ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

FINANCIAL SECURITY OF THE NATIONAL ECONOMY

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 1 (54), 2021

Section  Finance

Publication text (PDF):Download

UDK: 336

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Denenberg Yuliya Mihailovna,

Graduate Student of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-1-5-15

PAGES: from 5 to 15

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: financial security system, threat and risk monitoring, budget, monetary policy, stock market, insurance market, structures and substructures, financial security infrastructure.

ABSTRACT (ENGLISH):

The essential characteristic of the category of financial security of the national economy has been clarified. The essential characteristic of «Financial security of the state» in the field of economic security is generalized and its components are investigated. The approaches to the definition of financial security of the national economy are highlighted. The ordering of the parameters of financial security, reflecting the state of the national economy, was carried out, which made it possible to identify the main components of the problem under study and to form a conclusion about the need to include in it the socio-economic and social-financial aspects of the development of the national economic system. The components of financial security have been investigated: fiscal security, debt security, investment security, security of the credit and banking system, security of the monetary system, security of the insurance and stock segments of the financial market. It is shown how with the help of a system of indicators developed taking into account the peculiarities of the development of the financial and real sectors of the economy of the Russian Federation, it is possible to assess the financial security of the national economy. The main systemic risks that pose a threat to the financial security of the system and subsystems of the national economy are identified, and measures are proposed to increase the level of its security. The value of financial monitoring at various levels of the socio-economic system is revealed.

ВВЕДЕНИЕ

Связь экономики страны в целом и ее региональных формирований в частности с экономиками отдельных государств мира, ее производственно-экспортная ориентация и относительно не уравновешенный платёжный баланс, санкционные и контрсанкционные меры между ведущими мировыми экономические агентами создают значительные сложности для национальной финансовой сферы, последствия реализации которых проявляются циклично во время мировых финансовых потрясений (кризисов) 1900–1903 гг. (первый мировой кризис), 1907 г. (банковская паника), 1929–1941 гг. (великая депрессия), 1973 г. (нефтяной кризис), 1997–1998 гг. (азиатский кризис), 2008–2009 гг. (мировой финансовый кризис и др., что и повлекло чрезвычайно тяжелое состояние для экономики многих стран, в т.ч. и России. На современном этапе интеграции национальных экономик в мировую экономическую систему важной задачей государства для повышения его финансовой безопасности является обеспечение формирования эффективной системы профилактики угроз и риска масштабных финансовых потерь, определение резервов, которые можно направить на финансовое обеспечение экономического роста, стабилизации всей национальной экономической системы, а особенно – в кризисных условиях, вызванных влиянием негативных внешних факторов.

Обеспечение улучшения системы национальной экономики, и институционального развития ее составляющих базируется на наиболее оптимальном использовании имеющихся в стране и привлеченных финансовых активов. Значительное количество финансовых инструментов, их стоимость и доступность приводят к переориентации субъектов национальной экономики на внешние источники финансирования, что в свою очередь приводит к увеличению зависимости страны от событий и тенденций в деятельности мировых финансовых институтов. Однако введение санкций финансового характера со стороны многих зарубежных стран, ограничивающих доступ Российской Федерации к дешёвым кредитным ресурсам из внешних источников, вызывает необходимость усиления внутреннего финансового рынка и разработки комплекса мероприятий рационального использования собственных финансовых ресурсов. Углубление мировой финансовой интеграции через процессы глобализации, сопровождающиеся усилением взаимосвязей между отдельными участниками финансовых отношений в случае возникновения кризисных явлений, усиливают влияние негативных факторов. Финансовый кризис, возникший во внешней среде, распространяется «эффектом домино» вследствие не только взаимодействия финансового сектора государства и мировых финансовых институтов, но и в результате его негативного влияния на реальный сектор экономики и социальную сферу страны. Для успешного развития финансового сектора России в тесном взаимодействии с мировым финансовым пространством, проблема обеспечения надлежащего уровня финансовой безопасности в условиях финансовой интеграции приобретает все большую значимость. Учитывая нестабильность мировых экономических процессов, необходимо обеспечить финансовую безопасность национальной экономики.

