ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

PROBLEMS OF STRATEGIC PLANNING AND FORECASTING OF INFORMATION BUSINESS ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 1 (54), 2021

Section  Economics and management of regional economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 338 (100)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kirilchuk Svetlana Petrovna,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Economics,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Petrov Dmitriy Antonovich,

PhD student of the Department of Economics

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-1-214-226

PAGES: from 214 to 226

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Entrepreneurship; Strategic planning and forecasting Information and communication technologies; Information entrepreneurship; Management decisions Improving organizational communications Entrepreneurial structures; Anti-crisis measures; uncertainty over the spread of coronavirus infection; Institutional environment massive effects.

ABSTRACT (ENGLISH):

The topic of the study of the article contains a modern scientific task of the development of information entrepreneurship in the Republic of Crimea.

The article outlines the importance of developing business activities in the information economy. The main areas of strategic planning and forecasting of information business activities in the Republic of Crimea are justified, including in the period of uncertainty of the spread of coronavirus infection and its duration, taking into account the constraints of business development.

The main idea and purpose of the study is to develop a strategy to improve the efficiency of information entrepreneurship in the Republic of Crimea.

The work uses rational methods to improve the organizational communications of information entrepreneurship, including the development of the business function of Internet marketing.

The scientific task to develop a strategy to improve the efficiency of information entrepreneurship in the Republic of Crimea based on the technology of the process of development and decision-making in information entrepreneurship structures has been set and solved.

It is concluded that it is necessary to strengthen state support and improve the state regulation of the information business, as the specifics of software products is the largest vulnerability of them as intellectual property. The solution to this problem is to compile the conditions for patenting and licensing the status of this activity.

It would be useful to enact a special law on the legal regulation and commercialization of intellectual property rights created by the State budget, which would reduce the loss of the national economy from the unauthorized use of intellectual capacity and information products.

The proposed main areas of strategic planning of information entrepreneurship in the Republic of Crimea include: the development and implementation of high-tech solutions and systems, domestic software within the framework of the state policy of reparation; implementation of significant projects aimed at removing tensions related to the integration of the region into the legal field of the Russian Federation; Information security activities modernization and implementation of new infrastructure solutions in the executive bodies of the state authorities, as well as in the economic sector of the Republic of Crimea.

Anti-crisis measures act as a «rapid response» tool. But now, in the face of uncertainty about the spread of coronavirus infection and its duration, government regulation must be aimed at improving the institutional environment of information entrepreneurship.

The developed strategy to improve the efficiency of information entrepreneurship in the Republic of Crimea will allow planning and forecasting of large-scale effects on information business activities.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Крым является новым субъектом Российской Федерации. Тем не менее, экономика республики испытывает определённые трудности при адаптации и интеграции во внутрироссийское экономико-правое поле, а также подвержено негативному влиянию из-за санкционного давления. Правительство Российской Федерации осуществляет активную политику поддержки и стимулирования предпринимательской активности, а также развивает промышленную, социальную и информационную инфраструктуру в регионе посредством реализации федеральных целевых программ [1]. Это связано с дефицитом бюджета субъекта Федерации – недостаточным объемом средств, которые правительство региона могло бы направить на социально-экономическое развитие региона и поддержку предпринимательства. Это обуславливает статус Республики Крым как высокодотационного субъекта Российской Федерации. Однако, крымский регион может стать новой точкой роста для всей экономики России, ввиду достаточно высокого информационно-экономического предпринимательского потенциала.

Формирование положительного информационного климата субъектов хозяйствования является важным фактором интенсивного развития современной экономики [2]. Все это обуславливает необходимость разработки стратегии и прогноза повышения эффективности информационного предпринимательства в Республике Крым.

Прогноз развития информационного пространства предпринимательской деятельности в Республике Крым на основе использования разработанной стратегии повышения эффективности информационного предпринимательства, основывающейся на инновационных технологиях процесса разработки и принятия управленческих решений в информационных предпринимательских структурах, позволит осуществить новые подходы к определению политики развития информационного предпринимательства местными органами власти с использованием научной основы в системе его оценки.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Тема исследования статьи содержит современную научную задачу развития информационного предпринимательства в Республике Крым. Поставлена научная задача разработать стратегию повышения эффективности информационного предпринимательства в Республике Крым на основе технологии процесса разработки и принятия управленческих решений в информационных предпринимательских структурах.

В работе использованы рациональные методы совершенствования организационных коммуникаций информационного предпринимательства, в т. ч. в исследовании предложено развитие бизнес-функции Интернет- маркетинга.

