ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

FEATURES OF THE CLUSTER APPROACH IN THE RECREATIONAL SPHERE OF THE REGION IN THE CONTEXT OF DIGITAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: «SCIENTIFIC BULLETIN: FINANCE, BANKING, INVESTMENT»  Issue 1 (54), 2021

Section  Economics and management of regional economy

Publication text (PDF):Download

UDK: 332.133.6:338.48

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Borsh Lyudmila Mihaylovnа,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Polskaya Svetlana Igorevna,

Assistant of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-1-198-213

PAGES: from 198 to 213

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: health resort and tourist cluster, infrastructure, innovative resource, resource base, model, methodology, cluster approach.

ABSTRACT (ENGLISH):

The use of the cluster approach in the recreational sphere is an innovative resource and is a system for the formation and development of a cluster, the creation of entrepreneurial networks that affect the increase in the competitiveness of the economy, indicates the need to search for ways focused on optimizing the spatial structure of relations between the state, regions, municipal districts, subjects, management, research institutions and investors. The application of the cluster approach is based on the targeted approach of the system of methods and methodological techniques, which helps to reduce unnecessary activities to achieve the overall goal of the cluster. When determining the financial and resource provision of the cluster, methods of analysis and comparison were used. A comparative analysis of the response to the cluster alliance system of large, medium and small businesses is given. The investments of financial resources for the creation of the conditions for the sustainable development of the sanatorium-resort and tourist cluster, taking into account the internal and external resources of the state, region and municipalities, are analyzed. A comparative analysis of the influence of the federal target program of socio-economic development on the formation of a sanatorium-resort and tourist cluster in the region is carried out. The advantages of the structural model of corporate development of the cluster are determined. It was revealed that the cluster develops digital, innovative and investment infrastructure with the aim of efficient booking, accommodation and operational service of the receiving party. As a result, were obtained on the characteristic features of the sanatorium-resort and tourist cluster in the region; the application of the cluster and target approach, which contributed to the formation of a matrix of multiplicative impact on the economy.

Введение

В современных условиях хозяйствования, когда конкурентоспособность национальной экономики государства поставлена в прямую зависимость от эффективности внутренней организации ее региональных подсистем, все большую популярность набирает концепция кластерного подхода в рекреационной сфере, что и определяет актуальность темы. Формирование и развитие в регионе санаторно-курортного и туристического кластера является приоритетным с точки зрения географического местоположения региона и природно-климатических условий. С развитием предпринимательских сетей в сфере рекреации формируется цифровая, инновационно-инвестиционная инфраструктура, что обусловлено историко-культурным наследием и наличием богатого ресурсного потенциала. В процессе своего развития кластеру необходима научная основа формирования и применения методов, поэтому тема исследования является актуальной и своевременной. Данное исследование посвящено региональному развитию на примере Республики Крым (далее по тексту «регион»). Именно развитие кластерной системы региона утверждено Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 28 июня 2019 года №774-р «Об утверждении стратегии развития туристского кластера Республики Крым». Развитие рекреационной сферы в регионе является одной из основных задач по обеспечению благоприятных условий развития экономики. Благодаря развитию туристской сферы российская экономика может повысить свой экономический и политический рейтинг. Данная сфера «веером» затрагивает сельское хозяйство, промышленность, строительство, сферу услуг и др. В данном исследовании с целью эффективного использования ресурсного потенциала используется кластерный подход, в виде инновационного ресурса, способствующего трансформационным процессам развития в регионе санаторно-курортного и туристского кластера и более быстрому изменению в потребностях услуг. Выгодное сотрудничество малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления в кластере предполагает процесс развития и получения синергетического эффекта. Вопросы формирования и развития предпринимательских структур, функционирования и управления рекреационной сферой отражены в трудах российских ученых: Аникина П.В. [2], Акимова О.Е. [1], Борщ Л.М. [3], Воробьев Ю.Н., Блажевич О.Г. [5], Груздева Е.В. [7], Гельманова З.С. [6], Дамбаева Н.П. [8]. Вопросы инновационного регионального развития кластера и применения инструментов туристского инжиниринга с целью формирования привлекательности регионов отражены в трудах: Захарченко Л.А. [9], Борщ Л.М. [4], Макеева Д.Р. [10], Трофимова О.М. [17], Фролова Е.В. [20], Орлова А.К. [13]. Проблемы регионального развития кластеров и формирования в них прибыльности раскрываются в трудах отечественных и зарубежных ученых: Маркова Л.С. [11], Мартина Р. [22], Прокофьева Т.А. [15], Рудченко В.Н. [16], Разминене К. [23], Шильченко Т.Н. [21].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Стремительное формирование и развитие в регионе санаторно-курортного и туристского кластера вошло в региональный оборот и было принято, как «распоряжение к действию». В процессе подготовки стратегии развития туристского кластера возникало множество вопросов о роли кластера в экономическом развитии. Определено, что участниками кластера будет множество структур, был разработан механизм кластеризации и методика поддержки всех процессов.