Проблематика обеспечения безопасности финансовых составляющих национальной экономической системы в той или иной степени была предметом исследования ряда ученых-экономистов таких, как Д.Д. Буркальцева, О.Г. Блажевич [2, 4. 23], М.Л. Вартанова [6], Ю.В. Вымятнина и др. [8], В.В. Елизарова [13], Ю.Г. Лещенко [14], Ж. Мабиала [15], И.Н. Санникова, Е.А. Приходько [19] и др. К тому же вопросам финансовой безопасности посвящены работы ведущих ученых-экономистов, таких как Ю.Н. Воробьев [7], М.Н. Дудин [23] и др. Тематикой развития национального финансового пространства, интеграционного процесса в мировой финансовой сфере и ее влияния на развитие отдельных финансовых составляющих посвящены работы Э.М. Аминовой [1], И.Н. Губайдуллиной, Э.И. Губайдуллина [10], А.С. Марины [16], Е.Ю. Меркуловой [17]. Однако, на научно-эмпирическом и практическом уровне научная проблема, связанная с финансовой безопасностью, до сих пор не получила должного системного обобщения. Поэтому определение ее сущностной характеристики, систематизация видовых составляющих финансовой безопасности, формирование системы показателей её оценки являются актуальными и требуют дальнейшего исследования.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В научных работах многих авторов рассматриваются различные аспекты финансовой безопасности государства. Однако изменения в мировой экономике, интеграционные процессы, влияющие на национальную экономику, развитие мирового финансового рынка с учётом появления новых цифровых технологий требуют дальнейшего всестороннего исследования финансовой безопасности национальной экономики в целом, а также детального исследования её составляющих: бюджетно-налоговой безопасности, долговой безопасности, инвестиционной безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, безопасности валютно-денежной системы, безопасности страхового и фондового рынков.

Цель настоящей статьи состоит в обобщении научных взглядов на сущность, содержание и структуру финансовой безопасности национальной экономики, оценке ее системы и подсистем, определении приоритетных направлений ее укрепления, и в обосновании возможных направлений ее усиления в условиях динамичной экономической среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Одним из основополагающих факторов устойчивости внутренней среды финансовой системы в современных условиях формирования и обеспечения функциональности хозяйственно-отраслевых систем является состояние его финансовой безопасности. Процессы финансовой глобализации влияют на все элементы социально-экономической системы государства. Рассмотрев приоритетные направления развития национальной экономики, можно определить с помощью показателей достаточный уровень финансовой безопасности и обеспечить реализацию комплекса мероприятий профилактического характера, определив факторные детерминанты, влияющие на финансовую сферу и на инфраструктуру её обеспечения.

Определение и формирование стратегических направлений по обеспечению и защиты национальных интересов в деле рассматриваемой тематики основываются, прежде всего, на законодательную базу страны. Значительная роль в обеспечении мер противодействия финансовым угрозам и неуклонному росту параметров развития сфер экономической деятельности и прогрессивного развития государства отводится защищенности национальным интересам в экономической сфере. Основной составляющей экономической безопасности страны является ее финансовая составляющая, характеризующаяся сбалансированностью и устойчивостью финансовой системы, ее действенность и способность обеспечить наличие достаточного объема финансовых ресурсов для устойчивого развития системы национальной экономики в современном мире, сопряженном с многочисленными рисками, угрозами, геополитическим антагонизмом и дестабилизирующими факторами [14].

По своей сущности, как отражено в многочисленных публикациях, финансовая безопасность национальной экономики сводится к условиям обеспечения финансовых интересов, стабильному состоянию и развитию составляющих финансовой инфраструктуры, формированию необходимой массы финансовых ресурсов для всех экономических субъектов государства, которые обеспечат эффективное функционирование и социально-экономическое развитие национальной экономической системы [3, 7].