Теоретико-методологическая значимость результатов исследования состоит в том, что разрабатываемая статья позволит расширить представление о становлении и развитии информационного предпринимательства в Республике Крым.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что обоснованная в публикации стратегия развития информационного предпринимательства может быть использована органами исполнительной власти Республики Крым и соответствующими предпринимательскими структурами в целях повышения эффективности их деятельности в информационной сфере.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие предпринимательской деятельности является важнейшим императивом обеспечения устойчивых темпов экономического роста государства. Новые геополитические и геоэкономические вызовы, а также накопленные структурные и институциональные проблемы требуют поиска стратегически ориентированных предиктивных подходов к реализации предпринимательских инициатив в тех отраслях экономики, которые оказывают мультипликативный эффект на развитие экономики региона [3–5].

Научные исследования являются неотъемлемой частью деятельности информационных технологических компаний [6–8]. В то же время, финансирование инновационных научно-технических разработок является очень сложным вопросом, который успешно решается, как правило, крупными компаниями, которые охватывают весь мир своей продукцией. Эти компании заинтересованы в разветвленной сети научно-исследовательских организаций, которые сотрудничают со специалистами из разных стран. Такие компании принадлежат Cisco [9]. Она имеет НИОКР центры в Европе, Азии, Северной Америке, Израиле. Однако руководство информационных компаний, придя к решению консолидации, понимает, что этот процесс имеет ряд недостатков. Прежде всего, информационная индустрия не сразу может получить планируемую прибыль. Это связано с определенным временем, необходимым для адаптации к новым условиям деятельности, изменениям стратегии компании, реструктуризации компании, фиксации стоимости активов, решением некоторых внутренних конфликтов [10].

К примеру, анализируя состояние франко-американской телекоммуникационной компании, которая родилась в результате слияния Alcatel и американских Lucent 1 декабря 2006, видно, что прибыль этой компании находится на низком уровне. Руководство компании пытается выйти из этого кризиса, в том числе используя непопулярные методы, а именно, сокращение на 12500 рабочих мест [11].

Консолидация компаний ведет к исчезновению условий для эффективной конкуренции. Эти процессы ведут к монополии на рынке информационных технологий крупнейшими компаниями. В настоящее время существует процесс захвата рынка программного обеспечения компанией Microsoft [12]. Как поставщик программного обеспечения, пытается не отставать Apple. Также реализовал около 150 новых разработок в операционной системе Mac Teh XА, используя расширенный веб-браузер Сафари Rss. В течение длительного времени, две главы этих компаний продолжают спорить по вопросу о принадлежности к интеллектуальной собственности.

Другая компания, пытающаяся конкурировать с Microsoft, это компания Novell, которая, благодаря разработчику, ведущему программисту Лин Торвальдс, выпустила операционную систему Linux. Инструменты Linux открыты рынку для его распределения.

Инструментами борьбы для рынка информационных технологий в мире является открытое распространение собственных информационных систем [13].

Резюмируя вышеизложенные примеры консолидации компаний в условиях глобализации, можно внедрять методы консолидации компаний различных информационных сфер в России в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Возможные методы консолидации компаний различных сфер в России (Разработано авторами)

Однако, при использовании результатов консолидации компаний, возникают проблемы оценки слияния собственности, которые в законодательстве в основном имеет общий характер [14]. К примеру, такие, как:

  • передача прав на научно-техническую продукцию;
  • специфические условия и порядок ее использования;
  • определение условий контрактов между заказчиком, подрядчиком и пользователем продукции (в частности, процедура и условия использования научных и научно-технических результатов и положения, обеспечивающие права и интересы государства);
  • распределение между пользователями прав по интеллектуальной собственности, которая образуется в процессе реализации проектов авторского права, патентного права и т.д., в соответствии с законом.

Главной целью Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года выступает достижение высоких стандартов качества жизни человека, его разностороннего развития, непрерывного обучения, реализации интеллектуального и творческого потенциала, отдыха и оздоровления, экологизация всех сфер жизнедеятельности, что достижимо только за счет динамичного развития предпринимательской деятельности [1].

Переход к современному качеству системы планирования развития требует изменение сущности планирования:

  • от средства административного давления – к инструменту научно обоснованных сбалансированных решений для достижения целей социально-экономического и пространственного развития;
  • усиления стратегического характера планирования;
  • демократизации процесса;
  • выработки и принятия программных документов;
  • четкого соблюдения принятых решений;
  • тесной увязки стратегического, пространственного и оперативного планирования.