Целью исследования является поиск путей, ориентированных на оптимизацию пространственной структуры, эффективное государственное управление, выявление основных преимуществ с целью повышения конкурентоспособности региона.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать основные особенности ресурсной базы в регионе;
  • определить направления развития санаторно-курортного и туристского кластера;
  • выявить факторы обеспечения рекреационных услуг и их критерии;
  • провести сравнительный анализ финансовых показателей;
  • определить основные причины, влияющие на замедление развития санаторно-курортного и туристского кластера в регионе.

Результаты

Кластеризация рекреационной сферы в национальной и региональной экономике рассматривается многими учеными как путь, обеспечивающий наиболее гибкие формы кооперации, координации и интеграции совместных усилий экономических субъектов хозяйствования.

На наш взгляд, кластер — это территориальное объединение взаимосвязанных предприятий различных сфер деятельности в пределах региональных территорий, направляющих свою деятельность на повышение конкурентоспособности в сфере услуг, эффективное использование ресурсов, развитие инфраструктуры, «веерно» влияет на все сферы развития в регионе и мультипликативно воздействует на экономику региона в целом.

Закономерно, что особую актуальность эта тема приобрела в рекреационной сфере, развитие которой для региона является приоритетной, в связи с удачным географическим расположением (на перекрестке транспортных путей), благоприятными природно-климатическими, историко-культурными условиями, наличием трудовых ресурсов. Основной характерной особенностью региона является наличие ресурсной базы, к которой относятся:

  • продолжительность береговой линии;
  • песочные пляжи и прекрасный теплый климат;
  • продолжительность солнечных дней в году;
  • лечебные озера;
  • свободные прибрежные территории, наличие которых интересно для путешественников и является привлекательным для инвесторов.

При этом следует отметить, что инфраструктурное обеспечение предпринимательства в рекреационной деятельности по производству и реализации рекреационного продукта для комплексного обслуживания деятельности санаторно-курортного и туристского кластера требует постоянного развития новых креативных направлений. Следует отметить, что в регионе активно развиваются следующие направления сфер обслуживания:

  • создание молодежных центров активного отдыха на воде;
  • детские лечебные, оздоровительные и развлекательные центры;
  • молодежные тренировочные школы и соревновательные центры;
  • социально-рекреационные центры, центры семейного отдыха с детьми;
  • специализированные центры профилактического лечения заболеваний (по направлениям);
  • центры разгрузки психоэмоционального состояния (снятие стрессов под наблюдением врачей);
  • центры событийного отдыха (бизнес, праздники, свадьбы, юбилеи и прочие);
  • дни изысканной кулинарии народов региона;
  • фестивали и творческие дни культуры.

Учитывая всестороннюю сферу предоставления услуг, важным фактором обеспечения рекреационных услуг является территориальное приближение инфраструктурных объектов. К таким факторам относятся:

  • модульные сооружения игровых и развлекательных центров;
  • приближенность объектов питания и быта;
  • наличие объектов бытовых услуг и торговли;
  • наземные спортивные комплексы и сооружения;
  • наличие водных причалов;
  • стадионы;
  • наличие административных сфер обслуживания (конференц-залы);
  • наличие сфер обслуживания (СПА, сауны, бани, бассейны, комнаты релаксации).
  • банковская сфера обслуживания.

Деятельность санаторно-курортного и туристского кластера направлена на формирование и развитие предпринимательских сетей, из чего следует, что вся инфраструктура рекреационной сферы служит инфраструктурным обеспечением предпринимательской деятельности, и определяется ее эффективностью, при помощи критериев оценки.