По данным многих исследователей финансовая безопасность государства базируется на эффективно функционирующей и конкурентоспособной финансово-кредитной системе страны, которую можно оценить через совокупность критериев и показателей ее состояния [4, 7, 12].

На фоне множества толкований финансовой безопасности, можно согласиться с позицией группы исследователей под руководством Е.В. Дробот, которая ее определила, как совокупность социально-экономических и правовых отношений, обеспечивающих такое финансовое состояние, при котором выявляется устойчивость к внешним угрозам и рискам при рациональном использовании своих внутренних финансовых ресурсов. Ее обеспечение предполагает включение подсистемы бюджетной, валютной, денежно-кредитной, долговой безопасности, безопасности страхового рынка и безопасности фондового рынка и субподсистемы улучшения инвестиционно-инновационного климата страны [12].

Надо сказать, что, учитывая современные геополитические процессы и конфликты интересов мировых экономик, стратегия финансовой безопасности государства должна быть нацелена на формирование системы мероприятий, способствующей идентификации, профилактике, измерению и нейтрализации негативных тенденций и рисков в сфере финансовых отношений [11].

Эффективность финансовой системы национальной экономики, с позиции масштабов ее вовлеченности в геополитические процессы, базируется на четком определении сущности финансовых угроз и разработке мероприятий по повышению уровня финансовой безопасности страны. Финансовые угрозы можно рассмотреть с учетом видов финансовой безопасности государства (рис. 1).

В формировании условий финансовой стабильности весьма важным является процесс обеспечения эффективной валютной политики, так как она представляет собой важный индикатор экономической системы страны. В результате ее нарушения повышаются угрозы и риски в финансово-кредитной сфере государства. Приоритетные направления укрепления финансовой безопасности государства определяются на основе комплексной оценки уровня его финансовой безопасности.

 

Рис. 1. Виды финансовой безопасности национальной экономики [16]

Индикаторы финансовой безопасности отражают специфику определенного уровня управления (экономические субъекты, отрасли и подотрасли, институты государственного управления) или таких ее составляющих, как безопасность денежно-монетарного обращения, инфляционная, валютная, бюджетная, долговая и инвестиционно-инновационная безопасность.

К наиболее проблемным направлениям обеспечения финансовой безопасности государства можно отнести: санкционное давление, которое выражается, в частности, в ограничении доступа к дешевым кредитам, новейшим инновационным технологиям, как в финансовом секторе, так и в реальном секторе экономики, значительный теневой сектор экономики, негативное влияние коррупции.

По мнению О.Г. Блажевича, Д.Д. Буркальцевой, Е.И. Воробьевой, О.В. Бойченко, А.С. Тюлина, Н.С. Сафоновой, И.В. Гаврикова состояние финансовой безопасности государства можно оценить с помощью системы показателей, которые представлены на рисунке 2. При этом, ее повышение возможно за счет роста уровня составляющих финансовой безопасности государства, а именно: бюджетно-налоговой безопасности, долговой безопасности, инвестиционной безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, безопасности валютно-денежной системы, безопасности страхового и фондового рынков [2]. К тому же необходимо обеспечить реализацию системных действий, которые должны содержать в себе механизмы управления финансовыми ресурсами государства.

Дальнейшие исследования в сфере укрепления финансовой безопасности национальной экономики целесообразно направить на обоснование комплекса мероприятий по определению, нейтрализации и минимизации внутренних и внешних рисков, влияющих на финансовую стабильность государства.

Так как финансовая безопасность системы национальной экономики является динамичной, ее обеспечение в условиях финансовой интеграции в мировую экономическую систему включает следующие элементы:

  • формирование и моделирование параметров (показателей) финансовой безопасности;
  • определение угроз (рисков) и финансово-экономических интересов;
  • формирование системы действий по минимизации и устранению угроз (рисков);
  • финансовый мониторинг угроз (рисков) финансовой безопасности [16].