Основными проблемами развития информационных и коммуникационных технологий в Республике Крым являются:

1) низкие показатели качества доступа в Интернет в некоторых сельских районах Республики Крым;

2) недостаточная пропускная способность существующей волоконно-оптической инфраструктуры Республики Крым;

3) низкий уровень использования информационных и телекоммуникационных технологий на предприятиях Республики Крым;

4) низкий уровень использования населением информационных и телекоммуникационных технологий для общения с органами государственной власти и самоуправления для получения государственных и муниципальных услуг;

5) отсутствие автоматизированных систем сбора и обработки информации в системах государственного и муниципального управления для планирования, прогнозирования и определения целевых показателей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

6) недостаточный научный и образовательный потенциал для подготовки специалистов IT-сферы;

7) низкий спрос на инновации, внедрение информационных и коммуникационных систем, повышающих эффективность управленческой и производственной деятельности;

8) нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.

Основная цель информационно-коммуникационных технологий — создание полноценного информационного развития общества, способствующего развитию информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни [15].

Стратегические цели [16–18]:

  1. Разработка информационно-коммуникационных систем для деятельности государственных учреждений в рамках внутреннего и межведомственного взаимодействия. Использование современных информационных технологий для мониторинга и анализа социально-экономических, социально-политических и чрезвычайных ситуаций в Крыму;
  2. Предоставление услуг связи, качественной и безопасной передачи данных для жителей и гостей Республики Крым. Развитие инфраструктуры широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Республики Крым;
  3. Стимулирование развития IT-сферы в Крыму, в том числе:
  • создание базы в Крыму для формирования конкурентоспособных и экспортно-ориентированных решений с использованием ИТ (создание ИТ-кластера);
  • создание благоприятной среды для стремительного развития малых и средних инноваций, в том числе развития высокотехнологичного предпринимательства в Крыму;
  • содействие в создании центров передового опыта для ведущих ИТ-компаний и передаче некоторых разработок в регион;
  • внедрение информационно-коммуникационных технологий в ключевые отрасли экономики Республики Крым. Создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, по направлениям;
  1. Внедрение информационной системы управления проектами в органах государственной власти Республики Крым. Оптимизация и автоматизация процессов государственного управления повысили прозрачность и эффективность государственных органов.

Если проанализировать настоящую экономическую ситуацию, то на фоне пандемии коронавируса и вызванного ею экономического кризиса, больше всего пострадал сектор малого и среднего бизнеса, ориентированный на предоставление офлайн-услуг [19]. Действительно, спрос на услуги гастрономии, развлечений, туризма, гостеприимства, а также индустрии красоты и непродовольственной розничной торговли в условиях карантина значительно упал.

В то же время, необходимость платить заработную плату, налоги, социальные взносы, арендные платежи, кредиты банкам и подрядчикам за поставки и другие услуги оставалась. Все виды компаний, которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате или соблюдение бизнес -моделей, связанных исключительно с предоставлением персональных офлайн-услуг, теперь находятся под угрозой банкротства.

Число субъектов малого бизнеса снизилось на 124,3 тыс. единиц [19]. Это связано, во-первых, с падением реальных доходов населения и, следовательно, снижение спроса на товары и услуги малого бизнеса; во-вторых, с укреплением налогового контроля: введением онлайн-кассы, повышением НДС, борьбой ФНС России с однодневными фирмами и незаконным «дроблением» бизнеса с целью ухода от налогообложения, и, наконец, с развитием виртуального предпринимательства-онлайн.

Число индивидуальных предпринимателей в России в 2019 г. выросло на 62 тыс. С одной стороны, это может объясняться выходом предпринимателей из теневого сектора, поскольку из-за развития IT-технологий и распространения цифровизации работать в теневом секторе становится все сложнее: банки блокируют счета с сомнительными операциями; ЦБ РФ активно борется с незаконными операциями по обналичиванию; ужесточается налоговое администрирование [20].

С другой стороны, это может быть связано с «перерегистрацией» юридических лиц в индивидуальных предпринимателей (ИП) (поскольку налоговая нагрузка на ИП существенно ниже) – либо с переводом наемных работников в статус ИП, что заведомо является незаконной схемой налоговой оптимизации. При этом с 2020 г. увеличена сумма обязательных взносов ИП на пенсионное и медицинское страхование, а с 2021 г. предусмотрена отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который применяли 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей (53% от общего числа ИП). Несомненно, перечисленные факторы одновременно с тяжелым экономическим кризисом весьма негативно отразятся на динамике развития малого бизнеса. Поэтому возможно прогнозировать перспективы развития информационного предпринимательства.