К данным критериям относятся:

  • применения комплексного подхода в едином центре решения вопросов по поддержке предпринимательства, в определении скорости взаимодоверия как подсистемы гарантийного бесперебойного обеспечения;
  • доступность услуг имеющейся инфраструктуры всем предпринимательским структурам для предоставления услуг потребителям;
  • результативность — доступные инфраструктурные сети обеспечивают предпринимательским организациям систему эффективности по предоставлению услуг в рекреационной сфере;
  • управляемость — единый централизованный орган управления инфраструктурой в санаторно-курортном и туристском кластере;
  • процесс адаптации — приспособление рекреационной инфраструктуры к изменениям внешней среды; способность к креативности, как к процессу развития;
  • процессы взаимодействия-согласованности в системе кластера внутренних подсистем на уровне рекреационной инфраструктуры, повышение эффективности, через систему быстрого реагирования на изменения и возросшие потребности.

Внутренняя система рекреационного кластера и его инфраструктура под воздействием многих факторов постоянно изменяются, возникают новые потребности на уровне предпринимательских организаций и на уровне потребительского рынка внутри кластера, к которым можно отнести: банковскую сферу, инжиниринг, систему бронирования билетов авиа и железнодорожных перевозок и др. [14]. Следует учитывать, что развитая рекреационная сфера способна в дальнейшем решить такие важные социально-экономические вопросы как здоровье человека, эффективное использование экономически отсталых регионов, интегрируя совместные усилия с центрами рекреационной сферы. Применение кластерного подхода формирует систему показателей, которые анализируются. На основе анализа разрабатываются мероприятия, которые дополнительно повышают развитие санаторно-курортного и туристического кластера в Республике Крым.

В начале 2014 года рекреационная сфера в Республике Крым находилась в состоянии «застоя». Начиная с 2015 года увеличились финансовые вложения предпринимательских сетей и организаций (без субъектов малого предпринимательства). Динамика финансовых вложений представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал сферы туризма и здравоохранения (Составлено на основании [12; 19])

Субъекты туристской деятельности могут быть объединены в кластеры, то есть территориальные объединения предприятий рекреационной сферы, создавая организационную экономическую систему, взаимодополняющую друг друга, сохраняя право самостоятельного осуществления своей текущей и стратегической хозяйственной деятельности.

Формирование туристских кластеров осуществляется на основе туристских активов региона и состоит из предприятий сферы обслуживания (гостиницы, предприятия общественного питания, производители сувенирной продукции, транспортные предприятий, сельхозпроизводители и другие).

В документе по созданию концепции кластеров (далее концепция) указано на то, что: «Важнейшим показателем деятельности кластеров является их высокая конкурентоспособность на мировом рынке. Поэтому, кластерный подход в развитии страны является одной из характерных черт современной инновационной экономики. Кроме того, кластеры выступают комбинацией конкуренции и кооперации, следовательно, объединение в одних сферах помогают успешно вести конкурентную борьбу с другими объединениями».

В данную сферу развития предприниматели внесли значительный вклад как долгосрочных, так и краткосрочных финансовых вложений, что свидетельствует о предпринимательской активности. Глобализация и инновационные процессы в экономике, усиление международной конкуренции привели к росту популярности новой производственной инновационной модели, в рамках которой все участники производства стремятся объединиться в кластеры. Структурная модель кластера отражена на рисунке 2.

Рис. 2. Структурная модель корпоративного кластера (Составлено авторами)

К основным причинам, тормозящим внедрение кластеров, можно отнести:

  • отсутствие нормативного определения «кластера», его видов, комплексной методологии стандарта мероприятий в механизме реализации кластеров, отсутствие достаточного информационного обеспечения создания и функционирования кластеров;
  • недостаточная заинтересованность малых и средних предприятий объединяться в большие производственные системы;
  • отсутствие опыта функционирования кластеров в Республике Крым;
  • отсутствие иностранных инвестиций из-за введения санкций.

Причинами недостаточной развитости туристских кластеров являются:

  • недостаточно развитая методологическая база, в частности, по оценке эффективности деятельности туристических кластеров;
  • низкий туристический имидж, из-за введения санкций;
  • отсутствие квалифицированных специалистов в туристической отрасли;
  • слабое понимание компетенций в кластерных объединениях;
  • отсутствие методологии законодательных актов по созданию и функционированию кластеров, распределению прибыли между участниками и ликвидации туристских кластеров;
  • незаинтересованность и непонимание органов исполнительной власти в вопросах создания таких объединений;
  • низкое качество промышленной продукции и других, смежных с туризмом отраслей экономики.

Нерешенными вопросами, которые препятствуют развитию кластеров, является отсутствие методики оценки эффективности деятельности таких формирований, в частности, эффективности деятельности органов власти, органов местного самоуправления как участников или координаторов этих объединений.

Повышая конкурентоспособность туристической сферы для достижения международных стандартов в предоставлении туристических услуг необходимо совершенствовать систему государственного управления этой отраслью.