Рис. 2. Система индикаторов финансовой безопасности государства (Составлено на основании [2, 4])

Можно предложить следующую систему мер по укреплению финансовой безопасности национальной экономики (табл. 1). Реализация предложенного комплекса мероприятий, в разрезе подсистемы мониторинга внешней и внутренней среды национальной экономики, охватывающий большинство составляющих финансовой безопасности, актуальных для национальной экономической системы, позволит значительно повысить ее уровень при условии обеспечения поддержки на институционально-законодательном, исполнительном и иных уровнях.

Таблица 1. Меры по укреплению финансовой безопасности национальной экономики *

Приоритетные пути укрепления финансовой безопасности Мероприятия по реализации направлений
1 2
Мероприятия по укреплению бюджетно-налоговой системы Оптимизация бюджетных расходов:

·    Рост расходов на социально значимые статьи

·    Рост расходов на научные исследования и разработки

·    Снижение расходов на общегосударственные вопросы

Оптимизация налогового бремени:

·    Освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции

·    Введение прогрессивного НДФЛ

·    Снижение НДС

Снижение налоговой задолженности:

·    Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров

·    Повышение качества информирования налогоплательщиков

·    Диверсификация операций по счетам должников

Мероприятия по стабилизации кредитно-банковской системы Снижение ставок по кредитам физическим и юридическим лицам, в особенности — малым и средним предприятиям
Введение льготного ипотечного кредитования для молодых семей, студентов
Определение перечня стратегических предприятий, кредиты которым будут рефинансироваться на льготных условиях
Запрет коммерческим банкам пересматривать условия кредитного договора в одностороннем порядке
Мероприятия по стабилизации валютно-денежной сферы Стабилизация национальной валюты:

·    Осуществление международных расчетов (в т. ч. по сделкам государственных корпораций) в рублях или в валюте стран БРИКС

·    Сокращение расчетов в долларовом эквиваленте в международных сделках

·    Развитие внутреннего финансового рынка.

Повышение качества золотовалютных резервов:

·    Увеличение доли золота в международных резервах

·    Инвестирование части международных резервов, превышающих их достаточность, в финансовые инструменты с повышенной доходностью

·    Использование международных резервов на финансирование собственной экономики

Увеличение денежной массы в обращении:

·    Запрет вложений российских предприятий в ценные бумаги иностранных государств

·    Ужесточение ответственности за незаконный вывоз капитала

·    Проведение денежной эмиссии для рефинансирования банков под залог кредитных требований к производственным предприятиям, облигаций государства и институтов развития

Обеспечение независимости от иностранных платежных систем:

·    Создание платежно-расчетной системы в национальных валютах государств-членов ЕАЭС

·    Разработка и внедрение собственной независимой системы международных расчетов по типу системы SWIFT

Мероприятия по повышению инвестиционной активности Реализация мер по снижению налоговой нагрузки
Внедрение рефинансирования коммерческих банков под залог облигаций и акций системообразующих предприятий с установлением ответственности коммерческих банков за целевое использование получаемых кредитных ресурсов на принципах проектного финансирования
Использование части средств Фонда национального благосостояния на стимулирование инвестиций в перспективные направления роста экономики путем фондирования институтов развития, облигаций государственных корпораций, инфраструктурных облигаций
Создание механизмов субсидирования процентных ставок за счет средств специализированных институтов развития
Установление на законодательном уровне контроля за расходованием амортизационных отчислений
Сокращение сроков обновления основных фондов
Мероприятия по улучшению работы страхового и фондового рынков Укрепление страхового рынка:

·    Осуществление контроля за принятием страховыми компаниями решений относительно страховых выплат при наступлении страхового случая

·    Законодательное регулирование максимального объема страховых премий, принадлежащих перестраховщикам-нерезидентам

Укрепление фондового рынка:

·    Поддержание внутреннего корпоративного спроса на ценные бумаги, связанные с инвестициями