В силу своих особенностей, малые и средние предприятия особенно уязвимы перед многоплановым негативным воздействием пандемии COVID-19 на экономические отношения. С одной стороны, как отмечает Международный валютный фонд, оно заключается в значительном сокращении рыночного предложения. Компании сворачивают производство в связи с вводом карантинных мер и прочих ограничений, прекращением поставок комплектующих или недостатком рабочей силы [21].

С другой стороны, неожиданное и сильное сокращение спроса на продукцию и услуги приводит к сокращению выручки и не позволяет малым и средним предприятиям продолжать работу из-за отсутствия средств. Ключевым фактором становится изменение потребительских привычек как из-за боязни заражения, так и ввиду ограничения личных доходов в связи с увольнениями или сокращениями заработной платы, что, в конечном итоге, приводит к круговому эффекту.          Подобные эффекты мер социального дистанцирования оказываются более «болезненными» именно для малых и средних предприятий. Кроме того, в статистических обзорах подчеркивается, что доля малого бизнеса наиболее высока как раз в тех отраслях экономики, которые в целом столкнулись с более серьезными экономическими проблемами в текущих условиях, таких как автомобилестроение, строительство, оптовая и розничная торговля, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание, недвижимость и потребительские услуги. На указанные направления приходится 40% от общего количества рабочих мест, причем в среднем 75% из них относятся на долю малых и средних предприятий.

Качественный анализ информации о воздействии пандемии на малый и средний бизнес становится возможным благодаря регулярным опросам, которые проводят ассоциации, международные организации, экспертно-аналитические центры, торговые палаты и банки. Например, в одном из разделов доклада ОЭСР приводится перечень из 40 подобных опросов, которые позволяют сделать итоговый вывод о том, что подавляющее большинство субъектов малого бизнеса испытывает все более возрастающее негативное влияние пандемии коронавирусной инфекции, а многие участники опросов опасаются закрытия бизнеса в ближайшие месяцы.

Предпринимаемые правительствами шаги нацелены на то, чтобы помочь компаниям справиться с временным, но очень серьезным недостатком ликвидности, возникшим из-за распространения коронавирусной инфекции и ответных мер.

В текущих условиях основными механизмами для ограничения воздействия кризиса на предпринимательство и повышение его устойчивости, являются обеспечение беспрепятственного доступа к информации в области рыночного регулирования и возможностей финансирования, а также облегчение таможенных требований и процедур, чему могут способствовать более широкое использование цифровых технологий и электронной торговли, т.е. развитие информационного предпринимательства.

Так, российский Институт анализа инвестиционной политики отмечает, что «в связи со снижением ставок для поддержки экономики инвесторы ищут более привлекательные по сравнению с депозитами и ценными бумагами направления вложения средств, что косвенно повышает инвестиционную привлекательность стартапов – одной из распространенных форм малого бизнеса. Тем не менее, как показывает статистика, объем вложений в стартапы по итогам 1 квартала 2020 г. снизился на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и стал самым низким с начала 2018 г.» [18].

Малый и средний бизнес общепризнанно составляет основу национальных экономик и глобального экономического роста и традиционно находится в фокусе внимания большинства правительств, региональных объединений и международных организаций, занимает отдельное место в повестке устойчивого развития.

Основные вызовы для малого и среднего бизнеса в условиях пандемии – это снижение выручки и рост недоверия со стороны клиентов, риск заражения персонала, перебои в логистических цепочках, сложности в обеспечении эффективной коммуникации, финансовая неустойчивость, рост неопределенности, требующей антикризисного управления.

Несмотря на экономический кризис, сокращение бюджетных поступлений и рост расходов на борьбу с пандемией, промедление и экономия в вопросах государственной поддержки частного сектора в целом и субъектов малого бизнеса как его важнейшей части могут обернуться для государств более глубокой и продолжительной рецессией.

2020 год экономически стал совершенно особенным, не похожим на предыдущие годы. Начиная с конца зимы, развитие событий сильно зависело от пандемии коронавируса, которая привела к глобальным социальным и экономическим последствиям. Наша страна, не оставшись в стороне от всемирных событий, также оказалась в сложных обстоятельствах.

Многие субъекты предпринимательства пострадали от введённых в рамках борьбы с пандемией карантинных мер, в связи с чем стали нуждающимися в помощи – зачастую даже не для того, чтобы минимизировать убытки, а, чтобы просто «остаться на плаву».