Несмотря на то, что в России ежегодно создается все больше кластерных объединений, среди которых и туристические, на государственном уровне они не имеют достаточной поддержки и законодательно-нормативного утверждения. Для России появилась очень важная потребность в формировании системы государственного управления кластером, а именно:

  • определение конкретных целей деятельности каждого вновь созданного и уже обозначенных ранее кластеров;
  • разработка перспективных планов и определение средств на их реализацию, для чего необходимо создать нормативную методологию по достижению цели в эффективном развитии кластера;
  • систематический контроль, оценка работы и результатов;
  • сравнение полученных результатов с поставленными целями, регулирование и определение корректирующих мероприятий для достижения запланированных результатов.

Такое развитие становится фактором усиления национальной и региональной конкурентоспособности. Таковы реалии рынка, которые являются признаком современной инновационной экономики. Мировая практика показала, что создание санаторно-курортного и туристского кластера в регионе обусловливает и оказывает решающее влияние на процессы усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности.

Опыт мировых лидеров показывает, что одной из перспективных отраслей хозяйства по созданию кластера является рекреационная сфера. В Республике Крым главной предпосылкой формирования и развития санаторно-курортного и туристского кластера является значительный потенциал, выраженный территориальной концентрацией естественно-рекреационных, климатических, бальнеологических ресурсов, исторических памятников, историко-культурных и природных заповедников.

Отметим, что создание санаторно-курортного и туристского кластера в регионе влияет на развитие предпринимательских сетей, формирование цифровой, инновационной и инвестиционной инфраструктуры. Сформированная инфраструктура становится барьером по уменьшению угроз внешней среды, что влияет на улучшение общего имиджа региона, в чем и заинтересована Республика Крым.

Результаты федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» по формированию туристско-рекреационных кластеров в 2019 году отражены на рисунках 3 и 4.

Рис. 3. Формирование туристско-рекреационных кластеров, млн рублей в ценах соответствующих лет (Составлено на основании [18])

Рис. 4. Формирование туристско-рекреационных кластеров по обеспечению инфраструктурных объектов, млн рублей в ценах соответствующих лет (Составлено на основании [18])

Данная Федеральная целевая программа носит социальный характер и направлена на: отдых и оздоровление детей; лечебно-оздоровительный отдых; формирование инфраструктуры в районе озера Чокрак, Черноморском районе, Коктебеле; реконструкцию набережной в Коктебеле и Феодосии; уличную реконструкцию в Евпатории. Реализуемая Федеральная программа способствует развитию инфраструктуры, формированию и развитию предпринимательских структур в рекреационной сфере. На данный момент начинается новый этап в повышении конкурентоспособности экономики региона с помощью кластерных формирований, усиливается развитие пищевой, сельскохозяйственной и других сфер деятельности. До настоящего времени нет, ни одного кластера, который бы успешно конкурировал на международной арене, в частности, это касается и туристско-рекреационной сферы. Развитость инфраструктуры в этом вопросе стоит на первом месте.

Государственное регулирование, управление и контроль за деятельностью субъектов туристической сферы осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым, которое является правительственным органом государственного управления. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности субъектов предпринимательской деятельности по созданию материально-технической базы с целью предоставления услуг по временному размещению (проживанию), питанию, транспортному, экскурсионному, торговому, спортивному, культурному и другому обслуживанию. Кроме того, взаимодействует с государством в вопросах реализации государственных целевых программ, государственной политики в туристической и курортной отрасли, с субъектами предпринимательской деятельности, их объединениями и другими организациями, в том числе молодежными.

Государственное регулирование в курортной и туристических сферах деятельности, имеет определенную специфику и зависимость от природных и историко-культурных ресурсов. Основной составляющей государственного регулирования экономики региона должно быть планирование развития курортологии и туризма, которые государство признало приоритетными отраслями. Вмешательство государства в реальный сектор экономики, в частности сферу туризма, необходимо, для разработки стратегических основ планирования туристической сферы, в частности, организации освоения всего потенциала туристических территорий, ресурсов, в том числе инфраструктурных потребностей и сферы досуга, осуществления специализированных научных исследований. Размещение и проектирование туристических объектов с учетом контроля загрязнения окружающей среды, что поспособствует более эффективному развитию туризма. Таким образом, исследуется возможность использования туристических территорий, определяются предельно допустимые объемы размещения туристов с целью недопущения избыточной нагрузки на природную экологическую систему. В ходе данных мероприятий обосновывается экономическая целесообразность строительства и размещения туристических и лечебно-оздоровительных объектов. Участники туристического рынка могут совместно с государством разрабатывать комплексные туристические маршруты и рекламировать их на международном рынке.