·    Организация совместно с профессиональными участниками рынка ценных бумаг сети фондовых центров для операций с населением

·    Обеспечение доступности государственных ценных бумаг для граждан и отечественных инвесторов

·    Применение налоговых стимулов по привлечению иностранных инвесторов на российский фондовый рынок

·    Ограничение доступа нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг

Источник: составлено на основании [4, 5, 23]

Подсистема мониторинга среды предполагает выявление угроз (внешних и внутренних) и оценку их вероятностного воздействия на финансовую безопасность национальной экономики [8]. Таким образом, необходимой составляющей является обеспечение условий эффективного использования преимуществ мониторинга, как конкурентного фактора. Для этого необходимо создать и использовать систему мониторинга показателей финансовой безопасности. В данном случае, на наш взгляд, можно выделить следующие принципы функционирования подсистемы мониторинга финансовой среды, которые будут способствовать усилению финансовой безопасности государства:

  • Объективность данных в системе показателей, характеризующих финансовую безопасность государства. Этот принцип означает, что параметры должны являться достоверными и объективными.
  • Непрерывность мониторинга финансовой среды государства. Мероприятия мониторинга согласовывается со всеми экономическими субъектами и имеют четкую последовательность обоснования полученных данных и результатов.
  • Обоснованная минимизация количества исследуемых показателей системы финансовой безопасности государства. Избыточные данные могут негативно влиять на процесс мониторинга финансовой безопасности, усложняя и увеличивая его продолжительность, снижая точность ее оценки.
  • Ориентация на определенную объектную сферу финансовой деятельности. Объектная сфера финансовой деятельности является определяющей для системы мониторинга, ведь она определяет набор измерительных параметров, форму представления результативных параметров, технические средства обработки, устройства ввода и вывода информации, ее носители.
  • Управляемость подсистемы мониторинга среды финансовой безопасности государства. Каждая подсистема мониторинга среды финансовой безопасности должна быть управляемой, в ее состав должна входить элементы управления мониторингом. Срок жизнедеятельности такой подсистемы должен быть, по данным В.К. Галицина, равным сроку действия ее объекта. Она может меняться в зависимости от новых, зачастую непредсказуемых событий [9].

На рисунке 2 даны элементы контура формирования, обеспечения, а также взаимосвязи составляющих в подсистеме мониторинга среды финансовой безопасности.

Рис. 2. Элементы контура формирования и обеспечения финансовой безопасности государства, их взаимосвязь в подсистеме мониторинга [9].

Мониторинг количественных характеристик риска (угроз) и интересов финансовой безопасности включает постоянное отслеживание уровня определенных показателей с целью прогнозирования ее степени и управления, включающего своевременную профилактику, нейтрализацию и снижение рисков.

Организация мероприятий по минимизации угроз и обеспечению интересов государства предусматривает наличие стратегических и тактических действий, используемых субъектами, по управлению рисками и повышению финансовой безопасности. Ее имплементация институциональными органами позволит обеспечить системное позиционирование страны и ее системы национальной экономики среди мировых стран-конкурентов, четко и постоянно отслеживать текущий уровень финансовой безопасности и прогнозировать его, выявлять и устранять потенциальные угрозы, обеспечивать выработку и принятие оптимальных решений по развитию деятельности всех систем экономической среды.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что финансовая безопасность национальной экономики является комплексным понятием, которое включает в себя бюджетно-налоговую, долговую, инвестиционную, кредитно-банковскую, валютно-денежную составляющие, а также безопасность страхового и фондового сегментов финансового рынка.

Наибольшие угрозы и риски финансовой безопасности состоят в нерациональном использовании бюджетных средств, недостаточном развитии налоговой системы, неэффективном финансовом контроле, недостаточности мероприятий по укреплению национальной валюты, невысоком уровне стимулирования инвестиционной деятельности.