На начальных стадиях введения карантинных мер основным документом, регулирующим экономическую деятельность в новых условиях, стал «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», утверждённый Правительством РФ 17 марта 2020 г. В области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно данному Плану, были произведены следующие действия [20–21]:

  • введён мораторий на проверки субъектов малого бизнеса (за исключением тех отраслей деятельности, дисфункции в которых привели бы к рискам для жизни и здоровья граждан);
  • для микропредприятий введена отсрочка по уплате страховых взносов на 3 месяца;
  • смягчён ряд требований к субъектам малого бизнеса для выдачи займов в рамках программы льготного кредитования (в том числе – путём расширения возможностей реструктуризации ранее выданных кредитов);
  • по ссудам, реструктурированным в связи с условиями пандемии, кредитным организациям предоставлена возможность временного не ухудшения оценки качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заёмщика – субъекта малого бизнеса;
  • обеспечено субсидирование (до 1/2 ставки по договору, но не более ключевой) кредитным организациям части процентов по кредитам субъектов малого бизнеса при условии переноса срока уплаты процентов без начисления штрафных санкций;
  • для субъектов МСП, арендующих государственное или муниципальное имущество, введена временная отсрочка на уплату арендных платежей;
  • обеспечено увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций, а также – гарантийных организаций;
  • разработан проект федерального закона по облегчению ряда требований к обеспечению контрактов при осуществлении госзакупок у субъектов МСП;
  • разработан проект федерального закона по введению механизма неприменения штрафных санкций и возможности продления сроков и корректировки цен в случае нарушения обязательств исполнителем.

По двум последним пунктам соответствующие законопроекты были приняты Государственной Думой 15 июня 2020 г.

Также были выпущены распоряжения Правительства РФ от 19 марта 2020 г. №670-р и №672-р, конкретизирующие порядок предоставления помощи субъектам МСП:

  • арендующим государственное имущество – обеспечить возможность заключить дополнительное соглашение к соответствующему договору, перенеся арендную плату на 2021 год (либо, по согласованию сторон, как-то иначе);
  • исполнителям контрактов в сфере госзакупок – обеспечить возможность изменять сроки их исполнения без предъявления к исполнителю требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств.

Тогда же Президент РФ В. В. Путин отдельным указом требует усилить контроль Правительства за розничной торговлей лекарственными препаратами, осуществляемую дистанционным способом. Для субъектов малого бизнеса, занятых в этой сфере, становятся жёстче требования о недопущении обращения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств.

В мае 2020 г. был определён список наиболее пострадавших отраслей, к числу которых отнесли, в том числе, такие сферы, в которых действует много субъектов МСП, как автоперевозки, туризм, общественное питание, непродовольственный ритейл, бытовые услуги. Здесь субъектам МСП предоставили отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на полгода, а также был введён ряд льгот, позволяющих продлевать срок уплаты тех или иных налогов [21].

Для предприятий малого бизнеса, не вошедших в этот список, так же предусмотрены меры поддержки: до конца года совокупный объём страховых взносов снижается с 30% до 15%, ставка взносов в Пенсионный фонд составит 10 %, в ФОМС – 5 %, а взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) вовсе не уплачиваются.

В мае–июне 2020 г. 601,5 тыс. субъектов малого бизнеса получили безвозмездную финансовую помощь на общую сумму в 31,6 млрд. руб.

Наконец, согласно решениям Правительства РФ (постановление от 15.05.2020 года №685, постановление от 16.05.2020 года №696, распоряжение от 16.05.2020 года №1286-р) с 1 июня была запущена новая программа льготного кредитования, в которой участвуют 57 банков:

  • беспроцентный кредит на выплату зарплаты на сумму МРОТ;
  • кредит на зарплату по ставке 2% (ежемесячно 1 МРОТ в течение 6 месяцев либо ежемесячно 2 МРОТ в течение 3 месяцев) с возможностью списания с 1 апреля 2021 г. (полного — при сохранении 90% занятости, либо 50% при сохранении 80% занятости).

Следует отметить, что продлены сроки по большинству принятых мер, конечные сроки по которым были первоначально определены осенью. Так, 26 октября В. В. Путин поручил продлить запрет проверок малого бизнеса до 31 декабря этого года.

По оценке Министерства экономического развития РФ, всего за 2020 год антикризисные меры поддержки субъектов МСП обойдутся консолидированному бюджету РФ в 835,5 млрд руб., что составляет примерно четверть от всех антикризисных мер в условиях пандемии.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым. Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличие от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали меры нефинансового характера. Также эти меры имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Разрабатываемые государством меры поддержки должны основываться на четких целях экономической политики, быть системными, а также учитывать долгосрочные приоритеты информационного развития [2].