Государство влияет на рекреационную деятельность путем устранения препятствий в государственном управлении туристско-рекреационной сферы и способствует созданию туристско-рекреационных кластеров с участием органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, государственное управление трансформируется от прямого управления к непосредственному участию в деятельности рекреационной и туристической сфер, способствует большей осведомленности по вопросам (особенно по формированию благоприятных условий макросреды участников рынка), возникающим в деятельности рекреационного санаторно-курортного туристского кластера, и заинтересовано в преодолении препятствий с целью достижения цели по укреплению конкурентоспособности региона.

Государственное регулирование и управление рекреацией санаторно-курортного туристского кластера в регионе, как сферы экономики является целенаправленным воздействием государственной политики на экономические, административно-правовые и организационные отношения между субъектами данного кластера.

Отметим, что государство влияет на рекреационную деятельность преимущественно через законодательные и нормативно-правовые акты, к которым относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Хозяйственный кодекс Российской Федерации, целевые государственные программы.

Государственное управление рекреацией санаторно-курортного туристского кластера, в туристской сфере — это координация и контроль деятельности субъектов с учетом задач и направлений развития, а также выполнения экономических программ.

Отметим, что к государственным рычагам стимулирования инновационного развития относятся:

  • формирование региональной государственной политики;
  • формирование инфраструктуры, социальной и конкурентной среды, по оказанию услуг;
  • формирование новых ноосферных инструментов развития рекреации санаторно-курортного туристского кластера;
  • социально-хозяйственные инструменты рекреационного санаторно-курортного туристского кластера и экологической безопасности.

К факторам системы государственного управления относятся:

  • технологические;
  • социальные;
  • экономическая эффективность;
  • экологические;
  • организационные и управленческие;
  • инвестиционно-инновационные;
  • мероприятия по подготовке кадрового потенциала;
  • меры стимулирующего характера инвесторов в инновации.

Данные факторы формируют инфраструктуру санаторно-курортного туристского кластера, коммуникационную безопасность, комфортную окружающую среду, минимизацию вреда окружающей среде, бережное отношение к имеющимся ресурсам, что приведет к социальным стандартам потребительского спроса и достижению социального и экономического эффекта.

Для выхода на мировой рынок в российской экономической системе формируется концепция кластерного подхода — государство заинтересовано в создании и функционировании таких кластеров, которые являются инструментом повышения конкурентоспособности экономики. Они способны определять основные вопросы регионального развития, разрабатывать приоритеты государственной региональной политики с учетом общенациональных потребностей и интересов. Таким образом, определено, что государственная региональная политика должна основываться на создании условий для повышения конкурентоспособности регионов и устранения их неравномерного развития с целью повышения конкурентоспособности государства на международных рынках.

В результате внедрения концепции управления можно за короткое время повысить эффективность работы туристского кластера за счет мобилизации имеющихся ресурсов, эффективного использования организационного и ресурсного потенциала, а также переориентации персонала на достижение высоких результатов деятельности.

Процесс внедрения кластерной модели организации хозяйственной деятельности находится в стадии становления. Несмотря на осуществление ряда мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отдельных секторов экономики и ее регионов на базе кластерной модели, количество действующих кластеров остается незначительным, что не дает желаемых результатов. Особенно это касается туристской отрасли, которая является перспективной в данном отношении. На государственном уровне проводятся действия федеральных органов власти по развитию туризма в регионах (рис. 5).

Из рисунка следует, что на развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета (межбюджетные субсидии), бюджета субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных источников, прочих расходов. Затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности в Республике Крым составили: в 2015 году 596803,9 тыс. руб.; в 2016 году этот показатель составил 615203,2 тыс. руб.; в 2017 году — 620802,5 тыс. руб. [12].

Рис. 5. Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации (Составлено на основании [12; 19])

Общие (капитальные и текущие) затраты на инновационную деятельность в 2019 году составили 764058,9 тыс. руб. Следует отметить, что затраты по источникам финансирования организаций в 2019 году составили 764,1 млн руб., собственные средства 386,6 млн руб., из Федерального бюджета 363,7 млн руб., бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты 8,7 млн руб., прочие 5,1 млн руб. [12]. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования организаций (больших и средних) за период 2016–2018 годы отражены на рисунке 6.