Для решения данных проблем необходимо провести следующие мероприятия:

  • совершенствование бюджетно-налоговой, валютно-денежной и кредитно-банковской систем;
  • регулирование фондового и страхового рынков;
  • активизация инвестиционной деятельности государства;
  • сокращение оттока капитала за пределы государства.

Дальнейшие исследования в сфере укрепления финансовой безопасности национальной экономики целесообразно направить на обоснование механизма обеспечения финансовой безопасности, управления внутренними и внешними рисками угроз стабильности финансовой системы национальной экономики. Таким образом, создание действенного механизма обеспечения финансовой безопасности, который будет учитывать особенности и перспективы функционирования всех составляющих финансовой системы, будет способствовать развитию национальной экономики и улучшению состояния ее национальной безопасности.

В целом же государственная политика в сфере финансовой безопасности должна включать единый сбалансированный комплекс мер, направленных на обеспечение стабильности финансовой системы, предотвращение оттока капиталов, рациональное использование финансовых ресурсов. Правительству Российской Федерации совместно с Банком России и Министерством финансов Российской Федерации целесообразно усовершенствовать Стратегию экономической безопасности, усилив в ней финансовую составляющую, которая обеспечит социально-экономическое развитие Российской Федерации.

REFERENCES

  1. Aminova E.M. Vliyaniye vneshnikh riskov na obespecheniye finansovoy i ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii / E.M. Aminova // Pravo i upravleniye. XXI vek. — 2020. — T. 16. № 2 (55). — S. 68–75.
  2. Blazhevich O.G. Pokazateli otsenki finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: baza dannykh / O.G. Blazhevich, D.D. Burkal’tseva, E.I. Vorobyova, O.V. Boychenko, A.S. Tyulin, N.S. Safonova, I.V. Gavrikov // Svidetel’stvo o registratsii bazy dannykh RU 2019622240, 03.12.2019.
  3. Burkal’tseva D.D. Klassifikatsiya ugroz finansovoy bezopasnosti gosudarstva v kontekste transformatsii sotsial’no-ekonomicheskoy sistemy / D.D. Burkal’tseva, O.G. Blazhevich, O.A. Guk, A.S. Tyulin, N.S. Safonova // Biznes. Obrazovaniye. Pravo. — 2018. — № 4 (45). — S. 46–53.
  4. Burkal’tseva D.D. Finansovaya bezopasnost’ gosudarstva. Uchebnoye posobiye / D.D. Burkal’tseva, O.G. Blazhevich, A.R. Zharova, N.A. Bunchuk, SH.U. Niyazbekova, S.E. Bekirova. — Simferopol’: Poliprint, 2020. — 124 s.
  5. Buyanova M.E. Analiz finansovoy bezopasnosti Rossii: sovremennyye tendentsii, vyzovy, ugrozy / M.E. Buyanova, Ye.S. Rasskazov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. — 2019. — T. 21. № 2. — S. 19–33.
  6. Vartanova M.L. Analiz i otsenka riskov i ugroz finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: vliyaniye ekonomicheskikh sanktsiy na razvitiye valyutnoy politiki / M.L. Vartanova // Ekonomicheskiye otnosheniya. — 2018. — T. 8. № 4. — S. 727–740.
  7. Vorobyov Yu.N. Finansovaya bezopasnost’ gosudarstva / Yu.N. Vorobyov, E.I. Vorobyova, A.S. Moshcheva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — №2. — S. 14–17.
  8. Vymyatnina Yu.V. Finansovaya nestabil’nost’ i ekonomicheskiye krizisy: uroki Minska / Yu.V. Vymyatnina, V.O. Grishchenko, V.M. Ostapenko, V.T. Ryazanov // Ekonomicheskaya politika. — 2018. — № 13(4). — S. 20–41.