Ожидаемые результаты:

Первый этап «Снятие инфраструктурных ограничений» (2017–2020 гг.): Модернизация инфраструктуры телерадиовещательной сети Республики Крым; обеспечение регионального наземного цифрового телерадиовещания для населения Республики Крым и охрана информационного пространства республики от внешних экстремистских источников в эфирных и телекоммуникационных сетях; телерадиовещательные сети Республики Крым полностью переведены на цифровую технологию; национальная сеть вещания переведена на цифровую технологию; развитие доступа в Интернет через PON / FTTH; развивать технологии, организацию и информационные условия для повышения эффективности государственного управления; улучшить компьютерные знания людей; обеспечивает информационное обеспечение населения и организаций Республики Крым; обеспечение совместимости и взаимодействия с федеральными и муниципальными информационными системами.

На основе создания и развития Национальной информационной системы Республики Крым, можно прогнозировать формирование и развитие Национальной информационной системы, направленной на удовлетворение информационных потребностей граждан и организаций Республики Крым.

Второй этап «повсеместное внедрение инноваций» (2021–2026 гг.) — сформировать зрелую операционную систему для развития ИТ-кластеров, активизировать научную и предпринимательскую деятельность в сфере ИТ, активно внедрять электронные сервисы в здравоохранении, образовании, науке. сферы культуры и другие сферы, активно использующие информационные и телекоммуникационные технологии в структуре бизнеса Республики Крым.

Третий этап «создание конкурентного преимущества» (2027–2030 гг.) — Республика Крым может войти в десятку регионов-лидеров по развитию информационного общества и разработке программных продуктов в сфере информационных технологий.

В соответствии с действующим законодательством РФ, научная и научно-техническая продукция может быть передана пользователю для практического применения в соответствии с правами и экономическими интересами государства [22], а также исполнителям порядка и собственникам имущественных и личных неимущественных прав в отношении объектов технологии и прав интеллектуальной собственности, которые создаются в процессе выполнения заказа [23]. Процедуры, по нашему мнению, должны определять последовательность и условия передачи и использования прав на научно-техническую продукцию, определяемые договорами или соглашениями между заказчиком, исполнителем и пользователем такой продукции.

В то же время, компании, даже получившие надлежащие права, не занимаются или не могут провести рациональную коммерциализацию результатов исследований, и в нарушение законодательства, не берут на себя их. Необходимо создавать объекты прав интеллектуальной собственности [23].

Механизм коммерциализации научно-технических результатов, в соответствии с нормативными актами, имеет противоречия и неопределенности, поскольку большинство норм, регулирующих коммерциализацию научных и научно-технических результатов, являются общими или носят декларативный характер и не включают возможность производственной коммерциализации между заказчиком и подрядчиком. Поэтому в данной ситуации могут иметь место утраты национальной экономики от несанкционированного использования интеллектуального потенциала и информационных продуктов.

Решение вопроса о принадлежности прав собственности на технологии определяют Закон РФ «О передаче прав на единые технологии», а также ГК РФ, ст.1542 «Право на технологию» и, особенно, ст. 1550 «Общие условия передачи права на технологию»: «Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, лицо, обладающее правом на технологию, может по своему усмотрению распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора. Право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое. Передача прав на отдельные результаты из числа указанных результатов (на часть технологии) допускается лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь самостоятельное значение в соответствии с пунктом 5 статьи 1549 настоящего Кодекса» [22, 24, 25].

В то же время, законодательство не предусматривает способа обеспечения имущественных прав на технологии, созданные за счет государственных средств.

Если рассмотреть права собственности на технологии, созданные отчасти за счет собственных средств предприятий, организаций, учреждений и физических лиц, а частично за счет государственных средств, они распределяются по соглашению об их создании и используются в соответствии с соглашением об их передаче [22]. Если права собственности в технологии принадлежат главному администратору, то их использование происходит посредством передачи имущественных прав в порядке, который в настоящее время еще не определен.

В этой связи целесообразно принять специальный закон о правовом режиме и коммерциализации прав интеллектуальной собственности, созданных за счет средств государственного бюджета, компиляция условий для патентования и лицензирования состояния этой деятельности. Это снизит потери национальной экономики от несанкционированного использования интеллектуального потенциала и информационных продуктов.