В настоящее время туризм занимает место одного из самых стабильно развивающихся секторов мировой экономики, который оказывает значительное влияние на социально-экономическое состояние многих стран. Для Российской Федерации туристический комплекс является стратегически значимой отраслью, для Республики Крым — традиционной основой экономики. Общемировые кризисные явления, развитие рыночной экономики, смена полюсов на международной экономической арене подчеркнули тот факт, что необходимо прибегнуть к перестройке тех способов организации национального производства, которые исчерпали себя.

Рис. 6. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования (больших и средних), млн рублей (Составлено на основании [12; 19])

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» одним из основных механизмов реализации стратегических приоритетов Республики Крым становится активная кластерная политика, позволяющая обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики за счет активизации взаимодействия и повышения конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных на территории одного региона.

Развитие туристических кластеров является приоритетным направлением экономического развития ряда ведущих стран мира. Кластеризация туристской индустрии способствует привлечению большего числа как иностранных, так и национальных туристов, обновлению инфраструктуры региона, разработке и внедрению инновационных проектов, а также приводит к масштабному мультипликативному эффекту. Мультипликационное воздействие санаторно-курортного туристского кластера, влияющего на развитие экономики отражено на рис. 7.

 

Рис. 7. Мультипликативное воздействие санаторно-курортного и туристского кластера на экономику региона (Составлено авторами)

Мультипликатор санаторно-курортного и туристского кластера по мнению специалистов и предварительным расчетам в 2019 году увеличил доходы за счет размещения туристов, доходы увеличились не только в туристической сфере, но и в по экономике в целом: до 90 % на товары курортного спроса, пассажиропоток до 65 %, товары народного промысла увеличились на 70 %, индустрия развлечений на 70 %, пассажирский авиатранспорт на 50 %, сфера услуг 48 %, транспорт по Республике Крым 30 %, продукты питания до 20 %, услуги связи до 20 %, доходы населения на 30 % [18]. Косвенное воздействие заключается в специфике доходов и расходов в туристской сфере, которая считается точкой роста в экономике региона.

Кластерная политика республики Крым может придерживаться определенной структуры построения санаторно-курортного и туристского кластера:

  • торговые учреждения — 24,5 %;
  • кафе, рестораны — 12,5 %;
  • туристические агентства — 6,2 %;
  • индустрия развлечений — 18,0 %;
  • подводная индустрия — 4,3 %;
  • предприятия инженерной инфраструктуры — 7,1 %;
  • парки развлечений — 5,9 %;
  • объекты спортивного экстремального туризма — 17,2 %;
  • научно-исследовательские центры исследования, — 10,1 %;
  • СПА центры — 12,9 %.

Предпосылкой возникновения туристского кластера является инициатива заинтересованных в этом субъектов, то есть создание инициативной группы. Это могут быть местные органы самоуправления, представители главных предприятий потенциального кластера, специализированные общественные и международные организации, которые могут финансировать такие проекты, научные и образовательные учреждения, а также специалисты, имеющие опыт организации кластеров в других регионах или отраслях.

К местному самоуправлению или инициативной группе на основе государственно-частного партнерства могут войти объединения органов местной власти (отдел культуры и туризма в структуре муниципального образования), субъекты ведущих туристических, предпринимательских частных структур.

Так, согласно действующему законодательству, государственно-частное партнерство (ГЧП) — сотрудничество между соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами — предпринимателями (частными партнерами), что осуществляется на основе договора [1].

В рамках осуществления государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством могут заключаться договоры о концессии, совместной деятельности, распределении продукции, другие договоры.

Финансирование такой структуры может осуществляться за счет:

  • финансовых ресурсов частных партнеров;
  • финансовых ресурсов, заимствованных в установленном порядке;
  • средств государственного и местных бюджетов;
  • других источников, не запрещенных законодательством [1].

На современном этапе развития региональной экономики модель санаторно-курортного и туристского кластера в регионе, как отдельная структура, образованная государственным или местным органом власти, является оптимальной. Основные концепты методики кластерного подхода отражены в таблице 1.

