Диджитализация останется основной задачей для финансовой сферы. Активная работа в этом направлении поможет оптимизировать онлайн-процессы, в том числе и маркетинг. Многие клиенты пересматривают целевые показатели для своих кампаний и все больше ориентируются на ROMI (Return On Marketing Investment) [1].

Коронавирус исключил возможность личных контактов, многие услуги оказались недоступны клиентам в режиме онлайн, и это потребовало от банков быстрых решений. В рамках диджитализации усилится и тренд на аутентификацию по биометрии, электронным подписям и т.д.

Меняются модели потребления, а за ними изменятся и способы поддержания лояльности клиентов. Банкам предстоит серьезно пересмотреть список ключевых партнеров. Уже сейчас видно, как в прошлое уходит эпоха мильных карт.

Изоляция также повысила актуальность супераппов — приложений, которые позволяют получить множество услуг в одном месте. Суперапп для российских банков стал следующим шагом от разветвленных партнерских систем. Пользователи позитивно реагируют на удобные нефинансовые опции от банков и привыкают пользоваться экосистемой бренда. По этому пути активно идут Тинькофф и Сбербанк. Именно это направление станет одним из ключевых и после пандемии.

Во время изоляции стал очевиден низкий уровень финансовой грамотности населения, поэтому вероятен рост интереса к обучающим курсам и информационным ресурсам, в том числе узконаправленным. Для компаний это будет означать дополнительный источник продвижения и заработка [3].

ВЫВОДЫ.

Российская экономика и банковская система за последние годы адаптировались к резкому изменению внешних условий, а бюджетное правило снизило зависимость курса рубля от цен на нефть. Ответом на кризис, как показывает практика, становятся меры, направленные на стимулирование роста. Происходит докапитализация банков и помощь заемщикам, сокращение налогов на производство и предоставление льготных займов промышленности, административное ограничение спекуляций на финансовых рынках, развивается система государственного планирования и регулирования.

Государство приняло достаточное количество мер, которые были в большей степени направлены на улучшение в деятельности для людей, и все было направлены на то, чтобы банки пошли навстречу клиентам. Это и закон о кредитных каникулах, который был принят в отношении потребительских кредитов, ипотеки, автокредитов и кредитов малым и средним предприятиям, и меры, которые за счет ресурсов банка переносили часть бремени с заемщиков на банк. Банки также предложили своим заемщикам и альтернативные программы, которые зачастую более выгодны как для клиентов, так и для банка.

Финучреждения также стремились показать, насколько ответственно они себя ведут относительно своего клиента. Государство задавало основные тренды, устанавливая определенные правила игры, и банки шли своим клиентам навстречу. В целом за это время все успели привыкнуть к хорошему: это и обслуживание в новых форматах, и дополнительные бонусы, и готовность банков идти на компромиссы.

На самом деле независимо от того, когда эта пандемия закончится, новые правила игры уже де-факто установлены. У клиента сложились определенные ожидания, которым банки должны будут соответствовать. Возможности сделать шаг назад уже не будет.

Таким образом, если рассматривать эту пандемию как единоразовое событие, то банковская система достаточно быстро восстановится, и каких-то трагичных долгосрочных последствий не будет. Однако если говорить о пандемии коронавируса как о повторяющемся событии, которое будет происходить с периодичностью два или даже три раза в год, то реальные последствия пока сложно оценить. Банковская система страны пошатнется, но в целом справится с проблемами, вызванными пандемией коронавируса и сумеет быстро восстановиться.

REFERENCES

  1. Koronavirus v banke. Tri varianta razvitiya sobytiy dlya rossiyskogo bankovskogo sektora [Elektronnyy resurs] // banki.ru. — Rezhim dostupa: banki.ru/news/daytheme/?id=10918984 (data obrashcheniya: 20.07.2020).
  2. Bankovskiy sektor [Elektronnyy resurs] // cbr.ru. — Rezhim dostupa: cbr.ru/banking_sector/ (data obrashcheniya: 20.07.2020).
  3. Kak koronavirus vliyayet na banking, strakhovaniye i investitsii [Elektronnyy resurs] // vc.ru. — Rezhim dostupa: vc.ru/finance/130193-kak-koronavirus-vliyaet-na-banking-strahovanie-i-investicii (data obrashcheniya: 20.07.2020).
  4. Chto sushchestvennogo proizoydet s bankami posle pandemii [Elektronnyy resurs] // onlinebankir.ru. — Rezhim dostupa: onlinebankir.ru/chto-budet-s-bankami-posle-pandemii/ (data obrashcheniya: 20.07.2020).
  5. TSB soobshchil o novykh sposobakh moshennichestva [Elektronnyy resurs] // rbc.ru. — Rezhim dostupa: rbc.ru/finances/07/04/2020/5e8c35309a79475fbd4018fc (data obrashcheniya: 20.07.2020).
  6. Top-10 moshennicheskikh skhem. Kak vas pytayutsya obmanut’ v period koronavirusa [Elektronnyy resurs] // m24.ru. — Rezhim dostupa: m24.ru/articles/obshchestvo/13042020/156613 (data obrashcheniya: 20.07.2020).