ВЫВОДЫ

Требуется усиление государственной поддержки инновационного информационного предпринимательства. Специфика программных продуктов является крупнейшей незащищенностью их как интеллектуальной собственности. Решением этой проблемы является компиляция условий для патентования и лицензирования состояния этой деятельности.

В законодательстве РФ вопросы об использовании результатов интеллектуальной собственности в информационной экономике, которые осуществляются за счет средств государственного бюджета, и распределения имущественных прав на них, подробно не урегулированы. Российская законодательная база состоит из нормативных актов разного уровня, которые не взаимосвязаны системно. Целесообразно принять специальный закон, касающийся правового регулирования и коммерциализации объектов прав интеллектуальной собственности, созданных за счет средств государственного бюджета, что снизит потерю национальной экономики от несанкционированного использования интеллектуального потенциала и информационных продуктов.

Предложенные основные направления стратегического планирования и прогнозирования информационного предпринимательства в Республике Крым включают: разработку и внедрение высокотехнологичных решений и систем, максимально эффективное взаимодействие между органами власти Республики; разработку и внедрение отечественного программного обеспечения в рамках государственной политики возмещения ущерба; разработку и реализацию значимых проектов, направленных на снятие напряженности, связанной с интеграцией региона в правовое поле Российской Федерации; деятельность по обеспечению информационной безопасности, использование средств криптографической защиты информации, обработки и хранения информации в рамках оказания услуг центра обработки данных; модернизацию и внедрение новых инфраструктурных решений в исполнительных органах государственной власти Республики Крым, подведомственных организациях, администрациях муниципальных образований, а также в хозяйственном секторе Республики Крым; выдачу квалифицированных сертификатов ключей электронной подписи, сертификатов электронной подписи, выдачу и обслуживание средств электронной подписи в информационных системах и системах исполнительных органов государственной власти Республики Крым, отнесенных к их ведению организациями, а также аналогичные системы в деловом секторе.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, что стало особенно важным в период пандемии коронавируса. На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту малого бизнеса или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т. д. С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику. Антикризисные меры выступили инструментом «быстрого реагирования». Но сейчас в условиях неопределенности распространения короновирусной инфекции и ее длительности с учетом тех сдерживающих факторов развития малого бизнеса, которые были и до пандемии, безусловно, государственное регулирование должно быть направленное на улучшение институциональный среды малого бизнеса.

Предложенная стратегия повышения эффективности информационного предпринимательства в Республике Крым позволит осуществить планирование и прогнозирование масштабных эффектов, оказываемых на информационную предпринимательскую деятельность.

REFERENCES

1. Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda [Elektronnyy resurs] // Ofitsial’nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ru/structure/628 (data obrashcheniya: 20.01.2021).

2. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossii (Utv. Prezidentom RF 7 fevralya 2008 g. № Pr-212) [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovoy portal GARANT.RU. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/#ixzz4eiU25bCS (data obrashcheniya: 20.01.2021).

3. Kliri L. Tendentsii razvitiya informatsionnykh tekhnologiy / Liam Kliri // Windows ITPro/re. — 2017. — № 4 (aprel’). — S. 18–20.

4. Fuchs C. The implications of new information and communication technologies for sustainability / C. Fuchs [Electronic Resource] // Environment, Development and Sustainability. — 2008. — Volume 10, Issue 3 (June). — Pp. 291–309. — Access Mode: doi.org/10.1007/s10668-006-9065-0 (date of the application: 20.01.2021).

5. Kirilchuk S.P. Challenges of strategic Planning at a modern Enterprise/ S.P. Kirilchuk, E.V. Nalivaychenko, T.N. Skorobogatova, Cherniavaia A.L., A.O. Kaminskaya // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. — 2020. — Special Issue (10/01-XI.). — P. 43–46.

6. Irawan, T. ICT and economic development: comparing ASEAN member states / T. Irawan [Electronic Resource] // International Economics and Economic Policy. — 2014. — Volume 11, Issue 1–2 (February). — Pp. 97–114. — Access Mode: doi.org/10.1007/s10368-013-0248-5 (date of the application: 20.01.2021).

7. Lane N. Advancing the Digital Economy into the 21st Century / N. Lane [Electronic Resource] // Information Systems Frontiers. — 1999. — Volume 1, Issue 3 (October). — Pp. 317–320. — Access Mode: doi.org/10.1023/A:1010010630396 (date of the application: 20.01.2021).

8. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States (Classic Reprint) / F. Machlup. — London: Forgotten Books, 2018. — 440 r.