Таблица 1. Методика кластерного подхода в регионе *

Кластерная конструктивная политика Особые характеристики
1. Концепция цели кластера 1. Особенности ресурсной базы «ядра»
2. Целеполагание санаторно-курортного и туристского кластера в регионе 2. Факторы обеспечения
3. Развитие инфраструктурных сетей 3. Направления сфер обслуживания
4. Воспроизводственные процессы объектов недвижимости 4. Критерии оценки
5. Особые условия функционирования свободной экономической зоны 5. Формирование предпринимательских сетей
6. Реализация инвестиционно-инновационных проектов в рамках кластера 6. Система государственного управления
7. Стратегический, тактический и операционный уровни 7. Причины, тормозящие развитие
8. Эффективное управление ресурсами 8. Эффективный менеджмент
9. Ситуации эволюционного моделирования 9. Показатели эффективности и их анализ

* Составлено авторами

«Новые экономические условия» ставят перед органами государственной власти совершенно иные ориентиры. Осуществляется поиск инструментов для повышения конкурентоспособности как страны, так и ее регионов, в частности, с помощью использования кластерных моделей организации бизнеса. Санаторно-курортный и туристский кластер в Республике Крым — это ключевая организационная основа, которая находится в процессе формирования и уже сейчас позволяет реализовать приоритетные задачи, которые стоят перед органами государственной власти и местного самоуправления. Именно государство должно взять на себя роль инициатора в модернизации рекреационной сферы.

Применение структурной модели корпоративного кластера указывает на развитие объектов цифровой, инновационной и инвестиционной инфраструктуры для эффективного обслуживания и получения синергетического эффекта. Сформированная методика кластерного и целевого подхода поспособствует эффективному распределению и использованию ресурсов, не нарушая экологические нормы нагрузки на регион.

ВЫВОДЫ

Формирование концепции кластерного подхода санаторно-курортного туристского кластера Республики Крым является самоорганизующейся системой, в основе которой находится эволюционный подход, который учитывает процесс ее развития, имеет адаптивную природу и привязан к источникам туристско-рекреационных ресурсов, которые используются для удовлетворения потребностей населения в лечении, оздоровлении и активном отдыхе.

С точки зрения феномена «кластера» как экономической категории — это система, объединившая в статусе партнеров организации малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей вокруг ядра — «источника ресурсов», чтобы трансформироваться в динамическую систему — «кластер», который с целью эффективного управления при приеме входящей и исходящей информации, способен менять свою структуру адаптивными методами, повышать конкурентоспособность, свободно адаптироваться к технологическим процессам с большей добавленной стоимостью, способствовать установлению тесных деловых отношений между организациями и исследовательскими коллективами, финансовыми учреждениями и органами государственной власти.

Формирование санаторно-курортного туристского кластера в регионе предпочтительно рассматривать, как систему, в которой действуют методы и методология конструктивного управления, в основе которой заложены показатели для анализа: формирование предпринимательских сетей, развитие рекреационной сферы, оценка проведенных мероприятий и их эффект во времени, достижение синергетического эффекта.

В процессе создания и функционирования санаторно-курортного и туристского кластера, государство принимает активное участие, влияет на развитие через законодательные и нормативно-правовые акты, административно-правовые, организационные отношения, создавая координацию и комфортные условия развития.