  9. Galitsin V.K. Kontseptual’nyye osnovy monitoringa / V.K. Galitsyn, O.P. Suslov, N.K. Samchenko [Elektronnyy resurs] // Biznes inform. — 2013. — № 9. — S. 330–335. — Rezhim dostupa: nbuv.gov.ua/UJRN/binf_2013_9_55 (data obrashcheniya: 10.02.2021).
  10. Gubaydullina I.N. Sanktsii i ikh vliyaniye na finansovo-kreditnuyu sistemu Rossii / I.N. Gubaydullina, E.I. Gubaydullin // Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2020. — № 12 (151). — S. 472–475.
  11. Denenberg Yu.M. Ekonomicheskaya bezopasnost’ regiona i monitoring faktorov, kotoryye yey ugrozhayut na primere Respubliki Krym / Yu.M. Deneberg [Elektronnyy resurs] // Yevraziyskiy Soyuz Uchenykh (YESU). — 2018. — № 8 (53). — S. 25–29. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-i-monitoring-faktorov-kotorye-ey-ugrozhayut-na-primere-respubliki-krym/viewere (data obrashcheniya: 10.02.2021).
  12. Drobot Ye.V. Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii i Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy / Ye.V. Drobot, G.K. Gudovich, I.N. Makarov, V.S. Bakhmutskaya // Ekonomicheskiye otnosheniya. — 2019. — T. 9. № 3. — S. 1671–1682.
  13. Yelizarova V.V. Mesto i rol’ finansovoy bezopasnosti v sisteme obespecheniya eko-nomicheskoy bezopasnosti Rossii / V.V. Yelizarova // Ekonomika, Statistika i Informatika. — 2015. — № 2. — S. 45–48.
  14. Leshchenko Yu.G. Finansovaya bezopasnost’ Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh finansovoy globalizatsii / Yu.G. Leshchenko // Ekonomicheskaya bezopasnost’. — 2018. — T. 1. № 3. — S. 237–248.
  15. Mabiala Zh., Problematika obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona / Zh. Mabiala, Yu.M. Denenberg [Elektronnyy resurs] // Zhurnal Kant. — 2018. — № 3 (18). — S. 200–205. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/item.asp?id=35659777 (data obrashcheniya: 10.02.2021).
  16. Marina A.S. Finansovaya bezopasnost’ strany v usloviyakh finansovoy integratsii: kontseptual’nyye polozheniya / A.S. Marina // Vestnik DNU im. I.I. Mechnikova. — 2013. — T. 18. Vyp. 2/1. — S. 22–25.
  17. Merkulova Ye.Yu. Otsenka ekonomicheskikh aspektov bezopasnosti lichnosti / Ye.Yu. Merkulova, M.A. Kotel’nikova // Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. — 2015. — T. 10. № 5. — S. 68–74.
  18. O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (data obrashcheniya: 10.02.2021).
  19. Sannikova I.N. Obespecheniye finansovoy bezopasnosti regiona kak effektivnyy instrument byudzhetnoy politiki / I.N. Sannikova, Ye.A. Prikhod’ko // Ekonomika Professiya Biznes. — 2019. — T. 1. № 1. — S. 48–55.
  20. Sistema finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: kontseptual’nyye podkhody i resheniya [Tekst]: [nauchnyy doklad] / [Yu.A. Chikhanchin i dr.]; pod red. T.Ya. Khabriyevoy, Yu.A. Chikhanchina; Rossiyskaya akad. nauk, In-t zakonodatel’stva i sravnitel’nogo pravovedeniya pri Pravitel’stve Rossiyskoy Federatsii, Federal’naya sluzhba po finansovomu monitoringu. — M.: Nauka, 2015. — 50 s.
  21. Smirnova Ye.A. Mekhanizm i sistema obespecheniya finansovoy bezopasnosti gosudarstva / Ye.A. Smirnova, A.V. Salimova // Ekonomika i predprinimatel’stvo. — 2020. — № 7 (120). — S. 32–36.
  22. Khorosheva A.S. Finansovaya bezopasnost’ v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva: metodologiya issledovaniya / A.S. Khorosheva, A.N. Merko // Finansy. Uchet. Banki. — 2019. — № 1-2 (26-27). — S. 122–128.