9. S pomoshch’yu resheniya Cisco Wideband kanadskaya kompaniya Videotron ustanovila rekord skorosti peredachi dannykh v Internete [Elektronnyy resurs] // Cisco Systems. — Rezhim dostupa: www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/1049.html/ (data obrashcheniya: 20.02.2021).

10. Okinavskaya Khartiya global’nogo informatsionnogo obshchestva (Okinava, 22 iyulya 2000 goda) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: en.unesco.org/ (data obrashcheniya: 20.02.2021).

11. BigCharts [Electronic Resource] // Investment research Web site. – Access Mode: www.bigcharts.com (date of the application: 20.02.2021).

12. Panasenko A. Obzor Microsoft Forefront Client Security / A. Panasenko [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.anti-malware.ru/node/57 (data obrashcheniya: 20.02.2021).

13. Komp’yuternyy mir №2, fevral’ 2014 [Elektronnyy resurs] // Zhurnaly onlayn. — Rezhim dostupa: jurnali-online.ru/kompyuternie/kompyuternyj-mir-2-fevral-2014.html (data obrashcheniya: 20.02.2021).

14. Nalivaychenko E.V. Managing Intellectual Property in Information Econom / E.V. Nalivaychenko, S.P. Kirilchuk, N.V. Apatova, T.N. Skorobogatova, O.V. Boychenko// Astra Salvensis. — 2018. — VI. Special Issue. — P. 711–721.

15. Levenkov O. 90% IB-ekspertov schitayut IoT glavnoy ugrozoy bezopasnosti v 2017 godu / O. Levenkov [Elektronnyy resurs] // Kompaniya «Aladdin R.D.». — Rezhim dostupa: www.aladdin-rd.ru/company/pressroom/articles/45240/ (data obrashcheniya: 21.02.2021).

16. Krugman, R. Putin’s Bubble Bursts / P. Krugman [Electronic Resource] // The New York Times. — Access Mode: www.nytimes.com/2014/12/19/opinion/paul-krugman-putins-bubblebursts.html?_r=1 (date of the application: 21.02.2021).

17. Kirilchuk S.P. The development of methods for the innovation infrastructure progress in Srimea region / S.P. Kirilchuk, E.V. Nalivaychenko // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — 2017. — Vol VIII, Issue 4 (26). Summer. – P. 1226–1240.

18. Modul’naya kontseptsiya tsifrovoy transformatsii [Elektronnyy resurs] // Institut analiza investitsionnoy politiki. – Rezhim dostupa: mniap.rf/digital-transformation/ (data obrashcheniya: 21.02.2021).

19. Malyy biznes [Elektronnyy resurs] // Ekonomika bez virusa: Ofitsial’nyy internet-resurs dlya informirovaniya predprinimateley po voprosam podderzhki v period koronavirusa (COVID-19), 2020. — Rezhim dostupa: covid.economy.gov.ru/malyy-biznes (data obrashcheniya: 21.02.2021).

20. Mery podderzhki biznesa [Elektronnyy resurs] // Stopkoronavirus.rf: Ofitsial’nyy internet-resurs dlya informirovaniya naseleniya po voprosam koronavirusa (COVID-19), 2020. — Rezhim dostupa: ctopkoronavirus.rf (data obrashcheniya: 21.02.2021).

21. Ob utverzhdenii perechnya otrasley rossiyskoy ekonomiki, v naibol’shey stepeni postradavshikh v usloviyakh ukhudsheniya situatsii v rezul’tate rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii: Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 03.04.2020 № 434 (red. ot 18.04.2020) [Elektronnyy resurs] // SPS «Konsul’tant-Plyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (data obrashcheniya: 21.02.2021).

22. O peredache prav na yedinyye tekhnologii: Federal’nyy Zakon ot 25.12.2008 N 284-FZ [Elektronnyy resurs] // SPS «Konsul’tant-Plyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83000/ (data obrashcheniya: 21.02.2021).

23. Mezhdunarodnyy al’yans intellektual’noy sobstvennosti [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.securitylab.ru/news/291275.php (data obrashcheniya: 21.02.2021).

24. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast’ chetvertaya) ot 18.12.2006 N 230-FZ (red. ot 30.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 17.01.2021) [Elektronnyy resurs] // SPS «Konsul’tant-Plyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (data obrashcheniya: 21.02.2021).

25. Obshchiye usloviya peredachi prava na tekhnologiyu / GK RF Stat’ya 1550 [Elektronnyy resurs] // SPS «Konsul’tant-Plyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/caa9eb081dcc5da58e05a22e284a71f227e36002/- (data obrashcheniya: 21.02.2021).