REFERENCES

  1. Akimova O.Ye. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak instrument razvitiya industrii turizma v Rossiyskoy Federatsii / O.Ye. Akimova, S.K. Volkov // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2012. — № 2. — S. 43–48.
  2. Anikin P.V. Klasterizatsiya innovatsionno-obrazovatel’nogo prostranstva / P.V. Anikin, N.D. Frolova // Ekonomika obrazovaniya. — 2012. — № 4. — S. 91–99.
  3. Borshch L.M. Kontseptsiya vliyaniya instrumentov turisticheskogo inzhiniringa na formirovaniye i narashchivaniye finansovo-ekonomicheskogo potentsiala / L.M. Borshch // Aktual’nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. — 2015. — № 5. — S. 140–149.
  4. Borshch L.M. Sushchnost’ i prognoznoye razvitiye bal’neologicheskogo kompleksa Respubliki Krym / L.M. Borshch, A.V. Bul’ba // Problemy razvitiya finansovoy sistemy gosudarstva v usloviyakh globalizatsii: Trudy KHVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (Simferopol’, 18–21 marta). — Simferopol’, 2015. — S. 17–20.
  5. Vorobyоv Yu.N. Finansovaya bezopasnost’ organizatsiy rekreatsionnoy sfery / Yu.N. Vorobyоv, O.G. Blazhevich // Naukoviy vísnik: fínansi, banki, ínvestitsíí̈. — 2010. — № 2 (7). — S. 12–19.
  6. Gel’manova Z.S. «Zelenoye» stroitel’stvo kak effektivnyy instrument dlya obespecheniya ustoychivogo razvitiya territoriy / Z.S. Gel’manova, M.A. Amirkhanova, I.V. Georgiadi // Nauchnoye obozreniye. Ekonomicheskiye nauki. — 2016. — № 1. — S. 12–14.
  7. Gruzdeva Ye.V. Predprinimatel’skaya deyatel’nost’ v usloviyakh territoriy operezhayushchego razvitiya (na primere razvitiya turizma v TOR «KAMCHATKA») / Ye.V. Gruzdeva // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2016. — T. 7. № 4 (28). — S. 134–141.
  8. Dambayeva N.P. Kontseptsiya klasternogo podkhoda k razvitiyu ekonomki prigranichnogo regiona / N.P. Dambayeva // Vestnik Zabaykal’skogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — T. 25. №1. — S. 93–101.
  9. Zakharchenko L.A. Transgranichnyy klaster kak forma innovatsionnogo razvitiya regiona / L.A. Zakharchenko, G.B. Medvedeva // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki: tendentsii i perspektivy. — 2015. — T. 1. — S. 44–54.
  10. Makeyeva D.R. Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Rossii / D.R. Makeyeva, I.V. Khristoforova // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. — 2014. — № 5 (37). — S. 55–59.
  11. Markov L.S. Vliyaniye struktury i pribyl’nosti klastera na yego evolyutsiyu / L.S. Markov, M.V. Petukhova, V.M. Markova // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). — 2014. — № 3. — S. 95–100.
  12. Obshcherossiyskiy klassifikator vidov ekonomicheskoy deyatel’nosti OKVED 2 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (data obrashcheniya: 23.12.2020).
  13. Orlov A.K. Osobennosti investitsionnoy otsenki developerskikh megaproyektov s uchastiyem gosudarstva / A.K. Orlov // Ekonomika i predprinimatel’stvo. — 2015. — № 5–1 (58–1). — S. 892–895.
  14. Orlov A.K. Problemy i perspektivy realizatsii investitsionno-stroitel’nykh megaproyektov na primere sozdaniya turistsko-rekreatsionnykh klasterov / A.K. Orlov, T.A. Mal’tsev // Ekonomika i predprinimatel’stvo. — 2017. — № 8–4 (85–4). — S. 346–350.
  15. Prokof’yeva T.A. Problemy formirovaniya transportno-logisticheskikh klasterov v regionakh Rossiyskoy Federatsii / T.A. Prokof’yeva, V.V. Klimenko // Vestnik transporta. — 2012. — № 3. — S. 2–12.
  16. Rudchenko V.N. Klastery v turizme: osobennosti klassifikatsii, protsess formirovaniya i metody otsenki / V.N. Rudchenko // Obshchestvo. Sreda. Razvitiye. — 2016. — № 4 (41). — S. 12–18.
  17. Trofimova O.M. K voprosu o formirovanii innovatsionnykh klasterov v regional’noy ekonomike / O.M. Trofimova [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik Ural’skoy akademii gosudarstvennoy sluzhby. — 2010. — № 2 (11). — Rezhim dostupa: vestnik. uapa.ru/ru-ru/issue/2010/02/10 (data obrashcheniya 23.12.2020).
  18. Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i goroda Sevastopol’ do 2022 goda: Federal’naya tselevaya programma [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/socialno_ekonomicheskoe_razvitie_respubliki_krym_i_goroda_federalnogo_znacheniya_sevastopolya/federalnaya_celevaya_programma_socialno_ekonomicheskoe_razvitie_respubliki_krym_i_g_sevastopolya_do_2022_goda/ (data obrashcheniya: 23.12.2020).
  19. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial’nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/folder/10705 (data obrashcheniya: 23.12.2020).
  20. Frolova Ye.V. Razvitiye turisticheskoy privlekatel’nosti Rossiyskikh territoriy: sovremennyye tendentsii i upravlencheskiye praktiki / Ye.V. Frolova, Ye.Ye. Kabanova // Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2016. — № 1 (43). — S. 153–169.
  21. Shil’chenko T.N. Potentsial razvitiya klasterov v ekonomike regiona / T.N. Shil’chenko // Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki. — 2014. — № 1. — S. 25–32.
  22. Martin R. Deconstructing Chaotic Concept or Policy panacea? / R. Martin, P. Sunley // Economic Geography. — 2003. — Vol. (1). — P. 9–10.
  23. Razminiene K. Economic globalization and its impacts on clustering / K. Razminiene, M. Travonaviciene // Terra Economicus. — 2017. — Vol. 2. — P. 109–121.